лучший средний танк второй мировой войны
Т-34 – лучший средний танк Второй мировой войны
У Т-34 была нелегкая судьба. Удивительно, но этот танк создан, что называется, вопреки желанию советского бронетанкового командования, так сказать, в инициативном порядке. И его конструктор Михаил Кошкин крупно рисковал, начав работу над прототипом легендарного танка – в случае неудачи он мог быть обвинен во «вредительстве», со всеми вытекающими из этого последствиями. Но он рискнул и создал для Красной армии машину, ставшую эталоном для создателей бронетанковой техники всего мира.
«Родственники за границей»
Так уж сложилось, что первые серийные танки Красной армии имели иностранное происхождение. Дело заключалось в том, что русская армия не имела опыта производства гусеничных боевых машин, и на то, чтобы создать собственные КБ, в которых можно было бы разработать чертежи танков и создать опытные образцы, требовалось время. А его не было. В конце 20-х годов XX века в воздухе уже пахло грозой. Красной армии были нужны танки, причем в немалом количестве. Первые советские образцы МС-1, являвшиеся репликами французского танка «Рено FT-17», выпускались буквально поштучно. Надо было искать решение за рубежом, где на основе опыта Первой мировой войны конструкторские бюро вели работу над новейшими образцами бронетанковой техники.
Тогда существовала концепция двух типов танков – танков непосредственной поддержки пехоты и так называемых крейсерских танков. Первые должны были иметь противопульное бронирование, пушку и сравнительно небольшую скорость. Вторые – тонкую броню, легкую пушку и большую скорость. В качестве образца для создания отечественного танка сопровождения пехоты в Англии приобрели танк «Виккерс 6-тонный», который после доработки стал массово выпускаться советскими танковыми заводами под наименованием Т-26. В качестве опытного образца для создания отечественного крейсерского танка в США был приобретен экземпляр колесно-гусеничного танка у американского конструктора Джона Уолтера Кристи. Тогда существовала концепция танка, использовавшего в зависимости от обстоятельств колесного или гусеничного движителя. То есть в бой такой танк должен был идти на гусеницах, а к полю боя он мог добираться на колесах, развивая скорость, сравнимую со скоростью автомобиля. Правда, для движения на колесах требовались хорошие дороги, которых в Стране Советов было не так уж и много.
Вот этот самый «танк Кристи» и стал образцом для создания «бэтэшек» – знаменитой серии советских колесно-гусеничных танков: БТ-2, БТ-5 и БТ-7, ставших, если так можно выразиться, «родителями» легендарной «тридцатьчетверки».
Ценою жизни
В Москве на самом высоком уровне изучили опыт боев в Испании. Было решено начать работу над новыми танками с противоснарядным бронированием и более мощной пушкой. А вот каким должен быть движитель, так окончательно и не решили. Мнения сторонников чисто гусеничного и колесно-гусеничного движителя разделились примерно поровну. Было решено на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) начать работу над легким колесно-гусеничным танком А-20. В 1938 году КБ ХПЗ возглавил конструктор Михаил Кошкин. Он-то и принял рискованное решение – начать работу над двумя вариантами заказанного правительством танка, колесно-гусеничного А-20 и чисто гусеничного А-32.
Оба образца были готовы к маю 1939 года. Оба без поломок прошли заводские испытания. Окончательную судьбу танка должно было решить руководство наркомата обороны. Опытные экземпляры доставили в Москву, где на полигоне они успешно преодолели рвы и другие противотанковые препятствия, показав хорошие ходовые качества.
Окончательное решение должно было быть принято после опытного пробега гусеничного варианта танка, получившего наименование А-34, из Харькова в Москву. Два танка А-34 в сопровождении двух тягачей 5 марта 1940 года вышли из ворот завода ХПЗ. Возглавил пробег сам Михаил Кошкин. Во время движения конструктору пришлось самому не раз садиться за рычаги управления танком. Март был холодный и снежный. По дороге Кошкин сильно простудился, в Москву приехал уже тяжелобольным.
17 марта оба танка стояли на Ивановской площади Кремля. Их осмотрели командование наркомата обороны и сам Сталин. В конце концов было принято решение начать серийное производство нового танка, получившего название Т-34. Только Михаил Кошкин к тому времени совсем слег и в сентябре 1940 года умер.
Неприятный сюрприз для панцерваффе
К большому сожалению, экипажи Т-34 не успели еще освоить новую для них боевую технику. Поэтому большинство танков было потеряно не в бою, а по техническим причинам: механики-водители сжигали бортовые торсионы и ломали коробки передач. Были случаи, когда Т-34 с их дизельными двигателями технари заправляли бензином и тем самым выводили их из строя.
Но там, где «тридцатьчетверкам» удавалось встретиться лицом к лицу с наступающими частями вермахта, враг сразу чувствовал, что имеет дело с абсолютно неизвестными ему грозными машинами. Т-34 участвовали в знаменитом танковом сражении в треугольнике Луцк – Броды – Ровно в конце июня 1941 года. Тогда наступающая 1-я танковая группа противника понесла немалые потери.
Прекрасно показала себя 4-я танковая бригада под командованием генерала Катукова, наносившая короткие контрудары из засад под Орлом и Мценском по наступающей 2-й танковой группе «отца панцерваффе» генерала Гудериана. 4-я танковая бригада стала 1-й гвардейской танковой бригадой.
Заводы, выпускавшие Т-34, вскоре должны были вынуждены эвакуироваться из-за приближения войск противника. Так был потерян ХПЗ, а затем Сталинградский тракторный, в цехах которого в 1942 году шли бои между бойцами Красной армии и вермахта. Производство танков было развернуто в Горьком на Сормовском заводе, в Челябинске, Омске и Нижнем Тагиле. С учетом боевого опыта машина непрерывно совершенствовалась.
Как он был устроен
Т-34 имел классическую компоновку. Его экипаж состоял изначально из четырех человек – механика-водителя и стрелка-радиста, располагавшихся в отделении управления, и заряжающего с командиром танка, выполнявшего функции наводчика. Они находились в двухместной башне. На Т-34/85 появился пятый член экипажа – наводчик, который также располагался в башне танка.
Броневой корпус Т-34 – сварной, собиравшийся из катаных плит гомогенной стальной брони высокой твердости, толщинами 13, 16, 40 и 45 миллиметров. Броневая защита танка противоснарядная, выполненная с рациональными углами наклона. Лобовая часть состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 миллиметров. Между собой верхняя и нижняя лобовые бронеплиты соединялись при помощи балки. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину 45 миллиметров. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-миллиметровых броневых плит. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-миллиметровых броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину 20 миллиметров. Днище танка имело толщину 13 миллиметров под моторно-трансмиссионным отделением и 16 миллиметров в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 40-миллиметровой бронеплиты. На Т-34 образца 1943 года толщина верхней кормовой бронеплиты была увеличена с 40 до 45 миллиметров, а толщина днища в лобовой части – с 16 до 20 миллиметров.
Башня Т-34 – двухместная, близкая к шестигранной в плане формы, с кормовой нишей. В зависимости от завода-производителя и года выпуска на танк могли устанавливаться башни различной конструкции. Основным вооружением Т-34 ранних выпусков (до начала 1941 года) была 76-миллиметровая пушка Л-11. С марта 1941 года она была заменена на 76-миллиметровую пушку Ф-34. Оба орудия использовали один ассортимент боеприпасов. Боекомплект орудия на Т-34 выпуска 1940-1942 годов состоял из 77 выстрелов, размещавшихся в чемоданах на полу боевого отделения и в укладках на его стенках. На Т-34 выпуска 1942-1944 годов с «улучшенной башней» боекомплект был увеличен до 100 выстрелов. Вспомогательное вооружение танка составляли два 7,62-миллиметровых пулемета ДТ. Один из них размещался в спаренной с пушкой установке и имел общие с ней углы наведения. Другой («курсовой») находился в шаровой установке в верхней лобовой плите корпуса.
На всех модификациях Т-34 устанавливался V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения. Внутренние топливные баки располагались по бортам корпуса, в промежутках между кожухами пружин подвески. Танки ранних выпусков имели шесть внутренних баков общей емкостью 460 литров. На машинах поздних выпусков число внутренних баков было доведено до восьми, а их общая емкость – до 540 литров.
В ходовой части Т-34 использовалась «свечная» подвеска, или, как ее еще именуют, подвеска Кристи, унаследованная от «предков» – танков серии БТ. Но у Т-34 подвеска была модернизирована, и пружина была размещена под небольшим углом.
С каждого борта ходовая часть состояла из пяти больших сдвоенных опорных катков диаметром 830 миллиметров, направляющего колеса (ленивца) спереди и расположенного сзади ведущего колеса.
Лучше и сильнее
Крупнейшим сражением 1943 года стала Курская битва. В ходе кровопролитных сражений советским танковым частям, основу которых составляли Т-34, совместно с другими родами войск удалось остановить немецкое наступление, понеся при этом крупные потери. Модернизированные немецкие танки и штурмовые орудия, имевшие усиленную до 70-80 миллиметров лобовую броню, стали малоуязвимы для пушки Т-34. Появление мощно вооруженных и хорошо бронированных тяжелых танков «Тигр» и «Пантера» лишило Т-34 всех его преимуществ перед танками противника. Необходимо было срочно усилить вооружение и бронирование «тридцатьчетверки». Так появилась модификация Т-34/85.
В 1944 году Т-34 с 76-миллиметровой пушкой продолжал оставаться основным советским танком, но с середины года он стал постепенно вытесняться Т-34/85. В составе советских танковых частей Т-34 приняли участие в крупных наступательных операциях, закончившихся разгромом большого количества немецких частей и освобождением значительных территорий. Советское военное руководство, создав значительный численный перевес и захватив стратегическую инициативу, могло выбирать направления ударов и, взломав оборону противника, вводить танковые части в прорыв, проводя масштабные операции на окружение. Немецкие танковые части в лучшем случае успевали парировать намечавшуюся атаку, в худшем – были вынуждены отступать из предполагавшихся котлов, бросая неисправную либо просто оставшуюся без горючего технику. Советское военное руководство стремилось по возможности избегать танковых сражений, предоставляя борьбу с немецкими танками противотанковой артиллерии и авиации.
К началу 1945 года Т-34 с 76-миллиметровой пушкой было в войсках уже относительно немного. Основным советским танком стал Т-34/85. Они и закончили войну в Берлине и Праге, и приняли участие в августе 1945 года в разгроме японской Квантунской армии.
Танки Т-34 активно использовались армией Северной Кореи во время Корейской войны, а также участвовали во множестве вооруженных конфликтах в Европе и Азии. До сих пор Т-34 находятся на вооружении и используются в боевых действиях в ряде стран третьего мира.
По рейтингу Top Ten Tanks, составленному телеканалом Military Channel в 2007 году, на основе результатов опросов британских и американских военнослужащих и экспертов, лучшим танком XX века стал советский Т-34. Он получил близкие к предельным оценки за огневую мощь, защищенность, подвижность, высшую оценку за освоение промышленностью. Высший балл по последнему критерию обеспечил танку Т-34 репутацию танка «номер 1».
5 лучших танков Второй мировой войны
Когда во время Первой мировой войны появились танки, стало понятно – вести сражения как раньше уже не получится. Дедовские тактические схемы и уловки напрочь отказывались работать против механических «зверей», оснащенных пулеметами и пушками. Но «звездный час» стальных монстров пришелся на следующую войну – Вторую мировую. Что немцы, что союзники прекрасно осознавали – ключ к успеху спрятан именно в мощной гусеничной технике. Поэтому на постоянные модернизации танков выделялись сумасшедшие деньги. Благодаря этому металлические «хищники» эволюционировали стремительными темпами.
Перед тем как столкнуться с немцами, тяжелый танк прошел боевое крещение в войне с финнами. Монстр весом в 45 тонн был непобедимым противником вплоть до самого конца 1941 года. Защита танка представляла собой 75 миллиметров стали. Лобовые бронелисты были расположены так удачно, что снарядостойкость приводила немцев в ужас. Еще бы! Ведь их 37 мм противотанковые орудия не могли пробить КВ-1 даже с минимального расстояния. Что же касается 50 мм орудий, то тут предел – 500 метров. А советский танк, оснащенный длинноствольным 76 мм орудием Ф-34, мог подбить противника с дистанции порядка полутора километров.
Этот советский танк обрел статус легенды, едва появившись на полях сражений. Металлический зверь оснащался дизелем на 500 «лошадок», «продвинутым» бронированием, 76 мм орудием Ф-34 и широкими гусеницами. Такая комплектация позволила Т-34 стать лучшим танком своего времени.
Главной проблемой танка была его трансмиссия. Дело в том, что она вместе с силовым агрегатом находились в специальном отделении, расположенном в корме. Благодаря этому техническому решению, карданный вал оказался ненужным. Главенствующая роль отводилась тягам управления, длина которых составляла порядка 5 метров. Соответственно, механику-водителю управляться с ними было тяжко. И если человек с трудностями справлялся, то металл иной раз давал слабину – тяги просто рвались. Поэтому часто Т-34 шли в бой на одной передаче, включенной заранее.
Танк Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 «Тигр»
Кроме этого, «Тигр» являлся еще одним из самых быстрых танков того времени. В движение его приводил «Майбаховский» силовой агрегат на 700 л.с. Компанию ему составляла 8-ступенчатая гидромеханическая коробка передач. И по шассе танк мог разогнаться до 45 км/ч. Любопытно, что в технической памятке, лежавшей в каждом «Тигре», была надпись: «Танк стоит 800 000 рейхсмарок. Береги его!». Геббельс считал, что танкисты будут гордится тем, что им доверили такую дорогую игрушку. Но на деле очень часто было иначе. Солдаты панически боялись, что с танком может что-то произойти.
Танк Panzerkampfwagen V «Пантера»
Немецкая «Пантера» весом в 44 тонны превосходила Т-34 в подвижности. На шоссе этот «хищник» мог разгоняться чуть ли не до 60 км/ч. Вооружался он 75 мм пушкой KwK 42, у которой длина ствола насчитывала 70 калибров. «Пантера» могла «плюнуть» бронебойным подкалиберным снарядом, пролетающим за первую секунду километр. Благодаря этому немецкая машина могла подбить практически любой танк противника на расстоянии, превышающем пару километров.
Если лоб «Пантеры» защищался бронелистом толщиной от 60 до 80 мм, то на бортах броня была тоньше. Поэтому советские танки старались поразить «зверя» именно в то слабое место. Всего Германия успела создать около 6 тысяч «Пантер». Любопытно вот еще что: в марте 1945 года сотни этих танков, оснащенных приборами ночного видения, пошли в атаку на советские войска под Балатоном. Но и эта техническая уловка не помогла.
Какой танк Второй мировой войны считается самым лучшим
Заря танковой эры
Лавры за создание первого танка по праву принадлежат англичанам, которые сконструировали и успешно применили свой “Танк. Модель 1” в 1916 году в битве при Сомме, совершенно деморализовав пехоту противника. Однако впереди еще были десятилетия кропотливой работы над броней, скорострельностью, проходимостью, предстояло сменить слабый карбюраторный двигатель на более мощный дизель, придумать вращающуюся башню, решить проблемы с теплоотведением и качеством хода и трансмиссии. Мир ожидали танковые дуэли и противотанковые мины, круглосуточная эксплуатация сталелитейных заводов, безумные проекты многобашенных чудовищ и, наконец, выточенный в огне и ярости войн ХХ века силуэт современного танка, знакомый теперь любому.
Затишье перед бурей
В 30-е годы Англия, Германия, США и Советский Союз, предчувствуя большую войну, наперегонки создавали и улучшали свои танковые линейки. Инженеров-конструкторов тяжелой бронетехники переманивали и перекупали друг у друга всеми правдами и неправдами. Например, в 1930 году на заводе “Большевик” работал немецкий инженер Э. Гроте, создавший ряд интересных разработок, которые потом легли в основу более поздних моделей танков.
Германия спешно ковала ряды Panzerwaffe, британцы создали Королевский танковый корпус, США — Armored Force. Танковые войска СССР к началу войны уже располагали двумя легендарными машинами, немало сделавшими для победы, — КВ-1 и Т-34.
К началу Второй мировой конкуренцию друг другу составляли в основном СССР и Германия. Американцы также произвели внушительное количество бронетехники, только 80 тысяч отдав по лендлизу союзникам, но такой славы, как “Тигры”, “Пантеры” и “тридцатьчетверки”, их машины не снискали. Англичане же из-за существовавших перед войной разногласий, в какую сторону развивать танковую индустрию, отдали пальму первенства и на полях сражений использовали в основном американские танки М3 и М5.
Легендарные танки Второй мировой
«Тигр» — тяжелый немецкий танк прорыва, создавался на заводах фирмы Henschel und Sohn. Впервые он показал себя в бою под Ленинградом в 1942-м. Весил 56 тонн, был вооружен 88-мм пушкой и двумя пулеметами, защищен 100-миллиметровой броней. Нес пять человек экипажа. Мог погружаться под воду на 3,5 метра. Из недостатков — сложность конструкции, дороговизна (производство одного «Тигра» обходилось казне, как стоимость двух средних танков «Пантера»), невероятно большой расход топлива, проблемы с ходовой частью в зимних условиях.
Т-34 разработали в КБ Харьковского паровозостроительного завода под руководством Михаила Кошкина перед самой войной. Это был маневренный, хорошо защищенный наклонной броней танк, оснащенный мощным дизелем и длинноствольной 76-миллиметровой пушкой. В отчетах, тем не менее, упоминались проблемы с оптикой, обзором, теснота боевого отделения, отсутствие раций. Из-за недостатка места для полноценного экипажа командиру приходилось выполнять функции наводчика.[С-BLOCK]
M4 Sherman — основной американский танк того период — производился на заводах Детройта. Третий (после Т-34 и Т-54) наиболее массовый танк в мире. Имеет среднее бронирование, оснащен 75-миллиметровым орудием, успешно показал себя в боях против немецких танков в Африке. Дешев, удобен в эксплуатации, ремонтопригоден. Из недостатков: легко опрокидывается из-за высоко расположенного центра тяжести.
«Пантера» — немецкий танк среднего бронирования, основной конкурент Sherman и Т-34 на полях сражений. Вооружен 75-миллиметровой танковой пушкой и двумя пулеметами, толщина брони — до 80 мм. Впервые применен в Курской битве.
К известным танкам Второй мировой также относятся немецкие быстрые и легкие Т-3, советский тяжелобронированный «Иосиф Сталин», хорошо показавший себя при штурме городов, и родоначальник однобашенных тяжелых танков КВ-1 «Клим Ворошилов».
Неудачное начало
В 1941 году советские танковые войска понесли сокрушительные потери, так как немецкие Panzerwaffe, располагая более слабыми легкобронными танками Т-4, по своим тактическим навыкам, по слаженности работы экипажей и командования значительно превосходили русских. Т-4, например, изначально обладал хорошим обзором, наличием командирской башенки и цейссовской оптикой, а Т-34 получил эти улучшения только в 1943 году.
Стремительные удары немцев умело подкреплялись огнем САУ, противотанковых орудий и налетами авиации, что позволяло наносить массированный урон. «Нам казалось, что русские создали инструмент, которым они никогда не научатся владеть», — писал один из немецких генералов.
Танк-победитель
После доработки Т-34-85 своей «живучестью» мог составить серьезную конкуренцию даже тяжелобронным, но неповоротливым немецким “Тиграм”. Обладая невероятной огневой мощью и толстой лобовой броней, “Тигры” не могли соревноваться с “тридцатьчетверками” по скорости и проходимости, вязли и тонули на сложных участках ландшафта. Они требовали автозаправщиков и специальных железнодорожных транспортов для перевозки. Танк “Пантера” при своих высоких технических характеристиках так же, как и “Тигр”, отличался капризностью в эксплуатации, был дорог в производстве.[С-BLOCK]
В процессе войны “тридцатьчетверку” доработали, расширили отделение для экипажа, снабдили переговорными устройствами, установили еще более мощную пушку. Тяжелая броня с легкостью выдерживала попадание 37-миллиметрового орудия. А самое главное — советские танкисты освоили методы связи и взаимодействия танковых бригад на поле боя, научились использовать скорость, мощь и маневренность нового Т-34-85, наносили стремительные удары в тыл противника, уничтожая коммуникации и укрепления. Машина начала с блеском выполнять те задачи, для которых изначально предназначалась. Советская промышленность наладила поточный выпуск усовершенствованных, хорошо сбалансированных моделей. Особенно стоит отметить простоту конструкции и возможность быстрого дешевого ремонта, ведь для танка важно не только эффективно выполнять боевые задачи, но и быстро вернуться обратно в строй после повреждения или поломки.
Можно найти модель того времени, превосходящую Т-34 по отдельным характеристикам, но именно по совокупности ТТХ этот танк можно по праву назвать лучшим и самым эффективным танком времен Второй мировой.
Т-34 – лучший средний танк второй мировой
Эта легенда отечественного танкопрома не требует представления, ибо она известна в России и в мире не меньше, чем, например, автомат Калашникова, или шапка-ушанка. О Т-34 снискавшем репутацию танка выигравшего ВОВ мы расскажем вам в этой статье.
Разработка Т-34
История этой машины началась в 1937-м с экспериментов по установке новейшего тогда дизеля В-2 на танк БТ, в результате были разработаны два прототипа: чисто гусеничный и с комбинированной ХЧ: в августе проекты были одобрены ГВС, после чего началось их воплощение в металле.
В конце лета 1939-го А-32 и А-20 проходили сравнительные полигонные испытания выявившие идентичность ходовых характеристик машин, однако первый имел довольно значительную фору по массе, что обеспечивало больший резерв модернизации.
Осенью того же года «прибавивший в весе» примерно на семь тонн А-34 успешно прошёл полигонные тесты после чего был запущен в серийное производство под индексом Т-34.
Легендарный Т-34
Замечу, что ещё на стадии разработки отношение к танку было весьма неоднозначным, так низкая надёжность отдельных механизмов стала причиной того, что завод-изготовитель (ХТЗ) настаивал на доводке машины перед запуском в серийное производство или, по крайней мере, на сокращении гарантийного пробега.
Наркомат обороны пошёл харьковчанам навстречу в плане снижения требований, но выпуск «тридцатьчетвёрки» было решено начинать немедленно – характер войны в Европе не предвещал ничего хорошего.
Первые серийные экземпляры, изготовленные на ХТЗ, в осеннюю распутицу 1939-го приняли участие в пробеге по городам, которые им вскоре предстояло защищать и освобождать, однако первые результаты вояжа оказались настолько негативными, что военно-политический истеблишмент СССР всерьёз засомневался – стоит ли продолжать доведение до ума новой машины?
Танк Т-34
Красному монарху танк понравился, он настоял на продолжении испытаний «ласточки»: бронирования – в Подмосковье, ходовые – на том, что осталось от линии Маннергейма. По их итогам было решено улучшить защиту и общую эргономику, однако последнее так и осталось проблемой у всех «коробочек» первых выпусков. Так или иначе, было принято окончательное решение о запуске новой машины в производство.
Компоновка танка
Корпус, прикрывавший верх ХЧ, сваривался из расположенных с рациональным наклоном (от 30° до 60°) бронелистов, что обеспечивало «тридцатьчетвёрке» самую высокую в мире степень защищённости. Ходовую танк унаследовал от прототипа с добавлением пятого опорного катка, ведущей была задняя звёздочка. При этом необычайно широкие гусеницы обеспечивали весьма низкое для столь крупной машины давление на грунт.
Шестигранная башня была невысокой, что с одной стороны снижало заметность танка, с другой – ограничивало вертикальную амплитуду наведения орудия и затрудняло работу обслуживающих его членов экипажа.
Изначально она комплектовалась перископом, однако впоследствии в связи с низкой эффективностью оного стала оснащаться командирской башенкой-люком.
Двигатель находился в задней части корпуса рядом с основным топливным баком, четыре малых были расположены снаружи по бортам «коробочки». Трансмиссия также находилась сзади, поскольку у первых машин она была весьма ненадёжной, нередко можно было увидеть танки, экипажи которых возили запасную на крыше МО.
Т-34 обслуживали четыре танкиста: наводчик-заряжающий восседал в правой, командир в левой части башни, перед ним находилось кресло мехвода, справа от оного было рабочее место стрелка-радиста.
Взаимодействие между ними осуществлялось посредством крайне ненадёжного ТПУ и разного рода условных сигналов: например, если надо было повернуть влево или вправо командир отпускал сапог на соответствующее плечо мехвода. В общем, с моей стороны не будет преувеличением констатировать, что «тридцатьчетвёрка» как и любая другая новая техника скучать своим экипажам не давала.
Танк имел следующие ТТХ:
Всего было изготовлено 35 330 (Т-34-76) экземпляров.
Основные модификации Т-34
В качестве таковой, прежде всего, следует назвать Т-34-85, которая имела более мощное 85-миллиметровое орудие и бронирование лобовой проекции, фактически являясь переходным звеном к Т-44, поэтому отечественная военная историография предпочитает рассматривать её отдельно.
Что же касается модификаций Т-34-76 до здесь надо отметить отличия обусловленные изготовлением на разных заводах, разные конструкции башен и, на «коробочках» начала ВОВ – не предусмотренные проектом бензиновые двигатели, 45-миллиметровые орудия и прочие атрибуты характерные для того проблемного периода.
Количество полевых модификаций, как самого танка, так и специализированных, а также инженерных машин на базе оного – попросту неизвестно.
Боевое применение танка
Их дебют состоялся в приграничных боях и, хотя малочисленность, а также плохая освоенность новой «брони» экипажами не позволила реализовать её потенциал, появление этих машин само по себе стало для немцев шоком. С осени 1941-го, когда количество «тридцатьчетвёрок» на фронте резко возросло и до весны 1943-го они были постоянной головной болью вермахта, нанося ему тяжелейшие потери.
Появление нового поколения германских танков стало причиной «отставки» Т-34, которые стали заменяться Т-34-85, однако на Дальнем Востоке немалое количество «коробочек», принявших участие в Маньчжурском походе РККА «дожило» до конца ВМВ.
Зарубежные операторы
В их числе я должен назвать все страны Оси в период наступления первых месяцев войны захвативших немало танков, а также восточно-европейских и азиатских союзников СССР, которым ближе к 1945-му было передано немало «коробочек».
В качестве интересной детали хочу отметить, что и во втором десятилетии XXI века «тридцатьчетвёрки» состоят на вооружении многих стран третьего мира, продолжая свою службу.
Оценка Т-34
Оптимальное сочетание огневой мощи, защищённости и скорости определило его репутацию как лучшего среднего танка ВМВ. Вместе с тем нельзя не отметить, что машины первых выпусков имели ряд конструктивных недостатков, снижавших их боевую эффективность.
Тем не менее, подводя итоги надо констатировать, что это был не просто ещё один хороший экземпляр бронетехники, идеи и технические решения, нашедшие воплощение в этой машине, произвели революцию в мировом танкостроении и «тридцатьчетвёрка» воистину оказалась первой ласточкой нового поколения «брони».