лучший корабль вмф ссср
5 легендарных советских кораблей, которые не знали себе равных
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Легкий крейсер «Киров»
Легкий крейсер, который был создан советскими инженерами после досконального изучения итальянского опыта на этом поприще. Строительство судна начали 11 июля 1934 года. Уже 7 августа 1937 года «Киров» совершил свое первое плавание. Легкий крейсер прошел боевое крещение во время советско-финской войны, а после принимал участие в Великой Отечественной войне, обороняя в 1941 году Таллин. После падения города, крейсер участвовал в эвакуации командования и правительства Эстонии. Несмотря на постоянные нападения немецкой авиации, 30 августа 1941 года добрался до Ленинграда.
2. Эсминец «Гремящий»
3. Сторожевой корабль «Сметливый»
Единственный дошедший до наших дней корабль из «Проекта 61». Инициатива началась в 1950-х годах. Корабль создавался как средство противодействия для американских подводных лодок, способных пускать ядерные ракеты. Примечательно, что на момент создания корабли подобные «Сметливому» были почти полностью идентичны современным американским ракетоносцам. Вооружалось судно двумя зенитными установками, двумя спаренными 76-мм артиллерийскими расчетами, пятитрубным торпедным аппаратом, двумя реактивными бомбометами и противолодочным вертолетом.
4. Ракетный крейсер «Москва» (ранее «Слава»)
Создание этого корабля началось в 1972 году в рамках проекта «Проекта 1164». Корабль все еще считается современными ракетным судном. Он несет 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Базальт», два пятитрубных торпедных аппарата, зенитные ракеты «Оса», а также пару артиллерийских установок калибров 100 и 30 мм. В 2008 году судно принимало участие в российско-грузинском конфликте. С 2015 года участвует в конфликте в Сирии, где занимается прикрытием авиационной группы.
5. Малый ракетный корабль «Бора»
Ракетный корабль «Бора» заложили еще в 1980-е годы, однако из-за надвигавшегося политического и экономического кризиса, судно спустили на воду только в 1997 году. На сегодняшний день судно остается крупнейшим в мире катамараном с аэростатической воздушной подушкой. Предназначен корабль для ликвидации транспорта противника, боевых кораблей, а также обеспечения прикрытия десанта и конвоя. Сочетание катамарана и воздушной подушки позволило с одной стороны сделать «Бора» очень быстрым кораблем, а с другой стороны оборудовать его мощным вооружением.
Хочется узнать еще больше интересного о флоте? Тогда стоит почитать про советский корабль на воздушной подушке «Зубр», который стоит на вооружении стран НАТО в наше время.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Советские боевые корабли имели неповторимый аутентичный облик, современные исследования американских специалистов изучающих военно-морское дело сходятся во мнении, что одним своим внешним обликом корабли СССР превосходили всё западное, и морально производили более сильное впечатление.
Советская военно-морская мощь — это не просто слова, это гениальные проекты, намного опередившие своё время, некоторые из которых до сих пор в строю и представляют собою ужасающую ударную мощь из-за невероятного могущества ракет. Колоссальная ударная мощь, вложенная в небольшие корпуса, до сих пор не даёт покоя исследователям во всём мире. Военно-Морской Флот СССР представлял собой единую альтернативу флотам западных стран (по умолчанию – ВМС США). Руководство ВМФ СССР выработало совершенно оригинальную (и совершенно верную!) концепцию противодействия ВМС США и смело придерживался выбранного направления, создавая специфические, до этого нигде невиданные, образцы военно-морской техники:
— тяжелые авианесущие крейсеры;
— подводные лодки с крылатыми ракетами, т.н. «убийцы авианосцев»;
— ударные ракетные крейсера, известные как «оскал социализма» Английский корабль «Портланд» и российский «Адмирал Чабаненко» проекта 1155.
Восстановив экономику и промышленность после страшной войны, СССР в 1960-е годы выкатил на просторы Мирового океана ТАКОЙ ФЛОТ, от которого задрожали обе половинки Земли – в такт подводным ракетоносцам, покачивающимся у пирсов в Гремихе и бухте Крашенинникова. бухта Крашенинникова
Хорошо было бы украсть на Западе готовые технологии, да вот незадача, красть для военно-морского флота было нечего – то, что делал СССР, зачастую не имело аналогов в мире. Тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) третьего поколения проекта 1144 «Орлан»
Мощный океанский флот − вообще очень дорогое удовольствие, он имелся только у двух сверхдержав – Советского Союза и США. Больше никто, кроме нас и американцев, массово не строил ракетные крейсеры. В общем смысле, понятие «советский ракетный крейсер» подразумевало крупный многоцелевой надводный корабль с мощным противокорабельным ракетным комплексом.
Кстати, первый корабль, вооруженный противокорабельными ракетами, был построен в СССР, если вы не знали. Ракетный крейсер проекта 58 «Грозный» вступил в строй в 1962 году
Полное водоизмещение 5 500 тонн.
Экипаж 340 человек.
Полный ход – 34 узла.
Дальность плавания – 3500 миль (на 18 уз.).
Вооружение:
— противокорабельный косплекс П-35 (2 ПУ, боезапас 16 ПКР);
— ЗРК малой дальности М-1 «Волна» (16 зенитных ракет);
— два автоматических спаренных орудия калибра 76 мм;
— 6 торпед калибра 533 мм;— 2 х 12 реактивные пусковые установки РБУ-6000;
— вертолетная площадка
Крейсер представлял смертельную угрозу для любой эскадры противника – одна из четырех ракет каждой пусковой установки была с мегатонным ядерным «сюрпризом». Всего построено 4 единицы: «Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко», «Варяг».
В конце 1960-х — начале 1970-х годов противостояние СССР и США в «холодной войне» в океане достигло небывалой прежде остроты. Все чаще и чаще корабли военных флотов двух супердержав оказывались буквально борт к борту в многочисленных «горячих точках». И все чаще среди офицеров ВМФ США возникали тревожные вопросы: «Почему советские надводные корабли, будучи меньше в размерах, тем не менее оказываются более быстроходными и лучше вооруженными, чем корабли США? Почему они обладают лучшей мореходностью? Означает ли это, что Советы превосходят нас в кораблестроении? Почему мы не можем построить такие же корабли?». Эта обеспокоенность стала первопричиной целой серии интереснейших исследований, проведенных за рубежом в 1970–1980-е годы. В своей статье 1977 года Джеймс Кихоу показывает, сколь велико превосходство по вооруженности российского противолодочного корабля «Николаев» в сравнении с американским крейсером «Виргиния». Хотя в начале 1980-х очевидный разрыв сократился, и на борту «Виргинии» появилось дополнительное вооружение (на рисунке показано красным), американские корабли всё равно оставались в роли догоняющих.
Проведенный сравнительный анализ уровня вооруженности кораблей флотов СССР и США в весовых измерениях — процентная доля от общего водоизмещения и количество артиллерийских, ракетных, торпедных установок и летательных аппаратов на 1000 т водоизмещения, выявил почти трехкратное превосходство советских фрегатов и двукратное — эсминцев и крейсеров. Сторожевой корабль класса «Бдительный»
На практике это означало, что советские корабли, будучи меньшими по водоизмещению и размерам, превосходили американские аналоги по вооруженности в два-три раза. С точки зрения зарубежных специалистов, они отличались явной перевооруженностью, будучи буквально «напичканы оружием».
В поисках ответа на вопрос «Почему внешний облик советских кораблей производит впечатление большей военной мощи, чем облик американских?» уже упоминавшийся Герберт Мейер совместно с офицером флота США Джоном Роучем (John Ch. Roach) предприняли попытку анализа архитектурного дизайна советских и американских боевых кораблей. Обосновывая свой подход к решению проблемы и использованную методику, авторы отмечали: «В истории морских народов существует давняя традиция, касающаяся эстетики дизайна военных кораблей. Помимо своей основной роли ведения войны, боевые корабли служили политическим инструментом эффективной проекции морской мощи, престижа и влияния нации…».
Американские исследователи проанализировали внешний вид новых кораблей флота США и сравнили их с кораблями новейших типов советского флота. И это сравнение оказалось не в пользу первых: «Современные боевые корабли американского флота выглядят громоздкими, неустойчивыми, плоскобокими, статичными и недовооруженными и, в целом, кажутся менее устрашающими, чем должны казаться. При сравнении с кораблями других флотов, такими как новые корабли советского флота, видимый контраст разителен, советские корабли кажутся более зловещими и угрожающими». Сравнение «линий силы» американского крейсера «Калифорния» (вверху) с «линиями силы» советского противолодочного корабля «Николаев» по методу Геберта и Роуча наглядно показывает, за счет чего достигался «максимальный пропагандистский эффект использования флота».
Полное водоизмещение 11 500 тонн.
Экипаж 510 человек.
Полный ход – 32 узла.
Дальность плавания – 6000 (на 18 уз.).
Вооружение:
— противокорабельный ракетный комплекс П-1000 «Вулкан» (8 спаренных ПУ, боезапас 16 ракет);
— зенитный ракетный комплекс С-300Ф «Форт» (8 барабанных ПУ, боезапас 64 ракеты);
— два зенитных ракетных комплекса малой дальности «Оса-МА» (2 балочных ПУ, боезапас 40 ракет);
— противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 10 ракетоторпед);
— одна спаренная автоматизированная артиллерийская установка калибра 130 мм;
— три батареи автоматических зениток АК-630 (всего 6 орудий + 3 РЛС управления огнем);
— два реактивных бомбомета;
— противолодочный вертолет и ангар для его длительного хранения.
Даже несмотря на общее моральное и физическое устаревание этих крейсеров, заложенный в них потенциал настолько высок, что позволяет «Атлантам» до сих пор действовать на равных с самыми современными зарубежными ракетными крейсерами и эсминцами УРО. Например, не имеющий аналогов комплекс С-300Ф – даже современные зенитные ракеты ВМС США, ввиду ограниченных размеров стандартных ячеек УВП Mk.41, уступают по энергетическим характеристикам ракетам комплекса «Форт» (проще говоря – они вдвое легче и вдвое медленнее). Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144.2 (шифр «Орлан») 1998 г.
Полное водоизмещение 26 000 тонн.
Экипаж 635 человек.
Полный ход – 32 узла.
Дальность плавания – не ограничена запасами топлива.
Вооружение:
— противокорабельный комплекс «Гранит» (20 ПУ, боезапас 20 ракет);
— ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт» ( 6 ПУ, боезапас 48 ракет);
— ЗРК большой дальности С-300ФМ «Форт-М» (6 ПУ, боезапас 46 ракет);
— ЗРК малой дальности «Кинжал» (12 ПУ, боезапас 128 ракет);
— противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 20 ракетоторпед);
— одна спаренная автоматизированная артиллерийская установка калибра 130 мм;
— 6 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик»;
— три реактивных бомбомета;
— три вертолета.
Теоретически, в бою один на один «Орлану» нет равных среди всех кораблей мира – огромный океанский киллер сможет разобраться с любым противником. На практике ситуация выглядит гораздо интереснее – тот противник, против которого создавались «Орланы», по одиночке не ходит. Что ожидает «Орлан» в реальном бою с авианосцем и его эскортом из пяти ракетных крейсеров? Славные Гангут, Чесма или страшный Цусимский погром? Никто не знает ответ на этот вопрос.
Появление первого «Орлана» в 1980 году немало взбудоражило весь мир – помимо циклопических размеров и богатырской стати, советский тяжелый крейсер стал первым в мире боевым кораблем с подпалубными системами вертикального запуска. Немало страхов вызвал зенитный комплекс С-300Ф – ничего подобного в то время просто не существовало ни в одной стране мира.
По факту, первым кораблем с установленным экспериментальным комплексом С-300Ф был БПК «Азов». Кроме того, направляющие С-300Ф установлены не совсем вертикально, а под углом 5° к нормали во избежание падения ракеты на палубу при отказе стартового двигателя. 26 тыс. тонн водоизмещения – прямое следствие наличия ядерных реакторов.
Кстати, парадоксальное совпадение, белоголовый орлан – национальная эмблема США!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Пять знаменитых советских кораблей
ЛЁГКИЙ КРЕЙСЕР «КИРОВ»
Готовясь к проектированию для флота серии лёгких крейсеров, советские конструкторы самым внимательным образом изучили итальянский опыт в этой области. В качестве исходного образца избрали «Раймондо Монтекукколи», а также купили у фирмы «Ансальдо» полный пакет технической документации на механизмы крейсера «Эудженио ди Савойя». Первоначально корабль планировали вооружить шестью 180-мм орудиями главного калибра с размещением их в трёх двухорудийных башнях, но в 1934 году родилась достаточно смелая идея установить в имеющихся габаритах по три орудия. К недостаткам такого решения можно отнести расположение всех стволов в одной люльке, то есть с единственным приводом вертикального наведения, поэтому одно удачное попадание неприятельского снаряда могло вывести из строя одновременно всю башню. Однако возможность увеличить на 50% число стволов главного калибра всё же перевесила.
Строительство начали 11 июля 1934 года, а 7 августа 1937 года корабль совершил первый выход в море. 28 сентября 1938 года комиссия под председательством капитана 2-го ранга Д.Д. Долина подписала акт о приёмке.
Во время советско-финской войны «Киров», базируясь на Лиепае, выходил в море для обстрела береговой батареи противника на острове Руссарэ.
Великую Отечественную войну крейсер встретил на рейде Риги. В ходе обороны Таллина с 22 по 27 августа 1941 года провёл 36 стрельб по скоплениям войск противника.
Во время таллинского перехода «Киров» был флагманским кораблём главных сил. На его борту находились эвакуируемые Военный совет Краснознамённого Балтийского флота и члены правительства Эстонии.
С 30 августа крейсер неоднократно обстреливал рвущиеся к Ленинграду немецкие войска. Авиация противника неоднократно бомбила «Киров», но, несмотря на то что периодически добивалась попаданий, потопить корабль так и не смогла. 27 февраля 1943 года крейсер «Киров» наградили орденом Красного Знамени.
Кроме «Кирова» в составе Черноморского флота находился построенный по тому же проекту «Ворошилов».
ЭСМИНЕЦ «ГРЕМЯЩИЙ»
Вступивший в строй в 1997 году малый ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» стал крупнейшим в практике мирового кораблестроения катамараном с аэростатической воздушной подушкой. Он предназначен для уничтожения боевых кораблей и транспортов противника, обеспечения прикрытия быстроходных десантных соединений и конвоев, а также ведения разведки и дозорной службы в операционной зоне наших сил.
Именно синтез катамарана и воздушной подушки позволил совместить в конструкции одного корабля две практически взаимоисключающих характеристики: установку мощного вооружения и обеспечение высокой скорости полного хода. В итоге на сравнительно небольшой по размерам платформе удалось разместить восемь противокорабельных ракет «Москит», а скорость достигает 55 узлов (101,9 км/ч).
В настоящее время находящиеся в составе Черноморского флота «Бора» и однотипный «Самум» продолжают оставаться уникальными кораблями, не имеющими аналогов в мире.
Самый большой корабль России: “Петр Великий” и еще 8 морских гигантов
Военно-морской флот РФ насчитывает более 200 кораблей. Самый большой корабль России – “Петр Великий”. Но на звание самого крупного судна претендуют еще 8 кораблей, размеры которых поражают воображение.
Номер один: “Петр Великий”
Самым большим кораблем в России является атомный крейсер “Петр Великий”. Корабли этого класса появились в середине 60-х годов прошлого столетия. Из-за высокой стоимости и сложности постройки, похвастаться наличием таких крейсеров в военно-морском флоте могли всего две сверхдержавы – США и СССР. Сегодня в мире эксплуатируется всего один атомный крейсер – “Петр Великий”, входящий в состав ВМФ РФ.
История корабля
Начало строительства самого мощного корабля ВМФ России приходится на 1986 году. Тремя годами позже атомный крейсер был спущен на воду. При разработке, судно получило имя “Юрий Андропов”, однако в 1992 году корабль переименовали. Бортовой номер тоже сменился – с 183 на 099.
К строительству и испытаниям корабля подошли со всей тщательностью. Как только крейсер спустили на воду, он был направлен на ходовые испытания в Заполярье.
На счету корабля несколько интересных достижений:
“Петр Великий” – флагман северного флота РФ.
Характеристики самого большого корабля
Самый большой военный российский корабль имеет следующие характеристики:
Энергетическая установка представлена двумя атомными реакторами. Это делает мощный корабль еще и одним из самых опасных в мире для самого экипажа.
Самый большой военный корабль российского флота имеет скорость движения около 32 узлов, что равняется примерно 60 км/ч. Для сравнения, скорость современного атомного авианосца, построенного два года назад в США, составляет 30 узлов.
Конструкция
Самый большой крейсер в России может похвастаться внушительным экипажем – корабль рассчитан на 1035 человек команды. В корабле 49 коридоров, а общая их протяженность составляет почти 20 км.
Крейсер оснащен шестью палубами и имеет целых восемь ярусов. В распоряжении экипажа:
Мощная энергетическая энергоустановка крейсера может обеспечить электричеством и теплом средний провинциальный город, в котором проживают 150 тыс. человек.
Ракетный крейсер “Москва”
Еще одним претендентом на звание “самый большой корабль в РФ” является ракетный крейсер “Москва”.
Это один из самых больших российских военных кораблей, но самым большим крейсером в России все же остается Петр Великий.
Длина этого корабля составляет почти 187 метров, ширина – почти 21 метр. Этот корабль был построен Николаевским судостроительным заводом (Украина) в конце 80-х годов прошлого века, и до сих пор успешно эксплуатируется, однако в 2018 году встал на капитальный ремонт. В составе СССР носил имя “Слава”, затем был переименован, когда стал частью флота РФ.
“Варяг”
Ракетный крейсер “Варяг” – младший брат крейсера “Москва”, выпускник того же завода. Имеет схожие характеристики – 186 метров в длину и 20.6 метров в ширину. В составе СССР носил имя “Червона Украина”, переименован в 1995 г. Является флагманом тихоокеанского флота РФ.
Экипаж корабля отмечен орденом Нахимова в 2015 году.
Крейсер “Адмирал флота Кузнецов”
За звание самого большого корабля может побороться и крейсер “Адмирал флота Кузнецов”. Это судно с множеством названий, с момента проекта до спуска на воду он сменил 4 имени.
Это единственное судно такого класса в составе ВМФ России. Эксплуатируется с 1988 года, до 2020 года находится на ремонте.
По ватерлинии длина составляет 270 метров, наибольшая длина достигает почти 300 метров. Ширина – 33 м по ватерлинии, и до 72 м в наибольшей части.
Экипаж – 1950 человек.
Максимальная длина и ширина обусловлены палубой для взлета авиатехники, поэтому данный крейсер не является самым большим.
“Юрий Долгорукий”
Разобравшись, какой крейсер самый большой в России, следует остановиться на характеристиках самой большой подводной лодки. Таковой является атомная подводная лодка “Юрий Долгорукий”, длина которой составляет 170 метров.
К-535 “Юрий Долгорукий” входит в состав Краснознаменного северного флота и прописан в Мурманской области.
Поступил на вооружение флота в 1995 году, эксплуатируется по сей день.
“Северодвинск”
За звание самого мощного подводного корабля военно-морского флота или ВМФ России может побороться и подводная лодка “Северодвинск”, длина которой составляет 120 метров.
Подлодка К-560, или “Северодвинск”, спущена на воду в 2010 году и служит в составе Северного флота. Интересно, что это объединение ВМФ РФ является самым молодым, но имеет в составе несколько самых крупных кораблей, в том числе подводных.
Экипаж судна состоит из 90 человек, особенностью является длительная автономность плавания – до 100 суток.
“Татарстан”
Представитель сторожевых кораблей или корветов в составе ВМФ. Является флагманом Каспийской флотилии. Основное предназначение – защита экономических морских зон.
Его наибольшая длина составляет 102 метра. Всего было построено 8 кораблей. Из них два списаны, два служат в ВМФ России, еще 4 корабля построены по заказу Вьетнама.
Корвет “Сообразительный”
Корвет с таким запоминающимся именем входит в состав Балтийского флота. Впервые спущен на воду в 2011 году, стоимость строительства составила свыше 10 млрд.руб, что делает его одним из самых дорогих военных кораблей в России.
Несмотря на оснащение и стоимость, гвардейский корвет значительно уступает другим кораблям из нашего списка, так как имеет длину около 90 метров в самом широком месте.
“Сообразительный” был у всех на слуху в 2012 году, когда на судне произошло возгорание прямо во время военно-морских учений. С учетом того, что на тот момент с начала эксплуатации дорогостоящего корвета прошло меньше года, инцидент широко освещался в прессе.
“Адмирал Чабаненко”
Судно относится к классу противолодочных военных кораблей. Входит в состав Северного флота. Имеет длину около 164 метров. Оснащен двумя ангарами для военных вертолетов, минно-торпедным вооружением, зенитной артиллерией и т.д. Корабль рассчитан на 30 суток автономного плавания. Экипаж судна – почти 300 человек.
Несмотря на внушительные размеры и вооружение, “Адмирал” далеко не молод – его строительство началось в 1989 году, на воду его спустили в 1992 году. В 2019 году корабль должен быть снова спущен на воду, так как пятью годами ранее был поставлен на ремонт.
“Адмирал Чабаненко” стал первым российским кораблем, прошедшим через Панамский канал за последние 50 лет (со Второй мировой войны). В 2012 году был обвинен в нападении на турецкий самолет-разведчик.
Как видно, российскому флоту есть чем гордиться, однако наибольшее распространение в СМИ и культуре получил самый большой крейсер в России “Петр Великий”.
Гроза морей: самые мощные корабли российского флота
30 октября в России отмечается День основания Военно-морского флота. В этот день в 1696 году Боярская дума по докладу Петра I постановила: «морским судам быть». Сегодня российский флот насчитывает более 200 надводных боевых кораблей. Лучшие из лучших — в подборке РИА Новости.
«Петр Великий»
«Адмирал Кузнецов»
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» предназначен для поражения крупных надводных целей и защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Авианосец рассчитан на базирование и обслуживание 28 самолетов и 24 вертолетов. Возможности «Адмирала Кузнецова» позволяют использовать его в качестве корабля управления Средиземноморской эскадрой ВМФ России.
«Москва»
Ракетный крейсер «Москва» — флагман Черноморского флота России и его единственный корабль первого ранга. Предназначен для нанесения ударов по крупным надводным кораблям противника, прежде всего авианосцам, обеспечивает боевую устойчивость корабельных противолодочных групп. Кроме того, корабль может осуществлять противовоздушную оборону удаленных соединений и огневую поддержку десанта.
«Варяг»
Флагман Тихоокеанского флота ракетный крейсер «Варяг» — своего рода «близнец» крейсера «Москва». Он выполнен по тому же проекту и имеет такое же вооружение. Корабль развивает скорость 60 км/ч и может находиться в автономном плавании 30 суток.