Ребенок как субъект обучения

«Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и образования»

Ребенок как субъект обучения. Смотреть фото Ребенок как субъект обучения. Смотреть картинку Ребенок как субъект обучения. Картинка про Ребенок как субъект обучения. Фото Ребенок как субъект обучения татьяна щурова
«Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и образования»

Дети — это наша жизнь, смысл нашего существования. Ради них мы живём, радуемся каждому новому движению, слову, высказыванию.Какие все они разные: активные, энергичные, весёлые, капризные, любознательные. Одновременно удивляешься качествам индивида —этого маленького человечка: уму, произношению, доброму отношению к людям, к живой природе.

Рождаясь беспомощным младенцем и постепенно вырастая, человек становиться личностью лишь в процессе целенаправленного воспитания и обучения. В процессе воспитания, центральной фигурой является тот, кого воспитывают – воспитанник. Результатом воспитания – развитие личности. Личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает при жизни.

Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида изменяющего мир. Субъект — сознательно действующее лицо. Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.

Но ребёнок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса – индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности.

Итак, я нашла более или менее приемлемую, по моему мнению, тактику воздействия на ребёнка, как субъекта и объекта воспитания. Это словесный метод «пропаганды» добра, гуманности, сочувствия ближнему. В нашем МАДОУ №8 «Планета детства» большое внимание отводится духовно-нравственному воспитанию детей. Дети стали внимательны после бесед и прочтения сказок о культурном и вежливом отношении к своим родителям, друзьям и сверстникам.

Развитие личности – это процесс изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений, активно участвующий в сознательной деятельности.

Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, то есть параметров актуальных отношений между людьми.

Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры,ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям.

Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект. Не может быть единых рецептов воспитания.

Становление собственно человека в качестве общественного существа, личности, обладающей сознанием, осознанно воспринимающей окружающий мир и воздействующей на него, связано исключительно с развитием в онтогенезе, причем в условиях общественного существования. Вне общества, без общения с людьми ребенок не может стать личностью, не может развиваться как человек. Подтверждают это примеры воспитания слепых,глухих, немых детей, которые лишены возможности естественного вступления в отношения с другими людьми из-за отсутствия развитых органов чувств, обеспечивающих основную гамму восприятия внешних воздействий, — зрения и слуха. Развитие этих детей фактически полностью определяется степенью компенсации этого недостатка воспитателями. При отсутствии этой компенсации такие дети как существа социальные фактически не развиваются.

Вывод: суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот путь морально-нравственного и социального развития.

1. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Избранные педагогические произведения. В 2 т. – Т. 1. – М. : Педагогика, 1974, с. 229.

2. Ананьев Б. Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т. 1.- М. : Высшая школа, 1980, с. 305

Значимость патриотического воспитания в системе образования (ФГОС) Пояснительная записка. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Мой ребенок — непоседа. Дети, которых не понимают взрослые» Говорят взрослые и педагоги : Дети непоседы, шалуны это трудные дети. С ними трудно общаться, работать. «Нарушители порядка и спокойствия»,.

Особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в речевое развитие владение речью как средством общения.

Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) одна.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в рамках реализации программы дошкольного образования «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста Тематический план первого года обучения №п/п Наименование темы Количество занятий теории практики всего 1 Вводное занятие 1 1 2 Работа.

Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Как определяется.

Ребенок как субъект обучения. Смотреть фото Ребенок как субъект обучения. Смотреть картинку Ребенок как субъект обучения. Картинка про Ребенок как субъект обучения. Фото Ребенок как субъект обученияЭкскурсия в музей как форма воспитания и образования ребёнка дошкольного возраста Экскурсия в музей как форма воспитания и образования ребёнка дошкольного возраста. 11 октября ребята из подготовительной группы «Дружба».

Эссе на тему «Активный и самостоятельный ребенок — проблема или достижение современного образования» Работая педагогом достаточно давно, всегда считала, что это не проблема, а наоборот решение всех проблем. Как приятно работать с ребенком,.

Источник

В – 4 Ребенок, как субъект пед. процесса. Факторы развития личности

Ребенок как субъект обучения. Смотреть фото Ребенок как субъект обучения. Смотреть картинку Ребенок как субъект обучения. Картинка про Ребенок как субъект обучения. Фото Ребенок как субъект обучения Ребенок как субъект обучения. Смотреть фото Ребенок как субъект обучения. Смотреть картинку Ребенок как субъект обучения. Картинка про Ребенок как субъект обучения. Фото Ребенок как субъект обучения Ребенок как субъект обучения. Смотреть фото Ребенок как субъект обучения. Смотреть картинку Ребенок как субъект обучения. Картинка про Ребенок как субъект обучения. Фото Ребенок как субъект обучения Ребенок как субъект обучения. Смотреть фото Ребенок как субъект обучения. Смотреть картинку Ребенок как субъект обучения. Картинка про Ребенок как субъект обучения. Фото Ребенок как субъект обучения

Ребенок как субъект обучения. Смотреть фото Ребенок как субъект обучения. Смотреть картинку Ребенок как субъект обучения. Картинка про Ребенок как субъект обучения. Фото Ребенок как субъект обучения

Ребенок как субъект обучения. Смотреть фото Ребенок как субъект обучения. Смотреть картинку Ребенок как субъект обучения. Картинка про Ребенок как субъект обучения. Фото Ребенок как субъект обучения

Одной из важнейших характеристик воспитания как педагогического процесса является решение проблемы субъекта и объекта воспитания.Традиционная субъект-объектная педагогика отводит ребенку роль объекта, которому старшее поколение передает жизненный опыт.

Субъект — это участник воспитательного процесса, который наделен полномочиями, является носителем определенной педагогической цели и ее исполнителем, то есть тот, кто воспитывает.

Объект — существо, на которое направлена педагогическая активность субъекта, то есть тот, кого воспитывают.

Современная же педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту детской деятельности, к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Следует иметь в виду, что функция субъекта не принадлежит однозначно воспитателю, а функция объекта — ребенку. В реальном воспитательном процессе субъект и объект функционируют всегда взаимосвязанно и весьма противоречиво. Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом:

— открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;

— принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя;

— проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении;

— открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.

Степень проявления ребенком своей субъектности в условиях педагогического взаимодействия с воспитателем, бесспорно, зависит и от возраста воспитанников.

В дошкольном возрасте субъектные проявления выражаются в оформляющемся отношении ребенка к миру и в деятельности, инициируемой таким отношением. Позицию субъекта деятельности авторы видят в самостоятельности и творчестве воспитанников, в поиске способов действий и реализации замыслов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов.

Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию.

Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность; среда; воспитание; деятельность.

Развитие человека, как и всех живых организмов, связано прежде всего с действием фактора наследственности.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые передаются от родителей к детям, что заложено в генах.Человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности.

СРЕДА – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.

Среда бывает 3 видов: биологическая (климат); социальная (общество);педагогическая (учителя, семья, коллектив).

Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Всякое стремление взрослых оградить от социальной среды (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов позна­ния и др.), чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния. Среда может сдерживать развитие, а может и активизировать его, но быть безучастной к развитию не может.

Отношения со средой, в которые вступает ребенок, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи со взрослыми, которая ими же подготовлена и направляется.

Ребенок как субъект обучения. Смотреть фото Ребенок как субъект обучения. Смотреть картинку Ребенок как субъект обучения. Картинка про Ребенок как субъект обучения. Фото Ребенок как субъект обучения

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный специально организованный процесс формирования личности. Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития.Особенности воспитания как фактора развития личности:

— в отличие от первых двух фак­торов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам.;

— оно всегда соответствует социально-куль­турным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия;

— воспитательный процесс строится по определенной системе. Единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – форма бытия и способ существования человека, его активность направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя.

Рассмотренные факторы, обеспечиваю­т развитие ребенка как человеческого существа.

Источник

Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и обучения

Как жаль, что взрослые подчас

Совсем не понимают нас.

А детство, сами говорят,

Сергей Владимирович Михалков

Детство – самый важный период в жизни человека. Это даже не период, а самая настоящая, яркая, неподражаемая жизнь! И очень важно, кто будет рядом в детские годы, кто будет вести этого малыша за руку, что войдет в его ум и сердце из мира вокруг нас, от этого в главной степени зависит каким он станет взрослым.

Так как же стать тем человеком, который будет достоин идти рядом с этим ребенком и показывать ему, что же такое жизнь? Как заинтересовать его, что именно стоит ему рассказать прямо сейчас, а что оставить на потом? Как не ущемить интересы и права малыша? Об этом я узнала в теме «Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и обучения».

Как сказал А. Г.Асмолов: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». А это значит, что на плечи воспитателя ложится тяжелый груз ответственности. Ему необходимо правильно воспитать и обучить ребенка, заложить в его, пока еще, чистую голову необходимые знания. Ведь личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает при жизни.

Понятие субъекта очень важно в педагогике, поскольку субъект – это носитель деятельности сознания и познания. Субъект – это индивид активно познающий мир и воздействующий на него. Субъект активно проявляет себя в познании, вносит поправки в свои действия, ставит перед собой цели и разрабатывает пути их реализации. Ребенок же, как субъект воспитания – это индивид с развивающимся самосознанием.

Но ребенок является не только субъектом, но и объектом воспитательного процесса. Ребенок как объект воспитательного процесса – это индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний.

Также в педагогике очень важен принцип субъектности. Педагог должен помочь ребенку самостоятельно раскрыть свое «Я», чтобы ребенок научился видеть свою связь с этим миром и другими людьми, чтобы он научился осмысливать свои действия, понимать, как эти действия повлияют на окружающий мир и судьбы людей. Не стоит забывать, что принцип субъективности исключает жёсткий приказ, он подразумевает взаимодействие педагога и ребенка при принятии решений, но, чтобы ребенок при этом сам осмыслил, будет ли это решение правильным, не принесет ли оно вреда другим.

В нашем МАДОУ № 19 «Сказка» огромное внимание отводится социальному развитию детей. Правильно отметил Л. С. Выготский, что в детстве ребенок врастает в человеческую культуру, ведь дошкольный период является самым значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. К тому же не стоит забывать, что люди – общественные существа. И еще важно помнить, что ребенок, который посещал детский сад, будет больше подготовлен к стрессу, который поджидает его в первый же день в школе, чем домашний ребенок.

Также, в нашем детском саду большая роль отводится индивидуальному подходу.Он важен в двух отношениях: 1) он дает возможность максимального развития всех имеющихся способностей ребенка; 2) без знаний индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействие может оказаться иным, чем было рассчитано. Особенно важное значение индивидуальный подход имеет при перевоспитании, т. е. в тех случаях, когда приходится не только формировать у ребенка новые положительные качества, но и преодолевать уже имеющиеся отрицательные.

Вывод. Таким образом, развитие личности – это прежде всего социальное развитие. А суть подлинного гуманистического отношения к воспитанию ребенка выраженно в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Воспитатель должен создать благоприятные условия для развития личностных качеств ребенка. Педагог должен руководить деятельностью ребенка так, чтобы дошкольник сам научился осмысливать свои действия и принимать правильные решения. Очень важно помочь малышу пройти этот путь, стать неповторимой личностью.

1. Ананьев Б. Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т. 1.- М. : Высшая школа, 1980, с. 305

3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.

Презентация «Авторские игры как средство индивидуализации обучения и воспитания дошкольников» Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта ДО, необходимо создавать благоприятные условия для индивидуализации.

Ребенок как субъект обучения. Смотреть фото Ребенок как субъект обучения. Смотреть картинку Ребенок как субъект обучения. Картинка про Ребенок как субъект обучения. Фото Ребенок как субъект обученияДидактическая игра — школа воспитания и обучения детей дошкольного возраста Обзор методической литературы на тему: «Значение дидактических игр в процессе воспитания и обучения детей». Игра занимает в жизни дошкольников.

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания (этапы работы над проектом) Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод,.

Ребенок как субъект обучения. Смотреть фото Ребенок как субъект обучения. Смотреть картинку Ребенок как субъект обучения. Картинка про Ребенок как субъект обучения. Фото Ребенок как субъект обученияДидактическая игра — школа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Часть 2 Файл «/upload/blogs/detsad-1452095-1522680586.jpg[/IMG ] «Чьи детки?». Дидактическая задача: знакомить детей с домашними животными и их.

Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги!Меня зовут Шамина Галина Евгеньевна, я работаю инструктором по плаванию в МБДОУ «Детский сад №458», педагогический.

Ребенок как субъект обучения. Смотреть фото Ребенок как субъект обучения. Смотреть картинку Ребенок как субъект обучения. Картинка про Ребенок как субъект обучения. Фото Ребенок как субъект обученияЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Семинар «Прогулка как средство воспитания детей дошкольного возраста» Департамент образования города Москвы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1210.

Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Современные.

Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы.

Выступление на семинаре по теме «Лэпбук как нетрадиционная форма обучения детей дошкольного возраста» Цель: Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Источник

Консультация «Дети как объект и как субъект воспитания»

Объектом педагогики воспитания является ребенок как растущий человек, как формирующаяся личность, как развивающаяся в своей автономии индивидуальность и как субъект, способный к осознанию себя таковым, проявляющим осознанную волю и осмысленное отношение.

Как ни странно, но вопрос объекта педагогической науки порождал многие годы дискуссии и разногласия. Подытожил эти разногласия В. Б. Ежеленко, обратив внимание педагогов на первопричину педагогики как практики.

«Первообъект — это первопричина педагогики как практики в филогенезе человека, нашедшей отражение в педагогической теории, это первичный мотив педагогической деятельности априори», — пишет В. Б. Ежеленко.И далее: «Едва ли можно возразить, что таковым в фило- и онтогенезе выступает ребенок. Нет ребенка — нет проблем, нет нужды в педагогической практике, в педагогической теории. Есть ребенок — все приходит в движение»[1].

Педагогика возникла изначально как попытка установить общие закономерности и правила воспитания детей. Потом, с развитием цивилизации и научно-техническим продвижением, когда проблема передачи детям научных знаний стала разрастаться в своих масштабах, педагогику оккупировала ее часть — дидактика, оттесняя исходные позиции педагогики в обращении к становлению ребенка как личности. Сегодня нам приходится, изучая процесс воспитания, говорить «педагогика воспитания» либо «теория воспитания».

Человечество в ходе своего развития и в силу своего динамического восхождения вверх, всегда было недовольно человеком. Поиск человека среди людей, как эстафета, тянется в нашу эпоху. Культура все выше поднимает планку требований.

Ребенку надо успеть передать за очень краткий миг детства весь основной запас достижений культуры, в контексте которой появляется на свет ребенок. Сам ребенок, разумеется, не способен одолеть всю сумму культурных достижений. Генетический фонд не передает от родителей через генетический механизм даже частично достижения культуры, ведь культура существует только лишь благодаря ее постоянному воспроизводству.

Общество уполномочивает педагога-профессионала оказывать соответствующую помощь, чтобы через воспроизводство культуры в непосредственной жизни протекал процесс освоения ребенком уровня жизни.

Воспитание, конечно, вводит ребенка в контекст современной культуры, но т. к. культура существует благодаря своему постоянному воспроизведению, а к тому же, в силу динамичности культуры, ее достижения умножаются, то такое введение ребенка в современную ему культурную жизнь может быть произведено только в ходе совместной деятельности и взаимодействия ребенка с педагогом, которые вместе совершают ежеминутное восхождение к высотам культуры.

С педагогической точки зрения, детство есть период интенсивного усвоения достижений культуры в непосредственной практической жизни ребенка через активное взаимодействие его с окружающей действительностью на уровне культуры.

Период детства — период ответственный за всю жизнь. В этот период закладываются физические основы человеческого тела, духовные основы личности. В то же время надо отметить, что внешне, на поверхностный взгляд, детство — легкая, веселая пора, безответственная, так как родители целиком (беззащитен и слаб ребенок, неопытен, несмышлен, полностью зависим от взрослых) несут ответственность за ребенка. Скрытое противоречие («безответственность, сменяемая формирующейся ответственностью») раскрывается очень не скоро для родителей, педагогов, общественности и самих взрослеющих детей. Для многих «вдруг» оказывается, что ребенок уже вырос и должен нести ответственность за все, что с ним происходит. Но сам ребенок не научен этому, ибо он «вчера» был маленьким, и за него решали и несли ответственность «другие».

Противоречие это решаемо, если сменить традиционно укрепившийся в практике воспитаниядетей тон обращения с ними: пренебрежительно-насмешливому, снисходительно-фамильярному следует противопоставить тон серьезного уважения и нежного внимания к личности ребенка как формирующегося субъекта жизни, овладевающего высокими достижениями культуры.

Одну из методик мы назвали «три вопроса». Первый — «Чего ты хочешь?» — спрашивает педагог ребенка, совершившего поступок или действие. Второй — «Как ты себя при этом чувствуешь?» — интересуется педагог. И третий — «Как ты думаешь, что чувствуют при этом другие люди?» Последовательность этих вопросов — а их можно ставить даже очень маленькому ребенку, овладевшему речью, — инициирует сознание и направляет волю, возбуждая способность отдавать отчет в собственном поведении.

Ребенок как феномен природы несет в себе абсолютно все черты мирового устройства — точно так же, как человек вообще. Сложность мирового устройства предопределяет трудности профессиональной работы педагога и, несомненно, объективно придает профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми, чрезвычайную тонкость и филигранность.

И объект, и предмет исследования являют собою сложнейшее образование социально-исторического плана, и, составляя один из элементов целостной системы единого мира, обладают теми же общими характеристиками мира, какими отличается все мировое устройство, а следовательно, и каждый из слагаемых его.

Внутренний мир ребенка обладает характеристиками, свойственными общему мировому устройству, а поведение ребенка — индивидуальное проявление общих характеристик, с которыми педагогу приходится смириться.

Прежде всего, отметим амбивалентность, свойственную объектам мира. Противоречия, заложенные в сущности каждого явления, требуют основательного анализа любого воспитательного факта и явления. Ребенок несет в себе противоречия развития, противоречия поведения, противоречия отношений. Он не хорош и не плох, соткан из острейших противоречий социального, духовного и физического развития. Гармоничность личности выковывается в горниле таких противоречий. И воспитательный процесс существует как постоянное преодоление противоречий, а деятельность педагога — содействие их разрешению. И бесполезно ожидать идеальной гармонии, развитие ребенка только и совершается за счет противоречий, требующих своего разрешения.

Бесконечно многообразен мир. И нет ни одного ребенка, повторяющего другого. Идентичность личности исключена в этом мире. Многообразны формы занятий с детьми, многообразны ежедневно повторяющиеся ситуации, которые ни в коем случае не воспроизводят по сути своей прошлые ситуации, многообразны взаимоотношения, виды и стили профессиональной работы, формы деятельности и формы проявления социальных отношений. И каждый день — это новый день и иначе прожитая жизнь, обусловленная педагогической организацией.

Многомерность мира столь же свойственна всем педагогическим явлениям, сколь она свойственна всем проявлениям мирового устройства. Нет ни одного факта воспитательного процесса, имеющего однозначную оценку и нет ни одного ребенка, который бы мог быть охарактеризован однозначно (например, «плохой ребенок»). А значит, не может быть «идеальных школ», не должно быть «лучших школ года», потому что при многомерности невозможно сопоставление и преступно оценочное сравнение одного ребенка с другим, одной группы детей с другими, одной семьи с другой.

Динамичность свойственна всем явлениям мира, в той же степени она присуща любому элементу воспитательного процесса. Поразительно и непостижимо в своей стремительности динамическое развитие ребенка, который ежедневно предстает — одновременно — таким же, как вчера, но уже не таким, каким он был вчера. Педагог не может не учитывать в работе с детьми такую подвижность развития, а значит, не должен выстраивать воспитательный процесс как застывшую конструкцию, но обязан способствовать динамике воспитательной работы с детьми.

Поражающая наше воображение системность мира как объективная характеристика вынуждает педагога овладеть системным мышлением, так чтобы выстраивать свою профессиональную деятельность как систему — во имя ее жизненности. Но, помня о системности как законе устройства мира, нельзя позволять себе выстраивать педагогическую конструкцию самовольно, без опоры на природу становления и развития человека. Мир не являет собою мешок со случайным набором элементов. Выявить неслучайность и обязательность элементов воспитательного процесса и становится первейшей задачей педагога. Он должен, воспринимая человека как явление системное, не относиться к нему как к «слоеному пирогу» (выражение А. С. Макаренко, расценивать отношения человека как единство рационального, эмоционального и действенного, видеть в действиях разум, волю и умения, трактовать поведение не только как свободный выбор интеллекта или эмоциональный импульс, но и как продукт научения ребенка формам человеческого общежития — вкупе.

Любого, кто вступает в сферу воспитательного процесса, ожидает опасность подмены внутреннего развития личности — его духовного становления и обогащения — внешними показателями. Легко заметить движения тела, действия, слова, фиксировать предметные результаты активности человеческого организма. Движения души скрыты и не подвластны прямому наблюдению, их присутствие фиксируется опосредованно путем анализа внешних проявлений. Потому одна и та же поведенческая картинка (например, дети послушны и исполнительны) имеет различные профессиональные характеристики.

Воспитание — это содействие новообразованиям в структуре тела и души ребенка, его организма и личностного внутреннего мира, его формы взаимодействия с миром и содержания этого взаимодействия. И поэтому сущностными показателями реальности воспитательного процесса выступают физические, психические и социальные новообразования в личностной структуре воспитанника. Они становятся постоянными объектами педагогического внимания. Они же служат и критериями профессиональной оценки деятельности педагогов. Признаком успешности воспитания станут те сущностные показатели, которые соответствуют высоким достижениям современной культуры, свидетельствующим о развивающейся способности ребенка к жизнедеятельности в современных условиях жизни, позволяющей ему осуществить предназначение человека быть homo sapiens, homofaber и homo moralis. Однако эти существенные отличия человека от животного нуждаются в специальном культивировании и развитии.

Консультация «Типы воспитания» ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ Подготовила ст. воспитатель Скеленчева Н. И. Легко сказать: не злоупотреблять неправильными типами воспитания детей, но что.

Адаптация персонала как объект исследования Согласно основному закону нашей страны Конституции РФ каждый ее гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.

Конспект ООД с использованием ТРИЗ технологий. Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое) Конспект занятия по ТРИЗ в подготовительной к школе группе № 7 «Звездочка» Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое). Подготовила:.

Консультация для родителей «Трудные дети — особенности их развития и воспитания» В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных детей».

«Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы) Опыт работы «Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении.» «Для того, чтобы было легко.

Психологическая культура как объект изучения Динамичные изменения, происходящие в современном, обществе (Ю. М. Арский, В. П. Зинченко, В. А. копылов, А. И. Ракитов, А. Тоффлер и др., вызывают.

Консультация «Секрет воспитания детей» Сегодня главной, приоритетной и весьма актуальной задачей является подготовка совершенно нового поколения: активного, любознательного, инициативного,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *