Рациональность как характеристика бытия

Рациональность — что это такое, суть и понятие рациональности.

Рациональность – это качество или состояние согласия с умом; обладание разумом; разумность.

Что такое РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Рациональность – это разумность. Она требует обоснованных убеждений и разумных целей, а также разумных решений.

Понимание того, как человек должен вести свою жизнь, требует глубокого понимания рациональности. Рациональность человека заключается в том, чтобы быть достаточно разумным в различных аспектах своей жизни. Общие принципы рациональности относятся к убеждениям и желаниям, а также к решениям, которым они подчиняются. Принципы рациональности знания распространяются от индивидов к группам. Ученые по-разному изучают рациональность и придерживаются различных взглядов на нее.

Рациональность как характеристика бытия. Смотреть фото Рациональность как характеристика бытия. Смотреть картинку Рациональность как характеристика бытия. Картинка про Рациональность как характеристика бытия. Фото Рациональность как характеристика бытия

Теории рациональности

Некоторые теоретики принимают техническое определение рациональности, согласно которому это просто максимизация полезности. Это определение слишком узкое. Оно рассматривает только использование средств для достижения цели, то есть инструментальную рациональность. Традиционная теория рациональности рассматривает разум как умственную способность. Она характеризует людей как рациональных животных, потому что у них есть способность рассуждать, тогда как у других животных эта способность отсутствует. Согласно этой традиции, любое поведение, возникающее в результате рассуждений, является рациональным. Но большинство авторов считают, что продукты рассуждения должны соответствовать определенным стандартам, прежде чем они будут квалифицированы как рациональные. Например, вывод должен соответствовать доказательствам, чтобы быть рациональным. Это не рационально просто потому, что является следствием умозаключения. Рассуждения должны быть хорошими, чтобы надежно приводить к рациональным убеждениям.

Концепция рациональности Куна

Концепция рациональности Куна напрямую связана с концепцией ценности. Для него рациональный выбор – это просто выбор, основанный на ценностях, характеризующих определенную деятельность.

Принципы рациональности

Рациональность является набором социальных действий, управляемых разумом или рассуждениями, расчетами, а также рациональным преследованием своих интересов. Есть несколько характеристик, которые Вебер рассматривает как аспекты, или принципы рациональности. Действия в экономической сфере или в официальных организациях, таких как университеты, обладают большинством этих характеристик, и многие из них можно рассматривать как примеры рациональности.

Результаты могут быть рассчитаны или оценены путем принятия допущений и рассмотрения методов, с помощью которых они будут достигнуты. Это особенно актуально в официальных учреждениях или на предприятиях.

Люди преследуют разные цели и пытаются найти наилучшие средства для достижения этих целей.

В организациях есть правила и положения, а субъекты подчиняются структурам и полномочиям. Это, наряду с установленными процедурами и целями, означает, что результаты социальных действий часто можно предсказать.

Такие технологии, как инструменты, оборудование и информационные технологии, повышают предсказуемость. То есть эти технологии созданы для определенных целей, и пока они помогают в достижении желаемых целей, результаты, как правило, предсказуемы.

Он никогда не может быть полным, но приняты правила и методы, учитывающие множество возможных непредвиденных обстоятельств. Правила устанавливаются не столько для работы с конкретными людьми или личностями, сколько пытаются быть общими, имея дело с множеством возможностей. Это позволяет ограничивать результаты в определенных рамках, тем самым снижая неопределенность результатов.

Эти принципы рациональности могут быть применены ко многим видам деятельности и действиям в экономической сфере, и они стали там широко развиты и заметны. В современном обществе аналогичные принципы проявляются в большинстве сфер социального мира, включая религию, политику, управление, спорт и музыку. Организации и действия, управляемые рациональностью, могут создать общую рациональность для системы в целом, но это не является необходимым результатом. Например, исследования экономики показывают, сколько производителей, каждый из которых действует рационально, чтобы максимизировать свою прибыль, могут производить слишком много продукции. В результате последствия для людей, вовлеченных в формально рациональные системы, не всегда могут быть желательными. Вебер считал, что рациональность необходима организациям для эффективной работы, и считал, что тенденция заключается в том, что рациональность может захватить все больше и больше сфер общества. В то же время Вебер опасался, что это может привести к усилению контроля над индивидуальными действиями, подавлению харизмы и традиций и предоставлению немногих альтернатив творческим человеческим действиям.

Рациональность как характеристика бытия. Смотреть фото Рациональность как характеристика бытия. Смотреть картинку Рациональность как характеристика бытия. Картинка про Рациональность как характеристика бытия. Фото Рациональность как характеристика бытия

Формы рациональности по Веберу

Научная рациональность

Научная рациональность – это качества разума и логики, которые характеризуют или должны характеризовать научное исследование. Для многих наука является воплощением рациональности из-за ее приверженности правилам логики и свидетельств, отказа от сверхъестественных объяснений, приверженности объективности и тщательной публичной проверки гипотез. Приверженность стандартам и процедурам такого рода обычно рассматривается как критерий, по которому дисциплина может быть оценена как наука. В более узком смысле научную рациональность иногда отождествляют с позитивизмом, то есть с философской позицией, считающей, что все значимые предложения должны быть сведены к сенсорному опыту и наблюдениям и, таким образом, что все подлинное знание должно быть построено на строгом соблюдении эмпирических методов проверки.

Рациональность как характеристика бытия. Смотреть фото Рациональность как характеристика бытия. Смотреть картинку Рациональность как характеристика бытия. Картинка про Рациональность как характеристика бытия. Фото Рациональность как характеристика бытия

Исторические типы рациональности

Конкретные типы рациональности различаются по своему концептуальному, логическому, методологическому, ценностному оснащению. Они отличаются своим пониманием отношений между человеческим разумом, волей и эмоциями.

Исторически первый тип рациональности возник в результате трансформации мифа в логос и образования системы «философия и наука». Иногда его также называют «аристотелевским» типом рациональности, поскольку Аристотель считается его наиболее систематическим представителем.

Способ видения мира в рамках этого типа рациональности проявляется через сеть философских категорий, сосредоточенных вокруг категории качества (вещь, качество, отношение подчинения). Внутри этой парадигмы сформировались зародыши более развитого типа рациональности сформировались (архимедова физика, евклидова геометрия, стоическая логика).

Второй тип рациональности развился на основе двух фундаментальных научных революций: коперниканской и дарвиновской.

Способ видения мира в рамках этого типа рациональности проявляется через более развитую сеть философских и научных категорий, сосредоточенных вокруг категории количества (количество, отношение функций, причинность). Современная формальная логика (исчисление предикатов, теория демонстрации, теория рекурсивных функций и теория множеств) является средством систематизации словаря знаний.

Понимание человеческого разума в рамках этой рациональности характеризуется процессами дифференциации, автономизации и разделения когнитивной, этической и эстетической сфер культуры. Выражение этих процессов было найдено в спорах между рационализмом Просвещения и романтизмом, между немецким классическим рационализмом и иррационализмом второй половины XIX века, между позитивистским рационализмом и иррационализмом первой половины XX века, между философским модернизмом и постмодернизмом и в дихотомиях, таких как субъект / объект, факт / ценность, рациональность / мораль.

Формирование рациональности неклассического типа включает в себя новое, неклассическое понимание объекта (как сущности с его социальным и человеческим значением), а также субъекта (как человека, который саморефлексивен, естественно и социально объективен и ценен, творческий). Это позволяет преодолеть классическую дихотомию между знанием и ценностью, рациональностью и моралью. Социальные аспекты человеческой деятельности (включая отношения между человеком и природой и между самими людьми) становятся более понятными, что создает условия для лучшего признания эпистемологической роли концепции человеческого действия (позволяя нам, например, решить вопрос о том, как доказать тот факт, что в наших знаниях есть содержание, не зависящее от познающего субъекта).

С появлением неклассической парадигмы был принят новый тип теоретического объекта – объект «двойственной природы», соответствующий принципу неопределенности. Это приводит к описанию когнитивной, этической и эстетической сфер культуры как единства различий.

Рациональность как характеристика бытия. Смотреть фото Рациональность как характеристика бытия. Смотреть картинку Рациональность как характеристика бытия. Картинка про Рациональность как характеристика бытия. Фото Рациональность как характеристика бытия

Культура и рациональность

При каких условиях мы можем считать практики или верования другой культуры рационально совершенными / несовершенными? Возможно ли, что культуры могут различаться настолько радикально, что воплощают различные и даже несоизмеримые способы мышления? Относительны ли нормы рациональности в культурном отношении или существуют независимые от культуры нормы рациональности, которые можно использовать для оценки верований и обычаев всех человеческих культур?

Чтобы иметь возможность судить о рациональности другой культуры, мы должны сначала понять ее. Само понимание совершенно иной культуры вызывает философские трудности. Мы не можем использовать наши категории, чтобы понять социальные практики другой культуры, например, наши категории науки, магии и религии. Сопоставление наших категорий с практиками культурно далеких обществ даст искаженную картину того, как они конструируют социальные практики и институты и рациональны ли они.

Источник

История и философия науки. Материалы к курсу лекций

Рациональность как характеристика бытия. Смотреть фото Рациональность как характеристика бытия. Смотреть картинку Рациональность как характеристика бытия. Картинка про Рациональность как характеристика бытия. Фото Рациональность как характеристика бытия

Данное учебное пособие в жанре материалов к курсу лекций, определяемых соответствующей программой, призвано в краткой, сжатой форме дать читателю информацию о главных категориях (понятиях), раскрывающих историю развития и философские основы современной науки. Адресуется аспирантам-социологам, готовящимся к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История и философия науки. Материалы к курсу лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и деятельности людей является разум. Рациональность обычно определяется как целесообразность, обоснованность и соответствие познавательной деятельности (мышления) практике.

Вместе с тем имеет место и так называемое плюралистическое толкование этого понятия, ведущее к его редукции к прагматическому успеху, что по сути означает его отрицание.

Философский рационализм восходит к античности, в частности, к учению Сократа, утверждавшего, что красота и благо суть целесообразность, а истинное знание есть достаточное условие этического поведения; к учению Платона об идеях как истинной субстанциональной действительности; к учению Аристотеля о космическом уме как всеобщем условии бытия и мышления.

Участие эмпирической науки в богопознании было признано и идеологами протестантизма, стимулировавшего рационалистическое поведение и деятельность людей в сфере предпринимательства и производительности труда.

Основные идеи рационализма были заложены европейскими философами XVII−XVIII вв. (Декарт, Спиноза, Лейбниц). В их учениях рационализм впервые обратился к проблемам научного метода. Центральной среди них была проблема оснований научного знания. Ее решение виделось ими как реализация одной из двух фундаментальных стратегий.

Первая заключалась в том, что следовало полагать единственным надежным источником научных знаний опыт (эмпиризм).

Вторая стратегия предложила в качестве образца истинного знания математику, широко применяемую в изучении природных явлений в XVII столетии.

Вторая стратегия получила большее признание. Однако первая имела также немало сторонников. Дискуссии по поводу обеих стратегий продолжались на протяжении трех столетий. Следует отметить, что сторонников и той, и другой стратегии объединяла вера в возможности науки и в силу человеческого разума (гносеологический оптимизм).

Говоря о рационализме XVII−XVIII вв., следует обратить внимание на высокий статус дедукции как метода получения системы знаний из уже утвердившихся и очевидных оснований, определяющих порядок и связь идей.

Рационализм сыграл исключительно важную роль в формировании идеологии Просвещения. Именно он лежал в основе развития философской, научной и общественной мысли. Выдвинутая просветителями программа социальных преобразований на основе общественного договора могла быть реализована, по их мнению, при условии, что целенаправленные усилия человечества будут объединены принципами разума.

По мере развития науки и усиления тенденции ее секуляризации расширялся поиск новых версий рационализма.

XVII век дал миру ряд выдающихся открытий, меняющих образ жизни людей и их мировоззренческие взгляды (изобретен первый рефрактор, первая подводная лодка, паровая турбина, микрометр, арифмометр, барометр, воздушный насос, маятниковые часы, телескоп-рефлектор, счетная машина, скороварка, карманные часы, паровой насос и др.).

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646−1716) — немецкий философ-рационалист, логик, математик, механик, физик. «Природа истины вообще состоит в том, что она есть нечто тождественное». Бенедикт Спиноза (1632−1677) — нидерландский философ-рационалист. «Наш разум был бы менее совершенен, − писал Спиноза, − если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя. Поэтому для человека нет ничего полезнее человека».

Вторая ступень — область рассудка. Последний выполняет функцию подведения многообразия чувственных ощущений под единство понятий.

На «эмпирическую реальность» существенно повлияла произошедшая в XVIII веке Первая промышленная революция. Началось производство паровых двигателей и машинного оборудования, вытеснявших ручной труд. В XVIII веке были изобретены сеялка, пианино, камертон, атмосферный паровой двигатель, водолазный колокол, огнетушитель, ртутный термометр, первый электрический конденсатор, громоотвод, первый словарь английского языка, секстант, хроматические линзы, морской хронометр для измерения долготы, прядильная машина, улучшенный паровой двигатель, электрический телеграф, пароход, текстильная машина, бифокальные очки, циркулярная пила, парашют, воздушный шар, крутильные весы, прядильная машина для хлопка, шарикоподшипник, прецизионный токарный станок, литография, длинносеточная бумагоделательная машина для производства бумажных листов и др. Все это в значительной мере меняло практическую деятельность людей и давало пищу для новых теоретических обобщений.

В XIX веке был изобретен сборочный конвейер, ускоривший производство товаров народного потребления, электрическая лампочка, телефон, печатная машинка, швейная машина, спектроскоп, шахтерская лампа, электромагнит, электрический генератор, стереоскоп, пропеллер, азбука Морзе, дагеротипия, элеватор, хлопчатобумажная ткань, антисептик, стоматологическое кресло, гироскоп, пилотируемый планер, двигатель внутреннего сгорания, светофор, телефон, сейсмограф, эскалатор, портативная кинокамера, пылесос и т. д.

Рационализм был подвергнут критике за представления о человеке как существе рациональном. Исторические события подтверждают подобную оценку в полной мере. Появилась и быстро набирала силу противоположная тенденция в философском творчестве — иррационализм. В исторической практике нашлось немало аргументов в пользу сделанных в его рамках выводов.

Вместе с тем рационализм в XX веке находит достаточно весомые контраргументы, содержащие в себе попытку удержать свои позиции. Так, критический рационализм, например К. Поппера 18 и других его представителей, обращает внимание на способность разума преодолевать заблуждения и создавать условия для становления и развития демократического «открытого общества», а причину социальных катаклизмов следует искать не в ограниченности рационализма, а скорее в иррационализме, когда разум сдает свои позиции под давлением обстоятельств.

Ситуация кризиса классического рационализма привела к появлению неорационализма, провозгласившего необходимость его реформации.

Неорационализм опирался в основном на достижения физики, видя в ней лидера естествознания и науки в целом. Философия, по мнению сторонников неорационализма, должна стремиться к большей строгости, это диалектика возможного и необходимого»; «Толк в жизни понимаешь только потом, но жить приходится сначала».

точности и обоснованности, по аналогии с математически обоснованными физическими теориями. Неорационализм допускает существование различных форм рациональности. Рассматривая соотношение теории и опыта, он отдает предпочтение первой, считая, что именно в ней заключено творческое начало. Неорационализму противостоят в этом отношении эмпиризм и позитивизм, делающие ставку на опыт. Главенствующее место в исследованиях представителей неорационализма занимают проблемы образования и развития теоретического знания.

Г. Бошляр утверждал, в частности, что история науки есть смена типов рациональностей, которые обозначаются как «эпистемологические профили» − базовые системы понятий и методов, и соответствующих им «научных реалий». Эпистемологические профили не связаны друг с другом преемственно: квантово-релятивистская теория принципиально не выводима из ньютоновской механики.

В целом Г. Бошляр обосновал необходимость реформирования рационализма с учетом требований современной науки и техники путем интеграции фундаментальных научных методов и изменения основной стратегии научного познания в сторону понятийного конструирования реальности.

Ж. Пиаже в своих трудах обосновал понятие равновесия как основной жизненной цели индивида. С его точки зрения, источником познания является активность субъекта, направленная на восстановление гомеостаза. Равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды обеспечивается адаптацией, то есть уравновешиванием субъекта с окружающей средой происходит на основе равновесия двух разнонаправленных процессов — ассимиляции и аккомодации. Иначе говоря, действие субъекта влияет на окружающую среду, а среда влияет на субъект обратным действием. Его работы укрепляли позиции неорационализма.

Ф. Гонсет в основанном им журнале «Диалектика» развивал идеи программного единства внутри неорационализма как направления философской мысли, обосновал доктрину «идонеизма». Принципиальное положение эпистемологии Ф. Гонсета состоит в единстве всех типов и уровней знания — от интуитивного до абстрактного. Познание в своем движении, утверждал философ, всякий раз возвращается к своим предпосылкам, корректируя их посредством различных методологических стратегий. В открытой методологии Ф. Гонсета нет ни абсолютных начал познания, ни абсолютных норм его обоснования. Обоснованный им принцип пересматриваемости провозглашает необходимую готовность к ревизии уже накопленных знаний, а принцип двойственности обосновывает дополнительность разума и опыта, единство теории и эксперимента (принцип двойственности является, по сути, переформулировкой выдвинутого Нильсом Бором принципа дополнительности). Ф. Гонсет предложил применить к познанию процедуру «четырех фаз»:

1. Постижение научной проблемы.

2. Выдвижение гипотез.

3. Проверка гипотез.

4. Преобразование первоначальной познавательной ситуации.

При этом познание ориентировано не только на объекты, но и на цели и способы действия при общем векторе движения познания от обыденного к научному.

Огромное влияние на все стороны жизни человечества оказали сделанные в XX веке открытия. Их было больше, чем за все предыдущие столетия. Особую значимость приобрели открытия в области физики и биологии. На их основе были разработаны теории (концепции), повлиявшие на развитие цивилизации:

• специальная теория относительности,

• общая теория относительности,

• теория электрослабого взаимодействия,

• теория диссипативных систем,

• разветвленные цепные реакции,

• двойная спираль ДНК,

• теория иммунитета, открытие функции хромосом как носителей наследственности,

• явления квантовой телепортации, соотношение неопределенностей Гейзенберга,

• концепция Большого взрыва,

• кварковая теория строения вещества,

• концепция устойчивого развития,

• концепция «ядерной зимы»,

• открытие эмбриональных стволовых клеток,

• концепция дрейфа материков,

• синтез трансурановых элементов,

• выделение фермента теломеразы, останавливающего процесс старения клеток,

• закон гомологических рядов Вавилова,

• открытие реликтового озера Восток под трехкилометровым панцирем льда в центральной части Антарктиды,

• открытие групп крови,

• планетарная модель атома, эффект Вавилова — Черенкова (излучение света движущимися в среде электронами),

• дифракция рентгеновских лучей в кристаллах,

Человечество шагнуло в космос. Первый искусственный спутник Земли, высадка человека на Луну, атомная энергетика, лазеры, компьютеры, мобильная телефонная связь, телевидение, термоядерный синтез, радиолокация, томография, нанотехнологии, клонирование млекопитающих, атомная и водородная бомбы, новые виды транспорта, ледокол-атомоход «Ленин», радиовещание, ускорители элементарных частиц, пересадка человеческого сердца, космическая орбитальная станция «Мир», проект «Союз − Аполлон», первая посадка на Венеру советского космического аппарата «Венера-3», программа «Геном человека», туннель под Ла-Маншем, ускоритель элементарных частиц — Большой коллайдер в Европейском центре ядерных исследований и многое другое.

Явно обозначился новый виток сближения научного и технического прогресса. Произошла научно-техническая революция. Информационный динамизм привел к быстрому устареванию знаний и породил новую образовательную концепцию — непрерывное образование.

История знает образцы обеих революций. Примером первой из них служит переход от механической картины к электродинамической. Этот переход хотя и сопровождался весьма существенным изменением видения физической реальности, но не менял радикально познавательных установок классической физики.

Вторую ситуацию иллюстрирует история квантово-релятивистской физики, появление которой вызвало перестройку не только научной картины мира, но и классических принципов объяснения, описания, обоснования и организации знаний (в том числе и философских).

Существует два пути перестройки оснований научных исследований: a) путем внутридисциплинарного развития знаний, b) путем междисциплинарных связей и тесного взаимодействия (взаимовлияния) разных наук. И тот, и другой имеют довольно длительную историю.

Действительно, в XXI веке физика элементарных частиц шагнула вперед и серьезнейшим образом расширила представления в этой области.

«В настоящее время, − отмечает д.ф.-м.н. Н.К. Мухин, − открыто и изучено великое множество элементарных частиц (гораздо больше, чем химических элементов, которых уже известно 118). И подобно тому, как в свое время поступил Менделеев с химическими элементами, создав периодическую систему, физики тоже классифицировали частицы, объединив близкие по каким-либо свойствам в классы и группы. Например, классы барионов, мезонов, лептонов и группы странных, очарованных и прелестных частиц (эти названия, хотя и выглядят легкомысленными, вполне официальные)» 27

Источник

рациональность

Полезное

Смотреть что такое «рациональность» в других словарях:

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — (от лат. ratio разум) разумность, характеристика знания с т.зр. его соответствия наиболее общим принципам мышления, разума. Поскольку совокупность таких принципов не является вполне ясной и не имеет отчетливой границы, понятию «Р.» свойственны и… … Философская энциклопедия

Рациональность — (от лат. ratio разум) термин в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном смысле характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым… … Википедия

рациональность — осмысленность, трезвость, здравомыслие, пропорциональность, обоснованность, приспособленность, целесообразность, разумность, удобность Словарь русских синонимов. рациональность см. разумность 2 Словарь синонимов русского языка. Практически … Словарь синонимов

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, рациональности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к рациональный. Рациональность этого мероприятия не подлежит сомнению. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — (от лат. ratio, onis разум). Разумность; правильность; основательность. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ от лат. ratio, onis, разум. а) Способность мышления. b) Исчисляемость. с)… … Словарь иностранных слов русского языка

рациональность — РА ИОНАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — англ. rationality; нем. Rationalitat. 1. Соответствие, обоснованность, целесообразность, противоположность иррациональности. 2. В философии науки высший аутентичный тип сознания и деятельности. 3. Осознание реального факта, переход от по лагания… … Энциклопедия социологии

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — Осознание реального факта; переход от полагания реального к собственно познанию реального. (лат.Rationalis разумный) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

рациональность — Разумность, рассудочность, обоснованность. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — (rationality) 1. Эффективная деятельность по достижению поставленных целей, то есть соответствие намерений целям. В таком определении инструментальной рациональности не нужны попытки оценивать рациональность самих целей. Согласно концепции… … Большой толковый социологический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *