лучшие советские и российские вальсы
Наши любимые русские и советские вальсы
Рекомендуем
Новости
Чилаут
Русская
Ретро
Классика
Детское
из к/ф «Тот самый Мюнхгаузен»
М. И. Глинка «Вальс-фантазия»
П. И. Чайковский «Вальс цветов»
П. И. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»
«Сентиментальный вальс» в исполнении Е. Бережной и А. Сихарулидзе на музыку Чайковского
А. Хачатурян. Вальс к драме Лермонтова «Маскарад»
И. Шатров. Старинный вальс «На сопках Маньчжурии» исполняет Людмила Зыкина
Старинный вальс «Березка», музыка Е. М. Дрейзин, стихи А. Безыменский.
Старинный вальс «Амурские волны», авторы Макс Кюсс и Серафим Попов, исп. ансамбль Александрова
«В лесу прифронтовом» Музыка М. Блантер, слова М. Исаковский, исп. ансамбль Александрова
Хворостовский поет «Случайный вальс» Михаила Фрадкина и Евгения Долматовского
Клавдия Шульженко «Синий платочек» Из фильма-концерта
Клавдия Шульженко «Три вальса» Музыка А. Цфасман, слова Л. Давидович, В. Драгунский. Запись с концерта. 50-е годы.
Майя Кристалинская «Вальс о вальсе» Музыка Э. Колмановский, слова Е. Евтушенко.
«Севастопольский вальс», исп. Георг Отс, авторы К. Я. Листов и Г. Рублев.
Большой детский хор «Школьные годы». Музыка Д. Кабалевский, слова Е. Долматовский.
Мария Пахоменко «Школьный вальс» Музыка И. Дунаевский, слова М. Матусовский.
«Когда уйдем со школьного двора» из фильма «Розыгрыш», авторы: музыка Александр Флярковский, слова Алексей Дидуров. Исполняет ВИА «Добры молодцы»
Тамара Синявская «Лунный вальс» из к/ф «Цирк». Авторы И. Дунаевский, В. Лебедев-Кумач
Александра Пахмутова. Вальс из кинофильма «Девчата»
Татьяна и Сергей Никитины «Александра» из к/ф «Москва слезам не верит»
фрагмент из к/ф «Обыкновенное чудо», композитор Г. Гладков
Евгений Дога: самый популярный свадебный вальс
Белое, черное, красное: эти цвета присутствуют почти в каждой сцене фильма Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». На фоне буйной зелени старой дворянской усадьбы строгий контраст белого и черного безупречно вычерчивает рисунок кадра, а красный цвет вносит в него напряжение и динамику. Красный возникает в кадре то летящим силуэтом платья, то ярким пятном цветка гвоздики, то нежным отблеском лучей заката, в финале же проступает алой кровью на белоснежной повязке: страсти, разыгравшиеся под сенью векового парка, отняли жизнь у юной героини этой драмы.
Вальс был написан композитором специально для фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Участники съемочной группы позже вспоминали, что музыка Евгения Доги оказывала на них особое, почти гипнотическое воздействие. Иной раз даже создавалось ощущение, что именно она, эта музыка, подсказывала режиссеру и актерам неожиданные и тонкие художественные решения – ведь съемки шли под фонограмму.
Главная тема вальса начинается с плавного движения по устойчивым ступеням лада. Однако ее спокойное течение перебивается тревожными короткими мотивами – кажется, будто из-за облаков доносятся голоса перелетных птиц. С каждой новой фразой мелодия поднимается все выше и выше. Постепенно она утрачивает аристократическую сдержанность, ускоряет темп, набирает мощь и вовлекает танцующие пары в свое безудержное вихревое движение. На вершине кульминации музыка срывает покровы с тайных мыслей героев, обнажает чувства, обостряет конфликты, и вдруг – холод по коже – становится ясно: трагедия неизбежна.
Вот уже четвертый десяток лет мелодия из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» звучит во дворцах бракосочетания по всей стране: молодых приглашают на первый в их совместной жизни вальс. Неужели ни юные влюбленные пары, ни умудренные опытом сотрудники ЗАГСов не ощущают трагизма этой прекрасной музыки? Как бы там ни было, но с вальса Евгения Доги начали свою семейную жизнь уже сотни тысяч молодоженов! Пусть же судьба поможет им избежать печалей и отмерит счастья с избытком.
Русский романтический вальс 19 века
Родоначальником русского романтического вальса был, конечно же, Михаил Иванович Глинка. Сегодня его гениальный «Вальс-фантазия» несколько подзабыт. Между тем, все остальные русские и советские симфонические вальсы выросли именно из него. Сочетание светлой лирики, романтической полетности и трагической напряженности – вот главные черты, объединяющие их и находящие живой отклик в противоречивой и вечно мятущейся русской душе.
К творчеству другого выдающегося российского композитора 19 века, Петра Ильича Чайковского, судьба оказалась более благосклонной. Вальсы из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» уже больше ста лет исполняются во всех рождественских и новогодних концертах. Все эти годы публика тепло принимала и «Сентиментальный вальс». Не так давно эта музыка вдохновила наших прославленных фигуристов Елену Бережную и Антона Сихарулидзе на создание лирической танцевальной программы.
Бережная и Сихарулидзе получили немало наград за эту работу, но все-таки не они первыми стали использовать романтический вальс в качестве музыкальной основы для спортивно-хореографической композиции. Любители фигурного катания «со стажем» наверняка помнят потрясающий танец Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова на музыку вальса Арама Ильича Хачатуряна «Маскарад».
Вальс Арама Хачатуряна «Маскарад»
Этот вальс все привыкли называть коротко: «Маскарад». На самом деле это одна из частей музыкальной сюиты, сочиненной А. И. Хачатуряном к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» еще в 1941 году. В сюжете драмы тесно переплелись любовь и ревность, коварство и отчаяние.
Конечно же, весь этот клубок страстей нашел отражение в музыке вальса, однако даже в кульминациях, в моменты высочайшего накала эмоций, оркестр Хачатуряна звучит романтично и неизменно благородно.
В 1976 году чемпионы мира и Олимпийских игр по танцам на льду Л. Пахомова и А. Горшков исполнили вальс «Маскарад» на показательных выступлениях. «Золотой» советской паре рукоплескал весь мир! Такого сочетания техники и артистизма не удавалось достичь еще никому. Кроме того, многие зрители впервые открыли для себя необыкновенно красивую и экспрессивную музыку Хачатуряна. Да, в тот год сотни тысяч меломанов во всем мире добавили в свои личные фонотеки грампластинки с записью вальса «Маскарад».
Видеоматериалы тех лет несовершенны – простим им этот недостаток, насладимся музыкой и танцем.
Старинные русские вальсы (начало 20 века)
Старый городской сад, танцплощадка, эстрада «ракушкой» – и непременно духовой оркестр, играющий старинные русские вальсы… Удивительно: многие из нас испытывают чувство ностальгии при звуках духового оркестра, даже если мы родились спустя десятки лет после войны и ни разу в жизни не видели настоящей «ракушечной» эстрады! «Амурские волны», «Березка», «На сопках Маньчжурии», «Осенний сон»…
О нет, «Осенний сон» – это, к сожалению, не наше. В начале 20 века вальс «Autumn Dream» сочинил британский композитор Арчибальд Джойс. Однако российская публика так полюбила его, что привыкла считать своим.
А что же остальные старинные русские вальсы? Может быть, и у них иноземное происхождение? Нет, остальные – настоящие россияне. Вальс «Березка» написан русским военным музыкантом Дрейзиным Е. М., «На сопках Маньчжурии» – Шатровым И. А.
Фронтовые лирические песни-вальсы
В годы Великой Отечественной войны наряду с суровыми маршами звучала и лирическая музыка. Напевные мелодии и простые искренние слова на фронте были даже важнее, чем маршевые ритмы и воинственные призывы.
В задушевных интонациях песен-вальсов, таких, как «В лесу прифронтовом» (авторы композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский), слышался и привет из мирной жизни, и наказ биться до победы.
В это трудно поверить, но было время, когда целый ряд лучших советских песен военного времени полуофициально «прикрыли». Их не разрешали выпускать в радиоэфир, запрещали петь со сцены. Аргументация была абсолютно абсурдной – но это мы понимаем уже сегодня, спустя десятилетия. А тогда, в 70-х, о фронтовой песне Михаила Фрадкина и Евгения Долматовского «Случайный вальс» в учебнике для музыкальных училищ было написано, что она-де безнравственная, потому что «воспевает сомнительную поэзию случайных встреч».
Сегодня никто уже не помнит имен деятелей, столь трепетно заботившихся о нравственной чистоте советского народа. А мы, слушая песню «Случайный вальс», как будто переносимся в те военные годы – и сжимается сердце.
Вальсы в нашем кино
Кино совершенно немыслимо без музыки, а романтическое кино – без вальса. В кинофильме про школу мы, скорее всего, услышим лирически-взволнованный, с грустинкой, вальс выпускников (как в фильме «Розыгрыш»), в лирической комедии наверняка прозвучит вальс с юмористическим оттенком («Ирония судьбы, или С легким паром»), а уж новогодняя картина не обойдется без праздничного вальса («Карнавальная ночь»). В философской сказке вальс может промелькнуть намеком, припевом, вставкой – но он обязательно будет («Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен»).
Иной раз музыка преображает бесхитростный, казалось бы, сюжет, и «договаривает» то, что невозможно донести с помощью видеоряда: именно такую роль играет в фильме «Берегись автомобиля» чудный вальс Андрея Петрова. Его нежная и прозрачная музыкальная ткань – это зеркало, в котором отражается светлая, немного «не от мира сего», душа современного Робин Гуда.
Вальс Георгия Свиридова «Метель»
Завсегдатаи филармонических концертов прекрасно знают и любят этот изысканный и одновременно роскошный вальс. Однако с недавнего времени отрывки из него стали звучать в телевизионной рекламе. Нечастый случай: реклама сделала доброе дело и буквально заставила всех телезрителей огромной страны выучить прекрасную музыку на память, да вот только не все знают, что это за музыка и кто ее автор. Пора познакомиться!
Георгий Васильевич Свиридов еще в 1964 году написал оркестровую сюиту к фильму «Метель», снятому по мотивам повести А. С. Пушкина. Вальс – вторая часть этой сюиты. Спустя несколько лет фильм практически забылся, а музыка продолжала звучать: в концертных залах, в грамзаписи, в домашнем любительском исполнении. Георгий Васильевич немного доработал сюиту и переименовал ее в «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».
Композитор буквально рисует звуками, как красками, используя богатейшие возможности большого симфонического оркестра. Крайние части вальса – это, конечно же, вьюга, начинающаяся с легкой поземки и вырастающая в неистовый снежный буран; средняя часть – картина блестящего бала.
Музыка иллюстраций к «Метели» не только изобразительна, она еще и психологична: ведь в основе сюжета, как всегда, любовь и разлука. Однако, в отличие от многих других, этот романтический сюжет заканчивается вполне благополучно. От прежних невзгод остаются лишь воспоминания.
Впереди – целая жизнь! Хочется верить, счастливая жизнь.
Будем улыбаться, господа!
Автор: Галина Протопопова
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Статистика
О, русский вальс, изящных нот движенье,
Волшебных звуков царственный полёт,
Немой восторг до самопостиженья,
И красота, что за душу берёт.
А первым «классическим» русским вальсом стал Вальс-фантазия Михаила Глинки. Именно он стал образцом в последствии для многих русских композиторов.
Михаил Глинка, Вальс-Фантазия
Михаил Иванович Глинка написал «Вальс-Фантазию» в 1839 году. Немногие знали тогда, что это музыкальная исповедь, которая обращена к Екатерине Ермолаевне Керн. Любовь Глинки к Е. Керн (дочери Анны Керн) стала прекрасной, но трагичной страницей его биографии.
Композитор вспоминал: «…я увидел в первый раз Е. К. Она была нехороша собой, даже нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице… Мой взор невольно останавливался на ней: ее ясные, выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть, разлитые во всей ее особе, все более меня привлекали…»
Именно этот образ, чувства к девушке и препятствия, которые их разделяли, выразил Глинка в этой музыке.
Пётр Чайковский, Сентиментальный вальс
Чайковский часто бывал в Каменке, небольшой деревушке под Киевом. Там он обретал спокойствие и счастье. Сестра композитора Сашенька с мужем принимали Чайковского очень тепло и были для него семьей. В 1882 году Чайковский написал там сборник произведений для для фортепиано. Он посвятил его семье своей сестры и ее знакомым, гостившим в то лето в их доме. Последняя, пьеса, «Сентиментальный вальс», была посвящена Эмме Гентон, приятной женщине, гувернантке-француженке.
Но сама мелодия вальса не связана с посвящением. Она выражает чувство спокойной грусти и возможно сожаления о прошедших годах молодости композитора.
С первых же нот вальс мгновенно захватывает вас. В нем есть что-то демоническое, что-то загадочно-прекрасное, властная энергия, так подходящая лермонтовской поэзии. Эта музыка идеально вписалась в романтическую драму Лермонтова.
Арам Хачатурян создал не просто вальс, а схватил саму суть романтической музыки, изобразил ее самыми густыми музыкальными красками.
Евгений Дога, вальс из «Мой ласковый и нежный зверь»
К 1978 году, когда был создан вальс к фильму «Мой ласковый и нежный зверь», Евгений Дога был уже известным композитором и был очень популярен среди кинематографистов. Эмиль Лотяну начал сотрудничать с композитором в начале 70-х годов. К моменту создания фильма «Мой ласковый и нежный зверь» они уже успели успешно поработать.
Интересно, что Лотяну работал над своими картинами под фонограмму уже записанной музыки. За полгода до съёмок Эмиль сообщил композитору, какая нужна музыка, но особенно акцентировал внимание на свадебном вальсе. Сначала Дога обращался за вдохновением к вальсам конца XIX века, так как фильм готовился по произведению Чехова «Драма на охоте», но ничего интересного для себя так и не нашёл. Так что к началу съемок вальса еще не было.
Режиссер на на шутку разволновался. Тогда Евгений сел за инструмент и наиграл одну за другой несколько мелодий. Одна из них «зацепила» режиссера. К полуночи, оставшись один, композитор доработал произведение. Уже к утру знаменитый вальс был готов. Впоследствии все участники съёмочной группы, словно заворожённые, прослушивали вальс снова и снова. Они не могли поверить, что этот шедевр был создан композитором за одну ночь.
Евгений Гринько, Вальс
Мне хотелось добавить в подборку одного из современных российских композиторов.
Долгое время композитор не решался показывать аудитории свои произведения, считал их не оригинальными и слишком простыми. Но по совету друга выложил на Youtube. Первый ролик – любительское видео к номеру “Valse” к удивлению музыканта стал невероятно популярным в Азербайджане и Турции.
К настоящему времени музыкант выпустил альбомы: “Ice for Aureliano Buendia”, “Тише Воды” и видео “Graying Pt 1 & 2”, удостоенное приза на итальянском фестивале CinemaDaMare.
Источник
Спасибо за ваши комментарии!
Процитировано 19 раз
Понравилось: 45 пользователям
20 самых красивых вальсов мира
1. Дмитрий Шостакович. Вальс №2
2. Иоганн Штраус-сын. Сказки Венского леса
3. Арчибальд Джойс. Осенний сон
4. На сопках Маньчжурии
5. Иоганн Штраус-сын. На прекрасном голубом Дунае
6. Микаэл Таривердиев. Вальс из к/ф «Семнадцать мгновений весны»
7. П.И.Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
8. Нино Рота. Вальс из к/ф «Крестный отец»
9. Хувентино Росас. Над волнами
10. Франц Легар. Веселая вдова
11. Евгений Дога. Граммофон
12. Евгений Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
13. Иоганнес Брамс Waltz for violin (1965)
14. Фредерик Шопен. Waltz Op 64 No 2
15. Эмиль Вальдтейфель. Фигуристы.
16. Рихард Вагнер. Весенний вальс
17.Иоганн Штраус. Emperor Waltz Op.437
18. Георгий Свиридов. Метель
19. Арам Хачатурян. Вальс из к/ф «Маскарад»
20. Вальс Энтони Хопкинса
Еще записи по тегу «музыка»
Умерла Александра Вавилина, вдова дирижёра Евгения Мравинского
20 сентября в Санкт-Петербурге в возрасте 93 лет умерла Александра Михайловна Вавилина, советская и российская флейтистка, музыкальный педагог,…
Умер греческий композитор Микис Теодоракис
2 сентября на 97-м году жизни после длительной продолжительной болезни умер Микис Теодоракис, греческий композитор, общественный и политический…
Умер народный артист СССР Игорь Ойстрах
14 августа в Москве на 91-м году жизни от острой сердечной недостаточности умер Игорь Давидович О́йстрах, советский и российский скрипач, дирижёр,…
Умерла Анна Павловна Кантор, учитель Евгения Кисина
28 июля в возрасте 98 лет умерла Анна Павловна Кантор – выдающийся педагог, более 40 лет проработавшая в системе гнесинского музыкального…
Умер инженер и изобретатель русского происхождения Пётр Львович Зиновьев
26 июня на 89-м году жизни умер Пётр Львович Зиновьев, британский инженер и изобретатель русского происхождения, наиболее известный созданием…
Умер основатель шоу-группы «Доктор Ватсон» Георгий Мамиконов
Заслуженный артист России, основатель и руководитель шоу-группы «Доктор Ватсон» Георгий Мамиконов умер в понедельник в Москве в возрасте 76…
Умерла музыковед Татьяна Сергеевна Бершадская
8 мая на 100-м году жизни скончалась Татьяна Сергеевна Бершадская, советский и российский музыковед, музыкант-теоретик, доктор искусствоведения,…
Патрик Барбье. «Фаринелли. Величайший кастрат эпохи Просвещения» (2021)
Артем Варгафтик. «Секреты великих композиторов» (2021)
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
8 классических вальсов, которые должен знать каждый
Музыка давно и прочно вошла в нашу жизнь. Сложно представить себе человека, который не включает радио или свой собственный плейлист по дороге на работу, отдыхая или выйдя на пробежку. Но так ли хорошо вы знакомы с классикой? Сегодня я приготовил для вас подборку из восьми классических вальсов, которые обязан хоть раз в жизни услышать каждый.
1. «Сказки Венского леса», комп. Иоганн Штраус-сын.
2. «На прекрасном голубом Дунае», комп. Иоганн Штраус-сын.
Вальс, народное название которого «Голубой Дунай», является неофициальным гимном Австрии. После того, как произведение было исполнено Венским хоровым обществом, слушатели пришли в восторг. Тогда Штраус написал вторую, оркестровую, версию вальса, которая и стала известна широкой публике. Нежная и переменчивая мелодия вальса действительно напоминает журчание речной воды.
4. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», комп. Пётр Ильич Чайковский.
Сложно найти человека, который не знает рождественскую сказку «Щелкунчик и мышиный король». Однако сама сказка Гофмана не стала бы такой известной без балета Петра Чайковского. «Вальс цветов», в свою очередь, является самым известным музыкальным произведением из этого балета и часто исполняется как отдельная вещь. Этот вальс отличается торжественностью и пышностью, как самый настоящий букет садовых цветов.
5. Вальс-фантазия, комп. Михаил Иванович Глинка.
Написанный незадолго до смерти, «Вальс-фантазия» стал одним из самых чувственных произведений композитора. Исследователи считают его автобиографичным, и не зря – ведь оно было посвящено давней возлюбленной Михаила Глинки – Екатерине Керн. Трагичная история двух влюбленных, которым не суждено было быть вместе, задает печальный и лиричный тон вальсу.
6. Вальс из спектакля театра им. Евгения Вахтангова «Маскарад», комп. Арам Ильич Хачатурян
Театр им. Евгения Вахтангова давно заслужил себе звание одного из лучших театров России. Неудивительно, что музыка из спектаклей нередко выходит за пределы театральных подмосток. Считается, что музыка к спектаклю «Маскарад» является одним из лучших отражений характеров лермонтовских героев.
7. Вальс из фильма «Метель», комп. Георгий Васильевич Свиридов.
Основным мотивом, который воплотил Георгий Свиридов в своем вальсе, стала жизнь русского провинциального города. Композитор любил писать произведения к театральным и кинематографическим постановкам, потому что так у него появлялась возможность воплотить в музыке характерных авторских героев, их переживания и быт. Так и этот вальс будто окутывает снежной метелью, одурманивая и маня, совсем как стихия кружила героев повести Пушкина.
8. Вальс из Джазовой сюиты №2, комп. Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Завершаю свою подборку на мистической ноте. С этим вальсом Дмитрия Шостаковича связано немало загадок и странных совпадений. Первоначальный вариант сюиты был утерян, позднейшее ее воспроизведение лишь приписывается Шостаковичу – никто не знает, как изначально звучало произведение. Музыка, названная джазовой, вовсе таковой не является, почему – также неясно. Эта композиция то исчезала, оставляя о себе лишь призрачные намеки в прессе, то снова появлялась из ниоткуда и исполнялась разнообразными оркестрами по всему свету.
Живопись, музыка, фото.арт и мн. другое
Процитировано 35 раз
Понравилось: 31 пользователям