Регион как рынок это
Новые парадигмы и концепции региона как многоаспектной системы
В работах основоположников региональной экономики регион выступал только как сосредоточение природных ресурсов и населения, производства и потребления. Регион не рассматривался как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов. В современных же теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Наибольшее распространение получили четыре парадигмырегиона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок (рыночный ареал), регион-социум. В настоящее время сформированы следующие подходы.
1. Регион как квазигосударство – подход к определению понятия «регион», рассматривающий его как относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики.
Представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших «центру» (процессы децентрализации и федерализации). Одна из главных функций региональной власти ‑ регулирование экономики региона. Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений (например, в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия) обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики.
2. Регион как квазикорпорация – подход к определению понятия «регион», рассматривающий его как крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности.
Регион как квазикорпорация представляет собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить: защита «торговой марки» местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.). Регион как экономический субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями. Размещение штаб-квартир и филиалов корпораций, их механизмы ценообразования, распределения рабочих мест и заказов, трансфертов доходов, уплаты налогов и т.д. оказывают сильное влияние на экономическое положение регионов. В неменьшей степени, чем современные корпорации, регионы обладают значительным ресурсным потенциалом для саморазвития. Расширение экономической самостоятельности регионов (путем передачи экономических прав от «центра») является одним из главных направлений рыночных реформ.
Регион как специфический тип рынка, имеющий определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д. Исследования в рамках данного подхода иногда выделяют в особую дисциплину – «региональное рынковедение».
Указанные три подхода в теории региона включают проблему соотношения рыночного саморегулирования, государственного регулирования и социального контроля. Среди ученых-регионалистов редко встречаются приверженцы крайних позиций: или полностью рыночная экономика (радикальный либерализм), или централизованно-управляемая экономика. Множество теоретических оттенков умещается на платформе «социальное рыночное хозяйство», поэтому в теориях экономического региона значительное внимание уделяется преодолению фиаско рынка, принципам развития нерыночной сферы, производству и использованию общественных благ, регулированию естественных монополий, защите от негативных последствий частнопредпринимательской деятельности и т.п.
Подход крегиону как социуму (общности людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами.
Данный подход шире экономического. Он включает культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические, политические и другие аспекты жизни регионального социума, синтезу которых региональная наука с самого начала уделяла большое внимание.
В теории региональной экономики развиваются и другие специализированные подходы. Например, регион как подсистема информационного общества или регион как непосредственный участник интернационализации и глобализации экономики.
Теории развития региона опираются на достижения макроэкономики, микроэкономики, институциональной экономики и других направлений современной экономической науки.
Сходство региона и национальной экономики определяет возможности применения для региона макроэкономических теорий (неоклассических, неокейнсианских и др.), особенно тех, которые ставят во главу угла производственные факторы, занятость, доходы. Теории региональной макроэкономики ближе соответствуют парадигме «регион как квазигосударство». Такое применение более адекватно для однородных (гомогенных) регионов.
Микроэкономические теории целесообразно привлекать тогда, когда представление региона как точки или однородного пространства недостаточно, и необходимо принимать во внимание внутренние различия (узловой или поляризованный регион). Теория и методология микроэкономического анализа больше соответствует подходам «регион как квазикорпорация» и «регион как рынок».
Эволюция теории региона отражает повышение роли «нематериальных» целей и факторов экономического развития, возможности междисциплинарных знаний и перехода регионов на модель устойчивого (эколого-социоэкономического) развития.
Регион как рынок это
ТЕМА 4. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1. Новое понимание концепции региона: регион как квазигосударство, регион как квазикорпорация, регион как рынок, регион как социум
В современных теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок (рыночный ареал), регион-социум.
Регион как квазигосударствопредставляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших «центру» (процессы децентрализации и федерализации). Одна из главных функций региональной власти — регулирование экономики региона.
Регион как квазикорпорацияпредставляет собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита «торговой марки» местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.).
Подход к региону как рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д.
Подход к региону как социуму(общности людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения.
В теории региональной экономики развиваются и другие специализированные подходы. Например, регион как подсистема информационного обществаили регион как непосредственный участник интернационализации и глобализации экономики.
Теории развития региона опираются на достижения макроэкономики, микроэкономики, институциональной экономики и других направлений современной экономической науки.
2. Размещение деятельности: теория диффузии инноваций, теория регионального жизненного цикла
Теории размещения, разрабатываемые в последние десятилетия, не отвергая наследия классиков размещения сельскохозяйственного и промышленного производства и их последователей, смещают акценты на иные виды размещаемой деятельности и факторы размещения.
Новыми объектами теории становятся размещение инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем, развитие реструктуризуемых и конверсируемых промышленно-технологических комплексов. В новых теориях внимание перемещается с традиционных факторов размещения (транспортные, материальные, трудовые издержки) сначала на проблемы инфраструктурного обеспечения, структуризованного рынка труда, экологические ограничения, а в последние два десятилетия — на нематериальные факторы размещения. К ним относятся: интенсивность, разнообразие и качественный уровень культурной деятельности и рекреационных услуг; творческий климат; привязанность людей к своей местности и т.п.
Поскольку нематериальные факторы труднее, нежели материальные, поддаются количественной оценке, это потребовало создания нового информационно-аналитического инструментария.
Важным этапом в развитии теории размещения стало исследование процесса создания и распространения инноваций (нововведений). Т. Хегерстранд (Т. Hagerstrand) выдвинул теорию диффузии инноваций (его основополагающий труд «Диффузия инноваций как пространственный процесс» вышел в 1953 г.).
Диффузия, т.е. распространение, рассеивание по территории различных экономических инноваций (новых видов продукции, технологий, организационного опыта и т.п.), согласно Т. Хегерстранду, может быть трех типов: диффузия расширения (когда инновация равномерно распространяется по всем направлениям от точки возникновения), диффузия перемещения (распространение в определенном направлении) и смешанный тип.
С теорией диффузии инноваций тесно связана теория регионального жизненного цикла. Она рассматривает процесс производства товаров как процесс с несколькими стадиями: появление нового продукта, рост его производства, зрелость (насыщение), сокращение. На стадии инноваций требуются большие персональные контакты; поэтому наиболее благоприятным местом для размещения инноваций являются большие города.
3. Пространственная организация экономики
Теории структуризации и эффективной организации экономического пространства опираются на функциональные свойства форм пространственной организации производства и расселения — промышленных и транспортных узлов, агломераций, территориально-производственных комплексов, городских и сельских поселений разного типа.
Получившая широкое признание теория полюсов роста усиливает теорию центральных мест В. Кристаллера, используя более современные достижения экономической науки.
В основе идеи полюсов роста, выдвинутой французским экономистом Ф. Перру, лежит представление о ведущей роли отраслевой структуры экономики и в первую очередь лидирующих отраслей, создающих новые товары и услуги.
Ж. Будешь показал, что в качестве полюсов роста можно рассматривать не только совокупности предприятий лидирующих отраслей, но и конкретные территории (населенные пункты), выполняющие в экономике страны или региона функцию источника инноваций и прогресса.
Х.Р. Ласуэн детализировал представления о полюсах экономического роста. Во-первых, полюсом роста может быть региональный комплекс предприятий, связанный с экспортом региона (а не просто с ведущей отраслью); во-вторых, система полюсов и каждый из них в отдельности растут за счет импульсов, рожденных общенациональным спросом, передающимся через экспортный сектор региона; в-третьих, импульс роста передается второстепенным отраслям через посредство рыночных связей между предприятиями, а также географической периферии.
Теоретические положения о полюсах развития используются во многих странах при разработке стратегий пространственного экономического развития. При этом идеи поляризованного развития существенно по-разному приспосабливаются для хозяйственно освоенных регионов и новых регионов хозяйственного освоения.
В современной практике пространственного экономического развития идеи полюсов роста реализуются в создании свободных экономических зон, технополисов, технопарков.
4. Межрегиональные экономические взаимодействия
В системном анализе межрегиональных взаимодействий важнейшую роль играют три фундаментальных понятия: оптимум Парето, ядро, экономическое равновесие.
Оптимум Парето в многорегиональной системе — это множество вариантов развития экономики, которые нельзя улучшить для одних регионов, не ухудшая положения других. Но разные оптимальные по Парето варианты неодинаково выгодны для отдельных регионов. Существует также возможность, что какие-либо регионы, действуя самостоятельно или в коалиции с другими регионами, могут достичь более выгодных для себя состояний. Более сильным требованием к выбору взаимовыгодных вариантов для регионов является условие принадлежности к ядру.
Ядро многорегиональной системы — это множество таких вариантов развития, в осуществлении которых заинтересованы все регионы в том смысле, что им невыгодно выделяться из системы, образуя коалиции. Ядро, если оно существует, состоит только из оптимальных по Парето вариантов.
Понятие экономическое равновесие в многорегиональной системе допускает много модификаций. Например: если каждый регион находит оптимальное решение исходя из интересов своего населения, то при каких условиях общего рынка (ценах обмена, тарифах, налогах и т.п.) сочетание региональных решений дает сбалансированное решение для всей системы регионов? Естественный случай экономического равновесия в системе регионов — когда для каждого из них сальдо межрегионального обмена, измеряемого в ценах равновесия, равно нулю.
Регион как рынок (рыночный ареал)
Система показателей региональной статистики, соответствующая данному подходу, основана на идеях и положениях теории региональных рынков.
Региональный рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей.
Региональный рынок образуется в результате переплетения многочисленных взаимодействий субъектов региональной экономики (предприятий, организаций, домохозяйств, фермерских хозяйств и т.п.), выступающих продавцами и покупателями различных видов товаров и услуг.
Система статистических показателей, дающая количественную характеристику явлений и процессов региональной экономики как рыночной системы, включает следующие группы показателей:
— показатели состояния, изменения и поведения цен в регионе. В том числе: уровень и индексы потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению, стоимость минимального набора основных продуктов питания, цен на рынке жилья; уровень и индексы цен производителей промышленной продукции, реализованной сельскохозяйственной продукции, в строительстве; индексы тарифов на грузовые перевозки, услуги связи для юридических лиц, цен приобретения средств производства.
— показатели товародвижения в регионе. В их числе: показатели оборота розничной и оптовой торговли и общественного питания в абсолютном и относительном выражении — в расчете на душу населения, динамические индексы, показатели товарной и ассортиментной структуры оборота розничной и оптовой торговли, показатели звенности товародвижения;
— показатели рыночной инфраструктуры в регионе. К ним относятся: показатели стоимости и состава элементов основных фондов в таких видах деятельности, как оптовая и розничная торговля, общественное питание, предоставление различного вида услуг; износ основных фондов, инвестиции в основные фонды предприятий, занимающихся реализацией и хранением товаров, число этих предприятий, их мощность и плотность в расчете на 1 км 2 территории региона и на 10 тыс. жителей, число электронных магазинов и веб-сайтов, связанных с коммерческой деятельностью, и ряд других;
— показатели социально-экономической эффективности рыночных процессов в регионе. В их составе: показатели локальной эффективности, т.е. эффективности отдельных рыночных процессов и видов деятельности (исследования спроса, ценообразования, процесса реализации, рекламы и т.п.), и показатели эффективности процесса товарного обращения в целом.
Четвертый концептуальный подход:
Дата добавления: 2015-07-26 ; просмотров: 29 ; Нарушение авторских прав
Новые парадигмы и концепции региона
Современные направления развития теорий региональной экономики
Развитие теории региональной экономики осуществляется по двум главным линиям: 1) расширение и углубление содержания (предмета) исследований (дополнение классических теорий новыми факторами, изучение и осмысление новых процессов и явлений, акценты на комплексные проблемы, требующие междисциплинарного подхода); 2) усиление методологии исследований (в особенности применение математических методов и информатики).
Представление о разнообразии и взаимосвязях методов и инструментов региональной экономики и их применении в разных областях дает схема (рис. 3.8), построенная У. Айзардом.
В соответствии с общей структурой теории региональной экономики рассмотрим четыре современных направления развития теоретических исследований:
· новые парадигмы и концепции региона;
· пространственная организация экономики;
В трудах основоположников региональной экономики регион выступал только как сосредоточение природных ресурсов и населения, производства и потребления товаров, сферы обслуживания. Регион не рассматривался как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов. В современных же теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок (рыночный ареал), регион-социум.
Рис 3.8. Современные методы и инструменты региональной экономики
Регион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших «центру» (процессы децентрализации и федерализации). Одна из главных функций региональной власти — регулирование экономики региона. Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений (например, в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия) обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики.
Регион как квазикорпорация представляет собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита «торговой марки» местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.). Регион как экономический субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями. Размещение штаб-квартир и филиалов корпораций, их механизмы ценообразования, распределения рабочих мест и заказов, трансфертов доходов, уплаты налогов и т.д. оказывают сильное влияние на экономическое положение регионов. В неменьшей степени, чем современные корпорации, регионы обладают значительным ресурсным потенциалом для саморазвития. Расширение экономической самостоятельности регионов (путем передачи экономических прав от «центра») является одним из главных направлений рыночных реформ.
Подход к региону как рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д. Исследования в рамках данного подхода иногда выделяют в особую дисциплину региональное рынковедение.
Указанные три парадигмы в теории региона включают проблему соотношения рыночного саморегулирования, государственного регулирования и социального контроля. Среди ученых-регионалистов редко встречаются приверженцы крайних позиций: или полностью рыночная экономика (радикальный либерализм) или централизованно-управляемая экономика. Множество теоретических оттенков умещается на платформе «социальное рыночное хозяйство», поэтому в теориях экономического региона значительное внимание уделяется преодолению фиаско рынка, принципам развития нерыночной сферы, производству и использованию общественных благ, регулированию естественных монополий, защите от негативных последствий частнопредпринимательской деятельности и т.п.
Подход к региону как социуму (общности людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами.
Данный подход шире экономического. Он включает культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические, политические и другие аспекты жизни регионального социума, синтезу которых региональная наука с самого начала уделяла большое внимание.
В теории региональной экономики развиваются и другие специализированные подходы. Например, регион как подсистема информационного общества или регион как непосредственный участник интернационализации и глобализации экономики.
Теории развития региона опираются на достижения макроэкономики, микроэкономики, институциональной экономики и других направлений современной экономической науки.
Сходство региона и национальной экономики определяет возможности применения для региона макроэкономических теорий (неоклассических, неокейнсианских и др.), особенно тех, которые ставят во главу угла производственные факторы, производство, занятость, доходы. Теории региональной макроэкономики ближе соответствуют парадигме «регион как квазигосударство». Такое применение более адекватно для однородных (гомогенных) регионов.
Микроэкономические теории целесообразно привлекать тогда, когда представление региона как точки или однородного пространства недостаточно и необходимо принимать во внимание внутренние различия (узловой или поляризованный регион). Теория и методология микроэкономического анализа больше соответствует парадигмам «регион как квазикорпорация» и «регион как рынок».
Эволюция теории региона отражает повышение роли «нематериальных» целей и факторов экономического развития, возможности междисциплинарных знаний и перехода регионов на модель устойчивого (эколого-социо-экономи-ческого) развития.
Регион как рынок (рыночный ареал)
Система показателей региональной статистики, соответствующая данному подходу, основана на идеях и положениях теории региональных рынков.
Региональный рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей.
Региональный рынок образуется в результате переплетения многочисленных взаимодействий субъектов региональной экономики (предприятий, организаций, домохозяйств, фермерских хозяйств и т.п.), выступающих продавцами и покупателями различных видов товаров и услуг.
Система статистических показателей, дающая количественную характеристику явлений и процессов региональной экономики как рыночной системы, включает следующие группы показателей:
— показатели состояния, изменения и поведения цен в регионе. В том числе: уровень и индексы потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению, стоимость минимального набора основных продуктов питания, цен на рынке жилья; уровень и индексы цен производителей промышленной продукции, реализованной сельскохозяйственной продукции, в строительстве; индексы тарифов на грузовые перевозки, услуги связи для юридических лиц, цен приобретения средств производства.
— показатели товародвижения в регионе. В их числе: показатели оборота розничной и оптовой торговли и общественного питания в абсолютном и относительном выражении — в расчете на душу населения, динамические индексы, показатели товарной и ассортиментной структуры оборота розничной и оптовой торговли, показатели звенности товародвижения;
— показатели рыночной инфраструктуры в регионе. К ним относятся: показатели стоимости и состава элементов основных фондов в таких видах деятельности, как оптовая и розничная торговля, общественное питание, предоставление различного вида услуг; износ основных фондов, инвестиции в основные фонды предприятий, занимающихся реализацией и хранением товаров, число этих предприятий, их мощность и плотность в расчете на 1 км 2 территории региона и на 10 тыс. жителей, число электронных магазинов и веб-сайтов, связанных с коммерческой деятельностью, и ряд других;
— показатели социально-экономической эффективности рыночных процессов в регионе. В их составе: показатели локальной эффективности, т.е. эффективности отдельных рыночных процессов и видов деятельности (исследования спроса, ценообразования, процесса реализации, рекламы и т.п.), и показатели эффективности процесса товарного обращения в целом.
Четвертый концептуальный подход: