Речевой негативизм определяется как
Речевой негативизм у малыша. Что делать родителям?
В последнее время количество неговорящих детей 2–3-летнего возраста заметно увеличилось. На детской площадке все реже и реже встречаются малыши, которые владеют речью в соответствии с возрастной нормой. Но все чаще встречаются дети-молчуны, которые предпочитают общаться знаками либо вообще игнорируют сверстников и взрослых. И когда у родителей закрадываются сомнения по поводу отсутствия речи у ребенка, всегда находятся доброжелатели, которые успокоят и посоветуют не паниковать, а подождать когда «всё само наладится».
Но чаще всего родители советов не слушают, а с самыми лучшими намерениями начинают настойчиво и постоянно просить неговорящего ребенка повторять за ними слова: «Скажи. », «Повтори. ». Хуже всего, что этим они только усугубят ситуацию — ребенок вообще может отказаться говорить. Навязчивая настойчивость взрослых может вызвать у ребенка речевой негативизм.
В чем проявляется речевой негативизм?
Ребенок отказывается от общения, становится замкнутым, в его поведении наблюдается агрессивность. Дети избегают общения со взрослым и сверстниками, а на задаваемые вопросы демонстративно отворачиваются и молчат, иногда мычат и показывают пальцем.
Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь ко взрослым или ровесникам. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер. Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за таким «самостоятельным» поведением скрывается несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.
Как вызвать у ребенка желание говорить?
Для начала необходимо вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации. Как это сделать? Начинать необходимо с простейших игр.
А что делать, если ребенок делает вид, что ему такие игры не интересны? Присмотритесь к малышу. Если он не следит за действиями, но внимательно слушает и у него, как говорится, «ушки на макушке», то нервничать по этому поводу не стоит. Вы на правильном пути. Такой вид игры для ребенка новый, и он с опаской и настороженностью к нему относится. В подобном случае необходимо продолжать манипуляции с игрушками. И очень скоро малыш к вам присоединится. Ведь от него сейчас ничего не требуют, а следить за всем новым так интересно.
Также следует помнить, что ребенок еще не в состоянии длительно концентрировать внимание на каком-либо занятии или предмете долго. Поэтому продолжительность такой игры невелика, не более 3–5 минут. Очень важно также постоянно менять предмет игры. Сейчас это корова, после дневного сна — машина, вечером — кукла и т. д.
Когда ребенок будет произносить отдельные слова уже более уверенно, следует переходить к следующему этапу — стимулировать имитацию речи взрослого. Что для этого необходимо? Отбираем простые по слоговому составу слова (на начальном этапе достаточно 5–10 слов). Например: кубик, мяч, дом. Продолжаем все так же играть с предметами и говорим: «Это ку-бик (мяч). Что мы взяли?». И делаем паузу. Если малыш не ответил, то повторяем вместо него: «Ку-бик».«Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д. Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка вступить в диалог.
Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией. Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом «оречевлять» любые свои и ребенка действия. Таким же способом разговариваем с малышом во время режимных моментов. «Мы идем гулять, спать, пить, есть. » Главное, чтобы ребенок не догадывался, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи — общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша.
Не забывайте о похвале
Ребенку очень важно слышать похвальные слова от родителей: «Молодец!», «Как здорово!», «Дай пять». Хвалим ребенка не только словами, но и объятиями, можно еще и поцелуями. Чем больше ребенок слышит похвалы, чем теснее у него контакт с вами, тем больше он раскрывается и старается.
Следующий этап в развитии речи ребенка — стимуляция потребности в общении. Для этого необходимо задавать малышу вопросы: «Что ты принес?», «Это мне?», «Что у тебя в руках?». Затем ставьте малыша перед выбором: «Что тебе подать: мяч или кубик?», «Что ты хочешь: пить или есть?».
Вопросы подобного типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации.
Внимание! В игре «Вопрос-ответ» необходимо использовать только те слова, которые ребенок уже знает и неоднократно повторял.
Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок и любых требований.
Запомните слова-табу: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так. », «Следи за собой!». Их не должно быть в вашей речи.
И всегда помните о цели — избавить ребенка от речевого негативизма, а впоследствии — добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность и делал это с удовольствием.
Терпения вам, любящие и заботливые родители!
Консультация «Как преодолеть речевой негативизм?»
Речевой негативизм – это полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими при сохранной способности говорить и понимать речь.
Существуют довольно простые способы преодоления речевого негативизма, которые сможет применить любой родитель для помощи своему ребёнку.
1. Говорить короткими фразами (не более 4 слов, без сложных конструкций, с интонацией завершённости (фразу «На улице тепло, и потому мы пойдём гулять»разбейте на две самостоятельные части: «На улице тепло. Мы пойдём гулять.»);
2. Чётко и плавно произносить все слова во фразе, не произносить слова по слогам;
3. Говорить, чуть преувеличивая интонацию, чуть больше радости, чуть больше удивления и т. д. ;
4. Слова стараться использовать короткие, доступные к пониманию и повторению, желательно 1-2 слога,без стечения согласных: не «стаканчик», а «чашка». Хотя исходить нужно из возможностей ребёнка. Поэтому иногда можно дать несколько разных слов, чтобы ребёнок выбрал какое-то одно, удобное ему;
5. Не пользоваться «детскими» словами. Если ребёнок машину называет «би-би», мы радуемся и повторяем за ним «Да! Машина». Предметы называем словами без уменьшительно-ласкательных суффиксов – это удлиняет и усложняет слово, а в дальнейшем мешает усвоению норм русского языка;
7. Не просить ребёнка «скажи» и «повтори», заменяйте эти слова чем угодно («Угадай кто это?», «Я забыла что это, помоги мне»);
8. Не заниматься, а играть. Будет лучше, если ребёнок вообще не будет догадываться, что он чему-то учится. Поэтому занятия не по расписанию два раза в неделю, а круглосуточно, в любую секунду – увидели на улице жука – выучили слово «жук». Обучают не занятия с картинками, а жизнь;
9. Говорить, глядя в лицо ребёнку. Дети воспринимают слуховую информацию лучше со зрительным подкреплением. К тому же артикуляцию некоторых звуков (П, В, М, С) можно увидеть, и это поможет ему правильнее произносить новое слово;
11. Предмет в руках ребёнка помогает быстрее усвоить новое слово. Даже если он ломает машинку – он не просто её ломает, он её анализирует, и сейчас, пожертвовав одной машинкой, можно выучить новые слова.
Конспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город» Цель: Развитие грамматически правильной речи и речевого творчества. Задачи: 1. Учить отвечать на вопросы полными предложениями; 2. Учить.
Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.
Консультация и презентация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей» Улыбнусь – непроворная, жесткая, Не в улыбку улыбка моя, Пошутить захочу – шутка плоская: Покраснею мучительно я! Николай Некрасов Цель:.
Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.
Педагогический проект «Речевой ручеек» для детей 4–5 лет Оглавление 1. Введение. 2. Реферативная часть. 3. Проектная часть. 4. Заключение. 5. Список литературы. 6. Приложения. 1. ВВЕДЕНИЕ.
Речевой материал для детей по теме «Дикие животные» Уважаемые друзья и коллеги, недавно у нас в группе прошла тематическая неделя «Дикие животные». Мои малыши очень любят короткие стихи.
Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя» Часть II В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно.
Смотр-конкурс «Лучший речевой центр группы» С 12 по 14 сентября 2016 года в нашем дошкольном учреждении проходил смотр-конкурс на создание лучшего речевого центра. Участвовали педагоги.
Речевой негативизм у детей
Все родители ждут, когда же у ребёнка появятся первые слова. И вот, наконец, вы услышали: МАМА, ПАПА или БАБА. И, от счастья, начинаете каждые 5 минут говорить: СКАЖИ МАМА, СКАЖИ ЕЩЁ РАЗ, ПОВТОРИ. Но все Ваши требования не выполняются. А малыш идёт в полный отказ от общения, иными словами, у него начинается речевой негативизм.
Речевой негативизм — это полный или частичный отказ от речи. При этом дети понимают, что им говорят другие люди. Они просто перестают выходить на диалог. Такие дети часто самостоятельно выполняют задуманное. Например, достают игрушки с полки, пытаются надеть сандалии. С одной стороны, взрослым может показаться, какой самостоятельный ребёнок. А с другой стороны, у него нет желания общаться, разговаривать, соответственно, речью он не пользуется. Почему дети не хотят говорить?
Причины речевого негативизма могут быть различны:
Первое, что должны сделать родители — это успокоиться и перестать требовать от своего ребёнка повторения слов.
Преодоление речевого негативизма
Задавайте вопросы из другой комнаты. Чтобы он Вас не видел.
— Ты будешь есть? Я не слышу: что ты сказал. Да или нет?
Ой, сколько у тебя много машин. Синяя, зелёная, красная. А у этой колесо отломалось. Надо её выкинуть. А потом тебе ещё одну купим в магазине.
Эффекта радио быть не должно. Ключевой момент в преодолении речевого негативизма — это вызвать у детей желание говорить.
Дать понять, что речь даёт возможность, чтобы его понимали и слышали.
Речевой негативизм определяется как
Что такое речевой негативизм?
Речевой негативизм – это полный или частичный отказ ребенка от речи, что останавливает или замедляет процесс коррекционной работы и развитие ребенка с алалией.
Существует 2 типа речевого негативизма – активный и пассивный.
Ребёнок демонстрирует плохое поведение, когда родители настойчиво просят повторить слово, которое малыш произнёс. В ответ он может убегать, топать ногой, мотать головой. Конечно, родители радуются долгожданным словам и начинают их требовать, используя такие слова, как «скажи и повтори». Это будет усугублять ситуацию и формировать стойкий отказ от речи. Речевой негативизм может проявляться у ребенка:
— в детском садике на групповых занятиях (например: уход из общего круга детей во время упражнений);
— дома при попытках родителей позаниматься с ребёнком по рекомендации воспитателя, логопеда.
— в драках со сверстниками;
— в укусах взрослого, ровесника, как ответ на то, что не нравится;
— в виде истерик на занятиях с логопедом;
Это надо знать!
Во время коррекционных занятий у детей могут быть истерики! Отнеситесь к этому с пониманием, не паникуйте. Это естественный процесс отказа ребенка от его привычных способов коммуникации, появление желания пользоваться вербальной речью и осознание ребенком, как много ему хочется сказать, а сказать «еще нечем». Свойственно для детей с моторной алалией. Это проходит за несколько занятий.
— ребёнок молчит, мычит, прячется за маму, когда к нему обращаются;
— вместо слова может ответить жестом;
— вместо обращения ко взрослому, проявляет «самостоятельность»: подвигает стул, залезает и сам берет нужный предмет;
— в детском саду сидит в углу, ни с кем не играет, ни к кому не подходит, общается только со взрослыми тихо или шёпотом.
Речевой негативизм у детей с моторной алалией возникает, чаще всего, на первых этапах речевого развития. Хотя может проявиться на любом и в любое время. Ключевую роль в этом играет окружение ребёнка.Это обусловлено разницей между пониманием и речевыми возможностями ребёнка. Малыш сильнее и острее воспринимает свои трудности в «говорении». У детей с сенсорной алалией проявляется намного реже.У них вербальный и невербальный интеллект развиваются с одинаковой скоростью, поэтому угроз возникновения речевого негативизма намного меньше.
КАК РАСПОЗНАТЬ РЕЧЕВОЙ НЕГАТИВИЗМ НА ФОНЕ ДРУГИХ СОСТОЯНИЙ?
— «Ленивый или нет?»
От родителей часто слышу «Мой ребёнок всё понимает, но не хочет говорить, он ленится». Стоп! Давайте разберёмся!
Ленивых детей не бывает! Бывают слабые, истощённые, уставшие, перегруженные, НО не ленивые! Маленькие дети никогда не ленятся делать то, что умеют!
Ребёнок с моторной алалией «не желает» говорить, потому что НЕ МОЖЕТ говорить, и это не лень, это серьёзное заболевание. Думая, что малыш ленится, родители выдвигают непосильные требования к его речи. Так на фоне моторной алалии развивается речевой негативизм.
История из практики.
Обратились ко мне в кабинет мама с сыном (2г 8 мес.). У ребенка моторная алалия (слов нет, звукоподражания, много жестов, понимание по возрасту). Инструкции выполнял. При попытке вызвать слово, ребенок произнес звукоподражание и спрятался (уткнулся) в маму. В дальнейшем играл, инструкции выполнял (принеси, покажи, посади в машинку). При каждой попытке сказать слово прятался в маму, не произнес больше ни звука. Из разговора с мамой выяснилось, что у них требовательный папа. Он считает, что ребенок просто ленится, и мама сына часто жалеет. Когда я сказала, что это речевой негативизм, мне не поверили и обратились к психологу, который также диагностировал страх речи.
— «Капризы или речевой негативизм?»
Определить – негативизм это или просто капризы – достаточно просто.
— «Речевой негативизм или мутизм?»
Речевой негативизм важно отличать от элективного мутизма.
Психиатры отмечают, что разновидность мутизма – это невротическое расстройство. Данное заболевание встречается не часто. Чаще всего в тех семьях, где некомфортный психологический климат.
Элективный (селективный) мутизм — это тревожное расстройство, которое приводит к тому, что дети перестают говорить в определенных социальных ситуациях.
Ребенок может ощущать себя хорошо и общаться с друзьями, родственниками. Если малыш меняет обстановку, то он перестает говорить. Ребенок не может сказать ни слова, так как боится.
Хочется добавить, что у ребёнка с алалией может появиться речевой негативизм в случае если:
— завышены требования к речи ребёнка воспитателями, родителями;
— ребёнку больше 4 лет, и он понимает, что ему трудно говорить, общаться, и при этом ещё не получает логопедическую помощь;
— не соблюдает режим дня, перегружен дополнительным посещением кружков;
— логопед неправильно выбрал метод работы с таким ребёнком. При коррекционной работе по устаревшей моторной концепции может развиваться речевой негативизм. При правильном использовании языковой концепции этого не происходит.
В интернете много написано по поводу речевого негативизма у детей с легкими речевыми нарушениями, о том, как это замедляет логопедическую работу и сказывается на психике ребенка.
ПОЧЕМУ РЕЧЕВОЙ НЕГАТИВИЗМ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ ИМЕЕТ СЕРЬЁЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ЗАТЯГИВАЕТ КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС?
Дети с алалией регулярно сталкиваются с ситуациями, провоцирующими появление речевого негативизма.Не доброжелательная окружающая среда.
Поведение родителей, родственников:
— Завышенные требованиясо стороны близких людей по отношению к речи ребёнка. Требовать от ребенка с алалией можно и нужно, но только то, что он уже умеет делать, соответственно его возможностям, подстраиваясь под его уровень речевого развития.
— Гиперопека и жалость со стороны родителей, друзей, родственников.
Авиценна говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Чью сторону возьмешь, та сторона и победит».
В нашей ситуации логопед находится на стороне излечения. Ребенок почти до самого конца коррекционной работы находится на стороне болезни. Родители должны принять сторону излечения и набрать «армию сторонников», должны исключить всех, кто может случайно пожалеть ребенка, не похвалить тогда, когда надо.Худший вариант, когда родители «принимают ребенка таким, какой он есть». На самом деле они принимают болезнь, лишая ребенка шанса на излечение.
Поведение сверстников в детском саду или на детской площадке могут также спровоцировать появление речевого негативизма. Хорошо разговаривающие ровесники могут указать ребёнку на его трудности в речи, могут посмеяться над ним или отказать ему в игре. В результате, нередко, уже начавшие говорить дети с алалией замолкают.
С каждым годом таких ситуаций у ребенка с моторной алалией становится все больше, и начинается «порочный круг».
«Я плохо говорю, меня за это обижают.Нужно меньше говорить. Я все больше отстаю от других, нужно еще меньше говорить…».
ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВОГО НЕГАТИВИЗМА НА КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС С РЕБЁНКОМ С ДИАГНОЗОМ АЛАЛИЯ.
Со временем речевой негативизм ребёнка «вплетается» в диагноз. С каждым годом развитие речи и интеллектуальных способностей замедляется. Справиться с отказом ребенка от речи становится все сложнее.
— не реагировать на капризы;
— хвалить ребенка за каждый его успех эмоционально, искренне;
— с помощью логопеда создать вокруг ребенка правильную языковую среду, правильный психологический настрой;
— соблюдать речевой режим;
— использовать максимум элементов комплексного подхода.
Важность речевой среды и комплексного подхода можно наблюдать по отзывам о работе хороших детских садов для детей с ТНР с 2х лет.Они, исключив все возможные негативные влияния, нередко добиваются за 4 года хороших результатов в коррекции алалии. Хороший результат показывают речевые детские лагеря и санатории. Жаль, что у них нет непрерывной работы с ребенком на протяжении нескольких лет, чтобы показать такие же результаты полного излечения.
По окончанию коррекционной работы вероятность речевого негативизма пропадает, уходят капризы, и всё поведение ребенка, в большинстве случаев, приходит в норму.Речь начинает выполнять еще одну свою функцию – регуляция собственного поведения.
Речевой негативизм самостоятельно не проходит – необходимо изменить ситуацию, улучшить окружающую среду ребёнка, потрудиться.
Поэтому, когда вы замечаете отказ малыша от речи, проявите внимание и обратитесь к логопеду. Специалист определит с чем это связано. Поможет изменить ситуацию.
История из практики.
Мальчик (5 лет) ОНР-2 (по типу сенсорной алалии). Уже имел речевой негативизм. На первых занятиях ребенок «бегал по потолку». По моей рекомендации обратились к психологу (диагностировал СДВГ) и невропатологу (диагностировал ПЭП). Он назначил успокаивающие таблетки, которые ребёнок принимал до самого конца коррекционной работы. Занятия стали возможны. Но к середине коррекционного процесса речевой негативизм усилился. Мама стала носить папин ремень на занятия. Это помогало контролировать поведение сына на занятиях у логопеда и в детском развивающем клубе.
Обычное поведение мальчика в конце занятия, когда мы дифференцировали звуки С и Ш:
Он: (толкает стол, пытаясь сломать им стену) «Я тебе Штол Сломаю!»
Я: «не Шломаю а Сломаю»
Он (продолжая ломать стол): « ШтолШломаю!» и т.д.
Через 2 месяца после окончания наших занятий они зашли ко мне в гости. Мальчик говорит: «Здравствуйте Ирина Петровна. Поздравляю вас с прошедшими праздниками! Как у вас дела?». А мама улыбается и говорит: «Он теперь всегда так себя ведет. На уроках подготовки к школе его хвалят как лучшего. И таблетки мы уже не пьем».
Комментарий.
Благодаря регулирующей функции речи ребенок может сам сознательно себя контролировать. И родители прекращают прием препаратов, которые ранее назначали невропатологи, потому что они больше не нужны.
ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С РЕЧЕВЫМ НЕГАТИВИЗМОМ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?
Вас тревожит отказ ребёнка от речи. Вы замечаете, что малыш может говорить, но по каким-то причинам отказывается. Что делать?
Надеюсь, вышеперечисленная информация вам будет полезна. Будьте с ребёнком на его «волне»!
Речевой негативизм
«Почему одни логопеды говорят: Нужно постоянно просить неговорящего ребенка повторять слова за взрослым, называть ту вещь, которую он хочет взять, требовать: «Скажи…», «Повтори…» А другие — что это только усугубляет ситуацию молчания, ребенок вообще откажется говорить после такой настойчивости взрослых? Как же быть?»
Правильно ли поступает мама, которая с завидным упорством «пристает» к неговорящему малышу: «Скажи: Кукла!», «Скажи: Дай мяч!».
И, не добившись от ребенка ответа, отворачивается и говорит: «Плохой мальчик!».
Бывает, что малыш один раз скажет какое-то слово и больше не повторяет его. Родители с энтузиазмом «берутся» за ребенка, требуя повторить это слово, произнести его по образцу, назвать этот предмет и т. п. Сначала мама с папой ласково просят, потом требуют, и наконец, разозлившись, ставят малыша в угол.
Заговорит ли после этого малыш?
Скорее всего, нет. Более того, это нередко является причиной возникновения речевого негативизма – явления, когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение.
Чаще всего речевой негативизм возникает у детей, отстающих в речевом развитии, когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения. У заикающихся детей тоже имеет место речевой негативизм, как следствие страха перед речевыми запинками.
В чем проявляется речевой негативизм?
Отказываясь говорить, ребенок протестует против чрезмерных требований взрослых.
На любое обращение или вопрос к нему ребенок отворачивается и молчит, иногда просто мычит и показывает пальцем.
Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер.
Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за этим стоит несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.
Как преодолеть речевой негативизм и вызвать у ребенка желание говорить?
В норме речь ребенка проходит несколько этапов развития:
Первый этап:
— развитие мотивации к речи, возникновение желания говорить с окружающими;
— развитие способностей ребенка к имитации речи взрослого.
Второй этап:
— обогащение словарного запаса (накопление слов);
— развитие грамматической стороны речи, то есть правильное употребление слов, их согласование в предложениях.
Третий этап:
— развитие монологической и диалогической речи.
Наша работа по развитию речи ребенка должна строиться в соответствии с этими тремя этапами. Надо отметить, что этапы не обладают четкими границами и порой имеют области наложения друг на друга.
Если малыш не говорит совсем, то в любом возрасте нужно начинать именно с первого этапа. То есть сначала мы должны вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации.
Начните с простейшей игры. Сядьте рядом с ребенком, возьмите куклу, если у вас дочь, или машинку, если имеете сына, и начните выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша кукла: топ-топ. Как идет наша кукла?» И сами же отвечайте: «Топ-топ».
«А как зовут нашу куклу?» И снова дайте ответ сами, не требуя ничего от ребенка: «Ляля. Нашу куклу зовут Ляля».
Не ждите сразу первых слов от малыша, ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Ляля», «Топ-топ», «Би-би»…
Для этого отберите простые по слоговому составу 5-10 слов – названий окружающих предметов, игрушек, того, что ребенок любит больше всего.
Например, играя с кубиками, мы говорим: «Возьмем большой кубик. Что мы взяли?» И после небольшой паузы, если ребенок сам не ответит, говорим за него: «Кубик». «Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д.
Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка к вступлению в диалог. Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией.
Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом оречевлять любые действия.
Таким же способом разговариваем с малышом во время режимных моментов. Главное, ребенок не должен догадываться, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи, общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша. Важное условие — не используйте слова: «Повтори…!», «Скажи…!».
Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок начнет повторять за вами слоги и слова, отвечать на вопросы. Искренне хвалите его!
На первых порах не требуйте правильного, полного произношения каждого слова. Ведь малыш к этому просто не способен. Напротив, поощряйте любую речевую реакцию ребенка.
Постепенно создавайте ситуации, стимулирующие потребность ребенка в общении с окружающими.
Задавайте вопросы типа: «Что это ты принес?», «Что у тебя в руках?», «Что ты сейчас сделал?» Так мы активизируем изученные ранее слова.
Ставьте малыша в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: печенье или конфету?», «Какую игрушку тебе подать: мяч или машину?» Вопросы такого типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации. Основное условие — используйте только те слова, над которыми проводилась предварительная работа.
Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок, исправлений, любых требований: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так…», «Следи за собой!» Помните, наша задача — избавиться от речевого негативизма, добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность, и делал это с удовольствием.