лучшие спектакли на ютубе
Для ленивых: 9 самых популярных спектаклей на YouTube
Прогресс на месте не стоит даже в таком древнем заведении как театр (три тысячи лет, это вам не шуточки!). Интернет сюда заходил осторожно, по чуть-чуть, начав с продажи билетов, но не успели прожженные театралы глазом моргнуть, как крупные и популярные коллективы обзавелись сайтами, аккаунтами в социальных сетях и даже начали трансляции своих спектаклей для тех, кто наверное, никогда в жизни не добрался бы до них в реальности. Увидеть в екатеринбургском кинотеатре спектакль, который в это самое время играют на лондонских подмостках? Да пара пустяков!
Ну а раз есть видео спектаклей, то его вполне логично заливать на разные ресурсы, например, на YouTube. Понятно, самим театрам это делать невыгодно: страдает и гастрольная деятельность, и только-только стартовавшая практика трансляций. Ну разве что, выкладывать те постановки, которые уже сняты с репертуара по разным причинам.
Так что по большей части выкладыванием видеозаписей спектаклей занимаются сетевые активисты и любители нести искусство в массы. Не исключено, что часть из этих роликов могут выпилить бдительные роскомнадзорщики, так что успевайте.
А у нас ниже топ самых просматриваемых спектаклей в сети. Понятно, что это вам не рэперские версусы, где просмотры зашкаливают за десятки миллионов (сами считали тут), но в ваших силах сравнять театр и баттлы. Шутим. Не в ваших.
Евгений Гришковец «Плюс один»/ 362 тысячи просмотров
Впрочем, самый популярный спектакль на видео выложен в официальном YouTube-канале его создателя. Гришковца, кажется, не пугает перспектива того, что зрители не пойдут на его спектакли «живьем».
МХТ им. Чехова «№13»/ 345 тысяч просмотров
Евгений Гришковец «Как я съел собаку»/ 317 тысяч просмотров
Первый и самый легендарный спектакль все того же Евгения Гришковца.
Театр «Современник» «И снова с наступающим»/ 165 тысяч просмотров
Сейчас Леонид Ярмольник колесит по стране с «выездной» версией этого спектакля, где он играет с Николаем Фоменко. А когда-то постановка с успехом шла на сцене «Современника». И это была несколько другая история.
Театр «Ленком» «Tout Paye, или Все оплачено»/ 105 тысяч просмотров
Пьеса Ива Жамиака «Мсье Амилькар, или Человек, который платит» была хитом у советских, да и российских театров. Не избежал этого соблазна и легендарный коллектив, но количество просмотров как бы намекает: все правильно сделали.
МХТ им. Чехова «Вишневый сад»/ 95 тысяч просмотров
Многие критиковали постановку 2012 года, где Рената Литвинова играет Раневскую. Это можете сделать и вы, главное, досмотрите. Потом может, и передумаете.
Театр «Современник» «Трудные люди»/ 45 тысяч просмотров
Не самый громкий спектакль театра, но почему-то в сети он оказался популярнее многих других. История старой девы, на которую сваливается «счастье» ввиде сварливого гостя.
Театр им. Вахтангова «Евгений Онегин»/ 44 тысячи просмотров
К классическому пушкинскому тексту режиссер Римас Туминас подошел так неожиданно, что разумеется, расколол публику и критиков радикально пополам. К какому стану примкнете вы?
«Коляда-Театр» «Баба Шанель»/ 20 тысяч просмотров
Ну и завершим приветом из Екатеринбурга.
«Щелкунчик» на диване: где бесплатно посмотреть спектакли лучших театров мира
До карантина я часто ходила в театр.
Билеты стоили дорого. Например, в феврале я потратила 7800 Р на спектакли фестиваля Dance Open в Александринском театре Санкт-Петербурга. Еще 6000 Р ушло на постановки фестиваля Context. Dance Open должен был проходить в апреле, но все спектакли отменили из-за пандемии.
Я расстроилась, но ненадолго: после введения карантина многие театры запустили онлайн-трансляции. Теперь я не знаю, где найти время, чтобы успеть посмотреть лучшие постановки мира.
Конечно, вживую любой спектакль эффектнее, чем трансляция. Но у онлайн-показов есть преимущества: можно бесплатно изучать театральное искусство России, Европы, Америки прямо из дома.
В статье я расскажу, какие театры перешли на удаленку и где можно посмотреть их спектакли.
Большой театр
Где находится: Москва, Россия
Сайт: bolshoi.ru
Кому понравится: любителям классического балета и оперы
Где смотреть: ютуб-канал Большого театра
Большой театр — символ классического русского балета, один из крупнейших и самых известных театров России. С 27 марта Большой транслирует балетные и оперные спектакли на своем ютуб-канале. Первой постановкой, которую театр показал онлайн, было «Лебединое озеро». Его показывали во время путча в августе 1991 года.
Первые 6 онлайн-спектаклей посмотрели 3 миллиона человек из 134 стран. 25 апреля покажут балет «Герой нашего времени», работу режиссера Кирилла Серебренникова. 11 мая театр будет транслировать последнюю премьеру перед уходом на карантин: оперу «Садко».
Я жду 7 мая, чтобы посмотреть «Дон Кихота»: это золотой фонд классического балета, яркий и темпераментный спектакль. Его советуют тем, кто хочет полюбить балет, но всегда засыпает посреди постановки.
Расписание онлайн-показов есть на сайте театра. Трансляции начинаются в 19:00 и доступны 24 часа после начала.
Мариинский театр
Где находится: Санкт-Петербург, Россия
Сайт: mariinsky.ru
Кому понравится: любителям классического балета и оперы
Где смотреть: Мариинский ТВ
Мариинский соперничает с Большим за звание главного театра балета и оперы в России. Когда говорят о славе русского балета, вспоминают в первую очередь артистов Мариинского: Анну Павлову, Вацлава Нижинского, Галину Уланову, Рудольфа Нуреева.
Для онлайн-трансляций театр создал собственный проект «Мариинский ТВ». Там демонстрируют записи классических спектаклей: например, балеты «Ромео и Джульетта», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан», оперы «Золотой петушок», «Игрок». Еще транслируют записи концертов. Это очень здорово — услышать Чайковского, Шостаковича, Прокофьева в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра. Я пишу эту статью под Пятую симфонию Шостаковича.
На сайте «Мариинский ТВ» и в соцсетях театра анонсируют только ближайшие показы: на сегодня и завтра. Афиши на месяц или на неделю нет. На мой взгляд, это неудобно: трудно спланировать время. Я жалею, что не успела посмотреть постановку «Ромео и Джульетта». Она интересна тем, что в каждом действии партии главных героев исполняют разные артисты. Можно увидеть сразу трех премьеров театра: Андрея Ермакова, Игоря Колба, Евгения Иванченко.
Рекомендую подписаться на страницу Мариинского во Вконтакте, чтобы не пропустить важные постановки. Трансляции начинаются в 19:00 и доступны еще сутки.
Метрополитен-опера
Метрополитен-опера, или Мет-опера — один из самых знаменитых оперных театров мира. На его сцене выступали Федор Шаляпин, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти. Одна из любимых зрителями звезд Мет-оперы сегодня — Анна Нетребко. В репертуаре театра — классические оперы, в том числе русских композиторов, например «Борис Годунов» Мусоргского.
Раньше я думала, что оперу лучше слушать, а не смотреть. Мне казалось, на сцене не происходит ничего интересного: люди в пышных костюмах стоят и поют. Это не так.
Классические оперы в современных постановках — захватывающее зрелище. Например, в вагнеровском «Парсифале» всю сцену заливают специальной жидкостью, похожей на кровь, и артисты поют по щиколотку в ней. В «Электре» действие переносится из Древней Греции в наши дни. Все исполнители одеты в современную одежду, а не в греческие хитоны. Когда смотришь оперу на экране, можно хорошо разглядеть мимику актеров. Я внезапно обнаружила, что талант оперных певцов — не только в голосе: их лица и движения тела также выражают чувства героев.
Спектакли лондонского Королевского национального театра и Шекспировского театра «Глобус» в проекте Theatre HD
Метрополитен-опера публикует афишу трансляций на неделю на своем сайте и подробно рассказывает о каждой опере на английском языке. Еще за анонсами удобно следить в аккаунте театра в Инстаграме. Трансляции начинаются в 19:30 по нью-йоркскому времени — это 2:30 по Москве. Они доступны на сайте театра еще 23 часа — успеете посмотреть их на следующий день.
Пермский театр оперы и балета
Где находится: Пермь, Россия
Сайт: permopera.ru
Кому понравится: поклонникам оперы и балета
Где смотреть: сайт театра
Несколько лет назад Пермский театр оперы и балета стал мелькать в культурных хрониках так же часто, как самые знаменитые столичные театры. До 2019 года его художественным руководителем был известный дирижер Теодор Курентзис. На сцене проходили мировые премьеры: например, балет «Шахерезада», главную партию в котором исполнила прима Мариинки Диана Вишнева. В 2019 году Пермский театр оперы и балета получил сразу 18 номинаций на главную театральную награду России — «Золотую маску». Мне давно было любопытно увидеть его спектакли, но ехать ради них в Пермь не хотелось.
Весной 2020 года трансляции из Пермского театра оперы и балета организовывают на сайте почти каждый день. Кроме классического репертуара, есть интересные постановки современного танца, в том числе балеты американского хореографа, обладателя «Оскара» Джерома Роббинса. Его «Концерт» — то, чего ждешь от современного балета. Это ироничный спектакль, который противопоставляет виртуозное владение телом одного артиста нарочито неуклюжим движениям другого.
Показы начинаются в 19:00 по пермскому времени, когда в Москве 17:00. За анонсами спектаклей можно следить на главной странице сайта. Все прошедшие трансляции доступны в разделе «Журнал».
На сайте Пермского театра оперы и балета его можно материально поддержать. Я не видела подобного на порталах других российских театров, хотя в мировой практике это норма: например, на сайте Метрополитен-оперы тоже есть такая кнопка.
Большой драматический театр имени Товстоногова — БДТ
Где находится: Санкт-Петербург, Россия
Сайт: bdt.spb.ru
Кому понравится: поклонникам драматического искусства и современного театра
Где смотреть: Okko TV, БДТ диджитал
БДТ — один из самых популярных театров Санкт-Петербурга. У него две сцены: в зданиях на Фонтанке и на Каменном острове. Каменноостровский — единственный сохранившийся в России деревянный театр. Давно мечтаю попасть туда на спектакль «Алиса» по мотивам сказок Льюиса Кэрролла. Главную роль в нем играет Алиса Фрейндлих. Каждый раз не успеваю купить билеты: они разлетаются за считаные часы, как и на все постановки с актрисой.
В онлайн-кинотеатре Okko до 25 июня можно бесплатно посмотреть три спектакля режиссера Андрея Могучего, художественного руководителя БДТ: «Грозу», «Губернатора», «Трех Толстяков». «Гроза» — яркое, в хорошем смысле балаганное зрелище. Герои говорят частушками, молитвами, оперными ариями, а на сцене вспыхивают молнии.
«Три Толстяка» — это целый сериал: он состоит из трех спектаклей. Чтобы их увидеть, нужно ходить в театр три раза. В онлайн-трансляции можно посмотреть все сразу. От классической сказки Олеши в нем мало что осталось: в версии Могучего Три Толстяка — это сгусток злой космической энергии. Смотреть его можно вместе с детьми.
Спектакли российских театров в онлайн-кинотеатре Okko
Еще театр запустил портал «БДТ диджитал». На нем публикуют ссылки на онлайн-показы и архивные спектакли, актеры ведут прямые трансляции из своих квартир, рассказывают о себе, своих семьях и котах. Чтобы следить за анонсами, советую подписаться на аккаунт БДТ во Вконтакте или Инстаграме.
«Гоголь-центр»
«Гоголь-центр» — театр, который создал режиссер Кирилл Серебренников. Эпатажные постановки «Гоголь-центра» вызывают у зрителей противоречивые эмоции: от «лучший театр в Москве» до «это не театр». Я ни разу в нем не была, поэтому с интересом ждала, когда откроют онлайн-показы.
«Гоголь-центр» запустил трансляции сразу на 4 площадках: на сайте, Ютубе, в Фейсбуке и Инстаграме. Показывают архивные спектакли и концерты. Например, в «Нашей Алле» песни Пугачевой поют актеры театра, певица Манижа и группа «Звери». 12 апреля показали запись спектакля «Похороны Сталина». Это ценно, потому что вживую он прошел всего один раз.
Пока мне удалось посмотреть только спектакль режиссера Максима Диденко «Хармс». Он больше похож на перформанс или концерт, чем на привычную театральную постановку. Молодые актеры поют, танцуют, орут, говорят полушепотом. Первое впечатление: какой-то бред. Такое же ощущение вызывает поэзия Хармса, поэтому постановка показалась мне точным попаданием в энергетику поэта. Жаль, что «Гоголь-центр» не сохраняет трансляции и их нельзя пересмотреть.
За анонсами удобнее всего следить в соцсетях: Фейсбуке, Инстаграме или во Вконтакте. Онлайн-показы начинаются в 20:00, а на следующий день их повторяют в 15:00 — специально для жителей восточной части России.
Балет Дортмунда
Небольшой провинциальный театр Дортмунда удивляет неожиданным подбором музыки и авторским прочтением произведений. Дортмундская труппа — это чудо: актеры виртуозно владеют телом.
Я впервые увидела балет Дортмунда в 2019 году на фестивале Dance Open в Санкт-Петербурге. Я ничего не знала о театре. Меня привлекло, что балет поставлен по сказкам Кэрролла.
«Алиса» балета Дортмунда оказалась вовсе не детской сказкой. Алис в нем две: маленькая девочка и взрослеющая девушка с эротическими снами и мечтами. Безумному Шляпнику удалось передать ощущение безумия через танец и движения тела. Лысая Красная Королева завораживала своей пластикой. Музыканты — итальянский фольклорный ансамбль — были на сцене вместе с танцорами, а танцоры иногда начинали петь вместе с ними. Это производило совершенно ошеломляющее впечатление. В конце постановки весь зал рукоплескал актерам 15 минут, а в фойе обсуждали, что балет неожиданный для Санкт-Петербурга. Я влюбилась в театр и месяц ходила под впечатлением от спектакля.
Балет Дортмунда сотрудничает с лучшими хореографами мира: Хансом ван Маненом, Кристианом Шпуком, Мауро Бигонцетти. В 2020 году команда фестиваля Dance Open планировала снова привезти балет Дортмунда в Россию. Билеты на их спектакль «Сон в летнюю ночь» закончились через несколько часов после старта продаж. Фестиваль отменили, но Dance Open запустил онлайн-проект. 26 апреля в его рамках можно увидеть «Фауста» в постановке балета Дортмунда. Трансляция пройдет в группе Dance Open во Вконтакте и на сайте Фонтанка-ру. Следите за анонсами на сайте Dance Open или во Вконтакте, чтобы узнать, во сколько начало.
Венская государственная опера
Венская опера — один из старейших театров мира. Придворное оперное искусство существовало в Вене с 17 века. Вместе с миланским театром «Ла Скала» и нью-йоркской Метрополитен-оперой театр в Вене — один из главных мировых центров оперного искусства.
С 15 марта Венская опера каждый день показывает спектакли. Театр ставит классику: оперы «Мадам Баттерфляй», «Парсифаль», «Электра», «Богема», балеты «Корсар», «Лебединое озеро». Интересно увидеть балет «Пер Гюнт» на музыку Шнитке: в репертуаре российских театров я его не встречала. Есть оперы для детей, например «Золушка».
Я успела посмотреть балет «Щелкунчик», хореографию которого ставил Рудольф Нуреев. Всегда кажется, что «Щелкунчику» нечем тебя удивить. В постановке Венской оперы трактовка сюжета оказалась неожиданной: главная героиня Клара напоминает Лолиту. Она влюблена в друга родителей и видит его во сне на месте ожившего Щелкунчика-принца.
Некоторые трансляции включают в себя не только сам спектакль: мы видим, как в зале театра собираются зрители и как они расходятся во время антракта. В перерывах показывают интервью с артистами театра. Русские субтитры можно включить, если нажать на значок с тремя точками в правом нижнем углу экрана.
Афиша на месяц есть на сайте театра. Трансляции доступны 3 дня. Чтобы смотреть спектакли, нужно зарегистрироваться на сайте «Венская опера лайв».
Малый драматический театр — Театр Европы
Где находится: Санкт-Петербург, Россия
Сайт: mdt-dodin.ru
Кому понравится: поклонникам классического и современного драматического искусства
Где смотреть: сайт МДТ, ютуб-канал театра
Малый драматический театр — один из самых интересных в Санкт-Петербурге. Им руководит Лев Додин, известный российский театральный режиссер. Режиссерский «метод Додина» изучают в театральных вузах, чтобы понять, на чем основана магия его спектаклей. В постановках Додина нет намеренного эпатажа, а герои не скачут голыми на швабрах. Главное в них — слово: все построено на диалогах и монологах героев. Еще в этом театре служит моя любимая российская актриса Ксения Раппопорт. Моей маме нравится актер Данила Козловский, и я хотела бы попасть с ней в МДТ на один из спектаклей с ним.
МДТ — единственный театр в России, у которого есть статус «Театр Европы». Это звание ему присвоила Генеральная ассамблея Союза европейских театров в 1998 году. В мире таких всего три: петербургский МДТ, парижский «Одеон» и миланский «Пикколо». Если вы только приобщаетесь к миру театра и не знаете, с каких спектаклей начать, советую обратить внимание на МДТ. Он получил зрительское и профессиональное признание не только в России.
В репертуаре театра — спектакли по классике российской, европейской и советской литературы: Чехов, Достоевский, Брехт, Уайльд, Ибсен. Меня заинтересовали постановки по романам советских писателей: например, «Жизнь и судьба» по Гроссману, «Братья и сестры» по Абрамову. Это нетипичные произведения для театра. Насколько я знаю, кроме Льва Додина, их никто не ставил на сцене. Оба романа — многостраничные саги: у Гроссмана — военная, у Абрамова — семейная. Додин сам писал по ним пьесы. Как мне кажется, МДТ удается передать дух огромной книги в театральной постановке. Правда, короткими их не назовешь: «Жизнь и судьба» идет больше трех часов, «Братья и сестры» разделены на две части по три часа.
Онлайн-трансляции МДТ — это видеопоказы спектаклей прошлых лет, которых уже нет в репертуаре. Еще артисты читают прекрасную прозу и поэзию: Пушкина, Бунина, Чехова, детских писателей. Трансляции начинаются в разное время, афишу можно посмотреть на сайте МДТ. Показы доступны на ютуб-канале театра.
Московский Художественный академический театр имени Горького (МХАТ)
Где находится: Москва, Россия
Сайт: mxat-teatr.ru
Кому понравится: поклонникам системы Станиславского и тем, кому интересна закулисная жизнь театра
Где смотреть: сайт МХАТа, ютуб-канал МХАТа
В 1898 году Станиславский и Немирович-Данченко основали Художественно-общедоступный театр. На сцене состоялись премьеры пьес Чехова: «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры». До сих пор на логотипе театра — чайка. Сейчас МХАТ имени Горького возглавляет Татьяна Доронина, а театр определяет свое кредо как «возвращение к Станиславскому». В его репертуаре в основном классические спектакли по пьесам Чехова, Островского, Булгакова, Шекспира.
Онлайн-трансляции МХАТа отличаются от того, что делают его коллеги. Театр запустил проект «МХАТ говорит», и каждый день с 15:00 на его сайте можно увидеть прямые включения. Это виртуальные экскурсии по театру, рассказы о подготовке к премьерам, актерские читки, интервью с режиссерами и артистами. Заранее темы трансляций не анонсируют, но их сохраняют на ютуб-канале МХАТа.
20 великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
«Inferno» — Ромео Кастеллуччи
«Purgatorio» — Ромео Кастеллуччи
Вторая часть трилогии (третья представляет собой инсталляцию, а не спектакль) делится на две части: сначала в интерьере обычной буржуазной квартиры рассказывается (вернее, показывается без лишних слов) довольно страшная история, а затем декорация сужается до полупрозрачного круга, за которым плывут огромные цветы и растения. Впечатляет до невозможности.
«Mount Olympus» — Ян Фабр
Кажется, самый известный спектакль этого бельгийского режиссера. Известен он, прежде всего, своей длительностью — перформанс идет целые сутки, во время которых разрешено входить и выходить из зала, спать внутри или снаружи и вообще чувствовать себя как дома. Качество работы в сравнении с другими проектами Фабра можно местами ставить под вопрос, но глыба поднята огромная.
«(A)pollonia» — Кшиштоф Варликовский
Самый масштабный спектакль одного из лучших польских режиссеров современности. Поставленный по нескольким документальным и эссеистским текстам, он вскрывает сразу несколько исторических пластов, говоря одновременно на высоком уровне о персональной и национальной вине.
«Cafe Müller» — Пина Бауш
Один из самых впечатляющих примеров современного танца и на техническом, и на чувственном уровне. Мужчины и женщины пробираются через раскиданные стулья и столы на пути к своей любви.
«Shakespeare’s Sonnets» — Роберт Уилсон
Спектакль Уилсона среднего периода, когда он уже сосредоточился на итальянских театральных коробках и очистился от радикализма, но ещё не начал делать одинаковые спектакли на разных континентах. Эта его работа — коллаборация с композитором Руфусом Уэйнрайтом — представляет собой современный пример театра варьете, когда спектакль состоит из нескольких связанных между собой только автором сонетов и эстетикой сценок — музыкальных или разговорных, раскрывающих и мир Шекспира, и мир Уилсона.
«Kill the European! Kill him! Kill him!» — Кристоф Марталер
Один из культовых спектаклей Кристофа Марталера — сцены из жизни меланхоличных швейцарцев в кафе, перенесенные в театральное безвременье, где сочетается и психиатрическая клиника, и курорт. Зрители выходили с первых показов в бешенстве, спектакль сделал Марталера живым классиком.
«The Power of Theatrical Madness» — Ян Фабр
Один из ранних спектаклей Фабра, поставленный в 1984-м, а затем восстановленный в 2012 году. Это мощнейший манифест того типа физического театра, которым Фабр хотел и стал заниматься. Здесь настоящая перформативность соединяется с настоящей ренессансной красотой.
«Uncle Vanja» — Люк Персеваль
В спектакле Люка Персеваля по пьесе Чехова все персонажи сидят в ряд на стульях на авансцене — там и происходит все действие. Иногда они с этих стульев встают, безумно танцуют, падают, раздеваются, не слышат друг друга, орут, стреляют из пистолета. Декорации не меняются два часа, которые за этим завораживающим черно-белым потоком (видео записывал сам Персеваль) пролетают просто незаметно.
«Hamlet» — Томас Остермайер
«Гамлет» немецкого режиссера Остермайера с Ларсом Айдингером в главной роли получился чуть ли не самым сильным и современным прочтением этой как бы вечной пьесы. Спектакль говорит о невозможности в текущем времени реальной драмы шекспировского размаха — она так или иначе будет размазана постмодерновой комедией.
«Einstein on the Beach» — Роберт Уилсон/Филипп Гласс
Почти пятичасовой спектакль, который в принципе перевернул историю современного театра. Минималистичная опера Филиппа Гласса стала материалом для такого же спектакля Роберта Уилсона. Ни либретто, ни сценическое действие не имеют почти никакого отношения к Альберту Эйнштейну — то есть это ни в коем случае не биографический спектакль. Зато спектакль имеет прямое отношение к тому, чем Эйнштейн занимался — ко времени и к пространству. Повествования в спектакле нет, а есть набор из нескольких сцен, соединенных так называемыми «коленными пьесами». Современная хореография, театр художника и даже театр объекта в этом спектакле объединяются в действительно эпическое полотно.
«The Dead Class» — Тадеуш Кантор
Завораживающее перформативное действо, в котором нет нарратива как такового, зато есть мощнейшее взаимодействие живых актеров со своими как бы двойниками — тряпичными куклами в полный рост. Причем лица живых актеров густо замазаны болотно-зеленым гримом, так что кладбищенская атмосфера работает на полную. Примечательно, что доступное к просмотру видео — это не в точном смысле документация спектакля, а телеверсия, которую сделал известный польский режиссер Анджей Вайда.
«Les Ephémeres» — Ариана Мнушкина
Французская режиссерка Мнушкина делает демократический почти народный театр, в котором заметно влияние и цирка, и японского народного театра. В данном случае рассказывается сразу несколько историй из жизни обычных французских семей, одна из историй вполне себе мистическая. Магическим спектакль делает то, что все действие происходит на вращающихся круглых платформах, которые рабочие сцены выкатывают в центр зала и укатывают обратно.
«Stifters Dinge» — Хайнер Гёббельс
Самый известный пример театра без людей, а с одними технологиями: на протяжении часа зрители имеют возможность наблюдать химические реакции, действия механизмов, движения камней и авто-игру механизированных пианино.
«Fase» — Анна Тереза де Кеерсмакер
Культовая хореографка и танцовщица сама поставила и сама танцует под музыку культового композитора.
«Tragedia Endogonidia» — Ромео Кастеллуччи
Масштабный проект итальянского режиссера растянулся на несколько стран: каждую из частей «Трагедии, рождающейся из самой себя» показывали в театрах разных столиц. Разной длины части в основном представляют собой радикальный театр художника — мрачный, с животными, детьми и механизмами. Здесь почти никто не говорит, но ландшафт наполнен мрачными саундскейпом композитора Скотта Гиббонса. Кажется, главная к текущему моменту в творчестве Кастеллуччи попытка реанимировать трагедию в современности.
«Medea. Material» — Анатолий Васильев
Целый час Валери Древиль сидит на фоне видеопроекции и кричит — половину этого времени абсолютно голая. Что еще нужно?
«Karl Marx: Capital, Volume One» — Rimini Protokoll
Группа Rimini Protokoll — одни из лидеров европейского нового театра, занимающиеся в основном экспериментами на границах нон-фикшн, науки и журналистики. Этот их спектакль — пример так называемого экспертного театра, когда на сцене говорят и действуют люди, в реальной жизни являющийся носителями определенного академического знания, — в данном случае все вращается вокруг известного труда «Капитал». К слову, у спектакля есть абсолютный двойник по форме, такой же спектакль Rimini Protokoll поставили, пытаясь разобраться в автобиографической книге Гитлера.
«Tyrannis» — Эрсан Мондтаг
Представитель молодого немецкого театра, довольно много позаимствовавший от своих старших коллег — Марталера, Фритча, — поставил мистическую историю без единого слова с одной технокомпозицией. В нарочито кукольных декорациях квартиры живет странно выглядящая семья, которая выполняет обычные повседневные действия карикатурным образом. Затем в доме появляется Другой, и все начинает идти не так.
«Emilia Galotti» — Михаэль Тальхаймер
Мастер театрального минимализма, а в последнее время — брутализма, — длиннющую трагедию XVIII века ужал в щемящий полуторачасовой спектакль о любви, абсолютно современный. Главная героиня появляется в сужающемся к заднику коридоре под настоящие искры с потолка — и дальше начинается феерия актерского мастерства.