лучшие учебники по истории японии
Лучшие учебники по истории японии
КНИГИ ПО ИСТОРИИ ЯПОНИИ
Название: История правовой системы Японии
Автор: Еремин В. Н.
Жанр: монография
Описание: История правовых систем зарубежных стран представляет собой уникальный по ценности фонд достижений и неудач различных обществ и государств в важнейших областях их бытия. В сегодняшней России много говорят и пишут о традициях — утерянных, подлежащих возрождению и создаваемых вновь.
Изучение истории правовой системы Японии дает богатый материал для наблюдения за тем, как сохраняется правовая традиция в одном из важнейших государств мира, как она вступает во взаимодействие с новейшими тенденциями и служит на пользу общественному благосостоянию.
Введение
Правовая система как предмет исследования
Особенности японской правовой системы
Правовая система древнейшей Японии:
Правовая система глав родов
Правовая система «королей» протогосударства
Правовая система древней Японии:
Период преобладания законов типа рицурё
Период преобладания законов типа кякусики
Правовая система феодальной Японии:
Правовые системы императорского дома и владений сёэн
Правовые системы сёгунатов Камакура и Муромати
Правовая система «разделенных» или «воюющих» провинций
Правовая система Японии на этапе перехода к Новому времени
Правовая система режима Тоётоми Хидэёси
Создание и упрочение токугавской правовой системы типа бакухан
Развитие токугавской правовой системы и начало ее упадка
Правовая система Нового времени:
Формирование правовой системы Нового времени
Составление кодексов, принятие конституции и пересмотр договоров Всестороннее упрочение правовой системы
Утрата правовой системой стабильности
Утрата правовой системой нормативности и системности
Правовая система современной Японии
Заключение
Именной указатель
Указатель японских терминов, географических названий и годов правления
Система японских учебников истории (1)
В этой статье мне хотелось бы вкратце описать, каким образом в современной Японии в рамках системы общественного образования создаются и используются в школьных аудиториях на уровнях начального и среднего образования учебники по истории. Особенность, связанная с японской системой учебных материалов, состоит в том, что в последнее время с ней довольно хорошо знакомы специалисты по Японии в разных странах, в то время как у всех прочих – как историков, так и представителей широких масс – всё ещё остаётся на этот предмет немало заблуждений.
Политический и социальный фон проблемы учебников
Прежде чем приступить к рассказу о системе, пожалуй, нелишне будет коснуться политических и социальных условий, в которых она сформировалась и функционирует. В наши дни учебники истории становятся по всему миру чувствительной темой политических разногласий, сплетающей в непростой клубок международные отношения и внутриполитические проблемы. Следует ожидать, что обстановка, в которой учебники истории способны с лёгкостью становиться поводом для противоречий между разными странами, будет сохраняться в долгосрочной перспективе, хотя непосредственным темам раздора свойственно приобретать и утрачивать актуальность в зависимости от политической и общественной повестки. Это обусловлено тем, что учебники истории пишутся как «национальная история». Их содержание рассматривают в качестве выражения той или иной страной общераспространённых в её пределах взглядов как на собственное, так и на другие государства. Считается, что чтение учебников помогает определить, какое понимание своей и чужой истории взрослые поколения той или иной страны стремятся внушить следующим поколениям для того, чтобы воспитать их как «народ».
В Восточной Азии проблема учебников бытует на протяжении вот уже примерно сотни лет, но непосредственным источником нынешних сложностей являются события 1980-х годов. Примерно 35 лет спустя после поражения Японии в войне и деколонизации соседние страны стали выступать с критикой японских учебников истории. Они начали критиковать японские учебники по истории за неудовлетворительное изложение вопросов ответственности Японии за её колониальную политику на Корейском полуострове, а также за японско-китайскую войну, и требовать внесения соответствующих поправок.
Однако в наши дни полемика по поводу интерпретаций истории обретает всё более широкий размах, выходя за рамки темы ответственности Японии. Разногласия начали возникать и между другими странами. К примеру, между Южной Кореей и Китаем с началом 2000-х годов разгорелся спор по поводу исторических территориальных прав на земли государств древности – Когурё и Бохай. Этот спор затрагивает куда как более глубокие проблемы противостояния «национальных историй», нежели конкретные вопросы ответственности Японии за события недалёкого прошлого. Таким образом, тема учебников истории заключает в себе очень серьёзные проблемы такого рода. Но в рамках данной статьи мне хотелось бы ограничиться объяснением японских реалий – действующей системы и её основ – которые следует понимать, размышляя на упомянутые выше темы.
Преподавание истории в начальной и средней школе Японии
Современная система общественного образования Японии включает начальные (продолжительность обучения 6 лет), неполные средние (3 года) и полные средние (3 года) школы, при этом обязательными являются первая и вторая ступени. Преподавание истории в рамках школьной программы начинается с последнего, шестого класса начальной школы. Далее в неполной средней школе в рамках дисциплины «обществоведение» «исторический раздел» преподают наряду с «географическим» и «гражданским». Все они являются обязательными предметами. В рамках начальной школы преподают историю Японии с появления человека, а в рамках неполной средней школы – главным образом историю страны на фоне общемировой истории. И, наконец, в рамках полной средней школы (обучение в которой не является обязательным, однако практически его проходят почти все – 97%), преподавание истории разделяется на две дисциплины – «мировая история» и «история Японии», причём последняя является не более чем одной из дисциплин на выбор учащегося. В то время как в начальной и неполной средней школе основной упор делается на историю собственной страны, в рамках полного среднего образования основное внимание уделяется зарубежной истории.
Система учебников
Отличительными особенностями системы учебных пособий, действующей в рамках общественного образования в Японии, является, во-первых, обязательный характер использования учебников на занятиях как в начальных и неполных средних, так и в полных средних школах (*1) ). И хотя иногда преподаватели используют разработанные самостоятельно либо предлагаемые рынком дополнительные учебные материалы, основой занятий в школьных аудиториях является изложение содержания утверждённых учебников при строгом соблюдении последовательности изложения. Японские учебники истории получили признание как учебные материалы, в которых по сравнению с учебниками других восточноазиатских стран ограничена политическая и идеологическая пропаганда, (*2) ) и которые находятся вместе с тем под серьёзным влиянием Основ руководства процессом обучения Министерства по делам просвещения, культуры, спорта, науки и технологий. К совершеннолетию национальная система общественного образования глубоко запечатлевает в душе японца разделение истории Японии и зарубежной истории наряду с целостностью истории своей страны – с древних времён и вплоть до наших дней.
Вторая особенность системы состоит в том, что учебники разрабатываются несколькими частными издательствами, а статус, позволяющий использовать учебник в школах, издания получают, проходя проверку и утверждение Министерства по делам просвещения, культуры, спорта, науки и технологий. В отличие от действовавшей в довоенной Японии а также до самого недавнего времени в соседних странах системы государственных учебников, японское государство ограничивается лишь утверждением содержания учебных материалов. В рамках процесса проверки и утверждения можно наблюдать, как ведут борьбу с одной стороны министерство, которое следит за обеспечением единообразия образовательных процессов, а также за соблюдением Основ руководства процессом обучения, а с другой стороны – издатели и авторы, которые стремятся к разнообразию и использованию собственных наработок и приёмов.
Прежде чем попасть в класс японской школы, учебник проходит три этапа: создаётся частным предприятием, утверждается министерством и, наконец, выбирается на уровне местного самоуправления. Теперь позвольте объяснить, что происходит на каждом из этапов.
(*1) ^ Более подробно узнать о системе можно в первую очередь здесь: Обзор системы учебников Департамента начального и среднего образования Министерства по делам просвещения, культуры, спорта, науки и технологий (июнь 2011). Также рекомендуем следующие публикации: Под редакцией Ян Дацина, Лю Цзе, Митани Хироси и Эндрю Гордона, «К истории без границ: спорные вопросы в китайско-японских отношениях» (Toward a History Beyond Borders: Contentious Issues in Sino-Japanese Relations, Кембридж, Азиатский центр Гарвардского университета, 2012
(*2) ^ Под редакцией Джи Вук Сина и Дэниела Снайдера, «Учебники истории и войны в Азии: раскол памяти» (History Textbooks and the Wars in Asia: Divided Memories, изд-во Раутледж в Нью-Йорке, 2011
В Японии решили переписать учебники истории
Американская газета The New York Times пишет о том, что японское правительсто дало поручение разработать новые учебники истории для школьников и студентов. По данным NYT, в учебниках будет изменена концепция подачи информации, касающейся деятельности японской армии времён Второй мировой войны и перед войной. Если сейчас в школьных учебниках истории Японии действия властей в 30-40-х годах прошлого века признаются милитаристскими, и подчёркивается, что именно такая политика и привела Японию к поражению, то теперь «милитаризм» как понятие будет изъят из учебных пособий.
Сообщается, что по новой концепции создания учебников истории, вместо признания японского милитаризма времён Второй мировой и предшествующего большой войне периода в пособия будут вписаны материалы о «фальсификациях, порочащих честь японского народа». В частности подчёркивается, что резня в Китае, устроенная японцами в 30-х, это вовсе не резня, а освободительная война, в которой не было столько погибших, сколько упоминается в прежних источниках. А прежние источники, оказывается, основывались на неподтверждённых данных. Даже международный военный трибунал не в счёт.
Такую инициативу озвучил японский премьер Синздо Абэ — тот самый, который любит посещать храмы, посвящённые памяти военных преступников эпохи Второй мировой. Ну, Абэ-то, конечно, лучше известно, чем историкам, о том, какая война была освободительной, а какая нет.
По некоторым данным, из учебников будет поэтапно выводиться информация об атомных бомбардировках Японии авиацией США в 1945 году.
Это очередной этап пересмотра итогов Второй мировой войны — явная попытка реабилитации милитаризма и фашизма.
Романы, которые помогут лучше понять Японию
От интеллектуальной прозы до хонкаку
Менталитет, взгляд на мир и обычаи японцев сильно отличаются от европейских. А литературные произведения, посвященные Стране восходящего солнца, могут удивить и увлечь даже искушенного читателя: глубокая философия, неспешность повествования, попытки заглянуть в недоступные глубины человеческого подсознания.
В нашем материале мы собрали несколько романов о Японии, которые покажут изнанку и особенности культуры этой страны.
Одна заживу, сама с собой. Тисако Вакатакэ
Одиночество для японца не пустой звук — с каждым годом в Стране восходящего солнца растет число людей, ведущих замкнутый образ жизни. А по прогнозам социологов, уже через двадцать лет количество одиночек достигнет сорока процентов от всего населения. Причиной такому явлению становятся работа, замкнутость и нежелание самих японцев заводить прочные социальные связи. Именно поэтому в крупных городах так развиты чуждые европейцу сервисы по аренде домашних животных, друзей и даже семей. Впрочем, некоторые предпочитают справляться с вынужденной изоляцией самостоятельно.
Роман Вакатакэ отчасти автобиографический: сама писательница некогда прошла путь своего персонажа. Лишившись любимого супруга Тисако, она записалась на литературные курсы и взялась за роман об одиночестве, силе духа и умении принимать жизнь такой, какая она есть.
Осьминог. Анаит Григорян
В новом романе Анаит Григорян сплелись воедино реальность и вымысел, современность и древние мифы. Автор увлечет своего читателя на далекий японский остров Химакадзима. Жители затерянного в океане клочка земли привыкли к своей необычной жизни: они верят в потусторонних существ и сказки, а кроме того, ежегодно встречают сезон тайфунов, который каждый раз рискует и камня на камне не оставить от маленького поселения.
Волей судьбы простому банковскому служащему Александру, прежде чем отправиться домой в Россию, предстоит провести здесь некоторое время и узнать жизнь и нравы реальных и мистических обитателей острова. Но сумеет ли случайный путник выбраться отсюда? Ведь таинственные духи Химакадзимы никого не отпускают слишком быстро.
«Осьминог» — завораживающая, мистическая и отчасти детективная история о европейце в загадочной, полной парадоксов стране. Анаит Григорян удалось создать не только полный неожиданных поворотов и необъяснимых событий роман, но и передать атмосферу японской глубинки, куда вам обязательно захочется отправиться. Даже если это грозит встречей со сверхъестественным.
Убийства в десятиугольном доме. Юкито Аяцудзи
Японские детективы разительно отличаются от европейских. Хонкаку — вид остросюжетного романа из Страны восходящего солнца — предполагает деятельное участие читателя в расследовании. Автор дает ему едва ли не все ключи к разгадке, так что даже есть возможность вывести преступника на чистую воду раньше сыщика. Главная особенность хонкаку: повествование всегда ведется от лица того, кто расследует преступление. Персонаж может чего-то не понимать с первого раза или заблуждаться, но никогда не лжет и не утаивает фактов. Чтение такой книги похоже на сложную интеллектуальную игру.
«Убийства в десятиугольном доме» — яркий тому пример. Главные герои — группа студентов — решаются на самостоятельное расследование на первый взгляд абсолютно мистический истории. Молодым людям предстоит выяснить, почему призрак убитого некогда человека отказывается покидать место своей гибели. Но финал этой истории уже предрешен, и самонадеянных следопытов ждет личная встреча с жестоким палачом. Вот только кто он на самом деле? И удастся ли сыщикам сохранить свою жизнь, разгадав страшную загадку десятиугольного дома?
Токийский Зодиак. Содзи Симада
Не зря Содзи Симаду называют в Японии «богом загадки». Точно так же, как и Аяцудзи, этот писатель работает в жанре детектива-хонкаку, однако он предлагает своему читателю стать не партнером сыщика, а его соперником. Шаг за шагом вам предстоит двигаться к разгадке непростой задачи, имея все шансы опередить своего конкурента и добраться до истины первым. Кроме того, произведения Симады славятся еще и возможностью глубоко погрузиться в культуру и историю Японии, увидеть Страну восходящего солнца изнутри и понять менталитет ее жителей.
Книги онлайн
«История Японии т.1»
Ответственный редактор А.Е. Жуков
И89 История Японии. Т.І. С древнейших времен до 1868 г. М., Институт востоковедения РАН. — 659 с.
В 1 томе учебного пособия по истории Японии систематически излагается история этой страны с древнейших времен до 1868 г., когда Япония ступила на путь превращения в современное государство. Издание предназначено для студентов высших гуманитарных учебных заведений, а также для всех, кто интересуется историей Японии и других стран Дальнего Востока.
Издание осуществлено при поддержке Японского фонда
ISBN 5-89282-107-2 © Институт востоковедения РАН, 1998
Географические условия и историко-культурный процесс. 3 Летоисчисление и периодизация. 14
ЧАСТЬ 1. ДОИСТОРИЧЕСКАЯ ЯПОНИЯ. 23
Археологические исследования в Японии. 23
Особенности периодизации. 26
Глава 1. ПАЛЕОЛИТ. 28
Глава 2. ДЗЁМОН (ЯПОНСКИЙ НЕОЛИТ). 30
Керамика Дзёмон. 30
Формирование религиозных представлений. 33
Изменения в хозяйственном укладе. 34
Глава 3. ЯЁЙ (БРОНЗОВО-ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК). 41
Становление производящего типа хозяйства. 42
Роль переселенцев в формировании культуры Яей. 47
Эволюция религиозных ритуалов. 50
ЧАСТЬ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЯПОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. 54
Глава 1. КУРГАННЫЙ ПЕРИОД (КОФУН). 54
Типология японских курганов. 55
Перемены в обществе периода Кофун. 60
Глава 2. ГОСУДАРСТВО ЯМАТО. 65
Письменные источники. 65
Социально-политическое устройство. 70
Внешняя политика Ямато. 75
Распространение буддизма. 78
ГлаваЗ. ПЕРИОД АСУКА (592-710). 83
Внешнеполитическая ситуация. 83
Реформы государственного устройства. 86
ЧАСТЬ 3. «ГОСУДАРСТВО РИЦУРЁ». 98
Глава 1. ЯПОНИЯ ПЕРИОДА ПАРА (710-794). 98
Письменные источники. 99
Государственное устройство. / 09
Особенности социальной структуры. 1 J 8
Эволюция надельной системы землепользования. J29
Формирование государственной идеологии. /38
Политическая история периода Нара. / 46
Глава 2. НАРСКАЯ ЯПОНИЯ И ВНЕШНИЙ МИР. 154
Взаимоотношения с материковыми государствами. /54
Ассимиляция народов Японского архипелага. 163
Ямато и Япония. 165
Глава 3. ПЕРИОД ХЭЙАН (794-1185). \. 175
Структура хэйанской аристократии. 177
Земельная собственность и земельные отношения. 178
Политическая история периода Хэйан. У if J
Междоусобные войны XI—XII вв. /98
Развитие японского буддизма. 207
Хэйанская культура. 211
ФЕОДАЛЬНАЯ ЯПОНИЯ. 2/9
ЧАСТЬ 1. ЯПОНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. 22/
Глава 1. КАМАКУРСКИЙ СЁГУНАТ (1185-1333). 222
Образование нового политического центра. 222
Политико-административное устройство сёгуната. 225
Развитие феодальной экономики. 234
Монгольское нашествие. 238
Углубление религиозного синкретизма. 244
Падение Камакурского сёгуната. 249
Глава 2. РАСКОЛ ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА (1334-1392)
Реставрация Кэмму. 254
Хроника военного противоборства. 258
Политико-административное устройство сёгуната Асинага265 Общественная роль дзэн-буддизма. 270
Глава 3. ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
Формирование феодальных княжеств. 274
Крестьянские движения XV—XVI вв. 280
Массовые религиозные движения. 283
ЧАСТЬ 2. СОЗДАНИЕ ЦЕНТАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
Глава 1. НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ ЯПОНИИ (1551-1582)..29Я
Военные походы Ода Нобунага. 291
Аграрные преобразования Ода Нобунага. 302
Политика в отношении ремесла и торговли. 306
Развитие городов. 308
Политика Ода Нобунага в отношении буддизма. 316
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОЁТОМИ ХИДЭЁСИ (1582-1598)
Победа Тоётоми Хидэёси в борьбе за власть. 320
Завершение объединения Японии. 323
Реформаторская деятельность Тоётоми Хидэёси. 327
Последние годы правления Тоётоми Хидэёси. 334
Копирование материалов сайта www.4italka.ru
допускается только с письменного разрешения
администрации сайта.