Рассказ служанки как снимали
«Рассказ служанки»: несколько интересных фактов о популярном сериале
В начале месяца было объявлено о том, что нашумевший сериал «Рассказ служанки» будет продлен на 4-й сезон, а буквально за месяц до этого зрители смогли, наконец, увидеть 3-й сезон, выход которого ждали больше года.
Сегодня мы раскроем некоторые тайны этого сериала.
Имя служанки
В книге «Рассказ служанки» имя Джун не упоминается вообще. Маргарет Этвуд с самого начала и до конца называет героиню Фредова. Изначально писательница хотела даже так назвать роман, но позднее вдохновилась «Кентерберийскими рассказами» и решила, что само слово «рассказ», фигурирующее в названии, пойдет на пользу произведению.
Возвращение Фредовой
Возвращение Фредовой в конце второго сезона не было распланировано заранее. Во время съемок первого сезона команда адаптации пришла к выводу, что героиня обязательно должна убежать из Галаада. Но уже во время работы над вторым сезоном стало ясно, что «Рассказ служанки» не может закончиться так просто, поэтому Фредова возвращается, чтобы вершить великие дела, которые повлекут за собой интересные последствия. Но между сценаристами разразилась настоящая война, когда решалось, как именно и зачем героиня должна вернуться в республику Галаад.
Чтобы не затягивать начало третьего сезона и не заставлять зрителей вспоминать, чем же закончился второй, было решено, что действие начнется ровно с того момента, на котором остановилось.
Ранние адаптации книги
2019 год принес поклонникам комикс, продажи которого начались в марте.
Интересные детали в сериале
У каждой служанки, как и у крупного рогатого скота, есть своя бирка на ухе с порядковым номером. На ухе Фредовой значится номер 1985, именно в этом году вышла в свет книга «Рассказ служанки».
Серена Джой была стерильной изначально, хотя многие зрители решили, что она потеряла возможность иметь детей после того, как в нее выстрелили во время ее речи.
Колонии, в которые отправляли на работу непослушных служанок, должны были показывать абсолютно другой мир, поэтому было решено делать декорации в скучных цветах. Когда декораторы разрабатывали концепцию колоний, они обратились к фотографиям самых страшных катастроф 20 века. Элизабет Уильямс, художник-постановщик второго сезона, особенно впечатлилась фотографиями разгромленной Фукусимы и пришла к выводу, что декорации должны быть выполнены в коричневых цветах с добавлением голубого. Добавленные купола должны были создать эффект нахождения служанок на Луне, показывая тем самым, что сами колонии настолько отдалены от цивилизованного мира, что лучше там не оказываться. Декораторы постарались передать цветовыми акцентами нервозность обстановки.
Особенности экранизации
В романе Этвуд всем чернокожим людям надлежало жить в отдельном месте, на Среднем Западе, из их числа не брали служанок. А Мойра, подруга Джул, в книге представлена белой женщиной. Поэтому можно сказать, что сериал совсем не расистский, в отличие от книги.
Ткань, из которой шилась красная мантия служанок, имеет свой особый оттенок и официальное название «Пантон 202», однако художник по костюмам считает, что название «Жизненная кровь» или «Жизненная сила» этому цвету подходит больше.
Планировалось, что изумрудная ткань для костюмов жен будет использоваться до окончания сериала, однако еще в середине съемок первого сезона стало известно, что производитель больше не выпускает это полотно. Тогда пришло решение добавить другие оттенки зеленого, отмечая тем самым характеры персонажей.
Актеры
Аманда Брюгель, сыгравшая экономку Риту, в детстве прочитала роман «Рассказ служанки» и даже сочинила несколько фанфиков на тему этого произведения. интересный факт, что в колледже Аманда писала работу об образе Риты, которую спустя несколько лет она и сыграла.
Маргарет Этвуд не только выступила в качестве продюсера и консультанта, но и сыграла одну из нянь, которая ударила Фредову за непослушание. В последующих сезонах зрители также смогут увидеть Маргарет в нескольких эпизодах.
«Лента.ру»: Как «Рассказ служанки», по-вашему, соотносится с происходящим в нашем мире? Третий сезон развивает эту связь?
Мосс: Самая очевидная связь — в том, как этот сериал вдохновляет людей по всему миру, придавая им сил. Это я слышу о «Рассказе служанки» чаще всего. Вторая самая частая вещь, которую я слышу, — это слишком мрачный сериал, его трудно смотреть. Я от таких слов выхожу из себя, честно говоря: а вы видите, что в мире-то творится сейчас? Если вы не можете выдержать наш сериал, вымышленный, более того, снятый в жанре спекулятивной фантастики, то как вы новости о том, что в мире происходит, смотрите? Меня саму шокирует, насколько «Рассказ служанки» получился злободневным. И этот факт меня вовсе не радует, не подумайте. Тем не менее, по-моему, важно иметь возможность поднести зеркало современному обществу, чтобы люди могли хотя бы задуматься о том, что происходит, пока еще не слишком поздно.
Чего нам ждать от третьего сезона?
Кадр: сериал «Рассказ служанки»
Почему Джун решает остаться в Гилеаде в конце второго сезона?
Ответ довольно очевиден: она не может уехать из-за своей дочери Ханны. Конечно, это решение наверняка расстроило зрителей — все хотят, чтобы Джун спаслась. И ты, конечно, хочешь, чтобы она вместе с Николь уехала в Канаду, воссоединилась с Люком и они жили долго и счастливо. Но это было бы нереалистично. Реальность же в том, что ее дочь застряла в Гилеаде, и если Джун уедет, то никогда больше ее не увидит. Да, она могла бы бороться с ситуацией извне, из Канады, протестами и законами — но в нашей истории есть и другие люди, которые могут этим заниматься и занимаются. Единственный же человек, который может вести сопротивление изнутри, под прикрытием, это Джун. Мы знали, что зрители будут ошарашены финалом прошлого сезона и даже возненавидят нас. И я была тем, кто затянул удавку еще сильнее! Это была моя идея, чтобы Джун проделала весь этот долгий путь до спасительного фургона, практически забраться в него, а затем в последнюю секунду сказать о покидающей Гилеад дочери: «Передайте ей, что ее имя — Николь». И закрыть дверь снаружи. Я хотела сделать зрителям как можно больнее. Мы стремились взбудоражить финалом всю нашу аудиторию. В этом смысл драмы. И хорошего телевидения.
Роль Джун изменила вас как актрису? И повлияла ли она на ваше мировоззрение?
Эта роль, так уж вышло, совпала со временем невероятных перемен в том, как мы все смотрим на мир. Перемены, которые происходят вокруг нас, потихоньку пробуждают нас, открывают нам глаза на несправедливость и зло. Лично мне роль в «Рассказе служанки» помогла лучше понять и себя, и мир вокруг. Лучше понять, что значит быть женщиной, быть американкой, быть человеком.
Вы чувствуете свою ответственность перед аудиторией?
Конечно, и для меня это дар, а не бремя. Нет ничего лучше для человека искусства, чем возможность дарить людям силу, вдохновение, чувство, что их слышат и их истории звучат на весь мир. «Рассказ служанки» не отворачивается от проблем, пронизывающих современный мир. Наша цель — рассказать историю Джун, давая понять, как она олицетворяет многих из нас. Не только женщин, и мужчин тоже — вообще, всех, кто сталкивается с бедой или несправедливостью. Я чувствую ответственность перед теми, кто сейчас не способен быть тем, кем хочет, или не может жить свободно.
Кадр: сериал «Рассказ служанки»
Как Джун изменилась с первого сезона?
Мне она никогда не казалась идеальной, знаете. Я никогда не считала ее образцовой героиней. Она невероятно уязвима, полна недостатков. Она ошибается. Она совершает неправильные поступки. Она чувствует ярость и страх. Она предает. Я старалась сохранить это несовершенство и донести его и до третьего сезона. Думаю, третий сезон в целом доходит до предела в изображении того, как далеко можно зайти, чтобы добиться своей цели. Иногда человек вынужден совершать небольшие проступки ради решения более глобальной, важной задачи — и ровно этот конфликт переживает Джун. Она должна в чем-то переступить себя, чтобы покинуть Гилеад на своих условиях. Мне поэтому было даже интереснее играть ее в этом сезоне по сравнению с предыдущими.
Многих потрясло появление Джун в костюме марфы (каста домработниц в «Рассказе служанок» — прим. «Ленты.ру») в первом трейлере нового сезона.
Не раскрывая сюжет, могу лишь сказать, что Джун теперь куда лучше всех остальных персонажей представляет, как устроен мир вокруг нее и как Гилеад работает изнутри. В новом сезоне фигурирует тайная сеть марф, участвующих в сопротивлении. Как мы знаем, служанки не могут свободно передвигаться — за ними все время следят. Так что мы увидим, как Джун совершает поступки в диапазоне от шокирующих до рискованных и невероятно опасных. Ей уже, в сущности, нечего терять в этот момент сюжета, и поэтому она готова рискнуть многим. Ее появление в костюме марфы — небольшая затравка к предстоящим в сюжете откровениям.
Новый сезон начинается со сцены у мемориала Линкольну. Символизм трудно не заметить.
Да, это был очень особенный момент. Мемориал Линкольну — олицетворение демократии, памятник идеалам, на которых была построена Америка, идеалам, которые сейчас увядают. Поэтому оказаться там в костюме служанки, будучи окруженной другими служанками — в то время, как всего в паре километров действующий президент США принимает спорные решения, — было нереально. Никогда не забуду этот опыт.
Третий сезон «Рассказа служанки» выходит в сервисе Videomore с 6 июня
Кадр: сериал «Рассказ служанки»
Четвертый сезон «Рассказа служанки», прославленного критиками пятнадцатикратного лауреата премии «Эмми», оказался одним из главных хитов полугодия: премьерные эпизоды шоу побили рекорд по просмотрам всех оригинальных сериалов и фильмов стримингового сервиса Hulu. Поклонники антиутопии по мотивам одноименного романа Маргарет Этвуд ждали новую часть довольно долго; выход ее, как и многих других телепроектов, был отложен из-за пандемии коронавируса. Впрочем, может быть, именно продолжительный хиатус стал причиной столь успешного возвращения — за такое время немудрено и позабыть, чем себя «Рассказ служанки» зарекомендовал годы назад, и удивиться его откровениям вновь. «Лента.ру» рассказывает, что не так с четвертым сезоном шоу о борьбе угнетенных женщин с захватившими Соединенные Штаты христианами-фундаменталистами.
Джун Осборн (Элизабет Мосс) впору уже официально приписать статус неубиваемой мученицы — героиня, получившая в финале третьего сезона автоматную пулю в спину в попытке вывести из Галаада десятки детей, не только быстро оправляется от ранения, но сразу же рвется продолжать борьбу с тоталитарно-патриархальным режимом республики. Да и судьба, кажется, сама подбрасывает возможности отомстить угнетателям: то в руки попадается галаадец-насильник (его Джун хладнокровно поручит зарезать малолетней жертве изнасилований Эстер, укрывающей на своей ферме беглянок), то в подпольный бордель неподалеку заявится целая делегация из высоких чинов республики (пьяные офицеры — идеальная мишень). Партизанская деятельность Джун, правда, продлится недолго: героиню вскоре ловят и подвергают жутким пыткам, пытаясь выведать местонахождение сообщниц по сопротивлению.
Как бы ни ругали «Рассказ служанки» за повторение эпизодов сюжета (вполне, впрочем, заслуженно: уже не раз Джун бежала от угнетателей, попадала в их руки и переживала унижения, чтобы потом чудесным образом спастись), новая часть его все же разительно отличается от предыдущих насыщенной динамикой и масштабом событий. Если размеренный третий сезон с почти садистским наслаждением разжевывал подробности жизни женщин в антиутопичном Галааде, то ныне Джун из мрачного триллера словно переносится в приключенческий боевик: партизанщина, плен и освобождение героини разворачиваются всего за пару эпизодов, и вот она уже на фронте, где ведется настоящая война. Перестал скрывать свое истинное лицо Галаад: чиновники республики из светлых кабинетов в стиле ар-деко переместились в большие темные залы в убранстве футуристичного Третьего рейха. Персонаж Мосс хоть и оказывается в ситуациях, идентичных событиям прошлых серий, тоже радикально меняется: кажется, жажда мести и слепая ненависть от пережитых унижений и истязаний теперь руководят Джун куда больше, нежели принятое в третьем сезоне решение спасти из Галаада всех детей.
10 фактов о сериале «Рассказ служанки»
Сериал Hulu — десятая адаптация романа канадской писательницы Маргарет Этвуд, опубликованного в 1985 году. Первый спектакль показали на сцене частного исследовательского университета Тафтса в 1989-м. В 2000 году Пол Рудерс представил в Копенгагене оперу, а в 2002 году Брендон Бернс поставил свой спектакль в лондонском Королевском театре Хеймаркет. Адаптацией произведения для балета занималась Лиа Йорк, премьера состоялась в 2013 году. Роман Этвуд подошел и для моно-спектакля, который придумал и представил в США Джозеф Столленверк в 2015 году.
В 1990 году немецкий кинорежиссер Фолькер Шлендорф экранизировал «Служанку» с Наташей Ричардсон, Фэй Данауэй и Робертом Дювалем. Кроме того, по книге сделаны аудиокнига, музыкальный альбом и два радиоспектакля. Первый — режиссера Джона Драйдена для BBC Radio 4 — слушателям представили в 2000 году. Вторым занималось канадское радио CBC в 2002 году под руководством сценариста и драматурга Майкла О’Брайена.
У романа есть продолжение и оно выйдет осенью 2019 года. Маргарет Этвуд не планировала развивать историю: действие первой книги завершается более чем идеально. Однако в 2018 году стало известно, что Этвуд активно работает над сиквелом, который будет называться The Testaments («Свидетельства»). Читатель вернется в Гилеад спустя 15 лет после событий первой части, а повествование будет вестись от лица трех женщин.
Несмотря на то, что действие романа «Рассказ служанки» разворачивается в недалеком будущем в Новой Англии, Этвуд неоднократно приходилось уточнять, что ее произведение не имеет отношения к научной фантастике. Напротив, при создании романа автор старалась привнести в сюжет события, которые происходили в различных обществах в разные времена.
Автор романа получила камео в сериале. В потоке ужасающих сюжетных событий и на фоне яркого актерского выхода Энн Дауд сложно было заметить еще одну строгую надзирательницу над служанками, с седыми волосами и острым взглядом. Это и была Маргарет Этвуд. В пилотном эпизоде ей пришлось наказать непокорную Фредову (Джун) пощечиной. Писательница сама хотела сыграть «тетку», а вот пощечина была идеей создателя сериала — Брюса Миллера.
По словам сценариста, судьба главного персонажа Джун Осборн не получилась бы убедительной, если бы не современные женщины, объединившиеся в движение #MeToo. Вдохновение здесь работает в обе стороны: реальные события вдохновляют и подпитывают Джун в мире сериала. В то же время образ его главной героини давно стал примером мужества для всех поклонниц «Служанки».
«Рассказ служанки» никогда не транслировался на телеканалах. Это целиком продукт стримингового сервиса Hulu, и посмотреть сериал поклонники могут только онлайн. Однако это не помешало организаторам премии «Эмми» отметить достоинства шоу. «Служанка» стала первым стриминговым сериалом, получившим в 2017 году премии в четырех категориях, в том числе как лучшее драматическое произведение. Это уникальный случай, учитывая, что Netflix годами боролся за награды для своих сериалов, а Hulu с его антиутопическим кошмаром моментально удалось получить исключительные привилегии.
Один из центральных персонажей — начальник службы охраны командора Ник — в книге фигурировал без фамилии. Авторы сериала решили это исправить и назвали его Блейн. Внимательный зритель, заметив эту фамилию, вспомнит о Рике Блейне — протагонисте ленты «Касабланка». Герой Хамфри Богарта помогал «пленникам» Касабланки покинуть город, то же самое пытается провернуть и герой Макса Мингеллы в Гилеаде.
Белоснежные «крылышки» — отличительный элемент гардероба служанок наряду с красными плащами и платьями в пол — крайне неудобный головной убор. Актрисы признавались, что он радикально ограничивает угол зрения и практически ослепляет: если хочешь что-то увидеть, смотреть приходится только прямо перед собой.
Художник по костюмам Эн Крэбтри рассказала, что «крылышки» помогают отразить «психологическое, физическое и эмоциональное заключение служанок» Гилеада. Элизабет Мосс, исполняющая роль Джун, провела много времени вместе с партнерами по площадке, разучивая ритм шагов служанок, чтобы в кадре спокойно передвигаться группами и не сталкиваться друг с другом.
Актриса Аманда Бругел, исполняющая роль марфы Риты в доме командора Фреда Уотерфорда, в юности была поклонницей романа Маргарет Этвуд. Бругел прочла книгу в старших классах и испытала нечто вроде шока, оправившись от которого написала итоговую научную работу на основе «Рассказа служанки». Труд о героине романа Рите обеспечил Бругел стипендию на получение высшего образования.
Продюсерам пришлось пренебречь одной из важных деталей романа из-за дайверсити-тренда — требований расового и этнического разнообразия в кино. В книге среди жестокостей правительства Гилеада было изгнание всех представителей «не белой» расы, поэтому население республики было однородным. Однако Брюс Миллер так и не смог представить, как показать подобное положение дел, учитывая современные общественные тенденции.
«Будет ли разница между телешоу о расизме и «расистским сериалом», если в обоих случаях роли не достанутся «цветным» актерам?» — так спрашивал себя продюсер. В итоге зверства сериального Гилеада обошли стороной национальный вопрос и сосредоточились на религиозных и политических аспектах.
— 10 —
Поклонники воспринимают сюжетные повороты в сериале и героев слишком лично. Отчасти это происходит потому, что зрителю не составляет труда отыскать общее между вымыслом — Гилеадом — и реальностью, Америкой эпохи Трампа. Выход нового сезона снова резонирует с общественно-политическими событиями в США. Сопротивление в сериале развернется на фоне борьбы американок за право на аборты и историй о том, как разлучают детей и родителей на границе с Мексикой.
Рассказывая о 3-м сезоне, исполнительница главной роли Элизабет Мосс попыталась объяснить поступок своей героини в конце 2-го. Решения Джун раздражают многих поклонников. Весь год, пока велись съемки нового сезона, фанаты «Служанки» пытались простить Джун ее демарш с побегом в Канаду — у нее был шанс завершить свои испытания, но она сознательно его упустила, и теперь будет готовить революцию в Гилеаде. «Она должна быть не только сильнее и умнее своих противников, но и жестче, — объясняла Мосс, призывая поклонников разделить с Джун долгое и мучительное путешествие. — Она немного сходит с ума, но в этом безумии способна делать то, что другие не могут. Она способна совершать поступки ради общего блага».
От Чаушеску до священников-педофилов. Что лежит в основе «Рассказа служанки»?
Первый сезон «Рассказа служанки» вышел в 2017 году. Шоу мгновенно завоевало любовь зрителей и критиков: хорошие рейтинги, пять премий «Эмми», два «Золотых глобуса», премия канала MTV. Сериал стал символом движения за права женщин.
В чем же секрет популярности проекта? Попробуем разобраться в том, какие вопросы поднимает «Рассказ служанки» и есть ли что-то пророческое в творении Маргарет Этвуд (сериал снят по ее книге).
Синопсис
Экологический кризис привел к резкому падению рождаемости. Революционеры-фундаменталисты свергли правительство США и основали насильственную теократию под названием Гилеад. Самые удачливые женщины прикованы к дому как жены «командоров», которые управляют новой страной. Несчастное большинство призвано обслуживать правящий класс.
Одна из ролей — «служанки». Это фертильные женщины, которых вырвали из прежней жизни и перевоспитали в жестоких тренировочных лагерях. Каждая подверглась ритуальному изнасилованию. Теперь их единственная задача — обеспечивать детьми правящий класс. Главный герой сериала — служанка Фредова, названная по имени назначенного ей командора.
Литературная основа «Рассказа служанки»
Книга, которая легла в основу шоу, была впервые опубликована в 1985 году. Вскоре ее уже продавали по всему миру в нескольких переводах, роман был удостоен Премии генерал-губернатора в 1985-м, Премии Артура Кларка в 1987-м, номинирован на премию «Небьюла», Букеровскую премию в 1986-м, а также премию «Прометей» в 1987-м. Популярность книги объясняется тем, что свою историю Маргарет Этвуд построила на реальных социальных и политических событиях.
«Групповые повешения, раздирание людей, одежда, характерная для каст и классов, принудительное рождение детей и присвоение результатов, дети, похищенные режимами и помещенные для воспитания у высокопоставленных чиновников, запрет на грамотность, отрицание прав собственности — у всего были прецеденты, многие из которых можно найти не в других культурах и религиях, а в западном обществе и в самой „христианской“ традиции», — рассказывает Маргарет Этвуд Lithub.com.
Сюжет романа ссылается к политике повышения рождаемости в Румынии при Николае Чаушеску; к военно-политическому режиму Фердинанда Маркоса на Филиппинах, при котором инакомыслие каралось смертью; к Аргентине 1976 года, когда дети низших классов «пропадали» и оказывались в семьях важных людей. Но основная отсылка — к пропаганде пуританства в Америке 80-х.
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Как создавали сериал
По книге уже ставили спектакли, балет, оперу, выпустили аудиокнигу и сняли фильм. Но наибольшую популярность история Маргарет Этвуд приобрела после выхода сериала — на фоне громких изменений в политике США. Когда с избранием Дональда Трампа устоявшиеся права женщин, ЛГБТ-сообществ и свобода прессы оказались под угрозой, события романа перестали казаться отдаленной фантастикой.
На следующий день после инаугурации Трампа состоялся массовый женский протест: участники марша несли плакаты с надписями: «„Рассказ служанки“ — это не инструкция» и «Книги Этвуд снова должны стать художественными!». Фирменные красные мантии и белые головные уборы служанок стали популярным символом протеста.
Роберт Томпсон, профессор телевидения в Сиракузском университете, утверждает, что секрет шоу не только в удачном выборе времени.
Политический контекст дебюта «определенно поднял напряжение и дал кое-что для всех критиков и рецензентов, — говорит Томпсон. — Но я думаю, что все же шоу сделало успешным красивое исполнение».
Когда продюсер Брюс Миллер выступал перед боссами Hulu, он ни слова не сказал про политику. Миллер просто хотел экранизировать роман Маргарет Этвуд, который так любил еще с семинара по английскому языку в Брауновском университете. Его целью было «перенести в жизнь тон, язык, эффект присутствия и ужас». В «Рассказе служанки» он исследовал антиутопическое общество, на которое книга только намекала — на полную Гилеад разворачивался только в его голове.
Если первый сезон шоу тесно связан с романом, то второй и третий вышли за пределы первоначальной идеи Этвуд. Миллер смог представить, что будет дальше, впрочем, не без дебатов со стороны фанатов книги. При этом сериал бережно придерживается общей концепции — например, во втором сезоне главная героиня прячется в бывшей редакции либерального издания The Boston Glove, которое в начале нулевых расследовало дело о сексуальных домогательствах священников-католиков.
По ключевой теме «Рассказа служанки» — семье, создателей шоу консультирует Энди Гитоу, исполнительный продюсер медиаподразделения ООН, журналистка, освещавшая вооруженные конфликты и гуманитарные кризисы по всему миру. Сотрудничество Миллера и Гитоу направлено на то, чтобы события в Гилааде выглядели наиболее достоверно.
Элизабет Мосс, играющая главную героиню, рассказала The Hollywood Reporter о сотрудничестве с продюсером ООН: «Мы сталкиваемся со множеством сложных проблем, поэтому хотим убедиться, что понимаем их правильно. Хотим изобразить их точно как в жизни».
Сама Энди Гитоу выражает признательность не только сценаристам и актерам, но и всей съемочной группе — за желание выяснить, как наилучшим образам представить тот или иной уровень реальности:
«„Рассказ служанки“ — очень важен… Для некоторых это не выдумка, это жизнь».
Влияние шоу
Реальность «Рассказа служанки» органично вписалась в нашу действительность, став символов борьбы за права женщин. Например, активистки выходили в нарядах служанок на митинги против запрета абортов в штате Огайо и на острове Мэн. Красные плащи надевают и участницы движения #MeToo.
Протест в штате Огайо / Jo Ingles/Ohio Public Radio and TV
А 7 июня 2019-го в нью-йоркском Мэдисон Сквер Парке было установлено 140 зеркальных женских фигур, чтобы сократить гендерную разницу между уже существующими в городе статуями. Из 150 памятников в Нью-Йорке только пять посвящены женщинам. Организаторы акции считают это несправедливым, поскольку немало женщин, так же как и мужчин, боролись за свободу и равенство в США. Меж зеркальных статуй снова ходили «служанки» — и раздавали информационные листовки.
В преддверии 3-го сезона «Рассказа служанки» в Москве состоялась тематическая фотосессия от сервиса Videomore. Как сказал Александр Бланарь, арт-куратор и директор по коммуникациям аукционного дома Phillips:
«Это некий вызов и напоминание о том, что женский дух не сломить».
Акция в Москве / Videomore
Ну и самое удивительное, что произошло благодаря сериалу: 10 сентября 2019 года выйдет продолжение «Рассказа служанки» под названием «Заветы» (The Testaments). Действие романа развернется через 15 лет после событий первой части и будет вестись от лица трех героинь.
Третий сезон «Рассказа служанки» можно посмотреть эксклюзивно на Videomore.