лучший буксировщик для вейксерфа
Назван лучший в мире буксировщик для вейка
Компания Nautique в очередной раз стала обладателем престижных премий в нескольких номинациях.
Новый буксировщик Nautique Super Air G23 получил звание ”Вейкбордический катер года» и “Вейксерф-катер года” от самого авторитетного портала для любителей водного спорта WakeWorld.com.
Вот уже третий год буксировщик от производителя с почти 100-летней историей становится лучшим в своем классе. G23 успел полюбиться многим, кто проводит много времени на волнах. Его отличают более эргономичные линии корпуса, салон-трансформер, впечатляюще длинная и чистая волна, которую можно почти мгновенно переключить на другой борт.
Сегодня G23 выбирают такие прославленные спортсмены, как 11-кратный Чемпион России по вейкборду Никита Мартьянов и мастер водного экстрима Майк Дауди. Последний совсем недавно и впервые в истории вейкбординга сделал трюк wake-to-wake 1260 (вращение на 3,5 оборота в прыжке через 2 волны), следуя за своим катером G23.
Текст: Маша Преображенская
Катер-буксировщик для вейкбординга — особый вид техники в экстремальном спорте
В настоящее время вейкбординг стал одним из популярнейших водных видов спорта. Частенько на реках и крупных озёрах можно видеть людей, катающихся за прогулочными катерами или гидроциклами. Но настоящие спортсмены всегда будут кататься только за катером-буксировщиком для вейкборда.
История возникновения катеров для вейкбординга
На заре развития вейкбординга спортсмены использовали в качестве буксира обычные катера для водных лыж. Но они были слишком лёгкими и меняли скорость и курс при выполнении трюков. Для придания им большей стабильности необходимо было увеличить их вес, для этого на корму усаживали болельщиков. Впоследствии в качестве балласта стали использовать 50-литровые канистры с водой.
Требования, предъявляемые к современным буксировщикам
Современный катер для вейкборда сильно отличается от своего прототипа, ведь к нему предъявляются особые требования:
Основные особенности
В соответствии с предъявляемыми требованиями катера для вейкбординга имеют свои особенности. Они обладают большой мощностью (не менее 300 л. с.), которая позволяет не менять скорость и курс, когда спортсмен режет волну, и большой массой, также обеспечивающей стабильность при трюках. На всей современной технике устанавливается специальная балластная система с забором забортной воды.
Одна из важнейших особенностей, которой должен обладать буксировщик — это система автоматического контроля скорости движения. Автоматика моментально фиксирует изменение скорости и корректирует её согласно заранее заданным установкам. Система Zero Off, использующая данные со спутников, считается одной из самых совершенных из существующих на данный момент.
Каждый катер снабжают специальным устройством — тауэром. Это дуга высотой 2,5–3,5 метра, к которой крепится фал. Благодаря тауэру можно выполнять трюки высоко над водой. Гребной винт у лодки сдвинут под днище, что повышает безопасность при катании, а также при подборе упавших вейкбордистов. Вал у винта используется только прямой, создавая волну особой трапециевидной формы, гладкую и ровную, без воздушных пузырьков, которые отрицательно сказываются на катании. За винтом устанавливается руль, который имеет угол отклонения до 110 градусов. Это позволяет делать повороты с меньшим радиусом.
Корпус катеров имеет особенную форму, создающую волну с гребнем, с которой совершаются высокие прыжки. Кроме того, подобная техника имеет малую осадку, позволяющую ходить по мелководью без опаски сесть на мель. Большинство современных буксировщиков оснащается специальными килями — стабилизатором, поддерживающим прямолинейное движение, что весьма важно в этом виде спорта.
Как изготовляют буксировщик
Поскольку катер для вейкбординга сильно отличается по своим особенностям и мощностным характеристикам от обычного прогулочного и воднолыжного, то при его создании используют особый подход. Крупные и именитые производители перед выпуском очередной модели буксировщика частенько приглашают известных спортсменов, а иногда и многократных чемпионов для тестирования прототипов. Частично готовую лодку с необходимыми мощностными и прочими характеристиками спускают на воду и проводят ряд заездов с участием вейкбордистов. Если были замечены какие-либо недостатки или огрехи, их устраняют и снова проводят тестирование. И так несколько раз, пока не добьются идеального результата. Только после этого налаживают серийное производство и выставляют технику на продажу.
Таким образом, для занятия вейкбордингом, чтобы обезопасить себя и получить удовольствие от катания, обязательно нужно использовать специальный катер для вейкборда, но никак прогулочный или воднолыжный.
Для того чтобы полноценно заниматься вейкбордингом, нужно приобрести или взять напрокат всю необходимую экипировку. Но как её выбрать, какие детали снаряжения она в себя включает и какие требования к ней выдвигаются?
Как грамотно подобрать снаряжение для вейкбординга и не разочароваться в дальнейшем? Главные особенности и функции, на которые стоит обратить внимание при покупке.
Без креплений кататься на вейкборде невозможно. Для новичка выбор таких фиксаторов может показаться непосильной задачей, которая займёт массу времени и сил. Но это не так и мы готовы это доказать.
Все, что вы хотели знать о буксировщиках
Все, что вы хотели знать о буксировщиках
20.03.2018
Итак, обзор лучших буксировщиков индустрии:
Роберт считает, что формат мероприятия изменился, и сейчас нет смысла выяснять, какой катер делает волну лучше другого, все представленные лодки трех производителей делают великолепные волны. Мероприятие позволяет оценить технологии и выбрать подходящий по оснащению катер-буксировщик.
Centurion Fi23
Стоимость 125000 долларов США (цена в США)
Впервые тестирован катер Fi, в то время, как серия Ri считается топовой для вейксерферов, Fi не отстает от флагманской Ri серии и делает прекрасные волны. Кто-то скажет, что волна близка по качеству или такая же, но совершенно точно волна имеет отличную форму, она стабильная и длинная. Если вы поклонник Centurion Boats, вам точно понравится эта лодка. Это ни разу не бюджетный катер. Просто вы получите волну топ-уровня за меньшие деньги. У этой модели есть заводская комплектация с дополнительной балластной системой и вам не придется догружать катер дополнительным стальным балластом или искать места для размещения мешков.
Centurion Ri237
Стоимость 145000 долларов США (цена в США)
Это Centurion Ri237. Это топовая модель Centurion Boats и райдеры высоко оценили вместимость и отделку салона. Также понравилась настраиваемость волн. Ri237 является примером того, как далеко шагнули технологии в управлении волной, чтобы настроить ее по своему вкусу. Было время, когда выбирали лодку, которая делает вашу любимую волну. Сейчас диапазон настроек волны настолько широк, что может удовлетворить любые пожелания.
Nautique SAN 230
Стоимость 115000 долларов США (цена в США)
Эта лодка из «старой школы», хорошо адаптированная для новых требований для вейксерф-буксировщиков. Размер волны, конечно не поражает, волна средняя, но эта лодка дает качество Nautique Boats по более низкой цене.
Nautique G23
Стоимость 160000 долларов США (цена в США)
Что нового можно сказать о Nautique G23, о чем еще не сказано? Nautique G23 установил планку во многих категориях и эту лодку, при любом раскладе, нужно уважать. Nautique Boats проделали огромную работу по разработке серф-системы, для того, чтобы катер делал отличные волны в заводской комплектации. Форма волны G23 уникальна, немного крутая с необычной губой. В тестовой лодке был дополнительный стальной балласт 225 кг и некоторым райдерам волна показалась слишком крутой.
Supra SE 550
Стоимость 130000 долларов США (цена в США)
Оценивать эту лодку нам сложно, так как это официальный буксировщик wake9.com, чтобы не быть ангажированными мы приводим мнение райдеров. Это самая большая лодка, среди тестируемых и многие отмечали просторный салон и удобную рассадку пассажиров. Волны за Supra славятся супер-гладкостью и мощным толчком. Волна была большой и длинной, а система автоматической настройки AUTOWAKE самостоятельно корректирует волну в течении всего дня. Чтобы получить превосходную волну, вам потребуется дополнительный балласт. Но это того стоит!
Moomba MAX
Стоимость 65000 долларов (. ) (цена в США)
Обычно рейтинг ранжируется в алфавитном порядке, но эту лодку хочется выделить из общего ряда. Это самая уникальная лодка из этих 6 моделей лучших буксировщиков для вейксерфинга. Да, Moomba MAX это максимальная волна, эта лодка имеет рубленые формы и спартанский интерьер, но ее цена 50% стоимости вышеуказанных буксировщиков, не уступая им по качеству волны! Может быть по набору опций эта лодка отстает от тестируемых конкурентов, но она отлично справляется с волной! Наш любимый вид спорта с каждым годом становится все дороже и это прекрасно, что есть Moomba MAX для тех, кто хочет получить лучшее соотношение цена/качество.
Если вы хоть раз были на выставке катеров и лодок, то наверняка заметили необычные катера с яркими расцветками, высокими мачтами и множеством аттрибутов экстремальных видов спорта. Они не похожи на привычные рыболовные или прогулочные катера. Если вы не профессиональный вейкбордист, а среднестатистический водомоторник, который изредка любит покататься на ватрушке или водных лыжах с семьей или друзьями, то вы наверняка задавались вопросом: «Зачем вообще нужны катера-буксировщики, неужели обычный катер не подойдет для любительского катания на вейкборде?» Давайте же разберемся, чем отличаются катера-буксировщики от других катеров и почему профессиональные спортсмены их так любят.
Начнём с того, что катер-буксировщик должен не просто тянуть спортсмена за собой, а еще и создавать правильную волну и обеспечивать плавную тягу. Обычные катера спроектированы так, чтобы обеспечивать быстрый ход при минимально возможной высоте волны. Для буксировщиков, напротив, создают корпуса особой формы, способные поднимать сильную волну, либо рамповидной формы, похожей на трамплин (для выполнения трюков на вейкборде), либо высокую открытую волну для вейксерфа.
Нередко производители буксировщиков обращаются за помощью к профессиональным спортсменам. Они тестируют свежую модель буксировщика перед его выпуском в массовое производство при разных скоростях и разных условиях. На основаниях отзывов спортсменов производители могут изменить форму днища, что-то добавить, что-то убрать, и так пока не будет создан идеальный буксировщик.
Важную роль в таких катерах играет балластная система. Работает она очень просто: на катере есть специальные балластные емкости, которые могут заполняться водой, за счет чего катер прибавляет в массе и размер волны в итоге меняется.
В качестве примера такой системы можно привести Zero O. Она работает подобно GPS-навигатору, автоматически поддерживая заданную скорость. Без такой системы, вручную очень сложно поддерживать постоянную скорость. Как следствие, форма волны всегда разная, катание становится небезопасным и не очень комфортным.
Дополнительно на днище буксировщика размещают кили-стабилизаторы – с ними намного легче поддерживать движение катера строго по прямой, что необходимо при катании на вейкборде, и, кроме того, с ними катер не «стягивается» спортсменом с курса при интенсивных «зарезках» в сторону.
Что касается безопасности спортсмена, к катерам буксировщикам повышенные требования. Ни них обязательно используется винт с прямым валом. Никаких угловых колонок и тем более водометных двигателей, ведь они насыщают волну пузырьками и спортсмен просто “проваливается” в нее. Кроме того, вейкбордисту нужно часто спускаться в воду и забираться в катер, поэтому катера с угловой колонкой или подвесным двигателем совсем не подходят, ведь кататься приходится довольно близко к корме, и любое падение может закончится трагично.
Мы перечислили основные отличия буксировщиков от простых катеров. Как на странно, все эти аспекты не сильно влияют на стоимость буксировщиков, ведь в конечном итоге она соответствует стоимости схожих по мощности и размеру прогулочных катеров.
Конечно, если вы любитель и планируете за лето пару раз покататься на вейкборде, то вам не обязательно покупать буксировщик, вам будет достаточно и обычного катера. Но если вы захотите получить от катания настоящее удовольствие, то вы непременно задумаетесь не только о доске, на которой будете кататься, но и о катере, который будет вас катать, ведь разница между обучным и буксировочным катером будет заметна даже неопытному райдеру. Можно по полчаса пытаться выйти из воды за обычным катером или водным мотоциклом, а можно сразу полноценно встать на вейкборд, когда тебя тянет буксировщик.
Можем сделать вывод, что буксировщики даже более универсальны, чем простые прогулочные катера. Они могут обеспечить комфортный отдых для большой компании, благодаря удобным диванам, просторным рундукам, аудиосистемой, контейнерами для охлаждения напитков и прочими полезными опциями. В итоге буксировщик дает действительно очень много возможностей для разнообразного отдыха на воде всей семьей или большой компанией друзей.
Массовое заражение волнами: как москвичи подсели на вейксерфинг в пандемию и кто на этом зарабатывает
«К нам приходят люди и говорят: «У нас своя лодка на Майорке, но мы туда сейчас физически не можем попасть — вот и ходим к вам кататься», — пересказывает стандартную для последних летних сезонов беседу с клиентами сооснователь московского вейксерф-клуба Endless Summer Артем Халявин. «Границы закрыли, люди стали искать себе какие-то развлечения, а вейксерфинг в тот момент выходил в топ: у всех в Instagram появлялись видосы и сторис. Началось какое-то массовое заражение», — вспоминает 2020-й год совладелица другого вейксерф-клуба Wave Hunters Анна Абишина.
Но фоне роста спроса со стороны горожан, которым стало труднее отдыхать за рубежом, в 2020 году в Москве появилось много новых вейксерф-клубов и кратно возросла выручка старых. В 2021-м сразу несколько столичных игроков открыли точки в Геленджике.
Серфы против бордов
Вейк-рынок начал формироваться в Подмосковье и в Москве в начале 2000-х, рассказывает владелица клуба WakePeople Марина Коваленко. Поначалу его осваивали частные катера, которые «ловили» прохожих, либо катера на базах отдыха, вспоминает основатель вейксерф-клуба Local Surf Андрей Соколов.
По его словам, коммерческие клубы стали развиваться в начале 2010-х. Тогда в них катали только на вейкбордах — специальных досках с креплениями, которые перемещаются по воде за катером с помощью троса (фала). Один конец фала держит райдер, а второй крепят к катеру.
Впоследствии придумали балластные системы: катера стали наполнять мешками с водой (сегодня существуют автоматизированные балластные системы). Нагруженные лодки создают волну, которую райдеры используют как трамплин.
Затем с помощью балласта катера стали «заваливать» на один бок — это помогает сформировать одну большую волну, на которой райдер может кататься без фала, объясняет Марина Коваленко из Wake People. Для катания за таким катером появились другие доски, больше похожие на доски для серфинга. Новый вид катания назвали вейксерфингом.
В Москве клубов для занятий вейксерфингом поначалу было мало. «На момент 2013 года, когда я стал этим увлекаться, 70% райдеров катали на вейкборде», — вспоминает Андрей Соколов из Local Surf. Но со временем клубы стали переходить на новый вид спорта и к 2016 году уже две трети райдеров катались на вейксерфе, оценивает Соколов.
Волна на 25 минут
Основатель московского вейк-клуба Endless Summer, 44-летний Артем Халявин, как и многие, попал в эту сферу благодаря увлечению серфингом. Он восемь лет проработал в магазине спорттоваров для экстрима в Самаре, затем два года провел в путешествиях по Черногории, Египту, Маврикию и Бали, где подрабатывал инструктором по кайтсерфингу (катание по воде за счет тяги от воздушного змея — кайта). В 2008-м Халявин нашел вакансию пилота-буксировщика на частном катере в Москве и решил вернуться в Россию.
Владелец катера, на которого он работал, начинал кататься на вейкборде, после чего увлекся вейксерфингом. «Помню, когда мы в 2008 году начинали кататься на вейксерфе, проезжающие мимо лодки с вейкбордистами крутили пальцем у виска и говорили, что это выглядит смешно», — рассказывает Халявин.
Первым делом партнеры придумали систему сетов: клиент мог забронировать один или несколько 25-минутных сеансов и гарантированно получить услугу в назначенное время. «Раньше можно было договориться с тренером или пилотом на 10 утра, а покататься в итоге только в 12, — уверяет предприниматель. — Так происходило потому, что тарифы были поминутными, и клиенты катались столько, сколько хотели». За один сет партнеры стали брать 2500 рублей в будний день и 3000 рублей в выходной.
Вейк-клуб — сезонный бизнес, он зависит от погоды. Обычно сезон начинается в мае и заканчивается в середине октября. В первый же сезон у Endless Summer появился дополнительный партнерский катер. «Человек покупает катер и дает его нам в управление. Доходы делим в соотношении 65% на 35% в его пользу», — объясняет модель работы предприниматель.
Партнеры сходу стали вкладывать по 50 000 рублей в месяц в рекламу своего клуба в интернете. Вложения дали плоды, говорит Халявин: «Один наш катер в сезоне 2013 года отработал 1000 коммерческих часов, два других — суммарно столько же». Правда, возникали конфликтные ситуации с клиентами, признается предприниматель: «Люди еще не привыкли к сетам и часто опаздывали, хотя в условиях бронирования было прописано, что приезжать нужно за 15–20 минут».
Несмотря на бодрый старт, партнеры отбили стартовые вложения лишь на третий год работы. Основные расходы Endless Summer — это ремонт катеров, бензин и зарплата пилотов. «Мы окупились бы быстрее, если бы не рост конкуренции», — считает Халявин. По его словам, пилоты и тренеры, поработав в вейксерф-клубе один-два года, уходили и открывали свои такие же. «Естественно, они уводили за собой часть клиентов, потому что бизнес достаточно персонализированный. Нам приходилось искать и новых сотрудников, и новых клиентов. Из-за этого происходил отскок по выручке», — рассказывает он.
Эффект Ивлеевой
В 2018 году интерес аудитории к вейксерфингу вырос. «Как раз в 2018-м был чемпионат мира по футболу, отличная погода, и водные виды спорта начали входить в жизнь каждого», — вспоминает Андрей Соколов из вейк-клуба Local Surf. Внес свой вклад в развитие ниши и Instagram, считает он: «Девчонки любят фотографироваться на лодках, причем многие даже не умеют кататься».
На этой волне поднялся вейксерф-клуб Wave Hunters. Его в 2019 году запустили бывшие супруги Анна и Рафаэль Абишины, а также отец Абишиной Александр Матевосян, ее сестра Карина Матевосян и друг Сергей Ворон. Абишины изначально тоже увлеклись вейксерфингом, затем катались на вейксерфах в клубах и за катером друзей. «А в 2018-м случилось такое крутое по погоде лето, что у нас закралась мысль сделать свой клуб», — вспоминает Анна Абишина.
Партнеры рассчитывали взять один подержанный катер, но в итоге, вдохновившись спросом, взяли два новых и даже построили дебаркадер с кафе и раздевалками. Все это обошлось им в 24 млн рублей. Основную часть средств вложили Абишины, помогли с инвестициями Ворон и Александр с Кариной Матевосян. Рафаэль Абишин тогда и по сей день работает директором по цифровому маркетингу в косметической компании Faberlic, Александр Матевосян — гендиректор и совладелец производителя кофе Almafood (там же работает Сергей Ворон).
В стартовом 2019-м Wave Hunters выручил всего 6–7 млн рублей и заработал несколько сотен тысяч рублей прибыли. «Мы ожидали получить больше, но начали сезон позднее плана и столкнулись с не очень хорошей погодой», — говорит Анна Абишина. «В 2019 году были дожди, и тогда катались только фанаты, кому все равно что идет дождь», — соглашается с ней Андрей Соколов из Local Surf.
Пандемический 2020-й для Wave Hunters оказался гораздо успешнее: выручка клуба возросла до 20 млн рублей, а прибыль — до нескольких миллионов рублей. «Из-за пандемии долго не открывали навигацию, мы смогли начать нормально работать примерно с 6 июня, — вспоминает Абишина. — Но несмотря на это, на 2020-й пришелся абсолютный бум. Даже те, кто уже давно работает, отметили, что это был самый жирный сезон. Нам повезло со всех сторон: и погода была крутая, и границы закрыли».
По ее словам, загрузка в пандемическое лето была максимальной и в будние дни, и в выходные: «Все сидели на удаленках и искали себе развлечения». В Wave Hunters приходили знаменитости, рассказывает она: «Настя Ивлеева у нас каталась и даже выложила к себе в Instagram фотографию со стаканчиком, где видно наклейку с нашим логотипом». Всего за сезон клуб с двумя катерами «накатал» 2500 коммерческих часов.
О заметном росте в 2020-м рассказывает и Артем Халявин из Endless Summer: «Мы открылись 4–5 июня. Помню, в первую неделю все звонили и спрашивали: «Неужели можно? Вы работаете по-настоящему?» По его словам, ранее традиционно пиковым по выручке месяцем был июль, но в пандемическом сезоне июньская выручка была сопоставима с июльской. Каждый катер Endless Summer за сезон «накатал» примерно 850 часов. За год выручка клуба выросла на 15%.
Обратная сторона роста
В 2021-м благодаря хорошей погоде и все еще действующим ограничениям на посещение многих зарубежных стран вейксерф-клубы продолжили расти. «Все заработали свое [в 2020 году] и купили себе еще больше катеров на 2021-й», — констатирует Абишина.
По словам Халявина, к новому сезону в Москве и Подмосковье стало на 20–30% клубов больше: «Как следствие, появилось очень много катеров. В Москве-реке стало невозможно кататься, потому что там попросту небезопасно». С ним согласна Абишина: «Многие сейчас просто покупают катера для души и дополнительно хотят на этом зарабатывать. Катеров на воде становится все больше и больше. Потребители не довольны, потому что на воде трэш».
Кроме того, многие акватории в Москве стали закрывать для катеров. Так, например, еще в 2018 году запретили катание на катерах в Строгинской пойме. По словам Халявина, в 2021 году кататься запретили и в акваториях у Royal Yacht Club и Chalet River Club.
Московский рынок оказался перегрет, заключает Андрей Соколов. На этом фоне, по словам Халявина, расходы на рекламу возросли на 50%, по сравнению с предыдущим годом (сейчас он тратит на рекламу порядка 150 000 рублей в месяц). Кроме того, усугубилась ситуация с арендой мест для катеров и их ремонтом. «Катеров становится все больше и больше, а специалистов, которые их обслуживают, больше не становится», — говорит Абишина. По словам Коваленко, катера стоят от 10 млн рублей, расходы на ремонт в среднем составляют от 400 000 до 1 млн рублей на катер за сезон, а аренда места для катера в яхт-клубах Москвы и Подмосковья стоит от 40 000 рублей в месяц.
Возросли и зарплаты пилотов, уверяет Коваленко. По ее словам, хорошие пилоты зарабатывают от 500 000 рублей в сезон. «При этом никто тебя не освобождает от трат на бензин», — добавляет она. Один большой катер, по ее словам, «съедает» 40 литров топлива в час.
Перспективный Геленджик
Ажиотаж в Москве, а также рост внутрироссийского туризма, привели к тому, что клубы стали развиваться и в других городах — от Санкт-Петербурга до Красноярска, говорит Андрей Соколов из Local Surf. По словам Халявина, особо сильно на этом фоне выстрелил Геленджик: «Многие московские клубы открыли там «споты», чтобы продлить осенне-весенний сезон».
Среди таких клубов — Wave Hunters Абишиных. «Мы в 2020 году два месяца поработали в Сочи, но поняли, что там волны и невозможно постоянно кататься. Поэтому перебрались в Геленджик — там бухта, и практически всегда можно спрятаться от волн», — объясняет Анна Абишина. Партнеры взяли в аренду у местного предпринимателя мини-отель и причал с прилегающей территорией у воды за несколько миллионов. Они организовали там вейксерф-клуб: приобрели еще два катера, отремонтировали фасады и крышу гостиницы, построили раздевалки и души. Суммарно на все это потратили порядка 30 млн рублей.
Партнеры также стали сдавать в аренду номера в отеле и места для катеров у причала. Большую часть доходов с мая по июль 2021 года принес вейксерф-клуб. До конца этого сезона филиалы в Москве и Геленджике принесут суммарно 40 млн рублей выручки, прогнозирует Абишина.
В Геленджике хороший спрос, когда в Москве не самый сезон — в апреле-мае и сентябре- ноябре, говорит она: «Но мы зашли сюда на все лето. В этом году, пока мы только открылись, не все было так хорошо, как мы планировали: стройка затянулась, мы отработали меньше. Но это проект на перспективу». Новый рынок активно развивается и становится привлекательным для туристов, верит Абишина: «Сюда уже зашли крупные рестораторы (например, Новиков), Абрамович строит отели. В ближайшие пару лет откроют большую яхтенную марину. В общем, Геленджик — это будущее отечественного качественного отдыха».
Интерес к вейксерфингу не спадет и после открытия границ, уверен Артем Халявин из Endless Summer: «Понятно, что те, кто жил и катался на Майорке, перестанут к нам ходить после открытия границ. Но львиная доля людей останется». Благодаря пандемии осведомленность людей о вейксерфинге стала расти в геометрической прогрессии, считает он: «Каждый клиент приводит к нам от одного до пяти новых клиентов. Этот рынок уже не в той стадии, когда о нем знают только пионеры. Теперь мы на следующей стадии — задача лишь в том, чтобы привлечь к себе внимание клиента».
В конкуренции за внимание выиграют те, кто сумеют найти новые, еще не сильно занятые акватории, и построят там не просто вейк-клубы, а целые комплексы для отдыха, рассуждает Абишина. Она прогнозирует, что частников со старыми катерами заместят крупные клубы с дополнительными развлечениями и инфраструктурой. «На вейксерфе катаются люди с деньгами, — заключает она. — Естественно, они хотят сервиса: чтобы можно было не только покататься на крутом катере с классным пилотом и тренером, но и вкусно поесть, и увидеть какие-то еще водные развлечения, остаться на ночь».