Расстройство речи как называется

Нарушение речи у взрослых

Расстройство речи как называется. Смотреть фото Расстройство речи как называется. Смотреть картинку Расстройство речи как называется. Картинка про Расстройство речи как называется. Фото Расстройство речи как называется

Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и голосового аппарата. Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Выделяют такие виды нарушений речи:

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Изменение темпа

Расстройство речи как называется. Смотреть фото Расстройство речи как называется. Смотреть картинку Расстройство речи как называется. Картинка про Расстройство речи как называется. Фото Расстройство речи как называется

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.

Афазия

Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.

Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.

Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.

Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.

Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.

Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.

Источник

Нарушения речи

Расстройство речи как называется. Смотреть фото Расстройство речи как называется. Смотреть картинку Расстройство речи как называется. Картинка про Расстройство речи как называется. Фото Расстройство речи как называется

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Нарушения речи

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Современные классификации рассматривают нарушения речи с позиций этиопатогенеза (клинико-педагогическая клас­сификация) и в аспекте расстройства психофизической организации речевой деятельности (психолого-педагогическая классификация).

Таким образом, клинико-педагогическая клас­сификация включает нарушения письменной речи (дислексию и алексию, дисграфию и аграфию) и нарушения устной речи, которые делятся на расстройства фонационного (внешнего) оформления речи (дислалию, дизартрию, ринолалию, брадилалию, тахилалию, заикание, нарушения голоса) и расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (алалию и афазию).

Психолого-педагогическая классификация выделяет нарушения языковых компонентов речи (ФФН и ОНР), а также нарушения в применении языковых средств (заикание, мутизм). Возможны сложные комбинированные дефекты (ФФН + заикание, ОНР + заикание).

Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовые травмы и пр.; в первые месяцы после рождения – травмы, мозговые инфекции. Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом, разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы, опухолями мозга, нейрохирургическими вмешательствами.

Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

Логопедическая помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования (специализированных ДОУ, логопедических группах, логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и пр.), в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент­рах, домах ребенка и т. д.), частных развивающих центрах. В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи.

Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару­шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж, логоритмика. Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, при необходимости – хирургическим вмешательством.

Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента зарождения новой жизни и продолжается уже после рождения, на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

Ознакомиться с основными видами речевой патологии и формами логопедического воздействия Вы можете в разделах «Нарушения речи» и «Логопедия» на сайте «Красота и медицина». Вашему вниманию также предлагается каталог организаций, оказывающих логопедическую помощь, удобный сервис поиска специалиста-логопеда в Москве с возможностью онлайн-записи на консультацию и лечение.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131» город Ярославль

Расстройство речи как называется. Смотреть фото Расстройство речи как называется. Смотреть картинку Расстройство речи как называется. Картинка про Расстройство речи как называется. Фото Расстройство речи как называется

Основные виды речевых нарушений.

Каждый ребёнок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит без умолку. Другой предпочитает молчать, до трёх лет – таков его индивидуальный темп развития. Современные психологи выделяют два самых распространённых типа нормально развивающихся детей.

«Говоруны» отличаются повышенной активностью и интересом к окружающему миру. Они очень любят разговаривать, что-то рассказывать, задавать вопросы. Такие дети легко осваиваются в новой обстановке, знакомятся с новыми людьми, часто имеют задатки лидера.

Иногда «говоруны» начинают говорить намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них – это слышать правильную речь, всё остальное они «сделают» сами.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Для них важна спокойная надёжная обстановка, в которой они могут неторопливо «созревать». Любая перемена требует от них времени для адаптации. «Молчунам» очень важно, чтобы их понимали.

Они могут заговорить поздно, но практически сразу чисто. Постарайтесь внимательнее реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним контакт, чтобы при необходимости вовремя помочь. В противном случае «молчун» может замкнуться в себе.

Однако если ваш «молчун» не заговорил к 2-3 годам, немедленно обращайтесь к специалисту. Логопед поставит точный диагноз: общее недоразвитие речи, алалия, аутизм и т.д. Родителей чаще пугают эти непонятные для них слова. Что же они обозначают?

Дислалия.

Один из самых распространённых дефектов речи. Если у ребёнка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если его речь чёткая, несмазанная, но имеет дефектное произношение звуков такое нарушение речи называется дислалией

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.

К простым относятся нарушения, при которых дефектно произносятся один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие с, з, ц).

Если нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящих и шипящих ш, ж, ч, ц) – это сложная дислалия.

Дизартрия – нарушение произностильной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

При дизартрии страдают практически все группы звуков, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. Речь у такого ребёнка характеризуется нечётки, смазанным звукопроизношением, также наблюдается нарушение голосообразования и изменения темпа речи, ритма и интонации. Тяжёлое нарушение речи и общей моторики задерживает психическое и эмоционально-волевое развитие ребёнка.

Выделяют так называемую стёртую форму дизартрии. Дети со стёртыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Дефекты произношения заметны, но их часто со сложной дислалией. Однако при исправлении их логопеды встречаются с большими трудностями.

Ринолалия – это нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщеплении твёрдого и мягкого нёба (так называемая в народе «волчья пасть»), травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба.

При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной её бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода.

Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдают вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.

Будьте внимательны! Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обращайтесь к специалисту, если ваш малыш:

Алалия – полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3 – 5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребёнка.

Существует два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребёнок понимает обращённую к нему речь, но не умеет её воспроизводить.

При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушении восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии – автоматического повторения чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребёнок повторяет сам вопрос.

Будьте внимательны! Немедленно обращайтесь к специалисту, если ваш малыш:

Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы. Такой диагноз ставится малышу, который вполне может и умеет говорить и тем не менее молчит.

Мутизм встречается общий, при котором от ребёнка нельзя добиться ни слова, и избирательный, когда малыш отказывается разговаривать в знак протеста в каком-нибудь определённом месте (например, в детском саду) или с определённым человеком.

Избирательный мутизм чаще всего проходит без лечения. Надо только понять, почему замолчал ребёнок. Лучшие средства – нежность и доброта. Конечно в каждом случае нужна консультация специалиста.

Детский аутизм – болезненное состояние психики, при котором ребёнок полностью уходит в свои переживания, отстраняясь от внешнего мира. У такого ребёнка отсутствуют элементарные бытовые навыки: он не умеет самостоятельно есть, умываться, одеваться и, конечно же, молчит.

Данное заболевание возникает преимущественно у мальчиков в возрасте 1,5 – 2 лет.

Будьте внимательны! У детей страдающих аутизмом есть несколько отличительных особенностей:

Общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстаёт от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.

Выделяют три уровня ОНР у детей.

1-й уровень ОНР – характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь её элементов (так называемые «безречевые дети»).

Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа звукоподражающих и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами: «ту-ту» – поезд, «ляля» – кукла. Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребёнок обозначает несколько понятий: «биби» – машина, самолёт, пароход, грузовик.

Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот: «туй» (стул) – сидеть; «пать» (спать) – кровать.

Фразовая речь отсутствует. Деть используют однословные слова – предложения: «Дай» означает «Дай куклу» или что-либо другое.

Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произношения многих звуков.

Слоговая структура сильно нарушена. В речи дети преобладают 1-2 –сложные слова. Сложная слоговая структура сокращается: «аба» – собака, «алет» – самолёт.

2-уровень ОНР – дети используют более развёрнутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено ещё очень резко. В материнстве этот уровень характеризуется как «начатки общеупотребительной речи».

В речи детей появляются довольное большое количество слов (существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно искажены («лябоко» – яблоко, «обуйчик» – огурчик).

Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трёхсловной фразы («Кадас ледит аепка» – Карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложения ещё грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве аграмматизмов.

Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты («Ника ези а той» – Книга лежит на столе).

В речи детей нарушается согласование глагола и существительного («мачик сидят» – мальчик сидит, «иса безал» – лиса бежала), прилагательного с существительным («касный зезда» – красная звезда). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются. Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствуют.

Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16 – 20 звуков.

Слоговая структура слов в речи детей так же нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух – трёх и более слогов. Дети нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги («вимедь» – медведь, «лисепед – велосипед»).

Рассказ по картинке или серии сюжетных картинок, который характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

3-й уровень ОНР – характеризуется развёрнутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Имеющиеся нарушения речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Порой только с помощью специальных тестов можно определить отклонение в речевом развитии ребёнка.

Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а так же некоторыми видами сложных. При этом структура их может нарушаться: отсутствие главных или второстепенных членов предложения («Папа забивает картину» – Папа прибивает гвоздь для картины).

Для этого уровня ОНР характерно значительно меньше количество ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т.п. Но они всё же есть: неправильно употребляются формы множественного числа существительных («вёдры» – вёдра, «ухи» – уши), смешиваются падежные окончания существительных мужского и женского рода («лежит тапка»), неправильно согласуются существительные с прилагательными («красная солнце»), числительные с существительными («пять ёлки») и др.

По-прежнему недостаточно понимание и употребление сложных предметов, которые упрощаются: например, предлог из-за употребляется как из («из стола» вместо «из-за стола»). Словарных запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выясниться незнание таких частей тела, как локоть, веки, переносица; лексических значений слов «озеро», «ручей», «бретельки».

Нередки ошибки в словообразовании. Ребёнок неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных («стулик» – стульчик), относительные прилагательные («кожевый» – кожаный, «деевевая» – деревянная), притяжательные прилагательные («медведим хвост» – медвежий хвост), глаголы с приставками («зашивает пуговицу» – пришивает пуговицу).

Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводится правильно, кроме сложного слогового состава: «аквария» – аквариум, «милицианер» – милиционер.

При пересказе (связанная речь) дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание.

Страдают звуковой анализ и синтез. Ребёнок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой.

Источник

Расстройство речи как называется

Афазия — это частичное или полное нарушение речевого акта. Причиной такого расстройства речевых функций является поражение области коры головного мозга, ответственной за понимание и воспроизведение слов. Заболевание поражает взрослых или детей со сформированными речевыми навыками. Вслед за речевыми расстройствами появляются нарушения сенсорных и двигательных процессов, что приводит к психическим и личностным травмам заболевшего.

Изучением заболевания афазии и определением его симптомов занимался французский врач А. Труссо, а также многие учёные и медики конца XIX — начала XX века. Среди них известный французский врач П. Брока, немецкий психоневролог К. Вернике. Большая заслуга в изучении этиологии заболевания принадлежит основателю нейропсихологии в России А. Р. Лурия. Однако многие вопросы, касающиеся этиологии заболевания, до сих пор остаются открытыми. По мере развития физиологии, неврологии, хирургии, появления новых медицинских технологий появляются новые методы вылечить афазию.

Виды афазии, их симптомы и особенности

На сегодняшний день существует несколько типов классификации афазии. На основании анатомических, психологических и лингвистических критериев различают классическое деление форм болезни, неврологическое, лингвистическое и др.

Наиболее полно раскрыл вопрос деления афазии по видам А. Р. Лурия, выделив в итоге шесть разновидностей этого заболевания. Его классификация до сих пор считается самой исчерпывающей и общепринятой в мировой практике. Согласно этому нейропсихологическому делению, выделяют следующие формы афазии:

Эти формы в общем виде классифицируются в три большие группы. Так, афферентную, эфферентную и динамическую форму афазии относят к группе моторных нарушений. Отличительной чертой этого типа заболевания является отсутствие экспрессивной речи, то есть активного устного высказывания.

Акустико-гностическая и семантическая афазия относятся к группе импрессивных нарушений, где наблюдается неспособность человека понимать устную речь. При невозможности больного называть отдельные предметы возникает акустико-мнестическая афазия или амнестическая форма заболевания.

Различные участки мозга отвечают за тот или иной элемент структуры нашей речи. Именно от того, где локализовалось поражение, будет зависеть форма болезни. Деление афазии на виды объясняется различными способами и степенями её проявления. При тотальной форме болезни полное восстановление пациента практически невозможно.

Афферентная афазия

При этой форме заболевания человек не может произнести практически ни одного слова. При тяжёлой или тотальной форме проявления больной не в состоянии произнести даже звук. Однако непроизвольно человек может проговаривать слова и звуки. Но не сможет этого сделать при просьбе повторить тот или иной звук или слово. Больной не может представить, как сомкнуть или разомкнуть рот, куда необходимо поместить язык и т. д. То есть человек не может понять, что именно надо делать, чтобы произнести какой-либо звук.

Афферентная моторная афазия провоцирует разрыв связей между артикуляционным аппаратом человека и звуковыми выражениями. При возможности произносить какие-либо звуки сам взрослый или ребёнок может путать сходные по произношению, например «б» и «п» или «к» и «х» и т. д. Она проявляется и сложности записывания букв в правильном порядке. Особенно такое явление часто наблюдается у переученных левшей. Они могут пропускать только гласные или только согласные в словах.

Заболевание приводит к неспособности больного проявлять свои артикуляционные возможности. Такие люди, как правило, не могут складывать язык трубочкой или цокать языком, совершать другие языковые жесты.

Эфферентная

Эфферентная моторная афазия обусловлена нарушением в той части коры головного мозга, которая отвечает за программирование речи, когда один звук или слог перетекает в другой, в результате чего образуются слова. Эта часть мозга носит название зоны Брока. Поэтому часто эту форму афазии называют афазией Брока.

В данном случае человек по просьбе или собственному желанию может произнести отдельные звуки. Однако соединить звуки в слова, переключиться с одного слога на другой, чтобы получилось целое слово, такие больные не могут или подобные речевые действия даются им с большим трудом. При тяжёлых формах болезни человек начинает общаться с помощью жестов и мимики либо использовать так называемое слово-эмбол. То есть больной может произнести одно какое-то слово, которое и используется им при всех вопросах, просьбах или обращениях к нему.

При менее выраженной форме эфферентной афазии речь больного становится скудной, простой. Такой человек не употребляет предлоги, не может изменять слова по падежам. Часто подобный тип афазии характеризуется смешением слогов и букв во фразах больного. Эфферентная моторная афазия может проявляться в неспособности человека читать вслух.

Акустико-гностическая (сенсорная)

Акустико-гностическая, или сенсорная, афазия возникает в результате поражения верхней части коры височной области мозга. Именно эта область, которая носит название зоны Вернике, отвечает за восприятие и понимание человеком слуховой части речи. У человека с такой формой недуга нарушается фонематический анализ устных слов. То есть больной лишь частично или полностью не понимает обращённую к нему речь.

При этом физический слух у таких людей не нарушен. Они могут складывать слоги в слова и говорить. Они легко произносят простые и знакомые им слова, но не в состоянии устно воспроизвести сложные и незнакомые. При афазии такого типа речь человека простая, но запутанная. Очень тяжело понять смысл сказанного из-за нарушения структуры составленного предложения.

Часто эти больные говорят очень быстро, эмоционально, но несвязно. Можно подумать, что человек говорит на каком-то «своём» языке. Люди с такой формой заболевания теряют способность записывать слова и предложения или читать вслух. При такой афазии нарушение речи сам больной может и не осознавать. Он не понимает, что делает ошибки в произношении слов, слогов или букв.

Акустико-мнестическая

Амнестическая афазия проявляется нарушением слухоречевой памяти. У больного наблюдается забывчивость. Человек точно знает назначение предмета, но не помнит, как он называется, и не может его назвать. «Ну, этот, звонить, алло, у меня дома есть такой, как же я забыл?» (Телефон) «Мне нравится такой жёлтый, сочный, с дольками, ещё с него кожуру чистят, и он вкусно пахнет» (Апельсин). Больные не понимают смысла синонимов, антонимов, не могут подобрать обобщающего слова к группе понятий (мебель, обувь, игрушки).

Переносный смысл слов тоже непонятен пациенту с этой формой афазии. Так, словосочетание «золотые руки» он воспринимает, как «руки, сделанные из золота». Данный вид нарушения возникает на фоне патологии нижней височной области полушария.

Основная характеристика афазии данной формы выражается в словарном дефиците. Речь таких людей спонтанна и эмоциональна и в основном содержит глаголы. Акустико-мнестическая афазия часто сопровождается дефектами счёта и других арифметических действий. При этом такие больные хорошо читают. В отличие от сенсорной формы заболевания, акустико-мнестическая афазия характеризуется сохранением фонематического слуха.

Семантическая

Эта форма заболевания встречается при поражении нижней теменной доли полушария. Семантическая афазия проявляется неспособностью больного сопоставлять время и пространство. Такие люди прекрасно понимают речь, хорошо и правильно разговаривают, выполняют несложные просьбы. Семантическая афазия провоцирует нарушение в понимании логических связей в речевых конструкциях. Пациентам непонятен смысл предлогов, определяющих местоположение. Слова «бежать», «прибежать», «убежать», «забежать» для них равнозначны.

Кроме того, ими трудно усваиваются понятия принадлежности, например, «папина дочка» и «дочкин папа» и т. д. Пациентам с семантической афазией непонятны переносный смысл слов, поговорки, пословицы. При афазии этого вида читать пациенты способны, а вот пересказать прочитанное своими словами не могут.

Динамическая

Динамическая афазия — ещё одна разновидность афазии моторной, когда поражению подвергается область головного мозга, расположенная рядом с зоной Брока. Это передние и средние отделы нижней лобной извилины. Речевая активность больного при данном виде афазии снижена. Кажется, что говорящий не хочет вступать в диалог.

Речь больного скудна, спонтанна и замедлена, в ней нет динамики и экспрессивности. Наблюдается отсутствие во фразах глаголов, предлогов, сложных прилагательных и междометий. Слова не согласованы между собой, грамматические формы слов не согласованы «Бабушка…читать…книга». «Собака…сидеть..лаял…сейчас».

Очень часто у больного наблюдаются сразу несколько форм афазии. Смешанная форма образуется вследствие анатомической близости тех зон мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Так, при обширном поражении сосудов головного мозга возникает смешанный тип заболевания — сенсорно-моторная афазия. У больного отсутствует фонематический слух и нарушена артикуляция. Понимание устной и письменной речи полностью нарушено.

Сенсомоторная афазия относится к тотальной форме заболевания. Для каждого вида афазии характерны те или иные симптомы. Но при любой форме заболевания обязательно наблюдается нарушение речи.

Причины появления заболевания

К возникновению данного заболевания приводят нарушения, возникающие в той или иной зоне коры головного мозга. Такой дисбаланс могут вызвать как патологические изменения в отделах мозга, так и наличие соматического заболевания.

Основные причины афазии:

В ряде случаев афазия возникает, как осложнение нейрохирургических операций, отравления тяжёлыми ядами, а также вследствие хронических дисфункций головного мозга.

В зону риска попадают люди, имеющие генетическую предрасположенность к заболеванию. Спровоцировать начало заболевания могут пороки сердца, хроническое повышенное давление, ревматизм, кровоизлияния. Часто нарушение речевого воспроизведения отмечается у пожилых людей.

Способы диагностики речевого нарушения

Диагностировать афазию, симптомы заболевания и её тип можно с помощью специально разработанных методик. Сюда входят различные тесты на определение речевых функций больного, его неврологического состояния. Для уточнения диагноза проводятся диагностические исследования: МРТ, КТ, ультразвуковая диагностика и другие методы.

Для самостоятельной диагностики афазии попросите больного рассказать о себе. Простые однозначные предложения должны насторожить. Следующим шагом может стать просьба перечислить дни недели, месяца, название времён года и т. д.

Попросите больного взрослого или ребёнка прочитать что-либо, а затем пересказать прочитанное. В качестве методики определения афазии может выступать объяснение смысла какой-либо пословицы или поговорки.

Вопросы на понимание логико-грамматических и пространственных соотношений (кто кому приходится, что за чем следует и т. д.) помогут диагностировать данное заболевание. Такие несложные тестовые задания можно применять в домашних условиях при возникновении подозрения на наличие заболевания у близких или детей.

Дальнейшее клиническое обследование в медицинском учреждении поможет подтвердить или опровергнуть диагноз. По результатам обследований и сбора анамнеза составляется план лечения пациента.

Методы лечения и примеры упражнений

Лечение афазии зависит от её формы. Первоначально пытаются устранить возможную причину заболевания, например, опухоли, воспаления, гормональные сбои и т. д. Восстановление речи при афазии занимает длительный период. Комплексная терапия включает в себя как медикаментозное лечение, так и логопедическое воздействие. Только при этих условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций пациента.

Как лечить афазию? Восстановление направлено на восстановление способности больного произносить звуки родной речи. Одни больные идут от звука к речи, а другим проще произнести сначала целое слово и затем выделить из него первый звук и закрепить его артикуляцию. Иногда «буква оживляет звук», то есть звук вызывается после показа букв, соответствующей данному звуку.

Примеры упражнений для восстановления понимания речи:

Восстанавливать речевую активность необходимо, работая над произношением с помощью артикуляционной гимнастики. Как правило, основная работа при лечении болезни ложится на логопеда. Именно этот специалист может научить как правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы, используя специальные упражнения.

Основной задачей при лечении акустико-мнестической афазии является восстановление слухоречевой памяти. Проводится работа над экспрессивностью речи, зрительным запоминанием предметов и их названий, восстановлением функций чтения и письма.

Коррекция афазии при моторном нарушении направлена на восстановление артикуляционных функций пациента и фонематического слуха. Больного учат различать значение предлогов, наречий, прилагательных. Методика лечения подразумевает использование синонимов и антонимов в речи пациента.

Коррекция афазии при семантических патологиях сводится к преодолению пространственных нарушений, восстановлению логико-грамматических связей. Пациента учат составлять сложные и развёрнутые предложения.

Примеры заданий для восстановления грамматического строя речи:

Особенности детской афазии

Расстройство речи как называется. Смотреть фото Расстройство речи как называется. Смотреть картинку Расстройство речи как называется. Картинка про Расстройство речи как называется. Фото Расстройство речи как называется

Детская афазия встречается не так часто, как у взрослых. Она диагностируется примерно у 1% детей, чаще развивается у мальчиков. Симптомы, диагностика и способы лечения ничем не отличается аналогичных характеристик заболевания у взрослых. Обычно у детей диагностируется сенсорная афазия, относящаяся к моторной группе видов заболевания. Диагностика детской афазии обычно проводится неврологом.

Симптомы патологии, встречающиеся у детей:

Существует два типа поведения детей, больных афазией. Одни суетливы и непоследовательны, другие настолько инертны, что застревают на одном действии, не в состоянии перейти к другому. И те и другие быстро устают, и временами «выключаются» из деятельности. Это объясняется тем, что из-за нарушения нервных связей нарушено взаимодействие между глубинными отделами мозга, отвечающими за восполнение энергетических затрат, и его корой.

Основные причины детской афазии — родовые, черепно-мозговые травмы или опухоли головного мозга. Лечение речевых нарушений у детей практически не отличается от терапии взрослых. Афазия у детей требует более длительного курса коррекции по причине возрастного несовершенства артикуляционного аппарата. Лечение заболевания требует тщательных и продолжительных занятий с высококвалифицированным дефектологом и логопедом.

Прогноз лечения детской афазии неутешителен. Как правило, такие дети отстают в речевой активности от своих сверстников. Полностью восстановить потерю нейронных связей в коре головного мозга невозможно ни лекарственными препаратами, ни занятиями с логопедом, но избежать прогрессирования болезни, минимизировать её проявление вполне реально. Взрослым необходимо запастись терпением и спокойствием при лечении такого ребёнка. Забота и внимание родителей помогут внушить ребёнку уверенность в своих силах и приблизят положительный эффект от коррекции нарушения.

Таким образом, афазия является симптомом какого-либо заболевания участков головного мозга. Проявляется она в виде нарушения устной речи или неспособности к её восприятию, а также комплексного нарушения функций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *