лучший инвестор мертвый инвестор
Цена страха: почему лучше всех инвестируют мертвые и неактивные инвесторы
Несколько лет назад в инвестиционном сообществе была популярна история про внутреннее исследование, проведенное в одной из старейших финансовых компаний мира Fidelity. Ее специалисты якобы решили провести анализ самых успешных клиентских счетов, чтобы найти секрет успеха этих инвесторов.
Исследование показало, что самые успешные клиенты «были либо мертвы, либо неактивны». И хотя подтверждения подлинности этой истории найти никому не удалось, рациональное зерно в ней все же есть. Мертвые и неактивные инвесторы, очевидно, не проявляют ни жадности, ни страха — тех двух эмоций, которые на протяжении сотен лет делают людей беднее. И если стоимость жадности оцифровать проблематично, то посчитать стоимость страха достаточно просто.
Представьте, что в январе 2000 года вы решили вложить деньги в рынок акций. Например, пусть это будет американский рынок и его основной индикатор — индекс S&P 500. В тот момент вы еще не знали, что впереди вас ждет три крупных обвала: пузырь на рынке IT-компаний в 2000 году, ипотечный кризис в США 2008 года и «коронакризис» 2020 года. Помимо этого, вам предстоит встретить еще восемь коррекций со снижениями индекса на 10% и более. Тем не менее если вы стойко выдержали все испытания, то по итогам 2020 года ваши сбережения увеличились бы на 287,5%.
Но что будет, если из этого роста вычесть динамику нескольких самых успешных торговых дней? Интуитивно кажется, что трагедии не произойдет, но реальность может вас удивить. Если из роста индекса S&P 500 (с учетом выплаченных дивидендов) за период с января 2000 года по декабрь 2020 года вычесть динамику десяти самых прибыльных дней, то доходность инвестиций упадет до скромных 77,5% в абсолютном выражении, или до 2,77% годовых. А если вычесть 25 дней, то вместо дохода уже будет убыток в размере 16,32%.
На графике ниже приведены те самые десять самых важных дней. Их объединяет два существенных факта. Во-первых, все они приходятся на кризисные периоды, а не на моменты эйфории на рынке. Первые семь дней – ипотечный кризис в США, оставшиеся три – обвал рынков из-за карантина и пандемии COVID-19. В-вторых, абсолютно во всех случаях за день до бурного роста рынки падали. То есть именно в те дни, когда многие инвесторы продавали свои активы в надежде спасти их от дальнейшего падения, они на самом деле, наоборот, потенциально ухудшали свой конечный финансовый результат.
Совокупный рост рынка за эти десять дней составляет 218,28%, притом что в сумме за 21 год индекс вырос на 287,5%. Получается, что рынок награждает инвесторов не за то, сколько времени они провели в активах, а за то, что они провели в активах те моменты времени, когда всем остальным было страшно.
Справедливости ради стоит отметить, что, продавая во время коррекций свои активы, среднестатистический инвестор пропускает не только лучшие дни, но и худшие. Однако предугадать заранее их наступление тоже практически невозможно. Именно по этой причине те, кто активно совершает сделки по своим счетам, в большинстве своем проигрывают в доходности тем, кто купил и держит.
Эксперименты, подобные тому, что мы провели с индексом S&P 500, моделировали и с отдельными акциями и облигациями, и с индексами разных стран. От актива к активу менялись значения доходов и убытков, но главный принцип оставался неизменным. Вы можете перечеркнуть годы инвестиций в ценные бумаги, оставшись в деньгах в течение лишь нескольких дней. Это и есть цена вашего страха.
Очевидно, что впереди нас еще ждут серьезные обвалы и коррекции. Они регулярно случались в предыдущие 500 лет и являются скорее свойством фондового рынка, а не его ошибкой. В те моменты, когда вам будет особенно страшно за свои сбережения, подумайте о том, как на вашем месте поступили бы мертвые или неактивные инвесторы. Ведь они, если верить цифрам и исследованию Fidelity, как раз и входят в число самых успешных.
Сумма для обсуждения: о чьих деньгах говорили в 2020-м
Лучше всех согласно исследованиям и по статистике инвестируют мертвые инвесторы.
Несколько лет назад Fidelity – инвестиционная компания, одна из крупнейших по управлению активами в мире – провела исследование брокерских счетов своих клиентов, чтобы отобрать лучшие по доходности и выяснить секрет успеха инвесторов.
Исследование дало неожиданные результаты. Среди лучших были брокерские счета, владельцы которых давно умерли и неактивные счета с ценными бумагами. Вероятно, их владельцы по каким-то причинам потеряли доступы к счетам или забыли о них.
Правда это или нет, сказать трудно, но можно сделать главный вывод из исследования – чем меньше активности на брокерском счете, тем лучше результат. Или иначе – меньше торговли и спекуляций, больше инвестиций.
Есть несколько причин, объясняющих парадоксальный результат исследования Fidelity:
1. Чем чаще вы совершаете сделки, тем больше комиссий отдаете брокеру. Казалось бы, изначально комиссии выглядят копеечными, но с течением лет видна огромная разница между расходами активных трейдеров и долгосрочных инвесторов в пользу первых.
Хуже обстоят дела с фондами, которые кроме комиссий за сделки, взимают плату за управление фондом вне зависимости от роста или падения.
Также при активной купле-продаже накладываются потери на спреде – разнице между ценами на покупку и продажу. Хотят покупать всегда дешевле, чем продать.
Наконец, при активной торговле уплачивается больше налогов, т.к. нет возможности долгосрочной оптимизации с использованием льгот на долговременное владение ценными бумагами. Например, доход по акциям, находящимся во владении более 3-х лет, освобождается от НДФЛ.
2. Учитывая, что брокеры заинтересованы в активности клиентов, чтобы собирать больше комиссий, они являются источником постоянного информационного шума на рынке. Из-за этого многие люди «находятся в тренде» и пытаются участвовать в хайпе. Такая нестабильная игра на бирже в долгосрочном периоде показывает результат хуже, чем при стратегии «купил и забыл». Например, фонд CGM Focus Fund в среднем за десять лет показывал доходность 18% годовых. Но средний инвестор в этот фонд, согласно исследованию Morningstar, получал убыток 11%. Все из-за попыток активной торговли.
Очень хорошо пример с CGM Focus Fund подтверждает индекс S&P500 за 20 лет. Если вложится в индекс в 2000 году (на пике перед IT кризисом), то за 20 лет можно получить почти 287% прироста капитала с учетом дивидендов, несмотря на все кризисы. Но если вычесть всего 10 самых прибыльных дней за весь этот период, то доход упадет до 77%! Все эти дни приходятся на пик кризисов: 2008 год, коронакризис 2020 года, и всегда за день до бурного роста рынки падали. То есть как раз перед началом роста многие продают свои активы, ухудшая свой результат, в то время как инвесторы продолжают держать активы, получая большую доходность.
3. Поведение обходится слишком дорого или злейшие враги инвестора – страх и жадность. Часто бывает так, что инвестор продает акции компании, которые падают из-за плохих новостей или ситуации на рынке. Вместо них покупаются другие компании, которые на данный момент растут и все у них хорошо. Но спустя некоторое время ситуация меняется, рынок разворачивается и проданные акции начинают расти, а купленные падать. Это описывает страх инвестора.
Часто инвесторы задаются вопросом «А не пора ли фиксировать прибыль?» и закрывают позиции с относительно небольшой прибылью 20%, 30%, 50%, покупая другие акции в надежде проделать то же самое, хотя могли бы долгосрочно держать позиции, получая рост капитала и пассивный доход. Питер Линч описывает это как «срезание цветов и полив сорняков».
Делая вывод можно сказать, что «живые» инвесторы склонны к частым сделкам, колебаниям, зависимости от СМИ и т.п. В то время как «мертвые» инвесторы действуют по принципу «купил и забыл». Как было написано в одной иностранной статье на просторах интернета: «ваш портфель похож на кусок мыла — чем больше вы с ним обращаетесь, тем меньше он становится».
Этот пост из моего блога об инвестициях в Instagram:
Самым успешным паевым инвестиционным фондом первого десятилетия этого века был CGM Focus Fund. За десять лет, охватывающих две рецессии, фонду удалось получить 18% годовой доход по сравнению с почти неизменной доходностью S&P 500. Это означает, что каждый доллар вначале превратился бы в более чем пять долларов в конце.
Акционеры CGM Focus Fund не одиноки. Другие исследования показывают, что инвесторы в фонды акций в среднем уступают самому фонду (например, более чем на 6% в год в период с 1991 по 2010 год, согласно Davis Advisors). Причину нетрудно понять — люди особенно хорошо умеют покупать дорого и продавать дешево. Они легко подвергаются побуждению (от средств массовой информации, так называемых консультантов, друзей и соседей) к активной торговле, несмотря на взлеты и падения. Они, как правило, гонятся за производительностью, панически продают и принимают краткосрочное мышление, поощряемое ежедневными ценами. Они не осознали, что никто не может постоянно рассчитывать время на рынке, ставя себя в весьма невыгодное положение на и без того высококонкурентном рынке. Они, инвесторы, сами становятся злейшими врагами себе.
Возможно, злейший враг универсален и связан не только с инвестированием в паевые инвестиционные фонды. Согласно анализу счетов Fidelity в период с 2003 по 2013 год, самые эффективные счета брокера были получены от умерших инвесторов, а группа, занявшая второе место, состояла из тех, кто забыл свои счета в Fidelity.
Высказывание Баффета о перераспределении средств на фондовом рынке от активных к терпеливым теперь становится еще более актуально.
Большинство россиян не готовы инвестировать на срок более трех лет
Россияне принимают инвестиционные решения самостоятельно или с помощью советов в профильных блогах и YouTube-каналах. Они не склонны рисковать и нечасто вкладывают деньги на срок более трех лет. К такому выводу пришли эксперты Райффайзенбанка по результатам проведенного исследования (есть в распоряжении «РБК Инвестиций»).
В опросе приняли участие более 1000 мужчин и женщин старше 21 года из крупных городов России. Участники ответили на вопросы об образовании, возрасте, склонности к риску, предпочитаемом горизонте инвестирования.
У большинства россиян нет специальных знаний о биржевой торговле, выяснили эксперты:
Среди россиян, инвестирующих на бирже, у 76% есть высшее образование, у 2% — степень кандидата наук, еще у 2% — профильное образование для торговли на фондовых рынках. Почти у каждого пятого инвестора среднее-специальное образование, и только у 2% — среднее школьное. При этом уровень образования у женщин-инвесторов в среднем выше — среди них более 80% имеют высшее образование.
Выбор, куда инвестировать
Женщины чаще мужчин прислушиваются к советам друзей — 8% против 5%. Также женщины чаше доверяют советам блогеров — 40% против 35%
Склонность к риску
Россияне не склонны рисковать. Подавляющее большинство россиян готовы к просадке портфеля максимум на 5-10%. Падения на 25% не боятся только 16% опрошенных, а потерять 40% готовы только 4%. 9% инвесторов вообще не готовы идти на риск и считают это небезопасным.
При этом каждый третий инвестор считает, что рисков можно избежать, если правильно выбирать инструменты, а 52% считают риски неотъемлемой частью торговли на бирже.
Женщины в среднем меньше склонны к риску, чем мужчины:
А вот возраст практически не влияет на аппетит к риску.
Инвестиционный горизонт российских инвесторов чаще всего составляет 1-3 года, однако 30% готовы оставаться на рынке и 3-10 лет. Краткосрочные стратегии интересны для 12% опрошенных, а долгосрочные — для 10%.
Анализ событий, «распаковка» компаний, портфели топ-фондов — в нашем YouTube-канале
Хороший инвестор – мертвый инвестор.
Сегодня мы продолжаем наш цикл рассылок, посвященный зарубежному инвестированию.
Допустим, мы начали инвестировать по тому подробному алгоритму, что был расписан вчера. Открыли счет, перевели туда деньги, купили активы… И? В дальнейшем ведь нужно с ними что-то делать? Следить за ними? Как-то их перекладывать?
На самом деле, все инвесторы всего мира давно уже поделились на 2 типа:
Давайте рассмотрим, в чем отличие этих двух подходов.
Теоретически, активные инвесторы могут «обыгрывать» рынок и получать бОльшую прибыль, чем мировые индексы.
Однако, на практике, на долгих сроках пассивная стратегия выигрывает!
Для иллюстрации накидаю несколько интересных картинок-исследований по сравнению двух этих подходов.
Иллюстрация 1. Активная Vs пассивная стратегии инвестирования.
Вот, например, таблица из отчета SPIVA, из которой четко видно, что на 5-летнем промежутке времени Индекс S&P 500, состоящий из 500 акций самых крупных компаний Америки, удалось обыграть только 8,09% управляющих! При этом, 91,91% показали доход ниже! Тогда в чем же смысл их работы?
Иллюстрация 2. Активная Vs пассивная стратегии инвестирования.
Противником Баффета в этом споре выступил хедж-фонд Protégé Partners. Причем компания взяла себе «фору» — выставила против одной ставки Баффета аж 5 своих фондов!
В результате, этот спор фактически превратился в своеобразную битву между «активной» и «пассивной» стратегиями инвестирования, за которой с интересом наблюдал весь мир! Чем всё закончилось?
Как видно из таблицы, Индекс S&P500 за 10 лет вырос аж на 125,8%! В то же время, абсолютно ВСЕ хедж-фонды с активным управлением показали доходность гораздо ниже!
Иллюстрация 3. Активная Vs пассивная стратегии инвестирования.
И, наконец, совсем недавняя моя личная статистика по малой части клиентов с 2016г. Специально такое качество, чтобы данные не «светить», но…
Три «красные» полосы на длинный список — это «минус» на счетах. Из них:
Остальное — «зеленым», то есть «плюс» на счетах.
У моих американских коллег, которые работают на рынке инвестиций более 25 лет, тоже есть похожая статистика. Плюс — с ними произошла реальная история, когда один из их клиентов, к сожалению, умер, не оставив после себя ни одного наследника. Мои коллеги говорят, что доходность этого клиента на сегодняшний день – одна из самых хороших! Почему? Просто потому, что никто в инвестиционный портфель банально не вмешивается, то есть «человеческий фактор» в принципе устранен…
В заключение хочется привести прекрасную цитату Джона Богла, основателя первого пассивного (индексного) фонда Vanguard:
«Я говорю некоторым финансовым советникам — «купить и держать».
Один из них как-то спросил меня:
— Я даю своим инвесторам ваш совет — «купить и держать». Они спрашивают, что им делать, а я говорю — ничего не делать. И на первый год, и на второй, и на третий — я повторяю, ничего не делать. И тогда инвесторы спрашивают: «Каждый год вы мне говорите ничего не делать. Зачем же вы тогда нужны мне, для чего?».
И я сказал:
— Самый верный ответ: «Я нужен вам, чтобы удерживать вас от попыток что-либо сделать».
Однако, здесь необходимо уточнить, что фразу «ничего не делать» все-таки не стоит трактовать столь буквально! Ведь даже в самом пассивно-управляемом портфеле – всегда есть место ребалансировке! Что это такое? Об этом – поговорим завтра! А пока напоминаю, что, если захочется посмотреть в лицо человеку, который любит «ничего не делать» в том смысле, который закладывал в это понятие Джон Богл, — добро пожаловать на консультации!