лучшие спектакли театра вахтангова рейтинг

10 лучших спектаклей года по версии «Афиши»

Трехэтажная бродилка, интеллектуальный пранк и закрытый спектакль Богомолова. Театральный обозреватель «Афиши» Алексей Киселев подводит итоги 2016 года.

«Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса в Театре им. Маяковского

Триумф худрука Маяковки Миндаугаса Карбаускиса на ниве высокого актерского театра. Здесь и психологический реализм, и широкий размах, и про старую Россию — но не только. Пьеса Марюса Ивашкявичюса, с одной стороны, про окружение Льва Толстого, перемешавшееся с персонажами его произведений. А с другой, про отсутствие ответа на краеугольный постмодернистский вопрос о зыбкости границы между художественным миром и реальным. Трагическая роль в этой неразберихе закономерно досталась жене писателя, которой то и дело грезится стук колес надвигающегося поезда. Самая мощная и богатая женская роль года — Софья Толстая в исполнении Евгении Симоновой.

«Князь» Константина Богомолова в Ленкоме

«Машина Мюллер» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре»

Самый эстетский и откровенный спектакль года — самый нетипичный спектакль Кирилла Серебренникова. «Машина Мюллер» — это большой и бесконечно красивый поклон драматургу-парадоксалисту Хайнеру Мюллеру, классику европейского авангарда и политического театра. В стилизованной под Шодерло де Лакло пьесе «Квартет» режиссер Константин Богомолов и телеведущая Сати Спивакова меняются полами; в манифесте конца эпохи человечности «Гамлет-машина» солирует Александр Горчилин. И да, в спектакле занято 18 обнаженных перформеров.

«Неявные воздействия» Всеволода Лисовского

Экспериментальный проект Всеволода Лисовского и актеров «Театр.doc» внешне походит не то на классический флешмоб, не то на интеллигентный пранк. Зрители вместе с актерами встречаются в городе и отправляются бродить по случайному маршруту. У актеров в распоряжении гора выученных текстов от Платона, Канта и Гегеля до Платонова, Тристана Тцары и Сорокина. Сам Лисовский о затее говорит так: «Кто угодно может воздействовать на что угодно, находясь где угодно». Где закончится прогулка и что из всего этого получится, не знает никто — в этом суть.

«Твоя_игра» Ontroered Goed в универмаге «Цветной»

На спектакль бельгийской команды Ontroerend Goed пускают строго по одному, и это не страшно. На 4-м (а затем на 6-м) этаже торгового центра «Цветной» в течение лета и осени располагалась секретная комната за красным бархатным занавесом, внутри которой купившему билет предлагался «интерактивный опыт для одного зрителя». Внутри гость отвечал на вопросы, рассуждал на простые темы, а в итоге получал неподкупный и многогранный взгляд со стороны. Ответственность за затею взял на себя импресарио Федор Елютин, годом ранее запустивший один из самых интересных и успешных театральных проектов города «Remote Moscow». Дальнейшая судьба «Твоей_игры» неизвестна, но вероятность повторного проката велика.

«Наш класс» в Театре им. Вахтангова

Пьеса Тадеуша Слободзянека основана на документальных материалах, собранных в книге Яна Томаша Гросса «Соседи». В центре внимания — маленький польский городок Едвабн, 1920-е годы, дружный школьный класс; евреи и поляки подрастают и дурачатся, пока не задумываясь толком, кто из них поляк, а кто еврей. Все меняется с началом войны: начинается ужасающая мясорубка, в которой люди забивают камнями и сжигают заживо своих друзей детства. И это только начало пьесы, действие которой охватывает и будущее одноклассников, и доходит до наших дней. Режиссер Наталья Ковалева поставила с недавними выпускниками Щукинского училища очень подробный, мощный и деликатный спектакль о всепобеждающих механизмах истории, в которой всех жалко и которая касается каждого.

«Вернувшиеся» Journey Lab

Первый в России полноценный проект в традиции театра Punchdrunk. Зритель, попадающий по билету в старый трехэтажный особняк неподалеку от метро «Парк культуры», получает полную свободу перемещений, возможность совать нос куда попало и обнаруживать, например, потайные ходы и комнаты. В основе — пьеса Генрика Ибсена «Привидения» (1881) про дом, непростую семью и оживающую память. Авторы многоуровневой интерактивной постановки — американская команда Journey Lab и российская компания YesBWork. После 50-го показа спектакль закрывается, а команда отправляется адаптировать спектакль в США.

«Барабаны в ночи» Юрия Бутусова в Театре им. Пушкина

Взрывоопасное шапито Юрия Бутусова по ранней пьесе Бертольда Брехта. Солдат ушел на войну, а вернувшись, обнаружил невесту замужем за преуспевающим предпринимателем. И нечего было бы искать в этом тексте, если бы не новый перевод Егора Перегудова и не ошеломляющие погружения актерской команды бок о бок с режиссером в параллельные ассоциативные потоки. Грохочут Prodigy, артисты меняются ролями, транслируется хроника строительства Берлинской стены; а в конечном итоге спектакль получается про простую человеческую капитуляцию, когда мягкие тапочки становятся дороже торжества мировой справедливости. А то, что творит на сцене Тимофей Трибунцев в главной роли, — лучшее, что случалось с театром в прошедшем году и с Театром им. Пушкина в частности.

«Чапаев и Пустота» Максима Диденко в «Практике»

Самый красивый спектакль года. Постмодернистская гипнагогическая эпопея Пелевина про Василия Ивановича и Петра Пустоту разложена режиссером на три акта и упакована художником Галей Солодовниковой в блистательное пространство стерильного глэм-футуризма. Музыку сочинил бессменный соавтор Диденко, апологет топорного арт-рока Иван Кушнир. Первоисточник рекомендуется перечитать — спектакль представляет собой скорее комментарий к роману, нежели пересказ в лицах; и это хорошо.

«Иванов» в Театре наций

Пьесу «Иванов» (ударение на второй слог) Чехов написал по заказу Театра Корша в 1887 году. Там же состоялась премьера. Сегодня в здании Театра Корша располагается Театр наций. 130 лет спустя «Иванов» снова звучит в этих стенах; более того — из уст совершенно фантастической плеяды артистов: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Елизавета Боярская, Игорь Гордин. Режиссером выступил один из самых видных и оригинальных профессионалов нового поколения — Тимофей Кулябин. Действие перенесено в наши дни, в остальном же получился в лучшем смысле слова традиционалистский спектакль с увлекающим сюжетом и трагической развязкой. И, конечно, лучшим актерским ансамблем года.

Источник

«Проголосовали рублем»: 10 лучших спектаклей 2019 года по версии зрителей

В конце прошлого года мы опубликовали 10 самых интересных московских спектаклей 2019 года по мнению редакции. Как любой рейтинг, он вызвал много агрессии, обид и интереса. Но, пожалуй, самое интересное — это выбор зрителей. В нашем случае — наших читателей. Мы изучили, анонсы каких спектаклей получили больше всего просмотров, отзывов и в первую очередь оценок пользователей (далеко не всегда положительных, ведь, как известно, спектакль, за который проголосовали тысячи человек, пусть даже часть из них поставили низший балл, — гораздо ценнее, чем спектакли, где 5 сотрудников театра и их друзья дружно поставили высшую оценку). Итак, читатели «Вашего досуга» запомнили ушедший 2019 год следующими спектаклями.

10 МЕСТО: «ЗАРНИЦА» (ЦЕНТР ИМ. ВС. МЕЙЕРХОЛЬДА, МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА)

«Зарница» — продолжение истории об антиутопическом будущем победившего «патриотизма», начатой в спектакле «Сван». В мире, созданном в пьесах Андрея Родионова и Екатерины Троепольской, все говорят стихами. Но если сюжет «Свана» основан на сдаче мигрантами теста по стихосложению, то завязка нового спектакля Юрия Квятковского — в экзамене по «Зарнице», молодежной военно-спортивной игре, обязательной для школьников нового общества. Четыре подростка попадают в сказочный лес. Здесь, словно в шекспировском «Сне в летнюю ночь», они встречают древних лесных богов, которые все путают и по ошибке влюбляют девочку в девочку. Школьников играет младший курс брусникинцев, приняв эстафету от старших, занятых в «Сване».

Зарница

9 МЕСТО: «ПЕР ГЮНТ» (ТЕАТР ИМ. Е. ВАХТАНГОВА)

«Пер Гюнт» — первая постановка Юрия Бутусова в Театре Вахтангова в новой должности. Для публики, как и для режиссёра, она знаковая, и не случайно окончательный выбор пал на эту пьесу. Долгие скитания главного героя Ибсена заканчиваются вопросом о том, кто он и кем он был, а спектакль содержит ответ самого режиссёра — о себе и своём творческом пути. История Ибсена, пересказанная Бутусовым, воспринимается как длинная, четырехчасовая, страшная сказка про мальчика Пера, боявшегося увидеть самого себя без прикрас. Главный конфликт в ней внутренний, а раздвоенность главного героя, сыгранного в спектакле Сергеем Волковым и Павлом Поповым, позволяет этот конфликт сделать нагляднее.

Пер Гюнт

8 МЕСТО: «ПИНОККИО» (ЭЛЕКТРОТЕАТР СТАНИСЛАВСКИЙ)

«Пиноккио» — это дилогия Бориса Юхананова, посвященная исследованию театральных процессов. Первый спектакль «Лес» готовит зрителя к восприятию «пиномифологии», к мистерии, которая зародилась у Андрея Вишневского в 70-е годы прошлого века. Во второй части уже гораздо больше иронии и даже юмора. Беленький Пиноккио в плащике-колокольчике так и не дошел до школы. Живой марионетке просто нельзя было обойти стороной театр. Еще ничего про него не поняв, Пиноккио восклицает: «Я хочу играть в театре!».

Пиноккио

7 МЕСТО: «ЗАНОС» (ТЕАТР «ПРАКТИКА»)

«Занос» по пьесе Владимира Сорокина в постановке Юрия Квятковского начинается в фойе, зрителей небольшими группами приглашают на инструктаж. Двое серьезных мужчин в черных костюмах выдают наушники. Вместо залога зрители оставляют отпечаток пальца, давая таким образом согласие стать «ушами большого брата». На столе у людей в черном лежат фотографии подозреваемых. Их, как и каналов на наушниках, трое. В зале зрители могут сами выбрать за кем хотят подслушивать. Прослушка спектакля через наушники на первый взгляд кажется аттракционом, но несколько каналов выполняют в спектакле практическую функцию. Переключаясь между ними, зритель получает возможность самостоятельно монтировать спектакль.

Занос

6 МЕСТО: «ТЕЛЛУРИЯ» (ТЕАТР НА ТАГАНКЕ)

Если вы думаете, что раз антиутопия, значит ярко, эффектно и весело, как в «Идеальном муже», то нет. Никакого зрелища и иллюстративности в привычном понимании. Богомолов поставил спектакль, похожий на читку. Негромким голосом, почти без эмоций, известные актеры произносят сорокинские тексты в микрофон. Двигаются мало, «играют» еще меньше. За них почти всё делает текст. Плотный, вязкий, тонко стилизованный, безусловно, сатирический. Кстати, из 50 новелл романа Богомолов выбрал лишь часть. И не самых очевидных.

Теллурия

5 МЕСТО: «БОРИС» (ТЕАТРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО «АРТ-ПАРТНЕР XXII»)

Для премьеры спектакля «Борис» Дмитрия Крымова знаменитая фраза «Народ безмолвствует» — ключевая. В спектакле страна безмолвствует потому, что живёт паттернами, суевериями, теориями заговоров, и величие ее протеста исчерпывает пошлый анекдот и пачка разбитых об пол яиц. Взлет и падение Бориса умещается в одну затянувшуюся вечеринку после инаугурации, и кульминацией этого вечера становится не гибель царя, а «сцена у Фонтана», решенная как ещё один вставной номер концерта.

Борис

4 МЕСТО: «ЗАВЕЩАНИЕ ЧАРЛЬЗА АДАМСА, ИЛИ ДОМ СЕМИ ПОВЕШЕННЫХ» (МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО)

Сначала был Чарльз Сэмуэль Аддамс – автор знаменитой «Семейки Аддамсов» (семьи фриков, живущих в странноватом и сюрреалистичном хоррор-мире). Именно он стал прототипом главного героя. А ещё был немой кинематограф, детективы сэра Альфреда Хичкока, истории в стиле арт-нуар, готические фантазии Тима Бёртона, сказка о Белоснежке и история о Ромео и Джульетте.Вдохновившись известными и даже хрестоматийными образами, создатели спектакля придумали новых героев для своей истории. Получилась страшно-смешная комедия – «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных». Беззастенчиво зрелищная и вызывающе ироничная; лёгкая и мудрая, смешная и трогательная. Здесь множество трюков и спецэффектов, здесь самозабвенно танцуют и вдохновенно поют. И очень несерьёзно говорят о самом серьёзном, пытаясь найти ответы на извечные вопросы бытия.

Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных

3 МЕСТО: «ИНГЕР / БРАУН / ПРЕЛЬЖОКАЖ» (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМ. К. С. СТАНИСЛАВСКОГО И В. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО)

Балет «Прогулка сумасшедшего» был создан Йоханом Ингером в конце карьеры как танцовщика, и в нем отчетливо видны «личные» отношения танцовщика и хореографа с «Болеро». Балет Триши Браун «О сложная» поставлен на стихотворение Чеслава Милоша и музыку Лори Андерсон. На первый взгляд, она воскрешает романтическую форму па-де-труа балетных звезд в белых развевающихся одеждах, но танец оказывается не чисто лирическим высказыванием, а приправленным изрядной долей сарказма. 30-летняя залихватская «Свадебка» — из ранних опусов действующего мэтра Анжелена Прельжокажа — наполнена молодой активностью, чувственным темпераментом и отчаянной страстностью. Она — часть созданного хореографом цикла балетов под общим названием «Посвящение «Русским сезонам», в которых он вступает в спор и диалог с традициями, прошлым, воспоминаниями.

Ингер / Браун / Прельжокаж

2 МЕСТО: «ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ» (ТЕАТР НАЦИЙ)

Пьесу «Иранская конференция» написал Иван Вырыпаев, драматург и режиссер, чье имя известно не только театралам, но и тем, кто любит современное русское кино. Виктор Рыжаков – признанный мастер постановки вырыпаевских текстов. После «Кислорода» и «Бытия №2» были «Июль» (когда-то шел в «Практике), «Пьяные», «Иллюзии», «Dreamworks» (можно посмотреть в МХТ), в прошлом сезоне вышла «Солнечная линия» в ЦиМе. Когда-то Рыжаков угадал природу текстов Вырыпаева, которой сопротивлялся существующий театр. Угадал их поэтические свойства, предложив ритмическое решение взамен психологического, а актерскую дистанцию вместо перевоплощения.

В «Иранской конференции» играют сплошь звёзды. Когда распределение было только озвучено в новостях и анонсах, все ахнули – такой россыпи знаменитых актеров давно не встречалось ни в одном спектакле: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте, Игорь Гордин, Ксения Раппопорт, Вениамин Смехов и другие. Составы постоянно меняются. Поэтому если хотите прийти именно на конкретного актера, обязательно проверяйте информацию на сайте. Актерская игра – это то, в чем можно проследить режиссерское решение.

Спектакль минималистичен: ряд прозрачных стульев на сцене, в глубине – экран. Когда кто-то говорит на авансцене у микрофона, можно наблюдать за реакцией других участников конференции: кто-то хмурится, кто-то насмешливо улыбается, кто-то, не слушая, тоскливо ждет своей очереди. Здесь, в этих молчаливых этюдах – много театра, уравновешивающего груду слов, впрочем, и каждый текст, каждый доклад тонко простроен режиссером и актерами: выступающий не просто высказывает свое мнение, но и интонацией, языком тела рассказывает про себя. А свет и звук помогают отделить внутренний монолог от публичного.

Источник

«Проголосовали рублем»: 13 лучших спектаклей 2020 года по версии зрителей

В конце прошлого года мы опубликовали 13 самых интересных спектаклей 2020 года по мнению редакции «Вашего досуга». Как любой рейтинг, он вызвал много агрессии, обид и интереса. Но, пожалуй, самое интересное — это выбор зрителей. В нашем случае — наших читателей. Мы изучили, анонсы каких спектаклей получили больше всего просмотров, отзывов и в первую очередь оценок пользователей (далеко не всегда положительных, ведь, как известно, спектакль, за который проголосовали тысячи человек, пусть даже часть из них поставили низший балл, — гораздо ценнее, чем спектакли, где 5 сотрудников театра и их друзья дружно поставили высшую оценку). Итак, читатели «Вашего досуга» запомнили ушедший 2020 год следующими спектаклями.

13 МЕСТО: «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ» (Театр им. Вл. Маяковского)

12 МЕСТО: «И НИКОГО НЕ СТАЛО» (Театр Олега Табакова)

«И никого не стало» в постановке Владимира Машкова — это классический детектив Агаты Кристи, переданный со сказочным масштабом. Готическая атмосфера и слаженный актерский ансамбль создают то «дорого, богато и со смыслом», за которым многим хочется идти в театр. Чтобы узнаваемо, но не как в жизни, со страстями, но и призрачной надеждой на хороший финал.

«И никого не стало»: спектакль Владимира Машкова по Агате Кристи, где нерва больше, чем детектива

11 МЕСТО: «БЕСЫ» (Театр на Малой Бронной)

По версии Богомолова Ставрогин — больше не антихрист, как давно договорились литературоведы. Во время недавних визитов в Грецию (где режиссер как раз ставил «Бесов» Достоевского), он узнал, что с греческого «ставрос» переводится как «крест», и придумал, что Ставрогин именно что Христос. Эта идея особенно любопытна, учитывая, что Ставрогина в новом спектакле играет женщина, актриса Елена Морозова. Так режиссер подчеркивает женственную суть героя, а заодно и обнуляет его образ до уровня носителя идеи. Христос-женщина, что может быть более подходящим веку «гендерной флюидности»? Правда, придется смириться, что «Бесы» — это набор штампов из Богомолова. Но так уж устроен сам роман: меньше всего места в нем отводится художественности. Главное — идея. Наверняка, спектакль вызовет негодования по поводу «самого слабого, самого нехудожественного» спектакля Богомолова, но именно эти эпитеты обращали и непосредственно к произведению Достоевского — произведению скорее идейного, чем художественного плана.

«Бесы» Богомолова: Сурков, православные нацболы и хруст французской булки

10 МЕСТО: «СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ» (Современник)

Считается, что хороший актер может и телефонный справочник сыграть гениально. «Собрание сочинений» доказывает, что эта расхожее убеждение — чистая правда. Особенно когда за «справочник» берется целая команда с новым художественным руководителем во главе. Сентиментальный сюжет Евгения Гришковца у Виктора Рыжакова обрастает живыми характерами, герои перестают быть шаблонными, и актерская работа Марины Нееловой запоминается надолго.

«Собрание сочинений»: спектакль в «Современнике» с Мариной Нееловой по тексту Евгения Гришковца

9 МЕСТО: «ПЕТРОВЫ В ГРИППЕ» (Гоголь-центр)

Антон Федоров поставил роман, которым переболело почти все читающие население. На страницах книги Андрея Сальникова описывается быт самой обычной семьи, но через призму сопутствующего заболеванию спутанного сознания. Состояние «температуры под сорок градусов» режиссеру удалось передать в спектакле. Настоящее и прошлое, правда и фантазия смешиваются в салоне автобуса, путешествующего из неизвестно откуда в непонятно куда. Спустя год «Петровы в гриппе» выглядят случайным, но метким пророчеством. Гриппозный бред, преломляющий действительность под фантастическим углом, похож на то, что пережило население земли, наблюдая, как их жизнь искривляется под влиянием эпидемии.

8 МЕСТО: «НОЯБРЬ» (Электротеатр Станиславский)

Ксения Перетрухина и Борис Павлович воздали должное благородному явлению скуки. Многие театральные обыватели крайне боятся попасть на «скучный» спектакль. Людям в принципе свойственно избегать скуки. Нам нравится верить, что жизнь состоит из сильных и ярких эмоций, а паузы между ними — лишь незначительный процесс ожидания. Но что, если нет? Что, если именно эти «моменты скучания» — самое ценное? Что, если они — возможность понять, о чем, по чему и по кому ты скучаешь? Что, если именно из этих «встреч с собой наедине» складывается жизнь? И бытовые, монотонные, повторяющиеся действия — не просто рутина, а изящный, полный приятных мелочей, красивых деталей и памятных нюансов ритуал? Именно над этими вопросами предлагает задуматься «Ноябрь», главные «роли» в котором исполняют музыканты группы «Мегаполис».

«Ноябрь»: спектакль, который стирает границу между скукой и предвкушением

7 МЕСТО: «LЁ ТАРТЮФ. КОМЕДИЯ» (Театр на Таганке)

Текст Мольера в спектакле Юрия Муравицкого звучит практически полностью, но важно то, как именно он подается. У каждого героя свой неповторимый флоу, крикливый, по площадному атакующий, но при этом гипнотически мелодичный. Любой акцент в речи не просто смешит смыслом, он даже звучит смешно. Причем юмор на разные поколения работает по-разному. Кого будоражит рэп-читка, кого — романс, а кого — классическая театральная декламация. В итоге, получается, пожалуй, самая смешная комедия в театре за последние годы, где вне зависимости от возраста и культурных предпочтений зал дружно хохочет, заражая друг друга новой волной смеха. При том, что спектакль все же в первую очередь молодежный. Зрителям от 15 до 30 лет хочется пожелать отложить контроллер приставки, свернуть вкладки на youtube, отбросить мечты о карьере stand-up комика и на три часа отправиться на Таганку. Редко театральный режиссер понимает, что конкурирует за зрителя не с академическими театрами, а с медиа средой, компьютерными играми и late night show.

«Lё Тартюф. Комедия» в Театре на Таганке: смех не спасает от удушья

6 МЕСТО: «ЗАГНАННЫХ ЛОШАДЕЙ ПРИСТРЕЛИВАЮТ, НЕ ПРАВДА ЛИ?» (Центр драматургии и режиссуры)

Сложно представить, кто бы мог лучше справится с книгой Хораса МакКоя, чем Владимир Панков. Описанный в романе изнуряющий танцевальный марафон очень близок его режиссёрскому стилю и жанру «саундрамы», в которых музыка, во всех ее проявлениях подстегивает драматизм ситуации. Постановки Панкова — это эмоциональный всплеск, доводящий до полного изможения. Именно так можно описать историю героев МакКоя, пытающихся изменить свою жизнь на пределе человеческих сил. Благодаря танцам, поставленным Екатериной Кисловой, спектакль стал настоящим синтезом хореографии и драмы.

5 МЕСТО: «СЫН» (Российский академический Молодежный театр)

Спектакли Юрия Бутусова неизменно приковывают зрительское внимания и вызывают много вопросов, поиск ответов на которые — неизменная часть зрительского удовольствия от общения с работами режиссера. Одна из загадок «Сына» — это выбор главного героя Николя. На роль подростка, погружающегося в депрессию, режиссер пригласил титулованного актера — Евгения Редько. На сцене Николя оказывается старше своего отца, Александра Девятьярова, но возраст и опыт наиболее точно отражают внутренние состояния молодого человека, потерявшего ключ к миру и готового отказаться открывать его.

4 МЕСТО: «ВСЕ ТУТ» (Школа современной пьесы)

Помните фразу из «Обыкновенного чуда»: «Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала»? Дмитрий Крымов — тоже волшебник, и «Наш городок» он ставит сразу в двух театральных измерениях. Первое буквальное — это спектакль, который происходит здесь и сейчас. Второе — подлинное, его подоплека. На деле, в основе постановки — не пьеса Уайлдера, а личное вспоминание режиссера, когда-то смотревшего «Наш городок» вместе с родителями. Теперь герои оживают для того, чтобы режиссер рассказал о собственной семье, отце, Анатолии Эфросе, матери, Наталье Крымовой, и чудо происходит, потому что в любовь, связанную с реальными людьми, легко верить и ее можно разделить.

3 МЕСТО: «САДКО» (Большой театр)

Все семь картин оперы-былины Черняков воспроизводит дотошно и скрупулезно. Он играет с реальными картинами, созданными художниками разных лет для этой оперы — от Ивана Билибина, Константина Коровина и до Николая Рериха. Фирменная режиссерская надстройка сюжета задается как рама для этих картин — несколько минут в начале и несколько в конце. В середине — почти три часа того, что так любит публика Исторической сцены Большого театра — фальшак, подделка, шелка, исторические мизансцены и исторические костюмы. Решение выглядит, как троллинг. Не самые внимательные зрители могут вовсе не понять, что это не историческая постановка, а остросоциальное и актуальное режиссерское высказывание.

«Садко»: Черняков исполняет желания в Большом театре

2 МЕСТО: «МОЛЛИ СУИНИ» (Мастерская Петра Фоменко)

Поповски создал спектакль для самой широкой публики — он понравится и тем, кто любит испытывать адреналин от страха, и тем, кто стремится в театре «с пользой погрустить», и тем, кто ценит тонкий ирландский юмор, и тем, кто вообще равнодушен к тексту и больше любит яркие визуальные решения. Получилась работа, которая стирает грань между «старым» и «новым» театром. С одной стороны — лаконизм, сценическая пустота, зрелость и сдержанность. С другой — привычная многим актерская подача, эффектные мизансцены и отлично выдержанный, не дающий заскучать темп. Для давних поклонников Мастерской Петра Фоменко — это спектакль времен и традиций «той самой Мастерской»: актуальный, сделанный со вкусом и яркой актерской игрой. Для внимательного зрителя «Молли Суини» — удивительное произведение, которое остро исследует психику персонажей и побуждает публику повторить аналогичные наблюдения наедине с собой. Что не менее важно, это еще и очень увлекательная игра, часто вызывающая смех, даже когда затрагивает сложные вопросы. Смех быстро cтихает, а вопросы остаются.

«Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядя

1 МЕСТО: «ГОРБАЧЕВ» (Театр Наций)

Спектакль «Горбачев» Алвиса Херманиса в Театре Наций уже стал самым обсуждаемым культурным событием конца 2020 года. Билеты на него достать порой сложнее, чем на новогоднего «Щелкунчика» в Большой театр, несмотря на то, что многих название отпугивает. Однако, «Горбачев» — спектакль, где политика сознательно игнорируется, но вместе с тем Херманис принимает очень важное эстетически-политическое решение — он показывает со сцены современным жителям России правителя, который не опьянел от власти, который не держался за нее любыми средствами. Это спектакль о власти с человеческим лицом. Президенте, который был женат не на СССР, не на стране, а женат на своей жене. И его человеческий выбор намного сильнее страха слабых потерять власть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *