лучший обгон формула 1
F1 2020: статистика обгонов
По ходу сезона 2020 после каждой гонки собирал информацию по обгонам. Для этого использовал покруговку гонок с официального сайта ФИА, дополненную информацией из трансляций.
Напомню «регламент» подсчета обгонов, применяемый не только на данном сайте. При подсчете не учитываются:
Теперь можно свести полученные данные в сводные таблицы, чтобы иметь представление о том, кто и сколько обгонял. Итак, в сезоне я насчитал 528 обгонов. Вполне возможны незначительные неточности: далеко не все попадает в трансляцию и соответственно можно, что-то пропустить или ошибочно засчитать. Но количество таких неточностей на общем фоне минимально. Для желающих проверить доступна детальная информация по обгонам в каждой гонке.
Для начала то, сколько обгонов и в каких условиях было в каждой гонке:
Пояснение к таблице:
Теперь о том, кого и сколько раз пилоты обгоняли:
Далее о том, за какие позиции пилоты обгоняли:
В каких гонках пилот обгонял:
В каких гонках пилота обгоняли:
Теперь можно посмотреть аналогичную статистику для команд.
Какие команды, каких соперников обгоняли:
Баланс обгонов для команд:
Это то, что касалось прошедшего сезона.
Было интересно, каков баланс обгонов у действующих пилотов за их карьеру в Формуле 1. На основании доступной статистики за прошлые сезоны получилась такая таблица:
Надо заметить, что статистика Райкконена только начиная с 2004 года. К сожалению, детальной статистики по более ранним сезонам нет в наличии и поэтому для «старичка» Райкконена пришлось обойтись без его первых сезонов.
P.P.S.
По-любому, желаю всем видеть больше обгонов хороших и разных.
Топ-10 обгонов «Ф-1» по версии болельщиков в сезоне-2020: атака Расселла на Боттаса – лучшая, Квят – 4-й
По две атаки Леклера и Албона, у Ферстаппена и Хэмилтона – 0.
В сезоне-2020 были не только коронавирус, доминирование «Мерседеса» и седьмой титул Льюиса Хэмилтона, но и потрясающие обгоны. Официальный канал «Формулы-1» опубликовал топ лучших атак года по итогам голосования болельщиков – так что здесь точно никакой личной предвзятости одного-двух экспертов. Наслаждаемся!
10. Александр Албон на Гран-При Тосканы
Обгон Дэна Риккардо обеспечил второму пилоту «Ред Булл» первый подиум в карьере – и маневр вышел что надо: по внешней траектории с победой на замедлении над одним из лучших пилотов пелотона по работе с педалью тормоза. Смело!
The move that made the difference 👌🏻 Alex sends it round the outside to take P3 🙌🏻🇮🇹 #TuscanGP#PoweredByHonda
9. Кими Райкконен на Гран-при Штирии
На 10-м круге финский чемпион элегантно и технично обошел Николаса Латифи. Жаль, что даже за очки это не позволило побороться – Кими занял в той гонке 11-е место. Почему же тогда эта атака в топе? Сами посмотрите, как Айсмен хитро раскачивал соперника, подбирая более удобную траекторию для обгона на более раннем разгоне – настоящий мастер-класс.
8. Шарль Леклер на Гран-при Эмилии-Романьи
На 27-м круге в Имоле шины на болиде Кевина Магнуссена сдали окончательно: он уступил позиции Риккардо и Леклеру, а потом с трудом отбился от Алекса Албона. А Шарль хоть и реализовывал преимущество в уровне машины и сцеплении, но все равно продемонстрировал огромную храбрость, не отступив и выехав на поребрик бок о бок с главным грубияном «Ф-1». После крутого обгона он забрался на 5 место.
7. Кевин Магнуссен на Гран-при Испании
Все случилось на 41-м круге: пилот «Хааса» весь первый сектор прорывался мимо «Альфа-Ромео». В итоге прорвался и занял 15 место – как раз над Джовинацци. Чем хороша его атака? В нестандартном месте: по внутренней в быстром повороте на трассе «Барселона-Каталония» объехать соперника почти невозможно из-за наличия лишь одной идеальной траектории. Но Кевин сумел выдавить с нее соперника – и показал класс.
6. Даниэль Риккардо на Гран-при Айфеля
На 9-м круге в Германии Дэн взломал оборону Леклера, вынудив Шарля затормозить слишком поздно и проиграть разгон в следующем повороте. По итогам гонки Медоед забрался на подиум – и боссу «Рено» Сирилю Абитебулю пришлось набить татуировку: он проиграл пари.
5. Шарль Леклер на Гран-при Италии
Обгон, который остался практически незамеченным из-за внимания к разборкам за первое место. Однако стоит его пересмотреть – пилот «Феррари» объехал сразу двух гонщиков «Альфа Ромео» на одной прямой без помощи DRS. Смотрится эффектно – кликайте сюда.
4. Даниил Квят на Гран-при Эмилии-Романьи
Россиянин занял четвертое место в Имоле и сотворил главный хайлайт заезда – мегапрорыв. За полкруга №26 разделался с Албоном, Пересом (причем их – одним маневром) и Леклером (который явно не ожидал такой атаки от «Альфа Таури»). Этот момент – заслуженно в топе лучших сезона.
В этих обгонах – мощь и зрелищность «Формулы-1». Вспоминаем их вместе
Яркие эпизоды.
Новый сезон «Формулы-1» стартует в лучшем случае летом, и в ожидании гонок остается только предаваться воспоминаниям о мощных спортивных эпизодах прошлых лет.
Авторы Sports.ru вспоминают о своих любимых, значимых и просто впечатляющих обгонах в «Ф-1». Присоединяйтесь к нам и делитесь в комментариях любимыми маневрами.
Дмитрий Федотов (редактор Sports.ru) – о безумии и отваге
Мэнселл обгоняет Бергера в последнем повороте на Гран-при Мексики-1990
За три круга до финиша пилот «Макларена» Герхард Бергер на свежих шинах опередил Найджела Мэнселла на «Феррари».
«Это так меня возмутило! – рассказал англичанин. – «Я решил, что обязательно должен отвоевать это второе место даже на изношенных покрышках».
И он сделал это на последнем круге в скоростном опасном кочковатом повороте «Перальтада» – маневр выглядел полным сумасшествием для любого, но только не для привыкшего творить безумства Мэнселла:
«Если в «Перальтаде» ты что-то сделаешь не так, то все закончится очень плохо. На входе в поворот мы ехали невероятно близко, и я даже решил, что если мы слегка соприкоснемся – я стану историей. Крутой момент. Но также, думаю, и я его шокировал и напугал – ведь если бы он уперся и сцепился со мной, то мы улетели бы вместе. Думаю, в тот день его инстинкт самосохранения был лучше, чем у меня».
Великий круг Сенны на Гран-при Европы-1993
В 1993-м лучшей была машина «Уильямса» – Ален Прост и Дэймон Хилл могли легко привозить пелотону по полкруга в гонке, бороться с ними на равных было невозможно.
Если только не шел дождь и соперником был Айртон Сенна.
В Донингтоне Сенна стартовал четвертым, а в первый поворот входил и вовсе пятым – удачно рванул Карл Вендлингер на черном «Заубере». Но за следующие две минуты мир увидел самый великий прорыв в истории – всего за один круг бразилец обогнал всех соперников.
На мокрой трассе Айртон ехал без срывов, невероятно быстро разгонялся и, не совершая лишних движений, плавно проезжал мимо конкурентов.
Култхард показывает Шумахеру средний палец, а затем обгоняет на Гран-при Франции-2000
Гонку на «Маньи-Куре» я смотрел в прямом эфире, но на Камчатке, а значит – ночью. Чтобы не разбудить и не напугать переживаниями и криками своих родных, болеть приходилось беззвучно, однако в комнате с телевизором я был один и мог хотя бы отчаянно жестикулировать.
Сохранять спокойствие болельщику Дэвида Култхарда в той гонке было невозможно.
Шотландец проводил эмоциональный уик-энд: в квалификации у него возникли трудности с машиной, поэтому пришлось подрезать настройки у Мики Хаккинена (Дэвид выиграл поул). В гонке он плохо стартовал и отвалился на третье место, но вскоре обогнал одну «Феррари» (Рубенса Баррикелло) и принялся за другую (Михаля Шумахера).
Немец – великий соперник, который никогда не стеснялся бороться жестко. В шпильке «Аделаида» на тот момент двукратный чемпион мира захлопнул калитку, чем вызвал гнев пилота «Макларена». Момент запомнился всем и надолго – наэлектризованный Дэвид моментально вытащил руку из кокпита показал уезжающему сопернику средний палец.
«Я долго искал брешь в его обороне, и, конечно, был сильно разочарован, когда он перекрыл траекторию. Но затем на пресс-конференции я, конечно, извинился за свой жест», – признался Дэвид.
На 40-м круге шотландец все-таки дожал лидера Скудерии. Перед все той же «Аделаидой» он сделал ложное движение на внешнюю траекторию, а когда Михаэль попытался ее перекрыть, Дэвид уже в зоне торможения рванул на внутреннюю – и к моменту последующего разгона оказался в лучшей позиции.
Я прыгал до потолка.
«Нырок на внутреннюю траекторию был поздним, – отмечал Култхард. – Думаю, Михаэль решил, что из-за столь позднего торможения меня вынесет к обочине, но я контролировал поведение машины. Уже на разгоне болид слегка повело, мы соприкоснулись колесами, но, к счастью, на этот раз без последствий».
Култхард опережает Шумахера под дождем на Гран-при Бразилии-2001 с помощью кругового
Маневр незаслуженно остался в тени великого обгона Мики Хаккинена в Бельгии. И в этом эпизоде тоже важную роль сыграл круговой.
Култхард догнал Шумахера в конце стартовой прямой. Машины поравнялись, но перед ними возникла «Минарди» Тарсу Маркиса. Поначалу казалось, что ситуация благоволит немцу: он начал обгонять бразильца по внешней траектории, а шотландцу пришлось смещаться на более крутую и опасную под дождем внутреннюю. Однако из-за большого радиуса и удлинившего тормозной путь Маркиса Михаэль потратил больше времени на прохождение этого участка трассы, а шотландец на удивление легко вошел в поворот без каких-либо срывов и уже к середине виража вырвался вперед на целый корпус.
Вячеслав Самбур (редактор Sports.ru) – о мегапрорыве
Райкконен прорывается с 17-го места и становится лидером за круг до финиша на Гран-при Японии-2005
Несколько штрихов к любимой гонке – похоже, они в памяти навсегда:
1) Тем воскресным утром отец демонстративно свалил на дачу, где не было телевизора. Его аргумент: при старте с 17-й позиции Райкконену не светит ничего.
2) После заключительного пит-стопа Кими и до финиша я смотрел в экран уже не с дивана напротив, а с пола, примерно в полуметре от телика, еще и приняв некую фартовую позу.
3) Перед уходом на последний круг режиссеры включили онборд с болида Кими. Он и лидирующий (пока) Физикелла прошли шикану настолько по-разному, что в следующий месяц я прочитал все доступные тексты Питера Уиндзора про пилотаж.
Публикация от FORMULA 1® (@f1) 31 Мар 2020 в 3:01 PDT
4) Физико защищался очень жестко, но не грязно: занял центр, потом ушел внутрь, а к концу прямой оттеснил Райкконена на внешний радиус. Там оставалось пространство только для тех, у кого порядок с нервами и мастерством.
5) Кими удержался на этой траектории-дуге – как будто даже без труда. И весь финальный круг я думал: если «Макларен», ломавшийся в тот сезон примерно через гонку, подведет и теперь – я, пожалуй, попрощаюсь с «Ф-1».
Не подвел – и пару минут спустя я скакал по комнате ровно как механики команды. А отец посмотрел Гран-при в повторе.
Артем Рубанков (редактор Sports.ru) – о трюках, хладнокровии и бесстрашии
Двойной обгон Феттеля перед пит-лейн на Гран-при Китая-2016
Первая эмоция при просмотре – «Вау, а разве это по правилам?». Да, по правилам – безобгонная зона начинается только впереди с ограничением скорости – и, видимо, Нико Хюлькенберг и Карлос Сайнс об этом забыли. Зато Себ продемонстрировал всем четырехкратные чемпионские яйца: разгоняться по траве даже на скорости около 150 км/ч крайне опасно – дело может закончиться разворотом и свиданием со стеной.
Хирургически точная атака Сайнса на Гран-при Бразилии-2019
The smoothest of operations from @Carlossainz55 produced this brave overtake 👏#F1 @McLarenF1 pic.twitter.com/WQNpHPLxJs
Наверное, лучший обгон прошедшего сезона – и сделала его таковым не только смелость испанца из «Макларена», но и филигранная оборона Серхио Переса. Чеко предвидел маневр конкурента и сдвинулся на идеальную защитную траекторию для торможения без дальнейшей потери скорости на разгоне – но явно не ожидал от №55 дикого смещения совсем уж на апекс впритирку со стеной. Да и вряд ли кто-то вообще такое ожидал в самом начале гонки в схватке за 15-ю позицию – однако Карлос пошел до конца и завершил абсолютно гениальный момент, достойный золотых лет «Формулы-1». Жаль, что его обгон не попал в телетрансляцию и на камеры с вертолета.
Масса прорывается мимо Кубицы на дождевом Гран-при Японии-2007
При просмотре этой битвы каждую секунду ждешь крэша с шевелящимися на спине волосами – но авария все не происходит и не происходит. Двое шикарных гонщиков рубятся колесо в колесо – и плевать, сколько раз они вылетели за пределы трека: слишком нереальные условия для гонок. Не разбить машину по такой погоде – уже достижение. А уж обогнать кого-то явно не сильно медленнее тебя – настоящий героизм.
Алонсо обгоняет Шумахера на Гран-при Японии-2005
3Это сейчас у машин настолько много прижимной силы, что они проезжают поворот 130R с педалью в пол на каждом круге. Раньше такое возможно было только на очень легком болиде практически в квалификационных настройках, на свежих шинах и с минимальной топливной загрузкой. Да и даже в таком случае требовалась огромная уверенность в себе и машине, ведь в противном случае смельчака ждет срыв и полет в барьеры на скорости 300+ км/ч.
У Алонсо оказалось все необходимое – причем он атаковал самого семикратного в «Феррари», а не какого-то кругового. Пусть в том году «Рено» оказалась намного быстрее, но именно подобные моменты декларации собственной крутости и позволили Фернандо прервать доминирование Михаэля не только на трассе, но и по части любви болельщиков. Невероятно символический обгон – намного больше, чем простое опережение на трассе.
Михаил Ширяев (автор, редактор ленты новостей Sports.ru) – о супергероях современности
Ферстаппен уделывает Росберга на Гран-при Бразилии-2016
This incredible pass by @Max33Verstappen on Nico Rosberg in Brazil won your votes as the Best Overtake Of 2016 🏆 pic.twitter.com/myw9kLL9jZ
Красота, мастерство и напряжение борьбы за титул – все необходимые ингредиенты на месте. Нико Росберг рвался к чемпионству и отстаивал вторую позицию в заключительных гонках сезона – ее хватало для победы над Льюисом Хэмилтоном, но Максу Ферстаппену из «Ред Булл» было плевать и на амбиции Нико, и на погодные условия. На дождливом «Интерлагосе» все гонщики выбирали в поворотах проторенную траекторию с чуть более сильным держаком, но молодой нидерландец продемонстрировал божественный контроль, направив болид прямо по воде и по внешней. А до этого Макс размялся на Кими Райкконене, совершив чуть менее эффектный маневр.
Леклер объезжает Магнуссена на Гран-при России-2018
Stunning move from @Charles_Leclerc as he turns on the power in Sochi@SauberF1Team fans on their feet 😃@ScuderiaFerrari fans licking their lips for 2019 🤤#RussianGP 🇷🇺 #F1 pic.twitter.com/5LYz9qjdIj
В 2018-м миру явился второй из двух гигантов нового поколения – Шарль Леклер дебютировал в «Формуле-1» за «Заубер». В конце сентября монегаск приехал в Сочи уже в статусе будущего пилота «Феррари» и выдал один из лучших перформансов на Гран-при России, обогнув Кевина Магнуссена из «Хааса» в затяжном повороте вокруг медальной площади.
Риккардо проносится мимо трех соперников на Гран-при Азербайджана-2017
After tens of thousands of your votes, we have a winner. The Best Overtake of 2017 is. @DanielRicciardo’s Baku triple pass 👏👏👏 pic.twitter.com/TV85RVdIX3
В таком рейтинге нельзя обойтись без одного из лучших обгонял современности – Даниэля Риккардо. В его карьере было множество красивых маневров, но, на мой взгляд, в тройном обгоне в Баку есть что-то поистине эпичное. Да, Даниэль опередил три машины, уступающие «Ред Булл», но свой ход он исполнил в высшей степени по-гоночному, не став выжидать удобный момент, чтобы расправиться с соперниками поодиночке. И это на узких городских улицах!
Александр Моисеенко (редактор ленты новостей Sports.ru) – о том, что никогда нельзя сдаваться
Баттон проваливает заезд, но в итоге побеждает на Гран-при Канады-2011
Выбрать несколько отдельных обгонов из всей истории просмотра гонок «Формулы-1» очень трудно. Впечатления размываются, остаются в памяти лишь яркими вспышками без особого контекста. Другое дело – целостный, целенаправленный прорыв гонщика после неудачи на старте. И, желательно, итоговый триумф.
Я никогда не был особым фанатом Дженсона Баттона и уж тем более «Макларена», но в 2011 году в Монреале британец буквально заставить переживать за него и желать успеха в абсолютно безнадежном деле.
Канада, дождь, старт за машиной безопасности – классика. По ходу заезда Дженсон собрал все неприятности: столкнулся с напарником Хэмилтоном, выбил Алонсо, нахватался штрафов, проколол колесо и отвалился на последнее место.
Однако регулярные выезды сейфти-кара и чутье при выборе шин на финальную часть гонки и помогли англичанину вернуться в игру.
К 62-му кругу Баттон уже почти висел на заднем крыле у замыкавшего топ-3 Уэббера. Австралиец решил реагировать агрессивно и бросился в атаку на ехавшего вторым Шумахера – но ошибся и сам отдал позицию гонщику «Макларена». Новый круг – новый обгон: Баттон опередил Шумахера на торможении в конце прямой и стал вторым. Впереди только Феттель. Но на последнем круге у Себастьяна сдают нервы, его разворачивает на входе в шикану, и лидером оказывается Дженсон. Выдыхаем.
Глеб Каланов (автор Sports.ru) – о дерзости и ультрапрофессионализме
Обгон века от Хаккинена на Гран-при Бельгии-2000
Есть обгоны крутые, есть очень крутые, а есть легендарные. Этот – максимально эпичен: Хаккинен феноменальным по красоте и дерзости маневром просто украл у Шумахера победу в Спа.
Два главных претендента на титул рубились за победу: Шумахер лидировал, но из-за перегрева шин начал терять темп. Мика был явно быстрее, но Михаэль отлично защищался и даже не стеснялся практически выдавливать соперника за пределы трассы. Когда финн снова прицепился к пилоту «Феррари» на прямой, впереди появился круговой Рикардо Зонта. Шумахер начал его обгонять, а Мика моментально сориентировался, нырнул вправо в маленький зазор между Зонтой и обочиной и на торможении прошел Михаэля, который уже ничего не мог сделать.
За эталонное использование слипстрима, молниеносную реакцию и филигранный пилотаж этот маневр почти сразу назвали обгоном века – и продолжают считать таковым до сих пор.
Монтойя врывается в «Формулу-1» суператакой на Шумахера на Гран-при Бразилии-2001
Хуан-Пабло всегда был хорош во всем, что касается обгонов и доказал это в самом начале карьеры в «Формуле-1». Уже в третьем Гран-при сезона-2001 колумбиец на рестарте в начале гонки дерзко пошел в атаку на лидирующего Шумахера в эске «Сенна» и просто выгрыз первую позицию у чемпиона – дошло даже до контакта колесами. Мне было 9 лет, когда я смотрел ту гонку, и именно в тот момент я стал фанатом Монтойи.
Кажется, Михаэль вообще не ожидал такой наглости от новичка. Но обгон принял с достоинством: «Он выпихнул меня на внешнюю траекторию – но это гонки. Мы даже коснулись колесами, но я ничего не имею против такой борьбы».
Тот день мог стать лучшим в жизни Монтойи: он уверенно ехал к первой победе в «Формуле-1», но ему на пути повстречался круговой Йос Ферстаппен, вынесший колумбийца даже глупее, чем это получилось у Эстебана Окона с Максом Ферстаппеном спустя 17 лет.
Хэмилтон и Баттон устраивают лучшую борьбу года на Гран-при Турции-2010
Гонщики «Макларена» во все времена могли устроить шоу. В эпичном гонке на «Истанбул-парке» Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон устроили экшн с хэппи-эндом и, пожалуй, показали одно из лучших сражений напарников в истории «Формулы-1».
Два англичанина устроили рубку за победу на протяжении пяти поворотов и главной прямой: ехали бок о бок, менялись позициями и не допустили при этом даже намека на контакт. На фоне клоунады, которую несколькими кругами ранее в той гонке устроили партнеры по «Ред Булл» Себ Феттель и Марк Уэббер, парни из «Макларена» выглядели ультрапрофессионалами яркой, но корректной борьбы.
Про то сражение вспоминают не так много лишь по одной причине: внезапно начавший атаку Баттон в итоге остался вторым. Все могло продолжиться, но успевшие потерять уйму нервных клеток стратеги «Макларена» приказали обоим «экономить топливо».
Уэббер разделывается с Алонсо в «О Руж» на Гран-при Бельгии-2011
Во времена движков V10 связка «О Руж-Радийон» считалась непростой – чтобы пройти ее полным газом, требовался не только скилл, но и смелость. После появления V8 все стало несколько проще, но вау-эффект от поворотов остался. А уж обгоны там точно запоминаются на всю жизнь.
Самый эпичный обгон в «Красной воде» удался Марку Уэбберу в 2011-м: он оказался позади только выехавшего из боксов Алонсо, но не стал задерживаться позади «Феррари», а сразу рванулся в безумную атаку прямо перед «О Руж». И прошел же!
Через год такой фокус почти один в один повторил Кими Райкконен, разобравшийся в том же месте с Михаэлем Шумахером. Но Уэббер был первым – и потому попал в эту подборку вместо Кими.
Какие обгоны запомнились вам?
Идеальный маневр. 10 лучших обгонов года в «Формуле-1»
Профессионализм Райкконена и Шумахера, сюрприз от Переса, расщепление конкурентов по методу Хэмилтона и другие яркие обгоны в «Формуле-1» – в блоге «Версификаторные россказни».
Кими Райкконен – Михаэль Шумахер (Гран-при Бразилии)
Первый поворот «Интерлагоса» с точки зрения пилотажа – место не самое простое, поскольку после длинной прямой приходит время жесткого торможения и резкого поворота влево. Вираж к тому же уходит вниз, поэтому на плохо сбалансированной машине можно легко потерять сцепление с трассой и в случае пропуска точки торможения запросто выехать на обочину.
В гоночных условиях ситуация для спортсменов усложняется, ведь позади обычно следуют настырные конкуренты, которые так и норовят вырваться вперед (чему немало способствует и зона DRS), а если трассу еще то и дело поливает дождь и тем самым влияет на состояние дорожного полотна, то можно вообще тушить свет.
Однако Кими Райкконен и Михаэль Шумахер, встретившиеся на этом участке на 39-м круге Гран-при Бразилии, до аварии дело не довели, хотя все возможности для завершения сезона столкновением у них в наличии были.
Райкконен и Шумахер оказались суперпрофессионалами, не допустившими даже малейшего контакта
Кими «прицепился» к Михаэлю еще на середине финишной прямой, и в месте, где гоночная траектория начинает отклоняться к правой стороне трассы, приступил к активным действиям. Слипстрим и DRS помогли финну набрать высокую скорость и выскочить на более накатанную сторону, однако мощный мотор «Мерседес» позволил немецкому гонщику добраться до поворота практически наравне с «Лотусом».
Шумахер определенно рисковал, запаздывая с торможением, однако его оппонентом оказался один из самых аккуратных гонщиков сезона-2012, и потому место для маневра семикратный чемпион мира получил.
Отличительной особенностью Райкконена в этом году является не только аккуратность (этого, кстати, ожидали не все), но и умение удерживать траекторию. Так что когда Шумахер, казалось, успешно выдавил Кими вбок, тот не только не потерял скорость, но и сумел оттеснить конкурента обратно, отобрать накатанную траекторию и выйти из схватки победителем. Надо отдать должное и гонщику «Мерседеса» – прекрасно понимая, чем может закончиться схватка, если он не оставит места «Лотусу» (пришло время вернуть должок!), немец подвинулся.
Для более молодых и горячих этот эпизод наверняка закончился бы аварией – если не после первого виража, то после «эски Сенны» точно, – однако Райкконен и Шумахер оказались суперпрофессионалами, не допустившими даже малейшего контакта.
Впрочем, возможно, оба просто понимали, что заканчивать столь прекрасный Гран-при (для Михаэля он к тому же был последним в карьере) столкновением – будет признаком дурного тона, и потому продемонстрировали исключительную вежливость в выяснении отношений.
Дженсон Баттон – Фернандо Алонсо – Льюис Хэмилтон (Гран-при Индии)
Обычно обгоны на первом круге Гран-при идут как будто вне конкурса. Оно и понято – скорость и баланс болидов с полными баками отличаются от того, как ведет себя техника в квалификации; или неудачный старт может откинуть быстрого гонщика назад, а затем, за пару поворотов тот совершает массу чудо-обгонов. Тем не менее, борьба Фернандо Алонсо и двух «Макларенов» в индийской гонке заслуживает того, чтобы ей уделили внимание без всяких оговорок.
Перед выходом на длинную прямую гонщик Скудерии уверенно держался пятым – позади двух серебристых болидов, – однако затем с помощью слипстрима и KERS ввязался в борьбу и даже на какой-то момент вырвался вперед Льюиса Хэмилтона. Впрочем, прямая оказалась настолько длинной, что позволила англичанину совершить контратакующий маневр и влететь в следующий поворот раньше испанца.
Прямая оказалась настолько длинной, что позволила Хэмилтону совершить контратакующий маневр
Многие виражи «Международного автодрома Будды» спроектированы так, что их можно проходить, выбирая разные апексы. Хэмилтон избрал вариант с предельно поздним торможением и широким выходом – другой возможности вырваться вперед у него, по сути, не было, ведь слева от Алонсо ехал еще и Дженсон Баттон, пристроиться за которым без потери темпа было нельзя.
Из-за позднего торможения и широкого выхода Льюис оттеснил Дженсона на обочину, но именно по этой же причине потерял скорость и уже не смог тягаться с напарником на прямой. Справа же открылось место для Фернандо, и пилот «Феррари» не упустил возможности вырваться вперед.
Хэмилтон попытался вновь воспользоваться слипстримом на следующей прямой, однако путь оказался заблокирован двумя машинами, и в результате чемпион мира 2008 года был вынужден признать превосходство конкурентов.
Нико Хюлькенберг – Льюис Хэмилтон – Ромен Грожан (Гран-при Кореи)
Немецкий пилот «Форс-Индии» долго раскачивался – почти полсезона, – однако в концовке стал все чаще вмешиваться в борьбу лидеров, а на Гран-при Бразилии даже возглавил пелотон.
В Корее Нико продемонстрировал старый трюк: подождал, пока соперники, увлекшиеся борьбой между собой, потеряют бдительность, а затем ловко обогнал обоих.
В качестве ассистентов Хюлькенберга в Йонаме выступили Льюис Хэмилтон и Ромен Грожан. Французский швейцарец активно прессинговал англичанина, а в конце прямой даже предпринял попытку обгона, однако гонщик «Макларена» маневр конкурента легко прочитал и, спокойно удерживаясь на нужной траектории, выдавил «Лотус» на поребрик. Если бы Ромен сдался, то дальше эпизод наверняка прошел бы по иному сценарию, однако, словно ощущая на себе пристальный взгляд Эрика Булье, улыбчивый паренек полез в новую атаку.
Он удачно разогнался за пределами трассы (!), после чего попробовал выйти вперед с помощью слипстрима. Льюис, волей-неволей вынужденный обратить внимание на настойчивые попытки конкурента, включился в борьбу, и не заметил, что сзади к нему подобрался Хюлькенберг.
Пилот «Форс-Индии» просчитал все до мелочей: он раньше затормозил, шире вошел в поворот и тем самым «распрямил» свой дальнейший путь. Его болид раньше обрел сцепление с трассой, поэтому смог уверенно разгоняться даже по более широкому радиусу (лишь выезд на поребрик повлиял на поведение машины, однако Нико удержал ситуацию под контролем). В следующий поворот Хюлькенберг входил уже на оптимальной траектории, что означало мини-победу над соперниками.
Серхио Перес – Льюис Хэмилтон (Гран-при Японии)
Возможно, привлекательность этого маневра не столь высока, как у других обгонов, упомянутых выше, однако он интересен другим.
Пилот «Заубера» на 6-м круге Гран-при Японии выступил в несколько непривычной роли – вырвался вперед в резкой, можно сказать даже грубой манере, обнаружив, что автомобиль и состояние покрышек позволяют затормозить значительно позже конкурента. Не то, чтобы подобные действия на трассе были для Серхио Переса нетипичными, однако гораздо чаще их любил совершать напарник мексиканца, Камуи Кобаяси. В качестве иллюстрации можно привести аналогичный обгон японцем Дженсона Баттона на Гран-при Испании – Камуи, как и Серхио, удачно воспользовался тем, что соперник оставил немного места на внутренней траектории, и мгновенно втиснулся в свободное пространство.
Пикантности обгону Переса добавил поребрик на «Сузуке»
Трудность подобных маневров заключается в том, что баланс машины от резкого торможения внезапно меняется, и гонщику в повороте необходимо демонстрировать все свои навыки, чтобы удержаться на траектории. Пикантности обгону Переса добавили поребрик на «Сузуке», который еще сильнее осложнил задачу для атакующего пилота, а также тот факт, что гонщик «Заубера» сумел застать врасплох самого Хэмилтона.
Любопытно, что Льюис Хэмилтон сделал правильные выводы, и на 19-м круге той же гонки грамотно закрыл внутреннюю траекторию, вынудив соперника совершить еще более безумный маневр, закончившийся в гравийной ловушке.
Фелипе Масса – Бруно Сенна (Гран-при Сингапура)
Пожалуй, нет смысла детально разбирать этот обгон. Защите Бруно Сенны в Сингапуре помогала узкая трасса, отбойники вокруг, частая смена траектории и собственные метания из стороны в сторону.
К счастью, противостояние двух бразильцев не завершилось аварией – Фелипе Масса доказал, что у него стальные… нервы: он проявил выдержку и непосредственно у ограждения, и чуть позднее, когда сумасшедшим образом сумел выловить уходящую из-под контроля F2012.
Кими Райкконен – Пол ди Реста (Гран-при Германии)
Одним из самых ярких событий немецкого этапа стал спорный обгон Себастьяном Феттелем Дженсона Баттона, однако куда красивее (и чище) в этом же Гран-при оказалась битва между Кими Райкконеном и Полом ди Рестой.
Пропустив шотландца вперед на первых кругах, гонщик «Лотуса» поставил под сомнение свой успех в этой гонке – чтобы включиться в спор за места на подиуме, финну требовалось как можно быстрее вернуть позицию обратно. Пикантности баталии добавили полные баки болидов, вынудившие пилотов работать на торможениях и разгонах с поправкой на «ленивость» техники.
Начало атаки прошло по стандартному сценарию: в «Параболике» Райкконен включил DRS, подобрался вплотную к ди Ресте, а затем, увидев, что шотландец не намерен менять траекторию, сместился влево на накатанную часть трассы. Несмотря на то, что сцепление с трассой у «Лотуса» в тот момент было выше, чем у «Форс-Индии», Кими прекрасно понимал, что попытка опередить конкурента за счет позднего торможения ничего не даст – благодаря внутренней траектории и широкому выходу Пол закроет и середину, и внешний край трассы. Поэтому единственной возможностью для Райкконена было перекрещивание траекторий и раннее торможение. Это позволило бы провести более резвый разгон и вырваться вперед.
При обгоне ди Ресты Райкконен продемонстрировал и потрясающее гоночное чутье, и бульдожью хватку
К чести гонщика «Форс-Индии», он это тоже понимал, поэтому еще до поворота сместился ближе к «Лотусу» и постарался затормозить как можно раньше. Это позволило шотландцу минимизировать потери и, несмотря на более широкий выход из шпильки и поздний разгон, суметь на какое-то время остаться впереди.
Окажись прямая после шпильки чуть длиннее, Райкконен наверняка еще до седьмого поворота вырвался бы вперед, однако к скоростному правому виражу «Лотус» и «Форс-Индия» подобрались бок о бок: ди Реста – слева, Райкконен – справа. Впрочем, начиная с этого момента, преимущество плавно перетекло к Кими. Лучшая траектория находилась справа как в восьмом, так и в следующих девятом и особенно десятом поворотах. Поэтому перед финном стояла задача ни в коем случае не пустить на нее ди Ресту. Самый жесткий момент мог произойти в левом восьмом повороте, но, к счастью, в битве за позицию не принимали участия гонщики «Уильямса», поэтому обошлось без столкновения. Продолжая сражение колесо в колесо, пилот «Лотуса» сумел отстоять более выгодную траекторию, и сопернику пришлось сдаться.
В этом эпизоде Кими продемонстрировал и потрясающее гоночное чутье, выбрав единственно правильный вариант атаки в шпильке, и бульдожью хватку, не предоставив сопернику ни одной корректной возможности вернуться на выгодную траекторию.
Фелипе Масса – Михаэль Шумахер (Гран-при Великобритании)
В первой части сезона бразилец редко удостаивался похвалы за свои выступления – чаще Массу ругали за слабые результаты и неспособность найти общий язык с болидом F2012. Однако по ходу сезона Фелипе преобразился, преодолев путь от пилота, крайне редко демонстрирующего что-то путное, до бесстрашного воина на трассе. Не последнюю роль в этом сыграл обновленный болид, однако и сам гонщик стал заметно увереннее в своих силах.
Гонку на «Сильверстоуне» Масса закончил на четвертой позиции, и по ходу заезда совершил впечатляющий обгон бывшего напарника по «Феррари» Михаэля Шумахера.
Честно говоря, сначала показалось, что в том маневре не было ничего особенного, однако позже выяснилось, что неудачно выбранный телевизионщиками ракурс скрыл от зрителей самое интересное: бортовая камера (к сожалению, это видео больше не доступно) показала, что атака Фелипе заслуживает аплодисментов.
Почти безрассудная атака Массы увенчалась успехом
До обгона Масса довольно долго терзал Шумахера, однако немец, все сильнее убивая собственные покрышки, отчаянно держал оборону. На 11-м круге разгорячившийся пилот «Феррари» ринулся в опасную атаку: после связки «Мэгготс-Бекетс-Чейпел» на прямой «Ангар» он слипстримом подтянулся к «Мерседесу», а затем, перед «Стоув», нырнул на внутреннюю траекторию. Наскок Фелипе, похоже, застал Михаэля врасплох – до начала маневра немец занимал практически середину полотна, выжидая решения конкурента, и в итоге просто не успел захлопнуть калитку. Правда, движение рулем вправо семикратному чемпиону все же сделать пришлось, иначе «серебряная стрела» просто улетела бы в гравийную ловушку. Этим действием Михаэль практически не оставил сопернику места на трассе, принуждая того или сбросить скорость, или пойти на серьезный риск… Фелипе выбрал второй вариант.
Пилот «Феррари» оказался у края дорожного полотна. Правым передним колесом он даже наехал на белую линию – еще чуть-чуть, и чиркнул бы по траве, что могло привести к очень серьезным последствиям.
Не сбросив скорость, Масса тем самым не пустил на более выгодную траекторию Шумахера, и для того, чтобы удержаться на трассе, уже Михаэлю пришлось поднимать ногу с педали газа.
Возможно, в атаке Фелипе смелость граничила с безрассудностью, однако именно за это мы и любим гонки.
Ромен Грожан – Льюис Хэмилтон (Гран-при Европы)
В этом году гонщик «Лотуса» проявил себя как быстрый, но нестабильный пилот: в плохие дни Ромен добросовестно исполняет роль газонокосилки, не пропуская ни одной лужайки в пределах автодрома, а в хорошие разрывает пелотон на части.
В Валенсии Грожан доказал, что не зря заслужил доверие Эрика Булье: до схода из-за проблем с генератором он всерьез претендовал на победу. В утешение гонщику можно сказать, что обгон Льюиса Хэмилтона на 10-м круге гонки стал украшением этапа.
Выигрывать позиции на местной трассе невероятно сложно даже с помощью DRS, однако это обстоятельство не помешало молодому парню опередить соперника из «Макларена».
Побалансировав на грани, пилот «Лотуса» сумел опередить гонщика «Макларена»
Подобраться к Льюису на расстояние атаки Ромен смог именно с помощью DRS на прямой, следующей после съезда с моста. Хэмилтон, разумеется, не собирался облегчать преследователю жизнь, и после смещения «Лотуса» влево аккуратно прижал черный болид к обочине – мол, у меня просто так не проскочишь, – хотя при этом и оставил минимум пространства, чтобы не допустить столкновения.
Деваться в такой ситуации было некуда: или сбрасывать скорость до минимума и входить в поворот следом за Хэмилтоном, или пытаться пройти узкий участок трассы колесо в колесо.
Выбрав второй вариант, Грожан попал в тяжелую ситуацию – места для маневра было так мало, что ему пришлось забираться на поребрик. Правда, в отличие от более поздней истории с участием Пастора Мальдонадо, Ромен уехал не так далеко, чтобы потерять контроль над машиной. Побалансировав на грани, пилот «Лотуса» подошел к следующему апексу на оптимальной траектории и благодаря этому продрался вперед.
Любопытно, что в обычно необгонной Валенсии были и другие впечатляющие маневры. Например, обгон, выполненный Фернандо Алонсо. Он примечателен не только тем, что испанец удачно воспользовался небольшим замешательством Грожана, но и тем, что атака была выполнена без применения DRS. Гонщик «Феррари» просто выжал из возникшего момента максимум.
Льюис Хэмилтон – Жан-Эрик Вернь – Даниэль Риккардо (Гран-при Испании)
В наши дни ни один рейтинг обгонов не обойдется без Льюиса Хэмилтона. Англичанин совершает прорывы на любой вкус: опережает конкурентов на торможениях, во время тесной борьбы колесо в колесо или удивляет их неожиданными ходами (привет Феттелю в Хоккенхайме).
В этом году одним из самых эффектных стал фактически двойной обгон Льюисом гонщиков «Торо Россо» Даниэля Риккардо и Жана-Эрика Верня – буквально за пару затяжных поворотов пилот «Макларена» уверенно разобрался с молодежью «Формулы-1».
Да, уровень итальянской и британской конюшен несопоставим, так же как и текущие уровни гонщиков, однако столь эффектный прорыв мимо двух соперников никого не может оставить равнодушным.
Нужно отметить, что «телята» сами подготовили благодатную почву для шедевра – оба настолько увлеклись борьбой между собой, что не заметили подкравшегося хищника. Впрочем, возможно, именно приближение Хэмилтона вынудило Риккардо засуетиться за спиной Верня. Может быть, австралиец таким образом хотел показать напарнику, что неплохо бы пошевелиться, иначе мимо обоих промчится парень на ракете? Или Даниэль просто рассчитывал обставить Жана-Эрика и оторваться от преследователей, взвалив на второго гонщика «Торо Россо» героическую оборону 11-й позиции?
«Телята» настолько увлеклись борьбой между собой, что не заметили подкравшегося хищника
Как бы там ни было, на 39-м круге Гран-при Испании в третьем повороте Риккардо выскочил из-за спины Верня, обозначив намерение атаковать напарника, но одновременно ушел с выгодной траектории и открыл дорогу «Макларену». Французский же пилот «Торо Россо», заметив в зеркалах австралийца, слегка сместился в его сторону, а потом спохватился – оказалось, что справа его уже готов был обогнать шустрый англичанин.
Попытка закрыть траекторию ничего не дала: «Макларен» набрал ход, перестроился «во второй ряд», а затем и вовсе поравнялся с болидом Верня. В четвертый поворот машины входили колесо в колесо – Жан-Эрик шел по внутреннему радиусу, а Льюис – по внешнему. У француза еще оставался шанс аккуратно выдавить соперника на край трассы и заставить того снизить скорость, однако новичку чемпионата не хватило духу, а затем уже было поздно – за счет лучшей техники Льюис быстрее разогнался и к следующему апексу оказался хозяином положения. Из пятого поворота англичанин выехал впереди пары «Торо Россо».
Себастьян Феттель – Нико Росберг (Гран-при Австралии)
В том, что у Себастьяна Феттеля отменный пилотаж, уже давно нет никаких сомнений: сравнительный анализ лучших квалификационных кругов немца и его конкурентов нередко удивляет – как этот мальчишка заставляет свой болид так проходить повороты? Однако если в режиме одного быстрого круга у Себа почти всегда полный порядок, то про гоночные условия этого не скажешь – еще пару лет назад за маневрами пилота «Ред Булл» многие следили с замиранием сердца – не дай Бог вынесет соперника!
Но времена меняются, и Себ тоже растет – за последнее время Феттель заметно прибавил по части обгонов. Некоторым его маневры кажутся «натужными», словно пилот с трудом протискивается мимо болидов соперников, чуть не доводя дело до столкновения. Однако это не так – на самом деле, в таких ситуациях действительно не всегда существует возможность оставить сопернику место. Если же она существует, то Себастьян не жадничает.
В повороте с одной четкой траекторией Феттель умудрился сместиться на внешний радиус и удержать машину под контролем
В Мельбурне в борьбе с соотечественником Нико Росбергом пилот «Ред Булл» продемонстрировал филигранный пилотаж в повороте «Кларк». Несмотря на позднее торможение, он аккуратно, без лишнего эффекта и блокировки колес – как наверняка получилось бы у кого-нибудь вроде Кобаяси – вошел в поворот, вроде бы и предоставив немного места Росбергу, и в то же время ловко закрыв конкуренту дорогу. Самым удивительным является то, что в повороте с одной четкой траекторией Себ умудрился слегка сместиться влево, на внешний радиус, и удержать машину под контролем, хотя по логике вещей болид должен был выехать на обочину!
Бонус
Стремление внести в список как можно больше разных спортсменов привело к тому, что за бортом рейтинга осталось несколько потрясающих моментов. Как выяснилось, наиболее красиво обгоняющим пилотом в этом году оказался Кими Райкконен. Поэтому в качестве дополнительного материала и маленького подарка болельщикам финна на Новый год я решил включить в этот обзор еще три интересных маневра гонщика «Лотуса».
Обгон Хюлькенберга на Гран-при США
Напугав немца еще до входа в первый поворот, Кими уверенно завладел инициативной, и после затяжной красивой борьбы вышел вперед.
Обгон Шумахера на Гран-при Бельгии
Преследование семикратного чемпиона мира все-таки дало свои плоды, и не где-нибудь, а в знаменитом повороте «О’Руж». Очень красивый и смелый маневр!
Обгон Кобаяси на Гран-при Австралии
Финн не постеснялся вклиниться в борьбу Фелипе Массы и Камуи Кобаяси. Третьим лишним в этом эпизоде пришлось стать японцу.