лучшие советские юмористические номера

9 лучших юмористических сценок СССР

лучшие советские юмористические номера. Смотреть фото лучшие советские юмористические номера. Смотреть картинку лучшие советские юмористические номера. Картинка про лучшие советские юмористические номера. Фото лучшие советские юмористические номера

Сейчас безумно популярен жанр стендап комедии. В СССР, конечно, такого не было, но артисты все равно знали, чем рассмешить публику. Чувство юмора советских комиков было отменным, они шутили на огромное количество тем. Особенность их материалов была еще и в том, что зачастую нужно было умело обходить цензуру, отчего шутки становились еще тоньше. Давайте посмотрим на любимые выступления юмористов СССР и вспомним, как это было.

«Как на самом деле снимается кино»

Андрей Миронов и его выступление в концертной студии Останкино в 1978 году.

Андрей Миронов и Александр Ширвиндт

В 1980 году Андрей Миронов и Александр Ширвиндт вышли на сцену и представили номер «Встреча маститого кинорежиссера и молодого киноартиста со зрителями».

Леонид Ярмольник

Пантомимы Леонида Яромольника, которые зрители увидели в 1980 году.

Александр Филлипенко

Это отрывок спектакля «Взрослая дочь молодого человека», выпуск передачи вышел в том же 1980 году. На сцене Александр Филлипенко.

Семён Фарада

Семен Фарада выступает с рассказом «Очередь», который был одним из произведений в сборнике рассказов Григория Горина под названием «Рассказы непутевого человека».

Творческий вечер Аркадия Арканова

Артисты пародируют самих себя на радость публике.

17-й выпуск «Вокруг смеха»

На сцене Георгий Менглет, Спартак Мишулин и Михаил Державин декламируют «Суфлера» или «Женитьбу почти по Гоголю».

Любовь Полищук

Несравненная Любовь Полищук рассказывает «Монолог счастливой женщины» в 1978 году.

Юрий Никулин

Отрывки из книги «Почти всерьез», исполненные ее автором Юрием Никулиным. Выступление 1982 года.

Источник

Лучшие советские юмористические номера

От Райкина до Хованского: история российского юмора в лицах

От костюмированных миниатюр на советском ТВ до откровенного и жесткого стендапа на пустой сцене камерного клуба: для проекта Esquire Stand Up Егор Беликов проследил историю развития российского юмора за последние 80 лет и рассказывает ее в ключевых действующих лицах.

лучшие советские юмористические номера. Смотреть фото лучшие советские юмористические номера. Смотреть картинку лучшие советские юмористические номера. Картинка про лучшие советские юмористические номера. Фото лучшие советские юмористические номера

лучшие советские юмористические номера. Смотреть фото лучшие советские юмористические номера. Смотреть картинку лучшие советские юмористические номера. Картинка про лучшие советские юмористические номера. Фото лучшие советские юмористические номера

На сцене, интимно приближенной к немногочисленным столикам со зрителями, стоит одинокий человек, который не стесняется произносить в микрофон поразительно откровенные вещи о себе. И уже не так важно, насколько комик принадлежит себе или лишь отыгрывает роль — в этом и прелесть жанра автофикшен, где автор перепридумывает собственную биографию.

(активен с 1940-х и до поздних 1980-х)

Конечно, Райкину предшествует разнообразная литературная комедийная традиция, плюс до него были и другие артисты. Тем не менее Райкин — системообразующая фигура советской эстрады, а записи его номеров по-прежнему выглядят более чем достойно. Поэтому наш таймлайн мы начинаем с него.

Советский юмор полагался в первую очередь на заранее написанный профессиональными авторами текст — иногда ими были и сами артисты, но важно, что между придумавшим и исполнившим всегда существовала дистанция. Это хорошо видно на примере Райкина, который был славен тем, что мог легко и быстро переходить из одного комического образа в другой. Он демонстрировал отдельные персонажи-оболочки, которые нередко подчеркивались почти что цирковыми, гротескными костюмами и масками — тут куда больше театра, чем будущего стендапа. И материал был соответствующий: артист даже не пытается притворяться, что это его личные откровения. В основе всех юмористических номеров лежала гипербола и сатира, причем не обязательно смешная. В СССР комик должен был быть экспрессивен, он многое брал мимикой и жестикуляцией.

Лучший пример — знаменитая миниатюра «В греческом зале». Райкин в неприлично мятой шапке и с подчеркнутым трудом выговаривает слова, потому что якобы чрезмерно пьян. Пролетарий жалуется на то, что жена (постоянная антагонистка всего советского юмора — наряду с демонической тещей) потащила его на выставку, где тот попытался догнаться, но столкнулся с сознательной вахтершей. Смыслового содержания здесь немного: в каком-нибудь стендап-выступлении подобный анекдот, в данном случае рассказываемый от лица лирического героя, был бы лишь небольшой частью, а здесь раскручивается до самого логического конца, пока ситуация окончательно не становится сюрреалистической.

лучшие советские юмористические номера. Смотреть фото лучшие советские юмористические номера. Смотреть картинку лучшие советские юмористические номера. Картинка про лучшие советские юмористические номера. Фото лучшие советские юмористические номера

Михаил Трахман/РИА Новости

Легендарный диалог «Авас», разыгранный Райкиным вместе с Романом Карцевым (позже прославится в дуэте с Виктором Ильченко), куда ближе к канону разговорного жанра. Райкин рассказывает залу немудреную байку о грузине, которого звали Авас, и его недалеком преподавателе. Подходит Карцев, отыгрывая человека без чувства юмора, — просит и ему сделать смешно. Ни с первого, ни со второго, ни с третьего раза он никак не может понять, в чем соль и почему все смеются. В бесконечных повторениях из искаженно пересказываемой байки исчезает всякий смысл, и реальность словно уходит из-под ног лирических героев.

лучшие советские юмористические номера. Смотреть фото лучшие советские юмористические номера. Смотреть картинку лучшие советские юмористические номера. Картинка про лучшие советские юмористические номера. Фото лучшие советские юмористические номера

(выступал с 1970-х и до 2018-го)

До апофеоза эту драматургическую конструкцию доведет тоже Карцев, читая монолог «Я видел раков», написанный ему Михаилом Жванецким. Фактически он твердит по кругу одну фразу: «Вчера видел раков по пять рублей — но больших. А сегодня по три — но маленьких», но с разными интонациями. В его голосе — и не проговариваемая напрямую вслух, но подразумеваемая тотальность советского продовольственного дефицита — унизительное отсутствие разнообразного ассортимента, ныне с трудом представимое. И общее разочарование от жизни, в которой нельзя повернуть время вспять и сделать в прошлом правильный выбор, ухватив большого рака за хвост.

Тему потребления оголодавшего населения продолжит Карцев в дуэте с Ильченко в миниатюре «Склад».

(1961–1971, с 1986-го и до сих пор)

Другая скрепа русскоязычного юмора — КВН — появляется в 1961 году. Это в первую очередь соревновательная передача, попытка сделать чемпионат для команд со всего Союза, которые привозят отрепетированные самодеятельные миниатюры. Часто драматургия была настолько хилая (это особенно заметно по любым записям эфиров КВН 1960-х годов), что вместо хоть какой-то сценки команда всем составом просто читала монолог по репликам или даже хором.

КВН надолго закрепляется в советской культуре, потому что хорошо подходит для адаптации в любых условиях. Юмор, как оказалось, можно облечь в некую игровую форму, как эдакие командные смешные шахматы или фигурное катание — там даже есть жюри с табличками-оценками. Наряду со спортом и другой самодеятельностью КВН становится поощряемым хобби.

Первым делом авторы идеи КВН выпускают методическую книжку, как организовать кавээновскую ячейку у себя в райцентре или поселке. Именно поэтому разговорный жанр у нас очень долго развивается иным путем, чем за границей: даже будучи предоставленными сами себе, «веселые и находчивые» все равно выступают не от своего лица, а в вымученных недотеатральных образах, как представители некой организованной самодеятельности. Тем не менее даже в новейшие времена почти все артисты разговорного жанра и многочисленные сценаристы вышли из школы бессменного Александра Васильевича Маслякова, который стал вести программу в 1964 году (тогда еще не один, а с соведущей Светланой Жильцовой — ныне она на пенсии), но затем в 1971-м всесоюзный чемпионат по смеху приостанавливают из цензурных соображений — наступает эпоха застоя.

В уже перестроечный эфир КВН вернется в 1986 году, причем куда больше похожий на тот, к которому мы привыкли (хотя справедливости ради стоит отметить, что программа конца 1980-х менее смешная, чем сегодня, и чаще там хлопают не удачной придумке, а просто так, ведь каждая команда привозит с собой массовку болельщиков из родного института). КВН оставался не слишком смешным вплоть до 1990-х, когда Масляков окончательно приручил самодеятельность и превратил ее в коммерческое предприятие на самообеспечении — сделал юрлицо, пригласил спонсоров, стал проводить дополнительные, нетелевизионные повторные концерты с платными билетами. Именно массовое заблуждение о том, что выразить себя начинающий артист разговорного жанра может только в КВН, и поспособствует тотальной стагнации сценического юмора почти на пару десятилетий.

Источник

Вадим. Лебедев.

Суфлёр. (Евгений Менглет, Спартак Мишулин, Михаил Державин).

— Здравствуйте, я тут нотки принёс. (В Винокур).

Экзамен. Рыба! (Тарапунька и Штепсель).

ХХ век. (Тарапунька и Штепсель).

Синематограф. (Тарапунька и Штепсель).

Голубой огонёк. 9 мая 1975 года. (Тарапунька и Штепсель).

Бюрократизм. (Тарапунька и Штепсель).

Баллада о прекрасной даме и первом хаме. (Тарапунька и Штепсель).

Аппарат. (Тарапунька и Штепсель).

— Хорошо бы блеснуть знанием иностранных языков. (Тарапунька и Штепсель).

— Родился я на хуторе Козюльки. (Тарапунька и Штепсель).

— Не пойман, не вор. (Тарапунька и Штепсель).

— Моя пещера с краю. (Тарапунька и Штепсель).

Эпиграммы Валентина Гафта. Кинопанорама. Эфир 25.12.1981 (1981) (360p)

Валентин Гафт. Юмор! Юмор!! Юмор. (720p)

Транспортный цех. (Роман Карцев).

Серое вещество. (Аркадий Райкин). (Голубой огонек). (1977 год.

Раки. (Роман Карцев). 1987 год..

О бюрократах. (Аркадий Райкин).

Монолог алиментщика. (Аркадий Райкин).

Касса взаимопомощи. (Аркадий Райкин).

Авас. (Аркадий Райкин и Роман Карцев). 1969.

— Смеяться, право, не грешно (Аркадий Райкин).

— Давно ли я в футболе. (Роман Карцев).

После бани. (Михаил Евдокимов). Аншлаг! 1990.

Лёгкая Жизнь, Нормально Григорий. (Михаил Жванецкий).

Очередь. (Семен Фарада). 1980 год.

Эльдар. (Ширвинд и Державин).

Интервью с актером. Закадр Внекадрович Нетронутый. (Ширвинд и Державин). 1982. год.

— Скажите, это склад. (Карцев и Ильченко).

Инопланетянин. (Генадий Хазанов). (Отрывок из телеспектакля: Золотая рыбка).

Завязал на сцене. (Отрывок из телеспектакля: Золотая рыбка).

Воспоминания артистов Кабачка 13 стульев. (Отрывок из телеспектакля: Золотая рыбка).

Взятка. (Александр Филиппенко). (Отрывок из телеспектакля: Золотая рыбка).

Телохранительница. (Л. Полищук, О. Табаков). (Отрывок из телеспектакля: Золотая рыбка).

Собрание с просмотром кинофильма. (А. Филиппенко). (Отрывок из телеспектакля: Золотая рыбка).

Номер с удобствами. (Ляховицкий, Карцев, Ильченко). (Отрывок из телеспектакля: Золотая рыбка).

Как я, устроился в гостинницу. (А. Калягн). (Отрывок из телеспектакля: Золотая рыбка).

Владимир Высоцкий. Канатчикова дача.

Ростислав Плятт и Владимир Конделаки. Свист!

Источник

Лучшие советские юмористические номера

1 апреля на телеэкраны вернулось юмористическое шоу старой, даже не российской, а советской, формации — «Вокруг смеха». Gazeta вспомнила, другие передачи времён СССР и 90-х годов, чтобы проследить эволюцию отечественного теле-юмора.

Возрождение старых программ на телевидении происходит не сказать что слишком часто. Жанры уходят в прошлое, меняется формат подачи материала, у потенциальных зрителей появляется намного больше причин вообще не включать телевизор, и, чтобы заинтересовать их, нужно нечто большее, чем обычная ностальгия.

Впрочем, именно благодаря ностальгии существует одноименный телеканал, показывающий старые передачи, что, конечно, не отменяет правила о непрерывном движении вперед для тех каналов, которые претендуют на основную российскую аудиторию.

Но реинкарнации все же возможны — как, например, произошло с «Клубом веселых и находчивых», которые вернулись на экран после 15-летнего перерыва. Правда, дело было в конце 80-х, когда отечественные телевизионщики вовсю экспериментировали и могли позволить себе многое — полтора общесоюзных канала («Вторая программа» еще не стала «Ельцин ТВ») и отсутствие интернета (а также и множества других, привычных сейчас развлечений) гарантировали аншлаг практически по умолчанию.

Сейчас ситуация совершенно другая. Уже в конце 90-х, когда на Первом заново запускали «Здоровье» (уже без Юлии Белянчиковой), новым авторам пришлось сильно постараться, чтобы найти ту форму передачи, которая понравилась бы новым и уже избалованным разнообразием телепродукта зрителям. Фактически им пришлось делать новую передачу под старым названием. И примерно такая же задача снова стоит перед Первым каналом, решившим возродить «Вокруг смеха».

Горбачева не ругать

лучшие советские юмористические номера. Смотреть фото лучшие советские юмористические номера. Смотреть картинку лучшие советские юмористические номера. Картинка про лучшие советские юмористические номера. Фото лучшие советские юмористические номера

«Вокруг смеха» — один из брендов советского телевидения, которые знают (и ценят) даже те, кто не видел ни одного выпуска. Таких, собственно, немного — игра «Что? Где? Когда?», «Клуб кинопутешественников» с Юрием Сенкевичем, то же «Здоровье» или «Утренняя почта». И если знатоки играют до сих пор, «Здоровье» сильно поменялось, путешествиями без Сенкевича (он умер в 2003-м, и программа была закрыта) заведуют на современном ТВ совсем другие люди, то ждать субботнего утра, чтобы с небольшой долей вероятности услышать любимую песню, в эпоху интернета и специализированных музыкальных каналов просто глупо.

С «Вокруг смеха» ситуация иная. Впервые эта программа вышла в 1978 году. Ведущим ее случайно стал поэт-пародист Александр Иванов, оказавшийся под рукой во время записи самого первого выпуска. Его конферанс получился настолько удачным, что «Вокруг смеха» до сих пор ассоциируется именно с ним и его пародиями. Вряд ли кто сможет перечислить всех участников программы, выходившей на протяжении 13 лет, но то, что каждый ее выход в эфир завершался пародией Иванова, знают если не все, то большинство («Велик могучим русский языка!»).

Выходила «Вокруг смеха» не слишком регулярно — в год могло быть и пять выпусков, и всего один. А по форме программа была чем-то вроде телевизионного концерта авторов юмористической страницы («Клуб 12 стульев») «Литературной газеты», который снимался в Телевизионном театре (ДК «МЭЛЗ», сейчас «Дворец на Яузе»). Выступали писатели — юмористы и сатирики — Семен Альтов, Аркадий Арканов, Григорий Горин, Михаил Жванецкий, Михаил Мишин, Виктор Коклюшкин, которые читали свои юморески прямо с листа. Эти номера разбавлялись музыкальными (пели, например, Михаил Боярский, Лариса Долина и группа «Секрет») и миниатюрами в исполнении «Лицедеев» или эксцентрик-труппы «Бим-Бом».

Закрылась программа весной 1991-го — по самой распространенной версии, из-за сатиры на Михаила Горбачева в последнем, 38-м выпуске, ее лишили госфинансирования, что в то время было равносильно закрытию.

Клуб веселых

лучшие советские юмористические номера. Смотреть фото лучшие советские юмористические номера. Смотреть картинку лучшие советские юмористические номера. Картинка про лучшие советские юмористические номера. Фото лучшие советские юмористические номераВедущий передачи КВН-87 Александр Масляков представляет команду Одесского государственного университета

Спустя несколько месяцев, когда многое стало можно и даже приветствовалось, «Вокруг смеха» никто возвращать в эфир не стал. Возможно, из-за возросшей конкуренции в юмористической сфере — уже несколько лет шел очень популярный «Аншлаг» с Региной Дубовицкой, почти десять лет нерегулярно выходили «Веселые ребята» Андрея Кнышева, а Игорь Угольников вместе с группой «Несчастный случай» уже похоронили еду в своем шоу «Оба-на».


Но главным виновником завершения эпохи советского телеюмора стал новый КВН с бессменным Александром Масляковым — к 1991-му эта игра набрала крейсерскую скорость и выпустила в свободное плавание команду Одесского госуниверситета с программой «Джентльмен-шоу». Осенью того же года начались сольные «Маски-шоу» еще одних одесситов — комик-труппы «Маски» Георгия Делиева, которые иногда выступали и в «Вокруг смеха».

Несколько лет спустя телевизионный юмор стал настолько разнообразным, что «Вокруг смеха» с его легким официозом на этом празднике жизни чувствовал бы себя чужим. Появились «Куклы», «Белый попугай» Юрия Никулина, «Смехопанорама» Евгения Петросяна, те же «Аншлаг», КВН, «Маски-шоу» или «ОСП-студия». Появились «Городок» Юрия Стоянова и Ильи Олейникова, «Осторожно, модерн» с Сергеем Ростом и Дмитрием Нагиевым и оставивший заметный след в фольклоре тележурнал «Каламбур».


Современный телевизионный юмор во многом сформировался благодаря тому же КВН. Новое поколение кавээнщиков оказалось на телевидении в середине нулевых — на ТНТ появилось шоу Comedy Club, которое к настоящему моменту превратилось в настоящую империю юмора, создавшую разнообразные «Наша Russia», «Comedy Баттл», «Comedy Woman» и множество комедийных сериалов канала. На Первом в конце 2000-х выходил «Прожекторперисхилтон», в котором принимали участие кроме Александра Цекало и Ивана Урганта участники Comedy Club Сергей Светлаков и Гарик Мартиросян; эту программу, кстати, канал тоже возродил в этом году после почти пятилетнего перерыва.

Источник

Лучшие советские юмористические номера

ГОВОРИТ ОДЕССА! Одесский юмор в исполнении Зиновия Высоковского

Надо очень любить Одессу и самих одесситов, чтобы так, с тонким одесским (читай еврейским) неподражаемым юмором рассказывать анекдоты от Одессы, как это делает Зиновий Высоковский.

Эх, Одесса, жемчужина у моря…

лучшие советские юмористические номера. Смотреть фото лучшие советские юмористические номера. Смотреть картинку лучшие советские юмористические номера. Картинка про лучшие советские юмористические номера. Фото лучшие советские юмористические номера

Беня Криг, король Молдаванки, неиссякаемый налётчик, подошел к столу и посмотрел на меня. Он посмотрел на меня и губы его зашевелились, как черви, раздавленные каблуками Начивмана Оси.

ОДЕССКИЙ ЮМОР Сборник произведений под юмором

Как это делалось в Одессе (радиоспектакль) (не юмор)

Автор: Исаак Бабель Исполнитель: Лев Дуров, Эммануил Виторган

А что вы скажете за Беню Крика и Фроима Грача? Если вам-таки нечего сказать, то послушайте, что о них говорят люди на Молдаванке и Дерибасовской.

лучшие советские юмористические номера. Смотреть фото лучшие советские юмористические номера. Смотреть картинку лучшие советские юмористические номера. Картинка про лучшие советские юмористические номера. Фото лучшие советские юмористические номера

Моя Одесса Автор: Михаил Жванецкий Исполнитель: Роман Карцев

Рассказы разных лет. Содержание:

Прелюдия, Итак, Одесса, Миша, Старик-сантехник, Алло, Гриша, Футбол, Козак, Что-то есть в этой почве, Похороны, Осень в Одессе, Неразделeнная любовь, Подожди, Язык, О Боже, сохрани этот город, Я обнимаю вас, Воскресный день, Ставь псису.

лучшие советские юмористические номера. Смотреть фото лучшие советские юмористические номера. Смотреть картинку лучшие советские юмористические номера. Картинка про лучшие советские юмористические номера. Фото лучшие советские юмористические номералучшие советские юмористические номера. Смотреть фото лучшие советские юмористические номера. Смотреть картинку лучшие советские юмористические номера. Картинка про лучшие советские юмористические номера. Фото лучшие советские юмористические номера

Т А Р А П У Н Ь К А И Ш Т Е П С Е Л Ь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *