Речевой ступор как избавиться
Запинки в речи
Запинки в речи – это непреднамеренные остановки речи несудорожного или судорожного характера. Могут иметь физиологическое происхождение, быть признаком речевых, неврологических, психических нарушений. Проявляются спотыканием, повторами звуков, слогов и звукосочетаний, прерывающими высказывание. Диагностируются по данным неврологического, логопедического, психологического обследования. Терапия включает создание спокойных условий в семье и коллективе, соблюдение речевого режима. При логопатологии проводятся логопедические занятия и медицинские мероприятия (массаж, психотерапия, ФТЛ, медикаментозная коррекция).
Классификация
В зависимости от патогенетической основы запинки в речи могут иметь судорожный и несудорожный механизм возникновения:
Причины запинок в речи
Возрастные несовершенства речи
Повторы звукокомплексов и слов наблюдаются у значительного числа детей в возрасте 3-5 лет. Это период активного развития связного высказывания, совершенствования лексико-грамматических категорий.
Накопление словаря идет быстрыми темпами, на ребенка обрушивается большой поток сенсорной информации. При этом речевые возможности ребенка еще в достаточной степени ограничены, психические функции находятся в процессе формирования, а работа артикуляционного аппарата несовершенна. На этом фоне развиваются физиологические запинки (итерации).
«Застревания» на отдельных звуках чаще появляются у детей соматически ослабленных, имеющих диагноз «СДВГ», отягощенную по заиканию наследственность. Запинки в речи у ребенка могут быть спровоцированы сильным эмоциональным потрясением: ссорами родителей, переводом в другой детский сад, сменой места жительства. Чаще они возникают в межсезонье, могут сохраняться в течение нескольких недель или месяцев, исчезать и снова появляться.
Запинки носят несудорожный характер, возникают в любом месте слова и фразы (чаще в словах со сложной слоговой структурой, стечением согласных, сложных предложениях). Дети неоднократно повторяют звуки и их сочетания, переставляют местами слоги, спотыкаются при произнесении фразы. Часто говорят на вдохе, из-за чего речевое высказывание прерывается. Сами дети не замечают своего речевого дефекта, относятся к нему спокойно.
Обычно физиологические запинки исчезают без дополнительного вмешательства по мере совершенствования речевых навыков и развития ВПФ. Достаточно обеспечить ребенку комфортную эмоциональную обстановку, правильное речевое окружение. Однако при стойком закреплении неправильного речевого стереотипа несудорожные запинки могут перерасти в судорожные – заикание.
Эмоциональный стресс
Речевые запинки наблюдаются у взрослых вследствие сильного волнения. Такие спотыкания расцениваются как проявления тревожности, невротического склада личности. Запинки возникают в разных ситуациях: на экзамене, во время публичного выступления, при знакомстве с новыми людьми. Чем больше человек старается держать ситуацию под контролем, говорить четко и уверенно, тем сильнее начинает запинаться.
Кратковременные запинки появляются при испуге, в таких случаях говорят, что человек «начал заикаться от страха». Однако во всех этих случаях речевые итерации кратковременны и преходящи. Речь нормализуется, как только исчезает стрессовый фактор.
Заикание
Речевые судороги – ведущий симптом логоневроза и неврозоподобного заикания. При этом происходит навязчивое непроизвольное повторение слогов («ма-ма-магазин») и/или застревание на отдельном звуке («п-п-петух»). Запинки чаще случаются на определенных «трудных» звуках ([к], [п], [т]) или звукосочетаниях со стечением согласных ([кр], [ст] [тр]), на ударных и предударных слогах, на первом слоге в слове.
Иногда судороги проявляются молчанием, так как из-за спазма речевой мускулатуры человек не может начать фразу. Заикающийся может ощущать речевую судорогу как наличие препятствия в гортани, сдавление грудной клетки, напряжение мимической мускулатуры и мышц брюшного пресса. Частота запинок, их длительность возрастает в незнакомых условиях, при посторонних людях.
При заикании страдает темп и ритм речи, слитность и плавность высказывания. На речевые симптомы накладываются вторичные невротические реакции: речевые уловки, сопутствующие движения, вегетативные проявления. Возникает логофобия – боязнь устной речи. Самостоятельно, без специальной терапии судорожные запинки из речи не исчезают.
Тахилалия
Речь взахлеб отличается чрезмерно убыстренным темпом, дизритмическим характером с внезапными остановками и последующими прорывами. Возникают запинки, непреднамеренные повторы, проглатывания слогов и слов. Теряется внятность и разборчивость устной речи. Если пациенту с тахилалией указать на его речевые ошибки, то запинки и персеверации временно исчезают, однако темп речи все равно остается быстрым.
Особенно ярко все речевые недостатки проявляются при волнении, в моменты спора и эмоционального возбуждения. В неречевой сфере отмечается моторное беспокойство, тики, дефицитарность внимания, вспыльчивость, вазомоторные реакции. В некоторых случаях речевые запинки при тахилалии переходят в позднюю форму заикания.
Клаттеринг
Полтерн, или клаттеринг, как частный случай тахилалии, характеризуется несудорожным прерыванием речи на фоне ее ускоренного темпа. Для данного речевого нарушения типичны спотыкания, повторы звуков и слогов, их пропуски, перестановки местами. Запинки проявляются хаотичными беззвучными движениями языка и губ, необоснованными паузами во фразах. Из-за поспешности в речи окончания слов часто «проглатываются», иногда «выпадают» целые словосочетания и фразы.
При клаттеринге также страдают другие стороны речевой деятельности: нарушается плавность и мелодичность речи, отсутствуют логические остановки и ударения, возникает назальный оттенок голоса, появляются ошибки на письме. Речевой поток сопровождается беспокойным поведением, гримасами, рассеянностью внимания. Из-за неразборчивости речи вербальная коммуникация затруднена, дефект не осознается.
Нарушение регуляторных механизмов ЦНС
Судорожные запинки в речи могут появиться «на выходе» пациентов из моторной алалии, афазии, дизартрии. Причина этого явления кроется в интенсивном коррекционно-логопедическом воздействии, когда объем и темп введения нового речевого материала не соответствует функциональным возможностям мозга. Обычно возникают повторы последних слогов, при этом пациент никак не может перейти к новому слову.
Дискоординированные судороги артикуляционных мышц, как правило, не трансформируются в патологическое заикание. При организации грамотной коррекционно-педагогической помощи такие запинки успешно компенсируются без рецидивов.
Другие причины
Возникновение запинок в речи может быть связано с неблагополучным речевым окружением: быстрым темпом речи родителей, подражанием заикающимся друзьям или близким. В ряде случае запинки возникают вторично, на фоне различных расстройств:
Диагностика
Появление речевых запинок служит поводом немедленно обратиться за консультацией логопеда. Чем раньше будет установлена их причина и характер, тем эффективнее будет лечебно-коррекционное воздействие. Диагностика состоит из трех блоков:
Лечение
Режим
Если запинки в речи ребенка имеют физиологический характер, необходимо организовать оптимальный общий и речевой режим: обеспечить достаточный дневной и ночной сон, увеличить время прогулок на свежем воздухе. Важно временно ограничить поступление новой информации, свести к минимуму просмотр телевизора, компьютерные игры, посещение массовых мероприятий. В речевом общении нужно соблюдать следующие рекомендации:
Психологическая коррекция
Показана пациентам с эмоциональными запинками в речи, заиканием, тахилалией, полтерном. Данное направление коррекционной работы способствует снижению фиксации на речевом дефекте, устранению логофобии, овладению новыми механизмами саморегуляции, расширению коммуникативных возможностей. Основными методами психокоррекционной работы являются сеансы психотерапии и гипноза, тренинги общения, аутогенные тренировки.
Логопедическая коррекция
С учетом причин, лежащих в основе речевых запинок, проводятся занятия по развитию речи, коррекции заикания, преодолению тахилалии и т. д. Логотерапия направлена на выработку нового речевого стереотипа, его закрепление во всех коммуникативных ситуациях. В работе используются следующие методы и приемы:
Оздоровительные мероприятия
Организуются на базе поликлиники или дневного неврологического стационара. Цель – нормализация регуляторной функции ЦНС, повышение адаптационных механизмов. Пациентам с патологическими запинками в речи назначаются:
Речевой ступор как избавиться
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Исправление речевого ступора. История из личного опыта №18
Однажды ко мне обратились с очень интересной просьбой: помочь избавиться от речевого ступора. И это получилось, чему и посвящена данная история. (Исправление происходило в сети, нас разделяли тысячи километров).
В ходе общения с Катей было выяснено, что страдает в какой-то степени «синдромом отличницы»: постоянно всё контролируя и делая только крайне усердно. Такая ситуация началась давно, в классе 7-8, что укоренялось с каждым годом и без запинок говорить уже было практически невозможно. Это все заметно мешало профессиональной деятельности, которая очень радовала Катю. Журналистика ее очень вдохновляла и вдохновляет, и, потому, исправление речи раскрывало ее творческие способности и добавляло изобилие возможностей.
Выяснив у Катерины все особенности проявления ступора и то, что он встречается ежедневно (во время интервью и простом общении с людьми), мы начали убирать эту лишнюю привычку. Я предложил Кате просто пронаблюдать внимательно за разговором и перестать его контролировать; посмеяться над неудачами и представить самое худшее, что могло бы случиться, если бы разговор не удался. Дополнительным фактором было то, что Катя близорука. И близорукость также появилась примерно в близкие школьные годы, когда она всячески повышала требования к себе и своей деятельности. Но было решено избавиться вначале от ступора, а близорукость оставить на более поздние времена. Хотя, оказалось, что и видно стало чуть лучше.
Спустя пару дней Катя спрашивала мелкие детали и я уверял, что стоит разрешить себе ошибаться. Важным фактором было то, что мы избавлялись от лишней привычки, чтобы вернуть естественность, а не учились заново «правильно» говорить. Кате это все очень показалось простым и поразительным: она уже успела привыкнуть к сложности всего и вся в этом вопросе. Спустя дней десять довольно скромной переписки в социальной сети мы перебрались в скайп. Там же и состоялось общение по времени около часа.
Конечно же, по сей день (полтора месяца от первого общения в социальной сети) существует мелкие и незначительные отклонения, но ступора уже нет. Десятилетия опыта бояться говорить уже ушли в прошлое. Осталось лишь привыкнуть к тому, что ступора как-то и не осталось. Говорить теперь можно любые по сложности слова и увлекать красотой высказываемой мысли.
Все получилось весьма просто и крайне радостно. Ступор ушел навсегда, больше не надо ни минуты сомневаться сможет Катя что-то сказать или будет ли нервничать, произнесет ли нужное слово правильно. И это после многочисленных безуспешных попыток исправить, когда, казалось бы, можно и «опустить руки». А теперь каждый день наполнен кайфом общения.
Подробнее о методах исправления будет описано в ближайшее время.
Речевые ступоры
Вопрос психологам
Спрашивает: Евгений
Категория вопроса: Самопознание
Начну с конца. Сегодня по работе ехал с незнакомым человеком в машине. Кроме нас была еще одна девушка. Этот человек задал мне два элементарнейших вопроса: сколько времени я работаю, и сколько мне лет. И на первый, и на второй вопрос я смог ответить только со второго раза, переспросив у него, хотя я прекрасно слышал, о чем меня спрашивали. Потом следовало жуткое заикание, и спустя некоторое время я начинал говорить. При этом меня всего трясло, сердце колотилось. Это отвратительное чувство.
Безусловно, это далеко не первый подобный случай. Просто эта ситуация стала последней каплей, переполнившей чашу терпения.
Речевые ступоры начались у меня классе в 9. Точную причину или момент, как бы не пытался, но вспомнить не могу. С тех пор сложно было отвечать на уроках, ходить в магазин, говорить с посторонними. На выпускном через ступор не мог рассказать стих и большая куча подобных историй. Потом подобное было в университете, на парах и в обычной жизни при чрезмерном волнении.
Особенность ступора в том, что сколько бы я себе не говорил, не убеждал себя, все равно во время начала ответственного разговора приходит какой-то неведомый страх. Руки трясутся, общая неуверенность в себе и невозможность сказать то или иное слово. Очень часто перед началом беседы прокручиваю свою будущую речь, отбираю слова полегче, которые я должен произнести без трудностей. Но все равно ступоры почти всегда дают о себе знать. Если нет ступора, тогда этот страх проявляется во всеобщей неуверенности в себе и легком заикании, что тоже неприятно.
Такое может быть во время телефонного разговора с незнакомыми людьми (зачастую), во время ответственных разговоров или же при большом количестве людей, когда все внимание сосредоточено на меня.
Замечаю, что приступы ступоров происходят периодами. То есть, есть некоторое время (3-5 дней), когда чувствую легкость в речи и страх при важных разговорах не появляется. Но потом наступает период, когда я предварительно знаю, что у меня не получится сказать то или иное слово, и поэтому страх увеличивается.
Особенно тяжело отвечать на спонтанные вопросы, хоть и самые элементарные. Когда же начинаю с мучениями говорить первое слово, последующие слова произносятся автоматически, не задумываясь, похоже на старый автомобиль, которому труднее всего разогнаться, а потом уже катиться легко. Но бывают ступоры и посреди речи, когда натыкаюсь на какое-то «сложное» слово. К сложным я отношу слова, которые начинаются на «ко», «ка», «на», «до» и т. д. Хотя бывает и другие слова невозможно произнести.
Чтобы немного разъяснить представление обо мне. Я не являюсь каким то забыченным или обиженным жизнью ботаном. Я умею шутить, умею постоять за себя, знаю, что сказать в той или иной ситуации, не боюсь последствий. Но, как бы это смешно не звучало, я боюсь того, что просто не смогу сказать то, что хочу. Также и в компании, когда хочешь сказать какую- то шутку, или рассказать какую-нибудь историю, но боишься ступора, боишься опозориться.
Усложняет ситуацию то, что я работаю журналистом, это моя специальность, которая мне безумно нравится. Эта профессия подразумевает частое общение с людьми, в том числе и по телефону, а это для меня наибольший АД! Особенно, когда в кабинете присутствуют коллеги, я не могу звонить по телефону и связно говорить. Начинается это мычание.
Из-за этого всего я чувствую себя неполноценным, что ли, в обществе, неуверенным в себе. К тому же, не могу реализоваться в полную меру профессионально, хотя многие говорят, что перспективы есть. При этом, в семейном кругу или рядом с близкими друзьями никакой проблемы с речью нет. Иногда только могут проскакивать точечные заикания от чрезмерной эмоциональности. Родные даже не догадываются о наличии у меня этой проблемы, замечая, я так думаю, лишь мою общую неуверенность в себе.
Я могу еще писать об этом много, потому что очень наболело, но думаю, изложенного достаточно, чтобы понять мою проблему. Всегда думал, что смогу избавиться от нее сам, но увы.
Очень надеюсь на помощь. Буду очень признателен, если поможете мне составить определенный алгоритм действий борьбы с проблемой.
Ступор причины, способы диагностики и лечения
Ступор — это физическое и психическое расстройство, выражается в виде оцепенения, а также частичной или полной обездвиженности. Чаще всего сопровождается мутизмом — неспособностью или нежеланием контактировать с окружающими при полной сохранности мышления и речевых способностей. Симптом — это состояние человека, при котором он не реагирует на внешние раздражители, не испытывает голода, перепада температур, боли и других ощущений. Ступорозный синдром обычно становится следствием сильных психоэмоциональных потрясений, депрессии или других нарушений психики. Для лечения следует обращаться к психиатру, неврологу психотерапевту.
Причины ступора
Отсутствие реакции на ощущения, разговоры или внешние факторы возникает по разным причинам, которые объединяют патологии головного мозга и нервной системы организма. Первые признаки оцепенения — застывание в одной недвижимой позе, молчание, игнорирование окружающего мира. Психическая патология блокирует человеческие способности разговаривать, ощущать запахи и прикосновения, слушать, мыслить. Больной может застыть в любом положении — сидя, лёжа, стоя. Причины такого состояния:
Статью проверил
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 24 Марта 2021 года
Дата обновления: 16 Декабря 2021 года
Содержание статьи
Типы ступора
Существует более 10 видов состояния оцепенения — отличия заключаются в первоисточнике поражения и течении симптома. В зависимости от типа патологии также подбирается эффективный курс лечения или график приёма препаратов. Любая форма ступора имеет общие признаки — напряжённость мышц, помутнение сознания, неподвижность, увеличение тонуса тела, молчание, ослабление естественных рефлексов.
Кататонический ступор
Кататоническое расстройство возникает обычно вследствие сильного страха, опасности, эмоционально повышенного состояния аффекта, аутизма, послеродовой или посттравматической депрессии, передозировки нейролептиков. Проявляется в трёх стадиях:
Эмоциональный ступор
Появляется после тяжёлой психоэмоциональной встряски, увиденного горя или шокирующего события. Медицинское название симптома — состояние аффекта. Больной может нанести физический вред не только окружающим но и самому себе, поэтому нуждается в постоянном наблюдении.
Ментальный ступор
Характерен людям с тонкой душевной организацией, ранимым и чувствительным личностям. Эмоциональный уровень таких пациентов выше, чем у среднестатистического человека. Чаще всего это творческие натуры, подростки в период полового созревания, женщины во время беременности или климакса. Симптом проявляется в виде апатии, длительной тоски, творческом кризисе.
Реактивный ступор
Психогенная форма расстройства, которая может возникать как самостоятельное нарушение психики, так и вследствие затяжного реактивного психоза. Характерные признаки — абсолютный мутизм и обездвиженность. Пациент молчит, не двигается, не реагирует на любые раздражители.
Апатический ступор
Другие термины — астения или бодрствующая кома. Пациент с поражением двигательных и умственных функций пребывает в полной апатии, чаще всего в положении лёжа. Больной ничем не интересуется, игнорирует голод, жажду, естественные нужды.
Маниакальный ступор
Полная противоположность оцепенению — пациент пребывает в повышенном возбуждении, что проявляется во всех рефлексах и способностях:
Другие типы ступора
Методы диагностики
Симптом возможно диагностировать визуально по внешним признакам. С больным работают психологи, психиатры — во время осмотра врач опрашивает близких на наличие стрессовых ситуаций в ближайшем прошлом. Дополнительно могут быть назначены МРТ головного мозга или компьютерная томография.
В клинике ЦМРТ пациентам доступны любые методы диагностики:
Неврологические осложнения после ковида
Специалисты реабилитационного центра “Лаборатория Движения” помогут в восстановлении после перенесенной коронавирусной инфекции (COVID-19)
Неврологические осложнения после ковида проявляются различными симптомами — от головокружения и слабости до инсульта и нейропатии. К сожалению, механизм развития вызываемых нарушений до конца не изучен, но медики склонны к одному — наиболее тяжелое течение болезни и постинфекционные осложнения наблюдаются у пациентов, имеющих неврологические патологии в анамнезе.
Рассказывает специалист «Лаборатории движения»
Дата публикации: 03 Сентября 2021 года
Дата проверки: 30 Ноября 2021 года
Содержание статьи
Неврологические симптомы у пациентов с COVID-19
Наиболее часто встречающиеся симптомы и патологические состояния, которыми характеризуется поражение ЦНС во время течения болезни и постковидном периоде:
При обнаружении настораживающих симптомов необходимо обращение к неврологу, расширенное обследование, лечение и последующая реабилитация.
Поражения нервной системы при COVID-19
Нейротропность коронавируса, способность поражать центральную и периферическую нервную системы, доказана. Способы проникновения вируса в клетки ЦНС:
Неврологические симптомы после ковида могут проявляться в любых частях тела. Например, судороги в ногах при коронавирусе — причины кроются в инфекционном поражении периферической нервной системы. Поэтому крайне важно своевременное обращение к неврологу.
Клинические проявления
Часто встречающиеся клинические проявления поражения центральной и периферической нервной систем.
Нейропатия после ковида – невралгия, боли разной интенсивности по ходу одного или нескольких нервов: седалищного, бедренного, тройничного или лучезапястного. Ишемическая нейропатия зрительного нерва — падение остроты зрения, подергивание или частичная парестезия лица или области шеи.
Инфекционная полинейропатия — дрожание конечностей, судороги в ногах при ковиде, подергивание мышц по всему телу и онемение ног после ковида.
Даже нарушение пищеварения и функций ЖКТ возникают в результате неврологических нарушений.
Неврологические осложнения
Встречавшиеся осложнения, вызванные поражением нервной системы вследствие COVID-19, условно делят на 3 группы.
Проявления со стороны ЦНС — цефалгия и головокружение, энцефалит, острое нарушение мозгового кровообращения, энцефалопатия, острый миелит.
Поражения периферических нервов — частичная или полная потеря обоняния, синдром Гийена–Барре (проявляется мышечной слабостью, парезами, нарушением чувствительности), немеют ноги при ковиде и длительно не проходят после выздоровления.
Поражение скелетных мышц — аутоиммунный миозит, миалгия, отеки, воспалительные изменения, ишемия и последующее отмирание тканей.
Неизученные патогенетические механизмы
По мнению ученых, механизм возникновения постковидных неврологических симптомов предположительно связан с воспалительным изменением стенок мелких сосудов и образованием микротромбов. Также оказывают негативное влияние гипоксия тканей, ишемия органов.
Из-за повышенной нейтротропности, вирус трансневрально попадает в ЦНС. Более всего страдают структуры мозга, отвечающие:
Осложнения выражаются нарушением чувствительности, терморегуляции, речи и походки, частичной потерей слуха и зрения, бессонницей и другими симптомами, требующими посещения невролога.
Какие осложнения могут возникнуть без своевременного лечения
При отсутствии своевременного лечения или нарушении курса возникают опасные для жизни пациента состояния:
К симптомам, требующим пристального внимания и немедленной консультации невролога, относят: