Ребенка как будто подменили
Подменили в роддоме. Как успокоить маму, которая сомневается. 5 советов психолога.
Часто в СМИ появляются рассказы о воспитании не своих детей, которых 30-40 лет назад перепутали еще в роддоме. Телеканалы все чаще показывают подобные шоу. И в головах новоиспеченных родителей волей-неволей возникает вопрос: а своего ли ребенка я воспитываю?
Откуда возникают слухи?
Работает в гештальт- подходе с детьми, подростками и взрослыми людьми, семейными парами.
Обстановка в роддомах сегодня
Сейчас в роддомах дела обстоят иначе. Современные родовые стационары в наше время делают все, чтобы успокоить мнительных родителей, что ребенка не могут подменить на чужого.
Сразу после рождения малыша дают матери на руки, чтобы она могла хорошенько рассмотреть свое творение. Персонал использует не снимаемые пластиковые браслетики для детишек в присутствии мамы.
Допустить, чтоб они случайно соскользнули с ручки или ножки невозможно, разве что ножницами разрезать.
После родов обоих отвозят в отдельную палату, где женщина постоянно находится со своим чадом. Уносят малышей в детский бокс только в экстренных случаях, когда необходима помощь при различных осложнениях у мамы или ребенка. Но к этому моменту они друг с другом уже познакомились.
Иногда масла в огонь подливают сам медперсонал вопросами о родственниках. Ведь когда у мамы-блондинки лежит малыш с темной кожей, возникают интересные вопросы о папе. А у малыша может оказаться банальная послеродовая желтушка.
Как можно обезопасить себя от подмены?
После родов практически каждая мама – или даже папа, если роды были партнерские – сразу делает селфи со своим ребеночком и рассылает фото через мессенджеры всем родственникам и близким друзьям. Вот уже и есть «документ», по которому можно, в крайнем случае, свериться. Многие женщины утверждают, что даже без всех новомодных приспособлений могут узнать голос своего крохи из тысячи других голосов.
Родители часами рассматривают своих детишек в отдельных палатах, чтобы запомнить все родинки на маленьком теле. Ну а если уровень сомнений близится к критическому, можно поставить зеленкой отметину на детском теле, чтобы гарантированно ни с кем не перепутать.
Итак, можно воспользоваться тремя способами, чтобы развеять сомнения:
Последний вариант выяснить родство не из дешевых, но после него у вас больше не останется никаких вопросов по поводу «мой или чужой».
Поэтому бояться не надо.
Хоть негласная статистика и говорит, что на 1000 родов приходится 4 случая подмены детей, сами врачи к подобным цифрам относятся со скептицизмом. Так что смело рожайте и воспитывайте своих детишек, которых вы знаете с первых мгновений их появления на свет.
Сколько месяцев или лет может быть самому младшему ребенку, которого родители привезут на генетическую экспертизу?
— Дети, которым всего один день. Однажды даже ездили в роддом, чтобы взять образцы у малыша.
Чаще всего это касается экспертиз не по установлению отцовства, а материнства.
Например, были домашние роды и нужно понять, кем приходится роженица ребенку.
Еще один распространенный случай: во время УЗИ у новорожденного выявляют патологию, родители психологически не могут с этим смириться и заявляют, что ребенка перепутали в роддоме.
В основном вопрос об отцовстве встает, когда ребенку 1−2 года или 5−6 лет.
Можно сказать, дети этого возраста чаще всего оказываются в кабинете на ДНК процедуре.
Как предотвратить подмену детей при рождении
Обратитесь в больницу, в которой, как вы предполагаете, будут проходить роды, и зададите им конкретные вопросы о мерах, которые предпринимает персонал для предотвращения случайной подмены детей. Это ваш ребенок, и вы имеете право задать этот важный вопрос! Затем будьте бдительны в отношении местонахождения вашего ребенка, пока вы находитесь в больнице.
Многие мамы сегодня отказываются даже вытпустить своих детей из виду на время своего пребывания в роддоме. Проверяйте идентификационные бирки вашего ребенка, когда он с вами, и конечно же, прежде чем вы вместе покинете больницу.
Не пренебрегайте своей интуицией – обратите внимание на свой внутренний голос: если вы чувствуете неуверенность в том, что это ваш ребенок, или просто испытываете беспричинное беспокойство – скажите об этом и попросите что-то с этим поделать. Получите тест по беременности и родам в доверенной аккредитованной генетической лаборатории, чтобы подтвердить личность ребенка
Размышления напоследок
Если у вас возникли подозрения – ваш ли это ребенок или же ребенок, возможно, был подменен, или если он уже взрослый человек, который не уверен в своем происхождении, самый верный способ успокоить ваш разум и сердце – это провести тест ДНК на установление Материнства. Он работает так же, как тест на отцовство: все, что от вас потребуется, – это быстрый мазок с внутренней стороны щеки и ваше желание узнать правду. Несмотря на развитость перинатальных центров и их постоянное усовершенствование, в России и в остальном мире имеют место случае подмены детей, и это, безусловно, нельзя оставлять без внимания. Где бы не находились люди: в городе или в глухой деревне, они имеют равные права на счастье быть родителями и воспитывать собственных детей.
Но что делать, если произошла подмена?
В этом случае, единственный выход, на мой взгляд, заключается в том, чтобы родителям и детям был дан какой-то ребиалитационный период, когда они могли бы познакомиться друг с другом, пообщаться, дать детям привыкнуть к новым родителям, не обрубая связи с родителями, которые их вырастили, и только после этого принимать решение о передаче детей их биологическим родителям. Мало родить ребенка, надо его еще и вырастить. Вот я считаю, что родители- это те люди, которые дали тебе воспитание, образование, заботились о тебе и создавали все условия для твоего роста и развития. Конечно, вопрос подмены детей и возврата их биологическим родителям является более чем сложным. Не смотря на то, что каждый пострадавший родитель безусловно хотел бы найти своего родного ребенка, но разве можно поспорить с тем, что ребенок, которого он воспитывал 10 лет стал ему не родным? Так стоит ли что-то менять, устраивать дополнительный стресс для детей и родителей и вводить практику обмена.
По неофициальной статистике в одной только Москве на каждые 10000 родов приходится 4 подмены.
Зачастую факт подмены детей так и остается тайной. Но даже когда он доказан, пострадавшим семьям бывает нелегко защитить свои нарушенные права. В соответствии с законодательством России пострадавшие родители вправе требовать привлечения виновных к уголовной ответственности по ст. 153 УК или по ст. 293 УК. Однако, сроки давности по обеим статьям составляют 6 и 2 года соответственно.
В связи с тем, что зачастую факт подмены детей становится известным много позже, по указанным статьям виновных лиц привлечь к ответственности становится невозможно. Однако, это не лишает семей права подать гражданский иск о компенсации морального вреда. К сожалению, суды идут неохотно на удовлетворение исков потерпевших в полном объеме, несмотря на очевидные нравственные страдания и ошибки виновных, длинною в жизнь.
Как будто подменили: почему ребенок прекрасно ведет себя в детском саду, а дома скандалит
История о ребенке-оборотне уже много лет кочует по родительским форумам и сообществам. В саду, в школе, у бабушки в шахматной студии — золотой ребенок: внимательный, аккуратный, спокойный, договороспособный и дружелюбный.
А домой приходит и превращается в яростного берсерка, который рыдает, кидается вещами, злится и орет. Это нормально вообще? Оказывается, нормально, и для этого даже целое научное объяснение есть.
Ужасное поведение ребенка, которое наблюдают его родители после долгого дня в саду или на кружках — это не частный случай, а вполне себе распространенный феномен. Русскоязычного названия у него пока нет, но с английского его можно вольно перевести как «послешкольный коллапс из-за перенапряжения». Примерно это и происходит с ребенком, когда он возвращается домой после того, как целый день был «молодцом» и «умничкой». Но давайте по порядку.
По словам семейной консультантки и специалистки по вопросам родительства Андреа Лоуен Наир, этот коллапс происходит из-за того, что дети целый день держат себя в руках, и только к вечеру, оказавшись дома, могут проявить свои истинные эмоции.
Кто-то становится плаксивым, кто-то начинает кричать и ругаться, а с кем-то становится невозможно договориться. Дети постарше могут вести себя грубо, неуважительно, хамить и обзываться.
При этом некоторые дети в большей степени подвержены такому перенапряжению, чем другие. «Чаще всего такой эффект наблюдается у более чувствительных и эмоциональных детей, а также у детей, которые испытывают сложности с учебой или социализацией, — говорит психолог Ванесса Лапоинт. — У более спокойных детей тоже бывают такое, особенно если это был очень тяжелый день, или они слишком устали или заболевают».
Эмоциональные коллапсы могут происходить на протяжении всего учебного года, но чаще всего они случаются на протяжении первых нескольких месяцев, когда ребенок привыкает и адаптируется к новым условиям.
Откуда берется это перенапряжение?
«В школе дети обычно делают то, что от них требуется, чтобы „вести себя хорошо“ или сохранять хорошие отношения, — говорит Наир. — После того, как дети занимаются этим целый день, наступает тот момент, когда они просто уже не в состоянии сдерживать это напряжение — как мыльный пузырь, который вот-вот лопнет».
Необходимость решать миллион задач — образовательных, социальных и эмоциональных — да еще без присутствия и участия родителей — высасывает из ребенка все силы. Лапоинт отмечает, что некоторые дети устраивают истерики в конце дня просто потому что они переутомились или перевозбудились.
Однако переутомление не всегда является единственной причиной эмоционального коллапса после школы или сада. Иногда к этому причастно и то, что психологи называют «защитным отчуждением».
«Ваш ребенок очень нуждался в вас, а вас там не было, — объясняет Лапоинт. — А теперь вы рядом, но изначальная волна облегчения растворяется в целом шторме защитного отчуждения — ребенок злится и отстраняется от вас. Это как когда родитель находит своего ребенка, который потерялся в супермаркете. У родителя есть несколько секунд облегчения, пока он обнимает своего только что найденного ребенка, а потом — бам! — включается защитное отчуждение, и он начинает яростно его отчитывать».
Что делать, когда ребенок сходит с ума после сада?
Итак, вы с ребенком пришли домой, и там он устроил вам локальную катастрофу с криками и швырянием вещей. Что делать? Предоставьте ему возможность выпустить пар и окажите посильную поддержку.
«Пока ребенок кричит, кидается и в целом сходит с ума, будьте рядом и просто спрашивайте его: „Сегодня был длинный день, да?“ или говорите: „Я рядом“», — советует Лапоинт. Понятное дело, что это непросто, если в этот момент вам параллельно приходится управляться со вторым ребенком или готовить ужин, но попробовать все же стоит.
Наир рекомендует придумать какую-то вечернюю рутину, которая будет помогать ребенку сбросить стресс и успокоиться. Это может быть пешая прогулка, езда на велосипеде, игра в «щекотки», танцы под музыку или наоборот что-нибудь спокойное вроде чтения или собирания пазлов. Такой ежедневный сеанс расслабления может войти в ваш привычный распорядок дня и стать способом, который поможет и вам, и вашему ребенку избавиться от сильных эмоций, накопившихся за день.
«Мы, люди, любим наши рутинные привычки, — объясняет Лапоинт. — Нам нравится иметь безопасный сценарий того, как будут разворачиваться события. Эти сценарии обеспечивают нам защиту и поддержку в период эмоционального шторма».
А что там насчет мультиков? Лапоинт говорит, что вы можете использовать экранное время как способ разрядки, если другие способы не работают, и если вашему ребенку такой метод подходит. Но лучше сажать ребенка перед экраном после того, как вы дадите ему насытиться контактом и общением с вами — насколько это возможно.
Можно ли предотвратить это поведение?
К счастью, существуют способы уменьшить эту послесадовскую агонию.
Улыбайтесь и машите
Наир рекомендует взять привычку позитивно встречать ребенка после сада и школы — и начинать с улыбки и объятий, а не с расспросов про поведение и домашку.
Также она предлагает дать ребенку немного времени выдохнуть и переключиться после того, как вы его забрали.
«Если вы едете в машине, просто включите радио и помолчите. Если вы идете пешком, не старайтесь много говорить, или просто обсуждайте то, что замечаете по дороге, — советует она. — Это не время для больших разговоров».
Так же, как и взрослые, дети становятся раздражительнее, когда они хотят есть. Так что вот еще одна хорошая идея: забрав ребенка из сада или школы, покормите его до того, как он об этом попросит или начнет скандалить.
После целого дня занятий ребенку надо подкрепиться — так что захватите с собой воду, фрукт, орехи или любой другой перекус, который порадует вашего ребенка. Даже если его кормили в саду, это не значит, что он не может быть голоден.
Кроме того психологи советуют отправить себя в сад вместе с ребенком. Не буквально, конечно, но сделать так, чтобы он ощущал ваше присутствие и связь с вами, даже когда вас нет рядом. Напишите ему милую записку и положите в карман рюкзака, повесьте на дверцу шкафчика свою фотографию, дайте ребенку с собой какую-то маленькую игрушку или аксессуар, который будет напоминать о вас.
Сделайте так, чтобы у него всегда была возможность взглянуть на что-то и подумать о вас. Если в течение дня ребенок будет ощущать ваше присутствие и поддержку, он будет чувствовать себя менее уязвимо и беззащитно, а в конце дня — меньше злиться из-за того, что вас не было рядом.
По возможности постарайтесь уделить внимание ребенку не только после того, как он вернется из сада, но и до этого — во время утренних сборов.
«Поставьте будильник на 15 минут раньше обычного и используйте это время для того, чтобы пообниматься или почитать книжку, — советует Лапоинт. — Просто сделайте вместе что-то, пропитанное духом единения и любви».
Что в итоге?
Для того, чтобы вам было проще понять эмцоиональное состояние ребенка, который, вернувшись из садика, горестно разносит квартиру, вспомните о взрослых, которые приходят домой после тяжелого рабочего дня и срываются на домочадцев — да, такое случается даже со взрослыми, у которых, по идее, самоконтроля должно быть побольше.
Так что не удивляйтесь, если несмотря на всю вашу подготовку и предпринятые меры, эмоциональный коллапс все равно произойдет. «В большинстве случаев, если коллапс происходит несмотря ни на что, значит, он должен был произойти», — говорит Лапоинт. Поговорить с ребенком после того, как он успокоиться, тоже важно — если не для предотвращения таких случаев в будущем, то хотя бы для того, чтобы помочь ребенку почувствовать себя лучше после всего, что он устроил.
«Вам надо замкнуть круг, чтобы ребенок знал, что вы любите его, несмотря ни на что, и заронить зерно управляемости на следующий раз, — объясняет Лапоинт. — Вы можете сказать: „Я люблю тебя целиком — даже ту часть, которая скандалит. В следующий раз, когда почувствуешь, что ты готов взорваться, сделай глубокий вдох. И попробуй словами объяснить мне, что произошло“». Покажите ребенку, что все в порядке, и что вы его любите — не стоит слишком долго зацикливаться на его поведении во время скандала.
Дайте ребенку понять, что дом — это безопасное место, где его всегда поймут и поддержат, несмотря на его усталость и «плохое» поведение.
После того, как истерика закончится, а ребенок успокоится, поест и отдохнет, вы можете обсудить с ним его поведение и порекомендовать, как он может скорректировать его в следующий раз, однако в момент эмоционального взрыва лучше просто будьте рядом и проявляйте участие по мере возможности.
Ваш ребенок прожил целый день, решая проблемы и справляясь с самыми разными задачами, а вас все это время не было рядом. И хотя бурная эмоциональная реакция может показаться непредсказуемой и нелогичной, просто примите тот факт, что так ребенок избавляется от напряжения и сильных эмоций, и он сейчас как никогда нуждается в вашей любви и поддержке.
Ещё почитать по теме
Скандалы, интриги, истерики: почему детям бывает сложно справиться с эмоциями и как им можно помочь
Золотая середина существует: что такое ассертивное родительство и как начать его практиковать
10 ситуаций, когда нам кажется, что ребенок ведет себя плохо, но на самом деле это не так
Ребенка будто подменили, что делать?
Добрый день. У ребенка последнее время поведение, на которое мы не знаем как реагировать. Обижается, если сделать что-то не так как он хочет. Вчера не успели на улице покопать снег, нужно было идти в музыкальную школу. В итоге на занятие пошел, но делать ничего не стал. Просто повесил руки и голову и все, учитель с урока выгнала. В садике тоже стали жаловаться, может просто сесть и ни на какие уговоры не поддается, не идет ни есть, ни играть. На днях сдавали кровь из пальца, была такая истерика, и столько было сказано, «зачем мне такая жизнь вообще нужна», хотя до этого сдавали без проблем. Буквально каких-то два-три месяца назад таких заскоков не было. И как сейчас с ним себя вести? Уговоры не действуют, как будто еще хуже становится. Наказывать не хочется, хотя после вчерашнего инцидента наказание в виде запрета телевизора я все же применила. У нас в семье каких-то кардинальных событий не происходило, все как обычно, а ребенка будто подменили.
У такого резкого изменения в поведении Вашего сына в любом случае должна быть веская причина. Но иногда мы, родители, не можем сразу ее увидеть или понять в силу наших привычек, стереотипов мышления или убеждений. Поэтому лучше всего обратиться на очную консультацию к психологу, чтобы он помог Вам посмотреть на Вашу ситуацию с разных сторон, выявить эту причину и разобраться с ней. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных служб психологической помощи в Вашем городе.
В поиске причины протестов Вашего сына Вам может помочь наблюдение за ним, внимание к его чувствам, поступкам, мнению. Если это возможно, прямо и спокойно поговорите с мальчиком, но не в самой ситуации, а после, когда эмоции уже улеглись. В доверительной беседе выясните, чего он хотел или не хотел и почему, объясните, почему нужно было поступить вразрез с его желанием. Вместе с тем, принимайте его негативные чувства, ведь это нормально испытывать обиду и злость, когда происходит то, чего ты не хочешь.
В процессе такого разговора избегайте обвинительного, осуждающего тона, обращайтесь к сыну с искренним интересом, показывайте свое сопереживание и понимание его трудностей. При этом лучше воспринимать его капризы не как то, что он просто вредничает или действует Вам назло. Посмотрите на его поведение как на сигнал о том, что он испытывает внутренний конфликт или дискомфорт, с которым не в силах справиться самостоятельно.
В целом, старайтесь позитивно общаться с ребенком. Как можно чаще показывайте ему свою любовь, замечайте его хорошее поведение чаще, чем плохое, хвалите за достижения, проводите вместе время, посещайте интересные для него мероприятия.
Послушание заложено в детях природой, так как следование за «своим» взрослым является необходимым условием для выживания малыша. Поэтому Ваша задача состоит в том, чтобы вернуть доверие сына, чтобы он продолжал следовать за Вами, а значит, слушаться. Только взаимное доверие и уважение к чувствам друг друга может стать основой будущего успеха и счастья наших детей.
«Кто подменил наше чадо?» или Что такое кризис первого года. Часть I
Вашему малышу около года. Чуть больше или меньше, неважно. Вы уже чувствуете себя опытной мамой. А как же! Вы научились мастерски справляться с домашними делами, пока малыш спит или играет у ваших ног с кастрюльками и погремушками. Вы разбираетесь, как заправский косметолог во всех типах и видах детских кремов, научились за десять минут одевать ребёнка и выносить его и коляску из узких дверей лифта. Вы даже успеваете порадовать мужа вкусным ужином и погладить ему, любимому, рубашку. Даже ворчливая свекровь признаёт, что из вас получилась отличная мама и умиляется своему улыбчивому внуку. А сегодня с утра это сокровище, кажется, сошло с ума и решило свести с ума вас и остальных домочадцев.
Ещё вчера послушное чудесное дитя, а сегодня его будто подменили. Во время завтрака он плевался едой, обрызгав вас и стены. Потом попытался залезть в стиральную машину, вытащил и перевернул ведро с мусором, процесс одевания на прогулку растянулся на полтора часа из-за его ярого сопротивления. На улице он попытался слопать найденный в песочнице окурок, потом на неокрепших ножках удрал от вас и чуть не вылетел на проезжую часть. Хотя было видно, что устал, категорически не хотел идти домой, отбивался и кусался. Процесс укладывания спать растянулся на полчаса, когда он то просился на ручки, то отталкивал, опять лез на ручки, будто не понимая, что же ему на самом деле надо.
Поздравляем! У вашего малыша кризис первого года!
Кризисы- это неизбежный признак взросления, и они наступают у 100% психически нормальных детей с небольшим колебанием по возрастным границам. В какие-то моменты психика ребёнка совершает резкий скачок в развитии (это бывает связано или с новыми установившимися связями в мозгу, с гормональной перестройкой), и в этот момент ВСЕГДА наступает кризис. И хотя сейчас все родители знают, что кризисы существуют, но все оказываются неготовыми к проявлениям кризиса у собственного чада. А тут ещё на бедную маму начинают валиться разномастные советы от бабушек, соседок, врачей и кумушек-подружек: «избаловали, наказывать надо!» «вам бы успокоительный сбор попить» «а к невропатологу не обращались?» «у вас с мужем, наверное, всё плохо, вот дитё и чувствует…»
Отметите все эти «советы» и сначала уясните, почему случается кризис. Ребенок развивается постепенно, но не ровно, а как бы рывками переходя с одной «ступеньки» на другую. Каждый такой переход обязательно сопровождается кризисом — ребёнок уже сознаёт, что может большего, но еще не знает, чего именно, как этого добиться, или не умеет достичь желаемого. Это – со стороны ребёнка.
Но и родители, не понимая, что происходит с ребёнком, вступают с ним в конфликт, а не помогают. Так возникает кризис – когда между ребёнком и родителями возникает некоторая напряжённость и недопонимание. Из этого следуют три вывода: пережить кризис – это не попытаться «сломать» ребёнка, а найти компромиссное решение. Второй вывод: если вести себя правильно, кризис всегда заканчивается. Третий вывод: за кризисом первого года будут новые. А конкретно: второго года, третьего года, 6-тилетки, подростковый кризис, кризис юности, а там уже и до кризиса среднего возраста доживём..
Что характерно для этого первого кризиса?
И как пройти кризис первого года с наименьшими потерями и с наибольшей пользой?
В возрасте от 10 месяцев до года и 3 месяцев каждый ребёнок однажды из покладистой крохи превращается в упрямого монстрика. Он будто не может усидеть на месте, и хотя плохо ходит (или почти не ходит), всюду лезет, всё тащит, всё ломает. Запреты игнорирует, раздражается, любое, что не по нему, вызывает истерику и слёзы. Со стороны кормление начинает походить на бесплатный цирк, а одевание на уроки борьбы. При этом ребёнок становится «мамсиком», не отлипая от мамы в какие-то дни настолько, что маме приходится даже в туалет ходить с ним.
Почему так происходит?
Как уже говорилось выше, кризис наступает тогда, когда есть противоречие между желаемым и реальными возможностями ребенка. Представьте: раньше ваш малыш был одним целым — сперва физически, затем психологически — с мамой, и полностью зависел от нее и других взрослых. Если кроху что-то беспокоило, он давал об этом знать плачем, и вы заботились о нем. Увидел что-то интересное, показал пальчиком – и вот уже мама несет прямиком к цели. Здорово, но для малыша пока совсем непонятно: где же заканчиваюсь я и начинается весь остальной мир?
Вот ваш карапуз встал на ножки, сделал первые шаги. И очень быстро обнаружил, что, оказывается, теперь он может сам добраться туда, куда хочется! И может сам выбрать, куда идти, что схватить и рассмотреть. Оказывается, можно самому кушать такое интересное яблочное пюре, а если невкусно — выплевывать! И если я разозлился на маму, то могу убежать от нее или отбрыкаться… Но потом выясняется, что даже если я пытаюсь кушать сам, ложка почему-то норовит перевернуться, и я все равно остаюсь голодным, и такой красивый мячик выскальзывает из неловких ручек и убегает далеко, и колечки от пирамидки никак не хотят нанизываться… Обидно. Так где же теперь заканчиваюсь я и начинается мама. И куда подевается мама, если я убегу далеко-далеко. И если мы не одно целое, то вдруг она куда-то исчезнет без меня?
Продолжение следует.