лучший фулфилмент для интернет магазинов
Фулфилмент для интернет-магазинов – за и против
С расширением ассортимента интернет-магазина и ростом количества заказов, непременно возникает проблема – для хранения товаров и комплектации необходим склад и дополнительные сотрудники. Выхода в этой ситуации может быть два – арендовать помещение или отдать склад на аутсорс.
Такая услуга в e-commerce называется фулфилмент. Компании, оказывающие подобные услуги, выполняют такие операции, как:
Нужен ли фулфилмент интернет-магазину?
У интернет-магазина есть два пути развития – делать вложения в собственный склад или пользоваться услугами фулфилмента. Первый вариант выгоден уже состоявшимся компаниям, для которых выделить из бюджета средства на аренду склада и оплату сотрудников не проблематично.
Второй вариант будет выгоден только начинающим работу или развивающимся магазинам, а так же владельцам интернет-магазинов, у которых нет времени принимать личное участие во всех этих процессах. Следить за работой фулфилмент-компании можно удаленно, например, через личный кабинет, принимая участие только в организационных вопросах. При этом для многих, даже крупных интернет-магазинов, выгоднее работать именно по такой схеме.
Схема работы фулфилмент-компании
Набор предоставляемых услуг у каждой компании может меняться, но в целом, общий принцип работы сохраняется.
Ответственное хранение товаров
Товары на складе обычно хранятся на паллетах и, в зависимости от их количества, с владельца интернет-магазина взимается плата за каждое паллетоместо. Склад может быть отапливаемым или нет, поэтому если товары имеют температурный режим хранения, этот вопрос необходимо обязательно уточнять заранее.
Если товар ценный, то некоторые компании могут предоставить отдельные помещения с ограниченным доступом, но за эту услугу придется доплатить.
Услуги хранения подходят для интернет-магазинов, торгующих штучной продукцией, не требующей расфасовки. Растения и скоропортящиеся продукты отдать на хранение не получится.
Прием товаров у поставщика
Прием товаров осуществляется сотрудниками склада, которые сверяют количество позиций в накладных и привезенных по факту и приходуют их на склад. Если склад оборудован POS-системами, то это значительно облегчает работу – сотрудники склада сразу же распечатывают этикетки и производят штрихкодирование.
Комплектация заказов
Комплектация – довольно сложная услуга, особенно, если позиций в заказе несколько. Плата обычно взимается за каждую единицу товара, сформированного в заказ. Опять же, при наличии системы штрихкодирования, количество ошибок минимизируется.
По согласованию с интернет-магазином, заказы могут упаковываться в фирменные коробки или упаковочную пленку. Если товар технически сложный и требует проверки и заполнения гарантийного талона, то эта услуга так же может быть оказана за дополнительную плату.
Доставка и самовывоз
Обычно компании, оказывающие фулфилмент-услуги, самостоятельно доставляют заказы. Но если по каким-либо причинам интернет-магазин не хочет пользоваться данной услугой, то товар просто может быть выдан сторонней курьерской службе уже скомплектованным для доставки.
Самовывоз может осуществляться прямо со склада, что очень удобно – при наличии возможности, можно организовать срочный самовывоз, а товар всегда будет в наличии. Это достаточно весомое конкурентное преимущество.
Многие фулфилмент-компании сотрудничают со службами доставки, такими как Почта России, СДЕК, Деловые линии и др., и могут по своему договору (с низкими тарифами) передавать заказы. Это выгодно для небольших интернет-магазинов, так как стоимость отправки для них будет значительно ниже, чем отправка своими силами.
Прием денежных средств
Как и любая транспортная компания, фулфилмент-компании принимают денежные средства, выступая на правах агента. Затем выручка за минусом суммы оказанных услуг перечисляется на р/с интернет-магазина. Обычно это происходит по графику – например, раз в неделю.
Плюсы и минусы фулфилмент-компаний
Решив отдать склад и доставку на фулфилмент, необходимо проанализировать все плюсы и минусы, применительно к своему интернет-магазину.
Плюсы:
Минусы:
Риски
Как и в любом бизнесе, существуют определенные риски сотрудничества с фулфилмент-компанией. Основной риск – это внезапное закрытие или банкротство компании. В этом случае можно остаться и без денежных средств, и без товара. Чтобы этого избежать, необходимо:
9 шагов по выбору фулфилмент-оператора
Работа владельца сильно упрощается при передаче фулфилмента на аутсорс: получает товар от поставщика, хранит, формирует заказы, упаковывает посылки, а также занимается такой «головной болью» как возвраты, за вас. А еще он может принимать заказы и звонки от клиентов, информировать покупателей о статусах заказов и многое другое. Для самое сложное в этом деле — выбрать подходящего
Первый шаг — найти подрядчика. Не очень хорошая идея искать в поисковике по запросу «фулфилмент для Высокие позиции в выдаче означают наличие у компании рекламного бюджета и хорошего сеошника, а о качестве услуг не говорят ничего. Поэтому лучше использовать каталоги и рейтинги только специализированных отраслевых источников, например на сайтах:
Второй шаг — оценить найденных операторов. Тут мало просто зайти в раздел «Цены» на сайте и выбрать того, где цифры меньше. Что делать, чтобы подобрать подходящего именно для вашего магазина, рассказываем дальше.
1. Выясните стоимость услуг конкретно для вашего магазина
Фулфилмент — это комплекс операций с товаром, а отдельная операция — это затраты ресурсов. Каждый бизнес индивидуален, поэтому и стоимость нужно рассчитывать отдельно. Например, у оператора на сайте указаны цены «10 отправлений в день = 100 рублей за отправление; 100 отправлений в день = 80 рублей за отправление». Звучит заманчиво. Но как будет рассчитываться цена для посылок с разным весом или габаритами? Уточните этот момент заранее. Возможно обещанные 100 рублей в итоге трансформируются в 200, а то и в 400 за 1 отправление.
На что стоит обратить внимание:
Попросите подрядчика объяснить вам принципы ценообразования его услуг. Поинтересуйтесь форматом и периодичностью отчетности. Задавайте дополнительные вопросы, если непонятно. И уточните, будет ли вам предоставлен персональный менеджер, или придется вести диалог каждый раз с новым сотрудником.
2. Узнайте, где находится склад
Учитывайте географическое положение оператора. Например, вы находитесь на юге Москвы, а на севере. Представьте весь процесс транспортировки груза с вашего склада на склад оператора. Сопоставьте все статьи затрат (бензин, время на дорогу и простои в пробках) с потенциальной выгодой от услуг фулфилмента. Вполне вероятно, что рублевая экономия на фулфилменте обернется десятикратными затратами на транспортировке.
Другой пример: ваш бизнес находится в и надо доставить заказы в Москву. Что выбрать: доставку из Петербурга или услуги московского В этом случае главные критерии выбора:
Этот пункт можно пропустить, если вы занимаетесь перепродажами и сам принимает товар от поставщика.
3. Спросите про возможные скидки на доставку
Часто имеют скидки на тарифы от служб доставок. Чем больший объем отправлений оператор сдает в службу доставки, тем больше скидки. Иногда оператор готов поделиться частью скидки, чтобы привлечь клиента.
Выясните, может ли оператор сделать скидку. Если да, нужен ли для этого конкретный объем отправлений от вас.
4. Изучите договор
Запросите договор и тщательно его изучите. Не стесняйтесь предлагать подрядчику заменить формулировки, которые вам кажутся спорными. Задавайте вопросы, просите пояснений и уточнений. Чем более подробно вы обсудите процесс сейчас, тем ниже вероятность появления неприятных сюрпризов в дальнейшем.
Лайфхак: заключите договор не с одним, а с двумя операторами.
Как это реализовать на практике? «Правильные» операторы применяют формат сотрудничества по схеме «есть отправления — есть оплата; нет отправлений — нет оплаты». То есть вы заключаете договор, но не обязаны обеспечивать загрузку оператора заказами и можете использовать его услуги тогда, когда вам будет необходимо. Преимущества очевидны: абонентские платежи отсутствуют, а договор уже есть. Вы можете воспользоваться услугами без затрат времени на согласования договора и интеграцию (ведь сам процесс согласования может затянуться на месяц и более).
С таким запасным вариантом вы снизите риск зависимости от одного партнера.
5. Почитайте отзывы
Проанализируйте отзывы предыдущих клиентов подрядчика. Не ограничивайтесь информацией с официального сайта компании, там не будут размещать негативные отзывы. Самостоятельный поиск по тематическим сообществам и форумам — более эффективный метод узнать реальное положение вещей.
6. Узнайте, сколько лет работает компания
Если для вашего вы один из первых клиентов, то не стоит удивляться, если на вас будут «обкатываться» многие процессы и алгоритмы.
Поинтересуйтесь, сколько лет компания работает на рынке. Молодые игроки более активно борются за клиентов и могут давать бонусы новым клиентам. С другой стороны, чем дольше компания на рынке, тем обширнее её практический опыт, а значит, многие задачи для такого оператора уже перешли в разряд тривиальных, а пути их решения уже изучены.
Уточните у работал ли он с компаниями, подобными вашей. Если вы, например, владелец семян, то наличие у подрядчика опыта именно в этом сегменте сильно облегчит вам жизнь. В таком случае уже будет знать все тонкости работы именно с вашим товаром: условия хранения, особенности упаковки. И логистика будет продумана до мелочей.
7. Встретьтесь с подрядчиком на его территории
Для выполнения взятых на себя обязательств должен иметь все необходимые ресурсы:
Чтобы убедиться, что ваш будущий подрядчик действительно обладает всеми требуемыми ресурсами, попросите его организовать встречу на его территории. Пройдитесь по складским помещениям, осмотрите оборудование, понаблюдайте за сотрудниками в ходе рабочего процесса. Зевающий кладовщик на разваливающемся погрузчике — как минимум, повод задуматься. Равно как и упаковщики, швыряющие коробки куда попало. Или очевидный беспорядок на складе.
Если подрядчик говорит, что его складские площади равны, к примеру, 1500 м2, убедитесь в этом лично. На деле все может оказаться намного скромнее: за счет наличия зон погрузки/разгрузки/приемки, высотного хранения, паллетизирования, реальная площадь может равняться 800 м2. Достаточно ли вам будет имеющихся площадей? А если учесть, что оператор обрабатывает не только ваших отправления, но и заказы других клиентов? Если вы планируете наращивать объемы в будущем, обеспечит ли оператор необходимые площади?
8. Выясните, сколько курьерских служб сотрудничает с оператором
Большинство не имеют собственной доставки, и обеспечивают её за счет курьерских служб. Поинтересуйтесь, с каким количеством служб сотрудничает оператор. Если только с одной, то логистика вашего будет осуществляться силами именно этой службы доставки и вам просто навяжут ее услуги.
Не очень хороша и другая крайность, когда интегрируется с большим количеством курьерских служб Даже если сам процесс интеграции не займет много времени, то непосредственная отладка подобного партнерства на практике — проверка на больших объемах, устранение всех недочетов — процесс долгий, может занимать несколько сезонов.
Оптимальное количество — Такое количество обеспечит вам выбор подходящей службы доставки.
9. Узнайте про все услуги оператора
Будет не очень удобно передавать одному подрядчику функцию доставки, другому — функцию хранения и комплектации, третьему — функцию «предпочтовая подготовка». Намного проще и эффективнее передать все эти процессы в одни руки.
Максимально подробно обрисуйте партнеру ваши потребности и особенности организации бизнеса. Чем больше информации о своем магазине вы предоставите, тем точнее подрядчик подберет услуги, отвечающее вашим потребностям.
Поинтересуйтесь, с какими службами доставки сотрудничает фулфилмент оператор. Возможно, у него налажены отношения с курьерскими службами, а почтовые услуги не представлены. Все эти моменты лучше уточнить заранее.
И наоборот, наличие дополнительных услуг sms информирование покупателей, факторинг) будет преимуществом оператора перед конкурентами.
Большинство параметров можно проверить только при личном общении. Не ограничивайтесь телефонными или электронными переговорами. Если возможно, встречайтесь с подрядчиком на его территории.
Для принятия окончательного решения рассчитывайте и оценивайте все параметры в комплексе. Снижение одних затрат может быть причиной повышения других и наоборот. Кроме того, даже если стоимость услуг фулфилмента на аутсорсинге кажется высокой — оцените её в разрезе потенциальной экономии и выгоды. Наверняка в конечном итоге Ваш бизнес выиграет от передачи логистики на аутсорсинг.
Что такое фулфилмент и как выбрать надежную компанию для интернет-магазина
Что такое фулфилмент
В широком смысле фулфилмент в электронной коммерции означает процесс, при котором продавец предпринимает различные шаги для доставки заказа покупателю.
Другими словами, продавец делает все возможное, чтобы выстроить логистику своего онлайн-бизнеса для быстрого бесшовного процесса выполнения заказа.
Часто фулфилмент отдают на аутсорс. Чтобы избежать плохих отзывов и возвратов, многие интернет-магазины разумно обращаются к сторонним операторам, предлагающим качественный сервис.
Зачем нужен фулфилмент
Распространенной проблемой для многих интернет-магазинов является ситуация, когда у продавца заказов на определенный товар больше, чем запасов.
Когда товара нет в наличии, следует снижение продаж и ухудшение настроений потребителей. Если расстроенные клиенты оставят отзывы, это станет препятствием и для дальнейших продаж. Фулфилмент помогает взять под контроль управление запасами.
Продавец должен брать на себя огромный список обязательств по обработке заказов. Это довольно утомительно и требует большого количества ресурсов. Здесь вступает в игру партнёр по фулфилменту.
Это, безусловно, правильный путь для любого продавца. По сути, компания-исполнитель предлагает несколько услуг, которые связаны с подготовкой товара к отправке. Для начала, продавцу нужен склад для хранения запасов.
Часто правильнее привлечь сторонний сервис, который зарекомендовал себя.
Но вот, в чём дело. Большинство клиентов отказываются от совершения покупки, если скептически относятся ко всем доступным вариантам доставки. Кроме того, если покупатель испытывает незначительную задержку в доставке, скорее всего, он не будет снова обращаться к вам.
Нужен ли фулфилмент вашему магазину
Когда интернет-магазин наработал клиентскую базу и поток заказов с каждым днем увеличивается, надо подумать об оптимизации бизнеса. У владельца есть два варианта — потратиться на собственный склад или пользоваться услугами фулфилмента.
Аренду склада могут себе позволить уже состоявшиеся компании с постоянной прибылью. Развивающемуся бизнесу выгоднее сотрудничать с фулфилмент-компанией. Второй вариант также позволяет сэкономить время на контроле и следить за процессами удаленно, участвуя по необходимости. Некоторым крупным магазинам выгоднее работать именно по такой схеме.
Схема работы фулфилмент-компании
В услуги входит комплексная обработка заказов. Это не только прием звонков и анализ писем с электронной почты, но и информирование потенциальных клиентов. Сотрудники фулфилмент-компании также занимаются комплектацией заказов, принимают оплату и даже обрабатывают возврат.
Ответственное хранение товаров
Хранение продукции на складе — это целый организованный процесс. Фулфилмент-компания уделяет особое внимание состоянию склада, его оборудованию и охране помещения и гарантирует сохранность товара.
Заказы хранятся на специальных паллетах — поддонах. Оплата с интернет-магазина взимается за каждое место на паллете, в зависимости от их количества.
Выбирая компанию, узнайте, какие у них склады: отапливаемые или нет. Каждому виду продукции необходим свой температурный режим. Но скоропортящийся товар на склад не принимают.
Если магазин торгует ценным товаром, выбирайте фулфилмент-компанию, которая предоставляет помещения с ограниченным доступом.
Прием товаров у поставщика
Для этого компании выделяют отдельный штат сотрудников. Они принимают товар строго по накладным, проверяют целостность упаковки и количество позиций в наличии. Если поставщик привез продукцию в ненадлежащем виде, товар не примут на склад.
Компания несет ответственность за все позиции, которые принимает, поэтому проводится комплексная проверка. Лучше выбирать партнера со складом, который оснащен POS-системой. Тогда на всех упаковках будут этикетки со штрих-кодами.
Комплектация заказов
Процесс комплектации требует особого подхода и ответственности со стороны исполнителей. От этого зависит репутация интернет-магазина.
Плата за комплектацию и упаковку взимается за каждую единицу товара. Если фулфилмент-компания ставит штрих-коды, заказ формируют быстрее, качественнее и с меньшим риском ошибок. Дополнительную проверку на работоспособность товара нужно оплачивать отдельно.
Доставка и самовывоз
У фирм, которые оказывают фулфилмент-услуги, чаще всего есть штат курьеров. Они развозят товары по адресу и вручают лично в руки заказчику, проверив его личность по паспорту. Некоторые компании требуют, чтобы клиент поставил свою подпись на специальном бланке — подтверждение успешной доставки. Если вы не хотите пользоваться доставкой фулфилмента, можно заключить договор со сторонней службой.
Не у всех интернет-магазинов доставка бесплатная, поэтому многие заказчики выбирают услугу «самовывоз». В таком случае у фулфилмента должен быть офис, куда клиент придет за своим товаром.
Некоторые фулфилмент-компании сотрудничают с транспортными компаниями — СДЭК, Деловые линии, Почта России. Это выгодно для небольших интернет-магазинов, так как они оформляют договор по низким тарифам.
Прием денежных средств
Прием оплаты за товар проходит по стандартной схеме: компания берет деньги на правах агента. Далее из общей суммы вычитают оплату за услуги и перечисляют выручку на расчетный счет магазина. У хорошей фулфилмент-компании есть свой бухгалтерский отдел, который сводит баланс и составляет отчетность не только для налоговой, но и для интернет-магазинов. Наличный или безналичный расчет устанавливают по договоренности между партнерами. Периодичность определяют индивидуально: раз в месяц, раз в неделю или ежеквартально.
Фулфилмент против дропшиппинга
Начнём с того, что перед нами две основные модели, используемые интернет-магазинами для доставки товаров конечным потребителям.
В действительности фулфилмент и дропшиппинг довольно схожи. Оба способа предполагают аутсорс. Один из них подразумевает только делегирование предварительного этапа доставки, а другой — полную передачу процесса доставки партнёру в обход самого магазина.
Дропшиппинг преобладает, так как требует меньшего стартового капитала. Здесь продукция производится и хранится производителем. Как только заказ в интернет-магазине сделан, оптовик или производитель получает его от розничного продавца и приступает к отправке груза.
В дропшиппинге интернет-магазин покупает все товары по оптовой цене и сохраняет прибыль, а перед изготовителем или оптовым продавцом стоит задача обеспечить выполнение всех заказов клиентов физически.
Проще говоря, дропшиппинг — это фулфилмент в абсолюте. В этом случае интернет-магазин не закупает товары заранее, передавая их на хранение и подготовку к отправке, а вообще снимает с себя бремя физического обслуживания заказа.
Например, компания Fulfillment by Amazon (FBA) предоставляет фулфилмент центры, где сортирует ваши товары, производит индивидуальную упаковку и отправляет товары от имени продавца.
Почему именно аутсорс
Фулфилмент на аутсорсе актуален, когда розничный продавец расширяет свой бизнес. Часто это наилучшая стратегия для удовлетворения постоянно растущего спроса клиентов. Ведь не всегда хватает ресурсов и навыков для организации собственных складских процессов.
Компании, занимающиеся фулфилментом, уже предусмотрели оптимальные процессы подготовки товара и наладили взаимодействие с грузоперевозчиками. Вам не обязательно самостоятельно обращаться к последним и вручную проводить стыковку двух сервисов.
Таким образом, клиенты получают свои заказы в минимальные сроки и остаются довольны.
Автоматизация занимает центральное место в электронной коммерции. Даже отслеживание посылок становится проще, если пользоваться услугами внешнего фулфилмента.
Заключение
Проанализировав все варианты фулфилмента, вы сами выберете, чему отдать предпочтение — дропшиппингу или аутсорсу. Первый вариант не требует закупки товаров заранее, передачи их на хранение и подготовку к отправке. А второй сервис подойдет небольшим компаниям, которые только планируют расширять свой бизнес.
Фулфилмент для интернет-магазина
Содержание
Что такое фулфилмент
Фулфилмент (англ. order fulfillment — «исполнение, воплощение заказа») — это комплексная услуга по передаче логистических функций интернет-магазинов и предприятий розничной торговли на аутсорс фулфилмент-оператору. Передана может быть часть или даже полный цикл — от оформления заказа покупателем до выдачи товара.
Часть функций операторов, обозначенных на схеме ниже, может выполнять сам магазин, а часть может быть отдана на исполнение в другие компании и сервисы.
Магазин может передавать заказы оператору вручную, но наиболее технологичным и быстрым вариантом является использование API.
Оптимальный вариант — когда все услуги по работе с заказами можно отдать в один единственный центр.
Состояние рынка фулфилмент-услуг
Согласно исследованиям агентства Data Insight за 2017 год, в 2016 году через операторов доставки прошло около 10% всех посылок (это 23 млн. посылок на сумму 7 млрд. р.) рынка дистанционной торговли.
Компании, предоставляющие услуги фулфилмента для интернет-магазинов, очень разнородны. Это выражается даже не столько в той отрасли, в которой они ранее работали (3PL, курьерская доставка, транспортная доставка), сколько в наборе конечных услуг. Связано это с отсутствием единых стандартов и подходов, а также со сложностями локального характера (имеющаяся инфраструктура, доступные ресурсы и т.д.).
Вот как выглядит ТОП провайдеров по версии Bertelsmann (владельца Arvato) за 2016 год:
2018-2019
По итогам 2018 года агентство Data Insight оценило российский рынок в 13 млрд. р. Количество отправленных посылок составило около 41 млн. шт. Прирост по сравнению с результатами 2016 года — 6 млрд. р. (почти 86%), а по количеству посылок — 18 млн. штук (более 78%).
Единственным сдерживающим фактором по мнению агентства Data Insight является недостаток имеющихся складских площадей.
Примечателен тот факт, что многие крупные сетевые магазины отошли от модели аутсорсинга складских операций и реализовали собственные системы. Речь о таких игроках, как Lamoda, Ozon, Беру! и Wildberries.
При этом сам рынок ожидают достаточно серьёзные изменения в этом году. Это связано с тем, что Почта России планирует запуск коммерческой услуги фулфилмента для бизнес-сектора. А это очень крупный игрок.
По итогам 2018 года почти 80% рынка услуг принадлежит всего четырём компаниям:
Хотя совокупное количество операторов на рынке России — более 70-ти.
Крупные провайдеры услуги стали ещё крупнее:
Единых стандартов и подходов к оценке услуг так и не появилось. Операторы по-прежнему предлагают разные модели ценообразования и набор услуг.
Стоимость базовых услуг фулфилмента у крупнейших операторов
Медиана
Курьер Сервис Экспресс
Сотрудничество со службами доставки
Провайдеры услуг часто перекладывают ряд обязанностей на своих партнёров. Особенно это касается организации доставки, ведь для создания собственной сети требуются значительные ресурсы. Проще и быстрее передать реализацию такой услуги транспортным компаниям, у которых уже есть необходимые транспортные средства, опытные водители, построенная инфраструктура, а также (не у всех): пункты выдачи заказов или сеть постаматов.
Вы всегда можете воспользоваться услугами своей службы доставки, но наладить передачу заказа от оператора фулфилмента будет сложно.
Работа с товарными категориями
Автозапчасти и автоэлектроника
Крупная бытовая техника
Мелкая бытовая техника
Диски с играми, музыкой и кино
Лекарства, товары для здоровья
Одежда и обувь (в т.ч. детские)
Сувениры и подарки
Игрушки и детские товары (исключая одежду и обувь)
Товары для животных
Товары для курения
Товары для строительства и ремонта
Товары для спорта и отдыха/туризма
Товары для рукоделия и хобби
Дополнительные услуги
Контактный центр (call-центр)
Создание и поддержка сайта
ТОП15 фулфилмент-операторов России
В данную подборку попали как самые крупные операторы, так и компании, известные своими сильными брендами и стремящиеся завоевать относительно новый рынок.
История непосредственно интернет-магазина началась в 1998 году, хотя создатели этой крупнейшей российской онлайн-платформы имеют гораздо большую и продолжительную историю, изначально это IT-компания Reksoft из Санкт-Петербурга и издательство Terra Fantastica. Из узкопрофильного магазина, продающего книги и видеокассеты, Ozon.ru вырос в крупнейшего игрока e-commerce в России (по данным за 2017 год — это 2 место по количеству заказов, 7 — по выручке, 6 — по стоимости среди всех компаний Рунета). В 2002 году была запущена собственная служба доставки, которая в 2015 году была присоединена к интернет-магазину. Услуги фулфилмента Ozon предлагает с 2014 года.
Услуги и особенности
Ввиду того, что сам по себе Ozon — это крупная торговая площадка (маркетплейс), то услуга фулфилмента — это скорее один из компонентов общей системы работы с партнёрами (другими магазинами и предпринимателями).
Магазины просто подключаются к инфраструктуре и пользуются ею. Продавцу нужно только сдать товар на склад (доставка осуществляется своими силами по предварительной заявке).
Все остальные функции реализуются оператором непосредственно для себя. Так, Ozon предлагает:
Тарифы
Все расходы на логистику, хранение и обработку заказов включены в комиссию маркетплейса (процент зависит от категории товара и оборота партнёра, это 5-40% от стоимости). Доставка оплачивается покупателями на условиях сервиса (по подписке или в зависимости от выбранного способа).
Из отдельных платных услуг для предпринимателей/магазинов в договоре указаны только (цены без НДС):
География
По данным на начало 2019 года количество городов присутствия — почти 950 шт. В собственной сети постаматов — свыше 4500 устройств. Помимо своих пунктов выдачи заказов (более 2000 точек) площадка предлагает выдачу товаров в салонах МТС, Ситилинк и Телефон.ру, а также через сервис Boxberry.
Склады работают в Твери, Санкт-Петербурге, Московской области (г. Солнечногорск) и в Новосибирске. И компания продолжает наращивать складские мощности. На конец 2018 года совокупная площадь складов Ozon превышала 100 тыс. кв. м.
В 2018 году две крупнейшие российские компании ПАО «Сбербанк» и «Яндекс» подписали соглашение об открытии единой IT-платформы в сфере e-commerce — «Беру!». Маркетплейс было решено создать на базе имеющегося сервиса Яндекса — Яндекс.Маркета. И уже к середине 2019 года выручка платформы превысила 1 млрд. р. По состоянию на октябрь 2019 года в каталоге представлено более 335 тыс. товарных позиций в более чем 1,8 тыс. товарных групп, а количество партнёров превышает 2,7 тыс.
Услуги и особенности
Аналогично другим маркетплейсам, «Беру!» включает большую часть услуг по работе с ассортиментом партнёров в свою комиссию (процент зависит от товарной категории и колеблется в диапазоне 3-19% от стоимости покупки). Доставка предлагается как самостоятельная услуга и оплачивается конечными пользователями отдельно.
В перечень услуг фулфилмента входят:
Тарифы
Помимо основной комиссии сервиса, за услуги фулфилмента взимается отдельная плата:
География
«Беру!» до недавнего времени использовал только партнёрскую модель, когда большая часть работы с отправлениями производилась подрядчиками. Например, товары хранились на складах ООО «Маршрут» и «Первой экспедиционной компании». Но в 2019 году были арендованы складские помещения в Ростове-на-Дону (5 тыс. кв. м. с возможностью расширения до 10 тыс. кв. м.) и в Московской области (г. Люберцы — 15 тыс. кв. м. с возможностью расширения до 51 тыс. кв. м., село Софьино — 40 тыс. кв. м. с возможностью расширения до 100 тыс. кв. м.).
Выдача и доставка также осуществлялись партнёрами: PickPoint, Boxberry, СДЭК, Почта России. Но в 2019 году «Беру!» открыл свой первый пункт выдачи в Москве (по итогам его работы будет принято решение о дальнейшем развитии направления). А Яндекс.Маркет запустил пилотный проект по развитию своей собственной сети постаматов BoxBot (к 2024 году количество устройств в сети планируется довести до 4 тыс. шт.).
220 Вольт
Компания начала свою работу в 2002 году. Изначально в ассортименте были преимущественно расходные материалы, позже — электроинструмент. Благодаря дисконт-формату и грамотному маркетингу, компания превратилась в один из крупнейших DIY интернет-магазинов. Отчасти этому способствовала модель франчайзи (более половины оффлайн-магазинов в собственной сети работают по франшизе). С 2017 года компания вышла на рынок СНГ (Беларусь и Казахстан), а также стала развивать собственную сеть пунктов выдачи товаров. А в конце 2018 года — открыла направление фулфилмента. Собственно, необходимость предоставления услуг работы с товарами (их хранение и обработка) появилась из-за модели ведения бизнеса (франшиза + продвижение и маркетинг для интернет-магазинов партнёров).
Услуги и особенности
Партнёры получают весь набор услуг «под ключ». Помимо стандартных услуг:
Тарифы
Оплата услуг фулфилмента возможна по нескольким моделям: пакетами или за каждую операцию.
При оплате по операциям цены будут выглядеть примерно так:
Пакетные тарифы обсуждаются индивидуально.
География
В настоящий момент сеть магазинов насчитывает более 230 точек, а сеть пунктов выдачи заказов — более 2 тыс. Доставка организуется собственной курьерской службой или через партнёров (Почта России, DPD, IML, Деловые линии). Склады размещаются в нескольких регионах:
Класс складов — от B+ до A+.
Wildberries
Московский проект по дистанционной продаже одежды и обуви, запущенный в 2004 году, перерос в крупнейшего ритейл-игрока России и СНГ. Модель бизнеса в настоящий момент — маркетплейс широкого профиля. К 2017 году обороты выросли настолько, что компания построила собственный распределительный центр в Московской области (площадью 145 тыс. кв. м.). Услуги фулфилмента партнёрам предоставляются с 2014 года.
Услуги и особенности
В отличие от других крупных маркетплейсов, Wildberries работает с самозанятыми гражданами.
После заключения договора партнёры получают:
Тарифы
Основная доля расходов при сотрудничестве с площадкой приходится на комиссию с продаж — это 19%.
Доставка товара поставщиками для сдачи на склад осуществляется своими силами (если нет отдельной договорённости).
Практически все операции по работе с товаром, кроме указанных ниже, уже включены в комиссию маркетплейса.
Отдельно могут взиматься следующие комиссии:
География
Собственная логистическая сеть по состоянию на 2018 год включала 5 складов: в Краснодаре (10 тыс. кв. м.), в Хабаровске (5 тыс. кв. м.), в Екатеринбурге (10 тыс. кв. м.), в Новосибирске (10 тыс. кв. м.) и в Подольске (70 тыс. кв. м.). Логистический центр работает в Подмосковье (класс А+, площадь — более 200 тыс. кв. м.).
Доставка осуществляется собственной курьерской службой (более 4 тыс. курьеров, услуга доступна не во всех городах). Сеть фирменных пунктов выдачи заказов включает в себя свыше 5 тыс. точек (совокупно во всех странах присутствия). Возможна отправка товаров Почтой России.
Lamoda
Компания выросла из интернет-магазина fashion-товаров, открытого в 2010 году. Благодаря крупным инвестициям и грамотному маркетингу проект вырос до полноценного маркетплейса. Направление фулфилмента было запущено в 2015 году, хотя собственный складской комплекс работает с 2012 года (в подмосковном Быково).
К 2021 году Lamoda планирует нарастить складские площади ещё на 40 тыс. кв. м., а также запустить распределительный центр площадью около 100 тыс. кв. м. (в течение ближайших 5 лет).
Услуги и особенности
Компания делает ставку на крупных партнёров (от 1000 заказов в месяц), но взамен предлагает детальную адаптацию бизнес-процессов на складе и комплексное сопровождение. Техническое внедрение может занимать около 3 месяцев.
Тарифы
Компания предлагает преимущественно модель ценообразования с оплатой за каждую операцию. По отдельной договорённости возможен переход на пакетную оплату.
Цены на услуги определяются индивидуально для каждого партнёра (в зависимости от ассортимента, объёма поставок и других параметров).
География
Склад размещён в Московской области (посёлок Быково), площадь — 43,5 тыс. кв. м., класс — А+.
Сеть ПВЗ включает в себя более 10 тыс. точек (с возможностью примерки — около 200 точек). Доставка осуществляется собственной курьерской службой LM Express (около 600 городов присутствия, более 1,5 тыс. торговых представителей) или партнёрами (DPD и PickPoint).
Компания СДЭК изначально создавалась как служба доставки в Сибирском регионе (2000 год). Но очень быстро разрослась в масштабах страны и расширила ассортимент услуг. На конец 2015 года она имела более 300 офисов на территории 5 стран. Доставка в 1,5 тыс. направлений осуществлялась в течение 1 суток, а в 10,5 тыс. — в течение 2 суток. На текущий момент это 1,2 тыс. офисов и более 150 тыс. отправлений в день.
Фулфилмент — это лишь одна из десятка оказываемых услуг. Предлагается с 2014 года. Для этого был выделен специализированный склад, расположенный в Москве. Доставка товаров осуществляется авто- и авиатранспортом. Позже открылся еще один склад — в Новосибирске.
Услуги и особенности
Какие товары доставляет
Тарифы
География
Пункты приёма и выдачи товаров и офисы работают по всей России — всего более 1500 точек. В них есть даже бесплатные примерочные (особо актуально для торговли одеждой) и места для проверки/осмотра товара.
Склады для фулфилмента:
Arvato
Компания родом из Германии. Была основана в 1996 году другой крупной корпорацией — Bertelsmann (существует с 1835 года). Имеет офисы на территории 40 стран. В России Arvato работает с 1997 года. Первым клиентом был книжный клуб «Терра». Компания предоставляла не только услуги хранения печатной продукции, но и комплектовала, а также доставляла заказы до клиентов, помогала в формировании клиентской базы.
Сегодня в российском подразделении Arvato трудится более 1,5 тыс. человек, они обрабатывают более 10 млн. отправлений ежегодно, а общая площадь складских помещений превышает 90 тыс. кв. м.
Услуги и особенности
Какие товары доставляет
Тарифы
Тарификация услуг зависит от объёмов товарооборотов, специфики товаров и других условий. Поэтому компания предлагает своим клиентам несколько подходов по оплате:
Для модели с оплатой за операции при средних объёмах потребления услуг будут актуальны следующие цены:
Приёмка — от 14 р./единица, от 27 р./коробка или от 239 р./палета.
Хранение — от 18 р./м. куб.
Обработка возврата — от 14 р./единица.
Комплектация заказа — от 70 р./заказ.
География
Несмотря на то, что у компании нет своих пунктов выдачи товаров, она отправляет заказы через сеть партнёров (курьерские службы, их более десятка). Поэтому эффективно работает по всей России.
Услуги фулфилмента предоставляют сразу 4 склада:
Итого — более 92 тыс. кв. м.
Кроме того, логистическая сеть компании на территории РФ включает в себя более 100 складов в удалённых городах.
B2CPL
Компания «B2C Платежи и Логистика» (ООО «Старт-М») предоставляет услуги с 2008 года. Так как она начинала свою деятельность на уже состоявшемся конкурентном рынке, то сделала ставку на комплексные IT-решения. Уже в 2012 году она открыла направление фулфилмента.
На текущий момент B2CPL осуществляет курьерскую доставку на территории 78 регионов РФ и имеет крупную сеть собственных пунктов выдачи заказов.
Услуги и особенности
Какие товары доставляет
Тарифы
Имеются пакетные предложения и оплата по операциям. Так, например, базовые услуги будут тарифицироваться:
Упаковка/комплектация заказа — от 30 р./посылка.
Работа с возвратами — до 95 р./заказ.
Хранение — около 25 р./день за каждый куб.
Приёмка — оговаривается индивидуально (зависит от количества артикулов и способа приёмки, при средних объёмах получается примерно от 11 р./единица или от 23 р./коробка).
География
Склады фулфилмента работают в 2 регионах, в городах:
Собственные пункты выдачи заказов (более 2 тыс. точек) действуют в 77 городах (в них проживает около 80% населения России), курьерская доставка — в 78 регионах.
Бета ПРО
Компания предоставляет услуги доставки товаров с 2005 года. По данным исследования агентства Data Insight, входит в тройку лидеров отрасли фулфилмента. Сегодня «Бета ПРО» обрабатывает свыше 35 тыс. отправлений в сутки. А численность штата превышает 600 человек.
Услуги и особенности
Какие товары доставляет
Тарифы
Стоимость услуг компании «Бета ПРО» зависит от множества факторов и рассчитывается индивидуально.
Имеются и пакетные предложения.
География
Услуга фулфилмента реализуется на базе двух складов, размещённых в Московской области:
Собственной службы доставки или сети пунктов выдачи товаров нет, поэтому заказы передаются в сторонние сервисы (8 служб на выбор).
Выбрать ПВЗ партнёров можно в личном кабинете.
Компания работает с 2007 года. Изначально она создавалась как логистический сервис для интернет-магазинов. Позже было открыто направление оперативной доставки и самовывоза (открыты собственные пункты выдачи). В 2015 году запущена услуга фулфилмента.
Сегодня компания обслуживает множество крупных сетевых клиентов, имеет более 650 пунктов выдачи товаров, осуществляет доставку в 6 тыс. населённых пунктов.
Услуги и особенности
Какие товары доставляет
Тарифы
Предпринимателям и организациям предлагается пакетный расчёт или расчёт по операциям. Тарифы по основным услугам:
География
Услуги оказываются на базе двух складов, расположенных:
Совокупная площадь складских помещений IML превышает 21 тыс. кв. м., ресурс обработки — более 70 тыс. отправлений/день.
График работы — по будням с 10-00 до 21-00 (за сверхурочное время предусмотрен надбавочный коэффициент).
Сеть пунктов выдачи товаров насчитывает более 650 точек (включая ПВЗ патрнёров). Доставка с вручением товара в руки клиенту работает в 1,8 тыс. городов.
Itella
Это дочерняя компания финской корпорации Posti Group («Финская Почтовая Корпорация» создана в 1638 году, сегодня это международная компания, оказывающая услуги на территории 9 стран). Российский филиал начал свою деятельность в 2006 году, для этого была приобретена «Национальная логистическая компания» (последняя работала с 1995 года).
Услуги и особенности
Для интернет-магазинов предлагаются:
Какие товары доставляет
Тарифы
Тарифы рассчитываются для каждого нового клиента индивидуально — после заполнения опросного листа. Itella предлагает пакетную оплату или расчёт по отдельным операциям.
В последнем случае при средних оборотах можно рассчитывать на следующие цены:
География
Itella — одна из немногих компаний, которая имеет склады на территории сразу нескольких регионов. Например, услуга кросс-докинга доступна в 5 городах:
Услуга ответственного хранения предоставляется на базе сразу 4 складов, но все они сконцентрированы в Московской области:
Их совокупная площадь составляет примерно 250 тыс. кв. м.
Услуга фулфилмента оказывается фактически только на базе одного склада — в Химках (70 тыс. кв. м.).
Собственных пунктов выдачи или службы курьерской доставки Itella не имеет. Услуга доставки осуществляется через службы партнёров (агрегатор MaxiPost). Покрытие — вся Россия.
SPSR Express
Компания основана в 2001 году. Основная специализация — экспресс-перевозки. Первые офисы были открыты в Москве и Санкт-Петербурге. В последующие годы сеть активно росла. Уже в 2007 году масштабы бизнеса потребовали крупных помещений, поэтому был открыт первый логистический центр. А с 2013 года компания делает ставку на бизнес-сегмент и предлагает комплексные услуги для интернет-магазинов (фулфилмент, доставка покупателю, создание и поддержка сайтов). К этому моменту сеть вырастает до 200 филиалов и 9-ти распределительных центров.
В настоящий момент структура сохранила своё состояние от 2013 года, но SPSR Express предложила дополнительные услуги и высокое качество работы (в соответствии с международным стандартом).
Услуги и особенности
Какие товары доставляет
Тарифы
Провайдер предлагает индивидуальный подход в ценообразовании. Предложения делаются, исходя из требований и параметров клиента (через опросный лист).
География
Услуга фулфилмента в России оказывается одним складом в Подмосковье (10 тыс. м 2 ). Есть склады в Китае, Европе и Турции.
Российский склад работает без выходных, с 8-00 до 20-00.
Есть собственная курьерская служба (доставка в 6000 населённых пунктов РФ). Пункты выдачи — только партнёрские (около 1,4 тыс. точек).
Shiptor
Компания «Экспресс Парсел Сервис» создавалась в 2012 году как агрегатор доставки. Однако, сервис быстро обзавёлся дополнительными услугами. На сегодняшний день он предлагает комплексное решение для московских и региональных интернет-магазинов. Имеет склады в других странах (США, Германия, ОАЭ).
Услуги и особенности
К основным складским услугам можно отнести:
К дополнительным услугам:
Какие товары доставляет
Тарифы
Приёмка — от 2 р./шт., от 7 р./коробка, от 150 р./палета (в зависимости от наличия маркировки и необходимости сортировки).
Хранение — 20 р./палета (в сутки), 2000 р./стеллаж или 400 р./полка (за месяц).
Сбор заказа — от 50 р. (включено 3 позиции, дополнительные — 3-10 р./шт.).
Упаковка — от 5 до 40 р. (без учёта тары).
Обработка возвратов — от 50 р.
Для всех клиентов устанавливается минимальная стоимость услуги фулфилмента — 6000 р./месяц.
География
В России услуга фулфилмента оказывается только одним складом, который расположен в Москве (в пределах МКАД, ул. Автомоторная, 7, стр.1, площадь менее 5 тыс. кв. м.), работает круглосуточно и без выходных. Есть склады в других странах.
Сервис работает в первую очередь как агрегатор служб доставки по всей России, хотя есть своя курьерская служба в Москве и сеть пунктов выдачи товаров.
Distance Selling Service (DSS)
Компания ЗАО «Сервис Дистанционной Торговли» существует с 2010 года. Предоставляет комплексные услуги аутсорсинга компаниям дистанционной торговли. Имеет собственный контакт-центр, есть лицензия на оказание услуг почтовой связи.
Услуги и особенности
Стандартные складские операции:
Какие товары доставляет
Тарифы
Цены на услуги рассчитываются индивидуально для каждого клиента. Операции могут тарифицироваться:
Примерные цены при оплате за операции:
География
Долгое время компания предлагала услуги на базе одного склада в Подмосковье. Летом 2018 года был открыт еще один склад — в Логопарке «Климовск», а позже — еще один. Совокупно складская площадь СДТ превышает 40 тыс. кв. м.
Склады работают круглосуточно без выходных.
Несмотря на то, что СДТ не имеет собственной службы доставки или пунктов выдачи, партнёрские сервисы обеспечивают 100% покрытие территории РФ (включая труднодоступные населённые пункты). DSS работает как агрегатор служб доставки и сотрудничает с 12 сервисами.
Marschroute
Несмотря на то, что компания зарегистрирована в 2006 году, услугу фулфилмента она начала оказывать только с 2014 года. В настоящий момент ООО «Маршрут» имеет не только собственный склад в Москве, но и курьерскую службу, а также колл-центр.
Услуги и особенности
Стандартные складские услуги:
Какие товары доставляет
Тарифы
Marshroute предлагает только оплату по отдельным операциям:
Точные тарифы обслуживания оператор оговаривает с каждым заказчиком лично (на следующий день после оформления заявки на сотрудничество).
География
Есть своя служба доставки и небольшая сеть пунктов выдачи заказов. Доставка или выдача может осуществляться через партнёров (8 сервисов), покрытие — вся Россия.
Сравнение: плюсы и минусы операторов
Расположение складов
Москва
Санкт-Петербург
Как выбрать оператора
Многие предприниматели и компании при выборе провайдера услуги ориентируются в первую очередь на стоимость обслуживания, так как она напрямую влияет на уровень расходов, что в свою очередь отражается на цене товара или на получаемой прибыли.
Но мы рекомендуем придерживаться других критериев:
Из подходящих под ваши требования провайдеров можно выбрать лучшего по цене.
Обратите внимание: многие операторы могут предлагать сразу несколько вариантов ценообразования. Поэтому при выборе следует произвести предварительные расчёты, чтобы выявить наиболее оптимальный.