лучшие учреждения дополнительного профессионального образования рф
Лучшие курсы повышения квалификации и переподготовки в Москве
В современном мире важно поддерживать квалификацию в условиях постоянно меняющихся запросов рынка труда. Если для продвижения по карьерной лестнице не хватает знаний или профессия перестала нравиться, нужно пройти обучение на курсах повышения квалификации или проф переподготовки на базе высшего или среднего специального образования.
Что такое курсы повышения квалификации и переподготовки
Курсы повышения квалификации — это дополнительное проф образование для совершенствования и расширения знаний и навыков в рамках полученной ранее специальности.
Обучение на курсах профпереподготовки или повышения квалификации возможно по собственной инициативе, может быть организовано работодателем или по направлению от службы занятости населения.
В какой форме проходят курсы повышения квалификации и профпереподготовки
Курсы повышения квалификации и курсы переподготовки могут проходить в форме:
Нужно отметить, что получение некоторых специальностей, например, медицинских, возможно только в очной форме.
Онлайн курс станет выходом для тех, кто не имеет возможности отвлечься от работы или живет в удаленных населенных пунктах нашей страны, кроме того, дистанционные курсы дешевле очных на 20-30%. В последнее время дистанционное образование на курсах переподготовки и повышения квалификации вытесняет очно-заочную форму курсов.
Какими законами регулируются курсы повышения квалификации и переподготовки
В России дополнительное профессиональное образование регулирует ФЗ “Об образовании в РФ” №273-ФЗ от 29.12.2012. Организации предоставляющие образовательные услуги обязаны иметь соответствующую лицензию, чаще всего это университеты, институты, колледжи, учебные центры. Номер лицензии всегда можно проверить на сайте Рособрнадзора.
Образовательные программы должны соответствовать требованиям профессиональных и квалификационных стандартов, федеральным ГОСТам.
Какие документы выдаются после обучения на курсах повышения квалификации и профпереподготовки
По итогам обучения при условии успешной сдачи аттестации вручается удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
Минимальная продолжительность курсов
Минимальная длительность курсов закреплена законодательно:
Стоит обратить внимание при выборе курсов на их продолжительность, чтобы образование было качественным и соответствовало требованиям закона о минимальной продолжительности курсов.
Бесплатные курсы повышения квалификации и переподготовки
Бесплатные курсы повышения квалификации и переподготовки можно пройти по направлению службы занятости населения, в других случаях обучение на курсах платное.
Также для педагогических работников есть бесплатные дистанционные курсы повышения квалификации на сайте единый урок рф.
Однако многие учебные центры предлагают пройти бесплатные чаще всего онлайн тренинги, практикумы и семинары, по окончании которых выдаются сертификаты.
Востребованные профессии для повышения квалификации и переподготовки
15 самых востребованных специальностей на курсах дополнительного профессионального образования:
Топ 10 лучших центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки — рейтинг 2021
Сегодня учебные центры предлагают широкий выбор курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации на базе высшего и среднего профессионального образования.
Если вы не знаете где пройти курсы повышения квалификации предлагаем рейтинг ТОП — 10 лучших центров курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
1. Институт профессионального образования
Более 100 направлений переподготовки и повышения квалификации: от философии и интернет менеджмента до промышленной теплоэнергетики и управления развития регионом. Институт представляет как самые востребованные курсы, так и узкоспециализированные программы.
Обучение только дистанционное, что позволило за годы работы накопить опыт и привести технологии преподавания к высочайшему уровню. Максимально реализован индивидуальный подход к учащемуся, что выражается в подборе курса, графика обучения, способов и сроков оплаты.
В институте преподают сотрудники крупнейших университетов Москвы, обладающие педагогическим и практическим опытом работы на предприятиях. Институт также предлагает обучение по программам MBA со стажировкой в Праге.
Направления курсов: более 200
Стоимость курсов повышения квалификации: от рублей 2900 рублей/28 часов
Стоимость курсов профессиональной переподготовки: от 9900 рублей/256 часов
Где получить качественное профессиональное образование в России: колледжи, вузы, ДПО 378
Приемная кампания в российских вузах начнется в конце июня. Многие выпускники школ уже определились, куда пойдут дальше. Мечты, настояния родителей, территориальная доступность – мотивы выбора бывают разными. Но для некоторых абитуриентов решающим фактором является престижность образовательной организации.
Сегодня мы поговорим о лучших учебных заведениях страны. Ограничиваться вузами не будем. Посмотрим целостную картину профессионального образования в России. А в ней важные места занимают также СПО и ДПО.
Как узнать лучшие колледжи России
Колледж в России и колледж на Западе – немного разные понятия. У нас это организация среднего профессионального образования – и только. В Европе или Америке под словом «колледж» может скрываться старшая школа, заведение СПО и даже вуз. Поэтому анализировать международные рейтинги колледжей и искать там российские не совсем корректно. Бывшему ПТУ с Гарвардом на соседних позициях не оказаться.
Но все же можно отыскать организации среднего профессионального образования, признанные на мировом уровне. В этом поможет WorldSkills – международная организация, занимающаяся популяризацией рабочих профессий и повышением качества подготовки их будущих представителей.
Российские колледжи в WorldSkills International
Последний чемпионат WorldSkills проходил в 2019 в Казани (следующий примет в 2021 году Шанхай). Среди российских заведений СПО в соревнованиях отличились многие. Остановимся на тех, кто получил «золото»:
Университеты РФ на международной арене
Выбирая престижные вузы, можно смело обращаться к международным рейтингам. Однако их много, и лучше проанализировать сразу несколько, ведь позиции России не везде одинаковы. Количество наших вузов, получивших признание мировой общественности, тоже не везде одинаково.
Посмотреть, каковы позиции российского высшего образования на карте мира, предлагаем, обратившись к наиболее известным рейтингам. Так, в Times Higher Education World University Rankings 2021 были включены:
Таким образом в ТОП-500 из 1526 номинантов вошли 7 вузов Москвы и Петербурга.
Более позитивная картина прослеживается по рейтингу QS World University Rankings 2021 :
Дело не только в количестве (16 образовательных организаций в 500 лучших), но и в географическом разбросе. Кроме Москвы и Петербурга, качественное высшее образование можно получить и в других регионах. Однако, в сравнении с СПО, выбор их не так широк.
Возможности для продолжения профессионального образования
Не всем удается поступить в лидирующие колледжи и вузы страны. Но добиться успеха в выбранной профессии можно и без брендированного диплома. Университеты, попадающие в мировые рейтинги, примечательны подготовкой лучших специалистов. Они делают упор на практику, давая знания, которые действительно пригодятся в работе.
Устранить пробел посредственного вуза можно, если развивать профессиональный навыки дальше. Тем более это вписывается в современную концепцию непрерывного образования.
Курсы повышения квалификации организуют как непосредственно вузы, так и организации ДПО. Кроме того, работников элитных компаний могут отправлять на стажировки за рубеж.
Бывают ли рейтинги организаций ДПО
Бронзовый лауреат находится в Петербурге, остальные четыре – в Москве. Также в рейтинге встречаются организации из Красноярска, Томска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Тюмени, Ростова-на-Дону, Краснодара, Ставрополя, Казани, Курска, Белгорода, Иркутска, Самары, Волгограда и Екатеринбурга.
В 2020 году свой рейтинг составила независимая экспертно-статистическая организация «Интерпрофстат». Только 6 организаций из Мордовии, Башкортостана, Новосибирской и Астраханской областей удостоились включения в него:
При этом «Интерпрофстат» предупреждает, что его рейтинг не претендует на научную достоверность, поскольку основывается на анализе экспертных мнений.
Надеемся, что наш материал поможет сделать выбор тем, кто стремится учиться в лучших образовательных организациях страны. Однако советуем не доверять полностью внешним оценкам, а выбирать место обучения под собственные цели и потребности.
Также рекомендуем прочитать
Как написать научную статью по юриспруденции
Сегодня мы поговорим о том, как правильно писать статьи по юриспруденции. Раскроем наиболее часто встречающиеся ошибки, ответим на часто задаваемые вопросы и тем самым поможем вам повысить качество работ.
Отчет о работе преподавателя: варианты содержания
Преподаватель вуза в течение года проделывает значительный объем работы. Она не ограничивается чтением лекций и проведением семинаров, продолжительность которых можно оценить в часах. Все остальное учитывается и анализируется в иной форме. Для сведения результатов учебного года воедино и заполняют отчеты о работе.
Уровни образования в России
Структура отечественной системы образования достаточно сложна. После того как РФ в 2003 году присоединилась к Болонскому процессу, ее структура пережила кардинальные изменения. И до сих пор не все понимают, как соотносить «новеньких» бакалавров и магистров с уходящими в историю специалистами. Да и аспирантура в последние годы поменяла свою позицию в структуре. Разберемся во всех нюансах.
Дополнительное профессиональное образование
Задача ДПО состоит не в том, чтобы формально повысить уровень образования, а в том, чтобы дать актуальные знания и умения, необходимые для соответствия полученной раньше квалификации, изменившимся условиям трудовой деятельности или социальной среды.
Эксперты признают, что сегодня знания и технологии устаревают за 3-4 года, поэтому становятся неактуальными уже к тому моменту, когда поступившие на первый курс студенты получат свои дипломы бакалавров или специалистов среднего звена. При таком темпе прогресса дополнительное профессиональное образование – это необходимость, без которой невозможно соответствовать требованиям рынка.
Что такое ДПО
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – это вид профобразования, которое можно получить добавочно к базовому среднему или высшему профессиональному образованию. При этом уровень уже имеющего основного образования не меняется.
В России есть четыре уровня профобразования:
Окончив программу дополнительного профессионального образования, выпускник колледжа с дипломом СПО не станет бакалавром, а магистр – аспирантом. Задача ДПО состоит не в том, чтобы формально повысить уровень образования, а в том, чтобы дать актуальные знания и умения, необходимые для соответствия полученной раньше квалификации, изменившимся условиям трудовой деятельности или социальной среды.
Виды ДПО
Неважно, в какой сфере вы работаете, дополнительное профессиональное образование можно получить по программам двух типов:
Повышение квалификации
Цель этих программ – усовершенствовать имеющиеся знания, навыки и умения или получить новые компетенции, которые нужны для профессиональной деятельности в пределах имеющейся квалификации. Например, инженер-нефтяник, отлично разбирающийся в технологиях добычи нефти, хочет перейти на другую должность – в отделе управления транспортировкой сырья, но ему не хватает компетентности в этом вопросе. Курсы повышения квалификации по программе, скажем, «Диспетчерское управление трубопроводами» решат проблему.
Максимальные сроки обучения по программам повышения квалификации закон не ограничивает, он устанавливает только допустимый минимум – это 16 академических часов. Но, как правило, на курсах повышения квалификации учатся по программам объемом 72–144 часа. По окончании успешно сдавшие аттестацию слушатели получают удостоверение о повышении квалификации.
Профессиональная переподготовка
Эти программы проводятся с целью дать слушателям компетенции, нужные для того, чтобы заниматься новым видом профессиональной деятельности или получить другую квалификацию.
Продолжительность переподготовки не должна быть меньше 250 часов, максимум закон не регламентирует. В среднем профпереподготовка занимает 250–500 академических часов, но есть программы объемом около 1 000 часов – на три семестра, это примерно полтора года. По окончании курсов профессиональной переподготовки и обязательно после аттестации слушатели получают дипломы.
Разница между повышением квалификации и профпереподготовкой состоит не только в длительности обучения:
В общем, после профпереподготовки получают новую профессию, а после повышения квалификации – нет, только совершенствуют навыки и знания в рамках старой специальности.
По большому счету профессиональная переподготовка – это облегченный вариант второго высшего или среднего профобразования. Вместо того, чтобы идти еще раз учиться в вуз или колледж, после четырех лет бакалавриата поступать в двухгодичную магистратуру, можно пройти курсы переподготовки – это намного быстрее и дешевле.
Формы
Дополнительное образование на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки можно получить в одной из трех форм:
Отдельно законодательство оговаривает возможность получить дополнительное профессиональное образование в форме стажировки.
В какой форме будут проходить занятия, устанавливает программа дополнительного профессионального образования, которую организации, занимающиеся ДПО, разрабатывают самостоятельно, или оговаривает договор об образовании – его заключают перед началом учебы.
Форма, в которой проходили занятия, не указывается в документах о дополнительном образовании – ни в удостоверении о повышении квалификации, ни в дипломе о профпереподготовке. В них записываются название программы и ее объем в академических часах.
Кто может получить дополнительное профобразование
Курсы повышения квалификации или профпереподготовки могут проходить две категории слушателей:
Студенты колледжей и вузов могут параллельно учиться по программам ДПО, но удостоверения о повышении квалификации или дипломы о профессиональной переподготовке им выдадут только после того, как будет окончен курс основного образования и на руках у выпускника будет диплом вуза или колледжа.
Иностранные граждане и лица без гражданства тоже могут получить дополнительное профобразование, если их документы об образовании или квалификации признаются в Российской Федерации. Это можно проверить на сайте «Главэкспертцентра».
Для поступления на курсы повышения квалификации или профпереподготовки вступительные экзамены сдавать не надо, достаточно предъявить диплом о базовом образовании или справку о том, что слушатель учится в вузе или колледже. К занятиям можно приступать сразу же после оплаты обучения.
Где получить ДПО
Программы дополнительно профессионального образования имеют право реализовывать любые учреждения, получившие лицензию на такой вид деятельности. Фактически учиться можно в организациях разных типов и форм собственности:
Наличие у учреждения лицензии можно проверить на сайте Рособрнадзора.
Основные документы, регулирующие сферу дополнительного профессионального образования – это приказ Минобрнауки № 449 и ФЗ № 273.
Образование для взрослых. Чему учат работников и сколько это стоит
Почти 7 млн россиян (если точнее, 6,7 млн человек) в возрасте от 25 до 64 лет чему-то учатся. Такие данные привели авторы «Мониторинга экономики образования» из Высшей школы экономики (ВШЭ) в своей работе за 2016 год.
Другое исследование российского рынка дополнительного профессионального образования (ДПО) провело издание East-West Digital News совместно с Фондом общественного мнения (ФОМ). В этом отчете говорится, что россияне уверены: дополнительное образование способствует карьерному росту во всех социально-профессиональных группах.
Эффект не зависит от формы получения образования, следует из опубликованной работы: люди убеждены, что именно наличие сертификата о прохождении курсов или серии семинаров делает более вероятным увеличение зарплаты или повышение в должности. Целых 84% работающих россиян, самостоятельно оплативших свое дополнительное образование, сочли его полезным, и лишь 4% — бесполезным. К выводу о бесполезности повышения квалификации чаще приходили те, кому ДПО оплачивало государство. Отсюда сравнительно высокая готовность работников платить за обучение из собственного кармана.
Самые популярные направления
Сложность рынка состоит в том, что под определение «дополнительное профессиональное образование» попадает множество сущностей. Это курсы повышения квалификации, корпоративное обучение, курсы MBA (то есть магистров делового администрирования), программы повышения квалификации в российских и зарубежных университетах онлайн и офлайн, массовые онлайн-курсы (Coursera, edX и другие), семинары, тренинги, стажировки и даже языковые курсы.
Такое разнообразие форм и содержания обучения — сегодняшний запрос специалистов и руководителей. 12% из них сетуют на недостаточное знание иностранных языков, 11% — на нехватку правовых знаний, еще 9% хотели бы освоить специализированные компьютерные программы и основы программирования. Остальные востребованные знания лежат в областях бухгалтерии и экономики, компьютерной грамотности, психологии и навыков ведения деловых переговоров, менеджмента и управления.
По данным исследования «Нетологии», рынок дополнительного профессионального образования на конец 2016 года оценивается в 105,1 млрд рублей. Средний чек по всем офлайновым программам обучения в 2016 году составлял 25 800 рублей для индивидуальных слушателей̆ и 9700 рублей для корпоративных клиентов. Доля денег, потраченных на ДПО самими слушателями, к 2021 году составит примерно 66,3 млрд рублей, еще 37,6 млрд рублей — потенциальные затраты компаний на обучение сотрудников.
Кто зарабатывает на обучении
Игроков рынка можно поделить на две категории. В первую входят вузы и государственные учреждения, для которых курсы повышения квалификации — дополнительный заработок. Их образовательный продукт вырастает из академических курсов, которые читают преподаватели вуза. К примеру, двухлетние курсы по MBA стоимостью до 1 млн рублей предлагает Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО. Сегодня этот университет предлагает программы дополнительного образования, разработанные с другими игроками рынка, к примеру, MBA-курс «Цифровая экономика» в партнерстве с МФТИ.
Вторая — компании, предлагающие бизнес-образование, курсы по обучению современным профессиям, которым не учат в вузе, а также узкоспециализированные курсы по приобретению прикладных навыков в той или иной профессии. Для того чтобы сделать свой продукт востребованным в борьбе с университетскими брендами, этот сегмент предлагает интенсивы с экспертами рынка, дипломные проекты, реализуемые на практике, а зачастую и стажировки с последующим трудоустройством.
Для примера: полугодовая программа «Директор по интернет-маркетингу» с тремя очными занятиями в неделю с преподавателями руководителями бизнес-подразделений EBAY Россия, Mail.Ru и Ozon обойдется слушателю в 160 000–200 000 рублей. Для организаторов подобных курсов предлагаемый продукт — основной вид бизнес-деятельности.
Корпоративный уклон
Львиную долю денег, сосредоточенных в сегменте, приносят корпорации. Сбербанк, МТС, «Газпром» и другие представители крупного бизнеса вкладывают миллионы в развитие целых корпоративных университетов, которые должны компенсировать нехватку профессиональных навыков и образования своих сотрудников. Деньги тратят на привлечение экспертов, разработку и производство учебных курсов, симуляторов операционных процессов и тренинги для менеджмента. Заявленная Германом Грефом в 2015 году сумма инвестиций Сбербанка в собственный университет составила 10 млрд рублей.
Когда корпоративный университет становится большим, компания-собственник может начать продавать имеющиеся образовательные продукты во вне. В октябре 2017 года представитель МТС заявил о выходе компании на рынок дополнительного образования, чтобы продавать курсы корпоративного университета другим компаниям. В беседе с РБК издатель связал это решение МТС с попытками оператора компенсировать стагнацию доходов от услуг связи.
Другой подход к заработку на дополнительном образовании проявила компания HeadHunter, запустившая проект «Академия HH», чтобы продавать пользователям сайта и корпоративным клиентам подписку на курсы от ключевых образовательных сервисов. До конца года компания планирует довести число курсов до 400.
Сегодня услуги корпоративного обучения в России оказывают порядка 450 компаний различного масштаба и специализации. Среди крупнейших игроков рынка дополнительного профессионального образования можно выделить агентства-агрегаторы, тренинговые студии, узкоспециализированных провайдеров и онлайн-игроков, которые, в свою очередь, делятся на поставщиков контента и универсальные платформы.
Как устроено обучение в интернете
Выбор в пользу онлайн-обучения люди совершают в условиях нехватки времени при высоком базовом уровне образования. Пиковый возраст аудитории онлайн-обучения попадает в диапазон 36–45 лет — несколько выше среднего возраста получающих ДПО в целом. Выше у нее и средний уровень образования. Как и в офлайне в интернете учатся бизнесмены, самозанятые и руководители различных уровней.
Среди целевой аудитории в сфере бизнес-образования, обучения IT, а также организационным и управленческим навыкам, где действует большинство онлайн-игроков сегмента ДПО, преобладают люди 20–35 лет. Около 70% из них — мужчины. Они заинтересованы в получении soft skills — так называемых внедисциплинарных гибких навыков, делающих эффективнее коммуникацию и выстраивание рабочих процессов. По оценке Артема Полянского, сооснователя и директора по развитию компании Zillion, предлагающей онлайн-курсы по маркетингу, PR и продажам, «в основном это менеджеры начального и среднего звена, которые стремятся получить дополнительное образование либо по собственной инициативе, понимая необходимость непрерывного обучения, либо в рамках корпоративного обучения».
По состоянию на начало 2017 года доля онлайн-обучения в сегменте ДПО составила 10% от общей аудитории сегмента и приблизительно в 7% от объема рынка (около 7 млрд рублей). Причем 4,5 млрд рублей здесь — расходы слушателей, а 2,5 млрд рублей — деньги организаций — работодателей как из частного, так и из государственного сектора.
Средний чек за онлайн-обучение в этом сегменте — 15 000 рублей в год. В динамике до 2021 года ожидается рост аудитории онлайн-сектора до 14% от общей аудитории ДПО и до 11% в деньгах от рынка. По прогнозам, сектор онлайн-обучения в ДПО к 2021 году достигнет объема 11,3 млрд рублей: 7,3 млрд рублей составят затраты индивидуальных слушателей, 4 млрд рублей — затраты работодателей.
На рынке присутствуют как крупные игроки с линейками полноценных программ по обучению той или иной специальности, которые могут проводиться не только в онлайне, но и в смешанном формате, так и компании меньшей величины, старающиеся фокусироваться на точечных, навыковых онлайн-программах. Длительность программ варьируется в широком диапазоне: существуют многомесячные курсы, мини-видеоформаты на три–семь часов и даже микроформаты продолжительностью до двух часов.
Как монетизируют образование
Флагманы сегмента предлагают главным образом полноценные образовательные платформы, в которые интегрирован широкий спектр обучающих решений: видеолекции, онлайн-тренажеры, формы обратной связи и другие. Вместе с тем выбор продуктов целевой аудиторией чаще всего определяется не столько таргетированием рекламных кампаний, сколько коммуникацией потенциального клиента с сотрудниками отдела продаж. Поэтому контентные решения должны быть достаточно гибкими для того, чтобы удовлетворять разнородные запросы целевой аудитории.
Модели монетизации в сегменте разнообразны: от прямых продаж (например, когда образовательный курс создается под конкретного заказчика или продается готовый курс по фиксированной цене) до подписок на контент или взимания платы за участие в онлайн-интенсивах. Средний чек за подписку на библиотеку контента от 700 до 2000 рублей в год в зависимости от сложности и специфики материалов.
В свою очередь, средняя годовая плата за полноценные онлайн-программы достигает 20 000 рублей при длительности курса около 40 часов. «Цикл жизни» клиента, по оценкам игроков рынка, в большинстве случаев не превышает четырех месяцев, в лучшем случае — полугода. Как отмечает Алексей Полехин из «Нетологии-групп», 20% слушателей продолжают обучение по завершении первой программы, к третьей и четвертой воронка сужается до 5%.
Во взаимодействии с бизнес-клиентами предусмотрены те же модели монетизации, однако средний чек при покупке отдельного продукта в разы выше, чем в сегменте b2c, то есть в секторе прямых продаж обучающимся. Бизнес приобретает подобные курсы для обучения большего числа пользователей, а значит, поставщики могут больше заработать на таких клиентах. Кроме того, корпоративные заказчики нередко нуждаются в пакетных решениях, включающих целый комплекс образовательных механик вкупе с системами управления и сопровождения. Такие продукты требуют индивидуального подхода, а средний чек по ним существенно выше — около 200 000 рублей за проект.
Все стремятся заработать на корпорациях
С наступлением экономической рецессии в 2014–2015 годах на рынок корпоративного образования двинулись b2c-компании. Тогда рынок образовательных услуг для конечных пользователей испытал спад как минимум в денежном выражении. Отдельные бизнес-модели, среди которых был «чистый MOOC» (массовые онлайн-открытые курсы), в изменившихся условиях оказались недостаточно эффективными с точки зрения монетизации. В 2017 году тенденция стала более отчетливой, еще сильнее она проявится в 2018 году.
Часть компаний, работавших ранее только в b2c-сегменте (Geekbrains, «Универсариум», Lingualeo, Wikium), сохраняет фокус на развитии продуктов для конечных потребителей, другие окончательно мигрируют в b2b. К примеру, платформа Uniweb, занимающаяся цифровизацией академического образования в связке с крупнейшими вузами, в 2014 году мигрировала в корпоративный сегмент: теперь она разрабатывает курсы для крупных компаний и развивает b2b-сервис JetSkills, который предназначен для персонализированного развития сотрудников.
Многие компании адаптируют свои продукты под обучение сотрудников компаний с учетом отраслевой специфики — к примеру, Skyeng, обучающий клиентов иностранному языку. Быстрое изменение образовательного контента под специфические сферы деятельности часто оказывается не под силу офлайн-игрокам ввиду методологических и технических особенностей преподавания.
Кто и сколько инвестирует в ДПО
Первой крупной корпоративной инвестиционной сделкой со стартапом в сфере профессионального онлайн-образования можно считать совершенное в августе 2016 года поглощение образовательной платформы для разработчиков GeekBrains компанией Mail.Ru. Это событие было воспринято в среде инвесторов и предпринимателей как показатель далеко идущего интереса корпораций в этом секторе. «GeekBrains — это быстро развивающийся бизнес с большим потенциалом», — утверждал Александр Горный, директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group. Согласно данным, представленным на сайте в мае 2018 года, на платформе зарегистрированы более 2,9 млн человек.
Будущее дополнительного образования
По мнению Алексея Соловьева, венчурного инвестора, управляющего фонда Skolkovo Digital и партнера компании iTech Capital, последние сделки оказали серьезное влияние на венчурный климат в российском онлайн-образовании: «Несколько лет назад был отток интереса к EdTech, но сейчас все возвращается».
Некоторые российские стартапы в сфере дополнительного онлайн-образования с базой клиентов до нескольких миллионов человек заняли прочные позиции на международном рынке. Среди наиболее заметных примеров: платформа для создания онлайн-курсов Coursmos, сервис по ежедневному освоению английского языка Easy Ten и платформа по поиску репетиторов Preply.
Партнер по образовательным проектам Genome Ventures Анна Шайхутдинова считает, что в сфере самостоятельного обучения уже наметился спад. «Мы не инвестируем в это направление. Использование виртуальной и дополненной реальности в обучении и оценивании, новые технологии оценки способностей, персонализированное образование, обучение по запросу для взрослых — это то, что, на наш взгляд, обладает большим потенциалом», — заключила Шайхутдинова.
В кулуарах конференции по онлайн-образованию EdmarketConf 2018, которая прошла в подмосковном Сколкове в апреле, профессиональному образованию сулили развитие обучения «профессиям будущего», то есть тем специальностям, которые будут востребованы в ближайшие 20–25 лет. Работа с аналитикой, цифровой маркетинг и программирование уже стали самыми популярными специальностями среди молодежи, которая чувствует себя комфортно в цифровой среде.
Все больше упоминали «неповоротливость» решений SAP и других гигантов, доминирующих на рынке платформ для дополнительного образования, конкуренции со стороны небольших компаний вроде GrowTalent, «Эквио» и других. Говорили о том, что первым нужно будет объединяться со вторыми, интегрировать более современные продукты в собственные системы или создавать образовательные маркетплейсы-конструкторы.