лучшие тайминги для ddr4 2133
Тайминги оперативной памяти: разбираемся, какие значения лучше
Что означают эти непонятные цифры на оперативной памяти для ПК? Ведь тайминги напрямую влияют на ее быстродействие, но их величина — это вовсе не объем и не скорость. Рассказываем понятным языком и объясняем, какие параметры лучше.
При выборе оперативной памяти для ПК многие пользователи сталкиваются с вопросом изучения характеристик чипов, в том числе рабочих частот и таймингов. Но если с первыми все понятно — чем они выше, тем быстрее память, то со вторыми не все так просто. Мы расскажем, для чего нужен этот параметр и как выбрать планку с оптимальными значениями таймингов.
Что влияет на скоростные параметры ОЗУ
От скоростных показателей оперативной памяти зависит как быстро будет осуществляться обмен данными между процессором и жестким или твердотельным диском и системой. Чем выше частота работы чипов, тем больше операций чтения/записи она может выполнить в единицу времени. Конечно, от объема оперативной памяти также зависит общее быстродействие ПК, но лишь в определенных программах.
Это может быть интересно:
Характеристики памяти
Возьмем конкретный пример: планка оперативной памяти DDR3 1600 RAM имеет в обозначениях еще и такие характеристики, как PC3 12800, а у модуля DDR4 2400 RAM указано PC4 19200. Что это означает? Первая цифра указывает на частоту работы памяти в МГц, то вторая связана с битами:
1 байт = 8 бит
Из этого можно вычислить, что DDR3 с частотой 1600 МГц сможет обработать 12800 МБ/сек. Аналогично этому DDR4 2400 сможет пропустить через себя данные со скоростью 19200 МБ/сек. Таким образом, со скоростью обработки данных разобрались.
Теперь плавно переходим к таймингам. Эти цифры также указывают на наклейках на оперативной памяти в виде счетверённых через дефис цифр, например, 7-7-7-24, 8-8-8-24 и т.д. Эти цифры обозначают, какой промежуток времени (задержка) необходим модулю RAM для доступа к битам данных при выборке из таблицы массивов памяти.
Эта задержка характеризует, какое количество тактовых импульсов необходимо для считывания данных из ячеек памяти для 4-х таймингов. Самая важная из четырех цифр — первая, и на этикетке может быть написан только она.
Это может быть интересно:
Поэтому в этих характеристиках действует обратный принцип: чем меньше числа, тем выше скорость. А меньшая задержка обеспечит возможность быстрее считать или записать данные в ячейку памяти, а затем достигнуть процессора для обработки.
Тайминги замеряют период ожидания (CL, CAS Latency, где CAS — Acess Strobe) чипа памяти, пока он обрабатывает текущий процесс. Т.е. это время между получением команды на чтение и ее выполнением.
Со следующими двумя цифрами все несколько сложнее. Вторая цифра в строке таймингов (RAS-CAS) является ничем иным, как отрезком времени между получением команды «Active» и выполнением поступающей после нее команды на чтение или запись. Здесь все так же — чем меньше, тем лучше.
Третья цифра, RAS Precharge — время, которое проходит между завершением обработки одной строки и переходом к другой.
Последняя цифра демонстрирует параметр памяти Row Active. Он определяет задержку, в течение которой активна одна строка в ячейке.
Какие тайминги лучше выбирать
Допустим, вы покупаете для своего ноутбука комплект оперативной памяти из двух планок DDR. В этом случае тайминги будут одинаковые у обоих модулей, что определяет их стабильную работу. Что касается величины, то определяющей является первая цифра, обозначаемая, как CL-9. А значения 9-9-9-24 можно охарактеризовать, как средние по быстродействию.
Вы также можете подобрать себе оперативную память в качестве апгрейда. Здесь также нужно придерживаться правила равных таймингов и не допускать, чтобы какой-то из них, например, опережал другой почти на треть цикла.
Если же вы намерены установить на ПК самую быструю память, что следует учесть, что, например, тайминги 4-4-4-8, 5-5-5-15 и 7-7-7-21 могут обеспечить очень быстрый доступ к данным, но процессор и материнская плата не смогут этим воспользоваться. При этом важно, чтобы в материнской плате была возможность вручную установить тайминги для ОЗУ.
Как узнать тайминги оперативной памяти
Для этих целей не обязательно вскрывать корпус и вытаскивать из слотов планки оперативной памяти. Специальная бесплатная утилита CPU-Z позволит быстро узнать нужные цифры таймингов. Скачать ее можно с сайта программы.
Как посчитать тайминг самому
Для вычисления таймингов самостоятельно можно использовать довольно простую формулу:
Время задержки (сек) = 1 / Частота передачи (Гц)
Таким образом, из скриншота с CPU-Z можно высчитать, что модуль DDR3, работающий с частотой 400 МГц (половина декларируемого производителем значения, т.е. 800 МГц) будет выдавать примерно:
1 / 400 000 000 = 2,5 нсек (наносекунд)
периода полного цикла (время такта). А теперь считаем задержку для обоих вариантов, представленных на рисунках. При таймингах CL-11 модуль будет выдавать задержки периодом 2,5 х 11 = 27,5 нсек. В CPU-Z это значение показано как 28. Как видно из формулы, чем ниже каждый из указываемых параметров, тем быстрее будет работать ваша оперативная память.
Как вручную задать тайминги в BIOS
Такая возможность есть не в любой материнской плате — лишь в оверклокерских модификациях. Вы можете попробовать выставить тайминги вручную из предлагаемых системой значений, после чего нужно внимательно следить за стабильностью работы ПК под нагрузкой. Если в БИОС специальных настроек не предусмотрено, то стоит смириться с теми, которые установлены по умолчанию.
Читайте также:
Фото: компании-производители
Дешёвая память тоже бывает интересной: разгоняем модули Kingston Value RAM (KVR) DDR4-2133 (KVR21N15S8/8) объёмом 8 Гбайт
Оперативная память Kingston серии Value RAM обычно вызывает скепсис у пользователей, увлекающихся разгоном. Этому есть вполне определённые основания: в ассортименте компании Kingston предостаточно «оверклокерской» изначально разогнанной памяти и вполне очевидно, что при их производстве всегда будет скапливаться определённый объём микросхем DRAM, не прошедших отбор по тем или иным требованиям. Однако картина несколько сложнее, чем представляется и на практике бывают сюрпризы.
Содержание
Вступление
В отношении таких серий «простой» памяти неверно полагать, что они всегда брак, неликвид и так далее. На самом деле всё несколько сложнее.
Во-первых, техпроцессы со временем обычно отлаживаются и качественные характеристики выпускаемых микросхем (чего угодно, а не только DRAM) постоянно улучшаются, при этом «оверклокерские» серии, при всей масштабной рекламе, выпускаются и продаются не такими уж огромными тиражами, а вот именно массовым продуктом является зачастую «обычная» память. И производитель часто вынужден даже изначально хорошую память выпускать под видом «обычной». Ну а куда её девать, если объёмы выпуска удачных микросхем превышают спрос на «оверклокерские» модули? Конечно, определённый запас «на всякий случай» всегда сформирован, но абсолютно всё складировать не будешь.
Во-вторых, отбор памяти производится по определённым критериям: напряжениям, таймингам, частотам. И если по каким-то из этих параметров микросхемы «выпадают», то они не используются. Например, максимальное заводское напряжение памяти DDR4 «оверклокерских» серий обычно составляет 1.35 В и каких бы выдающихся результатов не достигала память при 1.4 В, она не будет считаться пригодной. Или, например, выдающиеся результаты по частоте достигаются при таймингах 18-18-18. Это приличные тайминги? Вполне. Но если такой формулы таймингов в ассортименте нет, то эти микросхемы также считаются «несоответствующими».
Ну и лишь на третьем месте по объёмам идёт действительно «нехорошее». Просто потому что брак практически всегда составляет совсем небольшой объём производства.
У меня на руках оказалось два модуля Kingston Value RAM (KVR) DDR4-2133 (KVR21N15S8/8).
Упаковка, комплект поставки
В отличие от подавляющего большинства такого рода памяти, модули Kingston KVR поставляются не в «голом» виде, а в собственной индивидуальной упаковке, в которую вложен буклет с информацией о гарантии и инструкция по установке.
Внешний осмотр
Модули являются односторонними.
Никаких радиаторов и прочих декоративных элементов. К сожалению, этикетки на модулях памяти Kingston несут информацию о модуле не только в не совсем полном, но ещё и в зашифрованном виде:
KVR – линейка Kingston Value RAM;
C15 – тайминг CAS Latency 15T;
Также на этикетке указана дата производства, коей является 4-я неделя 2017 года (обозначение «1704»), и штатное напряжение (1.2 В). Тайминги tRCD, trRAS и tRP не указываются.
При визуальном осмотре видно, что используется шестислойная печатная плата, иначе говоря, никаких изысков нет не только в эстетическом, но и в техническом плане.
На печатной плате также можно найти три технологических маркировки Kingston: «2025678-0F1.B00G», «617» и «4M-1 94V-0 1701»
Массив DRAM набран оригинальными микросхемами SK Hynix.
Использованы микросхемы SK Hynix H5AN8G8NMFR-TFC
Обратите внимание на то, как шикарно CPU-Z расшифровывает записи в SPD профилей, показывая какие-то несуществующие частоты и наборы таймингов. Подобное водится за данной программой на систематической основе. К счастью, Thaiphoon Burner это отношении гораздо адекватней:
Тестовые стенды и методика
Используется два тестовых стенда: на платформе Intel Kaby Lake и платформе AMD Ryzen
Процессоры | Intel Core i5-7600K AMD Ryzen 7 1700 |
Материнские платы | ASRock Z170 Extreme6 MSI B350 Tomahawk |
Системы охлаждения | Thermalright Silver Arrow SB-E + Thermalright TY-143 (AMD) Scythe Katana 4 (AMD) Термопаста Arctic Cooling MX-2 |
Видеокарты | NVidia GeForce 550 Ti 1.5 Гбайт GDDR3 / Inno3D GeForce GTX550Ti 1.5GB (N550-2DDV-K3GX) (Intel) NVidia GeForce GTX1080 8 Гбайт GDDR5 / PNY GeForce GTX1080 XLR8 OC Gaming (VCGGTX10808XGPB-OC) (AMD) |
Дисковая подсистема | Samsung SM961 128 Гбайт (Intel) SmartBuy Ignition 60 Гбайт (AMD) |
Блоки питания | Aerocool Templarius Imperator 1150, 1150 Ватт (Intel) Corsair HX750W, 750 Ватт (AMD) |
В процессе тестирования выясняется способность модулей работать с различными сочетаниями таймингов, начиная от 13-13-13, и напряжениях от 1.20 до 1.40 В. Проверка стабильности осуществляется в операционной системе Windows 10 x64 Домашняя Creators Update с помощью Prime95 версии 28.10 в редакции 64-bit в течение 20 минут в режиме «Custom» с ручным указанием занимаемого объема памяти так, чтобы в ходе теста занимался максимальный объём модуля (файл подкачки отключен).
Модули памяти тестировались поодиночке и устанавливались во второй по счёту слот от процессорного разъема.
Разгоняем на AMD: нюансы, о которых надо знать
Сравнивая результаты, нужно учитывать нюансы платформы AMD: она даёт заметно меньший простор для оперирования параметрами системы.
Во-первых, набор доступных частот у AMD меньше. Даже есть своеобразная «дыра» между 2400 и 2667 МГц:
В-третьих, Command Rate на платформе AMD по умолчанию всегда фиксирован на значении 1T, что иногда ограничивает разгонный потенциал. Чтобы включить 2T, нужно не просто переключить сам тайминг, но и деактивировать режим Gear Down (соответствующий параметр у разных производителей материнских плат находится в разных разделах, иногда, как у ASRock, может даже дублироваться в нескольких местах).
Сейчас в тестлабах ASRock, ASUS, Gigabyte и MSI уже проходит внутреннее тестирование AGESA новой версии 1.0.0.7, посмотрим, что даст она.
Результаты тестов
Меня несколько удивило то, что модули оказались совершенно идентичны. Обычно есть хоть какой-то разброс (совершенно нормально). Поэтому таблиц всего две.
Intel
Платформа AMD ожидаемо дала меньше результатов за счёт меньшего числа доступных частот и нелюбви к нечётным таймингам.
Но из-за одинаковости модулей скучать не пришлось: обнаружилось цепочка сюрпризов.
Во-первых, оба модуля на платформе Intel на частотах свыше 2800 МГц сохраняли стабильность только при Command Rate 2T, тогда как на AMD о величине CR, как оказалось, можно не беспокоиться вовсе, вплоть до 3200 МГц.
Получилось так, что к ASRock AB350 Pro4 позавчера, 18 июля, была опубликована прошивка версия 3.0 на AGESA 1.0.0.6a, но модули я отдал за день до этого, они уже уехали, и проверить предположение уже просто нет возможности.
Выводы
В случае с процессорами AMD Ryzen все понятно — там внутренняя шина напрямую зависит от частоты ОЗУ, так что чем последняя больше, тем быстрее передаются данные между кластерами ядер и тем быстрее работает CPU.
Но в случае с Intel такого нет, кольцевая шина этих процессоров не зависит от частоты ОЗУ. К тому же большая часть игровых ноутбуков работает на медленной памяти с частотой 2400-2666 МГц без каких-либо проблем в играх, как и многие относительно старые топовые Core i7, которые вообще пашут вместе с DDR3 на частоте 1600 МГц и в ус не дуют. Чтобы этот обзор был полезен обоим лагерям, мы расскажем, так ли нужна быстрая память для современного игрового ПК на процессоре Intel, нужно ли так внимательно обращать внимание на тайминги и сколько оперативной памяти нужно современному ПК для игр и работы. Посмотрим, так ли нужны низкие тайминги, и как FPS в тяжелых играх зависит от частоты ОЗУ.
В этой статье мы будем рассматривать реальную игровую систему с реальными настройками графики. Иными словами, не будет никаких тестов в HD с минимальным пресетом, чтобы максимально нагрузить процессор — все игровые бенчмарки прогонялись в народном разрешении 1920х1080 на максимальных настройках, чтобы упор был именно в видеокарту. В противном случае, если упор идет в процессор, низкий FPS будет еще терпимой проблемой — вы скорее всего будете получать фризы и непрогруженные текстуры. Конечно, если вы суровый челябинский геймер, едва ли это вас остановит, но мы все же рассматриваем реальные игровые условия.
Также мы рассматриваем ситуацию, когда видеокарте хватает собственной памяти — в противном случае вы опять же можете столкнуться с проблемами производительности в играх, и быстрая ОЗУ едва ли вас спасет, потому что она все еще будет чуть ли не на порядок медленнее видеопамяти. Перейдем к тестовой системе.
Процессором выступил инженерный Core i9-9900K в разгоне до 4.8 ГГц, который точно не станет бутылочным горлышком в системе, куплен проц на али. Видеокарта — топ предыдущего поколения, Nvidia GTX 1080 Ti. Ну и главный компонент — это 32 ГБ ОЗУ DDR4-3400 с таймингами 16-18-18-36 CR1 4-мя планками по 8 ГБ. Все игры и система запускались с быстрых NVMe SSD Samsung.
Что будет, если задрать тайминги в облака?
Первое, что мы проверим — что будет, если мы очень сильно увеличим тайминги ОЗУ. Что же это такое? По сути оперативная память — это набор ячеек, которые могут хранить 0 или 1. Однако процессору, чтобы добраться до определенной ячейки, нужен ее точный адрес — банк памяти, строка и столбец. Тут все очень похоже на реальные адреса — на письме вы должны указать город, улицу, дом и лишь потом только квартиру.
При это процессор — очень ответственный почтальон, он должен точно знать, сколько у него займет по времени обращение к определенной ячейке. И как раз это время и есть тайминг, и всего выделяют 4 основных или первичных, а также с десяток вторичных и нередко под полсотню третичных. Максимальный вклад в быстродействие памяти дают именно первичные тайминги, поэтому именно их мы и будем рассматривать.
И, очевидно, чем тайминги меньше, тем быстрее процессор сможет добираться до нужных ячеек и тем быстрее он будет работать с ОЗУ, поэтому выглядит разумным покупать тот комплект памяти, у которого минимальные задержки на своей частоте.
Но так ли сильно тайминги влияют на производительность? Давайте проверим. В моем случае ОЗУ DDR4 на частоте в 3400 МГц работала на неплохих таймингах 16-18-18-36. Давайте сильно их завысим, до 20-22-22-60, и посмотрим, как это сказалось за быстродействии памяти. Тут нужно понимать, что ОЗУ с настолько высокими таймингами с такой частотой вы в продаже не найдете, то есть мы рассматриваем случай даже хуже крайнего.
Итак, тест памяти и кэша в AIDA64 показал, что при таком завышении таймингов слегка снизилась скорость копирования и на 10% увеличилась задержка доступа к ОЗУ. Последнее как раз и было ожидаемо с учетом того, что мы сильно увеличили тайминги, но в общем и целом падение сложно назвать катастрофическим.
А как обстоят дела в играх? Посмотрим на Assassin’s Creed: Odyssey. Эта игра выжимает все соки из системы и неплохо нагружает даже быстрый 8-ядерный процессор, да и заняла она целых 7 ГБ ОЗУ. И что же мы видим? Средний FPS не изменился абсолютно, он около сотни.
Ладно, а как себя поведет игра World War Z на API Vulkan? Он низкоуровневый и в теории может лучше работать с железом. Но и здесь разницы нет — что с оптимизированными, что с задранными таймингами FPS непоколебим и составляет 180.
Может в Far Cry New Dawn картина изменится, как-никак эта игра не очень хорошо оптимизирована под многопоток? И да, разница действительно есть, но ее сложно назвать значительной — средний FPS при увеличении таймингов снизился с 125 до 122, то есть лишь на 2%.
Какой отсюда можно сделать вывод? Даже если поставить откровенно гипертрофированные тайминги, разница в FPS минимальна или ее нет совсем. С учетом того, что продающиеся наборы ОЗУ нередко уже из коробки имеют неплохие тайминги для своей частоты, нет никакого смысла переплачивать за дорогие комплекты с небольшими задержками — вы едва ли уловите разницу в FPS. И это же, в теории, касается процессоров AMD.
Почему так происходит? Все просто — подавляющее большинство современных и не очень процессоров и имеют по три или даже четыре уровня кэша. И информация из ОЗУ заранее пишется в кэш, и лишь потом с ней работает CPU. А с учетом того, что кэша третьего уровня много, нередко пара десятков мегабайт, влияние задержек доступа к памяти становится минимальным.
Играемся с частотой памяти
Окей, а есть ли вообще смысл в большой частоте ОЗУ? Мы решили проверить три варианта. Первый — это DDR4-2133, минимальная пользовательская частота для последнего поколения памяти. Да, вы можете сказать, что большая часть процессоров даже на неразгонных платах поддерживает частоту хотя бы 2400 МГц, но мы решили пойти по самому минимуму и рассмотреть вариант, когда в компьютере стоит самая дешевая память с AliExpress.
Второй вариант — это DDR4-2933. Именно такую память способны поддерживать современные процессоры Intel Core 10-ого поколения, они же Comet Lake, на всех платах даже без разгона. С учетом того, что возможности по оверклокингу у таких процессоров чисто номинальные и вы от силы получите несколько лишних процентов производительности, возникает вопрос — а есть ли вообще смысл переплачивать за платы на чипсете Z490, раз CPU почти не гонится, и остается только разгон памяти?
Ну и третий вариант — это текущая конфигурация на DDR4-3400. Такая частота доступна подавляющему большинству современных процессоров Intel, даже если это урезанные Core i3, при этом планки на ней стоят вменяемых денег.
Во всех случаях были выбраны средние тайминги для каждой из частот — то есть те, которые будут доступны на любых магазинных модулях. Для DDR4-2133 это 12-14-14-29, для DDR4-2933 это 15-17-17-35, ну и для DDR4-3400 это 16-18-18-36.
Для начала — все тот же тест ОЗУ из AIDA64. Тут уже падение скоростей чтения и записи сложно назвать слабым — шутка ли, DDR4-3400 быстрее стоковой DDR4-2133 в полтора раза. А вот задержки увеличились не очень сильно, приблизительно на 20% — сказывается то, что тайминги в обоих случаях были неплохо оптимизированы.
Перейдем к тестам в играх, и начнем с все той же Assassin’s Creed Odyssey. Падение частоты больше чем на 20%, с 3400 до 2933 МГц, игра просто не заметила — средний FPS не изменился совершенно. А вот на DDR4-2133 игра уже выдала только 93 кадра в секунду, то есть падение производительности составило порядка 5%.
В World War Z API Vulkan показывает, что он дейсвительно ближе к железу, чем DirectX — уже на 2933 МГц мы видим падение частоты кадров с 180 до 178, а на 2133 МГц мы получаем только 169 FPS. Иными словами, максимальная потеря кадров составила 7% — не так уж и мало.
Ну и переходим к Far Cry New Dawn, и вот тут даже переход на DDR4-2933 снижает FPS на пару процентов, а на DDR4-2133 вы не досчитаетесь уже 13 кадров в секунду, что составляет 11% — достаточно внушительная потеря.
Какой можно сделать вывод? DDR4-2133 для игр брать точно не стоит, во всех протестированных играх такая память ощутимо снижает итоговый FPS. А вот DDR4-2933 показывает себя на удивление неплохо — я ожидал, что в тяжелом Assassin-е будут просадки частоты кадров, но их там не было от слова совсем. Так что Intel не зря выбрала такую частоту дефолтной для своих псевдо новых процессоров — память на ней едва ли будет узким местом в системе.
Что касается обьема ОЗУ, совсем недавно популярный зарубежный Youtube-канал Linus Tech Tips, подтвердил, то, о чем мы уже не раз говорили, объём DDR4 в 4GB почти непригоден для использования, так как после простой загрузки Windows 10 половина памяти уже была занята.
С 8 гигабайтами ОЗУ работать становиться куда приятней. Можно смело запускать 3 ролика в 4K или 27 простых вкладок. В играх потребление памяти зависит от конкретного тайтла, но 16 Гб можно смело назвать золотой серединой. C 8 Gb ОЗУ тоже жить можно, но при этом файл подкачки используется на 20% от своего объёма, так что для дополнительных фоновых процессов неплохо бы обзавестись китом памяти на 16 Gb.
Дальнейшее наращивание объёма оперативной памяти не даёт почти никакого эффекта. Этих же 16 Гб будет сполна хватать для рендера, 32 Gb ОЗУ может понадобиться либо профессионалам, либо если вы любите открывать все и сразу.
Более 32 Gb может потребоваться художникам и создателям контента, которые держат открытыми сразу несколько рабочих программ.
Ну и глобальный итог — нет особого смысла гнаться за очень быстрой памятью. Если между DDR4-2933 и DDR4-3400 разницу уже нужно искать под лупой, то уж при переходе на DDR4-4000 вам потребуется микроскоп. А ведь стоит последняя достаточно дорого, и, сэкономив на ней, вы вполне можете взять более быструю видеокарту и гарантированно получить прирост производительности в играх.
Так что на данный момент имеет смысл остановиться на 8 или лучше 16 Гб памяти с частотой около 3 ГГц, причем не нужно дополнительно ужимать тайминги, стандартного XMP-профиля вполне хватит.
Мой Компьютер, специально для Пикабу.