Ребенок ходит как утка
Походка у малышей. Правильные первые шаги, как избежать нарушений, как скорректировать проблемы.
Рассказывает Дарья Павловна Минисиярова,
Врач ЛФК, диетолог детского медицинского центра «Аква-Доктор»
В первые годы жизни у детей могут наблюдаться явные нарушения походки. Хотя многие из таких отклонений довольно распространены и проходят самостоятельно, некоторые из них требуют коррекции или проведения лечения.
До тех пор, пока ребенку не исполнится примерно 3 года, его нормальная походка не будет похожа на походку взрослого. Таких отличий достаточно много, и они являются нормальными. Походка ребенка отличается широкой стойкой с быстрой ритмикой (каденсом) и короткими шагами. Ноги у малыша еще ротированы кнаружи. Свод стопы такой же, как у взрослого при плоскостопии. Координация шага и ответного маха рукой развивается только к возрасту 15-18 месяцев. Бежать и менять направление ребенок сможет только после 2-х летнего возраста. К достижению школьного возраста длина шага у ребенка увеличивается, а частота шагов замедляется. Походка и осанка у взрослых возникают примерно в возрасте 8 лет.
Чтобы оценить норму и патологию походки, необходимо знать основные этапы ее нормального развития.
Нормы развития двигательных навыков
Нормы развития двигательных навыков
Ползать на четвереньках
Поднимитесь по лестнице на четвереньках
Спуск по ступенькам
Подъем по ступенькам (чередуя ноги)
Прыжок на одной ноге, прыжок в длину
Баланс на одной ноге 20 секунд
Нормальные варианты походки у детей
Хотя родители нередко обращаются за консультацией врача по поводу нижеприведенных вариантов, следующие особенности походки у детей считаются нормальными:
Ходьба на пальцах ног распространена до 3 лет.
Подворачивание стопы внутрь может проявляться из-за постоянной антеверсии (поворот с наклоном вперед) бедренной кости. Дети ходят так, чтобы колени и ступни были направлены внутрь (это чаще всего встречается в возрасте от 3 до 8 лет).
Также часто встречается внутренний перекрут большеберцовой кости (колени направлены вперед, а стопы направлены внутрь).
Гибкий С-образный боковой край стопы – приходит в норму самостоятельно к 6 годам.
Кривые ноги (genu varus) распространены с рождения до раннего детства, максимум в возрасте 1 года, часто с расхождением пальцев ног. В большинстве случаев проходит к 18 месяцам.
Стук в коленях (genu valgus) — обычное явление, связанное с ростом пальцев ног. Проходит к 7 годам.
Плоскостопие у детей — обычное дело. Арка стопы ребенка не развивается, по крайней мере, до 2–3 лет. Плоскостопие обычно проходит к 6 годам, но в 15% случаев сохраняется.
Кривые пальцы ног – из-за чрезмерной нагрузки на ноги в детстве.
Если эти нормальные в определенном возрасте отклонения сохраняются позже, чем ожидалось, прогрессируют или асимметричны, сопровождаются болями и функциональными ограничениями, тогда необходима консультация у детского травматолога- ортопеда.
Аномальная походка у детей
К аномальным признакам нарушений, требующим внимания родителей и врачей, относятся следующие:
Анталгическая походка (походка, вызванная болью).
Уменьшено время возможной нагрузки на одну из ног.
Маленький ребенок может проявлять нежелание вставать на ноги.
«Круговая» походка, когда ребенок словно кружится вокруг одной ноги.
Чрезмерное отведение бедра при повороте ноги вперед.
Несоответствие длины ног.
Ограниченная подвижность суставов.
Скованность, волочение стопы с переворотом стопы. Это часто наблюдается при неврологических заболеваниях.
Атаксическая (несогласованная) походка.
Неустойчивость ходьбы (атактическая походка) с чередованием узкой и широкой постановки ног.
Походка Тренделенберга («матросская походка» с вращением бедер, коленей и ступней наружу.
Постоянная походка на носках без контакта опоры с пяткой.
Вышагивающая походка (нога высоко приподнимается при каждом шаге).
Неуклюжая походка (проблемы с координацией движений, падения.
Оценка нарушения походки
Задержка развития навыков ходьбы после 18 месяцев требует тщательной оценки, особенно у мальчиков, чтобы исключить нервно-мышечные заболевания, равно как и общую задержка в развитии речи, слуха, зрения и мелкой моторики. Задержка развития требуют рассмотрения врачом метаболических причин (остеомаляция и лизосомная болезнь). Неблагоприятным признаком является регресс уже приобретенных двигательных навыков, который нередко возникает при артритах, воспалительных миопатиях и нейродегенеративных расстройствах.
Наличие постоянных болей с острым началом и хромотой может указывать на травму или инфекционно-воспалительные заболевания. Незаметные травмы часто встречаются у очень маленьких детей. Перелом у малышей необходимо учитывать у явно здоровых, но не способных встать на ноги или нести свой вес детей. Травмы могут быть вызваны чрезмерным перенапряжением (стрессовые переломы, отрывные переломы). Этот вариант чаще встречается у активных детей.
Нарушение походки (анталгическая хромота) и скованность чаще встречаются при ювенильном идиопатическом артрите. Страдающие им дети проявляют раздражительность, плохо спят, отказываются ходить.
Если проблемы ухудшаются по утрам или после периодов покоя, это указывает указывают на воспалительные причины.
История укусов клещей с последующими болями в суставах и мышцах может говорить о развившемся боррелиозе.
Сыпь, такая как при псориазе, может быть связана с псориатическим артритом. Фоточувствительная сыпь при артралгии и недомогании, особенно у девочек-подростков, может указывать на системную красную волчанку. Макулопапулезная сыпь, часто возникающая при высокой температуре, характерна для ювенильного артрита.
Как правильно проверить походку ребенка и его устойчивость?
Сначала понаблюдайте за входящим в комнату ребенком — скорость, шаг, равновесие.
Попросите его пройти через комнату, повернуться и вернуться.
Попросите ребенка пройтись, ставя ступни пятку к носку по прямой линии.
Попросите пройтись на носках по прямой, а затем на пятках по прямой.
Попросите ребенка подпрыгнуть на каждой ноге отдельно.
Попросите ребенка сделать неглубокое приседание или сгибание ноги в колене.
Попросите ребенка встать со стула и пройти через комнату, повернуться и вернуться к вам.
Оцените функцию мозжечка — например, попросите малыша поставить ноги вместе, вытянуть руки в стороны и закрыть глаза, либо попасть пальцем в нос при отрытых и закрытых глазах.
Если есть подозрение на отклонения от нормы, необходимо получить консультацию у педиатра или детского травмотолога-отропеда. Врач может назначить следующие виды исследований: анализы крови, посев крови и серологические исследования, анализ на анитетела, рентген, КТ и МРТ, УЗИ, генетическое тестирование.
Нарушение походки у детей: причины и симптомы
Если хотя бы один из факторов не соответствует норме, походка будет в той или иной степени нарушенной.
Симптомы неправильной походки
Как распознать нарушения походки? Симптомами того, что надо сходить к врачу, являются:
Причины нарушения походки
Если ребенок испытывает трудности при ходьбе, это может сигнализировать о том, что в работе одного из отделов ЦНС или головного мозга возникли некоторые проблемы. Однако причины нарушения походки не всегда связаны с патологиями внутренних органов. Существует ряд факторов, которые не имеют никакого отношения к мозговой активности и работе нервной системы (здесь нарушение походки возникает потому, что малыш элементарно испытывает боль при ходьбе):
Ну и, наконец, ортопедические проблемы, такие как косолапость или плоскостопие, также являются причинами неправильной походки.
К какому врачу обращаться
Если вы заметили, что ребенок испытывает неприятные ощущения при ходьбе или что его походка имеет тревожные особенности, нужно срочно обратиться к специалисту. Как уже говорилось, такого рода нарушения могут быть симптомами заболеваний мозга или центральной нервной системы. Какой врач занимается лечением нарушенной походки, зависит от того, какая из вышеперечисленных причин тому послужила. Это может быть:
О пользе ортопедической обуви
Важна ли правильно подобранная обувь при нарушениях походки? Безусловно! Ортопедические ботинки, туфли или сандалии надежно зафиксируют ногу, крепкий задник не даст заваливаться пятке, а специальный каблук предотвратит инверсию стопы при ходьбе.
Ортопедическая обувь поможет при косолапости, плоскостопии, неврологических заболеваниях, связанных с увеличением мышечного тонуса. А если правильно обувать малыша непосредственно с того момента, когда он впервые встал на ножки, можно вообще избежать проблем с походкой.
Приобрести качественную ортопедическую обувь можно в нашем интернет-магазине. Мы напрямую сотрудничаем с производителем и готовы предложить минимальные цены и быструю доставку заказа в любую точку страны.
Видео по теме:
Деформация ног у детей (косолапие, “утиная” походка, варус, вальгус)
Походка у детей отличается от походки взрослого человека. В разные периоды роста ребенка те или иные отклонения являются возрастными изменениями, которые самостоятельно исправляются с возрастом. Однако всегда надо иметь настороженность по поводу проблем, которые требуют медицинского лечения.
Основные этапы развития ходьбы у ребенка
Наиболее распространённые типы нарушений походки у детей?
К наиболее частым нарушения походки у детей относятся:
Косолапие (intoeing), внутренняя ротация ног
Косолапие, приведение стоп, обычно не вызывает серьезных проблем. Эта проблема носит временный характер и в большинстве случаев не требует ортопедической коррекции и лечения. Самой большой проблемой при косолапии может быть трудности при подборе обуви или косметическое отлонение в подростковом возрасте.
Важно отличать косолапие от косолапости. Косолапость (в отличие от косолапия) – серьезная ортопедическая патология (деформация стопы в результате диспластического процесса соединительной ткани). Таким детям требуется ортопедическое и/или хирургическое лечение
К косолапию может приводить:
“Утиная походка” (outtoeing), наружная ротация ног
Наиболее распостраненными нарушениями походки у детей являются косолапие (intoeing) и «утиная походка» (outtoeing)
Приведение стопы (metatarsus adductus, приведение плюсны)
Приведение стопы – это распространенная позиционная деформация, в результате которой стопы ребенка сгибаются внутрь от середины стопы до пальцев. В тяжелых случаях может напоминать косолапость. В большинстве случаев состояние улучшается самостоятельно.
В случае выраженных нарушений может потребоваться лечение, которое включает упражнения, гипсовые повязки или специальную корректирующую обувь.
Торсия большеберцовой кости
Торсия большеберцовой кости – это поворот голени внутрь или наружу. Состояние обычно улучшается без лечения, обычно до 4-х летнего возраста ребенка.
При внутренней торсии большеберцовой кости стопы ребенка смотрят внутрь. При наружной торсии большеберцовой кости стопы ребенка разведены наружу.
Антеверсия (внутренняя ротация) бедренной кости
Антеверсия (внутренняя ротация) бедренной кости обычно становится заметной в возрасте от 2 до 4 лет, когда вращение бедра внутрь имеет тенденцию к увеличению.
Состояние обычно исправляется без лечения
Ретроверсия (наружная ротация) бедренной кости встречается реже чем антеверсия. Состояние также чаще всего исправляется самостоятельно
В некоторых случаях может потребовться хирургическое лечение в случае антеверсии или ретроверсии бедренной кости, если ребенок старше 9 лет и имеет очень тяжелое состояние, когда ребенок часто спотыкается и имеет выраженные нарушения походки.
Варусная и вальгусная деформация в коленных суставах
Варус (bow legs) и вальгус (knock knees) являются стадиями развития и, как правило самокорректируются по мере роста ребенка
Вальгусная деформация коленных суставов – это состояние, при котором колени отклоняются внутрь (так называемые «Х-ноги»). У большинства детей в течение определенного периода времени в той или иной степени может возникать вальгус в коленных суставах, хотя у некоторых детей это более заметно.
В редких случаях вальгус коленных суставов может быть признаком заболевания костей, особенно когда это заболевание появляется впервые, когда ребенку более 6 лет.
Как вальгус в коленных суставах связан с развитием?
У младенцев: вальгус в коленных суставах не типичен для младенцев до 2-х лет жизни.
У детей 2-5 лет: в возрасте от 2-3 лет у детей обычно появляется небольшой вальгус в коленных суставах. До возраста 4-5 лет вальгус может иметь тенденцию к усилению.
Дети старше 7 лет: к 7 годам ноги детей обычно выравниваются. Однако у некоторых детей вальгус коленных суставов может проявляться и в подростковом возрасте.
В возрасте до 2-х лет варус коленных суставов является нормой развития. Вальгус коленных суставов в возрасте от 2 до 7 лет является нормой.
Какие причины Х-образной деформации ног у детей?
Обычно вальгусная деформация коленных суставов в возрасте от 2 до 7 лет является возрастной нормой. Это положение помогает детям сохранять равновесие.
В более редких случаях «х-образная» деформация ног может быть связана с:
Когда родителям необходимо беспокоится по поводу вальгуса коленных суставов?
Плоскостопие у детей
Плоскостопие является нормой для младенцев и маленьких детей. Своды стоп у детей развиваются примерно к 5-8 годам.
Ходьба “на носочках”
Хождение на носочках – распространенное нарушение походки, особенно у маленьких детей, которые только начинают ходить. В большинстве случаев хождение на носочках проходит самостоятельно с течением времени. Однако дети, которое какое-то время ходят нормально, а затем начинают ходить на цыпочках, или дети с напряжением, укорочением ахиллова сухожилия нуждаются в дополнительном лечении.
Ходьба на носочках у детей. Может быть вариантом нормы в начале ходьбы, а также возникать в результате нарушения тонуса или укорочения ахиллова сухожилия.
Часто родителей беспокоит нарушение постановки ног ребенка. Зачастую нарушения являются физиологической нормой и проходят самостоятельно с ростом ребенка. Однако в некоторых случаях такие нарушения могут быть проявлением нейроортопедической патологии. Поэтому я рекомендую при нарушении постановки стоп или коленных суставов обратиться к врачу для оценки состояния ребенка.
Также вы можете скачать методичку Доктора Линн Стэйли в переводе НИДОИ им. Г. И. Турнера (скачать)
Ребенок ходит как утка
Обратите внимание, если ваш малыш бегает и не спотыкается на ровном месте, то нет причин волноваться из-за временного «косолапия». Но если со временем ребёнок спотыкается всё чаще и чаще, может быть необходимо ортопедическое вмешательство (использование на время сна скобы, вставляемой между специальными ботинками), которое обычно проводится примерно с полутора или двух лет.
Помимо повёрнутой вовнутрь голени, ещё одной причиной смотрящих внутрь пальцев ног, может быть выворот внутрь бедренной кости. Как отличить первое от второго? Если коленные чашечки стоящего ребёнка смотрят строго вперёд, то выворот стоп скорее всего объясняется поворотом голеней. Если же коленные чашечки направлены друг на друга, то это случай поворота бедренных костей.
Вы снизите риск возникновения обеих деформаций, если ваш малыш будет сидеть и спать в правильном положении.
Очень важно наблюдать за походкой своего ребёнка и, подметив необычные особенности, сразу же информировать о них врача.
Хождение на мысках. Никто не знает, почему большая часть детей от двенадцати до двадцати четырёх месяцев ходят на мысках! Это привычка или малыш просто дурачится. Но, если от этой привычки никак не удаётся избавиться, необходимо, чтобы ребёнка осмотрел врач. Возможно, мышцы голени и ахиллесово сухожилие стянуты.
Ребёнок хромает или странно ходит. Прихрамывание у детей должно всегда восприниматься очень серьёзно и, конечно же, заслуживает медицинского обследования. Если же малыш странно ходит (вперевалку или волочит одну ногу) срочно сообщите о своих наблюдениях врачу.
Ребёнок не желает ходить. Если ребёнок, который ходил совершенно нормально, вдруг внезапно отказывается ходить, сообщите об этом врачу. Обратите внимание на нижеизложенное:
Доставьте ребёнка вместе со своими записями к врачу для полного обследования.
«Неуклюжий ребенок» или синдром диспраксии у детей
Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.
От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.