лучшие усилители по качеству звука 80 90 годов
Восемь лучших винтажных усилителей, и на что обратить внимание при покупке подержанной техники [перевод]
Когда речь заходит о качественном звуке, современные разработки нередко проигрывают аппаратуре прошлых лет. Перед вами подборка интересных олдскульных усилителей, которые заставят играть ваши записи по-настоящему классно.
Одно из самых больших заблуждений, бытующих среди любителей Hi-Fi, заключается в убежденности в том, что новое всегда лучше старого. Многие считают, что если устройство выпустили несколько лет назад, то даже не стоит заморачиваться с подключением. Некоторые вообще не хотят пользоваться устаревшей техникой.
На самом деле все обстоит иначе. За долгие годы существования индустрии было выпущено внушительное количество аудиотехники. Разумеется, многие устаревшие аппараты ощутимо отстают от новинок, однако существует огромное количество устройств, которые по сей день прекрасно звучат и функционируют — эта техника успешно прошла проверку временем. Вполне возможно, что вы сможете раздобыть один из таких аппаратов, но в этом деле есть свои тонкости.
Самое важное — это состояние (касается всей AV-техники, включая усилители). Устройство должно не просто работать — оно должно быть безопасным для использования. Если у вас недостаточно знаний в этой области, есть смысл обратиться к профессионалу, который поможет определиться.
В нашем списке мы пойдем от самых старых моделей до самых свежих. Цены везде разные, поэтому здесь мы приводим лишь приблизительные цифры [От переводчика: цены указаны в фунтах стерлингов, так как оригинальный текст написан автором, проживающим в Великобритании]. Давать ссылки на товары мы не будем, так как поиском своего аппарата каждый должен заниматься сам. Искать можно на eBay, в группах в социальных сетях, в блогах, у продавцов винтажной техники, а также в объявлениях.
В этой подборке лишь несколько хороших вариантов, но достойных усилителей намного больше. Их в сотни раз больше. Наверное, вы и сами можете назвать пару-тройку заслуживающих внимания моделей.
Chapman 305
Год: 1960
Цена: 200 фунтов
Если вы думаете, что комплекты из предусилителей и усилителей мощности появились недавно, то вы ошибаетесь. Этот ламповый усилитель является очень ранним образцом такого типа аппаратов. Модель обеспечивает очень открытое и мягкое звучание.
Sugden A21
Год: 1969
Цена: 150 фунтов
Возможно, вам встречалась более современная версия усилителя с таким названием, но оригинальная модификация была выпущена в 1969 году. Этот транзисторный усилитель класса А звучит весьма живо, но проблемой могут стать разъемы типа DIN.
A&R A60
Год: 1977
Цена: 50 фунтов
Раньше компания Arcam называлась «A&R Cambridge». Этот классический усилитель 1977 года был хорошей альтернативой другой популярной модели — NAD 3020. Усилитель A&R A60 отличается приятным звучанием и превосходным встроенным фонокорректором.
NAD 3020
Год: 1978
Цена: 80 фунтов
Этот усилитель был оптимальным выбором среди недорогих аппаратов в 70-е. Его фирменный дизайн знаком многим. NAD 3020 — это классный звук, удивительно мощные басы и отличный фонокорректор.
Creek CAS4040
Год: 1983
Цена: 70 фунтов
В свое время этот 30-ваттный аппарат удивил экспертов в области Hi-Fi. Эта модель, будучи первым усилителем от Creek Audio, звучала настолько хорошо, что многие аудиофилы не могли поверить, что молодая компания способна бросить вызов именитым производителям.
Naim NAIT
Год: 1984
Цена: 650 фунтов
Этот образец 1984 года создавался во времена, когда Naim была одной из самых сильных компаний в мире аудиофилов. Аппарат оснащен качественным фонокорректором и отличается динамичным, захватывающим звучанием.
Mission Cyrus 2
Год: 1984
Цена: 280 фунтов
Эту модель тоже выпустили в 1984 году. Необычный дизайн усилителя бросается в глаза и по сей день. Что касается звучания, то Mission Cyrus 2 обеспечивает поразительно точную передачу средних частот. В целом усилитель звучит весьма живо.
Audiolab 8000A
Год: 1985
Цена: 200 фунтов
Этот аппарат обладает рядом интересных опций, замечательно дополняющих качественное, спокойное звучание усилителя. Встроенный фонокорректор совместим как с MM, так и с MC-головками.
Легендарные усилители 80-х – 90-х: парадоксы Ламма, монстр Джонсона, интегральный убийца «тёплых ламп»
В предыдущих обзорах культовых усилителей всех времен и народов мы несправедливо мало уделили внимание достаточно своеобразным разработкам 80-х — 90-х. В этом обзоре я восполнил этот пробел и рассказал о УМЗЧ этого периода, которые во многом определили, как маркетинговые и философские подходы, так и некоторые направления развития (и регресса) схемотехники современных усилителей.
Как и в предыдущих постах, для создания материалов я опирался на мнения экспертов Pult.ru, публикации таких ресурсов как network54.com, soundandvision.com и многих других. Информация о ценах почерпнута из материалов и объявлений на 2ndhandhifi.co.uk и аналогичных изданий. Также подверглись анализу публикации в аудиофильской прессе рассматриваемого периода, в частности, некоторые номера журналов «SoundStage!», «Stereophile», «The Absolute Sound Magazine», «Positive Feedback».
Помимо описанного выше, при выборе устройств, тянущих на звание культовых, учитывались мнения таких товарищей как: Роберт Грин (Robert E. Greene) (не писатель – прим. ред.), Гарри Пирсон (Harry Pierson), Джонатан Валин (Jonathan Valin), а также хронологические и ценовые данные, опубликованные производителями.
Шабаш субъективизма, 18 ватт, КНИ 3 %, советские лампы и десятки килобаксов
Речь пойдёт об одном из самых противоречивых усилителей конца прошлого столетия, который разработал наш с вами соотечественник, инженер Владимир Ламм. Будучи опытным инженером, Владимир в 1987-м году иммигрировал в США, где занялся производством дорогой ламповой усилительной техники класса Hi End. Необходимо отметить, что Ламм выбрал благодатное время для иммиграции, интерес к ламповой технике на западе переживал очередной подъём.
Именно в конце 80-х возродились, как феникс из пепла, мечты аудиофилов о бескомпромиссном звуке, и экс-советский инженер (яростный поборник отсутствия ООС) нашел возможности для реализации амбициозных планов. К 90-м, когда был создан сабж этих строк, ламповый тренд заново захватил головы аудиофилов, особенно в странах бывшего Союза, где лампы долгие годы были атрибутом надёжной военной техники.
Советский инженер Шушурин (он же в иммиграции Ламм), в 1997-м году завершил работу над созданием лампового моно усилителя Lamm ml 2, на базе советских же триодов 6С33С (рогатые бестии). Интересно, что как истинный традиционалист, Ламм предпочитал рогатые лампы, выпущенные до 1985-го года, отмечая, что до этого времени их качество было значительно выше.
Не без помощи публикаций в целом ряде «всесильных аудиофильских медиа», этот компонент признается одним из лучших маломощных усилителей без ООС. Эксперты хвалят инженера и его уникальный продукт. Но вот беда, коэффициент гармоник в этом чуде ламповой схемотехники не соответствует даже HI-FI стандартам и равен 3%, а уровень интермодуляционных искажений достигает значения в 8%.
Интересно, что при этом сам товарищ господин Ламм искренне убеждён в том, что:
«Надо слушать только музыку. Аппаратура не должна вас волновать, она должна исчезнуть. Но способностью исчезать обладает только самая качественная аппаратура.»
Исходя из пассажа разработчика, возникает вопрос: как, существенно искажающая записанный звук, аппаратура может просто «исчезнуть»? На мой взгляд, ответ прост, надо убедить слушателя в том, что она может (должна) это сделать. Практически в каждом интервью Ламм ссылается на субъективность в восприятии звука (и, по-моему, он во многом прав), но при этом, для усиления эффектов субъективного восприятия, он часто упоминает количество аудиофильских изданий, которые одобрили очередную его разработку.
Волшебный усилитель мне довелось услышать уже в версии Lamm ml 2.1, именно эту версию эксперты «Consumer Electronics Show» признали лучшим маломощным усилителем. Не испытал восторга от «божественного звука» этой ламповой игрушки, но хочу отметить, что, читая про первый ml2, ожидал худшего.
Наши эксперты также отмечают, что у этого легендарно-культового образца есть следующие весомые недостатки:
35 990 долларов (цена указана за пару штук, рассчитанных усиление каждого из стереоканалов).
Технические данные усовершенствованной модели Lamm ML2.2
Многоламповые монстры Джонсона
При первом взгляде на усилитель, который я опишу ниже, мне подумалось, что разработчики увеличивают количество ламп не ради схемотехнического решения, а ради брутальности дизайна. Я ошибся, не ради дизайна, ведь RMS, рассматриваемого нами усилителя, составляет не сколько-нибудь, а 600 Вт (PMPO составляет более 2200 Вт). Боюсь предположить, зачем Джонсон создавал Hi-End усилитель с мощностью больше чем пол киловатта, но впечатлить экспертов мировых аудио журналов ему удалось.
В частности, Роберт Грин из пафосного аудиофильского издания «The Absolute Sound Magazine» отметил, что:
«Audio Research Reference 610T сразу установил новый стандарт в области высококачественного воспроизведения музыки»
Так вот, в 1995-м небескорыстный энтузиаст бескомпромиссного звука из Audio Research Уильям Зейн Джонсон, создал, как считается апологетами Hi-end, один из лучших высокомощных аудио усилителей Audio Research reference 610T. Как и полагается «тру хайенду», УМЗЧ был монофоническим, таким образом, пара устройств обеспечивала независимое усиление каждого из каналов (с суммарной RMS 1200 Вт). Громадную для этого класса устройств мощность в 600 Вт (при выходном сопротивлении 4 Ом, 8 Ом или 16 Ом) обеспечивают выходные каскады, созданные на базе 16-ти ламп 6550C. Усилитель построен на двухтактной, полностью симметричной схеме.
Лампы расточительного гиганта рассчитаны на 2000 часов работы, но, по утверждениям некоторых авторов, при длительной нагрузке близкой к предельной, они не редко выходят из строя, значительно раньше срока.
Итак, кратко о характеристиках:
Конструкция трёхблочного шасси громадины, названная Tower (Башня), была снабжена конвертерной системой охлаждения, т.е. вовсе лишена кулеров, а соответственно, теплоотдача от 16-ти ламп оконечника может вполне соревноваться с бытовыми нагревательными приборами. Входные и выходные лампы размещены на вершине башни, которые по замыслу создателя должны закрываться вентилируемым кожухом. Однако, большинство тру любителей ТЛЗ снимают кожух, чтобы в темноте повтыкать на усладить взор светом горящих радиоламп.
Все, что касается этого усилителя, да и других чудес от товарища Джонсона, у меня ассоциируется с концепт карами для автомобильных выставок. Оные тоже создаются для демонстрации возможностей, но никак не для того, чтобы на них ездить.
Интегральный убийца ТЛЗ — NAD-3020
NAD-3020 – единственный компонент в этом обзоре, который получил титул культового без помощи громких публикаций в аудиопрессе и спекуляций на чаяниях ретроградствующих обладателей золотых ушей. Этот УМЗЧ нельзя назвать шедевром объёмного дизайна, он прост и практичен, а главное он прекрасно звучит.
Интегральный усилитель NAD 3020 появился в 1979-м году, и был спроектирован под руководством одного из лучших инженеров усилительной техники в Европе, Бьорна Эрика Эдвардсена (Bjorn Erik Edvardsen). Талантливый новатор смог создать уникальный для своего времени УМЗЧ, который превосходил практически все конкурирующие аналоги, а в ряде случаев, составлял конкуренцию устройствам, которые были дороже в 5-6 раз.
NAD 3020 в течение более чем 10 лет оставался эталоном интегрального HI-FI усилителя, многократно обновлялся и модернизировался, вплоть до начала 90-х. Этот УМЗЧ практически уничтожил миф о том, что дорогие и недолговечные лампы есть единственная альтернатива. Появление этого продукта привело к тому, что NAD вошла в число самых успешных мировых производителей УМЗЧ в 80-е годы. Более продаваемого УМЗЧ Hi-FI класса в мире ещё не существовало, NAD 3220 продали в количестве более 500 000 компонентов.
Причиной популярности этого усилителя были низкая себестоимость, а соответственно, оптимальное соотношение цена/качество, высокий КПД и экономичность, высокое качество сборки, недостижимые для других продуктов в его ценовой категории характеристики:
Номинальная мощность: 28 Вт на канал при нагрузке 8 Ом
Отношение сигнал/шум: > 75 дБ (1 Вт)
Разделение каналов: > 60 дБ
Частотный диапазон: 20 Гц
И… цена … барабанная дробь:
Я намеренно завершил эту публикацию именно NAD 3220, чтобы 80-е и 90-е не остались для читателей временем исключительно беспросветным и пронизанным красными нитями тёплого лампового маркетинга. Знаковых разработок осталось не мало, если читателям не надоело мы продолжим серию, готов анонсировать по крайней мере ещё один материал.
Опции темы
Прослушивание всех усилителей из моих обзоров проводились в домашней системе путем замены штатного усилителя испытуемым. По возможности, подключение происходило с помощью штатных кабелей моей аудиосистемы. Состав ее ниже:
Полный список усилителей и ресиверов, представленных в этой ветке:
Предварительный усилитель Audio Note M7 (Killhumax)
Моноблоки Jadis 845SE (ламповые, однотактные)
Усилитель Korting-821 (на германиевых транзисторах, Ефимов Михаил)
Усилитель Leak 3900A
Усилитель Leak Stereo-30 (на германиевых транзисторах)
Отличная идея, я, несмотря на то, что послушал много, не делал фото и ничего кроме замены электролитов. Но если все же интересно, говорите — расскажу.
Тема интересная, расскажите пожалуйста.
70-е годы, выходные транзисторы в металлических корпусах ТО-3 (по 1 паре на канал), внутренняя компоновка вполне логична, хотя и далека от совершенства. Этот аппарат забыл сфотографировать, поэтому прилагаю фото из интернета, что удалось найти. Стоил в свое время 800$, что очень даже заметно. Жаль только, что он не часто встречается на вторичном рынке, судя по всему.
Мне очень понравились и конструкция и звучание этого аппарата – открытое, эмоциональное, детальное. Музыку передает правильно, не вносит отсебятины в авторские замыслы музыкальных произведений. Очень малый уровень собственных шумов для усилителя 70-х. Можно использовать и как пред, и как оконечник (сзади разъемы с перемычками). После чистки и смазки заработали без шорохов и тресков все регуляторы и переключатели – замены не потребовалось. Емкости тоже оказались в норме.
Вывод: хороший усилитель, один из немногих винтажных, который удалось послушать и оценить с полностью оригинальной комплектацией.
Усилитель Aurex SB-66
Power output: 70 watts per channel into 8Ω (stereo)
Frequency response: 5Hz to 100kHz
Total harmonic distortion: 0.007%
Input sensitivity: 0.25mV (MC), 2.5mV (MM), 150mV (line)
Signal to noise ratio: 73dB (MC), 88dB (MM), 108dB (line)
Output: 150mV (line)
Speaker load impedance: 8Ω to 16Ω
Dimensions: 420 x 151 x 399mm
Weight: 9.5kg
Year: 1980
Усилитель Diatone DA U-680S
Ресивер Harman Kardon HK-930
Усилитель Leak 3900A
Усилитель Musical Fidelity A-1
Топ 11 советских Hi-Fi усилителей
Почем музыка для народа?
Топ 11 советских Hi-Fi усилителей
Почем музыка для народа?
Советская промышленность начала выпуск отдельных усилителей для домашних стереосистем уже в транзисторную эпоху, ламповые же усилители выпускались до этого либо в составе радиол, либо для промышленного использования. При этом большинство транзисторных аппаратов относились к тому классу, что на Западе принято называть Low-Fi. Однако были и попытки сделать действительно качественные аппараты, пусть и не всегда их получалось реализовать в задуманном виде.
Как и все советские аппараты, предназначенные для работы в квадрофонической системе, этот усилитель был выпущен совсем небольшой партией. Если уж во всем мире формат не получил должного распространения, то что говорить о Советском Союзе. Данный аппарат с 1975 года выпускался Львовским ПО им. Ленина и должен был поставляться в комплекте с четырьмя АС, были предусмотрены и выходы на стереофоничесике и квадрофонические наушники. Уровень сигнала регулировался поканально и контролировался стрелочными индикаторами. Мощность в квадрофоническом режиме составляла 16 Ватт на канал, при работе в стерео она удваивалась. Весила модель 15 килограммов и предлагалась за 500 рублей.
Данный полный усилитель с 1977 года выпускался Рижским радиозаводом имени Попова. В нем был встроенный фонокорректор, а также полный набор линейных входов, возможным было и подключение наушников. В левой части передней панели присутствовали стрелочные индикаторы уровня выходного сигнала, в комплект также входил беспроводной пульт дистанционного управления – редкость в те годы. Мощность усилителя была 50 ватт на канал на 8 Ом, вес аппарата составлял 12 килограммов. Стоила модель 350 рублей.
Этот стереофонический усилитель с 1987 года выпускал Ленинградский завод имени Калинина. В нем был встроенный фонокорректор, НЧ и ВЧ фильтры и темброблок, а также тонкоменсация. Индикаторы мощности выходного сигнала были электронные. На передней панели присутствовал также выход для наушников. Выходные каскады имели защиту от кроткого замыкания, перегрева и наличия постоянного напряжения. Номинальная мощность составляла 100 Ватт на 8 Ом, КНИ не превышал 0,05%, коэффициент интермодуляционных искажений – не более 0,01%. Весил аппарат 17 килограммов.
Модель производства Кировского завода «Ладога», который выпускал ее с 1987 года. В ней были использованы технические решения усилителя Бриг-001-стерео, и впервые применён усилитель мощности класса ЛВС с двухуровневым питанием. Встроенный фонокорректор мог работать не только с ММ, но и МС-головками, а регулятор громкости имел изменяемую тонкомпенсацию. На задней панели также был выход электросети для подключения других компонентов системы. Выходная мощность усилителя составляла 60 Ватт на канал, а заявленный частотный диапазон – от 10 до 70 000 Гц. Весил аппарат 10,8 килограммов и стоил 650 рублей.
Данный усилитель мощности с 1981 года производился Львовским производственным объединением имени 50-летия Октября. Она входил в стереофонический комплекс Феникс-005С, который стоил умопомрачительные по тем временам деньги – 3400 рублей. Для тех лет и домашнего класса техники у него была очень солидная номинальная выходная мощность – 2 x 100 Ватт, максимальные ее показатели достигали 2х180 Ватт.
Очень похожий на японские усилители тех лет аппарат производился с 1982 года Львовским ЛПО им. Ленина. В нем были раздельные по каналам тонкомпенсированные регуляторы громкости, раздельные регуляторы тембра по НЧ, СЧ и ВЧ, а также электронная защита от перегрузок. Присутствовали и встроенные ограничительные фильтры для НЧ и ВЧ. Номинальная выходная мощность составляла 2 х 20 Ватт, диапазон частот – от 20 до 20 000 Гц. Масса усилителя была 9,5 килограммов, стоил он 385 рублей.
Одиссей У-010 стерео
Корвет УП-078С/ Корвет 200УМ-088С
Связка предварительного усилителя и усилителя мощности. Предусилитель Корвет УП-078С с начала 1991 года выпускался Кировским заводом «Ладога». Он был предназначен для коммутации, усиления и частотной коррекции сигналов с проигрывателя винила с ММ или МС головкой звукоснимателя, проигрывателя компакт-дисков, тюнера и двух магнитофонов. Усилитель мощности Корвет 200УМ-088С с 1990 года выпускался на том же заводе. Он имел солидную для советской усилительной техники мощность – до 180 Ватт на 8 Ом, а также предельно низкие собственные шумы и искажения. Аппарат был построен по схеме двойного моно, имел световые индикаторы включения питания, перегрузки выхода, срабатывания устройств защиты. Размеры модели были 430х375х130 мм, весила она 13 килограммов.
Удивительно, но первый ламповый Hi-Fi усилитель в СССР появился на самом закате его существования. Выпуск этой модели был начат в 1991 году Таганрогским заводом «Прибой». Веяние новой эпохи выразилось, в том числе, в надписи на задней панели – Цена договорная, хотя за ней стояла и сумма – 350 рублей. На передней панели присутствовали ползунковые регуляторы чувствительности по входу, что позволяло лучше согласовывать аппарат с используемыми предусилителями. Выходная мощность составляла 50 Ватт, входное сопротивление – 33 кОм, весила модель 18 килограммов.