Перевал дятлова поездка на машине
«Дикари на Перевале Дятлова». Часть 2. Дорога на Перевал Дятлова.
ДОРОГА ДО БАЗЫ ИЛЬИЧА.
Стартовав из Ивделя на Перевал, мы были настроены на сверхлютую трассу. Но вроде, тьфу-тьфу-тьфу, погода нас благоволила. Солнце над головой, ветер в спину. И вот мы уже валим по грунтовке со скоростью 110-120 км/ч. Впереди — около 160 километров до базы Ильича.
Въехав в зону потери мобильной связи, мы выдохнули с облегчением, что никто не будет доставать звонками и смс. А значит, можно спокойно сконцентрироваться на «взятии точки».
Первое, что пришлось сделать одновременно всем на первой же остановке – переодеться из футболочек и шортиков в противомоскитные костюмы. Потому что мошкара и слепни съедают молниеносно. Стоит только остановиться и выйти на улицу, как эти варвары слетаются на горячий капот и дальше находят уже нас. Сжирают мгновенно. Все пшикалки и крема – бесполезные вонючки, не дающие никакого эффекта против напора этого роя.
В общем, доехали до первого брода. Пока Петя Литвинов пешком проходил реку и искал оптимальное место для проезда, мы развернули все видеооборудование. Вертолет никак не хотел летать, камеры не крепились на машины. С горем пополам, за полчаса мы разобрались со всем и готовы были стартовать, но встали от оцепенения и хохота.
К броду подъехала «Ока». Местный мужичонка со своей дамой вышли из машины. У нас отвалились нижние челюсти. Честно скажу, когда ты морально готовишься брать броды и болота, чуя себя Брутальным Мужиком и видишь «Оку», которая встала перед рекой на старт – начинаешь чувствовать себя городским хипстером с соплей под носом.
Но, все встало на свои места, когда за ними через три минуты приехал полный привод иноземного производства и забрал «оководов».
Местные ребята поехали на рыбалку, а на машинке просто доехали до первой преграды. Ну, либидо реабилитировано, можно ехать и брать реки и горы.
Запрягли наши LADA 4×4 Arktika и поехали за приключениями.
Машинки проскочили для фильма очень хорошо и уверенно, как по асфальту. Прогнали их пару раз через реку и переправились сами.
Дальше снова грунтовка и новый брод. Все прошли уверенно и спокойно. Кстати, заметил, что очень интересно меняются местные пейзажи: от дремучего леса до открытых болот со стволами обугленных сосен.
Третий брод. Он получился необычным. Сначала проходишь одно русло, потом за островом выходишь на главное русло и через отмель гонишь на третье русло. Которое мы прошли пешком и не нашли нигде сложных участков. Течение реки было спокойное, глубина по диск, временами на 2/3 колеса. Проскочили его за один проход, без каких-либо сложностей.
Как же мы были самоуверенны на тот момент, не зная, что приготовит нам река на обратном пути. Но, всему свое время. Об этом я расскажу в 4 главе.
Четвертый брод мы прошли уже на скорости. Глубина здесь была по середину дверей. Но для Дикарей это – мелочи)
Дальше началась уже более интересная трасса. Грунтовка, разбитая «Уралами» начинает подкидывать сюрпризы: мутные бескрайние лужи, хранящие в себе разбитую колею от большегрузов. На прохождении некоторых нашего штурмана откровенно засасывало в глину и жижу.
Но, как говорят, «у страха глаза велики». Эта фраза отлично подошла ждя ситуации. Мы больше продумывали, как проехать. А в итоге просто включали «слабоумие и отвагу» и проходили на одном дыхании. Отключали вентиляторы, чтобы не загубить их. И мчали. Пускали перед собой волну и ныряли по лобовое стекло в эту жижину.
По дороге встретили группу туристов-пешеходов из Коми, которые шли с «Пупов» и Перевала. Десятиминутный перерыв, знакомство, травля баек и подгон курева, и вот, мы снова движемся дальше. Впереди — всего 5 километров из 160 до заветной базы «золотодобытчиков».
Втискиваемся в жесткую колею. Скорее даже траншею между корнями сосен, камней и грунта, глубиной сантиметров семьдесят. Проходим на одно дыхании и встречаем «Патриот».
Познакомились с пилотом. Классный парень из Армавира путешествует один. За год откатал много мест в России и побывал на семи или одиннадцати морях. О как! Спросили про Перевал. Ответил, что доехал до Ильича, а дальше пешком прогулялся туда и обратно. Обменялись контактами и помчали дальше.
Дорога к Ильичу становилась все проще и проще. Может, мы уже не обращали внимания на каменистое покрытие и водные переправы, но через минут сорок мы уже прибыли на место. Поздоровались с «золотодобытчиками», попросили разрешения пососедствовать и пошли разбивать палатку.
С классным настроем и слегка уставшие мы за полчаса разбили лагерь между бульдозерам и лесом. Пока ставили палатку, ребята уже приготовили ужин. Каша с консервами и жаренный сыр вселили в нас сил и оптимизма. Поржали, потравили истории и приняли решение утром брать Перевал. Но! Фиг там был. У природы свои планы на этот счет.
Ночью пошел дождь.
Потом усилился.
Потом снова усилился.
А потом полил, как из ведра.
Проснулся я в луже.
Утром экстренно выкопали траншею вокруг палатки для водоотвода. За завтраком решили переждать дождь и не идти на штурм, пока льет. Хочется снять фильм и не угробить оборудование.
В итоге мы прождали в палатке 30 часов. Что мы делали все это время? Вот тут только не смейтесь))) Мы смотрели передачи Малахова «Пусть говорят» про перевал и ржали от души. Дешевые и наигранные постановки с актерами «из народа» и экспертов «с улицы» рвали нас на части. После первой серии уже живот болел от смеха, но мы досмотрели все материалы, склепанные «На Первом». В перерывах между «теле-истериками» раз в два часа выходили на улицу и выкачивали траншею воды. За два часа набиралось больше куба. Когда закончился Малахов, включили еще 3-4 фильма про экстрим и комедии.
И самое смешное, что все это время нас было шестеро. Только спустя часа три обнаружили, что с нами нет Пети Литвинова. Как оказалось потом, он решил прогуляться и ногами трассу пройти. Вот такой у нас чудо-штурман. Петя пошел по маршруту до Перевала. Дошел до финального траверса перед выходом на гору и вернулся. В общей сложности Петя прошел 30 километров за 6 часов с разгребанием бревен и валунов на трассе.
Утром проснулись часов в пять. Дождь так и не останавливался. Пошли мыться на Лозьву и обалдели от того, что за сутки подъем воды в реке произошел на 40-50 сантиметров. Решили больше не ждать, а ломиться на гору. Мы понимали, что дорогу и так размыло. Плюс еще и горные ручьи на трассе «дадут нам джазу» на подъеме.
Сказано – сделано. Позавтракали и выдвинулись в путь часов в семь, оставив лагерь на месте и взяв с собой только самое необходимое.
ДОРОГА НА ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА.
Как только мы вышли на маршрут, Петя сказал, что воды вчера было заметно меньше. Прошли первый поворот и вот, уже лужа глубиной в метр. Прошли по колее, нашли валуны, показали их пилотам «Акртики» прошли спокойно.
Дальше – больше. Еще больше ручьев, ям и бродов. И вот удивительно, но трасса как будто организована. Сначала броды и лужи по пупок. Потом держите болото. Не вымотались? Ну держите триал между корневой системы и заваленных деревьев с высотой до боковых зеркал.
Вышли на болотинку. Ее размыло и разворотило. Засасывает нереально. Сапоги оставляешь. Болото брали ходом. Доехали до максимально возможного, достали лопатки, покопались и сняли слой под защитой и редукторами. Села на колею. Минут двадцать копошились. После расчистки – размотали лебеду и вылезли тихо и аккуратно.
Дальше подъем через корни и валуны. Здесь нужно отдать должное пилотам – Роме и Тимуру. Они очень виртуозно проезжали, проскакивали и втискивались в зигзаги.
Дальше подъем по каменному руслу ручьев. Здесь не лебедились. Проскочили легко. Резина решила очень многое, ну а в машинах мы оставили только пилотов и одного штурмана. Сами пошли пешочком.
Самое неприятное, что нас ожидало впереди, – это глина и грязь на подъеме. Когда уже вышли к перевалу из кедровика, мы вышли на тропу среди кустарника и мелколесья. Залебедиться, честно говоря, здесь было вообще не за что. Деревья, которые были рядом, маленькие, и мы легко сможем их вырвать с корнями своими «малышками».
Пришлось дрифтовать и «крутить обороты». Машины сносило с дороги, как по маслу. Они в прямом смысле скатывались боком и ехали вниз с горы. Пришлось попотеть. Резина снова решала многое, но забилась глиной и получились просто гладенькие катки. Но мы прошли и это, как-то смеясь, не матерясь и не ругаясь между собой.
Выход на Перевал. Деревья закончились, а вот вымокшая за два дня глина и земля – нет. Подъем градусов в 30-35 брали на скорости. Благо временами попадались мелкие булыжники и скальник. Заехали наверх и обнаружили боковой порез. Все-таки порвали колесо об острый край камня. Перекинули колесо и оглянулись вокруг.
Здорово и красиво. Дождь, конечно, льет и облаками накрывает подножье горы, но пейзаж тайги просматривается. Честно скажу: красиво у нас в тайге. Увидели снег, лежащий на склоне, и обрадовались, как дети. В июле приятно его увидеть. Более того, в снежки поиграть еще веселей.
Ну и сразу заметили геомагнитную зону на горе. Вот и первая необычная находка на Перевале Дятлова. Склон, на котором лежит снег, шириной с ледник в сорок метров, идет полосой вниз. На всей территории этой аномальной зоны –очень сильно скрючены деревья. Шаг влево или вправо от этой полосы – деревья и кусты ровные. А тут прямо как на подбор – нет ни одного прямого ствола. Добавлю еще один факт: у половины команды в этом месте заболела голова. А уже в 400-500 метрах от нее и выше – все прошло.
Нет ничего мистического – просто «геомагнитка». Таких мест в России мы встречали немало.
Перевалившись через Перевал на наших «малышках» LADA 4×4 Arktika, которые удивили даже нас, отработав как «автомат Калашникова», мы выехали к Стелле Дятлова.
Первая точка взята. Прошли мы ее в общей сложности за 7 часов и 53 минуты. Поздравили друг друга и решили осмотреться вокруг. Но, как всегда, нам везет на погоду))))
Перевал затягивает облаками, усиливается ветер и бьет дождем с боку. Ощущение малоприятное. Чувствуешь на себе в буквальном смысле каждую каплю. Решили переждать маленько, отдохнуть часа два и начать съемки.
Но увы и ах, чуда не случилось.
В итоге приняли решение поесть горячего и начать снимать на горе в дождь. Так и поступили. Сделали первые съемки и пошли по координатам гибели туристической группы Игоря Дятлова.
Забегу вперед, чтобы описать свои личные ощущения.
Но об этом в следующей главе. Собственно говоря, в ней я и расскажу нашу версию гибели туристов.
ПиСи:
Часть №1 (Дорога на Ивдель) можно почитать здесь
Путешествие Пермь-Перевал Дятлова-Плато Мань-Пупу-Нер 2015. Часть первая.
И воздух здесь другой… и сны иные…
Увесистый джипперский опыт, медальки с соревнований на стене… Последние две недели заставили меня хорошо поколебаться в устоявшемся мнении о возможностях людей и машин, о том, на что способен я сам.
И так, путешествие Пермь — Перевал Дятлова — плато Мань-Пупу-Нер. Собирался, казалось давно, но привычные попутчики не смогли поддержать по техническим причинам. Вроде охладел, но мирская рутина словно выпихнула меня вновь к этой безумной авантюре. На дворе начало июля, определяюсь со штурманом, ищу попутчиков. Сначала собирался ехать с группой УАЗов, но счастливый случай соединил меня с машинами, аналогичными моей.
Идём тремя квадратными Сузуками. Экипажи из Новосибирска-Самовар и Березников-Пшон более полугода планировали экспедицию. Дата назначена, нюансы по оснащению и запчастям разрешены… Вот он, заветный день старта. Экипаж из Новосибирска уже сутки как в пути. Раннее солнечное утро шестнадцатого июля. Поехали!
Через час встречаемся с Пшоном, знакомимся и продолжаем путь в сторону Свердловской области. Периодически поглядываю на своё отражение в зеркале заднего вида. Довольная улыбка и горящие глаза, что может быть лучше? Неспешно остаются позади многочисленные посёлки, деревни и города. Заезжаем к монументу Европа – Азия.
К пяти часам дня прибываем в последний крупный населённый пункт на нашем маршруте — город Ивдель, где встречаемся с Самоваром. Немного пообщавшись с собравшимися экипажами понимаю, что команда собралась то что надо! Все весёлые, отзывчивые и полные энтузиазма. Так как у новосибирцев за спиной около двух тысяч километров, приехали они на маленьких стоковых колёсах, а грязевую резину привезли с собой в прицепе. Переодеваем тапочки, ищем стоянку для прицепа. Плотный ужин, заправка. На борту порядка ста восьмидесяти литров топлива, походный скарб… Все три машины практически на отбойниках. Настраиваем связь и колонной выдвигаемся по грунтовке в сторону посёлка Вижай, где нас ждал первый брод.
Посёлок Вижай, точнее то, что от него осталось после лесного пожара в 2010 году, стоит на слиянии рек Вижай и Лозьва. «Забавно» ехать мимо, сопоставляя снимки со спутника с реальной картиной. Вот здесь была улица, здесь сарай… Сейчас же всё поросло кустарником. Теперь здесь царствует природа, стерев практически все следы цивилизации. www.dv-pro.ru/4-PUTESHESTVIYA/VIZHAI-POZHAR.html
Здесь на берегу встаём лагерем на первую ночёвку. Уже затемно брод проходят два Хайлюкса и Нива, везущая горе-водителя Камаза, благополучно утопленного в броде через реку Северную Тошемку. Вода низкая и брод не вызывает никаких трудностей. Утром переезжаем реку и по хорошего качества грунтовке весело устремляемся всё глубже в тайгу. У Северной Тошемки встречаем утопленный Камаз. Сливают топливо, разбавленное водой. Брод уже по глубже, но тоже не проблемный. Пока фотографируемся, нас обходит Шишига с туристами. Идут судя по всему до Ушмы или базы Ильича. Улыбаются, машут и фотографируют нас.
Дальше всё как по накатанной. Брод через Лозьву, Ушма, база Ильича. Первый порез колеса. Запаска. Первая закладка топлива. Встречаем группу квадриков с котлетой из УАЗа. Везут два трупа с поломанными ступицами. Посмотрев на наши машины и спросив до куда идём, недоверчиво мотают головой и говорят, что не проедем. Поблагодарив их в душе за пожелания и подпорченное настроение продолжаем путь. Делаем первую закладку топлива. Лозьва, Ауспия…
Утро следующего дня навсегда останется в памяти как один из ярчайших моментов моей жизни. Мы выезжаем на перевал группы Дятлова, к величественной горе мертвецов — Холат-Ся́хыл. Невозможно описать словами, какая картина открывается, когда ты наконец выходишь из леса. Чистый ветреный воздух с лёгкой утренней дымкой, со всех сторон горы с множеством снежников, низкая растительность причудливых оттенков, яркое солнце, играющее тенями редких облаков на склонах…
Уральское кольцо 2020 (западная дорога на перевал Дятлова) часть1
Пролог
Июль 2015 год, ночь, главный уральский хребет, под перевалом Дятлова в березняке, сидит группа людей у костра, смех разносится на многие километры ночной тайги, хохот и крики, да это все реалити шоу «Тайга6» а это лобное место и сегодня покидает проект… Не кто тогда ещё и знаком толком не был, и не уверен, что поездка на плато маньпупунер получится и что мы семь человек из разных городов достигнем цель, а самое главное образуем команду единомышленников, которая в следующие годы покорит одни из сложнейших маршрутов Урала, Алтая. И спустя 5 лет снова приедет на эту полянку в березняке под перевалом Дятлова но уже в одинаковой форме с логотипом тайга6team и с новыми участниками.
Наступило лето 2020 года, погода радовала как никогда, а значит пришло время юбилейной 5 встречи нашей команды и маршруту на перевал Дятлова через Пермский край. С 2013 года группы энтузиастов и просто хороших людей из Перми, Ижевска и др. городов, начали искать альтернативу дороги через Свердловскую область на перевал Дятлова. Направление было выбрано, штурмовали его из года в год на всей возможной технике, да и к тому же с двух сторон, за 7 лет маршрут обзавелся именными спец. участками и именными стоянками. В 2017 году узнав об этой истории, команда #тайга6team решается на попытку, ну погода и уровень рек разворачивает нас на теплый Алтай, тем временем ребята из Казани, Алмаз и ко. делают первопроход с Севера на Юг, и доказывают, маршруту быть! Через два года с запада на восток проходят ребята из Березников и Можги на 5 Соколах. 2020 год радует нас летней погодой, и мы возвращаемся к идеи осуществления #Уральскоекольцо2020.
С разницей в 10 дней стартуем за экипажем из Ижевска ( Zediyarov ) на перевал Дятлова через Пермский край. Состав команды за последние месяцы менялся как курс рубля этой весной, было решено идём на трёх машинах suzuki eskudo, команда из Березников на «Сузанне» составом 2015 года Костян( pshen4x4 ), Димон и Серега ( CaxesCinober ). Из Перми Я, Леха ( Patriot59 ) и Антон на брелке, и команда Новосибирска. Самовар с Настей и Максом который созрел за неделю до выезда.
9 августа 2020, на часах 13_30, звонок, Леха уже подъезда, прощание с семьей, закидываем вещи в гранту, по пути забираем Антоху и на полном ходу не теряя темпа выдвигаемся в Березники. За пару часов долетаем до гаража Костяна, и долгожданная встреча со всеми участниками экспедиции. Команда из Новосибирска ещё вчера ближе к ночи прибыла, Димон отправился на последнею ночную смену, а Серега манси периодически появлялся и пропадал как обычно. Под веселые байки приключений и вкусный шашлык идёт сбор машин в гараже и продолжается до самой ночи.
Утром быстрый подъем, завтрак и выходим всем составом на маршрут, по пути докупаем что забыли, обедаем в Чердыни, кафе радует ценой и качеством.
От обедав доезжаем до Ныроба, закупаем хлеб, заправляется под завязку топливом, дальше заправок нет как и асфальта поэтому спускаем колеса.
Следующие 60 км летим по грунтовке до деревни Валай, когда то было большое село с действующей ИТК, а сейчас, живут пару семей, тишина и разруха.
Пересекаем мост через р. Березовая подымается на гору и у склада леса тормозим, небольшой перекус и выходим на 40 км глиняного перешейка.
Ещё 6 лет назад, когда был тут проездом, перешейк обслуживался его периодически ровняли, теперь же последнею ИТК в Верхней колве закрыли и весь этот край остался на самотеке,
колеи местами по пояс, часть мостов развалилось ну с погодой в этом году повезло,
перешейк сухой, только местами было сыровато, поэтому к 10 вечера выезжаем на Т образный перекресток, и встаём на ночлег на отвороте на деревню Талово.
Ставим палатки, готовим ужин, Самовар поздравляет всех с юбилейной встречей и вручает всем по шкалику на черный день) посидев у костра, расходимся спать.
День 2.
Утро нас встречает хорошей солнечной погодой и позитивным настроем, позавтракав, собрав лагерь, перед выездом при осмотре машин обнаруживаем не исправность у Костяна появились трещины на рычагах, лучше сейчас чем потом, с этой фразой разворачиваем СТО.
Пока часть команды активно снимает рычаги, другие готовят сварочный участок из аккумуляторов, я ухожу в помощь на пищеблоку и с Настей готовим борщ.Антон берет удочку и уходит в лес на небольшую речку попытать счастье.
Процесс пошел каждый занимается своим делом, полевой СТО функционирует. Вот и суп закипел, я убавляю костер на двоечку, ребята усиливают последний рычаг,
а Антон приносит пол котелка рыбы, Xариус не большой ну вкусный. Самовар делает из него уже привычный, деликатесный салат по «Хакаски» и приглашает всех за стол. Отобедав собираемся и выдвигаемся.
Запаска или на Перевал Дятлова за трое суток
«Запаска»
«…Мы перстами судьбы отмечены,
Не помеха нам ветры встречные,
Если дрожь, то лишь предвкушения,
Жизнь не ждет — жизнь и есть движение…»
Марко Поло
«… и когда я окажусь на пороге
Я скажу одно лишь слово – верь!»
В. Цой
Зимой я вынашивал планы на летний отпуск. Я хотел прокатится по Южному Уралу, маршрут прорисовал, узнал в сети о достопримечательностях которые собрался осмотреть, однако человек планирует, а господь смеется.
Лето 2015 года принесло мне ряд неприятных сюрпризов, в начале лета я потерял работу, но сразу же нашел другую, проработал на новой недолго, не сошлись в вопросах оплаты труда с сентября на новом месте. Как результат отпуска нет и не будет как минимум до зимы.
Дорогу осилит идущий
Ехали болтали рассказывали байки и истории из жизни и часам к трем – четырем парни уснули, а к 6-ти утра доехали до Североуральска, и тут меня начало «рубить». За руль сел Вова. Дальше была телепортация, я сел на пассажирское кресло закрыл глаза и через мгновение открыв мы уже оказались в Ивделе. Незамеченными выпал час и 60 км пути.
В Ивделе в магазине закупились недостающим провиантом, я прыгнул за руль, и мы поехали дальше.
В Полуночном перед гравийкой мне показалось что что-то брякает в переднем мосту. Остановились у сервиса я стравил колеса, вывесил переднее колесо подергал что-то брякает в горизонтальной плоскости, а в вертикальной нет, ну значит не подшипник и можно ехать дальше.
До избушки Ильича оставалось примерно 150 км. До Вижая была длинная унылая гравийка. Вижай несколько лет назад выгорел до тла из-за лесного пожара что-то там сейчас отстроили, но мы останавливаться не стали поехали дальше.
Сразу за Вижаем первый брод. На Женю одели ОЗК не потому что он был необходим, а для того чтобы парень попробовал по максимуму из возможного. И со словами «плыви Ихтиандр х*ев» (С) ДМБ отправили в брод впереди машины. После брода мы сказали ему что впереди еще будет два, ему же, так понравился костюм что со словами: «в нем тепло» не стал его снимать.
Второй брод он пошел с шестом так как течение было несколько повеселей, и третий брод прошел тоже без приключений. После третей банки пива мне уже надоело тошнить по скучной гравийке, и Вова вновь сел за руль. По пути заехали в мансийскую деревню Ушма. Манси в большинстве своем добрые открытые люди, не сильно испорченные цивилизацией, если не считать алкоголь.
Как мне показалось у них нет календаря и дней недели у них бывает хорошая водка и плохая водка. Однако есть и не пьющие. С разговором о особенностях национальностей способных или не способных переносить алкоголь мы добрались до избушки Ильича.
Гребибля! Гребубля!
Добрались до избушки Ильича, а там стоит МТЛБ местных геологов.
Вова сразу к ним:
— Ребята поехали сгоняем тут не далеко километров 10.
— соляры нет ждем, должны подвести, а так нам по пути мы как раз собираемся в ту сторону
— у нас есть соляра, литров 30 можем дать
— ну тогда в одну сторону до туда вас довезем а обратно сами
— ну хоть так
— в пять вечера должны привезти соляру сюда, вы скажите, что в МТЛБ свою влили и вам отдадут ее.
Я про себя думаю зачем нам эта железяка, зачем нам соляра неизвестного качества, на лодке спокойно бы до места дошли и спустились, а эта МТЛБ только соляру за зря отдаем, развлекуха сплошная. Однако, как потом оказалось, без МТЛБ мы бы «впухли» в полный рост.
Нуда по порядку, по дороге к избушке Ильича мы обогнали УАЗ Патриот с московскими номерами, чуть позже нас он приехал к избушке. Парень лет 30-40, зовут Антон. Он рассказал, что «в одну каску», то есть без штурмана и машины поддержки, поехал на перевал Дятлова. Как говорится мужик реально раздвигает границы в формате 4х4. Дальше он одел цепи и укатил в сторону перевала, ночевать с нами в избушке он не планировал.
Мы же своим чередом загрузили мотор и две лодки на МТЛБ, Женьке поручили навести порядок в вещах и готовить ужин. Мы же с Вовой загрузились на МТЛБ и с геологами поехали по болоту в сторону мотоцикла. Болотом это конечно назвать можно, но все же это дорога с относительно твердым дном глубокой колеей и глубиной до метра, то есть как мне показалось вполне проезжабельно для Котяры.
Минут за 40 доехали до места где был спрятан мотоцикл, собрали лодки и МТЛБ уехала.
Дальше началось приключение. Еще стоя на берегу выяснилось, что погруженный на резиновую двухконтурную уфимку мотоцикл начал тонуть из-за того, что клапана старые и травят воздух из баллонов,
насос, рации, весла, спас-жилеты, резиновые сапоги и ручки от моих весел мы благополучно забыли в котяре В общем появилось много новых вводных, но мы еще не знали главную.
По руслу до избушки Ильича примерно 14 км. Мы посовещались и приняли решение что я на моторе отвезу мотоцикл и вернусь за Вовой потом. Мотор легко с течением справится. Я отчаливаю от берега опускаю мотор, а он цепляет за дно, поднимаю его, отплываю дальше — снова цепляет. Воды мало на моторе идти нельзя! А это означает что вернуться за Вовой я тоже не смогу. Я ему кричу выбирайся сам! Я подняться по реке не смогу.
Сам думаю вот пипец на прошлой неделе он с этого же места пешком шел до избушки и вот опять пешком топать. Ну думаю доберусь до базы и на котяре поеду рубиться навстречу Вовке.
Скажу я вам сплав на надувной лодке со 100 килограммовым мотоциклом уложенном на три доски поперек лодки — это «песня»! Причем «песня» не веселая и быстрая, а тягучая и заунывная. То на «расческу» потянет то в берег, от весел только половинки, работать ими мешает мотоцикл, категорически не хотелось бы его булькнуть в ледяную воду. Часам к семи вечера показалась баня на берегу значит добрался! Зову Женю что бы помог к берегу подойти никого, сам потихоньку выбрался лодку втащил на берег. Из избушки раздавался храп.
Нашел макароны с тушняком в кастрюле, которые он приготовил, на скорую руку пожрал… извините по-другому не скажешь. Как можно умудриться испортить такое простое блюдо как макароны с тушняком я не знаю, но это возможно.
— Женя вставай, пошли груз с лодки доставать
— мммм… а… да … пошли.
Сняли мотоцикд, достали лодку. С солярой никто не приезжал, той что осталась, нам может не хватить до заправки.
Я собрался ехать навстречу Вовке. Почему не поехал со мной Женька, не-знаю. Может потому что я его особо не звал, может потому что он устал сильно и хотел спать. Поехал я один.
Смеркалось. Лужи глубокие но котяра прет нормально, эх блокировок бы ему еще вообще не остановить! И вот примерно в трех километрах от домика, примерно на половине маршрута, я вязну в очередной луже, лужи там длинные метров по 100 – 300 в длину. Слева и справа не выбраться так как дорога прорублена в торфе ниже на пол метра. Вперед не идет врубаю заднюю и до талого еду назад без остановки до относительно сухого отрезка. Выехал смотрю, а заднее правое колесо разбортовалось так что резина оказалась снаружи диска.
Фигня! Сейчас забортирую, накачаю и поеду. Начал искать фонарик, а в машине такой бардак что просто пипец! Женя не навел порядок по приезду. Фонарик я так и не нашел, и делал все на ощупь. Из колеса достал кружкой грязь и воду, кое как забортировал достал компрессор открыл капот подключил иду к колесу… соска нет, видать где-то срезало его пока выбирался из лужи.
Ладно, сейчас запаску поставлю и… запаска на прицепе в лагере.
За двое суток спал только 1 час, проехал кучу километров за рулем, несколько часов плюхался с мотоциклом в лодке рубился в болоте, спать хочется, устал и может быть по этому мысли работали медленнее обычного.
Но тем не менее я вспомнил, что у меня есть запасной сосок. Ура спасен! Достаю его вставляю в отверстие и понимаю, что нужны плоскогубцы, лезу за ними в бардачок иду к колесу и! БЛИН! Сосок упал внутрь покрышки. Тут и руки бы опустить, я закрыл глаза, глубоко вздохнул и подумал как же все таки хорошо что ноги в теплых сапогах, так комфортно и тепло… выдохнул и дальше в бой. Пытаюсь его достать вдавив покрышку не получается, только руку разодрал. Делать нечего, пришлось разбортировать резину наружу диска. Вставил сосок забортировал накачал понял, что дальше мне не прорубиться, покричал немного резонно пологая что если Вова пошел пешком, то должен быть уже где-то не далеко, в ответ тишина.
Развернулся и поехал в лагерь. вода в омывателе кончилась стекла запотевают снаружи грязь размазанная дворниками дороги почти невидно, вдруг подъезжаю к открытым воротам в подземный гараж и вижу стоит снегоход, квадрик, останавливаюсь, ничего не понимаю, стою так как идиот несколько секунд и оказалось что смотрю на лужу с плавающими бревнами. во думаю, до глюков уже накатался!
Приехал на базу, захожу в домик, а в домике дым коромыслом. Я к Женьке, ни дай бог угорел, тормошу его просыпается, вывел его на улицу, проветрил дом. Этот чудак разжег печь и не закрыл дверцу чтобы быстрее дом нагрелся. Гаманюк, одним словом. Ладно думаю этого спас, надо что-то со следующим мараковать. А ноги уже не особо то слушаются, хочется принять горизонтальное положение, но нельзя, так как это лес, а не городской парк имени Гагарина с аллеями и заблудится в нем совсем иное дело.
Говорю Женьке что если сегодня Вовка не найдется, то перевал Дятлова отменяется будем его искать и на всякий случай пошел к реке, прислушиваюсь и слышу в далеке крик. Кричу в ответ. Пустили ракету. Еще одну, крики приближаются. Ну точно он!
Где-то в пол 11-го Вова добрался на лодке до берега. Вместо весла доска вместо насоса рот. Устал замерз говорит, что медведь по берегу шастал, что боялся проплыть мимо базы, что хорошо, что мы его искали, что слышал, как я рубился в болоте ему на встречу и это его успокоило — мол ищут и рядом где-то.
Это конечно не подвиг с доской по речке прошкандыбать, но что-то героическое в этом есть! Ну хорошо, все живы здоровы техника на месте задача минимум выполнена. Можно идти спать. В 11 вечера все уже спали.
Встреча
В субботу хорошенько выспавшись я просыпаюсь, на часах 6:15 начинаю готовить кофе и будить парней мол если не сейчас, то не успеем. Выхожу на улицу, а колесо которое разбартовывалось – спущено! Итиямать! Возможно с грязью за забортовал и поэтому по ободу травит.
Попили кофе поели Вовка занялся лодкой Женя учился джечить, а я решил проверить лебедь так как плавали много и мало ли что. И как раз то самое мало ли что! Лебедка мертвая не откликается. Первым делом решил проверить контакты на разъеме пульта. Снял решетку, снял модуль соленоидов, у меня гнездо прямо на нем, разобрал точно провод обломлен под корень паять не вариант. Решаю напрямую зацепить. Разрезал соединил, щелкаю — ожило! Ура лебедь исправна.
К тому времени Женя поднял машину, снял колесо и покатил его к реке отмывать. Отмыл прикатил обратно, поскольку оно стояло спущено то деформировалось, я решил его сначала выправить потом уже разбортовывать. Накачал и слышу свистит через золотник. Выкручиваю меняю на другой все равно свистит. И тут я понимаю, что золотники с пружинкой почему-то не держат воздух и нужен золотник без пружинки, а его нет. Пробую выкрутить из запаски прицепа, не получается закисло все, из запаски автомобильной не вариант. О точно! Из мотоцикла можно выкрутить! Накачал все в порядке не травит.
Разобрали лодки моторы стащили все в кусты подальше от глаз, загрузили запаску и поехали на перевал примерно в 10 утра.
Дорога как дорога, интересная лесная каменистая местами с лужами. по дороге проехали избушку шишечников. Там стоит нехитрое оборудование для отделения шишек от кедровых орехов.
Нашли цепь которая с колеса свалилась наверняка принадлежит москвичу который вечером ушел наверх. Забрали. Нашли УАЗ Патрик припаркованный в лесу на шосейной резине, наверняка из группы Шаталова сломался вот они его и оставили. Встретили москвича и отдали ему цепь. Остановились перекусили бухнули и дальше в путь. Котяра идет уверенно.
Долго ли коротко ли выбрались в редколесье и уже в километре от перевала Дятлова вижу квадрик, а за ним еще машины, ну точно! Встретились!
На квадрике был Евгений Шаталов, остановились поговорили, пошел дальше там Лёха лебедится, увидел меня и первым делом:
— ЗАКПАСКУ НЕ ОТДАМ!
— КАК ТАК! Я ЖИТЬ БЕЗ НЕЕ НЕ МОГУ, В ТАКУЮ ДАЛЬ ПРИЕХАЛ ЗА НЕЙ НУ ЁМАЁ!
Ржем довольные обнимаемся здороваемся.
Рассказал вкратце нашу историю настроили рации двинули они вниз мы наверх.
Перевал встретил нас ураганным ветром в 40 км/ч туманом моросью и температурой чуть выше нуля.
Пофоткались, записались в журнал посещений, оставили ручку будущим поколениям. Природа сурова и красива. Пришлось одеть одежду потеплее.
Не сильно задерживаясь развернулись в обратный путь. Пару раз пришлось полебедится вскоре обогнали Шаталовских патриков, а чуть позже и Братенёва с Шаталовым. И помчались вниз.
Проехали брошенный Патрик и примерно в шести километрах от избушки, уперлись в поваленное деревце, распустили его раскидали по обочине
Решили искать объезд. Деревья вокруг шатает ветер некоторые так же как упавшее отрываются от земли с корнями, гиблое место! При помощи лебедки минут за 10 объехали препятствие. Сообщили ребятам о предстоящем веселье с объездом дерева на стоковом уазике, набрали немного кедровых шишек и в шесть вечера были у избушки.
Правильное решение
Выкинули все из машины загрузили моторку установили мотоцикл на прицеп перекусили и начали думать, как быть дальше. Тут подъехали двое Манси они собрались ночевать в избушке. Я по рации предупредил ребят что избушку заняли Манси и что без водки они вас не пустят, ребята решили остановить на ночевку в кедровом домике.
А что делать нам? Хочется заночевать, но тогда судя по дороге мы доберемся до дома только к утру понедельника, а в понедельник на работу. Либо ехать сразу и тогда приедем в воскресенье днем, но уставшие.
Решили двигать сразу. В темноте ехать интересно, дорога выглядит иначе, один раз чуть не застряли, но Котяра вывез задом, один раз чуть на бок не легли, но снова обошлось, на прямом прохвате мотоцикл частично отвязался и задок его соскочил из направляющих и улетел в бок на крыло колеса прицепа. Остановились перевязались. Останавливались перевязывались кстати часто так как постоянно перетирались ремни. Доехали до деревни Мансов.
Стрелка в баке на нуле. Она у меня не шибко корректная вся шкала это литров 60, а вот последние 30 литров все время показывает на нуле. Сколько она там на нуле и сколько реально в баке можно только предполагать, однако перспектива остаться без топлива посреди леса не прельщала.
Пошли искать соляру у Манси. Вышел Манси Николай мы так мол и так соляра нужна, а он говорит, а мне бензин нужен. Ура! Разведенный неликвидный для нас бензин 25 литров для Коли оказался как раз в пору! И мы очень удачно поменяли его на соляру.
Тут мы с Вовой начали задумываться по почему нам фартит всю дорогу? И приняли решение что фарт нам приносит Женя. Теперь чтобы укрепить фарт мы при любом удобном случае называли Женю фартовый.
Переезжать реку в брод по темноте это весьма адреналиновое занятие, увеличил на озике карту на максимум и поняв, как искривляется трек прикинул как нам ехать по реке. Все броды прошли на ура. Последний брод был уже перед Вижаем.
Вова предложил кинуть кости тут сняв койко-места, но в воскресенье надо быть дома, и мы тронули дальше. Парни дремали насколько позволяла тряска от гравийки. Доехали до Ивделя примерно в пять утра. Заправив полный бак стало понятно, что если бы мы не заправились у Коли, то на момент прибытия на заправку в баке осталось бы 5 литров.
Накачали колеса, я лег на заднее сиденье, а Вова порулил дальше.
В Североуральске остановка, я просыпаюсь, рядом радостный гаишник с радаром. Я выхожу и наблюдаю такую картину. Тихий сонный город, вокруг ни души населения, ни одной машины, идеальное асфальтное покрытие разметка и знаки ограничения 40 км.ч. через каждые сто метров. И картина маслом четверо гаишников в буханке. чтобы скоротать время пока Вова оформляется в буханке, беру рацию и вещаю в канал:»Ребята в Североуральске машинка работает на ограничение будьте внимательны». И буквально через минуту мимо нас мееедленно проезжает фура. Гайцы конечно измеряли его скорость но нарушения небыло. Я подхожу к ним и говорю:
— Минус один протокол
— почему это?
— это я его предупредил.
Ох и не добро они на меня посмотрели, но промолчали. С чувством выпленного долга, прыгнул за руль, дожэдался Вову и следующие 500 км отмахал на одном дыхании. Примерно 150 км до Миасса, меня начало «рубить». За руль Сел Вова, а я спать.
Поспал я где-то часик и ехал на пассажирском до Дома Володи. Время было три часа дня, воскресенье.
911 emergency.
На выезде из Миасса Женька попросил остановиться купить магнитики у сувенирщиков. Тут нас обогнал мой одноклубник Denisk на своем прадике, почему-то не остановился, ну да ладно, наверное, торопится. Дождался Женьку и в путь, вскоре на Мисяшском серпантине обогнал Deniskа.
Проезжая Мисяш увидел мужика с телефоном на обочине и морду десятки, торчащую из кювета. Остановился спрашиваю:
— Помощь нужна?
— Нужна
— Ща
Сдаю назад поближе достаю стропу даю один конец хозяину. Он прикоснулся к бамперу ладошкой чтобы прицепить трос, и его машина тут же падает вниз еще на пару метров упершись задним бампером в землю.
— Ой блин, ой блин!
— Ни чо ни чо, щас развернусь мордой и лебедкой вытянем.
Тут подъехал Денис вышел смотрит помогает. Женька одевает зеленую жилетку тормозит движение я ставлю машину поперек дороги, вытягиваю лебедку цепляемся и по командам Дениса по чуть-чуть вытаскиваю десятку на дорогу.
— Сматываем лебедь разворачиваемся по ходу движения. Мужик благодарит, жмем руки и в путь. Всё-таки Женька точно фартовый за одну поездку сразу столько увидеть.
Эпилог
Доехали с Женькой до Челябинска, заехали в гараж вместе выгрузили лодку так как у меня спина кончилась в дороге, потом отвезли запаску довез до машины Женьку и поехал домой. Успел проскочить до закрытия улиц, так как день города салют народные гуляния. В восемь вечера был дома, а в девять уже спал. А запаску Лёха привезет со дня надень. Вероятно вернулись они в Челябинск лишь в понедельник.
UPD большое спасибо за лестные отзывы. ибо про меня скорей уместно сказать «чукча не писатель, чукча — читатель»