лучший средний танк великой отечественной войны

ТОП 10 лучших танков Второй мировой войны

Танковые войска появились на полях сражений еще в конце Первой мировой войны. В те годы танки были еще неуклюжими. Они напоминали спичечные коробки, на которых надели гусеницы. Тем не менее, боевые машины прекрасно проявили себя в битвах. К началу Второй мировой баталии они изменились до неузнаваемости. Они во многом решили исход военных действий в пользу антигитлеровской коалиции. Ниже представим лучшие танки Второй мировой войны по оценкам специалистов.

Panzerkampfwagen III (PzKpfw III)

Боевая машина, также известная как Т-III, представляла собой танк, имевший орудие калибра 37 миллиметров. У него была 30-миллиметровая броня с каждой стороны. Основная функция – быстроходность (по шоссе давал 40 километров в час). Другие плюсы танка – отличная оптика, оптимально расположенные места для экипажа, радиостанция. Имея все это, «Панцеркампфвагены» вели успешные бои с более тяжелыми машинами.

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

Однако, когда у противников появились новые, более совершенные машины, «тройка» стали им заметно уступать. В результате немецкие конструкторы утяжелили калибр танковой пушки, сделав ее 50-миллиметровой. Кроме того, танк закрыли навесными экранами. В итоге это дало результаты, PzKpfw III воевал еще годы. Но в 1943 году производство боевых машин было остановлено, поскольку специалисты посчитали, что танк невозможно более модернизировать. За всю историю в Германии выпустили 5 тысяч Т-III.

Танк «Пантера» (PzKpfw V Panther)

«Пантера» разработана в 1943 году фирмой MAN и впервые применена в Курской битве. Германские инженеры стремились создать массовый танк, который был бы прост и дешев. Танк стал конкурентом советского Т-34 и «американца» Sherman.

Новая немецкая разработка сделалась самым мощным из танков Вермахта в период ВОВ, она имела очень толстую броню толщиной до 80 миллиметров. Вражеские снаряды отскакивали от корпуса танка. Правда, на бортах броня была более тонкая, поэтому советские танкисты старались бить именно в эту «ахиллесову пяту».

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

Другое дело, что «Пантеры» дорого обходились германской промышленности. К тому же их обслуживание оказалось делом непростым. Немецкая экономика не смогла в должной мере наладить их производство. Тем не менее, за годы войны произведено порядка 6 тысяч Panther.

Даже в марте 1945 года, во время боев в Венгрии, несколько сотен «Пантер», оборудованных приборами ночного видения, атаковали части Красной армии под озером Балатон. Правда, техническая новинка в сражении их не спасла.

Танк ИС-2 («Иосиф Сталин»)

Боевая машина «Иосиф Сталин-2» стала достойным ответом «Тигру» от советской военной промышленности. Его выпустили в свет в 1943 году. Он стал мощнейшим и самым бронированным из боевых машин СССР военного периода и одним из лучших в мире на то время. Инженеры из Советского Союза добились создания экономичной конструкции.

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

Поэтому ИС-2 играли важную роль в сражениях 1944-1945 годов, особо отличались при штурмовых операциях, например, в больших городах. Тактические действия при этом заключались в следующем. В городе действовали штурмовые группы из 1-2 машин вместе с ротами, состоявшими из автоматчиков, снайпера, а иногда и огнеметчика. Танки при этом просто сметали сопротивление фашистов и вместе с сидящими на них солдатами прорывались по улицам на площади, скверы, в парки. Здесь была возможность устроить круговую оборону.

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

К тому же в действующие войска в спешке направлялось много ненадежных образцов, должным образом не прошедших испытания. Проблема была решена только с модернизацией модели, которая завершилась к 1945 году. Танк-освободитель народов Европы от фашизма стал символом Победы. Советская армия использовала его почти 50 лет.

Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV)

Panzer IV поступил в действующую германскую армию в 1939 году. Он стал наиболее массовым из немецких танков военного периода, было построено 8700 боевых единиц.

Сочетал в себе все плюсы легкого Т-III, к тому же имел более мощное орудие и был лучше защищен. Лобовая броня имела толщину до 80 миллиметров, снаряды калибром 75 миллиметров спокойно прошивали броню вражеских боевых машин.

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

Правда, в поединках с Т-34 и с «Шерманом» пушка PzKpfw IV была бессильна. Только в 1941 году немцы усовершенствовали модель, оснастив ее новой скорострельной пушкой и более сильной броней. Это помогло улучшить его боевые характеристики. Несмотря на это, свыше 7 тысяч Panzerkampfwagen IV были подбиты в сражениях Второй мировой войны. Тем не менее, «четверки» использовались в войсках Франции и Чехословакии до начала 1950-х годов и участвовали в Арабо-Израильской войне 1967 года.

Танк M4 Sherman («Шерман»)

Главный танк американской армии в период Второй мировой войны, отлично зарекомендовал себя на полях сражений. Он повоевал и на советско-германском фронте, машины поставлялись в Советский Союз по ленд-лизу с 1942 года. Всего союзники поставили Красной армии 3600 танков.

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

«Шерман» был первым танком с гидравлическим приводом башни (это обеспечивало особую точность наведения) и стабилизатором пушки в вертикальной плоскости. По отзывам танкистов, в дуэлях боевых машин их выстрел стал бы первым. К плюсам Sherman относился и пониженный шум двигателя, благодаря чему танк можно было использовать в скрытных операциях, например, в разведывательных рейдах.

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

Интересно, что к началу войны Соединенные Штаты имели в строю всего 50 танков, но уже во время Второй мировой смогли создать оптимальную боевую единицу. К 1945 году изготовили 49 тысяч «Шерманов» самых разных модификаций. К таковым относились:

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

Однако все же «Шерман» был довольно неуклюж – он заметно проигрывал в скорости Т-34, имея сходное вооружение. После второго мирового конфликта они продолжали применяться на полях сражений.

Его использовали в ближневосточном противостоянии, здесь он действовал вплоть до 70-х годов 20 века. Отдельными образцами вооружалась армия Чили в конце двадцатого столетия.

Panzerkampfwagen VI Ausf. B Tiger II, «Тигр II»

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

По сути, танк стал новой модификацией «Тигра» первого. Его оборудовали специальной броней наклонного типа, добавили крупную пушку большего, чем ранее, калибра. Кроме того, на танк поставили улучшенный двигатель. Таким образом, боевую единицу усовершенствовали сразу в разных плоскостях.

Танк Т-34-85

Боевая машина создана в условиях военного времени в СССР. Она стала улучшенной модификацией танка «тридцатьчетверки». Конструировали новый танк при нехватке ресурсов и деталей, по старым технологиям, на заводах, эвакуированных в восточную часть страны. Часто эти предприятия изначально не были предназначены для создания военной бронетехники.

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

Несмотря на все препятствия, танк приобрел легендарный статус, поступив в войска в 1944 году. На базовой модели Т-34 не хватало огневой поддержки, поэтому атаки осуществлялись волнами. На модифицированном варианте поставили орудие калибром 85 миллиметров. Обновленная броня выдерживала попадание 37-миллиметровой пушки. Кроме того, появилось оборудованное помещение для команды танка, установлено переговорное устройство. Поэтому боевые машины остались на вооружении советской армии и после окончания военных действий. Создано свыше 25 тысяч боевых машин данной модификации.

Доработанный образец Т-34 был серьезным противником для тяжеловооруженных, но медлительных фашистских «Тигров». Машины Вермахта значительно отставали от советских конкурентов в скорости и проходимости. Также Т-34-85 были просты в обслуживании и ремонте. Танкисты Красной армии быстро освоили новую машину, стали в полной мере использовать ее скоростные и огневые качества. Новый танк полностью оправдал возложенные на него надежды.

По совокупности боевых характеристик именно Т-34-85 считается одним из самых эффективных танков войны.

Танк КВ-1 («Клим Ворошилов»)

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

Команды танка сформировывались только из офицеров, лишь механики-водители могли носить звание старшины. Подготовка экипажей на голову превосходила уровень команд танков иных типов.

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

Захваченные немецкими войсками экземпляры так и не послужили врагу. Из-за поломок и отсутствия нужных деталей попытки использовать их у немцев не увенчались успехом.

Танк Т-34 («тридцатьчетверка»)

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

Гитлеровцы смогли оценить советское творение уже в первых боях, они испытали сильный шок. Фашистские танки не могли сравниться с «тридцатьчетверкой» в проходимости. Кроме того, фашисты прозвали свою пушку 37 калибра «тук-тук», потому что снаряды попадали по защите советской машины и отскакивали. Они превосходили немецкие танки практически во всем: в толщине брони, проходимости, скорости и ударной мощи. Встреча с нашими Т-34 для немецких танкистов означала одно – очень вероятное поражение.

Даже военная инструкция для немецких танкистов гласила, что при встрече с Т-34 рекомендуется по возможности не вступать в бой. То есть специалисты советовали собственным подчиненным уезжать от русского танка куда подальше!

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

Слабым звеном была и трансмиссия. Она находилась в специальном отделении в корме. Поэтому карданный вал оказался лишним. Основная роль была у тяг управления, длиной 5 метров. Поэтому механику-водителю было сложно управлять машиной. Во избежание поломки трансмиссии танки нередко шли в бой на единственной передаче, установленной заранее.

Это недочеты заставляли конструкторов модифицировать боевую машину, в результате появился Т-34-85.

Танк Panzerkampfwagen VI Tiger I Ausf E, «Тигр»

Первый «Тигр» стал тяжелым германским танком, сконструировали его на заводах компании Henschel und Sohn. Боевое крещение состоялось в 1942 году, во время блокады Ленинграда.

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

Германский «Тигр» был одним из самых опасных боевых машин начального этапа Второй мировой войны. Его конструкция опередила свое время, он стал образцом для последующих боевых машин подобного класса. В 1942 году войска союзников даже не надеялись победить его в прямом бою, опасаясь 88-миллиметрового орудия. Вражеские части пытались застать «Тигра» врасплох, неожиданно подойдя сзади.

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

Источник

Т-34 – лучший средний танк Второй мировой войны

У Т-34 была нелегкая судьба. Удивительно, но этот танк создан, что называется, вопреки желанию советского бронетанкового командования, так сказать, в инициативном порядке. И его конструктор Михаил Кошкин крупно рисковал, начав работу над прототипом легендарного танка – в случае неудачи он мог быть обвинен во «вредительстве», со всеми вытекающими из этого последствиями. Но он рискнул и создал для Красной армии машину, ставшую эталоном для создателей бронетанковой техники всего мира.

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

«Родственники за границей»

Так уж сложилось, что первые серийные танки Красной армии имели иностранное происхождение. Дело заключалось в том, что русская армия не имела опыта производства гусеничных боевых машин, и на то, чтобы создать собственные КБ, в которых можно было бы разработать чертежи танков и создать опытные образцы, требовалось время. А его не было. В конце 20-х годов XX века в воздухе уже пахло грозой. Красной армии были нужны танки, причем в немалом количестве. Первые советские образцы МС-1, являвшиеся репликами французского танка «Рено FT-17», выпускались буквально поштучно. Надо было искать решение за рубежом, где на основе опыта Первой мировой войны конструкторские бюро вели работу над новейшими образцами бронетанковой техники.

Тогда существовала концепция двух типов танков – танков непосредственной поддержки пехоты и так называемых крейсерских танков. Первые должны были иметь противопульное бронирование, пушку и сравнительно небольшую скорость. Вторые – тонкую броню, легкую пушку и большую скорость. В качестве образца для создания отечественного танка сопровождения пехоты в Англии приобрели танк «Виккерс 6-тонный», который после доработки стал массово выпускаться советскими танковыми заводами под наименованием Т-26. В качестве опытного образца для создания отечественного крейсерского танка в США был приобретен экземпляр колесно-гусеничного танка у американского конструктора Джона Уолтера Кристи. Тогда существовала концепция танка, использовавшего в зависимости от обстоятельств колесного или гусеничного движителя. То есть в бой такой танк должен был идти на гусеницах, а к полю боя он мог добираться на колесах, развивая скорость, сравнимую со скоростью автомобиля. Правда, для движения на колесах требовались хорошие дороги, которых в Стране Советов было не так уж и много.

Вот этот самый «танк Кристи» и стал образцом для создания «бэтэшек» – знаменитой серии советских колесно-гусеничных танков: БТ-2, БТ-5 и БТ-7, ставших, если так можно выразиться, «родителями» легендарной «тридцатьчетверки».

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны

Ценою жизни

В Москве на самом высоком уровне изучили опыт боев в Испании. Было решено начать работу над новыми танками с противоснарядным бронированием и более мощной пушкой. А вот каким должен быть движитель, так окончательно и не решили. Мнения сторонников чисто гусеничного и колесно-гусеничного движителя разделились примерно поровну. Было решено на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) начать работу над легким колесно-гусеничным танком А-20. В 1938 году КБ ХПЗ возглавил конструктор Михаил Кошкин. Он-то и принял рискованное решение – начать работу над двумя вариантами заказанного правительством танка, колесно-гусеничного А-20 и чисто гусеничного А-32.

Оба образца были готовы к маю 1939 года. Оба без поломок прошли заводские испытания. Окончательную судьбу танка должно было решить руководство наркомата обороны. Опытные экземпляры доставили в Москву, где на полигоне они успешно преодолели рвы и другие противотанковые препятствия, показав хорошие ходовые качества.

Окончательное решение должно было быть принято после опытного пробега гусеничного варианта танка, получившего наименование А-34, из Харькова в Москву. Два танка А-34 в сопровождении двух тягачей 5 марта 1940 года вышли из ворот завода ХПЗ. Возглавил пробег сам Михаил Кошкин. Во время движения конструктору пришлось самому не раз садиться за рычаги управления танком. Март был холодный и снежный. По дороге Кошкин сильно простудился, в Москву приехал уже тяжелобольным.

17 марта оба танка стояли на Ивановской площади Кремля. Их осмотрели командование наркомата обороны и сам Сталин. В конце концов было принято решение начать серийное производство нового танка, получившего название Т-34. Только Михаил Кошкин к тому времени совсем слег и в сентябре 1940 года умер.

Неприятный сюрприз для панцерваффе

К большому сожалению, экипажи Т-34 не успели еще освоить новую для них боевую технику. Поэтому большинство танков было потеряно не в бою, а по техническим причинам: механики-водители сжигали бортовые торсионы и ломали коробки передач. Были случаи, когда Т-34 с их дизельными двигателями технари заправляли бензином и тем самым выводили их из строя.

Но там, где «тридцатьчетверкам» удавалось встретиться лицом к лицу с наступающими частями вермахта, враг сразу чувствовал, что имеет дело с абсолютно неизвестными ему грозными машинами. Т-34 участвовали в знаменитом танковом сражении в треугольнике Луцк – Броды – Ровно в конце июня 1941 года. Тогда наступающая 1-я танковая группа противника понесла немалые потери.

Прекрасно показала себя 4-я танковая бригада под командованием генерала Катукова, наносившая короткие контрудары из засад под Орлом и Мценском по наступающей 2-й танковой группе «отца панцерваффе» генерала Гудериана. 4-я танковая бригада стала 1-й гвардейской танковой бригадой.

Заводы, выпускавшие Т-34, вскоре должны были вынуждены эвакуироваться из-за приближения войск противника. Так был потерян ХПЗ, а затем Сталинградский тракторный, в цехах которого в 1942 году шли бои между бойцами Красной армии и вермахта. Производство танков было развернуто в Горьком на Сормовском заводе, в Челябинске, Омске и Нижнем Тагиле. С учетом боевого опыта машина непрерывно совершенствовалась.

Как он был устроен

Т-34 имел классическую компоновку. Его экипаж состоял изначально из четырех человек – механика-водителя и стрелка-радиста, располагавшихся в отделении управления, и заряжающего с командиром танка, выполнявшего функции наводчика. Они находились в двухместной башне. На Т-34/85 появился пятый член экипажа – наводчик, который также располагался в башне танка.

Броневой корпус Т-34 – сварной, собиравшийся из катаных плит гомогенной стальной брони высокой твердости, толщинами 13, 16, 40 и 45 миллиметров. Броневая защита танка противоснарядная, выполненная с рациональными углами наклона. Лобовая часть состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 миллиметров. Между собой верхняя и нижняя лобовые бронеплиты соединялись при помощи балки. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину 45 миллиметров. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-миллиметровых броневых плит. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-миллиметровых броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину 20 миллиметров. Днище танка имело толщину 13 миллиметров под моторно-трансмиссионным отделением и 16 миллиметров в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 40-миллиметровой бронеплиты. На Т-34 образца 1943 года толщина верхней кормовой бронеплиты была увеличена с 40 до 45 миллиметров, а толщина днища в лобовой части – с 16 до 20 миллиметров.

Башня Т-34 – двухместная, близкая к шестигранной в плане формы, с кормовой нишей. В зависимости от завода-производителя и года выпуска на танк могли устанавливаться башни различной конструкции. Основным вооружением Т-34 ранних выпусков (до начала 1941 года) была 76-миллиметровая пушка Л-11. С марта 1941 года она была заменена на 76-миллиметровую пушку Ф-34. Оба орудия использовали один ассортимент боеприпасов. Боекомплект орудия на Т-34 выпуска 1940-1942 годов состоял из 77 выстрелов, размещавшихся в чемоданах на полу боевого отделения и в укладках на его стенках. На Т-34 выпуска 1942-1944 годов с «улучшенной башней» боекомплект был увеличен до 100 выстрелов. Вспомогательное вооружение танка составляли два 7,62-миллиметровых пулемета ДТ. Один из них размещался в спаренной с пушкой установке и имел общие с ней углы наведения. Другой («курсовой») находился в шаровой установке в верхней лобовой плите корпуса.

На всех модификациях Т-34 устанавливался V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения. Внутренние топливные баки располагались по бортам корпуса, в промежутках между кожухами пружин подвески. Танки ранних выпусков имели шесть внутренних баков общей емкостью 460 литров. На машинах поздних выпусков число внутренних баков было доведено до восьми, а их общая емкость – до 540 литров.

В ходовой части Т-34 использовалась «свечная» подвеска, или, как ее еще именуют, подвеска Кристи, унаследованная от «предков» – танков серии БТ. Но у Т-34 подвеска была модернизирована, и пружина была размещена под небольшим углом.

С каждого борта ходовая часть состояла из пяти больших сдвоенных опорных катков диаметром 830 миллиметров, направляющего колеса (ленивца) спереди и расположенного сзади ведущего колеса.

Лучше и сильнее

Крупнейшим сражением 1943 года стала Курская битва. В ходе кровопролитных сражений советским танковым частям, основу которых составляли Т-34, совместно с другими родами войск удалось остановить немецкое наступление, понеся при этом крупные потери. Модернизированные немецкие танки и штурмовые орудия, имевшие усиленную до 70-80 миллиметров лобовую броню, стали малоуязвимы для пушки Т-34. Появление мощно вооруженных и хорошо бронированных тяжелых танков «Тигр» и «Пантера» лишило Т-34 всех его преимуществ перед танками противника. Необходимо было срочно усилить вооружение и бронирование «тридцатьчетверки». Так появилась модификация Т-34/85.

В 1944 году Т-34 с 76-миллиметровой пушкой продолжал оставаться основным советским танком, но с середины года он стал постепенно вытесняться Т-34/85. В составе советских танковых частей Т-34 приняли участие в крупных наступательных операциях, закончившихся разгромом большого количества немецких частей и освобождением значительных территорий. Советское военное руководство, создав значительный численный перевес и захватив стратегическую инициативу, могло выбирать направления ударов и, взломав оборону противника, вводить танковые части в прорыв, проводя масштабные операции на окружение. Немецкие танковые части в лучшем случае успевали парировать намечавшуюся атаку, в худшем – были вынуждены отступать из предполагавшихся котлов, бросая неисправную либо просто оставшуюся без горючего технику. Советское военное руководство стремилось по возможности избегать танковых сражений, предоставляя борьбу с немецкими танками противотанковой артиллерии и авиации.

К началу 1945 года Т-34 с 76-миллиметровой пушкой было в войсках уже относительно немного. Основным советским танком стал Т-34/85. Они и закончили войну в Берлине и Праге, и приняли участие в августе 1945 года в разгроме японской Квантунской армии.

Танки Т-34 активно использовались армией Северной Кореи во время Корейской войны, а также участвовали во множестве вооруженных конфликтах в Европе и Азии. До сих пор Т-34 находятся на вооружении и используются в боевых действиях в ряде стран третьего мира.

По рейтингу Top Ten Tanks, составленному телеканалом Military Channel в 2007 году, на основе результатов опросов британских и американских военнослужащих и экспертов, лучшим танком XX века стал советский Т-34. Он получил близкие к предельным оценки за огневую мощь, защищенность, подвижность, высшую оценку за освоение промышленностью. Высший балл по последнему критерию обеспечил танку Т-34 репутацию танка «номер 1».

Источник

Какой танк Второй мировой войны считается самым лучшим

лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть фото лучший средний танк великой отечественной войны. Смотреть картинку лучший средний танк великой отечественной войны. Картинка про лучший средний танк великой отечественной войны. Фото лучший средний танк великой отечественной войны


Заря танковой эры

Лавры за создание первого танка по праву принадлежат англичанам, которые сконструировали и успешно применили свой “Танк. Модель 1” в 1916 году в битве при Сомме, совершенно деморализовав пехоту противника. Однако впереди еще были десятилетия кропотливой работы над броней, скорострельностью, проходимостью, предстояло сменить слабый карбюраторный двигатель на более мощный дизель, придумать вращающуюся башню, решить проблемы с теплоотведением и качеством хода и трансмиссии. Мир ожидали танковые дуэли и противотанковые мины, круглосуточная эксплуатация сталелитейных заводов, безумные проекты многобашенных чудовищ и, наконец, выточенный в огне и ярости войн ХХ века силуэт современного танка, знакомый теперь любому.

Затишье перед бурей

В 30-е годы Англия, Германия, США и Советский Союз, предчувствуя большую войну, наперегонки создавали и улучшали свои танковые линейки. Инженеров-конструкторов тяжелой бронетехники переманивали и перекупали друг у друга всеми правдами и неправдами. Например, в 1930 году на заводе “Большевик” работал немецкий инженер Э. Гроте, создавший ряд интересных разработок, которые потом легли в основу более поздних моделей танков.

Германия спешно ковала ряды Panzerwaffe, британцы создали Королевский танковый корпус, США — Armored Force. Танковые войска СССР к началу войны уже располагали двумя легендарными машинами, немало сделавшими для победы, — КВ-1 и Т-34.
К началу Второй мировой конкуренцию друг другу составляли в основном СССР и Германия. Американцы также произвели внушительное количество бронетехники, только 80 тысяч отдав по лендлизу союзникам, но такой славы, как “Тигры”, “Пантеры” и “тридцатьчетверки”, их машины не снискали. Англичане же из-за существовавших перед войной разногласий, в какую сторону развивать танковую индустрию, отдали пальму первенства и на полях сражений использовали в основном американские танки М3 и М5.

Легендарные танки Второй мировой
«Тигр» — тяжелый немецкий танк прорыва, создавался на заводах фирмы Henschel und Sohn. Впервые он показал себя в бою под Ленинградом в 1942-м. Весил 56 тонн, был вооружен 88-мм пушкой и двумя пулеметами, защищен 100-миллиметровой броней. Нес пять человек экипажа. Мог погружаться под воду на 3,5 метра. Из недостатков — сложность конструкции, дороговизна (производство одного «Тигра» обходилось казне, как стоимость двух средних танков «Пантера»), невероятно большой расход топлива, проблемы с ходовой частью в зимних условиях.

Т-34 разработали в КБ Харьковского паровозостроительного завода под руководством Михаила Кошкина перед самой войной. Это был маневренный, хорошо защищенный наклонной броней танк, оснащенный мощным дизелем и длинноствольной 76-миллиметровой пушкой. В отчетах, тем не менее, упоминались проблемы с оптикой, обзором, теснота боевого отделения, отсутствие раций. Из-за недостатка места для полноценного экипажа командиру приходилось выполнять функции наводчика.[С-BLOCK]

M4 Sherman — основной американский танк того период — производился на заводах Детройта. Третий (после Т-34 и Т-54) наиболее массовый танк в мире. Имеет среднее бронирование, оснащен 75-миллиметровым орудием, успешно показал себя в боях против немецких танков в Африке. Дешев, удобен в эксплуатации, ремонтопригоден. Из недостатков: легко опрокидывается из-за высоко расположенного центра тяжести.

«Пантера» — немецкий танк среднего бронирования, основной конкурент Sherman и Т-34 на полях сражений. Вооружен 75-миллиметровой танковой пушкой и двумя пулеметами, толщина брони — до 80 мм. Впервые применен в Курской битве.

К известным танкам Второй мировой также относятся немецкие быстрые и легкие Т-3, советский тяжелобронированный «Иосиф Сталин», хорошо показавший себя при штурме городов, и родоначальник однобашенных тяжелых танков КВ-1 «Клим Ворошилов».

Неудачное начало
В 1941 году советские танковые войска понесли сокрушительные потери, так как немецкие Panzerwaffe, располагая более слабыми легкобронными танками Т-4, по своим тактическим навыкам, по слаженности работы экипажей и командования значительно превосходили русских. Т-4, например, изначально обладал хорошим обзором, наличием командирской башенки и цейссовской оптикой, а Т-34 получил эти улучшения только в 1943 году.

Стремительные удары немцев умело подкреплялись огнем САУ, противотанковых орудий и налетами авиации, что позволяло наносить массированный урон. «Нам казалось, что русские создали инструмент, которым они никогда не научатся владеть», — писал один из немецких генералов.

Танк-победитель
После доработки Т-34-85 своей «живучестью» мог составить серьезную конкуренцию даже тяжелобронным, но неповоротливым немецким “Тиграм”. Обладая невероятной огневой мощью и толстой лобовой броней, “Тигры” не могли соревноваться с “тридцатьчетверками” по скорости и проходимости, вязли и тонули на сложных участках ландшафта. Они требовали автозаправщиков и специальных железнодорожных транспортов для перевозки. Танк “Пантера” при своих высоких технических характеристиках так же, как и “Тигр”, отличался капризностью в эксплуатации, был дорог в производстве.[С-BLOCK]

В процессе войны “тридцатьчетверку” доработали, расширили отделение для экипажа, снабдили переговорными устройствами, установили еще более мощную пушку. Тяжелая броня с легкостью выдерживала попадание 37-миллиметрового орудия. А самое главное — советские танкисты освоили методы связи и взаимодействия танковых бригад на поле боя, научились использовать скорость, мощь и маневренность нового Т-34-85, наносили стремительные удары в тыл противника, уничтожая коммуникации и укрепления. Машина начала с блеском выполнять те задачи, для которых изначально предназначалась. Советская промышленность наладила поточный выпуск усовершенствованных, хорошо сбалансированных моделей. Особенно стоит отметить простоту конструкции и возможность быстрого дешевого ремонта, ведь для танка важно не только эффективно выполнять боевые задачи, но и быстро вернуться обратно в строй после повреждения или поломки.

Можно найти модель того времени, превосходящую Т-34 по отдельным характеристикам, но именно по совокупности ТТХ этот танк можно по праву назвать лучшим и самым эффективным танком времен Второй мировой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *