Расходы нотариуса как отражаются

Расходы на услуги нотариуса и их учет

Услуги нотариального характера предприятия могут получать от государственных или частных специалистов. Регламентация действий этих специалистов осуществляется через «Основы законодательства РФ о нотариате» (документ утвержден 11.02.1993 г. под №4462-1). За проведенные операции государственными нотариусами взимается госпошлина, а частные получают оплату по специальному тарифу. Отражение в учете таких платежей имеет ряд особенностей.

Вопрос: Вправе ли нотариус требовать оплаты в обязательном порядке услуг правового и технического характера при совершении нотариального действия?
Посмотреть ответ

Отражение расходов предприятия на нотариальные услуги в учете

За обязательные процедуры нотариального обслуживания предприятие должно заплатить государственную пошлину (специалисту, работающему в государственной структуре) или тарифную плату частному нотариусу (ее размер будет идентичен госпошлине).

Для необязательной группы услуг предусмотрены тарифные платежи. В налоговом учете перечисления в пользу нотариусов принимаются в сумме законодательно установленных тарифов, все оплаченные средства сверх нормы не учитываются в расчете налога на прибыль.

КСТАТИ! Стоимость услуг государственного нотариуса погашается в бюджет, а оплата счета частного нотариуса производится путем перевода денег на его расчетный счет.

Первичная документация для отражения нотариальных услуг в учете

Факт получения нотариусом денег от клиента должен подтверждаться первичной документацией. Унифицированных форм законодательством не предусмотрено. Платежные бланки заверяются подписью нотариуса и печатью. В тексте документа должны содержаться формулировки о назначении платежа, точно характеризующие суть оказанной услуги.

ВАЖНО! Чтобы предприятие могло принять в учете затраты на нотариальное обслуживание, оно должно получить от нотариуса подтверждающую документацию, в которой будут присутствовать все обязательные реквизиты (набор неотъемлемых элементов первички приведен в ст. 9 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ).

Понесенные расходы на погашение задолженности перед нотариусами организации могут подтвердить при помощи выписки из реестра регистрации нотариальных действий. Этот реестр составляется по унифицированному шаблону и должен вестись всеми нотариусами без исключения. Чтобы получить выписку из него, необходимо составить письменное обращение к нотариусу. Основанием для признания расходов может стать акт, в котором будут указаны примененные тарифы и расценки за осуществленные нотариальные действия.

Вопрос: Как отразить в учете организации затраты, связанные с оплатой нотариальных услуг, если их оплата произведена через подотчетное лицо? Частным нотариусом выполнены нотариальные действия (удостоверение сделки и свидетельствование копий документов), а также оказаны услуги правового и технического характера (консультационные услуги, составление проекта договора, изготовление копий документов).
Посмотреть ответ

Подтвердить факт платного оказания услуг можно при помощи:

При оформлении справки-расшифровки обязательно надо выполнять такие условия:

Правила признания расходов, связанных с нотариальным обслуживанием

При отражении в учете затрат в форме платежей нотариусам их сумма может быть разбита на две части:

По правилам налогового учета в нотариальных затратах, уменьшающих налогооблагаемую базу, можно учитывать только расходы в сумме действующего нотариального тарифа. Осуществляется это при условии, что полученные услуги были необходимыми, их результатом стало оформление документов, без которых невозможно дальнейшее осуществление деятельности компании, направленной на извлечение прибыли.

Если организация обращалась к нотариусу за юридической помощью, консультационным обслуживанием или информационной поддержкой, то такие услуги не могут быть причислены к нотариальным. Этот тип затрат отражается компанией в составе прочих расходов, которые непосредственно связаны с производством и реализацией (Письмо от 26.08.2013 г. №03-03-06/2/34843, составленное Минфином).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Затраты, которые были осуществлены в связи с регистрацией юридического лица или в результате иных операций до момента официального создания предприятия, не могут быть отнесены на счет компании (правило касается и бухгалтерского, и налогового учета).

Суммы превышения нотариального тарифа не могут быть признаны в налоговом учете, если:

Чтобы учесть весь объем понесенных затрат по счетам нотариуса, в справке-расшифровке необходимо выделить сверхтарифные платежи. Их включить в расчет при выведении базы по налогу на прибыль можно, если причислить к одной из расходных групп:

ЗАПОМНИТЕ! В налоговом учете затраты на нотариальные услуги должны быть признаны на момент их начисления или с привязкой ко дню утверждения авансового отчета (если оплата производилась через подотчетное лицо).

В ситуациях, когда услуги нотариуса были необходимы предприятию для реализации сделки по приобретению основных средств, сумма оплаченного счета за нотариальные действия должна быть отнесена на итоговую стоимость покупаемого актива.

Счет и типовые проводки

Отражение оплат в пользу нотариальных контор в бухгалтерском учете может быть осуществлено двумя способами:

Выбор одного из вариантов зависит от цели обращения к нотариусу и величины примененного тарифа. Если размер платежа соответствует законодательно установленной госпошлине, то начисление обязательства перед нотариусом будет показано на 68 счете.

К СВЕДЕНИЮ! При использовании 68 счета для отражения расчетов с нотариусом необходимо открывать отдельный субсчет для учета государственных пошлин.

Счет 68 можно применять только в отношении средств, перечисляемых в бюджет, если получателем является другое юридическое лицо или самозанятое лицо, то в учете должен использоваться 76 счет. Дебетовые обороты по субсчетам 68 счета отражают факт перечисления средств.

Нотариальный тариф относится на 76 счет. В корреспонденции с ним могут вступать 26 счет, 44 или 91. Нормативное регулирование бухгалтерских операций в этой сфере осуществляется через ПБУ 10/99. Для отражения расчетов с нотариальными конторами надо обеспечить обособленное ведение учета по каждой из них.

При учете нотариальных услуг компания может использовать такие типовые записи:

При наличной форме расчетов и проведении операции через подотчетное лицо корреспонденции составляются между Д71 и К50 в момент выдачи денег сотруднику и Д44 и К71 при отражении фактических затрат в учетных данных. Выдача наличности сотруднику в этой ситуации будет оформляться при помощи РКО.

Для подтверждения факта оплаты нотариальных действий подотчетное лицо составляет авансовый отчет. Основанием для признания затрат в учете будет бланк, выданный нотариусом с перечислением совершенных им действий для предприятия-заказчика. Если подотчетное лицо потратило не все выданные ему средства, остаток должен быть возвращен в кассу. Эта операция фиксируется в учете через дебетование 50 счета и кредитование 71 и оформление ПКО.

Источник

Услуги нотариуса в бухгалтерском и налоговом учете

Расходы нотариуса как отражаются. Смотреть фото Расходы нотариуса как отражаются. Смотреть картинку Расходы нотариуса как отражаются. Картинка про Расходы нотариуса как отражаются. Фото Расходы нотариуса как отражаютсяРасходы нотариуса как отражаются. Смотреть фото Расходы нотариуса как отражаются. Смотреть картинку Расходы нотариуса как отражаются. Картинка про Расходы нотариуса как отражаются. Фото Расходы нотариуса как отражаютсяРасходы нотариуса как отражаются. Смотреть фото Расходы нотариуса как отражаются. Смотреть картинку Расходы нотариуса как отражаются. Картинка про Расходы нотариуса как отражаются. Фото Расходы нотариуса как отражаютсяРасходы нотариуса как отражаются. Смотреть фото Расходы нотариуса как отражаются. Смотреть картинку Расходы нотариуса как отражаются. Картинка про Расходы нотариуса как отражаются. Фото Расходы нотариуса как отражаются

Во время налоговой проверки инспекторы обращают пристальное внимание на учет услуг, которыми пользовалось предприятие. Это связано с тем, что работа сторонних специалистов – уязвимое звено с точки зрения финансовой и налоговой отчетности, в отношении таких операций можно без особых трудностей доказать несоответствие законодательным требованиям. Поэтому налогоплательщик обязан обосновать экономическую целесообразность расходов и подтвердить их документально. Кроме того, инспекторы при проверке обращают внимание на связь с деятельностью и получением дохода. Так что, критически важно грамотно оформлять расходы на услуги нотариуса в бухгалтерском и налоговом учете.

Любая коммерческая и некоммерческая организация, которая ведет хозяйственную деятельность, хотя бы время от времени обращается за нотариальными услугами. Поэтому грамотный бухгалтерский учет услуг нотариуса необходим всем предприятиям независимо от формы собственности, наличия и количества наемных работников.

За правовую поддержку специалисты взимают плату, а если они работают в государственной структуре, от организации может потребоваться и уплата пошлины, ставки которой закреплены в Налоговом кодексе. Если же компания или частное лицо обращаются в нотариальную контору, они оплачивают нотариальный тариф – стоимость работы специалиста. Как правило, она идентична пошлине. Документы, оформленные государственным и частным нотариусом, обладают одинаковой юридической силой.

Расходы на нотариальные консультации и работы подлежат учету, как и все остальные траты. Однако они учитываются только в пределах тарифов, утвержденных налоговым законодательством. Поэтому бухгалтерский учет услуг нотариуса осуществляется в зависимости от целей расходов и того, взимается ли при этом пошлина или нотариальный тариф.

В бухгалтерском учете услуг нотариуса затраты компании на оплату нотариальных действий могут рассматриваться как расходы по обычным видам деятельности. Однако для этого помощь юриста должна быть необходима в повседневной работе фирмы. Такие траты можно рассматривать как управленческие, и тогда их проводят на счет «Общехозяйственные расходы». Если же работа предприятия связана с торговлей, и расходы необходимы для продажи продукции, их признают коммерческими. В таком случае затраты на юридическую поддержку проходят через счет «Расходы на продажу».

Для грамотного оформления налоговых бумаг оплату правовых услуг учитывают вместе с другими расходами, которые нужны для производства и реализация товаров. Важно, чтобы затраты были приняты в рамках утвержденных НК тарифов. Расходы на оплату работы государственного или частного юриста сверх утвержденных тарифов не принимают во внимание, определяя налоговую базу.

Для налоговых исчислений ориентируются также на статью 252 НК РФ. Согласно ей, расходами признают только обоснованные и документально подтвержденные затраты. Поэтому факт уплаты юристу денег должен подтверждаться документом, который заверяют подписью нотариуса и его печатью. Этот документ необходим и для бухгалтерского учета услуг нотариуса. Как правило, в качестве документального подтверждения используют квитанцию. Однако к ней предъявляют целый ряд требований:

Вместо квитанции можно использовать другой документ, но он также должен соответствовать особому виду, в том числе текст должен включать информацию о назначении платежа, на основании которой можно будет сделать вывод о сути оказанной услуги, а также другие предусмотренные законом реквизиты. Расходы на профессиональную помощь юристов организация может подтвердить и другим путем: предоставив выписку из реестра регистрации нотариальных действий. Его ведут все без исключения нотариусы, однако, чтобы получить выписку, нужно подать письменное обращение.

Чтобы у контролирующих органов не возникло претензий во время проверки, для налогового учета также можно использовать выданные нотариусом документы, подтверждающий факт оплаты. Он служит доказательством расходов только в том случае, если нотариальная помощь была предоставлена не лично сотруднику, а именно предприятию. Обращение к юристу также должно было преследовать цели финансово-хозяйственной деятельности компании. Таким образом, сотрудник, который обращается к юристу, должен действовать от лица компании на основании выданной доверенности. Обратите внимание, что, если работник фирмы действует без доверенности, при налоговом учете его рассматривают как частное лицо.

Как списать расходы, которые превышают нормы

Фактическая стоимость работы нотариальных специалистов часто превышает установленные законом тарифы. Как оформить расходы в таком случае? Зачастую их можно провести в качестве трат на других основаниях. Иногда можно воспользоваться тем, что нотариальные конторы предоставляют широкий спектр работ, включая юридические, консультационные, информационные. Согласно требованиям НК, их список должен быть открытым. Таким образом, компания может провести выплаты юристам в качестве затрат на производство и реализацию.

Также обращаем внимание, что тарифы установлены не на все виды работ, которые проводят нотариальные конторы. Поэтому специалист вправе самостоятельно определить их цену, так что по документам их можно провести без лишних хлопот.

При учете правовой поддержки важно помнить об ограничениях, которые накладывает НК РФ, а именно: к расходам можно отнести только те нотариальные тарифы, которые взимаются за оформление документации, необходимой для ведения деятельности предприятия. Расходы на юридическую помощь, которые были до официальной регистрации фирмы, в налоговой документации не учитываются, поскольку во время их осуществления предприятия еще не существовало.

Таким образом, во избежание проблем, связанных с нарушением налогового законодательства Российской Федерации, организациям следует вести бухгалтерский и налоговый учет услуг нотариуса, причем расходы на юридическую поддержку должны быть документально подтверждены и обоснованы. Обоснованность нотариальных услуг заключается в их экономической целесообразности.

Компания VALEN предлагает юридическую помощь коммерческим и некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям и частным лицам. Мы занимаемся вопросами налогового и бухучета, консультируем бизнес. Наша компания работает с отечественными предприятиями и зарубежными фирмами, которые ведут дела в России. Мы предоставляем нотариальную и адвокатскую поддержку, а также осуществляем представительство клиентов в суде. Возьмем на себя и официальное оформление предоставленных работ. Но даже при таких обстоятельствах важно сразу договориться с юристом, чтобы он разделил сумму оплаты на две составляющие: собственно нотариальные услуги и все остальные виды работ.

Чтобы проконсультироваться со специалистами и заказать юридическую помощь, набирайте наш номер: +7 (495) 7-888-096! Вы также можете назначить специалистам встречу в нашем офисе в Москве.

Источник

Бухгалтерский учет в нотариате

Любой нотариус, государственный и частный, осуществляет деятельность в соответствии с действующим законодательством о нотариате. Что касается бухгалтерского, налогового учета в нотариальной конторе, здесь работают общие правила и нормативные требования.

Нотариус несет в ходе осуществления деятельности разные расходы. Их учет, как и учет доходов, в нотариате достаточно специфичен. Это обусловлено форматом профессиональной деятельности специалистов нотариальных контор.

Плата за услуги

Нотариальные услуги заказчиками оплачиваются по установленным тарифам. Если речь идет о государственном нотариусе, оплата услуг равна госпошлине. Средства перечисляются в бюджет.

Тарификация частных нотариальных услуг может быть разной. Клиент оплачивает госпошлину (если таковая предусмотрена) и услугу отдельно. В первом случае средства поступают в бюджет, во втором перечисляются на расчетный счет нотариуса. Поступления на расчетный счет учитываются при расчете НДФЛ.

Бухгалтерская первичка нотариуса

Получение любых денег от клиентов должно подтверждаться соответствующей первичной документацией. Унифицированные формы действующим законодательством не предусмотрены. Чаще всего в нотариальных конторах используются для выдачи клиентам платежные бланки. Первичка заверяется подписью, печатью нотариуса.

Существуют определенные требования к содержанию документов. Платежный бланк без назначения платежа, точно характеризующего оказанную услугу, подтверждающим документом не признается. Также первичка должна содержать другие обязательные элементы, согласно ФЗ №402 (06.12.2011).

В подтверждение расходов к учету у нотариуса принимаются типовые документы (договоры на оказание услуг, квитанции, чеки и другое). Требования к первичной документации установлены действующим законодательством.

Налогообложение и расчет налогов

По закону частные нотариусы не могут применять предусмотренные для предпринимателей режимы налогообложения. Императивный запрет установлен НК РФ (ст. 346.12). Налогообложение нотариусов предусматривает расчет и уплату НДФЛ, а также страховых взносов (в ряде случаев – НДС). Отдельно следует отметить специфику расчета и уплаты НДС. Этот налог платится только со стоимости услуг (без учета госпошлины).

НДФЛ частный нотариус может уменьшить на сумму налоговых вычетов. Особое значение в данном случае имеет профессиональный налоговый вычет. Для его получения нотариус должен подтвердить фактически понесенные расходы, связанные с его профессиональной деятельностью и получением доходов. Состав расходов налогоплательщик вправе определять самостоятельно в рамках порядка, установленного НК РФ (гл. 25).

Нередко с получением профессионального налогового вычета возникают проблемы. Так, например, учитывать в составе расходов для профвычета нельзя суммы, потраченные на реконструкцию помещения для открытия нотариальной конторы, если это помещение было переведено из жилого в нежилой фонд после реконструкции. Также не учитываются суммы, потраченные на благоустройство территории. Такие расходы не признаются напрямую связанными с профессиональной деятельностью нотариуса. Что касается расходов на связь (телефонию, интернет), они учитываются для получения налогового вычета в полном объеме. Подтверждающими документами служат договоры на услуги связи и платежные поручения или квитанции.

Учесть в составе расходов на получение профессионального вычета нотариус может и другие расходы. Прежде всего, это расходы на пользование помещением (коммунальные платежи, арендная плата и т.п.). Также учитываются расходы на изготовление штампов, печатей, получение нотариальных бланков, служебное страхование, использование государственных реестров (оплату информационных услуг), оплату труда персонала, приобретение профильной периодики (рекомендованной Минюстом), использование законодательной базы, повышение квалификации.

Полноценный бухгалтерский учет (как на ОСНО) частный нотариус может не вести. Он не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, не может зарегистрироваться в статусе ИП. Учитывать нотариус должен только доходы, расходы и профессиональные вычеты, связанные с его деятельностью. Для этого достаточно книги учета доходов, расходов. Что касается отчетности, нотариусы сдают в налоговую форму 3-НДФЛ, 4-НДФЛ. Сроки и порядок их представления в ИФНС установлены действующим законодательством.

Порядок учета доходов, расходов в нотариате установлен Минфином (приказ №86н/БГ-3-04/430, 13.08.2002) и закреплен в НК РФ (ст. 54). Согласно ему, финансово-хозяйственные операции фиксируются в Книге учета. Бухучет ведется кассовым методом. Основанием для отражения операции в учете служит соответствующая первичная документация. Нотариусы обязаны учитывать в целях налогообложения все доходы от профессиональной деятельности, полученные в текущем периоде. Это относится в том числе и к авансам, полученным от клиентов. В Книге учета доходы отражаются в полном объеме (без уменьшения на сумму налоговых вычетов).

Бухгалтерия нотариуса

Учитывая специфику профессиональной деятельности, объемы выполняемых работ, нотариус крайне редко ведет бухучет и налоговый учет самостоятельно. Функция, как правило, передается на внешнее управление. Нотариус может сотрудничать с внештатным бухгалтером и профильным аутсорсером. Последний вариант предпочтительнее, поскольку позволяет получить гарантии качества учета, его систематического ведения, отсутствия ошибок при заполнении Книги учета доходов, расходов, а также отчетных форм.

Формат сотрудничества нотариуса и аутсорсера определяется потребностями заказчика бухгалтерских услуг и его предпочтениями. Чаще всего нотариусы заказывают комплексное обслуживание. Это позволяет сосредоточиться на профессиональной деятельности, не отвлекаясь на налоговое и бухгалтерское администрирование.

Профессиональный бухучет нотариуса на аутсорсинге включает:

ведение Книги учета расходов, доходов (документирование всех финансово-хозяйственных операций, проверку подтверждающей первички, хранение ее в соответствии с нормативными требованиями);

расчет налогооблагаемых доходов по нотариальным реестрам;

расчет зарплаты сотрудникам (администратору, помощникам, техническому персоналу), расчет зарплатных налогов, обязательных взносов;

сдачу налоговых деклараций, отчетности работодателя.

Дополнительно бухгалтерское обслуживание может включать оптимизацию налогообложения.

Аутсорсинг бухгалтерии позволяет нотариусу оптимизировать актуальные расходы. Абонентское обслуживание обходится дешевле содержания квалифицированного штатного сотрудника. И экономия не ограничивается зарплатными налогами и взносами. Внешняя бухгалтерия исключает необходимость поиска персонала, оборудования рабочего места для сотрудника, затраты на профильное программное обеспечение, повышение квалификации и т.п.

Источник

Расходы нотариуса как отражаются

Расходы нотариуса как отражаются. Смотреть фото Расходы нотариуса как отражаются. Смотреть картинку Расходы нотариуса как отражаются. Картинка про Расходы нотариуса как отражаются. Фото Расходы нотариуса как отражаются

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Расходы нотариуса как отражаются. Смотреть фото Расходы нотариуса как отражаются. Смотреть картинку Расходы нотариуса как отражаются. Картинка про Расходы нотариуса как отражаются. Фото Расходы нотариуса как отражаются

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По какой подстатье КОСГУ отражаются расходы по оплате нотариальных услуг? Какими бухгалтерскими проводками они отображаются?

Расходы нотариуса как отражаются. Смотреть фото Расходы нотариуса как отражаются. Смотреть картинку Расходы нотариуса как отражаются. Картинка про Расходы нотариуса как отражаются. Фото Расходы нотариуса как отражаются

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по оплате нотариальных услуг (взимание нотариального тарифа за совершение нотариальных действий), за исключением случаев, когда за совершение нотариальных действий предусмотрено взимание государственной пошлины, отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

К сведению:
Обратите внимание, если речь идет об уплате государственной пошлины, взимаемой в соответствии с положениями статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение нотариальных действий, то такие расходы следует отражать по подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пожидаева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Расходы нотариуса как отражаются. Смотреть фото Расходы нотариуса как отражаются. Смотреть картинку Расходы нотариуса как отражаются. Картинка про Расходы нотариуса как отражаются. Фото Расходы нотариуса как отражаются

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Как правильно отражаются нотариальные расходы в налоговом учете?

Расходы нотариуса как отражаются. Смотреть фото Расходы нотариуса как отражаются. Смотреть картинку Расходы нотариуса как отражаются. Картинка про Расходы нотариуса как отражаются. Фото Расходы нотариуса как отражаются

Особенности налогового учета услуг, оказываемых нотариусами

В зависимости от того, требуется ли нотариальная форма для какого-либо документа, нотариальные действия подразделяют на обязательные и необязательные. По обязательным услугам нотариус из госконторы возьмет с клиента пошлину в размере, указанном в ст. 333.24 НК РФ. Точно за те же самые действия нотариус-частник возьмет тариф в порядке, изложенном в гл. 25.3 НК РФ и ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1.

А вот за действия, для которых законом не установлена обязательная нотариальная форма, нотариус (не важно – частный или государственный) берет тарифы, как того требуют Основы о нотариате.

Как оформить передачу доли ООО с участием нотариуса, узнайте здесь.

В налоговом учете услуги по осуществлению нотариальных действий учитывают исключительно по утвержденным законом тарифам (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы же сверх этих сумм не берутся в расчет налога на прибыль (п. 39 ст. 270 НК РФ).

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте как учесть услуги нотариуса при расчете налога на прибыль. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Необходимые подтверждающие документы

Нотариальной деятельностью вправе заниматься тот гражданин РФ, который получил соответствующую лицензию – такие правила закреплены в ст. 3 Основ о нотариате. Однако компания, обратившаяся за помощью к нотариусу, не обязана прилагать к полученным от него подтверждающим бумагам копию этой лицензии.

Как правило, представитель компании рассчитывается с нотариусом сразу, как только тот заверит нужный документ или же выполнит другую работу согласно своей компетенции. При этом нотариус выдаст клиенту документы, свидетельствующие об оказании услуг и их оплате.

Заметим, что на данный момент какой-либо специальной унифицированной формы первички, выдаваемой нотариусом в подтверждение фактов оказания и оплаты его услуг, так и не утверждено. Обычно в таких случаях выдаются квитанции к приходникам и справки-расшифровки по оказанным услугам. Все они заверяются личной подписью нотариуса (или же его уполномоченного) и печатью.

Но нередко в таких бумагах содержатся только общие фразы: например, «оплачено за свидетельствование верности копий» или «взыскана госпошлина за нотариальные действия». Конечно, таких размытых формулировок будет недостаточно для обоснования расходов, требуемого законом в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Для надлежащего принятия услуг к учету документ, полученный от нотариуса, должен содержать все обязательные реквизиты, поименованные в ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем непременно должны быть перечислены конкретные действия, осуществленные нотариусом, и указаны тарифы, взысканные по каждому из них.

Получая документы в нотариальной конторе, также имейте в виду следующую возможность: в соответствии со ст. 50 Основ о нотариате все нотариальные действия фиксируются в специальном реестре, форма которого утверждена приказом Минюста РФ от 10.04.2002 № 99. Выписка из такого реестра, выданная и заверенная нотариусом, сможет подтвердить расходы клиента.

Ну и, конечно же, можно составить акт в обычном порядке, в котором подробно перечислить все выполненные действия с указанием расценок за них. ​

Как списать нотариальные расходы, превышающие нормы?

Довольно часто возникают ситуации, когда сумма, уплачиваемая нотариусу, превышает законодательные нормы. И что же делать с теми расходами, которые не вписались в законные рамки? Их в ряде случаев можно учесть в расходах по другим основаниям.

Попробуем воспользоваться тем, что помимо непосредственно нотариальных услуг в нотариальных конторах оказываются также и некоторые другие: юридические, информационные, консультационные и т.д., причем их список является открытым (подп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы компании по оказанию нотариусом данных услуг могут быть учтены в прочих расходах по производству и реализации (письмо Минфина РФ от 26 августа 2013 г. N 03-03-06/2/34843).

Например, выполнение нотариусами работы технического характера предусмотрено ст. 23 Основ о нотариате. Для таких услуг госпошлина (или тариф) не предусмотрена — нотариус вправе установить на них расценки по собственному усмотрению. НК РФ также не предусматривает для данных расходов каких-либо ограничений. Следовательно, их можно полностью принять при расчете налога на прибыль в качестве юридических услуг.

Однако поступая так, следует условиться с нотариусом, чтобы тот в своей справке-расшифровке разделил полную сумму на две составляющие: непосредственно за нотариальное удостоверение и за информационные (консультационные, юридические) услуги. Тогда суммы сверх норм возможно будет полностью признать в налоговом учете как, например, затраты на юридическое консультирование.

Дополнительные ограничения по учету нотариальных расходов

Задумываясь о возможности включения нотариальных расходов в состав налоговых затрат, необходимо учитывать еще и требования п. 1 ст. 252 НК РФ, из которых вытекает, что на расходы можно отнести только тот нотариальный тариф, который берется за оформление бумаг, необходимых для деятельности, предусматривающей получение дохода.

В таком случае можно ли отнести на затраты нотариальные услуги, связанные с юридическим оформлением, осуществленные до момента госрегистрации фирмы? Нет, они не могут быть отражены ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете, поскольку во время их осуществления компании еще не существовало. Такие затраты могут быть отнесены к расходам только тех лиц, которые их непосредственно осуществляли.

На какой счет отнести госпошлину

В бухгалтерском учете уплата госпошлины отражается записью Дт 68 Кт 51.

Часто встает вопрос: на какой счет отнести госпошлину? Ответ на него зависит от причин, по которым она уплачивается. Если госпошлина уплачивается в связи с приобретением или созданием имущества, то она отражается на счетах по учету этого имущества.

Если же уплата госпошлины связана с текущей деятельностью организации (например, заверкой договоров, устава, карточек подписей), то начисление госпошлины будут отражаться проводкой Дт 26 (44) Кт 68.

Госпошлина, которая вносится, например, при продаже активов (кроме денежных средств, товаров, продукции), должна быть учтена проводкой Дт 91 КТ 68.

Не менее распространенный вопрос: уплаченная при регистрации предприятия госпошлина на какой счет относится? К сожалению, вновь созданная организация не сможет учесть эти расходы ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете, поскольку они понесены учредителями еще до ее создания.

Как учесть услуги нотариуса в бухучете, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Итоги

Таким образом, превышение нотариальных тарифов в налоговых целях не учитывается:

Однако суммы сверх законных норм, при надлежащем оформлении подтверждающих бумаг и при условии, что они соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, могут быть учтены в составе расходов как, например, юридические услуги и некоторые другие.

Ответ на вопрос, на каком счете бухгалтерского учета учитывается госпошлина, зависит от ее вида и причин, по которым она уплачивается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *