лучшие юридические журналы россии рейтинг
«Право.ру» лидирует по частоте присутствия в поисковой выдаче юристов
Аналитический центр коммуникационного агентства PROGRESS провел исследование заметности различных российских СМИ в результатах поисковой выдачи российских юристов. В рамках исследования была проанализирована поисковая выдача Google и «Яндекс» по 872 запросам, содержащим имена лучших юристов России по версиям рейтингов «Право-300 – Индивидуальный рейтинг юристов-2021» и «Коммерсантъ – Лидеры рынка юридических услуг: Индивидуальный рейтинг юристов-2021». Исследовались поисковые запросы «имя фамилия» + «название компании или бюро». Учитывалась только первая страница выдачи в каждой поисковой системе (первые 10 ссылок по запросу). Дублирующие запросы были удалены, таким образом, изучалась поисковая выдача 872 ведущих юристов России.
По результатам подготовлен рейтинг СМИ, чаще всего присутствующих на первой странице поисковой выдачи Google и «Яндекс» и, как следствие, оказывающих наибольшее влияние на онлайн-репутацию юристов. СМИ и ресурсы в рейтинге ранжированы в соответствии с долей поисковых запросов, содержащих данную площадку на первой странице. Например, «Право.ру» занимает первое место в рейтинге Google c 80,85% – это означает, что 80,85% всех изученных поисковых запросов, а именно 705 из 872, содержат на первой странице поисковой выдачи Google ресурс Pravo.ru.
«Онлайн-репутация персоны во многом создается новостным потоком, так как профессиональная жизнь юриста, основные достижения и неудачи освещаются в первую очередь в СМИ. Кроме того, СМИ являются донорами репутации для персон и компаний: публикациям в качественных СМИ больше доверяют, чем публикациям в социальных сетях или на личных сайтах. На онлайн-репутацию сильно влияет, что из этого потока остается видимым, заметным на информационном поле, а что практически бесследно исчезает через короткое время после публикации. Если в СМИ вышло интервью, экспертная статья или даже небольшой комментарий персоны, но они заметны в поисковой выдаче «Яндекс» и Google по запросам, связанным с именем персоны, то такие материалы будут вносить долгосрочный вклад в восприятие персоны партнерами, коллегами, клиентами. Выдача поисковых систем по запросам, связанным с именем и фамилией, – это современная версия визитной карточки. Думаем, что на наш рейтинг можно ориентироваться при планировании долгосрочных работ по улучшению своей персональной онлайн-репутации юристами», – рассказывает Артем Абдукахаров, директор коммуникационного агентства PROGRESS.
Интересно, что топ-20 самых распространенных СМИ в «Яндексе» и в Google во многом совпадают: 17 площадок из 20 присутствуют в обоих рейтингах. Это означает, что эти 17 ресурсов являются ключевыми для поисковой выдачи как в «Яндексе», так и в Google – материалы на них воспринимаются поисковыми системами как наиболее важные и выдаются на первых страницах. Отличия возникают только в нижней части рейтинга: в «Яндексе» присутствуют «Фонтанка», VC, Legal.Report, которые отсутствуют в Google. А в Google есть Bloomberg, сайт журнала «Арбитражная практика для юристов» и VTimes.io.
В обоих рейтингах преобладают юридические СМИ и ресурсы: «Право.ру», «Закон.ру», журнал «Юрист компании» (Law.ru), журнал Legal Insight, «Адвокатская Газета», журнал «Корпоративный юрист», газета «ЭЖ-Юрист» и другие – 9 из 20 позиций как в «Яндексе», так и в Google. Широко представлены ведущие федеральные СМИ: «Ведомости», «Коммерсантъ», РБК, Forbes, «Российская Газета», Интерфакс – 6 из 20 позиций в рейтингах и в «Яндексе», и в Google. Интересно, что и в «Яндексе», и в Google представлен ресурс CRE.ru–Коммерческая недвижимость, материалы которого содержат комментарии ведущих юристов.
С точки зрения форматов материалов в СМИ можно выделить три основные категории: 1) новостные и экспертные материалы: новостные заметки, интервью, экспертные колонки, статьи и комментарии; тут можно отметить, что органические редакционные публикации индексируются гораздо чаще коммерческих форматов (спецпроектов); 2) биографические профили юристов, например, участников конференций «Ведомости.Конференции» или «Коммерсантъ.Конференции»; 3) упоминания в СМИ в связи с участием в профессиональных рейтингах: «Право-300», «Коммерсантъ», Best Lawyers, Chamber500.
Вызывает интерес содержательная разница между материалами в топе поисковой выдачи «Яндекса» и Google. После последнего масштабного изменения алгоритмов ранжирования «Яндекс» по именным запросам часто стал выдавать публикации, не содержащие ни одного упоминания персоны. Например, у юриста и в «Яндексе», и в Google на первой странице стоит публикация в «Коммерсанте», но в «Яндексе» это может быть большая статья про компанию, в которой работает юрист, без упоминания самого юриста; в Google же – статья про сделку на рынке, не имеющую отношения к бизнесу юриста, но которую он/она комментирует как эксперт. В ряде случаев «Яндекс» по именным запросам выдает публикации, не имеющие никакого отношения к персоне и компаниям, в которых он работает, то есть, просто ошибочные, некорректные срабатывания алгоритмов ранжирования выдачи. В целом, выдача Google более качественная, содержит более высокую долю авторитетных СМИ, официальные сайты компаний и организаций, профили в социальных сетях; «Яндекс» на первой странице гораздо чаще выдает менее качественные ресурсы, неизвестные, так называемые «биографические» ресурсы, площадки, созданные специально для продвижения в топ выдачи и т.п. Более того, выдача «Яндекса» сильно зависит от порядка поисковых слов, например, выдача по запросу «Имя Фамилия Компания» может значительно отличаться от выдачи по запросу «Фамилия Имя Компания». В то же время в Google меняется только порядок ссылок на первой странице, а сам набор ссылок остается тем же вне зависимости от порядка слов в именном запросе.
«Присутствие СМИ в рейтинге означает, что материалы в этих СМИ наиболее заметны заинтересованной аудитории в долгосрочной перспективе. Такой эффект дает сочетание качества СМИ и оптимизации материалов СМИ под поисковые системы. К сожалению, часто СМИ не уделяют никакого внимания тому, как будут индексироваться их материалы поисковыми системами с точки зрения персоны-участника материала, например, интервьюируемого или эксперта. Поэтому наш рейтинг – это первая попытка создать какой-то ориентир: с какими площадками стоит взаимодействовать, каким форматам отдавать предпочтение для того, чтобы озвученное мнение или новость оставались заметными долгие годы», – объясняет Артем Абдукахаров, директор коммуникационного агентства PROGRESS.
Рейтинг составлен по итогам анализа поисковой выдачи Google и «Яндекса» по 872 запросам, связанным с именами и фамилиями юристов. Сбор данных производился специализированным SEO-софтом. Время проведения исследования – май 2021, учитывалась десктопная выдача региона «вся Россия».
Об агентстве PROGRESS
Агентство антикризисных коммуникаций PROGRESS специализируется на репутационном менеджменте, медиакоммуникациях, противодействии коммуникационным атакам и кризисам. Основатель агентства Дмитрий Солопов – известный медиаменеджер, создатель «Коммерсантъ ФМ» и «Бизнес ФМ», президент рекламного синдиката HIDALGO.
Компания входит в топ-50 лучших коммуникационных агентств по версии Национального Рейтинга Коммуникационных Агентств России (2019, 2020). Агентство PROGRESS – полноправный член Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС). Агентство PROGRESS ведет Мастерскую антикризисных коммуникаций на факультете журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
В портфолио PROGRESS успешно реализованные кампании для таких организаций, как Министерство здравоохранения Российской Федерации, правительство Москвы, Банк ВТБ, Банк Югра, Банк Открытие, Лукойл, IKEA, РЖД, «РосНано», Компания «А1», Pfizer, группа «Черкизово», Группа «Илим», Capital Group, ГК «АВИЛОН», SberBank Venture Capital, бренд ФрутоНяня, ГК «Мое Лето» и другие.
Ключевые фигуры: Дмитрий Солопов – основатель агентства; Артем Абдукахаров – директор агентства, партнер; Анна Зеленкина – директор по развитию, партнер; Мария Солопова – директор финансовой службы, партнер; Сергей Дацковских – финансовый директор; Кристина Альтман-Яловая – член Совета директоров.
Публикации
Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
В стране, которой ее президент поставил диагноз «правовой нигилизм», правовые СМИ должны стать наиболее востребованным продуктом. Однако простому читателю поначалу может показаться, что в России их вовсе нет. Что, конечно же, не так: профессионалы могли бы истратить на подписку всевозможных юридических изданий всю свою немалую зарплату. Почему же, несмотря на весь свой обширный ассортимент, эти СМИ не оказывают существенного влияния на состояние правового поля страны?
Историческая справка
В советское время число наименований юридических журналов было невелико (не говоря уже о правовых СМИ, которых, по сути, не было вовсе). Они ограничивались практически только вестниками различных ветвей судебной власти, а также журналами для специалистов каждой области права. Зато тираж таких журналов часто превышал 100 тысяч экземпляров (например, тираж «Российской юстиции» в семидесятые годы вырос до 126 тысяч экземпляров).
Новая эпоха в существовании правовых СМИ в России началась в 1992 году, когда большинство журналов сменило название, а иногда и сферу интересов, выпуск других был возобновлен, а также появилось много новых изданий.
Вестники ветвей судебной власти
Важнейшими для профессионалов и наименее интересными для читателей являются официальные печатные органы главных судов страны. Без их существования невозможно представить жизнедеятельность всей области правовых и юридических СМИ, но читать там практически нечего. Если позволить себе вольную аналогию, это своего рода «букварь» для прочих юридических СМИ.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».
Также деятельности Конституционного суда частично посвящено содержание журнала «Конституционное право: Восточноевропейское обозрение». Он издается ежеквартально Центром конституционных исследований Московского Общественного Научного Фонда.
Тождественен по содержанию «Вестнику КС РФ» «Бюллетень Верховного Суда РФ». Официальный печатный орган суда публикует решения, определения и постановления Президиума, Судебной коллегии, Военной коллегии, Кассационной коллегии и других подразделений Верховного суда РФ.
Это же относится и к «Вестнику Высшего Арбитражного суда РФ». Он дает возможность ознакомиться с правовыми актами, регламентирующими порядок разрешения хозяйственных споров. Постановления Пленума и информационные письма Президиума ВАС РФ, публикуемые в журнале, по сути, являются актами судебного толкования законодательства, обобщающими судебную практику по конкретным категориям дел.
Что читают судьи
В юридической среде, пожалуй, наилучшим образом оснащены профессиональной прессой судьи. Помимо выше упоминавшихся официальных вестников судов, напрямую им адресованы такие издания как «Вестник ВККС РФ», журналы «Судья», «Российский судья» и «Мировой судья».
«Вестник Высшей квалификационной коллегии судей РФ» публикует решения и заключения ВККС РФ, решения и определения ВС РФ по делам об оспаривании решений квалификационных коллегий судей, официальные разъяснения практики работы ВККС РФ.
Редакция федерального журнала «Российский судья» освещает научную и теоретическую базу работы судей. В нем представлены научные статьи, аналитические обобщения, законопроекты и их анализ, проекты и действующие нормативно-правовые документы, обобщение практической деятельности органов государственной власти и МСУ, отрывки из монографий, рецензии на научные издания; книжные обозрения, споры по актуальным вопросам юридической деятельности, материалы судебной практики.
Свой специализированный журнал есть и у мировых судей. Периодичность, содержание и тематика журнала «Мировой судья» мало, чем отличается от «Российского судьи», за исключением того, что сфера интересов редакции ограничивается деятельностью соответствующих (мировых) судей.
Однако специфика издания журналов, выходящих не чаще, чем раз в месяц, не позволяет на их страницах освещать актуальные судебные процессы, оперативно реагировать на дискуссионные проекты и комментировать важные прецеденты.
В значительной степени расширить аудиторию читателей правовых изданий сможет журнал «Судья», который будет издаваться с января будущего года. Это первое в России печатное издание, учрежденное всеми ветвями судебной власти и органами судейского сообщества. Редакционная политика нового журнала «Судья» будет направлена не только на судейскую, но и на массовую аудиторию. Желание сотрудничать с новым журналом выразили не только судьи и правоведы, но и ведущие журналисты, пишущие о праве и о судах. Информационным партнером журнала будет и РАПСИ.
Из содержания пилотного номера можно сделать вывод, что у «Судьи » есть хорошие перспективы стать популярным публицистическим изданием. Журнал будет освещать фундаментальные вопросы российской и международной юриспруденции, проблемы ведущих отраслей права, тенденции и перспективы развития отечественного законодательства, правоприменительную и правотворческую практику. Здесь будут регулярно публиковаться статьи, мнения и комментарии ведущих правоведов страны по проблемам различных отраслей права, а также исторические материалы.
Редакция нового журнала «Судья» планирует неформально подходить к освещению жизни судейского сообщества. На страницах его будут рассказы о личности судей, об их увлечениях, интервью, портреты, очерки…
Все это должно привлечь к изданию даже читателей, далеких от правовых и юридических сфер. Но главная задача журнала: стать открытой площадкой для свободного обмена мыслями и идеями конституционных, федеральных, арбитражных, военных, мировых судей и, что очень важно, граждан. Такой площадки действительно до сих пор в профессиональном медийном пространстве не хватает.
Журналы областей права
Особое место в структуре юридических СМИ занимают узкоспециализированные журналы. Сложно представить ситуацию, при которой эти журналы будут интересны не специалистам. Поэтому останавливаться на содержании этих изданий мы не будем – благо оно очевидно из их названий.
«Авторское право и смежные права»; «Аграрное и земельное право»; «Адвокат»; «Административное и муниципальное право»; «Административное право и процесс»; «Внешнеторговое право»; «Гражданское право»; «Жилищное право»; «Интеллектуальная собственность»; «Исполнительное право»; «Конституционное и муниципальное право»; «Право в Вооруженных Силах»; «Право и образование»; «Правовые вопросы недвижимости»; «Правовые вопросы строительства»; «Правовые вопросы связи»; «Реклама и право»; «Российский следователь»; «Семейное и жилищное право»; «Следователь»; «Спорт: экономика, право, управление»; «Трудовое право»; «Уголовное право»; «Финансовое право»; «Хозяйство и право»; «Экологическое право»; «Энергетическое право»; «Юридическое образование и наука» и многие другие.
Для примера, остановимся на наиболее интересных широкому кругу читателей изданиях.
По прогнозам экспертов, в ближайшее время в России популярность будут набирать способы альтернативного разрешения споров. Ожидается поддержка этой тенденции на государственном масштабе. Если это действительно произойдет, то журнал «Третейский суд» может занять одно из ведущих мест в своей области. На данный момент, это единственное в России тематическое издание.
О другом альтернативном способе разрешения споров рассказывает журнал «Медиация и право. Посредничество и примирение». Основная миссия журнала — создать информационное пространство для обмена опытом и мнениями, а также познакомить читателя с принципами медиации, «показать ее преимущества перед другими способами разрешения споров, сформировать доверие к этой форме разрешения споров и способствовать ее интеграции в российскую правовую культуру».
Юридические журналы
Главным юридическим журналом России можно назвать «Российскую юстицию». Авторами этого официального печатного органа правового российского государства (res facienda) выступают судьи и специалисты ВС, ВАС, КС РФ, ответственные работники Минюста, Генпрокуратуры, МВД России, известные адвокаты и нотариусы, а также ученые ведущих российских и зарубежных академий и вузов.
Впрочем, у такого высокого статуса журнала есть и негативная сторона. Его тематика ограничена сухими комментариями Конституции РФ, российских законов, указов, распоряжений и постановлений президента и правительства РФ, а также судебных решений и постановлений Пленумов ВС и ВАС.
Анализ судебной, арбитражной, прокурорско-следственной, нотариальной и адвокатской практики, а также консультации по правовым вопросам, конечно, проводят самые высокопоставленные специалисты, но их разъяснения часто несущественно отличаются от официальных текстов пояснений к законам.
Интерес для простых читателей может представлять судебная и криминальная статистика, прецеденты Европейского Суда по правам человека, а также эссе и литературно-исторические очерки по правовым вопросам.
Более доходчиво излагает материалы на сходную тематику «Российский юридический журнал», учрежденный Министерством юстиции РФ и Уральской государственной юридической академией. Отличительной его особенностью является большая доля российских и зарубежных ученых в составе редколлегии. Как следствие журнал тесно связан с научной жизнью.
Основная цель журнала, сформулированная редакционной коллегией, – оптимальное совмещение федеральных и региональных проблем правового регулирования и правоприменительной практики. Однако фактически целевой аудиторией журнала можно назвать ученых и специалистов-теоретиков.
Простому читателю более интересен, наверное, будет журнал «Закон». Поначалу он издавался в качестве приложения к газете «Известия», но в 1993 году политика издания журнала была изменена, и вскоре соучредителем журнала стал ВАС РФ. Соответствующим образом изменился и статус издания, которое теперь сотрудничает с ведущими учебными заведениями, главными судами и специализированными организациями при президенте РФ.
Читабельность журналу придают комментарии и научно-практические статьи лучших экспертов, а также интервью с председателями арбитражных судов и другими ведущими специалистами. Отличительной особенностью журнала являются исследования авторов на актуальные темы, обсуждение проблемных вопросов законодательства и практики его применения, освещение основных тенденций и комментарии наиболее важных и интересных решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
На наш субъективный взгляд, наибольший интерес на данный момент представляют статьи ведущих иностранных исследователей и практикующих юристов, анализирующих актуальные для российского правопорядка теоретические и практические проблемы, возникающие в других странах.
И все же содержание журнала «Закон», не отменяя всех его достоинств, в целом заточено на арбитражное судопроизводство. Тем же, кому оно безразлично, по-видимому, должен быть интерес журнал «Юридический мир» с похожей стратегией информационного наполнения издания. Длительное время он являлся изданием научного профиля и принимал только тексты, содержащие определённую теоретическую новизну. С начала 2004 года политика издательства изменилась, появился новостной блок, новые рубрики, рассчитанные на массового читателя.
Журнал «Юридический мир» является официальным печатным органом Ассоциации юристов России. В принципе, этот факт дает исчерпывающую информацию об авторах и специфике издания. Однако особо стоит отметить, что в журнале публикуются лучшие статьи и материалы Издательской группы «Юрист». Заметим, эта группа издает большую часть перечисленных в прошлой рубрике специализированных журналов. Так что именно профессиональные материалы «Юридического мира» по всем отраслям права и законодательства можно назвать главным достоинством журнала.
Более оперативным изданием, публикующим комментарии к самым свежим законам и нормативным актам, наверно, следует признать журнал «Юрист спешит на помощь». В качестве комментаторов в журнале выступают ведущие разработчики новых законов, а также первые лица министерств и ведомств. Впрочем, сфера интересов журнала ограничивается публикациями в «Российской газете».
Правовые журналы
Недостаток, на наш взгляд, у «Закона» и «Юридического мира» общий, и он логично вытекает из их достоинств: содержание журналов целиком ориентировано на профессиональных юристов. Правоведов же, видимо, должен «утешить» независимый журнал «Право и жизнь».
Старейшее правовое издание страны сегодня освещает, как можно догадаться из названия, «вопросы теории и практики права в нашей современной жизни». На страницах журнала публикуются различные материалы, отражающие состояние нашей российской правовой системы, развитие законодательства, его строительства и применения на практике.
С определенной долей условности научным аналогом журнала «Право и жизнь» можно назвать «Государство и право». Издается этот журнал под руководством Академии наук также более 70 лет – с 1927 года. Это ведущее теоретическое издание советской и российской правовой науки посвящено актуальным теоретическим и практическим проблемам юриспруденции. На его страницах освещается и обсуждается разработка научных основ совершенствования законодательства, предложения по улучшению правового регулирования различных сфер деятельности и многое другое, в том числе зарубежный опыт.
Стоит отметить молодой, но уже достаточно влиятельный журнал «Закон и Право». В его редакционную коллегию входят руководители министерств, органов налоговой полиции, председатели судов и судьи, адвокаты, ректоры, профессора ведущих вузов.
Особо тесные взаимоотношения редакция поддерживает с ведущими адвокатскими бюро. Этот факт оказывает положительное влияние на правовую ориентацию: важной частью своей деятельности редакция считает защиту и отстаивание прав и свобод человека. Систематически в научно-публицистической форме в журнале рассказывается о том, какими правами обладают российские граждане и как они могут ими воспользоваться в той или иной жизненной ситуации.
Интересной особенностью журнал являются публикации репортажей из залов Конституционного Суда РФ, Грузии и Беларуси, арбитражных и военных судов, судов общей юрисдикции. А также материалы министров, прокуроров, руководителей налоговой инспекции и полиции, других ведомств.
Если исключить из состава редакционной коллегии журнала «Закон и право» всех высокопоставленных чиновников и специалистов, то, по сути, получится журнал «Право и Защита». Не следует воспринимать эту характеристику в исключительно негативном ключе: отсутствие непосредственных связей с министерствами и судами позволяет сохранять независимость и предоставлять более объективную правовую информацию, а также быть интересным для широкого круга читателей.
Отсутствие высокопоставленных авторов, редакции компенсирует свободным обменом мнениями специалистов разных областей права по наиболее интересным теоретическим и практическим вопросам. Информационно-аналитические материалы на правовую тематику в журнале соседствуют с практическими советами по защите прав физических и юридических лиц в рамках действующего законодательства.
Чтобы сохранить объективность всей картины, следует заметить, что редакция журнала «Право и Защита» сотрудничает с членами Совета Федерации и депутатами Госдумы, руководителями федеральных министерств и ведомств.
Сложно определить на какого именно читателя ориентируется редакция журнала «Право и безопасность». Сами себя они позиционируют, как издание, посвященное «актуальным проблемам обеспечения национальной безопасности, интересов государства и прав граждан». В любом случае читателю вполне могут быть интересны материалы конференций, дискуссионные статьи, обзоры публикаций, публикуемые в журнале.
В заключение хочется отметить журнал «Право и политика», редакция которого подходит к юридической и правовой тематике чуть ли ни с философских позиций. В своих статьях авторы журнала пытаются понять процессы общественно-политических преобразований в современном мире с точки зрения права и закона.
Пожалуй, форма позиционирования себя редакцией журнала «Право и политика» наиболее интересна среди всех юридических и правовых СМИ. Что позволяет нам привести большой ее фрагмент.
«В стране (России), где сегодня нет единой общепризнанной идеологии, а государственное строительство ведется практически сызнова, где на фоне тяжелых экономических проблем активно трансформируется право и обновляется законодательство, остается много нерешенных вопросов юридического характера. Посредством нашего журнала Вы сможете лучше понять и спрогнозировать сложные процессы трансформации общества и государственного строительства, узнать некоторые новости и тенденции права и политики».
Итог
Жаль, что эти слова нельзя применить к содержанию большинства правовых изданий. При всем изобилии и разнообразии наименований юридических журналов, часто возникает ощущение, что они издаются для отчетности, для себя и нескольких профессионалов.
Нам представляется очевидным, что рынок печатных правовых СМИ на сегодняшний день практически безразличен к массовому читателю. Пока издательства журналов не озаботятся привлечением интереса читателя-непрофессионала, освещением общеправовых, а не специализированных вопросов, поднять правовую грамотность в стране будет чрезвычайно сложно. А без оной побороть правовой нигилизм практически невозможно.