лучшие советские зум объективы
Советские объективы на цифровых камерах. Зачем?
Автор: Иван · Опубликовано 04.04.2018 · Обновлено 24.06.2021
Коллекционеры — люди с ушибленной головой. Отлично знаю, т.к. сам такой :о) Резоны у коллекционеров свои и многим непонятны.
В этой статье мы подумаем над тем, стоит ли использовать советскую оптику на современных камерах. Причем подумаем с позиции фотолюбителя, который энтузиаст, но без фанатизма. Этот человек не испытывает удовольствия от просто верчения в руках древнего девайса. Ему нужна конкретная польза / выгода / результат.
Что представляет собой советский объектив?
Это изделие из стекла и металла. Очень надежное. Очень много оптики прошло сквозь все годы и сохранило работоспособность на 100%.
В советских объективах нет электроники. Не бывает автофокусных советских объективов. Вся советская оптика – мануальная.
Почти все советские объективы — фиксы. Т.е. имеют фиксированное фокусное расстояние. В Союзе выпускались трансфокаторы (на современный манер — зумы). Их было даже несколько видов. Но фиксы составляют абсолютное большинство парка советской оптики.
Среди советской оптики немало светосильной. Сделать светосильный фикс не так уж сложно. Оптика наука немолодая и светосильные объективы в Союзе делать вполне умели.
Сейчас все бренды предлагают фотолюбителям недорогие зеркалки. Прогресс не стоит на месте и качество матриц, скорость процессоров, цепкость фокусировки и прочие свойства любительских зеркалок все меньше отличаются от более продвинутых камер. Технологии и электроника дешевеют.
А вот с оптикой ситуация немного иная. Профессиональная оптика очень дорогая. Бюджетные зумы, которыми комплектуются любительские киты — заметно уступают в качестве продвинутой оптике. Довольно многие любители хотели бы попробовать что-то более качественное и светосильное. Но цены на оптику кусаются.
Вот в этом случае стоит обратить свое внимание на старую мануальную оптику вообще и советскую в частности.
Качество оптики советских объективов
Может ли советский объектив обгонять в качестве современные аналоги от крупнейших брендов? Если речь идет о совокупности таких свойств как резкость, контраст, отсутствие искажений, цветопередача, устойчивость к бликам в контровом свете и если подходить очень строго — НЕТ, не может.
Все-таки технологии развиваются. Корпорации разрабатывают новые виды оптического стекла, новые типы оптических элементов, новые материалы для просветления. Компьютеры просчитывают и моделируют оптические схемы куда эффективнее, чем это было возможно во времена СССР.
Можно ли говорить, что советская оптика — полный отстой? Тоже ни в коем случае нельзя. Технологии берут свое, но сформировать на пленке (матрице) изображение — не так уж сложно — можно и вообще без оптики. Стаканом с дыркой.
Если говорить по простому, сделать достойный фикс— это все-таки «не космическая наука». Все что для этого нужно в Союзе делать умели.
В итоге, преимущества современных объективов — есть, но они не всегда видны. И не всем видны. Часто, нужно сделать снимок в специально подобранных условиях, и попросить специалиста пристально его поразглядывать, чтобы тот нашел недочеты.
К чему я веду? К тому, что советская оптика скорее всего не даст прироста качества, т.е. не улучшит резкость, контраст, цветопередачу и т.д. Ну разве что у вас особо неудачная модель бюджетного зума. Все-таки фиксы изначально имеют фору по качеству перед зумами. Даже, если фикс старый, а зум современный.
Но и ухудшения качества фотографий вы с советским объективом вряд ли получите.
Качество изображения — совсем не тот критерий, который должен рассматриваться в первую очередь.
Качество сборки советских объективов
На этот счет есть немало легенд.
Кто-то считает, что советская оптика являет собой вершину технологий того времени. Потому,что могучая страна в первую очередь заботилась о качестве и надежности. И только потом о разных глупостях типа экономии затрат.
Кто-то напротив уверен, что на конвейерах сидели вечно пьяные разгильдяи, линзы забивались на посадочные места молотком, смазка в узлы диафрагмы лилась из ведра через край, а с потолка непрерывно сыпался песок.
Не правы ни те, ни те. Все как всегда сложнее и истина где-то посередине. Брак был и его было немало. Особенно удручающе все стало выглядеть с поздне-перестроечных времен. Тогда — да. И винты частенько не дожимались и стружка металлическая на линзах откуда-то появлялась, и избыток смазки был. Была также техника сырая чисто конструктивно. Она выходила из строя не из-за производственного брака, а по причине низкой надежности самой конструкции.
Но если рассматривать период, когда Союз не начал еще трещать отчетливо и рассматривать массовые проверенные временем и любимые фотографами модели объективов — нарваться на заводской брак шанс минимален. Не выше, чем при покупке современной техники.
Зачем? В основном для экономии!
Логика простая. Советские объективы не лучше современных. Но они существенно дешевле при прочих почти равных возможностях. Если вас перестал устраивать ваш штатный зум и вам хотелось бы чего-то поинтереснее и более светосильное, вы можете купить современный светосильный фикс. При этом вы получите максимум всего. Но заплатите как за чугунный мост.
А можете купить советский объектив. Заплатите в 10-20 раз меньше. Не во всех случаях. Есть сильно переоцененные советские объективы. Но недорогих отличных вариантов много. Потеряете автофокусировку и управление диафрагмой из тушки. Но все остальные плюшки будут ваши. И вполне высокое качество картинки и высокая светосила и высочайшая надежность и т.д.
Боке — как много в этом звуке
Есть еще один важный аспект. Говоря о качестве мы до сих пор имели в виду такие показатели как резкость, контраст, цветопередача. Эти показатели поддаются строгому инструментальному измерению и современные фирмы-производители объективов непрерывно совершенствуют эти характеристики у своей продукции. Советской технике тут не угнаться. Хотя бы потому, что она стоит на месте. :о)
Но есть показатель, который тоже очень важен, но его нельзя измерить. Это — Боке. Этим термином называют художественно привлекательное размытие заднего фона. Причем особенно важна именно художественная привлекательность.
Резкость можно измерить и резкие изображения одинаковы с т.з. резкости. А вот степень нерезкости, художественные свойства размытия объектов в зоне нерезкости — измерить нельзя. Восприятие красивости размытия — это вопрос субъективных ощущений. И фишка в то, что рисунок в зоне нерезкости объективы размывают по разному. Кому-то нравится размытие одного объектива, кому-то другого.
Технически размытие тем сильнее, чем более открыта диафрагма при снимке, чем дальше задний фон и длиннее фокусное расстояние объектива.
Но при одинаковой степени (силе) размытия объективы дают еще немного разный рисунок в зоне размытия. Т.е. размывают, возможно, одинаковой силой, но немного по разному.
Строго говоря, отличия не такие уж большие, но все же заметные. Очень характерным размытием обладают объективы семейства Гелиос-44 — они немного закручивают фон.
Так вот именно рисунок размытия является основным поводом использовать советскую оптику. Размытие — показатель субъективный, а следовательно, современные объективы не могут быть лучше по этому показателю. Они просто другие.
И еще. Если вы фотографируете пейзажи и у вас есть объектив, который вас устраивает, например, по резкости и разрешающей способности, то вам нет резона покупать второй объектив с аналогичными параметрами. Зачем второй такой-же резкий?
А вот если вы снимаете портреты, ваша логика может быть немного иной. Если ваш объектив имеет приятный индивидуальный рисунок размытия и вам он нравится, — вам все-таки вполне резонно попробовать объективы разных систем. Они будут придавать вашим снимкам художественное разнообразие.
Но покупать несколько современных объективов только чтобы получать разнообразие рисунков размытия — честное слово, накладно.
А вот завести 2-3 советских объектива это вполне разумно. Все эти модели будут из верхних строчек рейтингов советских портретиков, а стоить все вместе будут дешевле одного современного
По теме выбора советского или российского объектива, который будет сильно размывать задний фон у меня есть отдельная подробная статья.
Поматросил и бросил
Рассматривая поводы приобрести советскую оптику я полагаю нужным рассмотреть еще такой аспект, как оптика для редкого использования.
Существуют объективы творческие и узкоспециализированные. Например, сверширокоугольники (фиш-ай, fish-eye) или сверхдлиннофокусники. Поснимать таким объективом очень интересно, но скорее всего ваши отношения с ним не выйдут за пределы понятия «поприкалываться». Очень уж специфическая оптика.
На Avito масса предложений новых 1-2 раза использованных объективов Фиш-ай. Попробовать хочется, но интерес быстро проходит, а ничего дельного в повседневной практике такая система предложить не может. Вот и несут продавать.
Покупать современный объектив из такого числа — пустая трата денег. А вот советский купить не так накладно. Правда, такого вида советская оптика стоит не копейки. 5-7 тысяч рублей придется выложить. Но все равно это в разы дешевле нового импортного изделия. Если очень уж хочется, можно себе позволить.
Т.е. резон в конечной степени по-прежнему сводится к экономии.
Неожиданно, но в случае сверхширокоугольных или сверхдлиннофокусных объективов — не так критичен основной недостаток советской оптики — отсутствие автофокуса.
У сверхширокоугольников такая большая ГРИП, что смело можно выставить объектив на гиперфокальное расстояние и забыть вообще о фокусировке.
А современные импортные сверхдлиннофокусники, если они как и советские имеют зеркально-линзовую конструкцию, — также лишены автофокуса. Эта конструкция объективов имеет очень низкую светосилу, что все равно не позволяет камерам фокусироваться автоматически.
За бортом
Хорошо, а какие советские объективы не стоит сейчас использовать? Заранее предупреждаю, что высказываю только свое частное мнение. И применимо это мнение только для людей, который в советских объективах видят только средство получения фотоизображения и ничего более.
А мнение это таково: Не стоит пытаться использовать широкоугольники от 28 мм и длиннее вплоть до 50 мм. Почему? Потому, что от этих объективов требуется стандартный набор показателей, таких как резкость, контраст, разрешающая способность, цветопередача, отсутствие искажений, устойчивость к контровому свету. Светосила им в большинстве случаев не нужна. Ее все равно разменивают на ГРИП. В итоге, те параметры, которые вам нужны — у вашего штатного зума — скорее всего не хуже.
Использовать ли объективы 50-58 мм?
На полном кадре я считаю этот диапазон неудобным. Об этом есть небольшая отдельная статья. Соответственно, по моему мнению не стоит использовать. Разве что именно интереснее попробовать.
На кропе получите неплохой короткий портретик, поэтому есть смысл использовать.
Что попробовать?
1. Портретики
На полном кадре это:
— Юпитер-37А 3,5/135 (2500 р. Здесь и далее показаны разумные цены на Avito на ноябрь 2016)
— Юпитер-9 2/85 (4000 р.)
— Таир-11А 2,8/135 (5000 р.)
— Юпитер-21М 4/200 (2500 р.)
Для кропа 200мм-й Юпитер-21 лучше убрать, но добавить практически любой из Гелиос-44Х 2/58. За 2000 р можно найти хороший вариант.
Кроме этого вам потребуется переходник на вашу систему. Он будет стоить около 1200 р.
Для владельцев Nikon есть особенности использования советской оптики. Этому вопросу я посвятил отдельный цикл статей. Там нет ничего страшного — просто знайте и правильно применяйте знания на практике.
Никонистам стоит попробовать
— Калейнар-5Н 2,8/100 (5500 р.)
Для примера стоимость Nikon 85mm f/1.8G AF-S Nikkor на момент написания статьи — около 28700 руб.
А Nikon 105mm f/2D AF DC-Nikkor, который, ну чего уж тут говорить — очень крут — так и все 67500 руб.
2. Срерхширокоугольники
Этот объектив дает 180 градусов обзора по диагоналям кадра.
Пеленг дает честные 180 градусов и формирует круглое изображение.
За эти объективы у вас попросят 5-8 т.р. Есть еще аналоги, но менее распространенные и потому более дорогие. Если вам нужен просто результат — посмотрите эти.
Еще нужно учитывать, что непосредственно в Союзе этих объективы видимо были не очень распространены. Именно советских образцов я так и не нашел до сих пор. Зенитары предлагаются, как правило, уже российского производства, а Пеленги — так и вообще производятся белорусами чуть ли не до сих пор. Причем под все современные байонеты. Их в основном и предлагают.
3. Сверхдлиннофокусники
Тут порекомендую:
— ЗМ-5СА 8/500
— МТО-500 8/500
— МТО-1000 11/1000
1000 мм — точно удовлетворит все ваши желания заглянуть подальше :о)
Есть еще объективы марки Рубинар аналогичных фокусных расстояний. Они харизматичнее выглядят, но реже и потому дороже при тех же параметрах.
За такие объективы придется выложить 5-10 т.р. Чем больше ФР тем дороже, конечно.
P.S. Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать вам кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть 2-5 процента со стоимости покупки.
Чтобы воспользоваться сервисом, вам нужно зарегистрироваться. Далее, на главной странице находите нужный вам интернет-магазин. Там же будет указана величина кэшбэка. Переходите в магазин по ссылке и совершаете покупки как обычно.
После покупки на ваш счет в LetyShops будет начислена сумма кэшбэка. Доступна для вывода она станет после получения товара.
Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.
На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.
Очень приятный сервис, рекомендую. Ссылка для регистрации.
Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки. Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам на странице контактов
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Чтобы оставить комментарий на сайте не требуется регистрация. Большинство полей необязательны для заполнения. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
На странице во ВКонтакте вы можете опубликовать свое объявление о покупке или продаже фототехники.
Лучшие советские зум объективы
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Коллекция объективов, часть 1 (советское)
Долго я собирался, но наконец-то дошли руки и я заснял свою небольшую коллекцию объективов.
Собираю я прежде всего советские, но есть кое что из импортных Soft-focus объективов и мой любимый, еще с тех времен что я был приверженцем Nikon, GN Nikkor-S 45/2.8 (со схемой Tessar)…
Постепенно буду снимать пополнение, хотя это процесс не быстрый, ибо затратный.
снимал я это все я как обычно почти ночью и без нормального света, поэтому iso6400 и уплывший ББ…
Итак, начнем с советских шириков для зеркальных камер….
1. MC Зенитар-К 16/2,8 – наверное один из самых известных советских объективов, «рыбий глаз», выпускается с 1990 года серийно и поныне на OAO КМЗ.
У меня он в варианте под байонет К (Pentax)
2. Мир-20М 20/3,5 – сверхширокоугольный объектив, тоже выпускается и до настоящего времени на КМЗ, с 1973 года… У меня он в первом варианте с однослойным просветлением под резьбу М42.
3. Мир-10А 28/3,5 – своеобразный ширик, большой, тяжелый и темный… и самое главное не сильно резкий при этом на открытой. Не самое популярное стекло, и из-за этого до сих пор можно найти новые в коробке. Производитель – КМЗ.
4. Мир-1 37/2,8 – Самый распространённый ширик в СССР, выпускался на 4-х заводах последовательно (КМЗ, ЗОМЗ, ОМЗ «Юпитер», ВОМЗ) начиная с 1956! года. Данная разновидность 70-х годов имеет уже резьбу М42, производства ЗОМЗ, еще с гравированной надписью «grand prix brussels 1958»
5. Мир-1А 37/2,8 – своего рода легенда, тк выпускался всего один год и практически полной серией ушел на экспорт, поэтому «там» его больше чем у нас в стране… Взводная двойная. диафрагма да, да, два ряда лепестков и сменный хвостивик «А» типа. Производитель – ЗОМЗ.
Стандартные объективы – полтинники и околополтинники (50-58 мм)
8. Гелиос-44-2 58/2 – Очень необычная версия производства БелОМО, в новой модернизированной оправе, с яркими красочными надписями (достаточно редко встречающийся вариант)
9. МС Гелиос-44-3 58/2 – МС модификация предыдущего, производство БелОМО, еще более редкая. Единственная МС версия Гелиос-44 с предустановкой диафрагмы.
10. МС Гелиос-44М-6 58/2 – МС модификация Гелиоса-44М производимого в 80-х. отличается наличием прыгалки и отсутствием переключателя диафрагмы М/А. Вариант с разрешением 45/25 линий/мм (индекс 6). Производитель – ОМЗ «Юпитер» (г. Валдай).
11. МС Гелиос-44М-6 58/2 – Более поздняя версия предыдущего МС Гелиос-44М-6. Производства 90-х годов из последних серий. Отличительная особенность – кольцо фокусировки с с необычным накатом, пластиковая резьба под светофильтры. Производитель – ОМЗ «Юпитер» (г. Валдай)
12. МС Гелиос-44М-7 58/2 – Еще одна редкая версия «поздних» Гелиос-44М 90-х годов. Вариант с разрешением 50/30 линий/мм (индекс 7). Отличительная особенность – кольцо фокусировки с с необычным накатом, пластиковая резьба под светофильтры и матовая окраска . Производитель – ОМЗ «Юпитер» (г. Валдай)
13. МС Гелиос-77М-4 50/1,8 – Редкий и очень удачный вариант Гелиоса – самый светосильный и красиво рисующий. Выпускался на 2 заводах. Данный вариант производства ВОМЗ. (кстати он был там в двух вариантах оформления)
14. МС Гелиос-77М-4 50/1,8 – Еще один вариант Гелиос-77М-4. Производитель – ОМЗ «Юпитер» (г. Валдай)
17. МС Волна 50/1,8 – Объектив для зеркальных фотокамер «Алмаз» производства ленинградского завода ЛОМО, с байонетным присоединением типа К. Редкий и красивый объектив.
18. Зенитар-М 50/1,7 – Более светосильный и менее массовый объектив завода КМЗ для зеркальных фотокамер «Зенит». Первый вариант со светосилой 1,7 и однослойным просветлением.
19. МС Зенитар-МЕ1 50/1,7 – Легенда, объектив-«мастер боке» ))). Объектив для зеркальной фотокамеры Зенит-18 с электрическими контактами и передачей значения диафрагмы для работы полуавтоматического режима приоритета диафрагмы (А). Конструктивная особенность – два лепестка диафрагмы, от чего при закрытии она имеет специфическую квадратную форму. Из-за дикого спроса на него, нынче очень дорог (хотя не сказать что редкий – тираж 7000 шт)
20. Индустар-50-2 50/3,5 – Самый дешевый объектив для зеркальных камер, был штатником к Зенитам долгое время, пока его полностью не вытеснил Гелиос-44. Мелкий, темный, не сильно удобный, но резкий.
22. МС Юпитер-37А 135/3,5 – Самый распространённый телевик, выпускался массово на КОМЗ (иногда складывается впечатление что он только его и производил), это МС модификация, сменные хвостовики «А»-типа, круглая многолепестковая диафрагма и как обычно «солидола как в экскаваторе»
23. Таир-11А 135/2,8 – Более светосильная 135-ка производства КМЗ, имеет рекордные 20 лепестков диафрагмы, сменные хвостовики «А»-типа, и встроенную бленду. Считается одним из самых удачных объективов.
24. Юпитер-21А 200/4 – Еще один достаточно редкий объектив, вариант со сменными хвостовиками «А»-типа производимый на КМЗ, славится отличным качеством изображения в отличии от экземпляров выпускавшихся в дальнейшем на ВОМЗ. Круглая многолепестковая диафрагма с передустановкой.
25. МС Оберон-11К 200/2,8 – Чудо-чудное производства ВОМЗ, светосильный телевик производства 90-х годов, имеет забавный и не самый удачный конструктив, при весьма хороших оптических характеристиках. Отличительная черта – диафрагма за последней линзой. Выпускался только на байонет «К».
26. МТО-350 (он же ОБ-107) 350/5,6 – Редкость производства КМЗ 1956 года. Собственно, по доступным данным, его было произведено всего 214 шт. (1956 г. — 64 шт., 1957 г. — 100 шт., 1959 г. — 50 шт.). Зеркально-линзовый объектив. Как удалось выяснить за последнее время выпускался только в байонетном варианте для каких-то установок, все виденные мной экземпляры, всключая и мой имеют байонет с накрученным переходником на М42.
27. МС ЗМ-7К 300/5,6 – Единственный объектив для зеркальных камер производимый Азовским ОМЗ, в маркировке обозначенный как «К» объектив, но по факту выпускавшийся с резьбой М42 и комплектовавшийся переходником М42-К, мне увы достался не в лучшем состоянии (спасибо продавцу обманувшему меня) и не в комплекте. Зеркально-линзовый объектив.
28. МС Рубинар 300/4,5 макро – Самая современная серия зеркально-линзовых объективов производства ЛЗОС. Производился до начала 2000-х годов. Надпись «макро» подразумевает что он может фокусироваться начиная с 1,7 метра (хотя ЗМ-7К анологичен)
Объективы для дальномерных камер:
30. Юпитер-12 35/2,8 – Массовый широкоугольник для дальномерных камер. Создан на основе цейсовского объектива Biogon 2,8/35. Очень сильно выступающая внутрь корпуса задняя линза, что ограничивает его совместимость со многими современными камерами. Выпускался КМЗ и ЛЗОС, в вариантах для М39 и дальномерного «Киева». Матовый экземпляр 1986 года, производства ЛЗОС.
31. Юпитер-12 35/2,8 – Лаковый экземпляр 1969 года, производства ЛЗОС.
32. Юпитер-8 50/2 – Стандартный объектив для камер «Зоркий». Черный лаковый экземпляр 19… года, производства КМЗ.
33. Юпитер-8 50/2 – Экземпляр 1974 года, черная окраска, без лакировки, производства КМЗ.
36. Индустар-61 Л/Д 55/2,8 – Штатный объектив дальномерных камер «ФЭД». Производитель – завод «ФЭД» г. Харьков.
37. Юпитер-9 85/2 – Портретный объектив для дальномерных и зеркальных камер. Данный экземпляр – версия для дальномерок с резьбой М39 в черной окраске. Производитель – ЛЗОС.
38. Юпитер-9 85/2 – Версия для дальномерных камер «Киев» с наружным байонетом в хромированном исполнении. Производитель – ЛЗОС.
39. Юпитер-11 135/4 – Самый длиннофокусный советский телеобъектив для дальномерных камер. Выпускался в версии на резьбу М39 и байонет «Киев» на КОМЗ. Версия для камер М39 в хромированном исполнении.
40. ТК-2Д – Дальномерный. 2-х кратный телеконвертер, имеет толкатель дальномера. Выпускался малой серией на Харьковском заводе точного приборостроения «Точприбор»
Прочие советские объективы:
41. Вега-28Б 120/2,8 – Объектив среднеформатных камер «Киев», с байонетом «Pentaсon Six». Считается самым удачным в линейке советских объективов среднего формата. Компактен для своего фокусного. Через переходник без проблем ставится на любую узкоформатную камеру.
Недостатки: почти всегда кривая блестящая диафрагма и его редкость. Производство – ПО «Арсенал» г. Умань.
44. Проекционные объективы 92/2 – применялись в советских диапроекторах высокого класса типа ЛЭТИ и тп. Оптическая схема типа «Биотар» («Гелиос»). Два варианта исполнения.
© Fotomehanik_2013.