мамонов я самый лучший
«Все сволочи, один я хороший!»: путеводитель по сольным альбомам Петра Мамонова
Предводитель почившего московского рок-шапито «Звуки Му» и прилежный христианин-деревенщик Петр Мамонов не переставал заниматься музыкой даже после сверхуспешных ролей в кино («Игла», «Такси-блюз», «Остров»), инфаркта и коммерческих провалов. Наплевав на критиков, он перепевал Джона Леннона и Pink Floyd, ставил по своим песням спектакли и читал Исаака Сирина с правильным флоу. В честь семидесятилетия лучшего фронтмена в истории русской музыки журналист и автор телеграм-канала «Между The Rolling Stones и Достоевским» Александр Морсин составил для «Ножа» гид по сольным пластинкам Мамонова, в которых он окончательно заходится, рвет на лоскуты любые форматы и утверждается в роли непревзойденного мастера саунд-террора.
«П. Мамонов 84–87» (1997): приквел «Звуков Му» на шестиструнке
Полуторачасовой пролог к пестрой музыкальной истории «Звуков Му», рьяно исполненный Мамоновым в одиночку. Вся будущая классика в первозданном виде: от «Серого голубя» и «Бумажных цветов» до «Досуги-буги». Почти тридцать песен, судя по всему, звучат ровно так, какими их впервые услышали друзья и самые близкие поклонники Мамонова, решившего податься в артисты: громко, страшно и восхитительно.
Откровений и редкостей ждать не стоит, хотя лол-песню «Маша» про блуд на диване можно услышать только здесь. Это предельно оголенные и функциональные демо шлягеров «Звуков Му», чье студийное время еще не пришло. При этом переоценивать их аутентичность не стоит: издатель сборника и большой друг Мамонова Олег Коврига жаловался, что тот предательским образом изъял из оригинальных записей свой задушевный пьяный треп между песнями. Недавнее переиздание «П. Мамонов 84–87» на виниле оказалось таким же «кастрированным»: уговорить артиста выпустить полную версию Ковриге не удалось.
«Шкура неубитого» (1999–2002): последние ошметки группы и первые треки на стороне
Разделенный на две части сборник всякой всячины, по которому можно восстановить ход художественной мысли Мамонова, распустившего второй состав «Звуков Му», но сохранившего за собой название и копирайт. Первая часть отдана под неизданные раритеты и звучит как отходная молитва по коллективному творчеству: здесь много джемуют, высекают общую искру и надеются на синергию. Во второй половине Мамонов уходит в отрыв и полагается только на себя: в компании драм-машины, гитары и компьютера вчерашнему фронтмену больше никто не нужен.
Студийная антресоль Мамонова на пороге пятидесятилетия, которая, обвалившись, может насмерть завалить самого отчаянного служителя культа «Темного Му». Телефонные гудки, подзывание домашних животных, свист ветра, разговоры во сне, стихи с бодуна, эрзац-коаны, байкерское рокабилли и список продуктов — Мамонов делает вид, будто не знает, что такое песня, и кладет на инструменты всё что вздумается.
Где-то между ними мелькают неканонические версии «Люси», «Грубого заката» и «Отдай мои вещи», переписанные с еще большим садизмом. Часть номеров пришли из первого моноспектакля Мамонова «Есть ли жизнь на Марсе?». Именно здесь он перерождается в шоумена нового типа, скрестив уличный театр, стендап, кринж-арт и вирусные танцы. За несколько лет до прихода в мейнстрим Пахома, Евгения Гришковца и Паши Техника едва ли не все их приемы сначала опробовал Мамонов. Наброс на хейтеров «Все сволочи» и издевательски бессмысленная «Веселая», которая отлично подошла бы Моргенштерну, тоже сперва появились у главного скомороха страны.
«Шоколадный Пушкин» (2000): передовой хоум-тейпинг, сельский даб и рэп с лишней хромосомой
Аудиоверсия поставленной позже одноименной пьесы, в которой Мамонов читает искривленный депрессивный лит-хоп (Хаски и «Макулатура», привет!), ведет дневник погоды и труда и погружается на дно бессознательного без акваланга и трубки. Разумеется, никакого отношения ни к Пушкину, ни к шоколаду опусы на диске не имеют: по одной версии Мамонов цитировал самого Александра Сергеевича, по другой — подкрутил под себя никнейм нью-йоркского диджея Chocolate Elvis.
Первый осознанный заход Мамонова в экспериментальную электронику и cut-up-поэзию на пиджине. Обустроив портативную студию у себя на чердаке, маэстро принялся писать лупы и резать петли, интуитивно расставляя семплы из треков DJ Krush, Tosca и Starseeds.
Добрую половину альбома он веско ворчит под хмурый бит и философствует, пребывая в аскезе: русский Диоген и прямая бочка как они есть. В программном манифесте «Бунтари», в котором, если верить Мамонову, среди прочего звучит его самый-самый первый стих, он объявляет: «Быть желаю не горбатым, быть желаю потусторонним». Здесь же артист проводит воркшоп по грязному нойз-рэпу и делает всё, чтобы от его каши во рту и густого баса подгорало даже у Скриптонита. В «Уругвае» звучит лучший фристайл за всю историю жанра.
«Электро Т» (2002): утробный авант-рок лунатика
Самая радикальная выходка Мамонова, которая гарантировала ему расставание с последними поклонниками, и без того искалеченными его шизотеатром. Выйди этот диск на «Мелодии», он точно попал бы в подобный список отборной дичи. Возможно, впрочем, художник не до конца отдавал себе отчет в происходящем: если это не более чем сомнамбулические гитарные зарисовки в полнолуние, то ничего страшного. Если нет, то с таким сомнительным багажом сложно ожидать проходки в рай.
Как если бы альбом Metal Machine Music записал не Лу Рид. Как если бы постаревший Дэвид Сильвиан перебрался не в горы, а в деревню Ефаново Наро-Фоминского района Московской области. Как если бы Том Уэйтс, накидавшись «Боярышником», выпустил инструментальную пластинку.
По таким бесформенным альбомам сходят с ума самые упертые и искушенные авторы Pitchfork и The Wire — во всяком случае, они взяли за правило хвалить схожие по подходу работы младших соотечественников Мамонова. Добрались бы тогда уж до самого источника заразы, ему однозначно не хватает признания.
«Мыши 2002» / «Зелененький» (2003): вейрд-фолк и русский космизм на завалинке
Уязвленное искусство высшей пробы. Наиболее зрелые и попросту лучшие творения Мамонова-отшельника, самозапертого без всяких локдаунов: «Я так устал от передвижений, жажду неподвижности». Объясняя название альбома, артист отметил, что «мыши — это мысли, которые обитают в голове, а многочисленные коты их едят». В отличие от предыдущих экзерсисов здесь собраны именно что песни, и если у вас есть гитара, вы обязаны их разучить. Что ни строчка, то афоризм, что ни образ, то сразу в бронзе — чистейший экстракт мамонинга без рецепта и смс-регистрации.
Бурелом из дневников и писем Мамонова самому себе под самый бесхитростный аккомпанемент на свете. Он рефлексирует буквально над всем, что его окружает, и пробивает любые бреши, чтобы дамбу наконец прорвало и поток сознания хлынул на бумагу без остатка.
Для живых выступлений Мамонов сначала объединит песни о вечности под березой в цикл, представляя их вместе с участниками арт-группы «СВОИ2000» (это они позже сняли фильмы «Пыль» и «Шапито-шоу»), затем соберет из них новый спектакль «Мыши, мальчик Кай и Снежная Королева». Часть материала даже попала в эфир федеральных каналов, когда экс-лидер «Звуков Му» между делом рассказал популярному виджею MTV про лейбл Ninja Tune, чебуреки и развитие налоговой службы. Думается, что аудитория осталась довольна: настолько самобытных и не похожих ни на что песен на русском языке под гитару и бас не было и нет.
«Великое молчание вагона метро» (2003): исповедь подземного барабашки
Спокен-ворд неприкаянного лирического героя Мамонова, затерявшегося в лимбо метрополитена с его кругами ада и кольцевыми линиями. Перешагнув шестой десяток, музыкант погружается в воспоминания и смешивает их с увиденным буквально секунду назад — нахлобучив сверху патентованные верлибры про одиночество и диктофонные записи утренней толкотни в переходах.
Представьте, что рядом с вами в полупустом вагоне едет подпитый мужичок с щетиной и газетой, ведущий прямой эфир из самых глубин нутра. А затем смотрит на вас и клянется, что готов лечь на рельсы, настолько ему всё обрыдло.
«Я уже намучался достаточно. У меня вот стоит радиатор, я смотрю на него, а он, как дурак, на меня. Смотрим друг на друга по полтора часа в день!» — отчитывается Мамонов и добавляет, что не прочь стать шлангом и не отсвечивать. Никакой музыки, никаких мелодий, никаких песен — только гул, невроз навязчивых состояний и душераздирающий автофикшен. Если после прослушивания вам покажется, что на подобное может вдохновить лишь курс реабилитации от алкогольной зависимости, то вы угадали. Большую часть материала Мамонов записал по пути в клинику и обратно.
«Сказки братьев Гримм» (2005): реди-мейд немецкой классики и колыбельные перед вечным сном
Золушка, Храбрый портняжка, Железный Гейнрих, Разбойник и его сыновья. Да, это именно то, о чем вы подумали: Мамонов обнаружил себя во вселенной немецких сказок позапрошлого века и со всеми перезнакомился. Творческий метод между тем ни капли не изменился: всё та же окаменевшая акустика и осовелые голосовые сообщения.
Авторский и бесконечно вольный пересказ известных с детства сюжетов и галерея крупнокалиберных персонажей, которых с Мамоновым роднит едва ли не всё: не пойми откуда взялись, по каким законам живут и как их вообще земля носит.
В новом прочтении и без того не самые гуманные и светлые сказки приобрели еще более пугающие очертания — теперь в этот сумрачный лес лучше заходить только днем. Когда же Мамонов заканчивает 14-минутный эпик про Старого Кринкранка, кажется, что за это время можно было если не постареть, то поседеть. Такое не забывается. В год выхода альбома ЮНЕСКО включило собрание сказок братьев Гримм в международный реестр «Память мира». По-любому из-за Мамонова.
Мамонов я самый лучший
Ребенок сидит в утробе матери девять месяцев, вниз головой, кругом кишки, околоплодные воды. А он радуется и думает, что вот это и есть жизнь! Выскочил — а тут леса, моря и горы… Дитя снова счастлив и думает: вот жизнь! Но нет, дружок, не надо обольщаться, так просто не отделаешься. Какая легкость думать: подохну — и все кончится! А ничего подобного: дальше — вечность, в которую мы возьмем то, что потрогать нельзя, — то, что уступили, простили, отдали. Блатные правильно говорят: в гробу карманов нет. Что собрал в душе, с тем и будешь лежать! Человеческая жизнь, как луч. У человека есть начало и нет конца. Понимаете, как интересно?!
В вечность мы возьмём то, что потрогать нельзя, —
то, что уступили, простили, отдали.
Если ты на самом дне, то у тебя на самом деле хорошее положение: тебе дальше некуда, кроме как наверх.
Закорючки
1) Жить очень сложно. Очень мало любви и много одиночества. Долгих трудных часов, когда никого нет или, вообще, никто не нужен. Ещё хуже в компании: или говоришь без умолку, или молчишь и всех ненавидишь.
2) Мне почему-то кажется, что зубы — это лишнее у человека. Что Господь сделал их в самую последнюю очередь; и по его, человека, убедительной просьбе. Именно этим « инструментом» Адам и надкусил яблоко. Представляете, если б у Адама не было зубов.
——————
Не прощать обидчику, все равно, как сердиться на какую-то вещь, что об нее стукнулся… Обида, это адское состояние, — нигде нет покоя.
А в чем твой смысл жизни?
— Каждый встречающийся на пути человек — ангел. Он тебе помощник и встретился недаром. Он тебя или испытывает, или любит. Другого не дано. У меня был случай в молодости. Выпивали мы с приятелем, расстались поздно. Утром звоню узнать, как добрался, а мне говорят: он под электричку упал, обе ноги отрезало. Беда невыносимая, правда? Я к нему в больницу пришел, он говорит: «Тебе хорошо, а я вот…» — и одеяло открыл, а там… ужас! Был он человеком гордым. А стал скромнейшим, в…
… показать весь текст …
У меня было очень счастливое детство.
Родители занимались тем, что жили передо мной, любя друг друга. И сумели пронести эту любовь до самой старости…
Богу наши добрые поступки не нужны, они нужны нам, чтобы сердце наше научилось любить! Надо приложить все свои силы, всю веру, все остатки души, еще живые, кровоточащие, еще не сгнившие, не истоптанные… вот кусочек найдем, и им прильнем к Спасителю! Понимаете, все это должно повернуться, как в игрушке, которую ребенок собирает: и так пробует, и этак — никак не может попасть, чтобы защелкнулось и встало на место. И плачет, и капризничает, но вот… раз! Чудо! Так и наше сердце…
гневаться и раздражаться — есть не что иное как наказывать себя за чужие глупости…
Простые правила жизни от Петра Мамонова
1. Не обижайте людей и не обижайтесь на других
2. Говорите «Я тебя люблю», даже когда вы полностью не уверены в этом. Говорите это чаще
3. Как можно чаще прикасайтесь к любимому человеку
4. Всегда смотрите в глаза собеседнику
5. Не бойтесь перемен, но и не возжелайте их 6. Идите на компромиссы
7. Делайте праздник из каждого события
8. Никогда не ругайте других, не судите о чужих вкусах
9. Идите к Богу, ищите Бога. Даже если вы в него не верите
10. Игра…
… показать весь текст …
Боязнь смерти — это отсутвие веры в Бога…
Давайте уже будем умными людьми и думать о результате. Зачем завидовать, жечь себе душу? Так себя загнешь, а от себя никуда не спрятаться. Залиться вином? Но похмелье-то все равно будет! Нет, чтобы скрутить себя и выкинуть злобу и зависть из головы к чертям собачьим и сказать: «Господи помоги! Не хочу, не хочу, не хочу этой дряни в себе!» На другой день встал, смотришь: засияло все вокруг. На улице дождь и слякоть, а ты прям весь сияешь. А то кругом солнце и лето, а ты ходишь весь сморщенный. Почему? Потому что кто-то где-то о тебе что-то сказал. Глупость! Давайте уже будем все умными. Вы же умные, ребята. Дураков уже нет. Дураков нет вообще. Так можем этот монолог и озаглавить: «Дураков нет!»
Если бы каждый ныряльщик за жемчугом в каждый свой нырок доставал жемчужину, жемчуг бы обесценился.
Мой сын, Ваня, как-то забыл телогрейку в лесу; пришёл весной на то место, а там ёжики в рукаве устроились жить. Телогрейку пришлось так и оставить. Не будешь отнимать.
В одном из интервью у Петра Мамонова спросили:
— «Как Вы считаете, чем можно гордиться в России?»
П.М. Чтобы только перечислить имена русских святых, нужно четыре с половиной часа. А кто такие святые? Которые умели очень сильно любить. То есть отдать. Потом смотри, в любой области знаний: Ползунов, Ломоносов, Пушкин, Кутузов, Суворов, Крузенштерн — все русские люди. Полководцы, писатели, ученые, поэты, физики, географы, исследователи, повара, изобретатели. У нас поэты первой величины — гро…
… показать весь текст …
Жизнь очень быстро проходит. Если мы не готовы, если мы не умеем ни прощать, ни любить, ни слушать, то мы — мимо.
«Плюнь ты на чувства. Нельзя по чувствам жить. Сегодня — солнышко. Завтра — дождичек пошел. Упал, ногу сломал — третье чувство. Жить надо по закону: не «Дай», а «На». Привыкли жить навыворот. У нас на голове, если пощупать, образовалось плоское местечко, на котором удобно стоять. Так и живем — вверх ногами. Все, что Богу угодно, презираем. Сильный помоги слабому. У нас — задави. Богатый — отдай. У нас — хапани, да охрану поставь, чтоб не украли. У нас извращенный взгляд на христианство. А это пр…
… показать весь текст …
Люди вместе, пока они оба хотят быть вместе. Ни долг, ни честь, ни мораль не приковывают одного человека к другому. Когда человек хочет уйти, уйдет и от дома, и от детей, и от умирающего калеки. Пока не хочет — остается рядом.
Когда человек хочет быть вместе, никакие твои недостатки ему не помешают. Когда человек хочет уйти, никакие твои достоинства его не удержат. Как бы ты ни был некрасив и непривлекателен, найдется кто-то, кому ты понравишься. Как бы ты ни был хорош и желанен, есть кто-то кто отвергнет тебя.
Если тебя отвергли, это ничего не значит. Ты не становишься хуже или меньше, ничего страшного на самом деле не происходит. Твой человек есть на свете, и он тебя примет.
Если тебя приняли, однажды вы расстанетесь — не в жизни, так в смерти. Дорожи тем, что есть, не жалей о том, что потеряешь и не бойся потерять.
У любви есть один глагол — отдавать!
Я однажды вошел в дом, думал — сейчас компьютер включу, а электричества не было. И я оказался в полной темноте. Лягте как-нибудь в темноте, отключите все «пикалки» и задайте себе такой вопрос: кто вы и как вы живете?
Зачем мы живем? Долгие годы я никак не отвечал на этот вопрос — бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни — любить. Это значит жертвовать, а жертвовать — это отдавать. Схема простейшая.
Любовь —…
… показать весь текст …
« Счастье» — от слова « сейчас». Сейчас хорошо, сейчас хочу и получаю. Все хотят счастья, любви, здоровья. Богатства хотят. Не понимая, что это такое. Я знаю множество богатых людей — и все они несчастны, как один. Нам помыть себя изнутри, очистить мысли — и тут же хорошо становится даже без денег. Идешь ты с полным кошельком, и тут в подъезде по чану стукнули, все отняли — и денег нет. А Святой Дух в твоей душе никто не отнимет.
Петр Мамонов
«Мне было очень весело, но окружающим – страшно»: каким был Петр Мамонов
Накануне вечером скончался Петр Николаевич Мамонов. Он умер от последствий коронавируса в реанимации московской больницы. Ему было 70 лет. Одни знают Мамонова как солиста и сооснователя легендарной группы «Звуки Му», другие — как блистательного актера, запомнившегося по лентам «Остров» и «Царь», третьи — как неуравновешенного панка, презирающего правила и законы мейнстрима. Он был всем: андерграундным праведником и одухотворенным шутом, перевернувшим с ног на голову русский шоубиз и открывшим портал в культурный космос.
Государственной регалии Мамонову так и не дали, но, как известно, и зрительская любовь в нашей стране приравнивается к высокому званию Фото: © Ekaterina Tsvetkova/Russian Look/globallookpress.com
В 14 лет в очках и обмотанный цепью от туалетного бачка сколотил первую рок-группу
Первые сообщения о тяжелом состоянии музыканта появились за две недели до его смерти. Тяжелая форма коронавируса, реанимация, искусственная вентиляция легких. О кончине Мамонова сообщила его жена Ольга на странице мужа в «Фейсбуке». А ведь всего несколько месяцев назад она просила присвоить супругу звание Народного артиста.
Государственной регалии Мамонову так и не дали, но, как известно, и зрительская любовь в нашей стране приравнивается к высокому званию, а порой и превосходит его. В случае с Петром Николаевичем именно так и случилось. Он был балагуром и эксцентриком в молодости, а в зрелые годы стал отрешенным от мира праведником разве что без тернового венка на голове.
К слову, из этой же школы и почти в то же время выгнали Александра Липницкого, будущего бас-гитариста легендарной группы «Звуки Му». Но до этого судьбоносного момента Мамонов успеет поработать наборщиком в типографии, массажистом, грузчиком, лифтером, кочегаром, банщиком, переводчиком с норвежского (эту профессию он унаследовал от матери), а также заведовать отделом писем в журнале «Пионер».
В 21 год будущий музыкант первый раз женился, но девушка не выдержала безумного образа жизни Мамонова и бесконечного алкогольного угара, в котором он перманентно пребывал. Позже артист признается в мемуарах: «Мне было очень весело, но окружающим — страшно».
«Звуки Му» появились на музыкальном горизонте, когда Мамонову было уже 30. Порой критики удивляются, как он смог выжить в череде дичайших драк и выплыть из ликеро-водочных рек. Но, к счастью всех будущих поклонников музыканта, Мамонов не просто пытался свести счеты с жизнью в жуткой коммуналке в Чертаново. Он писал песни, да так мощно и в таком количестве, что будущий известный музыкальный критик Артемий Троицкий тут же предложил собрать коллектив.
Он писал песни, да так мощно и в таком количестве, что будущий известный музыкальный критик Артемий Троицкий тут же предложил собрать коллектив Фото: © Anton Belitsky/Russian Look/globallookpress.com
«Я не люблю эту всю пьяную нашу молодость»
Современное молодое поколение сейчас вряд ли поймет, почему их родители мечтали попасть на подпольные концерты группы. Если же спросить современников Мамонова, они как один расплывутся в ностальгической улыбке. Его тексты были одновременно глубокими, острыми и пронзительными. Не обходилось и без юмора, но опять же — особенного, мамоновского.
Вся его жизнь, творчество, сочинительство, само присутствие на сцене определялось чем-то особенным, даже отдаленно не похожим на существующее. Он двигался в болезненной пантомиме вкупе с площадным скоморошеством. Неподготовленный зритель оказывался в странной западне: сначала шокировался, а потом влюблялся в это шаманское магическое действо. Довольно быстро «Звуки Му» обрели бешеную андерграундную популярность, но уже в начале 90-х Мамонов увлекся театром и кино и распустил группу. В своем «золотом» составе коллектив просуществовал недолго. Мамонов менял состав, названия, одно время сведя группу к дуэту «Мамонов и Алексей» со своим младшим братом, гитаристом Алексеем Бортничуком.
Кино он любил больше. И, надо сказать, камера отвечала ему взаимностью: сначала «Игла» с Виктором Цоем, затем роль саксофониста в «Такси-блюз» Павла Лунгина — главный приз Каннского кинофестиваля, «Ника» за лучшую мужскую роль. В «Игле» у Мамонова была почти безмолвная роль, но ему удалось перенести на экран свою неповторимую пластику. Тогда уже стало понятно, что Петр Николаевич — не только выдающийся рок-поэт и рок-артист, но и уникальный, ярчайший актер. Музыка постепенно уходила из его жизни. Ее место все чаще занимал кинематограф и театр. Мамонов блистательно сыграл в спектакле «Лысый брюнет» в театре им. Станиславского.
Мамонов продолжал сниматься и давать концерты до своего 70-летия, которое отметил за несколько месяцев до смерти Фото: © Vladimir Zaytsev/Global Look Press/globallookpress.com
Православный праведник, рассуждающий о философии незыблемых материй
В 45 лет произошел кардинальный перелом в жизни эксцентричного балагура. Произошел поворот на 180 градусов — закодировался от алкоголя, принял православие, фактически удалился от мира и был счастлив в этом новом для себя состоянии. Никаких бесов, соблазнов, безумств. Только благостный покой, который длился 10 лет. Но потом Петр Николаевич снова вернулся в кино. В 2005-м на экраны вышла черно-белая фантастическая лента «Пыль», а затем — новая притча Лунгина «Остров» о старце-целителе, который положил жизнь на замаливание грехов. За эту роль Мамонов получил высшие награды российского кино — «Нику» и «Золотого Орла», а сама лента собрала десятки кинопремий. Многие критики решили, что здесь Мамонов сыграл самого себя, хотя сам актер хотел отказаться от предложения Лунгина, потому что считал себя недостойным роли, а согласился только после благословения духовника.
Позже было еще несколько картин, но до успеха «Острова» они уже не добирались. Однако Мамонов не переставал работать. Он сыграл Ивана Грозного в новой ленте Лунгина «Царь», в одной из новелл комедийного мини-сериала «Шапито-шоу» (оператором стал сын артиста Иван), даже вернулся на театральную сцену с моноспектаклем «Дед Петр и Зайцы».
Памяти Петра Мамонова: От рокера до отшельника
Известный актер и музыкант Петр Мамонов умер от последствий коронавируса. Ему было 70 лет.
Фото, видео: globallookpress.com © Ekaterina Tsvetkova; globallookpress.com / Svetlana Mal’tseva, Youtube @WolfTVMusic, РИА Новости / Игорь Михалев, РИА Новости / Михаил Воскресенский, ТАСС / Смирнов Владимир, globallookpress.com / Anatoly Lomohov
Артист Петр Мамонов прославился еще в 80-х. Основатель рок-группы «Звуки Му» ездил по стране, давал провокационные интервью, а через пару лет очень изменился. Мало кто мог поверить, что набожный Петр Мамонов — в прошлом скандальный музыкант.
Рокерское прошлое Петра Мамонова
После этого случая Мамонов немного успокоился: окончил школу, поступил в полиграфический институт, работал корректором и заведующим отделом писем в журнале «Пионер». В то же время Петр не переставал писать песни: в 1980-м он сочинил около семидесяти текстов. Чуть позже Мамонов решился создать собственную рок-группу с младшим братом Алексеем Бортничуком и друзьями, Павлом Хотиным и Александром Липницким. Коллектив назвал себя «Звуки Му» и впервые выступил в 1984-м. Через год группа прошла прослушивание в Московской рок-лаборатории, которая позволяла музыкантам выступать легально. Друзья Мамонова сочли это предательством и полагали, что Петр сделает ради заработка все. Впервые «Звуки Му» выступили на концертах рок-лаборатории лишь в 1986-м.
Молодой Петр Мамонов. Фото: РИА Новости / Игорь Михалев
« Очень хотелось бы в золотом костюмчике и тридцать девочек…и вышел Петр Николаевич потихоньку, королем », — смеялся молодой Мамонов, говоря о старости.
В то время состав коллектива часто менялся: все потому, что Петр постоянно предъявлял участникам жесткие требования и заставлял писать новый материал, к которому слушатели еще не привыкли.
Конец группы «Звуки Му»
«Жизнь — это деятельность. Мы все уже действуем, только это надо фиксировать, уметь это отлавливать, анализировать, превращать в какие-то литературные труды, отлично сделанный стол, шкаф или землю вспахать…это же все одинаковое », — утверждал Петр Мамонов.
Петр Мамонов и группа «Звуки Му». Фото: globallookpress.com © Euguenii Matveev
В 90-х Мамонов запускал новые проекты, но так и не повторил былую славу. Участники коллективов уточняли, что работать с Петром невозможно: он часто запирался в студии и творил в одиночестве. В 1993-м Петр возродил группу «Звуки Му» с новым составом музыкантов и даже выпустил альбом «Грубый закат». Коллектив не мог повторить те причудливые сочетания звуков, которые нравились зрителям, и хоть выступления были успешными, отношения между участниками коллектива были напряженными.
«Группа — сложнейший организм, и не каждый может позволить себе за ним ухаживать. Я потерял „Звуки Му“ именно потому, что не выстраивал отношения внутри коллектива, а пытался давить на всех сверху », — рассказывал Мамонов.
Со временем Мамонов начал проявлять интерес к театру и кинематографии, музыке отдавал меньше внимания. В 1996-м «Звуки Му» снова распались, Петр Николаевич решил посвятить время новым увлечениям.
Актерские работы Петра Мамонова
Мамонов проявил интерес в кино. Он появился в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз», где сыграл отчаянного саксофониста Алексея. Режиссер написал героя, вдохновляясь характером Мамонова, Поэтому поверить в перформансы героя было легко. Интересно, что по фильму герой Мамонова отправляется в психиатрическую больницу — когда-то в таком учреждении побывал и Мамонов, притворяясь сумасшедшим, чтобы не идти служить в армию.
Петр Мамонов в фильме «Такси-блюз». Фото: РИА Новости
Фильм «Такси-блюз» был достаточно успешным. Мамонов присоединился к труппе театра Станиславского и играл в нескольких спектаклях. Как и с музыкантами когда-то, он не нашел общий язык с труппой.
«Неудачный был опыт, не получился спектакль. Я вот тогда понял, что работать с коллективом — это не мое. И режиссура — тоже не моя профессия», — рассказывал актер.
Из-за популярности Петр чувствовал себя некомфортно и в 1995-м переехал жить в деревню. По словам бывшего музыканта, после распада проекта всей его молодости, «Звуков Му», он переживал крах личности и не видел смысла в жизни.
«У меня был полный крах жизни. Я уперся рогом в сорок пять лет, когда у меня и бабки были, и слава, и дети, и жена хорошая. А жить мне стало незачем» — признавался Мамонов.
В 2000-х Мамонову несколько раз предлагали работы в кино — мужчина отвергал любые предложения. Он еще работал в театре и поставил несколько спектаклей, но ушел, боясь самоповторения.
После длительного перерыва, в 2006-м, Мамонов вернулся в кинопроект к уже знакомому режиссеру Павлу Лунгину. В фильме «Остров» Петру Николаевичу досталась роль юродивого монаха, который отмаливает грех за расстрел друга в монастыре. Артист с трудом согласился на роль, советовался с духовником. Лунгин же видел в образе только Мамонова, и позже говорил, что актер на площадке будто играл самого себя. В картине были заняты звезды российского кино нулевых Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев, но и критики, и зрители обращали внимание только на пронзительную игру Мамонова.
Петр Мамонов в фильме «Остров». Фото: kinopoisk.ru
В 2009-м на экраны вышла новая картина Павла Лунгина «Царь». Мамонов сыграл Ивана Грозного. Зрители остались довольны актерской игрой артиста, несмотря на отсутствие у того актерского образования. Мамонов же был недоволен собственной работой в «Царе»: по его мнению, образ Ивана Грозного у него не получился.
«Мелковат я для русского царя », — заметил актер.
После выхода картин на экраны Мамонова можно было увидеть только на выступлениях. Артист выступал с лекциями о вреде алкоголизма, давал интервью, где рассказывал о приходе в христианство, ставил редкие моноспектакли.
Отшельничество в деревне
Переехав в деревню Ефаново с семьей, Мамонов словно начал новую жизнь — уединился от всех знакомых, закодировался. Из готовящихся альбомов Петр вырезал старый «треп» о бурной молодости. Сам он начал посещать церковь, ходил исповедоваться, молился. Ни о каком золотом костюмчике и тридцати девочках не шло и речи: хотя Мамонов в интервью называл это актерской работой. Журналисты пытались выведать у артиста: какова причина такой перемены?
«Если в человеке не заглушен голос совести, он рано или поздно встанет на верный путь », — просто отвечал Петр.
В попытке понять, кто же он и зачем пришел в этот мир, Мамонов даже обращался к духовникам и святым отцам. На склоне лет артист понял, что его миссия — осуществлять все, что приходит ему в голову.
Петр Мамонов в последние годы жизни. Фото: РИА Новости / Михаил Воскресенский
Он сделал радиопрограмму и до последних дней жизни записывал авторские песни в собственной студии. Для поклонников Мамонов рассказывал, что для него христианство и как он живет. Уже будучи пожилым, Петр Мамонов связывал распад легендарной группы «Звуки Му» с решением бога, а христианство считал не религией, а совестью.
Личная жизнь Петра Мамонова
Несмотря на бурную жизнь рок-музыканта, вторую половину Петр Мамонов нашел в молодости. Он женился в 1982-м. Избранницей артиста стала танцовщица Ольга. Спустя годы она переехала с мужем из шумной Москвы в деревню. С течением времени Ольга стала менеджером и концертным директором артиста. В браке у Мамоновых родились трое сыновей, появились внуки. Но жена артиста рассказывала, что долгое время они чувствовали себя чужими: Петру не нравились танцы Ольги, а она считала себя лишней в обществе пьяных друзей мужа. Отношения между супругами окрепли с возрастом, Ольга поняла, что Мамонов действительно любит ее и семью. Когда заболел один из сыновей артиста, Петр молился за выздоровление ребенка и чуть сам не заболел от горя и страха.
Петр и Ольга Мамоновы. Фото: globallookpress.com © Anatoly Lomohov