Первая советская машина была построена

Колеса для рабочих и крестьян: как появился первый серийный автомобиль СССР

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

История первой советской машины началась в 1932 году. Тогда СССР приобрели у знаменитой американской компании Ford Motor Company лицензию на производство реплики их модели Ford-A. Оборудование и документация были переданы Нижегородскому автомобильному заводу. Кроме того, тамошним инженерам была поставлена еще одна задача: не просто скопировать легендарную американскую легковушку, но и приспособить ее для российских дорог.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

В конце лета все того же 1932 года новое авто сошло с конвейера. Спрос на ГАЗ-А был просто огромным, ведь ним необходимо было обеспечить не только рядовых потребителей, но и едва ли не все государственные структуры. Так, в первые пару лет машину получили армейские штабы, а также санитарные части. Использовались они и в качестве ведомственного автомобиля. Более того, именно с ГАЗ-А в Советском Союзе началась эпоха такси на дорогах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что общий объем произведённых машин этой модели меньше чем за пятилетие составил почти 42 тысячи единиц.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Как только стали понятны масштабы спроса, ГАЗ-А решили начать выпускать еще и на базе автомобильного завода КИМ. Его мощности снабжали СССР этими машинами в период с 1933 по 1935 год. А непосредственно Горьковский автомобильный завод занимался производством ГАЗ-А с 1932 по 1936 год. Правда, несмотря увеличение объёмов выпуска, простые советские граждане довольно редко могли получить первую легковушку в личное пользование, ведь большинство экземпляров уходило на нужды армии, где они «служили государству».

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Однако советские инженеры не только смогли выпустить первую отечественную легковую машину, но и модифицировать ее для более эффективной эксплуатации на территории СССР. Происходил этот процесс на базе Горьковского автомобильного завода. Первоначально машина почти полностью соответствовала техническим характеристикам и дизайну своего прототипа Ford Model A Standard Phaeton с кодом кузова 35B, однако, советские автоконструкторы изменили целый ряд деталей и систем.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Так, например, они установили цельные грязевые щитки над подножками, а также изменили внешний вид передней части автомобиля в сторону более простого дизайна. Это было сделано потому, что большая часть машин отдавалась на нужды армии или подведомственных структур, а там лишние украшения для автомобиля были ни к чему.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Однако и те системы, что остались в машине неизменными, также заслуживают внимания. Так, смазка двигателя осуществлялась через черпачки на шатунах, которые окунались в масло в картере. А вот система охлаждения автомобиля характеризуется отсутствием насоса: работа его осуществляется за счет различия температурных показателей в радиаторе и моторе.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Казалось, что первый советский легковой автомобиль прослужить народу рабочих и крестьян довольно долго, однако в реальности все оказалось с точностью наоборот. Меньше чем через пять лет, в 1936 году ГАЗ-А правительство СССР приказаоо изъять из эксплуатации в Москве и Санкт-Петербурге. Причем конкретные причины столь странного решения не объяснялись. Позже уже было выяснено, что, скорее всего, проблема состояла в том, что вид этой модели уже морально устарел и не соответствовал требованиям тогдашней действительности.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Владельцам было рекомендовано массово заменить ГАЗ-А на новую версию с доплатой. Это заменой оказался ГАЗ-М-1, вот только на рынке она появилась лишь через полтора года. Да и объем их не позволял быстро заменить ГАЗ-А как у гражданского населения, так и из ведомственных гаражей. Довольно долго их продолжала использовать и служба. Окончательно исчезли первые советские легковушки с улиц только к 1940 году.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Как в СССР придумали первый легковой автомобиль

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Детище студента

История первого в истории СССР легкового автомобиля началась с того, что в 1925 году студент последнего курса Московского механико-электротехнического института Константин Шарапов, который долгое время не мог определиться с темой своей дипломной работы, наконец решил, о чем хочет писать, и утвердил план работы у своего научного руководителя. Тогда перед советскими автопроизводителями стояла задача разработать малолитражный автомобиль, который можно беспроблемно использовать в отечественных реалиях. Некоторые специалисты предлагали просто скопировать зарубежную легковушку «Татра», однако оказалось, что по многим параметрам она все же не подходила, поэтому нужно было конструировать что-то свое. Именно этой проблемой и занялся Шарапов.

Понимал ли он тогда, что его работа под названием «Малолитражный автомобиль для российских условий эксплуатации и производства» станет исторической, непонятно, но подошел он к ней со всей серьезностью.

Студента привлекала идея совмещения в одном агрегате упрощенной конструкции мотоколяски и автомобильной пассажировместимости. В итоге работа Шарапова так понравилась его руководителю, что он порекомендовал его в Научно-исследовательский автомобильный институт (НАМИ), куда его приняли без всякого конкурса и испытаний. Проект же разработанного им автомобиля решили претворить в жизнь.

Первые чертежи малолитражки, подготовленные Шараповым в 1926 году, были доработаны под нужды производства ставшими впоследствии знаменитыми инженерами Андреем Липгартом, Николаем Брилингом и Евгением Чарнко.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Окончательное решение о выпуске автомобиля принял Государственный трест автомобильных заводов «Автотрест» в начале 1927 года. А первый образец НАМИ-1 вышел с завода «Автомотор» уже 1 мая того же года. Примечательно, что тогда конструкторы для испытаний собрали только шасси автомобиля, о создании кузова речи пока не шло — сначала необходимо было понять, сможет ли вообще новаторская конструкция показать себя хорошо в реальных дорожных условиях.

Испытания легковушки провели уже через неделю, в первых тестовых заездах автомобиль проявил себя достойно, и к сентябрю 1927 года на производстве собрали еще две машины. Для них инженеры подготовили более серьезный тест — автомобили должны были преодолеть маршрут Севастополь – Москва – Севастополь.

Для подстраховки в испытательный пробег вместе с парой НАМИ-1 отправили автомобили Ford T и два мотоцикла с колясками. Испытуемые и в этот раз показали себя хорошо.

Никаких серьезных поломок в пути не произошло, особенно учитывая, что ломаться в конструкции новых автомобилей было почти нечему.

Одним из главных преимуществ, которое позволило НАМИ преодолеть трассу без особых проблем, стал высокий дорожный просвет. Кроме того, легковушка оказалась очень экономичной — полного бака автомобилю хватало примерно на 300 км пробега.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

После успешного завершения испытаний конструкторы перешли к созданию кузова для НАМИ-1. Изначально было разработано два варианта: один — более простой и дешевый, а второй — более совершенный, имеющий двухсекционное лобовое стекло, три двери и багажник, но при этом достаточно дорогой. Впрочем, в производство не попал ни один из них — на легковушки стали ставить третий прототип кузова, который был довольно незаурядным и отнюдь не элегантным, что впоследствии вызвало недовольство водителей и пассажиров.

НАМИ пошел в серию

Решение о начале серийного производства НАМИ-1 было принято все в том же 1927 году. Сборкой автомобилей занялся завод «Авторотор». Отдельные же детали легковушки изготавливались на других предприятиях, в частности 2-м авторемонтном заводе и Заводе автомобильных принадлежностей №5.

Автомобили собирали вручную, из-за этого процесс их производства был довольно длительным и дорогим. В итоге к осени 1928 года были готовы лишь первые 50 машин. А к пользователям они попали и вовсе весной 1929 года.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Примечательно, что в те времена простым людям автомобили не продавали — их распределяли между гаражами предприятий, где на них ездили профессиональные шоферы. Поначалу многие водители, привыкшие передвигаться на иностранной технике, отнеслись к новинке со скептицизмом. В процессе эксплуатации у НАМИ-1 действительно обнаружился ряд существенных недостатков: неудобный салон, неправильно сконструированный тент, сильная вибрация от двигателя, за которую легковушку в народе прозвали «примусом», и отсутствие приборной панели.

В прессе даже разгорелась дискуссия о том, имеет ли НАМИ-1 право на дальнейшее существование и развитие. За малый размер, экономичность и особую конструкцию в народе машина получила и другое имя — «мотоцикл на четырех колесах». И это, по мнению водителей, его не красило.

«Я считаю, что по своей конструкции НАМИ не автомобиль, а мотоцикл на четырех колесах, и поэтому НАМИ не может сыграть никакой роли в автомобилизации страны», — писали в журнале «За рулем» от 1929 года.

Многие инженеры заявляли, что автомобиль необходимо сильно реконструировать и о продолжении его выпуска можно говорить только после внесения в конструкцию этих правок. В то же время один из разработчиков малолитражки Андрей Липгарт отвечал оппонентам, что за этим автомобилем большое будущее, а существующие недостатки возможно устранить, однако на это потребуется время.

«Разбирая болезни НАМИ-1, приходим к выводу, что все они могут быть легко и быстро устранены. Никаких основательных изменений ни в общей схеме машины, ни в конструкции ее основных механизмов для этого проводить не надо. Придется вносить мелкие конструктивные изменения, потребность в которых будет выявлять эксплуатация, а главное, надо улучшить методы производства. Сами производственники отлично сознают, что они делают машины не так, как следует, — однако признаться в этом они не всегда решаются», — писали в 15-м номере журнала «За рулем» в 1929 году.

При этом, несмотря на многочисленные жалобы водителей, НАМИ-1 хорошо показал себя на узких московских улицах, где он легко обгонял даже более мощных иностранных конкурентов.

Источник

Первая советская легковушка

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

16 марта 1936 года с конвейера Горьковского автозавода сошёл первый массовый советский легковой автомобиль – «М-1».

«Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить. Каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать. И не делает это лишь потому, что, продав, останется без машины», – кто не помнит эту замечательную фразу из фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Фильм был снят в 1966 году.

И это было время, когда легковой автомобиль прочно занял место в нашей повседневной жизни, а вот в 30-е годы транспортного изобилия в стране не было, потому и не было повода так говорить. Легковушки по улицам наших городов ездили, но это были «Форды», «Рено», «Опели», «Мерседесы» и, конечно, «Антилопа Гну» Адама Козлевича из романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок».

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Догоним и перегоним

В 1933 году под руководством главного конструктора завода Андрея Липгара, началась разработка нового автомобиля. За основу был взят автомобиль «Форд-40», который предоставили американцы в виде технической помощи.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построенаГАЗ М-1 Воронежского такси в 1938 году

Машина была узнаваема внешне, но по сути это был совсем другой автомобиль. Было изменено практически всё – от рулевого управления до двигателя. Для своего времени это был очень продвинутый автомобиль. Среди новшеств можно назвать и регулируемые сидения, и противосолнечные козырьки, и форточки в окнах, и прикуриватель, и указатель уровня топлива, а также ряд других.

На дорогах автомобиль ГАЗ М-1 разгонялся до 105 км/час, а по проходимости ему могли бы позавидовать многие современные внедорожники. В таком виде машина выпускалась до июня 1943 года, и всего было выпущено 62 888 автомобилей. В годы войны во время бомбардировки города Горького был разрушен кузовной цех, и завод вынужден был прекратить их производство. Но заводчане из оставшихся деталей смогли собрать ещё 233 автомобиля, и только после этого производство окончательно прекратилось. Машина очень понравилась Красной Армии, и она активно использовалась до окончания войны.

Автомобиль-труженик

Конструкция автомобиля действительно оказалась очень удачной. И уже в последующие годы на её базе стали появляться самые различные модификации. Было создано более 16 вариантов этого автомобиля. Его высокая проходимость позволила создать на базе шасси даже бронеавтомобиль БА-20.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена«Штабной» М1 проезжает мимо колонны пленных немцев

Естественно, что автомобиль принимала высокая комиссия из Москвы, и машина понравилась. Сам Андрей Липгарт в своих воспоминаниях писал, что И. Сталин после знакомства с «эмкой» сказал: «Дай Бог каждому такую машину».

К сожалению, слова вождя, не были воплощены в реальность. В свободную продажу М-1 не поступали. Объем выпускаемых автомобилей был относительно невелик, и модель не продавалась, а распределялась. Получение её во временное пользование или даже в личное приравнивалось к награждению орденом или присуждению Сталинской премии.

Источник

«Советское – значит отличное!» История первого автомобиля, произведенного в СССР

1 октября 1960 года свет увидел первый советский автомобиль для массового потребителя – ЗАЗ-965 «Запорожец». Событие произошло в Запорожье на заводе «Коммунар», где до этого выпускали комбайны.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Производство «Запорожца» наладили за полтора года. Прототипом стал популярный в Европе итальянский «Фиат-600». Хотя сам «Запорожец» получился симпатичным и выглядел не хуже, чем «Фиат-600», «Ситроен 2CV» или «Фольксваген Жук», однако за непривычную форму кузова автомобиль в народе ему дали обидное прозвище «горбатый».

«Запорожец» полностью соответствовал лозунгу: «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения».

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Он был непритязательным, практичным, отремонтировать его можно было быстро и без особых трудностей. К примеру, лобовое стекло, в случае повреждения, заменялось задним. Владельцу для этого не надо было становиться мастером на все руки. Но в случае серьезной поломки, приходилось обращаться на станции, которых на весь Советский Союз было всего три десятка. К тому же запчасти были в дефиците.

В начале 60-х «Запорожец» в СССР стоил примерно 1800 рублей, что составляло около 20 средних зарплат. Накопить на него можно за полтора-два года. Это был первый автомобиль, который мог приобрести советский человек.

Машина пользовалась популярностью не только в Советском Союзе. Несколько партий ЗАЗ-965 было произведено с правым рулем, вероятно для Индии, с которой СССР связывали дружеские отношения.

Всего выпустили более 322 тыс. единиц всех модификаций «Запорожцев»

Недорогая и практичная малолитражка, в экспортном варианте под названием «Ялта», продавалась в Бельгии, ГДР, Финляндии и в других странах. Кузов у «Ялты» часто окрашивали в два цвета, на машине устанавливали наружные зеркала и дополнительные молдинги. Салон укомплектовывали радиоприемником и пепельницей.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Сейчас очень редко можно увидеть тот самый первый «Запорожец», тем более на дороге. Чаще всего они живут только в гаражах энтузиастов, искренне любящих эту машину.

Источник

Ведро с болтами или гордость страны. Откуда отечественные механики воровали проекты автомобилей

Российскому автомобилестроению исполнилось 124 года. 14 июля 1896 года на выставке в Нижнем Новгороде был показан первый российский автомобиль. Но тот, как и многие последующие, был просто «содран» с зарубежных.

Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia

Российский и советский автопром в разные времена ругали за отставание в качестве, сборке и надёжности, но и хвалили за проходимость, универсальность и дизайн. Правда, дизайн, как и многие внутренности, разработчики в разное время просто заимствовали у более продвинутых в автоделе западных аналогов.

1. Первый российский а втомобиль Фрезе и Яковлева, 1896 год

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Автомобиль Фрезе и Яковлева. Фото © Wikipedia

Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошёл испытания в мае 1896 года, а 14 июля модель была выставлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде и совершала там демонстрационные поездки. Автомобиль Петра Фрезе и Евгения Яковлева развивал скорость до 21 км/ч и проходил без дозаправки 20 км. Двухместный открытый корпус и колёса были деревянными, в фарах ставились свечи.

Российские механики, правда, автомобиль этот придумали не сами, а подсмотрели идею на выставке в Чикаго. Там Яковлев, занимавшийся двигателями, увидел один из первых автомобилей серийного производства — немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлёк внимание инженеров. Именно поэтому они решили построить подобную машину. Несмотря на разрекламированность и желание заработать, даже бывший на той выставке в Нижнем Новгороде царь Николай II не обратил внимание на «ноу-хау».

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Первый автомобиль Карла Бенца. Фото © Public Domain

2. » Руссо-Балт», модель С-24/30, 1909 год

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

«Руссо-Балт», модель С-24/30. Фото © Public Domain

Следующая модель авто, которая уже стала гордостью Российской империи. Вот только разработали её совсем не русские инженеры. На должность главного конструктора был приглашён 26-летний бельгиец Жульен Поттера. Первую партию машин Поттера представил спустя всего год после начала работ. Самой первой и самой массовой моделью «Руссо-Балта» стала С-24/30. Машина бельгийского конструктора вышла надёжной: во время одного из тестовых заездов водитель въехал в избу — машина не пострадала, а вот изба развалилась.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

«Три брата коммуниста» — такое прозвище дали бойцы республиканской Испании этому грузовику, по-своему переиначив кириллическую надпись «З-И-С» на заводской марке. Около двух тысяч грузовиков ЗиС-5 получила Испания от СССР в годы Гражданской войны 1936–1939 годов. Неприхотливые, удобные для ремонта трёхтонки ЗиС-5 продолжали служить там ещё очень долго. Но и здесь в основу разработки лёг американский грузовик Autocar. Причём, когда появился российский аналог, модель уже, как писали современники, получилась устаревшей вместе с прототипом.

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Американский Autocar Dispatch SA. Фото © trucksplanet

Первая советская машина была построена. Смотреть фото Первая советская машина была построена. Смотреть картинку Первая советская машина была построена. Картинка про Первая советская машина была построена. Фото Первая советская машина была построена

Первый в СССР довоенный лимузин. Один из любимых автомобилей самого вождя народов Иосифа Сталина. Да и должен быть гордостью для всей страны. Ведь и производился он на заводе имени Сталина. Лимузин предполагался семиместным и мог вместить даже большую семью. Но, пожалуй, ни у одной советской семьи на тот момент не было ни средств, ни возможностей купить такой автомобиль, как и долгие годы после. Выглядит он солидно, да и по всем законам мировой автоэволюции выполнен, есть даже отопитель салона и радиоприёмник.

Правда, здесь советские конструкторы тоже слукавили. Наверное, Сталин и не подозревал, что перемещается на копии немецкого Buick-32-90. Тот был, правда, несколько массивнее. Поэтому советские конструкторы спроектировали, по сути, нечто среднее между Buick и Cadillac V8 1934 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *