лучшие соло джимми пейджа

Группы >Самые яркие риффы Джимми Пейджа времен Led Zeppelin

Хотите играть как Джимми Пейдж? Мы знаем, как это сделать! Читайте наш сегодняшний урок.

Настоящий бог гитары Джимми Пейдж (Jimmy Page) — один из лучших соло-гитаристов в мире рок-музыки. Смелый, спонтанный, мелодичный, блюзовый, неожиданный, яркий, захватывающий и (да-да) небрежный — все это и многое другое можно сказать о его стиле игры.

Было время, когда Пейдж, казалось бы, сдавал позиции, но, несмотря ни на что, он всегда справлялся со всеми трудностями и вновь возносился к самым вершинам. Посмотрим на одни из самых ярких фраз и риффов этого замечательного гитариста.

Фразы Джимми Пейджа

На РИС. 1А изображена основополагающая блюзовая фраза, которую Джимми часто вставлял в свои соло. Сложно найти хоть одну композицию ранних Led Zeppelin, в которой нет этой фразы. Она присутствует везде: “Good Times Bad Times”, “Communication Breakdown”, “Dazed and Confused”, “Whole Lotta Love”, “The Lemon Song”, “Moby Dick” и многие-многие другие не менее известные работы.

Попробуйте сыграть эту фразу разными способами звукоизвлечения, например, только даунстроки, схема «вниз-вниз-вверх» и гибридная техника (медиатор и пальцы). РИС.1 В — это вариация на ту же фразу шестнадцатыми нотами. Обратите внимание на смещение ритма: акценты здесь приходятся на разные доли такта, а не только на сильную долю.

Пейдж использует такой подход в начале соло к “Good Times Bad Times” (Led Zeppelin). Фраза на РИС. 1С передает ощущение триольности. Здесь добавляются пулл-оффы на второй струне. Она очень напоминает моменты из соло к “Dazed and Confused” (Led Zeppelin).

лучшие соло джимми пейджа. Смотреть фото лучшие соло джимми пейджа. Смотреть картинку лучшие соло джимми пейджа. Картинка про лучшие соло джимми пейджа. Фото лучшие соло джимми пейджа

У всех соло Пейджа есть нечто общее, а именно тематические повторы. Некоторые темы имеют вид расширенных мелодических фраз (как, например, начальные такты “Black Dog”, “Over the Hills and Far Away” или “Achilles Last Stand”), а некоторые проявляются в форме повторяющихся фраз на соседних струнах, основанных на мажорной (1-2-3-5-6) и минорной (1-3b-4- 5-7b) пентатонических гаммах.

На РИС. 2А — секстольная фраза, основанная на пентатонике Е минор (E-G-A-B-D), на первой и второй струнах. Наверное, самый известный пример ее применения — заключительная часть соло к “Stairway to Heaven” (Led Zeppelin IV, также известный как ZOSO).

Чтобы достичь хорошей скорости, нужна четкая медиаторная техника (попробуйте схему «вверх-вниз» или «вниз-вниз»).

РИС. 2В — комбинация триолей с ровными шестнадцатыми. Фраза основана на пентатонике Е минор и включает пулл-оффы и хаммер-оны. РИС. 2С — смесь А-мажорной (A-B-C#-E-F#) и A-минорной (A-C-D-E-G) пентатоник. Такой рисунок Пейдж играет, например, в “Heartbreaker” (Led Zeppelin II). РИС. 2D — чистая пентатоника А минор. Она встречается в композиции “Rock and Roll” (Led Zeppelin IV). Схема движения медиатора «вниз-вниз», пожалуй, лучший вариант в данном случае.

лучшие соло джимми пейджа. Смотреть фото лучшие соло джимми пейджа. Смотреть картинку лучшие соло джимми пейджа. Картинка про лучшие соло джимми пейджа. Фото лучшие соло джимми пейджа

Пейдж часто украшает свои соло пассажами на основе гамм. На РИС. 3А представлена нисходящая последовательность нот, сгруппированных в тройки, на основе пентатонической гаммы Е минор в двенадцатой позиции. Пассаж содержит целый ряд пулл-оффов. Похожую фразу Пейдж играет в заключительном соло к “Good Times Bad Times” (Led Zeppelin). РИС. 3В — это секстольная восходящая последовательность нот на базе пентатонической гаммы А минор. Она несколько сложнее первой, так как включает больше пулл-оффов, хаммер-онов и слайдов. Прорабатывайте обе фразы медленно, постепенно увеличивая темп.

лучшие соло джимми пейджа. Смотреть фото лучшие соло джимми пейджа. Смотреть картинку лучшие соло джимми пейджа. Картинка про лучшие соло джимми пейджа. Фото лучшие соло джимми пейджа

Пейдж известен своими бендами. На РИС. 4А изображены унисонные бенды, которые можно услышать, например, в конце “Stairway to Heaven”. Для первых двух бендов: указательный палец зажимает первую струну, а мизинец делает бенд на второй струне до ноты, исполняемой на первой струне. Бенды на третьей струне следует исполнять безымянным пальцем. РИС. 4В — супербенды Пейджа (“The Lemon Song” и “Whole Lotta Love” [Led Zeppelin II]) Для их исполнения нужно хорошо натренировать пальцы, поэтому учитесь постепенно и аккуратно.

РИС. 4С — бенды, аналогичные тем, что можно услышать в “Over the Hills and Far Away” (Houses of the Holy) и “All My Love” (In Through the Out Door).

Зажимайте первую струну мизинцем, а безымянным пальцем делайте бенд на второй струне. РИС. 4D — пример бендов за верхним порожком, как в “Heartbreaker”. Делая хаммер-оны и пулл-оффы левой рукой, правой рукой вы прижимаете третью струну за верхним порожком.

лучшие соло джимми пейджа. Смотреть фото лучшие соло джимми пейджа. Смотреть картинку лучшие соло джимми пейджа. Картинка про лучшие соло джимми пейджа. Фото лучшие соло джимми пейджа

В творчестве Пейджа нередко встречаются пулл-оффы на открытые струны. РИС. 5А — это пентатоника А минор с пулл-оффами на открытые струны, подобно тем, что звучат в “Heartbreaker”. РИС. 5В — последовательность пулл-оффов в минорной пентатонике из “Whole Lotta Love”.

лучшие соло джимми пейджа. Смотреть фото лучшие соло джимми пейджа. Смотреть картинку лучшие соло джимми пейджа. Картинка про лучшие соло джимми пейджа. Фото лучшие соло джимми пейджа

Пейдж чаще играет быстрые соло, но он также большой мастер медленных блюзовых фраз. РИС. 6А напоминает вступительную фразу к “Since I’ve Been Loving You” (Led Zeppelin III). РИС. 6В — фраза на основе блюзовой гаммы Е (с добавленной большой септимой) (E-G-A-Bb-B-D-D#), подобная той, что мы слышим в “The Lemon Song”.

лучшие соло джимми пейджа. Смотреть фото лучшие соло джимми пейджа. Смотреть картинку лучшие соло джимми пейджа. Картинка про лучшие соло джимми пейджа. Фото лучшие соло джимми пейджа

Соло Джимми Пейджа времен Led Zeppelin

Двадцатитактовое соло (см. РИС. 7 ) основано большей частью на аккорде А5. Единственное отклонение наблюдается в тактах 13-16, где С-лидийские гармонии (Dadd4/C и C) переходят в Е-миксолидийские аккорды (D/E и E5). Это хард-роковое соло с некоторой долей фанка.

лучшие соло джимми пейджа. Смотреть фото лучшие соло джимми пейджа. Смотреть картинку лучшие соло джимми пейджа. Картинка про лучшие соло джимми пейджа. Фото лучшие соло джимми пейджалучшие соло джимми пейджа. Смотреть фото лучшие соло джимми пейджа. Смотреть картинку лучшие соло джимми пейджа. Картинка про лучшие соло джимми пейджа. Фото лучшие соло джимми пейджа

Для удобства Вы можете скачать файлы Guitar Pro (GTP) к данному уроку по ссылке:

Сначала (несколько первых тактов) соло-гитара повторяет основной рифф — аккорд А5 в открытой позиции с добавленными нотами G и С. Затем звучит фраза в А-дорийском ладу (A-B-C-D-E-F#-G) с участием открытых струн, подобная открывающему риффу из “Over the Hills and Far Away”. С такта 5 — с бенда на третьей струне на 2,5 тона (5 ладов!) — начинается собственно соло. Если вы предпочитаете толстые струны, возможно, вам будет лучше ограничиться бендом на один тон (от В к C#).

Далее идет блюзовая фраза в А (A-C-D-Eb-E-G) с акцентом на пониженную квинту (Eb). После этого играем пару бендов. Первый бенд — на полтона от F# к G. В итоге получаем интервал в большую секунду (G-A) между первой и второй струнами. Второй — аналогичный, но интервал на этот раз чуть меньше. Между первой и второй струнами здесь малая секунда (F#-G). Следите за тем, чтобы в обоих случаях звучали обе струны одновременно.

Такты 8-11 — ритм и мелодия с несколькими четвертными унисонными бендами в пентатонической гамме А минор. Скоростной пассаж в такте 12 напоминает открывающие фразы в соло “Whole Lotta Love”. Богатый на пулл-оффы и слайды вниз по третьей струне, он начинается с блюзовой гаммы А, переходит в А-дорийский лад, а его кульминация приходится на ноты пентатонической гаммы А минор, Тренируйте эту фразу по частям, и вы поймете, из чего она складывается.

Переход Dadd4/C-C в тактах 13-14 заставляет нас вспомнить уникальные гармонии композиций “Dancing Days” и “The Ocean”. Соло-гитара играет мелодические линии в С-лидийском ладу (C-D-E-F#-G-A-B), украшенные бендами на третьей струне и слайдами.

В такте 15 мы встречаем аккордовую смену D/E-E5, а мелодия завершается на четвертой струне бендом (F#-G-F#), разрешаясь в Е. За этим следует фраза с пулл-оффами из “Whole Lotta Love”, сыгранная в обратном направлении. Можно сказать, что это блюзовая гамма Е в открытой позиции, плавно переходящая в пентатоническую гамму Е минор в третьей позиции, которая в свою очередь переходит в пентатонику А мажор в пятой позиции.

Основной рифф заканчивается тактом 17. Это серия пребендовых нот С в триольном ритме. Такт 18 включает бенд на целый тон от С к D, и соло завершается парой классических фраз из “Communication Breakdown” и “Stairway to Heaven”.

Гитарист лед зеппелин — Джимми Пейдж мой кумир. Его игра на гитаре практически неповторима. Спасибо, что выкладываете такие подробные и интересные уроки.

Пейдж — это гений гитары, каждый раз в этом убеждаюсь, когда играю его произведения.

Источник

10 гитарных соло Джимми Пейджа

Все идеи, которые не удалось реализовать в Yardbirds, Джимми Пэйдж перенес в Led Zeppelin, собственными усилиями создав уникальный стиль группы, в котором каждый из участников сумел реализовать свои самые сильные качества. Практически каждый трек первых четырех альбомов группы считает гитарной классикой.

Джонни Рамон говорил, что свой стиль выстроил на основе одного риффа — «Communication Breakdown». То же значение для Эдди Ван Хэлена (по его собственному признанию) имел «Heartbreaker» из второго альбома.

Гитарное соло Пэйджа в «Stairway to Heaven» возглавило списки лучших гитарных соло журналов Guitar World и Total Guitar. Журнал Creem признавал его лучшим гитаристом мира в течение пяти лет подряд.

Слушаем 10 самых ярких гитарных соло гитариста Led Zeppelin.

10
‘Fool in the Rain’

С альбома: ‘In Through the Out Door’ (1979)
Слушайте Fool in the Rain — Led Zeppelin на Яндекс.Музыке

9
‘Achilles Last Stand’

С альбома: ‘Presence’ (1976)
Слушайте Achilles Last Stand — Led Zeppelin на Яндекс.Музыке

8
‘Black Mountain Side’

С альбома: ‘Led Zeppelin’ (1969)
Слушайте Black Mountain Side — Led Zeppelin на Яндекс.Музыке

7
‘Since I’ve Been Loving You’

С альбома: ‘Led Zeppelin III’ (1970)
Слушайте Since I’ve Been Loving You — Led Zeppelin на Яндекс.Музыке

6
‘Dazed and Confused’

С альбома: ‘Led Zeppelin’ (1969)
Слушайте Dazed and Confused — Led Zeppelin на Яндекс.Музыке

5
‘Black Dog’

С альбома: ‘(Untitled)’ (1971)
Слушайте Black Dog — Led Zeppelin на Яндекс.Музыке

4
‘Communication Breakdown’

С альбома: ‘Led Zeppelin’ (1969)
Слушайте Communication Breakdown — Led Zeppelin на Яндекс.Музыке

3
‘You Shook Me’

С альбома: ‘Led Zeppelin’ (1969)
Слушайте You Shook Me — Led Zeppelin на Яндекс.Музыке

2
‘Heartbreaker’

С альбома: ‘Led Zeppelin II’ (1969)
Слушайте Heartbreaker — Led Zeppelin на Яндекс.Музыке

1
‘Stairway to Heaven’

С альбома: ‘(Untitled)’ (1971)
Слушайте Stairway to Heaven — Led Zeppelin на Яндекс.Музыке

Источник

Top 10 Jimmy Page Guitar Solos

‘Fool in the Rain’

The final single of Zeppelin’s career was ambitious, incorporating a polyrhythmic Latin groove with a pop vocal melody. It’s a special track over which Page recorded one of the most unusual guitar solos ever to grace mainstream radio. His bizarre-yet-melodic playing intermingles passages of rapid picking with more lyrical phrases to create a performance that is both improvisational and structured. Page employed an MXR Blue Box to get the distinctive «octave» effect for the track, which readily qualifies as one of the Top 10 Jimmy Page Guitar Solos.

‘Achilles Last Stand’

Page has often displayed an avid interest in multi-layering guitar tracks to obtain an orchestrated sound, and nowhere is that more evident than on ‘Achilles Last Stand.’ The guitarist overdubbed a dozen guitars for this 10-minute-plus epic, which he has named as his favorite Zeppelin track. Incredibly, Page performed all of the overdubs for the track’s massive guitar orchestra during a single session in Munich. The solos range from multi-tracked harmony lines to single-track lead lines that represent some of Page’s most lyrical recorded work.

‘Black Mountain Side’

‘Since I’ve Been Loving You’

No matter how much Page wanders around stylistically, his musical home has always been the blues, and ‘Since I’ve Been Loving You’ is a prime example of his free-form improvisational powers in that genre. Written as a showcase for all four members of Zeppelin, the track features an incendiary solo from Page that displays both his rapid picking, and the deep bending that lends his playing such passion. Guitar World magazine placed ‘Since I’ve Been Loving You’ at No. 53 in its list of the 100 Greatest Solos of All Time, so it certainly deserves a spot in our Top 10 Jimmy Page Guitar Solos.

‘Dazed and Confused’

The first Led Zeppelin album is so groundbreaking and filled with great guitar work that we could virtually dedicate this entire list to it, but one of the obvious standouts is ‘Dazed and Confused.’ The track features a dark, descending heavy guitar riff and a section in which Page uses a violin bow to produce eerie, atonal groans on the guitar, but it is the guitar solo that builds the song to its musical climax, with a screaming tone, bends in unison with the vocals, and the kind of almost-out-of-control-flurry-of-notes playing that marked some of Page’s best work.

‘Black Dog’

‘Black Dog’ is a musically complicated song that centers around a snaky riff that turns back on itself, with a call-and-response between the instruments and vocal. Page’s main guitar tracks consist of triple-tracked Les Pauls plugged through a direct box into the mic channel on the board, then put though compression. But his solo at the song’s end is pure Page improvisational magic, culled from four takes of Page just wailing away over the outro. The result is yet another prime example of the way Page marries lines of compositional integrity with pure jamming to create a result that is bigger and better than both.

‘Communication Breakdown’

One of the most often-imitated elements of Page’s style is the flashy rapid-fire picking technique that he popularized, which then became the norm for rock guitarists. When Zeppelin’s first album was released, ‘Communication Breakdown’ was so far ahead of its time, it might as well have dropped out of the sky from another planet, due in no small part to Page’s out-of-this-world solo. The guitarist ran his Fender Telecatser through a fully closed Vox wah-wah pedal to create the track’s wickedly distinctive lead tone, leaving us no choice but to include it in our Top 10 Jimmy Page Guitar Solos.

‘You Shook Me’

‘Heartbreaker’

Page helped pave the way for subsequent generations of shredders with this track from Zep’s second album, which features an unaccompanied guitar solo in which the guitarist employs a series of hammer-ons and pull-offs intermingled with rapid-fire picking. Page told Guitar World magazine that the entirely improvisational solo was recorded separately from the rest of the track and inserted in the middle. It is the first recorded example of the guitarist playing his Gibson Les Paul through a Marshall stack, which would become part of his signature sound.

‘Stairway to Heaven’

What else could it be? ‘Stairway to Heaven’ not only tops off our list of the Top 10 Jimmy Page Guitar Solos, it is almost universally regarded as one of, if not the single greatest electric guitar solo in rock music history. The climactic passage of a long, intricate track that improbably juxtaposes folk, Renaissance music and hard rock, Page performed the solo on his 1959 Fender Telecaster after working out a few of the phrases in advance. The solo as it appears on record incorporates everything that’s so special about Page’s playing, from his tone to his melodic ability, ending appropriately in a rapid flurry of notes that is inarguably one of the cornerstone licks of modern rock guitar playing.

You Think You Know Led Zeppelin?

What’s Your Favorite Jimmy Page Guitar Solo?

Yeah, we know this list is woefully incomplete, but hey, we only had ten slots to fill. What Page solos did we leave out that you really love? And what solos are here that shouldn’t be? Let us know in the comments section below!

Источник

Джимми Пейдж. Семь соло и одна лестница в небо

лучшие соло джимми пейджа. Смотреть фото лучшие соло джимми пейджа. Смотреть картинку лучшие соло джимми пейджа. Картинка про лучшие соло джимми пейджа. Фото лучшие соло джимми пейджа

9 января отмечает день рождения Джеймс Патрик Пейдж — один из величайших гитаристов в истории. Самкульт выбрал несколько лучших соло Джимми.

Самым-самым-самым, не только в творчестве Джимми, но и во всей рок-музыке, признано его соло в «Лестнице в небо». Но, здесь сложно выбрать что-то лучшее — в составе Led Zeppelin у Джимми Пейджа в каждой первой песне — великий запил в вечность.

лучшие соло джимми пейджа. Смотреть фото лучшие соло джимми пейджа. Смотреть картинку лучшие соло джимми пейджа. Картинка про лучшие соло джимми пейджа. Фото лучшие соло джимми пейджа

Но! Надо отметить — это все-таки коллективное творчество. И только на борту «Свинцового дирижабля» — в сольном творчестве Джимми никогда не поднимался до таких вершин.

И до Цеппелина ему такие высоты мастерства тоже не покорялись. Достаточно сравнить исполнение великой Dazed and Confused — сначала в составе Yardbirds, а потом — буквально через несколько месяцев — уже с Led Zeppelin.

Мощно. Одна проблема — песню эту написал не Джимми Пейдж, а Джейк Холмс — малоизвестный американский фолк-певец сочинил эту песню и записал на своем дебютном альбоме в 1967 году.

Существует несколько версий, как песню позаимствовал Пейдж, но уже на первом альбоме LZ автором композиции указан только Джимми. Джейк Холмс оказался очень терпеливым человеком и подал в суд только в 2010 году. По решению, принятому через пять лет, после начала процесса, официальный автор все-таки Пейдж, но «вдохновленный Джейком Холмсом».

Dazed and Confused

Из гитарной партии Пейджа в этой композиции вырос стиль Джонни Рэймона из Ramones. И тут уже не было никакого стороннего вдохновения — только магия «Свинцового Цеппелина». Джимми Пейдж придумал гитарный рифф, а группа сочинила на его основе гениальную композицию.

Communication Breakdown

Гитарную партию из этой песни называли среди главных источников своего творческого вдохновения Рик Рубин, Стив Вай и Эдди Ван Хэйлен. Именно эту песню кавернула на своем самом первом концерте Nirvana.

Heartbreaker

С этой композицией тоже не обошлось без суда. Первый американский хит Led Zeppelin очень уж похож на блюз Вилли Диксона «You Need Love», который в 1962 году записал сам Мадди Уотерс. Хотя авторство главного гитарного риффа из этой песни не оспаривается, суд, завершившийся в 1985 году, обязал группу указывать Вилли Диксона, как одного из авторов песни.

Whole Lotta Love

И снова шедевр основанный на умеренном плагиате. Часть текста Роберт Плант позаимствовал в песне Never группы Moby Grape. Но Джимми Пейдж здесь вне критики и подозрений — его соло в этой композиции считается одним из лучших во всей истории электрогитар.

Since I’ve Been Loving You

Песня получила название в честь безымянного пса, бродившего вокруг студии в которой работала группа. А знаменитый рифф придумал не Пейдж, а Джон-Пол Джонс, который вдохновлялся альбомом Мадди Уотерса «Electric Mud».

По опросу британского журнала Q — это лучшая гитарная композиция в рок-музыке. Трудно спорить.

Black Dog

Гитарное соло в этой композиции Джимми Пейдж ставит на один уровень с «Лестницей в небо». Композиция, длящаяся почти 11 минут была вдохновлена древней мифологией с одной стороны и музыкой востока — с другой.

Гитарное арпеджио в марокканском стиле в начале композиции — это только приманка, здесь несколько соло и в каждом следующем Пейдж наворачивает все больше и больше. Уникальный эффект достигается еще и при помощи 8-струнного баса, который Джон Пол Джонс впервые использовал при записи этой песни как раз для того, чтобы выгодно подчеркнуть гитарные партии.

Achilles Last Stand

Да, это самое великое гитарное соло в истории рок-музыки. И еще одна история плагиата. Песня про женщину, купившую лестницу в рай, частично позаимствовали у группы Spirit — в их версии она называлась Taurus и была записана на два года раньше. Пейдж сотоварищи наверняка слышали эту песню, так как играли у Spirit на разогреве.

Но это в 1969. А к 2020-му суд принял сторону Цеппелинов и поставил точку в судебной тяжбе, тянувшейся почти 8 лет — авторами песни признаны Пейдж и Плант. «Лестница на небеса» дорогого стоит!

Stairway to Heaven

Источник

​Ричи Блэкмор и другие. 15 эффектных «тяжелых» гитарных соло

По случаю 75-летия Блэкмора слушаем героев «тяжелой» гитары и наслаждаемся.

лучшие соло джимми пейджа. Смотреть фото лучшие соло джимми пейджа. Смотреть картинку лучшие соло джимми пейджа. Картинка про лучшие соло джимми пейджа. Фото лучшие соло джимми пейджа

14 апреля исполнилось 75 лет Ричи Блэкмору – «человеку в черном», одному из самых известных хард-роковых гитаристов мира, отцу-основателю таких групп, как Deep Purple и Rainbow. Мы отдаем дань уважения ему и другим героям «тяжелой» гитары в ее лучшие времена.

Ричи Блэкмор

«Speed King»

Альбом Deep Purple «In Rock» (1970)

К 1970 году Deep Purple выпустили уже четыре альбома, но именно на этой пластинке Ричи Блэкмор показал себя настоящим героем гитары, внимательно изучившим музыку своих коллег. Звуковой хаос в духе Джими Хендрикса в начале, переклички гитары Блэкмора с органом Джона Лорда, риффы, сопровождающие вокальную партию Иэна Гиллана и уверенное жесткое соло – именно так должны были звучать звезды нового стиля.

Джими Хендрикс

«All Along the Watchtower»

Альбом The Jimi Hendrix Experience «Electric Ladyland» (1968)

Сам Хендрикс в 1970-м уже стал членом печально известного «клуба 27», погибнув при весьма странных обстоятельствах, но успел повлиять едва ли не на всех гитаристов, игравших при нем и после него. Ярким примером его таланта стала кавер-версия песни Боба Дилана, практически затмившая оригинал и до сих пор звучащая в фильмах о рок-музыке.

Джимми Пейдж

«Whole Lotta Love»

Альбом Led Zeppelin «Led Zeppelin II» (1969)

Говорят, что на становление Deep Purple как героев хард-рока весьма повлияли достижения их земляков Led Zeppelin, выпустивших в 1969 году сразу два этапных альбома. Второй из них не только укрепил положение группы, но и проложил путь рока в будущее. Взяв на вооружение гитарные приемы того же Хендрикса, Джимми Пейдж использовал все доступные возможности для создания максимально необычного звука: слайд-гитара, обратное эхо, педаль «вау-вау». Можно сказать, что именно на «Whole Lotta Love» Led Zeppelin открыли миру не только хард-рок, но и индастриал.

Ричи Блэкмор

«Highway Star»

Альбом Deep Purple «Machine Head» (1971)

Не меньшую популярность обрел и седьмой альбом Deep Purple, записывавшийся в спартанских условиях в швейцарском Монтре. Пожар, ставший источником вдохновения легендарной «Smoke On The Water», лишил группу нормальных условий для записи, но на качестве альбома это удивительным образом не сказалось.

«Я выстраивал это соло ноту за нотой в течение недели, прежде чем мы засели его писать, – вспоминал Блэкмор. – Мне хотелось, чтобы оно звучало так, словно кто-то мчится в очень быстрой машине на очень высокой скорости, и чтобы одновременно с этим в нем слышался Бах».

Понравился бы результат уважаемому маэстро – не знаем, но ощущение гонки на огромной скорости здесь определенно присутствует.

Эрик Клэптон и Дуэйн Оллмен

«Layla»

Альбом Derek And The Dominos «Layla And Other Assorted Love Songs» (1970)

Пока одни английские гитаристы изобретали тяжелый рок, другие продолжали искать свое место в мире. Расставшийся с Cream и Blind Faith Эрик Клэптон поиграл в аккомпанирующем составе дуэта Delaney and Bonnie, а после того, как этот проект распался, пригласил в свой новый проект коллег по составу и лидера группы Allman Brothers Band Дуэйна Оллмена. Самая известная песня, записанная новой группой Derek And The Dominos, изначально была балладой, но жесткая гитарная партия, предложенная Дуэйном, превратила ее в вопль безнадежной любви.

«И песня и альбом – в равной степени заслуга Эрика и Дуэйна, – вспоминал впоследствии продюсер Том Дауд. – Между ними было что-то вроде телепатии: когда один из них играл, другой мгновенно реагировал, и ни один из двоих ни разу не просил повторить только что сыгранное».

Сравните версию, вышедшую на альбоме «Layla And Other Assorted Love Songs» с любой из более поздних «акустических» версий Клэптона и, как говорится, почувствуйте разницу.

Брайан Мэй

«Brighton Rock»

Альбом Queen «Sheer Heart Attack» (1974)

Как и Deep Purple, Queen «набрали скорость» далеко не сразу, и первой ласточкой их будущего успеха стал третий по счету альбом, открывающийся этим мощным номером на стыке хард- и арт-рока. Оригинальное соло Мэй записал, балуясь с прибором «Эхоплекс» – предтечей современных сэмплеров и гармонайзеров, и ничего удивительного, что на концертах эта вещь затягивалась до десяти минут, а на знаменитом концерте на стадионе «Уэмбли» соло удостоилось отдельного номера.

Ричи Блэкмор

«Stargazer»

Альбом Rainbow «Rising» (1976)

Уйдя со скандалом из созданной им же группы, Ричи Блэкмор продолжил задавать тон будущим и тогдашним героям гитары. Если первый альбом его новой группы «Ritchie Blackmore’s Rainbow» был весьма эффектной, но все же пробой сил, то следующий стал настоящим пиршеством хард-рока. И центром второго альбома Rainbow оказалось 8-минутное эпическое полотно о гордом волшебнике, источником вдохновения которого запросто мог стать не менее знаменитый «Kashmir» Led Zeppelin. Впрочем, эпичное соло с восточным оттенком совершенно отчетливо демонстрирует манеру Блэкмора. И поправьте нас, если мы ошибаемся, но с экспрессией, равной «Stargazer», Джимми Пейдж не играл нигде и никогда.

Эдди Ван Хален

«Eruption»

Альбом Van Halen «Van Halen» (1978)

Конец 70-х был не лучшим временем для героев гитары. По крайней мере, так казалось до тех пор, пока на сцену не ворвалась лихая группа во главе с гитаристом, игравшим так, что большинство остальных на его фоне казались неумейками. Сам Эдди Ван Хален говорил, что «Eruption» выросла из его «разминки» перед концертами, и так понравилась продюсеру Теду Теплману, что оказалась на пленке. Записанный буквально с двух дублей номер оказался технически несовершенным, но без него с тех пор не обходится ни один концерт или сборник группы, и мало какой поклонник рок-гитары не стремится играть так, как Эдди Ван Хален.

Рэнди Роадс

«Mr. Crowley»

Альбом Оззи Осборна «Blizzard of Ozz» (1981)

В конце 70-х Оззи Осборн был с позором выгнан из собственной группы, зато 80-е встретил во всеоружии, записав отличный сольник с музыкантами Uriah Heep Бобом Дэйсли и Ли Керслейком. Еще одним ценнейшим его «приобретением» оказался молодой и никому не известный гитарист Рэнди Роадс.

«Я провел часы, пытаясь сочинить соло для этой песни, но у меня ничего не вышло, – говорил гитарист о записи песни, посвященной легендарному Алистеру Кроули. – Наконец Оззи зашел и попросил меня сыграть то, что я чувствовал – я разнервничался, начал играть все, что приходит в голову, и Оззи сказал, что это великолепно. Пришлось согласиться».

В команде Осборна в разное время играли самые разные гитаристы, включая брутального Зака Уайлда – но, кажется, рано погибший Рэнди Роадс был и остается лучшим из них.

Билли Гиббонс

«Sharp Dressed Man»

Альбом ZZ Top «Eliminator» (1983)

Трио из Техаса играло тяжелый кантри-блюз с 1971 года. Однако их звездный час наступил в 1983 году, когда в свет вышел восьмой по счету альбом. Многие считают электронные барабаны одним из проклятий 80-х, но именно их увесистый звук стал частью формулы успеха, которой группа с тех пор и придерживается. А гитарная игра Билли Гиббонса на фоне четкого ритма обрела невиданную уверенность и породила соло, под которое хочется то ли петь, то ли танцевать, то ли и то и другое сразу. Отличный противовес звериной серьезности большинства хард-рокеров!

Слэш (Сол Хадсон)

«Sweet Child O’ Mine»

Альбом Guns N’ Roses «Appetite for Destruction» (1987)

«»Sweet Child O’ Mine» сперва была просто шуткой, – вспоминал гитарист классического состава Слэш. – Я играл что попало, пока не наткнулся на этот рифф, и глядь – он уже стал песней».

Таким же спонтанным было и гитарное соло, записанное за один дубль. Впрочем, до записи песню репетировали столько раз, что соло выстроилось само собой. Воистину, лучшая импровизация – та, которая выучена.

Кирк Хэмметт

«Fade to Black»

Альбом Metallica «Ride the Lightning» (1984)

Поклонниками старой музыки оказались и новые звезды тяжелого рока, появившиеся на свет в 80-е годы – группа Metallica. К моменту записи их второго альбома на место будущего лидера Megadeth Дэйва Мастейна пришел Кирк Хэмметт, которому удалось заявить о себе практически сразу.

«Мы хотели продублировать два первых соло, и с одним из них я справился без проблем, – говорил впоследствии Хэмметт. – А вот со вторым возникли сложности – оно было очень медленным, и в нем было много свободного пространства. И лишь потом я осознал, что при игре гармонизировал его, причем довольно необычным образом. Длинное соло в конце я сочинил, задумавшись о наших тогдашних проблемах и осознав мрачный характер песни: это действительно помогло. А после того, как мы с Джеймсом Хэтфилдом записали все остальное, на пленке остался звук, который напоминает мне Dire Straits».

Не самый очевидный источник вдохновения для тяжелой музыки, надо сказать.

Ингви Мальмстин

«Black Star»

Альбом Ингви Мальмстина «Rising Force» (1984)

С 80-ми в мир пришло и еще одно ноу-хау – целая череда гитаристов, играющих виртуозный хард-рок, но в основном инструментальный. Одним из первых был шведский гитарист Ингви Мальмстин, обожавший все того же Ричи Блэкмора.

«Эту песню и ее различные вариации я играл с тех пор, как был подростком в Швеции, – рассказывал Мальмстин. – В клубах в Стокгольме мне приходилось играть очень подолгу, много импровизировать, так и родилась эта вещь. Я не записывал ее нотами: когда приходит вдохновение, музыка словно струится сквозь меня».

Впоследствии имена Ингви и некоторых его коллег-гитаристов станут синонимами «бездушной техничности», но в начале 80-х все было несколько по-другому.

Даймбэг Даррелл

«Cemetery Gates»

Альбом Pantera «Cowboys from Hell» (1990)

У вышеупомянутого Эдди Ван Халена, как ни странно, тоже оказались свои поклонники, в том числе в жанрах, довольно далеких от его собственного. Одним из них стал гитарист Даймбэг Даррелл, чья группа «прорвалась» к зрителю лишь на пятом альбоме.

«Я вернулся домой в хорошем настроении, схватил гитару, включил магнитофон, выкрутив громкость на полную катушку, и начал играть все подряд, – вспоминал Даррелл о записи гитарного соло для хита «Cemetery Gates». – Я сыграл три варианта соло один за другим и вырубился, решив на другой день начать все сначала. А наутро – бам! – оказалось, что соло удалось мне с первого дубля. Именно таким я сыграл его и в студии, ничего не меняя».

Том Морелло

«Bulls on Parade»

Альбом Rage Against the Machine «Evil Empire» (1996)

Одним из последних героев тяжелой гитары минувшего века стал гитарист Том Морелло. В музыке его группы Rage Against The Machine было больше фанка и рэпа, нежели рока, а текст временами буквально подавлял музыку, однако гитаристу удалось удивить и искушенных к тому времени ценителей рока и альтернативы. Его соло – скорее игра с примочками, нежели привычная уху музыкальная «линия», но именно такая манера лучше всего вписывается в музыку одной из самых колючих команд последнего десятилетия XX века.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *