матч тв плохой канал
Почему «Матч ТВ» – это пока очень плохо
Данил Тармасинов (Eurosport.ru) специально для Sports.ru рецензирует первую неделю работы «Матч ТВ».
Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Турция, ОАЭ, Сингапур – вот полный список стран, в которых работает бесплатный спортивный телеканал. Конечно, с исключениями в виде итальянского Rai Sport с трансляциями Серии D и немецкой версии «Евроспорта», но тенденция давно понятна: хочешь смотреть бодрый футбол в полном объеме и HD-качестве – плати.
Российское телевидение пошло другой дорогой. По приказу президента создается «Матч ТВ» с субсидиями из госбюджета в много миллиардов рублей. Это витрина нашего спортивного ТВ, результат слияния двух спортредакций крупных холдингов, сосредоточение на экранах всего, что бегает на лыжах, бьет по мячу и бросает в корзину. Но, например, сеть ESPN, которую Тина Канделаки хвалила в твиттере, в конце сентября сократила штат на 300 человек и уже урезала бюджет – на 100 млн долларов в 2016-м и еще на 250 млн – в 2017-м.
Цель менеджмента «Матч ТВ» ясна – перестать ассоциировать спортивного болельщика с мужиком в трениках из скетчей Светлакова. Спорт давно стал модным, посмотрите хотя бы на триатлон, где бегают люди с месячной зарплатой от миллиона в самой разной валюте. Так и спортивное телевидение хочет быть большим и отбросить репутацию закутка для маргиналов. За неделю вещания рейтинги не покажут, что правильно, а что – нет. Поэтому странно судить о «Матч ТВ» только по мало изменившимся цифрам «России 2». Тина Канделаки пришла как раз для того, чтобы увеличить их с помощью системы, а не разовыми акциями.
Что хорошо на «Матч ТВ»
Лучшие силы спортивного ТВ
На «России 2» было масштабное производство и неплохие прямые эфиры, но не было топ-событий. «НТВ-Плюс» эксплуатировал только один талант своих сотрудников – красиво говорить о спорте, картинка всех волновала не очень. «Матч ТВ» соединил первых со вторыми, и получилось симпатично. Новости каждый час, обсуждения до и после спортивных событий, выездные студии.
От Олимпиады в Сочи новому каналу досталось все техническое оборудование, ведь холдинг «Газпром-Медиа» поглотил и продакшн-компанию «Панорама». Поэтому, например, хоккей для «Матч ТВ» показывает экс-главный режиссер АНО «Спортивное вещание» Станислав Хитрин, работавший еще на Олимпийских играх в Атланте.
Обилие программ
При всем недовольстве отсутствием русского Match of the Day или московского SportsCenter наше телевидение не создает новые программы о спорте, потому что их банально не смотрят. «Россия 2» даже при огромных тратах на АПЛ быстро свернула обзорные программы об английском футболе, потому что рейтинг они давали микроскопический. «Матч ТВ» построил на передачах сетку: теперь главными стали не трансляции, приносившие цифры прежним спортивным каналам, а свои форматы.
Например, бодрое собрание репортажей «Спортивный интерес». Бильярдистка Анастасия Луппова так легко переквалифицировалась в ведущую, словно до этого пару лет записывала новостные стендапы для «России 24». В первом выпуске экс-президента РФБ Юлию Аникееву отлупили с беспощадностью НТВ лучших времен. Если не остановятся, то «Матч ТВ» получит свою версию «Профессии – репортер».
Что плохо в «Матч ТВ»
Старые форматы
Обзор тура национального футбольного чемпионата на центральном канале присутствует более-менее везде, и переезд Георгия Черданцева на «Матч ТВ» выглядел логичным. Но пока программа «После футбола» смотрится скучно. Она отличается от «90 минут Плюс» (хотя бы хронометражем), но жизни в ней все равно не появилось. Огромная студия не используется и на половину, для нормальной работы Черданцеву хватает двух высоких стульев. Даже на небольшом пространстве можно скреативить интересное шоу, но в первом выпуске «После футбола» толком не было ни обзора, ни обсуждения, и даже инсайды Нобеля Арустамяна не выглядели сенсацией.
Много политики
Спорт вне политики – красивый слоган, который пока остается просто словами. Так, на «России 2» резко исчезли трансляции боев Владимира Кличко, удивительным образом это совпало с кризисом на Украине. Запуск «Матч ТВ» пришелся на скандал с Алексеем Андроновым: он в очередной раз резко высказался про Новороссию у себя в твиттере, за что был назван русофобом как федеральной прессой, так и итоговой программой на ТВЦ. В минувшие выходные Андронов должен был работать в Краснодаре, но из-за скандала его командировка была отменена.
Кроме того, в первые дни эфир «Матч ТВ» был похож на начало предвыборного марафона: в студии побывали, кажется, все депутаты Госдумы, пришедшие в парламент из спорта. Ни один из этих эфиров нельзя назвать захватывающим, а мощнее всех выступил дзюдоист и член ЛДПР Дмитрий Носов:
Интонация, язык новостей
«Подшефные», «наставник» и «голевое пиршество» – всеми этими словами нам рассказывают новости спорта. Конечно, язык информационных выпусков не предполагает радикального обновления, но такого архаизма от канала молодых парней и девушек точно никто не ожидал.
Исполнительным продюсером новостей «Матч ТВ» назначили бывшего пресс-атташе и PR-менеджера хоккейной сборной Александра Кузмака. По идее, у него и нужно спрашивать про ужасную лексику ведущих. Кажется, даже в новостях спорта Первого канала Виктор Гусев говорит интереснее.
Мелкие недочеты
«Матч ТВ» – абсолютно российский проект, это огромная машина, которая ужасно управляется. Только в первый день вещания канал не наладил связь с двумя корреспондентами, а Алексея Попова вывели в эфир в записи, спутник из Мексики так и не поймали. Каждый день что-то в студии идет не так: либо не те сюжеты, либо включения обрываются на полуслове из-за ошибки в сценарии, либо в телевизорах слышны технические переговоры. Даже собственных сотрудников «Матч» подписывает с ошибкой:
Это действительно обычный мусор, который убирается замечаниями на летучках. Но мы же не знаем, бывают ли они. У канала после реактивного ухода Василия Конова нет главного редактора – только ответственные за трансляции и новости. Было бы здорово, если бы за контент «Матч ТВ» отвечал один человек.
Что еще можно (и нужно) исправить «Матч ТВ»
Привести в порядок сетку
В первый же день эфира «Матч ТВ» твиттер заулюлюкал: трансляция хоккейного матча налезла на игру футбольного «Спартака». В результате болельщики провели холодным ноябрьским вечером лишние 15 минут на «Открытие Арене», а футболисты – столько же под его трибунами. Зато вся страна увидела, каким, гм, продюсерским ресурсом обладает «Матч ТВ», раз ему под силу договориться с премьер-лигой о задержке матча. В последнем, впрочем, мало кто сомневался, поэтому на очереди – научиться правильно планировать сетку вещания или не браться за то, чтобы показать на федеральном канале все и сразу.
Другой объект для критики «Матч ТВ» – второй тайм матча «Рубин» – «Ливерпуль». В первые дни что-то похожее было на «России 2»: тогда вместо миланского дерби поставили игру мини-футбольной сборной России. В 2010-м это выглядело чуть ли не программным заявлением: сначала наши, потом – ненаши. Сейчас похожая ситуация: бренд сборной России перевесил все, даже несмотря на то что играла сборная в почти что товарищеском турнире, на который вяло реагируют даже хоккейные болельщики.
В будущем будет классно найти человека, который объяснит менеджменту канала: 1. Показывать только второй тайм – это телеархаизм, лучше не показывать вообще, тем более если у тебя под боком целая группа спутниковых каналов; 2. Приезд в Россию английского суперклуба (раз) на важный еврокубковый (два) футбольный (три) матч, который проходит на новом и красивом стадионе (четыре), интересен не меньшему количеству людей, чем хоккейный, прости Господи, Евротур.
Разморозить Шнурова
Лидер группировки «Ленинград» виделся тем, кто спасет русский футбол от отсутствия нормальных экспертов. Но в программе «Культ тура» удивил только Евгений Савин, блеснувший наличием иронии – редкого качества для наших футболистов.
Шнур – пока такая же декорация, как и студия «После футбола», но есть надежда, что все дело в переросшем хронометраже передачи (изначально первый выпуск рассчитывали на 25 минут, но в последний момент увеличили почти до 40).
Перестать задавать всем гостям вопрос «Что вы думаете о создании нового спортивного канала? Что вы можете ему пожелать»?
Об этом спросили даже Рамзана Кадырова – самого громкого гостя субботней трансляции «Терек» – «Спартак». Вопроса, быстрее переносящего во времена Гостелерадио, кажется, не существует.
Перестать сорить деньгами
Командировки по всему свету ради одного сюжета или маленького интервью радуют и пугают одновременно. Конечно, бюджет «Матча» близок к безлимитному, но долго это не продлится. Друзья, пожалуйста, рассчитайте свои силы.
Определиться с аудиторией
Заметно, что комментаторы объясняют зрителям банальные истины: что после ничьей в хоккее бывают овертаймы, что в баскетболе неограниченные замены, что «Спартак» 12 лет не выигрывал трофеи. Вроде бы ясно: платные каналы – для болельщицкого хардкора, бесплатный эфир – для широких масс. Но все равно возникает ощущение, что это похорошевший «НТВ-Плюс» – говорить нужно еще живее и проще.
Добавить жизнь в программы про ЗОЖ
Дело не в их количестве – дело в том, что смотреть их очень скучно. Даже решительно неспортивный TJournal удивился первой теме передачи «Ты можешь больше» – смузи, монобровь и кот Ибрагимович. Возможно, редакторы подбирают не те темы, но пока искры в этих эфирах нет.
Утренние передачи – дело привычки зрителя. Чтобы войти в режим дня зрителя, нужно его сильно увлечь. Есть даже байка, что продюсеры программ типа «Доброго утра» или «Утра России» обязательно включают в кулинарные рецепты колбасу, чтобы быть ближе к народу.
У «Матч ТВ» проблема с рейтингами. Есть одна вещь, которая точно сделает их выше
Человек с дивана советует людям из телевизора.
Чуть больше месяца назад национальному спортивному телеканалу «Матч ТВ» исполнилось пять лет. Наверное, можно подвести какие-то итоги – период такой, вполне подходящий. Что-то вошло в текст на «Палаче» – почитайте, Дмитрий Губерниев вот прочитал половину (или согласился только с ней). Какие-то выводы вывел сам «Матч», хотя из премии всему русскому спорту за прошедшую пятилетку в памяти отложились только интервью Алины Загитовой (не по вине Загитовой) и выступление тогдашнего главреда Sports.ru Александра Аксенова: «Хотел бы поблагодарить канал за Евгения Савина и Юрия Дудя, которые вышли с «Матч ТВ».
Посмотрите внимательно на эти цифры. 0, 0, 0, 2, 2, 3, 1, 0, 1, 0, 0, 0, 0, 1, 1, 1, 0.
Если вы думаете, что из них можно сложить личный номер телефона кого-то из руководства «Матч ТВ», вы ошибаетесь. Если решили, что это номер дебетовой карты кого-то из боссов «Газпром-Медиа», то не спешите оформлять на нее крупные заказы детской одежды в Wildberries. Если считаете, что это изощренный гипноз, то у меня плохие новости – шоу с Максимом Галкиным на Первом канале давно закрыли.
Это – попадания программ, эфиров и трансляций «Матча» в еженедельный топ-100 популярных телевизионных передач страны по версии Mediascope с августа 2020 года. Да, это подсчеты в аудитории 4+, то есть среди всех соотечественников старше четырех лет, и Наталья Билан называла это непрофессиональным. Но, во-первых, почему же тогда пресс-служба «Матч ТВ» рапортовала об успехах трансляций РПЛ с оглядкой на данные по 4+, а во-вторых, почему тогда канал разбрасывается высокими профессионалами?
Я, к сожалению, не знаю, чем еще подкрепить собственные ощущения, что «Матч» за эти пять лет не стал социальным и даже индустриальным феноменом. С каждым месяцем крепнет подозрение, что общедоступный спортивный канал накопил максимально возможную в этих условиях аудиторию и никак ее не расширяет.
Все те, кто готовы смотреть трансляции со стадионов, арен и закрытых помещений в федеральном эфире, уже и так это делают. Либо сознательно отказываются от нажатия на третью кнопку телевизора из-за протеста против руководства или сотрудников «Матч ТВ». Но такой радикализм представить очень сложно, поэтому давайте остановимся на первой версии.
Да, спортивное телевидение – это в первую очередь трансляции, и вокруг них нужно строить сетку вещания. Но в ситуации, когда при нынешнем формате прямые эфиры в лучшие времена дают рейтинг 1,3%, нужно что-то предпринимать. Только без резких движений вроде «Уволить Тину Канделаки» или «Разогнать всех к чертовой матери» – давайте рассуждать конструктивно.
Последние пару сезонов «Матч ТВ» совсем забил на производство внестудийных шоу. Да, примерно ни одно из них не было удачным ни с каких точек зрения – не как искусство, не как бизнес. Редкие посты в фейсбуках создателей напоминают о «Дрим Тим» с Ляйсан Утяшевой. Лишь адепты церкви Сергея Юрана горестно вздыхают о славных временах «Кто хочет стать легионером». Биографы Александра Кержакова ломают головы, как же называлась та передача, в которой Керж пафосно выезжал на дорогой тачке на футбольное поле деревенской команды.
Обе матери «Матч ТВ» (а мальчик, как мы понимаем, взращен в однополой семье из мамы и мамы) Тина Канделаки и Наталья Билан параллельно с разницей в пару месяцев отстреливались от вопросов, почему канал не делает спортивно-развлекательные шоу. Билан в интервью Sports.ru заявляла, что «Русский ниндзя» с Первого канала прошел бы на «Матче» с долей 0,5%. Канделаки в интервью Sport24 говорила, что «Ледниковый период» – это шоу-бизнес и вообще дорогая игрушка. И если с Тиной достаточно сложно спорить, «минута рекламного времени на Первом на минута на «Матче» – две разные вещи» – это аксиома, то интересно тогда, почему 26 стран, включая Россию, адаптировали формат «Русского ниндзя», а в Штатах помимо премьеры на национальном ТВ идут повторы на платном канале того же холдинга? Точно ли это затея под долю в полпроцента?
Да, франшизы вроде ледовых покатушек с селебами или забеги по гигантским полосам препятствий очень дороги в производстве. В спортивном телевидении, где основу прайм-таймового контента должны по идее составлять прямые трансляции, тяжело отбить подобные затраты. Грубо говоря, если делать того же «Ниндзя» для «Матча», то нужно ставить его на вечер – иначе он не соберет высоких цифр, но тогда придется жертвовать какой-нибудь игрой ЛЧ или другим спортом. А для дневного эфира производить высокобюджетные форматы глупо, потому что расходы не отобьются из-за дешевого рекламного времени, и канал ничего не заработает.
Но мне кажется, что у «Матч ТВ» есть все для того, чтобы зайти на новую для себя территорию. Во-первых, тайм-слот. Если выходные привычно забиты кучей прямоэфирного контента, а вечера вторника, среды и четверга обычно отдают под футбольные еврокубки, то остается абсолютно пустая ниша – вечер пятницы.
Да, конечно, это невероятно конкурентное пространство, где на других кнопках идут успешные проекты типа «Голоса», Comedy Club, голливудских блокбастеров или, прости господи, «Аншлаг и компания». Но у «Матча» примерно с 20:00 до 22:00 пятницы либо зияет дырень в виде студий «Все на матч», либо идут трансляции, которым, по-хорошему, место на платных тематических каналах. То есть конкретно здесь никакому общественно важному спорту развлекательные шоу не мешают.
Во-вторых, примеры из индустрии. Три года назад никто и представить не мог, что «Последний герой» окажется на Первом мистическом. Но ТВ-3 подтянул на необитаемый остров экстрасенсов – и вот уже привязка к чему-то таинственному и непознанному и премия ТЭФИ за лучшее реалити-шоу.
Может ли «Матч ТВ» заходить в другие форматы и засунуть туда спортсменов? Конечно, да. Будет ли это хорошо выглядеть? Если подойти с умом – безусловно. Будет ли это уместно? Мы же на Sports.ru, где расширили понимание спорта как голых голов-очков-секунд. Привлечет ли это новую аудиторию? Как показывает пример ТВ-3 – да.
В-третьих, у русского телевидения есть традиции подобных проектов. Кто, например, помнит шоу «Царь горы» с Алексеем Веселкиным? Почему «Форт Боярд» – это не спортивная передача? Чем эмоции от победы русских в «Больших гонках» отличаются от победы условных биатлонистов? Где Татьяна Тарасова стала суперзвездой – на трансляциях фигурного катания или в жюри «Ледникового периода»? А если вы выросли в 90-е и у вас не катится слеза от слов «Рестлинг с Николаем Фоменко» или «Бои гладиаторов», то у вас нет сердца.
Конечно, нужно подходить к адаптациям или собственным идеям трезво. На Первом когда-то делали прыжки в воду со звездами и спортивную гимнастику со звездами, а на «России 2» снимали фехтование с селебрити, как итог – два провала. Но, например, тот же СТС обратил внимание на американское шоу Ultimate Tag на FOX, в основе которого лежат обычные детские догонялки в красивой обертке. Сейчас кастинг в России остановили (очевидно, из-за коронавируса), но спрос на эффектную в кадре женитьбу спорта и развлечений очевиден.
На «Матч ТВ» плотный застой, которого старики не помнят с брежневских времен. Структура вечера буднего дня предсказуема, как вопросы Георгия Черданцева: новости – студия – матч – новости в перерыве – студия – «Все на матч». У редких документальных фильмов нет ни строгого, ни даже приблизительного места в сетке – более того, некоторые, как кино Дмитрия Занина про волейболиста Зайцева, просто не выходят в эфир, хотя были заявлены в программе. Никаких масштабных событий на канале не происходит, новых комментаторов не рождается, на внутренних планерках с грустными лицами радуются доле Лиги чемпионов в 7,3.
Да, в России есть невероятная аномалия – общедоступный телеканал, напичканный премиальным спортивным контентом. Но почему-то он не борется за высокие цифры и ничего не делает для этого, хотя, наверное, должен. По крайней мере, мы, внимательные наблюдатели и простые зрители, все этого хотим. Потому что иначе непонятно, зачем вы, «Матч ТВ», нужны. Расставить доступные трансляции по сетке могут и обычные пользователи Sports.ru, а профессионалов в телевидении назначают в руководство, чтобы как можно чаще попадать в еженедельные топы Mediascope.
Фото: сайт «Матч ТВ» и Los Angeles Times, скриншоты из трансляций «Матч ТВ».
Мнения
Комментатор «Матч ТВ» — о главных интригах трансферного окна в российском футболе.
Комментатор «Матч ТВ» — о главных интригах трансферного окна в российском футболе.
Сергей Лисин — о бронзе Юлии в Будапеште.
Сергей Лисин — о бронзе Юлии в Будапеште.
Комментатор «Матч ТВ» — о первом матче Курбана Бердыева после возвращения в Казань.
Комментатор «Матч ТВ» — о первом матче Курбана Бердыева после возвращения в Казань.
Леонардо Бонуччи пролетел по автостраде Турин – Милан и стал самым высокооплачиваемым игроком серии «А» прямо сейчас. Только ли это «путь упругого кошелька» или здесь что-то личное – разбирается Алексей Ковалев.
Леонардо Бонуччи пролетел по автостраде Турин – Милан и стал самым высокооплачиваемым игроком серии «А» прямо сейчас. Только ли это «путь упругого кошелька» или здесь что-то личное – разбирается Алексей Ковалев.
Комментатор «Матч ТВ» — о том, что мешает отъезду Федора Смолова из Краснодара, чьи трансферы сорвались у «Спартака» и «Зенита» и как ЦСКА терпит неудачи на бразильских аукционах.
Комментатор «Матч ТВ» — о том, что мешает отъезду Федора Смолова из Краснодара, чьи трансферы сорвались у «Спартака» и «Зенита» и как ЦСКА терпит неудачи на бразильских аукционах.
Комментатор «Матч ТВ» — о самом большом трансфере этого лета в чемпионате России.
Комментатор «Матч ТВ» — о самом большом трансфере этого лета в чемпионате России.
Комментатор «Матч ТВ» — о самом громком трансфере премьер-лиги, который еще не состоялся.
Комментатор «Матч ТВ» — о самом громком трансфере премьер-лиги, который еще не состоялся.
6 лет МАТЧ ТВ
С чего начался Матч ТВ
В 2015 году в России по сути не было полноценного спортивного канала. Тенденция к стремительному уменьшению числа спортивных передач и трансляций на «России-2» была отмечена министром спорта Виталием Мутко. 2 июня на заседании совета по спорту при президенте РФ, на тот момент гендиректор холдинга «Газпром-медиа» Дмитрий Чернышенко сообщил о создании нового телеканала на базе «НТВ-Плюс» и АНО «Спортивное вещание», запланированного к выходу на частоте «России 2».
Презентация «Матч ТВ» состоялась 29 октября в конгресс-парке гостиницы Radisson Royal. Перед гостями выступили ведущие и журналисты нового телеканала, были показаны фрагменты передач эфирной сетки. 1 ноября канал приступил к вещанию на территории страны. Спорт – это вечное стремление быть лучше, чем другие. Лучше, чем мы сами. И мы стремимся предоставлять лучшее из мира спорта для вас, наших зрителей.
Чего же мы добились за эти прошедшие шесть лет?
Матч в фактах
Мы показываем все главные события из мира спорта на всех возможных платформах. Федеральный телеканал, кабельные каналы, сайт, TikTok, Instagram, Telegram, ВК, YouTube.
Вы можете смотреть прямой эфир, трансляции в записи, голы, хайлайты, подборки, а также читать об этом на сайте и в приложении. Мы хотим дать возможность погрузиться в мир спорта каждому!
За шесть лет Матч ТВ показал:
Что дальше?
Конечно же, мы не останавливаемся на достигнутом. В этом году Матч ТВ запускает собственное информационное агентство Матч+, а в следующем наш сайт и приложение изменятся до неузнаваемости. Мы станем быстрее, лучше, удобнее.
В настоящий момент ведется разработка новой OTT-платформы, обладающей функционалом перемотки трансляций, выбора активной камеры просмотра матча и звуковой дорожки (комментатора и интершума), а также, возможности просмотра статистики любого игрока и команды в реальном времени. Главными нововведениями станут трансляции в разрешении 4К и кадровая частота 50 fps. Впереди много изменений, и за ними будущее.
Вы наверняка запомнили уникальную студию «Мяч» и анимированного робота-помощника на Евро-2020, оценили «телепортацию» спортсменов и тренеров прямиком из олимпийского Токио. Мы постоянно работаем над творческим улучшением обвязок и студий и готовы приятно удивлять вас и дальше.
Напомним, что со следующего сезона на Матч возвращается английская Премьер-лига, а в этом году уже вернулась итальянская Серия А. Мы продлили Лигу чемпионов, Лигу Европы немецкую Бундеслигу, французскую Лигу 1 и продолжим радовать вас футболом на самом высоком уровне.