Первые паровые автомобили в россии

Русские паровые автомобили

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

Насколько технологии тех лет были продвинутыми, разберёмся на примере российского завода «Дукс», основанного в Москве в 1893 году.

Хорошо известны знаменитые велосипеды «Дукс», которые отличались высоким качеством при сравнительно умеренной цене. Эти велосипеды в 1896 г. были удостоены бронзовой медали на Все-российской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Будучи не только талантливым инженером, но и хорошим бизнесменом, Ю.А. Меллер прекрасно понимал, что выиграть в конкурентной борьбе с иностранными фирмами он сможет только за счет более низкой цены своей продукции, поскольку в нее не нужно будет включать оплату пошлины, стоимость перевозки товара из-за границы и комиссионную наценку за труд посреднических фирм.

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

В одной из обзорных статей (журнал «Автомобиль», 1905 г.), характеризующих состояние автопромышленности, говорилось:

Лейтнер, Бромлей, Скавронский и другие построили по одной-две штучки каких-то уродцев и на том, кажется, остановились. Остается «Дукс», который довольно энергично принялся за постройку машин нового типа, совершенно оставив свои паромобили.

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

Первой продукцией «Дукса» были не только водопроводные трубы, велосипеды, но и моторевы (снегокаты), паромобили и сельхозтехника. Паромобили уже тогда были весьма совершенны и гораздо более быстроходны, чем их бензиновые собратья, внешне от них не отличались и были совершенно бесшумны. Специальные гоночные паромобили развивали на соревнованиях скорость до 140 км/ч. О паромобилях «Дукс» «Автомобиль» писал:

. и у нас они мало-помалу начинают распространяться, среди которых видное место занимают экипажи типа «Дукс». Главными их отличительными качествами являются простота и изящество. Эти автомобили совершенно не шумят, чего до сих пор нельзя сказать про бензиновые. Даже электромобили, приводимые в движение электричеством, этой силой будущего, шумят (скорее, жужжат) более, чем паромобили «Дукс». Весь его механизм настолько прост и компактен, что помещается под сиденьем и не требует для своего размещения никаких выступающих частей, как, например, нос у бензомобилей, не имеет перемены передач, электрических батарей, магнето, легко ломающихся свечей, одним словом, всего того, что бывает причиной большинства поломок и хлопот у бензиновых автомобилей.
К числу достоинств паромобиля «Дукс» можно отнести также его простоту — им может без труда управлять всякий без предварительной подготовки и практики.

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

В заметке «Четырёхместный «Локомобиль-Дукс» сообщается:

На днях, благодаря любезности заведующего петербургским отделением Акционерного общества «Дукс», нам удалось близко познакомиться с первым прибывшим в Санкт-Петербург четырехместным паровым автомобилем. Этот экипаж отличается таким же элегантным видом и изящной отделкой, как и двухместные «Локо-мобили». Двигатель в 7 л.с.

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

В среду 13 марта 1902 г. в Михайловском манеже (Санкт-Петербург) состоялись соревнования, в программу которых вошли конкурс на мастерство вождения и премирование за использование лучших автомобилей, за их изящество и конструктивные удобства. В конкурсе участвовало шесть экипажей. Первый приз за мастерство вождения получил известный автоспортсмен П.П. Бекель на экипаже марки «Гоброн-Брилле». Второй приз за мастерство был присужден госпоже Гильгендорф, которая участвовала в соревнованиях на автомобиле отечественного производства «Дукс-Локомобиль». Первый приз за удобство управления получил автомобиль «Панар-Левассор», принадлежащий господину Коровину. Самым изящным экипажем был признан «Дукс-Локомобиль».
По результатам этого конкурса можно заключить, что в эти годы паромобили пока еще вполне успешно конкурировали с бензиновыми машинами. Интересно и то, что женщины на равных с мужчинами участвовали в соревнованиях по автоспорту. Заметим, что семья Гильгендорф принадлежала к числу больших энтузиастов автомобилизма. Ее глава — Александр Иванович Гильгендорф — был управляющим петербургским отделением фирмы «Дукс», а впоследствии основал собственный автомобильный торговый дом. Но все-таки, несмотря на широко поставленную рекламу и победы в соревнованиях, паромобили не нашли большого сбыта в России. Идею выпуска паровых авто пришлось оставить и начать выпуск бензиновых экипажей как более популярных.

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

К началу XX века по дорогам колесили уже десятки тысяч паровых автомобилей, в основном грузовиков. От бензиновых собратьев они отличались чрезвычайной долговечностью и надежностью и могли работать на всем, что горит, — угле, дровах, соломе. У этих машин была небольшая скорость (до 50 км/ч), они брали на борт сотни литров воды и выпускали пар в атмосферу. В Европе паровые автомобили продержались до начала Второй мировой войны и еще в 50-е годы серийно выпускались в Бразилии.

Однако были у замечательных машин и серьезные недостатки: после твердого топлива остается много золы и шлака, в его дыме содержится копоть и сера, что абсолютно неприемлемо для городских улиц. Но даже не копоть поставила крест на таких автомобилях. Дело в том, что растопка котла на твердом топливе длилась около двух часов. Поэтому их старались не гасить вовсе — на ночь котел подключали к зданию, нуждавшемуся в тепле, а утром через 10−15 минут автомобиль был готов отправиться в путь. Аналогично использовались железнодорожные паровозы — для отопления небольших поселков.

Позже были разработаны паровые двигатели на бензине, керосине и спирте. Первые паровые автомобили на жидком топливе начинали движение уже через 23 минуты. Они выпускали пар в атмосферу, и им требовалось около 30 л бензина и более 70 л воды на 100 км пути.

Тем не менее, паровой двигатель, насыщенный автоматикой, множеством вспомогательных агрегатов, в начале XX века был сложнее и дороже, чем ДВС, и при этом имел меньший КПД. К тому же, занимал довольно много места — в первую очередь из-за необходимости иметь отдельный бак с водой.

В 1905 г. официальный орган Российского автомобильного общества — журнал «Автомобиль» отмечал:

В период всеобщего увлечения велосипедом в Москве был основан завод велосипедов «Дукс», дела которого пошли настолько хорошо, что в скором времени он преобразовался в акционерное общество и занялся производством автомобилей, сначала паровых, а затем бензиновых. В настоящее время заводом изготовляются автомобили всевозможных типов, начиная от легких колясок до тяжелых грузовых автомобилей и омнибусов. Формы кузовов самые разнообразные — тонно, фаэтоны, лимузины, купе, омнибусы. Отделка автомобилей не оставляет желать ничего лучшего.

В докладной записке по вопросу о расширении предприятия, датированной 1904 г., Ю.А. Меллер писал:

В последние годы усиленной работы над конструкцией механических экипажей достигнуты блестящие результаты.
Автомобиль, усовершенствованный, упрощенный и удешевленный, перестал быть забавой богатых людей, быстро завоевал широкое поле действий, обратил на себя внимание правительственных и общественных учреждений, проник в область военного дела, и, на-конец, сознание его практического значения привилось массе, встретившей появление автомобиля с тем же предубеждением, с каким обычно относятся ко всякому новшеству. Наш завод является, безусловно, первым в России, обратившим внимание на эту новую отрасль производства. Начав со сборки автомобилей из заграничных частей и по заграничной модели, постепенно завод дошел до самостоятельной выработки механического экипажа, включая и двигатель, и передачи. Автомобили с двигателями 9, 12, 20 HP, выпущенные заводом, вполне оправдали себя и снискали обществу «Дукс» ту же лестную репутацию, какой оно издавна пользовалось в велосипедном деле. Наряду с указанными большими экипажами, завод разработал и выпустил легкий автомобиль в 7HP несложной конструкции, простой в обращении и особенной прочности. Эти данные говорят за широкое распространение его в России, и действительно, минувший год показал его полную пригодность для городской езды. Кроме того, он благодаря быстроте передвижения дает огромную экономию во времени. При средней цене 1800 руб., при условии возможности пользования им, как показал опыт, в течение круглого года, экипаж окупится менее чем в 20 месяцев.

До наших дней не сохранилось ни одного автомобиля акционерного общества «Дукс», и это стало, возможно, одной из причин незаслуженного забвения его плодотворной деятельности на ниве российского автомобилизма.

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

Но архивные источники позволяют нам восполнить этот пробел. К счастью, один из номеров журнала «Автомобиль» был посвящен почти целиком акционерному обществу «Дукс» и содержал серию иллюстраций, достаточно полно представляющих производимую им продукцию. Кроме выпуска автомобилей, фирма «Дукс» специализировалась также и на постройке автодрезин, среди которых особенно выделяется дрезина-омнибус, которая имела четырехцилиндровый двигатель в 24 л.с., водяное охлаждение с радиатором новейшей системы и вентилятором. Коробка передач имела четыре скорости. Передача движения на оба задних колеса осуществлялась цепями. Такие автодрезины работали на Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороге.

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

Коммерческая деятельность фирмы протекала весьма успешно. Она располагала собственными магазинами в Москве и Санкт- Петербурге. Главным рынком сбыта автомобилей «Дукс» был Санкт- Петербург, где акционерное общество составило себе видное положение и имело роскошный магазин со специальным автомобильным залом. Доход фирмы «Дукс» в 1904 г. составил 457 350 руб., в том числе от продажи велосипедов — 213 190 руб., дрезин — 14 000 руб. и автомобилей — 176 900 руб. Годовая прибыль составила 92 350 руб.
Акционерное общество хорошо поставило рекламную деятельность, что позволяло успешно сбывать продукцию.

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

В условиях конкуренции автомобильная фирма должна была стремиться к повышению качества выпускаемых автомобилей и снижению цен на них.
Следовательно, подлинная реклама того времени может служить для нас одним из документов, отражающих деятельность предприятия. Рекламы фирмы «Дукс» дают ряд интересных сведений. По ним можно установить местонахождение завода (Москва, Ямская слободка), в них дан перечень выпускаемой продукции, изображен герб общества и т. д. На одном из фирменных объявлений указано, что Русский автомобильный завод «Дукс» может по желанию заказчика выполнить форму экипажа, его отделку и окраску. На объявлении 1911 г. видно, что акционерное общество Ю.А. Меллера освоило выпуск моторных саней, дирижаблей и аэропланов.
Реклама отражала достижения автомобилей фирмы в различных соревнованиях. Как особое достоинство своих машин «Дукс» отмечает их приспособленность к российским дорогам. Имеется реклама пассажирских автомобилей, а также моторных лодок. Говоря об акционерном обществе «Дукс», нельзя не остановиться на далеко не ординарной личности его руководителя, деятельность которого обеспечила процветание фирмы. Оценивая его роль, пресса того времени писала:

Своей известностью в России и приобретением деятельных агентов в провинции фирма всецело обязана своему основателю и директору Ю.А. Меллеру, которого теперь знает буквально вся спортивная Россия. Ю. Меллер является вместе с тем опытным автомобилистом, неоднократно совершавшим поездки на автомобиле по России. На паровом автомобиле «Дукс» он проехал весь Кавказ и Крым, преодолевая всевозможные препятствия, среди которых его поездка на вершину Ай-Петри в Крыму далеко не самая трудная.

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

На заводе «Дукс» высоким уровнем отличалась организация труда рабочих и служащих как в отношении разумного порядка использования и продолжительности рабочего времени, так и его оплаты. Когда в декабре 1905 г. в Москве вспыхнули крупные беспорядки, рабочие «Дукса» даже не бастовали.

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

Юлий Александрович принадлежал к числу высококвалифицированных гонщиков. Ему были послушны не только паровые, но и бензиновые машины. Как спортсмен он снискал славу на гонках автомобильных саней, регулярно проводившихся в России, причем всегда стартовал только на машинах своего завода. Сани Меллера приводились в движение пропеллером и были самой современной конструкцией такого типа в России. На испытаниях автомобильных саней «Дукс» присутствовал император и дал им весьма одобрительную оценку. Напомним о том, что идея создания самоходных саней и санных автопоездов принадлежит выдающемуся русскому инженеру Василию Петровичу Гурьеву. В 1911 г., т.е. в год их создания, автомобильные сани были не только пущены в серийное производство, но и поступили в продажу в специализированные магазины акционерного общества «Дукс».

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

В 1909 г. неутомимый новатор Ю.А. Меллер совместно с известным велоспортсменом, автомобилистом и авиатором С.И. Уточкиным запустил в производство аэропланы.
Это был первый в России опыт подобного рода, положивший начало отечественной авиационной промышленности.
Ю.А. Меллер был одним из ведущих общественных деятелей российского автомобилизма и, являясь активным членом Первого Московского автомобильного клуба и Российского автомобильного общества, оказал большое влияние на развитие автотранспорта и авиастроения.

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии


В советский период на заводе «Дукс» производили самолёты МиГ.

Рубец А.Д. История автомобильного транспорта в России

Источник

История паровых автомобилей в России.Часть I

Всем привет, с вами канал PRO Технику! Сегодня я подробно рассмотрю историю парового автомобилестроения в Российской империи! Приятного просмотра!

Первые идеи создания «самодвижущегося экипажа», не использующего тягловую силу лошадей и быков, возникли в далёком XVIII веке. Они быстро распространились по всему миру, взбудоражив сердца и умы сотен людей.

На бескрайних просторах Российской империи тоже нашлись люди, которые всерьёз заинтересовались этой темой. Нельзя точно сказать, кто из русских умельцев первым изобрёл прототип самодвижущегося экипажа, ведь с тех пор прошло очень много времени. Нам лишь известно, что в 1752 году в Санкт-Петербурге крестьянин механик-самоучка Леонтий Лукьянович Шамшуренков собрал и продемонстрировал перед широкой публикой «самобеглую коляску», которая очень понравилась императрице Елизавете Петровне. Самобеглая коляска Шамшуренкова управлялась двумя водителями, которые должны были вращать ворот, запускающий привод и приводящий в действие колёса. Коляска могла одновременно увезти двоих пассажиров, которые размещались в отдельно отгороженном отсеке. Экипаж двигался со скоростью 15 км/ч. К сожалению, гениальное устройство отдали придворным для развлечений.

В 1791 году знаменитый мастер-самоучка Иван Петрович Кулибин разработал собственный самодвижущийся экипаж. Это изобретение получило название «Самокатка Кулибина». Двигалась она посредством попеременного нажатия на педали человеком. В экипаж помещалось двое пассажиров, которые без труда могли комфортно разместиться в мягких креслах.

В «Самокатке Кулибина» использовались детали и узлы, присутствующие на современных автомобилях: коробка передач, сцепление, маховик, тормоза и подшипники качения. Человек, нажимающий на педали, мог отдыхать на ходу, ведь благодаря маховику и сцеплению, экипаж некоторое время мог ехать по инерции. Самодвижущаяся коляска могла разгоняться до 16 км/ч. Несмотря на такую высокую по тем временам скорость, коляска двигалась довольно плавно.

Изобретение парового двигателя.

В XIX веке с изобретением паровой машины возникли новые идеи четырёхколёсного транспорта для перевозки людей и грузов. И снова русские изобретатели не остались в стороне, поддержав новое направление своими разработками.

Так, в сентябре 1830 года был разработан проект первого российского парового автомобиля. Изобретателем этого транспортного средства стал талантливый столичный лафетных дел мастер Казимир Янкевич.

Сам конструктор планировал, что его изобретение поможет наладить регулярные пассажирские и грузовые перевозки между крупными городами империи.

На тот момент это являлось первостепенной задачей, в следствие ускоренного развития предпринимательства и усиления торговых и экономических связей между регионами огромной страны.

В 1863 году русский изобретатель Авксентий Врадий разработал паровой самоход повышенной проходимости, получивший название «Паровоз для езды по обыкновенным дорогам». Этот агрегат имел все четыре ведущих колеса и его можно назвать прототипом современных полноприводных автомобилей. Однако было ли налажено производство таких самоходов, к сожалению, неизвестно.

В 1873 году на Мальцевском заводе в Калужской губернии специалисты завода изучили конструкцию английского колёсного тягача фирмы «Эвелин-Портер» и создали свою более усовершенствованную модель машины. Мощность двигателя этого «русского англичанина» составляла 10 л.с., и приспособлен он был для топки дровами, а не углём. Всего было построено семь таких машин, которые были способны везти до десяти платформ с грузом 16 тонн. Скорость гружёного тягача составляла 6 км/ч, а пустого — 8 км/ч.

Переход на новые лошадки.

Изобретение паровой машины изменило ход истории человечества, открыв всему миру новые возможности. Отныне залог успеха и процветания государства зависел от того насколько современной и технически оснащённой являлась его промышленность. Процесс индустриализации в западноевропейских странах и США с каждым днём всё более набирал обороты. Значение паровой машины в это время невозможно переоценить. Паровой двигатель упростил производство товаров, добычу и переработку сырья, выработку электроэнергии. Паровой двигатель с лёгкостью мог бы стать двигателем и транспортного прогресса. К большому сожалению этого не произошло, ввиду того, что правящие круги, знать, сановники, предприниматели и банкиры XIX века не видели дальнейших перспектив развития паровых автомобилей, считая разработки Кюньо, Кулибина, Тревитика и многих других изобретателей бессмысленным, да к тому же ещё и весьма затратным занятием, ведь собрать даже один экземпляр стоило немалых денег. А про создание отдельной автоиндустрии вообще можно и не говорить. Богачи не хотели вкладывать деньги в развитие автомобилестроения − уж слишком размытым им казался конечный итог. Поэтому автомобили на паровой тяге собирались «в домашних условиях», на деньги самих конструкторов, нередко, на последние деньги. Общество не поддержало прогрессивные идеи своих талантливых современников, которые зачастую умирали в нищете, позабытые всеми.

Помимо всего прочего у паровых автомобилей появился сильный конкурент в лице бензиновых. Тяжелые и громоздкие паровые установки не давали возможности построить простую и компактную машину. Необходимо было создать мощный, быстроходный и легкий двигатель. Таким источником мощности стал двигатель внутреннего сгорания, или ДВС.

Источник

Паровые автомобили — что и как это было

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россииСтатья о паровых автомобилях: история создания, интересные модели и их описание, характеристики, фото. В конце статьи — видео про парковой трайк. Статья о паровых автомобилях: история создания, интересные модели и их описание, характеристики, фото. В конце статьи — видео про парковой трайк.

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

Эра бензиновых автомобилей, таких привычных и надежных, еще длится. Но автоконцерны с мировыми именами уже начинают производить экономичные и экологичные электромобили, которые рано или поздно вытеснят с рынка машины с ДВС.

Однако человечество за свою историю знало и иные источники энергии — например, паровые двигатели, которые применялись в некоторых типах машин.

Пар как двигатель прогресса

Вехи создания паровых машин:

Перемещаться паровая телега могла лишь километр, после чего требовалась «дозаправка» кипящей водой. Зато перевозить на этот километр она могла до двух тонн груза.

Идея командованию понравилась, конструктору дали «добро» и 20 000 франков на доработку идеи. В итоге телега научилась двигаться со скоростью 7 км/ч довольно долго за счет установленной топки под котлом. Этой скорости хватило, чтобы паровая телега совершила первое ДТП, протаранив стену дома из-за поймавшего «клина» колеса. Французская «бабушка» парового автомобиля нынче хранится в музее.

Первые паромобили

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

В самом начале 1906 года водитель Фред Мариотт, управляя паромобилем, построенном на производстве, принадлежащем «Братьям Стенлей» и пророчески названом «Ракета», впервые в истории сумел разогнаться до 205 км/ч.

Это звучало триумфально! Ведь машина, движимая паром, обгоняла все транспортные средства, включая самолеты. Зафиксировав очередной скоростной рекорд в 240 км/ч гонщик разбился насмерть.

Уже начало ХХ века ознаменовано было тем, что на дорогах уверенно ездили паровые автомобили, преимущественно грузовые. Они от первых автомобилей на бензине отличались рядом факторов:

Паровые машины отличались малым скоростным режимом (не более 50 км/ч) — им надо было постоянно иметь в запасе большой объем воды, а отработанный пар постоянно уходил в атмосферу. Паровые автомобили широко использовались в Европе до начала 1940-х годов, а в Бразилии их выпуск велся серийно даже спустя десятилетие.

У паровичков были существенные минусы:

«Спиртомобиль»

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

Инженерам казалось, что двигатель внутреннего сгорания непригоден для транспорта. Он глохнет, если его притормозить, и его нельзя запустить после размыкания трансмиссии.

Двигатель внутреннего сгорания также не способен был развить тягу в различном скоростном диапазоне, он не запускался без «костыля» в виде трансмиссии.

Машина, запускаемая паром, казалось, сама мимикрирует под любое изменение дорожной ситуации. Растущее сопротивление приводило к тому, что двигатель замедлял вращение, увеличивая параллельно крутящий момент. Когда сопротивление уменьшалось, вращение – увеличивалось. Поэтому создатели паромобилей всячески боролись за создание компактного парогенератора, способного двигать машину без участия дополнительных приспособлений в виде сцепления и коробки передач.

Люди выяснили, что сгорающее топливо в цилиндре ДВС выбрасывает в атмосферу много токсичного вещества. Небольшой автомобиль с бензиновым двигателем способен в течение часа работы выработать столько вредных субстанций, что если бы небольшое пространство вокруг него было бы замкнуто, это привело бы к смерти находящихся рядом людей.

Парогенераторная горелка менее токсична на выходе — топливо сгорает при неизменяемых показателях, способствуя полноценному завершению реакций.

Важный фактор экономичности машины заключается в количестве потребляемого топлива. Так, американская «звезда» на паровой тяге «Добль-Беслер», собранная в середине 1920-х годов, имела массу в 2 с хвостиком тонны. При этом расход топлива составлял 18 литров на сотню километров. Для своего времени это был очень хороший показатель — более того, он оставался эталонным почти сорок лет.

Парогенераторная горелка перерабатывала жидкость в любом виде. Паромобиль продолжал движение на керосине и спирте, работал на бензине, мазуте, даже на растительном масле. И это было вовсе не попыткой удешевить процесс заправки — просто машины типа «Добль» были всеядны, но доступны лишь миллионерам.

От самогонного аппарата – к четырехколесному агрегату

Парогенератор являлся самым главным элементом машины на пару. Разработку удалось воплотить детройтским инженерам, братьями Добль. Они последовательно соединили десять плоских змеевиков, помещенных в корпус из стали, охлаждаемый водой.

Прохладная жидкость накачивалась в расположенные вокруг выдерживающего высокие температуры корпуса охлаждающие трубы, где происходил ее подогрев. Это сводило к минимуму теплопотерю. После чего жидкость наполняла змеевики, чтобы, закипев, стать паром с температурой 4,5 тысячи градусов по Цельсию и давлением в 120 атмосфер.

Братья Добль стремились к увеличению температуры, а также давления, что в совокупности повышало КПД. Инженерам удалось сделать парогенератор довольно легким и незатратным.

Сдвоенные цилиндры перерабатывали пар. Сначала он нагнетался в верхушку меньшего диаметра, где, расширившись, вырабатывал энергию. Затем он «переходил» в больший цилиндр, в его нижнюю часть, осуществляя дополнительную работу.

Два этапа расширения оказывались крайне полезными, когда машина ездила по улицам. Во время начала движения и при разгоне поступали значительные объемы пара, но, когда необходимости в максимальной энергоотдаче не было, они расширялись единожды.

Отработавшие пары передавали охлажденной жидкости, стремящейся в парогенератор, тепло. В жидкое состояние пар возвращался лишь в конденсаторе. Влага в парогенератор поступала порционно, ровно столько, чтобы паровая машина могла сделать один-два движения поршня. Поэтому по факту парогенератор вмещал в себя небольшое количество воды, что делало его безопасным для взрыва.

Если трубка рвалась, пар попадал в топку, отключая горелку. И даже такой случай произошел всего единожды, когда машина вдруг перестала заводиться после двух сотен километров пробега. Ремонт и замена вышедшего из строя змеевика заняли ровно один час.

«Добль» миллионеров

Незадолго до развязывания Германией войны в Европе на нынешнем ЗИЛе, носившем тогда название Московского автозавода имени Сталина, решили выпускать эксклюзивную модель автомобиля.

Кузов красавца украшало красное дерево. Он стоял на хромоникелевых стальных шасси, произведенных фирмой «Паккард». За образец советские конструкторы взяли паромобиль «Добль», собранный в 1924 году американской компанией «Беслер».

Управлять скоростью можно было при помощи педали, подающей пар. Время от времени требовалось лишь сменять фазу прекращения впуска в цилиндр пара. После включения зажигания автомобилю требовалось 45 секунд, чтобы начать движение. Еще пара минут, и машину можно было ускорить до 150 км/ч.

Паромобиль двигался ровно и тихо. Он пришелся ко двору советской элиты, его испытания продолжились уже после заключения мира с Германией. Один из принимающих участие в разработке советской версии «Добля», А.Н.Малинин, отвечал за испытания образца.

Для определенных тестов используются в автопромышленности стенды для испытаний с беговыми барабанами. Автомобиль загоняется на стенд так, чтобы ведущие колеса оказывались строго на барабанах. В итоге они крутятся, заставляя вертеться колеса и имитируя езду по дороге. При этом машина стоит с работающим двигателем.

Когда инженер-испытатель Малинин и огромный авторитет в теоретической автомобилестроительной области профессор Чудаков сели в машину, последний нажал кнопки и затих. Минут через пять Малинин не выдержал: «Не пора ли заводиться?». На что профессор ответил: «Мы уже давно едем, на спидометре 20 километров». Скорость была вполне приличная, но, чтобы ухо уловило хоть какой-то звук работы парогенератора, надо было вплотную прижиматься в выхлопной трубе.

Семидесяти литров воды с избытком хватало на полтысячи километров пробега, а проблемы, требующие выпуска пара, случались крайне редко. Поэтому в автомобиле, в котором все детали были четко и точно подогнаны друг к другу, ничего не шумело.

Участь паровых машин

Первые паровые автомобили в россии. Смотреть фото Первые паровые автомобили в россии. Смотреть картинку Первые паровые автомобили в россии. Картинка про Первые паровые автомобили в россии. Фото Первые паровые автомобили в россии

Если паромобили были столь удобны и хороши, почему же именно автомобили с ДВС сумели занять нишу в автомобильной среде?

Дело в том, что двигатель на пару имел весьма сложную автоматику и множество всяческих дополняющих друг друга агрегатов. При этом его изготовление выходило дороже, а КПД он выдавал меньший.

Еще одним минусом стал его большой размер, в частности – бак с запасом воды. Про экологичность тогда еще никто не задумывался, в итоге паровая машина оказалась постепенно вытеснена с рынка более дешевыми автомобилями с ДВС.

День сегодняшний

Вытесненные с рынка, паромобили нет-нет да и будоражат умы инженеров. В 2009 году на треке болид на пару Inspiration, хищный и обтекаемый, сумел установить новый рекорд машин на паровой тяге – 225 км/ч.

Мощность болида составляла 360 л.с., а движение запускалось двумя турбинами с давлением в 40 бар, которые нагнетали 12 современных бойлеров.

Остается открытым вопрос – на чем бы мы колесили сегодня, озаботься человечество проблемой сохранения окружающей среды на полсотни лет раньше?

Видео про парковой трайк:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *