лучший концерт рахманинова для фортепиано
10 самых известных произведений Рахманинова
Сергей Васильевич Рахманинов, гениальный пианист и композитор, выходец из дворянской фамилии, стал одним из самых ярких символов российского музыкального наследия во всем мире.
После революции 1917 года он был вынужден эмигрировать в США, где и провел последнюю треть своей жизни. Однако произведения Рахманинова и тогда были очень популярен в Америке, Европе и СССР.
Давайте вспомним 10 известных произведений Рахманинова – одного из самых знаменитых отечественных композиторов, чей талант был признан на мировом уровне.
10. Пьеса-фантазия соч.3 №4 «Полишинель»
Пьеса-фантазия соч.3 №4 «Полишинель» – это довольно раннее сочинение Рахманинова, написанное им в 1892 году. “Полишинель” входит в цикл, состоит из пяти пьес общей продолжительностью около 21 мин.
Они впервые были исполнены в 1892 году. Произведение посвящалось Антону Аренскому – преподавателю Рахманинова по композиции.
Все пьесы цикла, включая “Полишинель” считаются одними из самых исполняемых работ прославленного композитора в студенческой среде. При этом ценность их заключается не только в способствовании развитию техники правой руки исполнителя, но и в формировании образцового представления композиторского мышления.
В “Полишинели” излюбленные Рахманиновым “колокольные” мотивы соединяются с упорными поступательными ритмами, характерные для марша, которым суждено было стать ключевыми во всем творчестве великого мастера.
9. Этюд соль минор, соч.33 №8
Само название сочинения Этюд соль минор, соч.33 №8, которое сам автор дал пьесам своего нового цикла, говорило о том, что здесь соединились оригинальные технические задачи с горячим стремлением к красочному живописанию при помощи звуков. Оба этих мотива, мелькавших уже ранее в прелюдиях Рахманинова, выступают в этом сочинении с еще большей образностью и рельефностью.
Здесь, как и в других сочинениях этого периода, нашли свое отражения мысли и переживания композитора о дальнейшей судьбе России, горячий протест против неотвратимого приближения чего-то действительно угрожающего.
8. Пьеса-фантазия соч.3 №2 «Прелюдия»
В первый раз на большой сцене сцене произведение Пьеса-фантазия соч.3 №2 «Прелюдия» прозвучало в 1892 году, и сразу же стало невероятно популярным. Даже через много лет, когда Рахманинов уже эмигрировал в Штаты, прелюдия оставалась актуальной и очень известной.
Каждое американское интервью Рахманинова, обязательно сопровождалось вопросом, касающимся прелюдии. И однажды, утомившись от расспросов на эту тему, Рахманинов сказал, что просто сочинил музыку, и не нужно настойчиво искать в ней программный замысел.
7. Симфония №1
Рахманинов также отмечал, что ни один из преподавателей, услышавших симфонию, не был в восторге от работы молодого композитора. Возможно, это было связано с отсутствием своего стиля, к тому времени еще не сложившегося у Рахманинова.
Премьера симфонии пришлась на 15 марта 1897 года в Санкт-Петербурге. Дирижёром тогда был прославленный Александр Глазунов.
К сожалению, в этот вечер Рахманинов испытал тяжкое разочарование, ведь его произведение потерпело полный провал. Критики приписывали автору эклектизм. Кроме того, большинство из них сошлось в том, что сочинение было недоработанным.
Эта неудача очень надломила Рахманинова — композитор оставил сочинительскую деятельность почти на три года. Это произведение в течение очень долгого времени оставалось неизданным, а партитура считалась утраченной.
Уже после смерти композитора, в 1944 году, удалось найти оркестровые голоса симфонии, благодаря чему была восстановлена и партитура сочинения. Второй раз мир увидел симфонию только в 1945 в Москве. На этот раз она имела оглушительный успех.
Одна часть сочинения, продолжительностью около 12 минут, увидела свет только в 1947 году, и называлась “Юношеская симфония”.
6. Фортепианный концерт №3
Композиция славится своим техническим требованием к пианисту и объективно является одним из самых сложных произведений в стандартном фортепианном жанре. Сочинение было написано на даче Рахманинова в Ивановке.
Третий фортепианный концерт представляет собой пик творчества композитора периода второй половины 1900-х годов. Этим произведением он как бы завершает и подводит итог в этой сложной драматической полосе творческих поисков. И при этом, концерт не содержит тех изъянов, которые имели место в предшествовавшим ему сочинениях автора, написанных в других жанрах.
5. Вокализ, соч.34 №14
В оригинальной версии композитор указывает, что сочинение может исполняться как сопрано, так и тенором, хотя чаще всего отдается предпочтение именно сопрано.
За всю свою историю вокализ был транспонирован на несколько других тональностей, что обеспечило возможность исполнителю избирать для себя наиболее удобную.
4. Симфонические танцы
За несколько лет, которые Рахманинов провел в эмиграции, у него успел сложиться определенный режим гастрольной деятельности, с обязательным перерывом в летний период.
Начиная с 1931 года, семья мэтра проводила каждое лето на вилле “Сенар” в Швейцарии. В этом месте Рахманинов не только приходил в себя после насыщенного гастрольного сезона, но и работал над новыми музыкальными произведениями. С началом Второй мировой войны, планы мастера кардинально изменились.
Лето 1940 года Рахманинов провел вблизи Нью-Йорка. Здесь, мучаемый переживаниями о дочери, которая осталась в оккупированном немецкими войсками Париже, за рекордно короткий срок Рахманинов создал последнее в своей жизни симфоническое произведение.
3. Симфония №2
Симфония №2 увидела свет в январе 1908 года в Санкт-Петербурге под управлением автора. А уже через месяц ее представили в Москве. К счастью, на этот раз симфоническое сочинение Рахманинова имело огромный успех и попало в список лучших произведений.
2. Рапсодия на темы Паганини
В этой завораживающей музыке ностальгия по прошлому на Родине сочетается с откровенной “дьявольщиной”. Не зря Рахманинов добавил в неё мотив “Dies irae”.
1. Фортепианный концерт №2
Второй концерт занял особое место во всем творчестве композитора, став чуть ли не самым узнаваемым его сочинением. И это случилось не только за счет невероятной мелодичности и выразительности композиции, но и благодаря тому, что здесь Рахманинов несравнимо ярко смог воплотить те состояния радостного предвкушения и творческого взлета, которыми были поглощены широкие слои общества Российской Империи на пороге XX века.
Посвящено произведение было известному в то время врачу Николаю Далю, во многом благодаря усилиям которого, Рахманинов смог прийти в себя после провала Первой симфонии и вернуться к сочинительству после долгого “застойного” периода.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Каминская Тамара
Второй концерт для фортепиано с оркестром (до минор) был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением Александра Ильича Зилоти (двоюродный брат Сергея Рахманинова).
Провал в 1897 году Первой симфонии Рахманинова сильно отразился на его морально-психологическом состоянии. В течение нескольких лет он находился в глубоком творческом кризисе.
Лишь к началу 1900-х Рахманинов смог вернуться к активной композиторской деятельности, не в последнюю очередь благодаря лечению у известного врача-гипнотизёра Николая Даля, которому и посвящён концерт. Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему.
Я лично тоже склоняюсь к такому мнению. Люблю этот концерт, он записан у меня на жёстком диске компьютера и я не устаю его слушать, радуясь при этом тому, что мне не нужно ловить его по радио, как приходилось это делать героине фильма «Весна на Заречной улице».
Концерт написан в традиционной форме сонатно-симфонического цикла. В нём три части (вторая и третья исполняются без перерыва):
1.Moderato
2.Adagio sostenuto
3.Allegro scherzando
По мужской линии его родословная восходит к молдавскому господарю Стефану Великому.
Он рано начал заниматься музыкой, рано же обнаружил способности к композиции.
Во время Великой Отечественной войны дал несколько концертов, сбор от которых он полностью направил в фонд Красной Армии.
Портрет Сергея Рахманинова, представленный здесь, принадлежит кисти Константина Сомова, мирискуссника (участника объединения Мир Искусств), замечательного художника, в том числе и театрального.
Очень хорошее исполнение, а видеоряд просто великолепный.
В 1982 году был удостоен первой премии на Международном конкурсе исполнителей в Женеве.
Участвовал также в создании трио «Klaviohorn» вместе со скрипачом Александром Тумановым и валторнистом Глебом Карпушкиным.
Думаю, что Владимир Спиваков в рекомендациях не нуждается, а вот ещё молодая, но уже известная и титулованная пианистка Ольга Керн, возможно, знакома не всем.
Окончила Центральную музыкальную школу в Москве и Московскую консерваторию.
В 1993 году завоевала первый приз на первом Международном конкурсе пианистов имени С.В.Рахманинова.
Является лауреатом 11 международных конкурсов
В 2001 году Ольга Керн завоевала золотую медаль на международном конкурсе пианистов имени Ван Клиберна, разделив её со Станиславом Юденичем из Узбекистана.
Во время Второй мировой войны вместе с матерью при попытке по поддельным документам покинуть Болгарию был задержан и интернирован. Богатым в таком случае помогали деньги, а Алексису помогла музыка.
Вайссенберг пишет об этом так:
Через Стамбул и Бейрут Вайссенберг с матерью попал в Хайфу, где перед войной обосновалась одна из её сестёр, игравшая на рояле в припортовом баре.
Художественный фильм «Рапсодия» (1954)
Концерт для фортепиано с оркестром N 3 (ре минор) был написан Сергеем Рахманиновым в 1909 году и является одним из наиболее известных и часто исполняемых произведений автора.
Этот концерт славится своим техническим и музыкальным требованием к исполнителю и имеет репутацию одного из самых трудных концертов в стандартном фортепианном репертуаре.
Концерт был написан в летнем доме Рахманинова в Ивановке. Композитор завершил концерт 23 сентября 1909 года.
В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. Из-за нехватки времени Рахманинов не мог репетировать концерт в России. Вместо этого он практиковался на клавиатуре, которую он взял с собой на корабль, которым плыл в США.
Концерт состоит из трех частей:
Концерт был впервые исполнен 28 ноября 1909 года Рахманиновым с Нью-Йоркским симфоническим оркестром под управлением Вальтера Дамроша в ходе турне Рахманинова по Соединенным Штатам Америки.
Премьера концерта в России состоялась в апреле 1910 года.
Начала играть в три года, публично дебютировала исполнением концерта Моцарта в 8 лет.
В 1955 семья переехала в Европу, где Марта училась у Фридриха Гульды, Артуро Бенедетти Микеланджели, Штефана Ашкенази.
В 1957 году Марта Аргерих стала победительницей Международного конкурса исполнителей в Женеве и Международного конкурса пианистов имени Бузони.
Ко всему этому Марта Аргерих мать шестерых детей и просто красивая женщина. Как ей удается все это сочетать остаётся загадкой, но факт остаётся фактом. Марта Аргерих, безусловно, относится к тем музыкантам, которых величают пианистической элитой. Критики вообще не скупятся на слова: «затворница», «волшебница», «богиня», «величайший виртуоз нашего времени» и даже… «Грета Гарбо фортепиано», как называют эту замечательную женщину журналисты.
Avery Fisher Hall, New York, 1978
Ещё одно замечательное исполнение этого концерта. Привожу его и потому что играет Владимир Горовиц, что само по себе заслуживает внимания, и потому что Марта Аргерих некоторое время занималась у Горовица по классу фортепиано. Любопытно сравнить стить учителя и ученицы.
Мета играет значительную роль в израильской культуре: в 1991 году за вклад в израильскую музыкальную культуру Мете была присуждена Государственная премия Израиля.
Рубрики: | Музыка на века Опера, оперетта, классическая музыка, балет. |
Метки: кино музыканты Герберт Фон Караян композиторы сергей рахманинов ольга керн «рапсодия» фортепианный концерт кино документальное алексис вейссенберг евгений крушевский
Процитировано 38 раз
Понравилось: 33 пользователям
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Фортепианные концерты Рахманинова
Фортепианные концерты Рахманинова
Композитор сильного, ярко самобытного дарования, гениальный пианист, не имеющий себе равных среди современников, выдающийся дирижер — «божество в трех лицах», как выразился о Рахманинове один из критиков. Какая из сторон деятельности этого феноменально одаренного музыканта была главной, определяющей? Современники затруднялись ответить на этот вопрос.
Важное место в творчестве Рахманинова занимает и жанр концерта как таковой: ни для одного из его современников, творческие интересы которых были связаны в первую очередь с областью фортепианной музыки, этот жанр не имел такого значения, как для него. Каждый из четырех фортепианных концертов Рахманинова обозначает определенную веху на пути композитора.
1 КОНЦЕРТ, написанный им в семнадцати-восемнадцатилетнем возрасте, еще до окончания консерватории, — произведение неровное и недостаточно самостоятельное. В нем чувствуется влияние как русских музыкантов, под воздействием которых рос и формировался юный Рахманинов. Некоторые места (особенно во второй и третьей частях концерта) кажутся наивными, элементарными по изложению. Вместе с тем в ряде моментов чувствуются рахманиновская «львиная хватка», напор и энергия. Выразительны взволнованно-лирическая тема главной и спокойная, легко парящая — побочной партии.
Концерт был первым произведением Рахманинова, которое он решился предать гласности, обозначив его op. 1. О том, что оно оставалось ему дорого и позже, свидетельствует новая редакция, сделанная в 1917 году.
***
2 КОНЦЕРТ. Концерт, принесший ее автору заслуженный успех, был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта Чайковского. Но, при сохранении преемственных связей с наследием Чайковского и других русских и зарубежных композиторов XIX века, рахманиновский концерт содержит много нового как в своем образном строе и средствах музыкального выражения, так и в самой трактовке жанра. Можно было бы назвать его вдохновенной лирико-патетической поэмой для фортепиано с оркестром.
3 КОНЦЕРТ. Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание в 1909 году Третьего фортепианного концерта, которому принадлежит такое же центральное место среди его сочинений конца 1900 — начала 1910-х годов, какое занимает Второй концерт в ряду произведений рубежа столетий. Не уступая этому своему предшественнику по свежести вдохновения, мелодическому богатству и красоте тем, Третий концерт носит на себе печать большей зрелости и сосредоточенности мысли. Асафьев считал, что начиная именно с Третьего концерта происходит окончательное формирование «титанического стиля рахманиновской фортепианности» и черты «наивно романтической фактуры», свойственные ранним сочинениям композитора, полностью преодолеваются им.
Концерт начинается сразу, после двух вступительных тактов оркестра, с проведения широко распевной темы главной партии солистом в октавном изложении. По своей обобщающей силе и глубине выражения она не уступает первой теме Второго концерта, но, в отличие от нее, звучит тихо и скромно, со сдержанным затаенным чувством задумчивой печали. Мелодия попевочной структуры развертывается в ограниченном диапазоне с постоянным возвращением к основному устою. Много раз отмечалась близость ее к строению древнерусских церковных напевов, приводились даже конкретные примеры подобной близости.
4 КОНЦЕРТ Четвертый концерт Рахманинова уступает двум предыдущим по свежести мелодического изобретения, широте и напряженности симфонического развития. Вместе с тем в нем проявляется ряд черт, характеризующих последний, зарубежный период творчества композитора: стремление к строгой сдержанности выражения, порой жесткость, графичность музыкального письма, усиление темных, мрачных тонов, принимающих иногда зловещую окраску («разгул злых сил» в финале).
Лучший концерт рахманинова для фортепиано
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРЫМ запись закреплена
«Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России, и только потому, что душа этой темы русская. Здесь нет ни одного этнографического аксессуара, ни сарафана, ни армяка, ни одного народно-песенного оборота, а между тем каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия.»
Н. К. Метнер
Острый душевный кризис, вызванный неудачным исполнением Первой симфонии, Сергей Рахманинов преодолел после нескольких лет тяжелого молчания. Второй фортепианный концерт знаменовал подлинное «выздоровление» композитора, свидетельствовал о могучем подъеме его творческих сил. В знак благодарности одно из лучших своих сочинений Рахманинов посвятил излечившему его врачу Н.В. Далю.
Уже показ медленной второй части концерта был восторженно встречен московской музыкальной общественностью. По рассказам современников, С.И. Танеев плакал во время исполнения, называя музыку Рахманинова гениальной. Триумфально прошла и премьера концерта, состоявшаяся в Москве 27 октября 1901 года; солистом выступил автор, оркестром управлял А.И. Зилоти. Монументальность формы, разнообразие и мощь полнозвучной фортепианной фактуры, «соревнующейся» с многокрасочной палитрой оркестра, сообщают концерту подлинно симфонический размах.
Все в этой жемчужине русской музыкальной классики – и «колокольность», и широкий разлив лирических тем, и напор упругих волевых ритмов, и высокие волны кульминаций, и тихий свет мгновений созерцательного покоя – все исполнено необычайной красоты, все ведет к последней вершине – мощному апофеозу, исполненному восторга и ликования.
Иосиф Райскин
Опрос для участников группы: «Лучший исполнитель Концерта для фортепиано с оркестром № 2 С. В. Рахманинова»:
Лучший концерт рахманинова для фортепиано
С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 3
Сергей Рахманинов – это яркая и сильная фигура в отечественной музыкальной культуре. Он был блестящим пианистом, не имеющим себе равных среди современников. Кроме того многие поклонники знали его как выдающегося дирижера и, конечно же, композитора. Не случайно один из музыкальных критиков назвал маэстро «божеством в трех лицах». Его исполнительский дар был поистине великолепным, и именно фортепианной музыке Рахманинов уделял огромное значение в своем творчестве.
Историю создания Концерта для фортепиано №3 Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Очень важное место в фортепианном творчестве Сергея Васильевича Рахманинова занимает жанр концерта. Более того, ни один из его современников не придавал такого значения этому жанру. Считается, что именно концерты – это своеобразные вершины в его творчестве, а остальные сочинения (сонаты, вариации, прелюдии ) лишь спутники, но неизменно наделенные аналогичными творческими идеями.
Все концертное творчество композитора принято делить на три периода: ранний, зрелый и заграничный. Так, его первый концерт был сочинен еще в студенческие годы, во время обучения в консерватории (1981). Второй (1901) и Третий (1909) концерты появляются уже в зрелый период его творческого пути. Четвертый принято относить к переходному отрезку от зрелого к позднему периоду, соответственно от русского к заграничному. Сюда же следует отнести и Рапсодию на тему Паганини . Первый концерт принято считать еще недостаточно самостоятельным. В нем улавливается большое влияние Чайковского , Грига, Листа . Любопытно, что именно этот концерт является первым произведением, которое молодой композитор решил предать гласности и занес в свой первый опус. Чуть позже он сделал вторую редакцию этого сочинения.
Во Втором концерте Рахманинов предстает уже зрелым композитором с индивидуальным ярким стилем. Исполнение этого произведения принесло Сергею Васильевичу заслуженный успех. Оно сразу же было признано критиками лучшим в этом жанре, правда, после Концерта b-moll Чайковского. Главную партию первой части и вовсе назвали одной из самых ярких тем России.
Центральное место в этот период творчества занимает Третий фортепианный концерт, который ничуть не уступает предыдущему по мелодическому богатству и широте тем. Более того, в нем заметно чувствуется большая зрелость и сосредоточенность мысли.
Весной 1909 года семья Рахманиновых покинула Дрезден и вернулась в Москву. Композитор сразу же включился в работу. Летом, по обычаю, он перебирается в Ивановку. Вот только к этому времени имение уже пришло практически в упадок. Композитору пришлось взять в свои руки полностью управление и привести все в порядок. Масса усовершенствований обошлась Рахманинову в приличную сумму. Именно здесь он и начинает работу над своим Третьим концертом d moll. К октябрю этого года произведение было полностью закончено и оркестровано.
Впервые концерт был исполнен в ноябре 1909 года в Нью-Йорке под управлением В. Дамроша. В январе 1910 года Сергей Васильевич повторил исполнение своего нового сочинения уже совместно с Густавом Малером . А вот соотечественники композитора смогли познакомиться с новым сочинением в исполнении автором весной 1910 года. Оркестром управлял Е. Плотников.
После первого прослушивания концерт был очень тепло принят публикой и высоко отмечен музыкальной общественностью, но не более. Настоящее признание пришло немного позднее. Критики объясняют это новизной концерта. Лишь в 30-е годы это сочинение получает более широкое признание публики, его исполняют во многих концертах. В. Горовиц, В. Гизекинг, а также многие другие советские и английские пианисты включают это произведение в свои программы.
Интересные факты
Содержание Концерта для фортепиано №3 Рахманинова
В Третьем концерте Рахманинов показал во всей красе образ Родины, но немного иной, нежели во Втором. Здесь композитор уделяет внимание именно Древней Руси, с ее таинственным и поэтичным звучанием. Мягкая и задушевная мелодия начинает концерт, она словно невзначай напета. Тема эта словно сама выросла из русского народного-песенного мелоса. Постепенно свободно-вариантное песенное развертывание приводит к кульминации в которой возникает новый песенный оборот. Это словно тихий вздох восхищения от созерцания родных просторов, открывшихся взору. Следующие части словно вырастают из первой.
Главная тема Интермеццо (2 часть) также представляет собой песенный мотив. Он полон сосредоточенной задумчивости. Воображение рисует серьезный и вдумчивый взгляд в затененные родные дали. Далее звучат вариации-строфы, где происходит страстное излияние чувств. Лишь четвертая строфа несколько оттеняет другие со своей танцевальностью. Как напоминание, здесь проводятся партии из первой части.
Третья часть – финал, рисует сказочный мир, который вступает в свои права с воцарением темноты и исчезает с рассветом, оттеняя праздничные массовые картины (экспозицию и репризу). Основной образ представляет собой причудливый звездный дождь, который завораживает слушателей загадочно-насмешливой феерической красотой.
Рахманинов очень мастерски использовал для этих целей звучность фортепиано. Кульминация части мощная, колокольно-хоровая. В ней угадывается какое-то упование на небывалое преображение, но в решающий момент происходит катастрофический срыв. Вместо нового проведения, песенный мотив трагически распадается. Появляются зловещие фантастические линии, а также стонущие интонации. К концу спада все утихает, восстанавливается тональность. Но это лишь смутные проблески надежды на восстановление песенного образа. Традиционной сонатной репризы здесь нет. В большой и невероятно виртуозной каденции солиста главная тема приобретает скерцозный облик, затем звучит с патетическими призывами. Песенная тема снова возвращается в репризе-коде, здесь она звучит скромно и во всей красе. Завершается произведение каскадом аккордов, как победой светлого начала.
В Третьем концерте воображение Сергея Васильевича проложило пусть светлым надеждам сквозь «вековую мглу». Примечательно, что сочинение это стало одной из вершин русского музыкального искусства предоктябрьской поры. Оно создавалось наряду с патриотическими циклами «Родина», «На поле Куликовом» Блока. Именно в это время поэт осознал, что главной является тема о России и она самая реальная, настоящая. Удивительным образом два лирика-современника, абсолютно не сговариваясь воспевают в своем творчестве главную для себя тему.
Третий концерт Рахманинова является одним из наиболее значимых произведений композитора. Он открывает новые грани творчества маэстро. Этим сочинением, Рахманинов еще более сближает концерт и симфонию. Но еще примечательнее то, что все возможности для интенсивного развития сконцентрированы у него в одной, невероятно красивой песенной теме. Именно в этом концерте практически полностью сформировался стиль Сергея Рахманинова, неповторимый и легко узнаваемый.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фортепианный концерт №3 Рахманинова