лучший салют в китае
Китайские цветы: об истории создания фейерверков
Приближаются новогодние праздники — самое время для запуска всевозможных фейерверков. Наверное, многие, кто по природе своей любопытны, восхищаясь буйством красок огня, задавались вопросом: кто же придумал удивлять человечество такой сказочной красотой? Давайте попробуем окунуться в самую глубь истории и узнать, откуда же началась история фейерверков.
Фейерверк имеет немецкие корни: “das Feuer” – «огонь», ”das Werk” – «дело», «огнедействие», хотя и зародился он не в Германии.
Огонь почитался большинством древних народов, использовался он при совершении ритуалов, а также во время праздников. К примеру, в Древней Греции и Риме праздновали Лампадарио, где чествовали богиню Минерву и бога Вулкана. Ну и как же тут не вспомнить Прометея – героя древнегреческой мифологии, который похитил огонь у Гефеста и подарил его людям! В его честь греки и римляне сжигали огромное количество светильников, надеясь на милость богов. И древние египтяне имели подобный праздник.
Древние славяне посвящали свои огненные обряды Перуну, метавшему громы, а также солнцу. А древние индийцы даже умели устраивать огненно-световые иллюминации — настоящие пиротехнические шоу.
И всё же родиной фейерверков по праву считается Древний Китай. Именно там впервые обратили внимание на удивительное свойство горящего бамбука: при поджигании он с грохотом взрывался. И было это, по словам учёных, очень давно — во времена династии Хань (206 – 220 гг. до н. э.). С тех самых пор горящий бамбук стали применять во время важных событий: праздников, религиозных обрядов, свадеб, похорон. Но только с изобретением пороха фейерверк стал по-настоящему впечатляющим искусством. По одной из легенд, повар китайской армии смешал селитру, древесный уголь и серу и случайно уронил эту смесь в огонь, и он заполыхал разными цветами. Впоследствии эту смесь назвали «Хо Яо», что означает химический пожар. Предположительно, это произошло во времена династий Суи и Танг (581 – 907 годы). Таким образом, изобретение пороха открыло перед человечеством новые возможности. Порохом стали начинять не только бамбук, но и трубочки из бумаги.
«Китайские цветы» шествуют по миру
А название «китайские цветы» закрепилось за фейерверками благодаря арабам, которые в середине XIII века переняли технологию их создания у китайцев. В Европу «китайские цветы» проникли благодаря великому путешественнику Марко Поло, который в 1292 году вернулся в Италию из путешествия по Востоку. Итальянцы, надо сказать, творчески подошли и разработали новые фейерверочные технологии. Именно они подарили миру множество вариантов этого искусства, одним из которых является, например, бенгальский огонь. После Италии пиротехнические шоу зашагали по всей Европе, украшая торжественные церемонии и праздники. Королева Елизавета I даже ввела новый титул – «Повелитель Огня Англии», которым награждали лучших пиротехников того времени.
В Россию огненное искусство проникло в конце XIV века, в период правления Дмитрия Донского. При Иване Грозном появилась должность «порохового заведующего», который отвечал и за фейерверки. При царе Михаиле Федоровиче (1596 – 1645 гг.) существовала Потешная палата, которая отвечала за «огненные потехи». Ну а при Петре I они стали делом государственной важности. Во времена его правления Россия переживала настоящий взлёт фейерверочного искусства. Известно, что один из фейерверков при Петре I длился целую неделю в честь наступления нового века.
В XIX веке это искусство фейерверков получило новый виток. А всё дело в том, что французский химик К. Бертолле открыл хлорат калия, который позднее назвали «бертолетовой солью». С этого момента стало возможным придавать огню разные цвета.
Позже были открыты бариевая и стронциевая кислоты, и это позволило придать ещё большую яркость пламени. В этот период возросло и количество фабрик по производству фейерверков. В начале ХХ века пиротехнические шоу были доступны не только организациям, но и частным лицам, и стали массовым явлением. В СССР первый салют был дан 5 августа 1943 года в Москве в честь освобождения Красной Армией Орла и Белгорода. Самый большой салют, конечно же, был дан 9 мая 1945 года в честь Великой Победы.
Помните о технике безопасности
В наши дни пиротехническое искусство продолжает развиваться, производители стараются всё больше удивить нас чудесными огненными зрелищами. И они действительно впечатляют и детей, и взрослых, которые заворожённо наблюдают за сиянием разноцветных огней в небе, как будто попадая в сказку. В преддверии праздников хочется предупредить только об одном: не забывайте о технике безопасности при использовании пиротехники. Ведь доступность фейерверков стала и следствием того, что и число пострадавших от них с каждым годом растёт. И чтобы не омрачать никому праздник, просто надо внимательно к этому отнестись. Тогда «китайские цветы» вам подарят незабываемые эмоции и яркие впечатления!
Секреты китайской пиротехники, или Почему салюты делают вручную
— Китай поставляет фейерверки всему миру, неужели вы и правда вне конкуренции?
Чжао Вэйпин: Если взглянуть на карту мира, то мы увидим, что ни Европа, ни Россия, ни США сегодня фактически не производят фейерверки, сегодня именно китайская пиротехника отличается хорошим качеством, разнообразием и большим объемом производства. Лишь, пожалуй, Бразилия и Аргентина делают собственные фейерверки и то лишь потому, что у них существуют жесткие ограничения в отношении импорта из Китая. Но, признаться, делают они мало и не очень успешно, а возможностью экспортировать пиротехническую продукцию сегодня обладает только КНР.
— В современном мире практически не осталось производств, где бы людей не заменили машины, неужели в производстве пиротехнической продукции этого до сих пор не произошло?
— Может ли быть профессиональным столь низкооплачиваемый труд?
— Даже в КНР производство петард и салютов осуществляться не везде, ведь каждый регион имеет свои особенности, свое традиционное производство. Дело в том, что эти люди занимаются тем, что они умеют делать лучше всего. Город Люян (провинция Хунань – РИА Новости), где расположен наш завод, – родина фейерверков (легенда гласит, что еще в танскую эпоху, около 1300 лет назад, житель селения Люян по имени Ли Тянь создал первую бамбуковую хлопушку). В Люяне салюты делают уже более тысячи лет и в таких условиях, сильной и неизменной традиции, количество и качество производства неустанно растет. Взять хотя бы цветовую гамму салютов: традиционно существовали лишь синий, зеленый, серебряный, золотой и фиолетовый цвета, сегодня их уже более десятка.
Несопоставимы и объемы производства, 30 лет назад они не достигали и половины от того, что выпускается сегодня.
И все наши рабочие знакомы с салютами и хлопушками, с тем, как они делаются с самого детства. Со стороны может казаться, что их труд поистине адский, но они привыкли к этому. В общем объеме всего экспорта китайской пиротехники 60% делается в Люяне.
— И Вы уверены, что они делают безопасные фейерверки?
— В нашей отрасли существуют стандарты, жестко ограничивающие как производство фейерверков, так и их реализацию. При соблюдении этих требований – особой угрозы для людей нет. Правила очень простые: нельзя использовать то, что запрещено или не отвечает требованиям безопасности. А само по себе производство не страшно, главное следуй правилам, а сами рабочие прекрасно осведомлены о том, что имеют дело с опасным производством и каков характер предметов, с которыми они сталкиваются каждый день. Безопасность на каждом заводе зависит от качества управления в нем, а рисковать мы все любим. В нашем деле закон прост: больше риска, больше прибыль.
— При огромных возможностях китайского рынка и традиционной любви к фейерверкам, сегодня вам интереснее экспортный рынок или свой?
— Двадцать лет назад «Панда» была первой частной пиротехнической компанией в стране. При существовавшем в 90-ые годы жестком запрете на запуск фейерверков в крупных городах Китая, единственным возможным для нас вариантом была ориентация на экспорт. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Внутренний рынок растет, большие города с 2005-2006 года открыты для нашей продукции, при этом на внешнем рынке ценовая ситуация сейчас не очень благоприятна. В этих условиях приоритетным сегодня стал внутренний китайский рынок. Ежегодный объем экспорта моей компании составляет около 3 миллиардов юаней (441 миллионов долларов), в Китае я продаю ежегодно продукцию на 15 миллиардов юаней. Так что экспорт составляет лишь пятую часть (20%) того, от того, что мы производим для внутреннего рынка.
— Суммы впечатляют… В Россию тоже уходит товар на миллионы долларов?
— С Россией ситуация особая… Ваш рынок, если я могу говорить честно, не слишком стабилен. Мы начали продавать фейерверки в Россию в 90-х и каждые два года, наша компания попросту не получала оплату за переданный товар. В экспортном бизнесе есть очень нехорошая привычка – сначала товар, потом деньги и Россия входит в число тех немногих стран, которые могут позволить себе не оплатить полученную продукцию. Бывает так, что по 10 миллионов долларов просто не возвращаются ни в виде денег, ни в виде товара, который ушел из Китая и не был оплачен. Поэтому лично я не могу назвать этот рынок привлекательным. Я не одинок и знаю, что многие другие китайские производители пиротехники также не доверяют российским заказчикам. В этой связи часто осуществляются схемы, когда китайский товар закупается россиянами в Восточной Европе, например в Польше.
При этом очень хочется верить, что в будущем Россия все таки станет для нас важным и надежным партнером: там и площади огромные, да и поводов к салютам немало.
— «Панда» организовала пиротехническое шоу для Пекинской Олимпиады, сделав себе громкое имя. Мы еще увидим вас на олимпийском олимпе?
— Да, в прошлом году мы организовывали пиротехническое шоу для Пекинской Олимпиады и, можно сказать, справились с этой задачей очень хорошо, все довольны. Впервые за историю Игр именно фейерверки оставили такой яркий след. Об Олимпиаде в Греции даже не говорим, фейерверков там практически не было, в Сиднее было достаточно много, но ведь все равно не сравнимо с тем, что было в Пекине. Впечатление мы произвели на всех, в том числе и на Оргкомитет Лондонской Олимпиады 2012 года. В действительности переговоры об участии нашей компании в организации шоу для Лондона-2012 идут с 2007 года и идут успешно. Мэр Лондона предупреждал меня, что их бюджет на организацию Игр и пиротехнического шоу значительно скромнее «пекинского», но мы готовы брать часть расходов на себя, так как мы получаем такую площадку. Так что переговоры идут, и я считаю, что в заключении окончательного соглашения проблем не возникнет. Кроме того, то, что мы согласны вкладывать в их шоу свои средства – это то, что другие китайские компании делать сегодня не могут или не хотят.
— На площадку «Сочи-2014» тоже претендуете?
Фейерверки в Китае
Фейерверк в Китае является частью культурного наследия, и по сей день остается одним из основных атрибутов для создания праздничной атмосферы. Он имеет большое культурное и религиозное значение. Китайцы изобрели первый фейерверк еще в начале IX века. Пиротехническое искусство быстро получило признание и стало активно применяться во время организации различных праздников и торжеств.
Прототип фейерверка
Доподлинно неизвестно, кто именно и в какой день придумал первый фейерверк. В Китае простой народ издавна использовал стебли зеленого бамбука для проведения своеобразного религиозного обряда. Молодые бамбуковые палки бросали в костер, где они трескались и разрывались с сильным грохотом. По поверьям, этот громкий звук должен был прогонять злых духов. Такой нехитрый способ избавления от нечистой силы был хорошо известен среди местного населения и превратился в народную традицию.
Со временем данная культурная практика приобрела общегосударственное значение. Фейерверки совершенствовались и стали обязательным атрибутом для празднования важных торжеств, таких как Новый год и Праздник середины осени (Лунный фестиваль).
Использование пороха
Первые упоминания о фейерверках в Древнем Китае относятся к IX веку, во времена правления династии Тан. Они использовались как сопроводительный элемент для множества важных событий и праздников. Китайцы верили, что производимый громкий шум и искры способны не только прогнать злых духов, но и привлечь счастье и богатство.
Порох относится к четырем великим изобретениям Китая, которые являются культурным достоянием и символом передовых технологий древности. К ним также причисляют компас, бумагу и книгопечатанье.
Историческим событием, которые вывело пиротехническое искусство на новый уровень, стало празднование Нового года при императоре Хуэй-цзун (восьмой правитель империи Сун) в 1110 году. Было организовано грандиозное огненное представление с применением фейерверков с пороховой «начинкой». Во время праздника тысячи бамбуковых палочек, начиненных порохом, взрывались на потеху публике.
Представление так понравилось зрителям, что «огненная забава» стала использоваться широкими массами по любому поводу и без него. Для установления контроля над распространением пиротехнических средств, император Хуэй-цзун установил государственную монополию на производство и продажу пороха и фейерверков. С тех пор только монахи с определенным статусом могли заниматься разработкой и созданием пиротехники.
Добавление цвета
Изобретение Древнего Китая продолжало свое развитие. Усиливалась мощность фейерверков, создавались дополнительные спецэффекты, расширялась цветовая палитра.
Разработка цветных взрывов впервые встречается в военных трактатах XIV века. К основной формуле добавлялись определенные химические вещества для получения соответствующего цвета. Подобная технология продолжает свое существование и в современной пиротехнике.
Цветной дым также использовалась во время военных кампаний, как составляющая часть системы оповещения.
Для получения различных цветов в современных пиротехнических соединениях используют следующие металлы:
Распространение в мире
Долгое время секрет фейерверков оставался в строжайшем секрете от чужестранцев. В Европе они впервые появились благодаря Марко Поло, который контрабандой доставил их в Италию в конце XIII – начале XIV века. Китайская «огненная забава» быстро приобрела популярность среди знати и простого народа. К XV веку уже в каждой европейской стране были свои традиции применения пиротехники и открывались специальные школы, где можно было обучиться данному мастерству. Однако, они все равно проигрывали в красоте и масштабности «китайским цветам» (так называли фейерверки древние арабы).
В России применение «огненных потех» началось еще при Иване Грозном. Однако, наибольшее развитие данная забава получила при Петре I, который в юности увлекался созданием фейерверков. В 1680 году в Москве для повышения качества пиротехнических средств было создано специализированное ракетное заведение. Специалисты использовали в работе современные достижения зарубежных коллег и внедряли собственные разработки.
Сегодня Китай остается лидером производства фейерверков. Китайские производители постоянно работают над совершенствованием изделий, созданием новых эффектов для развлекательной пиротехники. Их изделия успешно продаются во многих странах мира, и их можно купить как для домашних торжеств, так и для массовых мероприятий.
Фейерверки в Китае
Фейерверк в Китае является частью культурного наследия, и по сей день остается одним из основных атрибутов для создания праздничной атмосферы. Он имеет большое культурное и религиозное значение. Китайцы изобрели первый фейерверк еще в начале IX века. Пиротехническое искусство быстро получило признание и стало активно применяться во время организации различных праздников и торжеств.
Прототип фейерверка
Доподлинно неизвестно, кто именно и в какой день придумал первый фейерверк. В Китае простой народ издавна использовал стебли зеленого бамбука для проведения своеобразного религиозного обряда. Молодые бамбуковые палки бросали в костер, где они трескались и разрывались с сильным грохотом. По поверьям, этот громкий звук должен был прогонять злых духов. Такой нехитрый способ избавления от нечистой силы был хорошо известен среди местного населения и превратился в народную традицию.
Со временем данная культурная практика приобрела общегосударственное значение. Фейерверки совершенствовались и стали обязательным атрибутом для празднования важных торжеств, таких как Новый год и Праздник середины осени (Лунный фестиваль).
Использование пороха
Первые упоминания о фейерверках в Древнем Китае относятся к IX веку, во времена правления династии Тан. Они использовались как сопроводительный элемент для множества важных событий и праздников. Китайцы верили, что производимый громкий шум и искры способны не только прогнать злых духов, но и привлечь счастье и богатство.
Порох относится к четырем великим изобретениям Китая, которые являются культурным достоянием и символом передовых технологий древности. К ним также причисляют компас, бумагу и книгопечатанье.
Историческим событием, которые вывело пиротехническое искусство на новый уровень, стало празднование Нового года при императоре Хуэй-цзун (восьмой правитель империи Сун) в 1110 году. Было организовано грандиозное огненное представление с применением фейерверков с пороховой «начинкой». Во время праздника тысячи бамбуковых палочек, начиненных порохом, взрывались на потеху публике.
Представление так понравилось зрителям, что «огненная забава» стала использоваться широкими массами по любому поводу и без него. Для установления контроля над распространением пиротехнических средств, император Хуэй-цзун установил государственную монополию на производство и продажу пороха и фейерверков. С тех пор только монахи с определенным статусом могли заниматься разработкой и созданием пиротехники.
Добавление цвета
Изобретение Древнего Китая продолжало свое развитие. Усиливалась мощность фейерверков, создавались дополнительные спецэффекты, расширялась цветовая палитра.
Разработка цветных взрывов впервые встречается в военных трактатах XIV века. К основной формуле добавлялись определенные химические вещества для получения соответствующего цвета. Подобная технология продолжает свое существование и в современной пиротехнике.
Цветной дым также использовалась во время военных кампаний, как составляющая часть системы оповещения.
Для получения различных цветов в современных пиротехнических соединениях используют следующие металлы:
Распространение в мире
Долгое время секрет фейерверков оставался в строжайшем секрете от чужестранцев. В Европе они впервые появились благодаря Марко Поло, который контрабандой доставил их в Италию в конце XIII – начале XIV века. Китайская «огненная забава» быстро приобрела популярность среди знати и простого народа. К XV веку уже в каждой европейской стране были свои традиции применения пиротехники и открывались специальные школы, где можно было обучиться данному мастерству. Однако, они все равно проигрывали в красоте и масштабности «китайским цветам» (так называли фейерверки древние арабы).
В России применение «огненных потех» началось еще при Иване Грозном. Однако, наибольшее развитие данная забава получила при Петре I, который в юности увлекался созданием фейерверков. В 1680 году в Москве для повышения качества пиротехнических средств было создано специализированное ракетное заведение. Специалисты использовали в работе современные достижения зарубежных коллег и внедряли собственные разработки.
Сегодня Китай остается лидером производства фейерверков. Китайские производители постоянно работают над совершенствованием изделий, созданием новых эффектов для развлекательной пиротехники. Их изделия успешно продаются во многих странах мира, и их можно купить как для домашних торжеств, так и для массовых мероприятий.
Российский фильм «Салют-7» взлетел на вершину рейтинга в Китае
Российская картина «Салют-7», вышедшая 12 января в китайский прокат, по общенациональному китайскому рейтингу фильмов Douban получила оценку 7,7 балла из 10 возможных — выше, чем у большинства национальных и иностранных премьер в Китае.
«Российский фильм о космосе едва успел появиться в китайских кинотеатрах, как сразу же получил высокую оценку общественности КНР. Он продолжает завоевывать популярность, не уступая голливудским новинкам», — сообщает агентство «Синьхуа». «В основе этого фильма лежат подлинные исторические события — этим он отличается от таких научно-фантастических картин, как «Гравитация» («Gravity», 2013). Впечатляет и то, каких успешных результатов добивались (советские) космонавты, работая с относительно простыми технологиями, которые были доступны в то время», — дал свою оценку сюжету один из китайских критиков. Особое внимание представители местной общественности обратили на небольшой бюджет фильма — около 7 млн долларов, в то время как та же «Гравитация», как и «Марсианин» («The Martian», 2015), обошлись в более 150 млн долларов каждый. «Несмотря на столь существенную разницу, качество российской кинокартины оказалось на том же уровне, что и в Голливуде», — отмечается в статье. В основу сценария картины «Салют-7» легли события 1985 года, когда с одноименной советской орбитальной станцией прервалась связь. Рискуя жизнью, космонавты во главе с Владимиром Джанибековым успешно состыковались с «Салютом-7», устранили неисправность и восстановили работоспособность станции.