Регион как субъект рф

Регион как субъект Федерации: статус, состав субъектов, соотношение понятий автономии и суверенитета

Регион как субъект рф. Смотреть фото Регион как субъект рф. Смотреть картинку Регион как субъект рф. Картинка про Регион как субъект рф. Фото Регион как субъект рф Регион как субъект рф. Смотреть фото Регион как субъект рф. Смотреть картинку Регион как субъект рф. Картинка про Регион как субъект рф. Фото Регион как субъект рф Регион как субъект рф. Смотреть фото Регион как субъект рф. Смотреть картинку Регион как субъект рф. Картинка про Регион как субъект рф. Фото Регион как субъект рф Регион как субъект рф. Смотреть фото Регион как субъект рф. Смотреть картинку Регион как субъект рф. Картинка про Регион как субъект рф. Фото Регион как субъект рф

Регион как субъект рф. Смотреть фото Регион как субъект рф. Смотреть картинку Регион как субъект рф. Картинка про Регион как субъект рф. Фото Регион как субъект рф

Регион как субъект рф. Смотреть фото Регион как субъект рф. Смотреть картинку Регион как субъект рф. Картинка про Регион как субъект рф. Фото Регион как субъект рф

Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, характеризующаяся общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Региональное деление может не совпадать с административно-территориальным и национально-территориальным. Регион может находиться в границах субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.

Регионализация государственного управления имеет объективные политические (демократия) и экономические (рынок) основы. В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона. Помимо ядра-комплекса в границы региона входит периферия – тяготеющие территории.

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект федерации — название территориальной единицы верхнего уровняв Российской Федерации. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации.

Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000.

Субъектами федерации являются:

· Края, области, города федерального значения

Каждый их типов субъектов Российской Федерации имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России. В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республика, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.

Автоно́мия — самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных им самим принципов.

Суверените́т — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

Автономия не предполагает наличие суверенитета (и вообще, любых атрибутов государственности). Автономия – это самоуправление. И только. Bопросы стратегии, международных отношений, стратегического планирования не находятся в ее компетенции. В россии формируются по территориально-национальному признаку.

Источник

Регион как субъект федерации

В рамках теорий региональной экономики выделяют территориальный и пространственный подходы к рассмотрению понятия «регион»: первое – регион как географическая территория; второе – регион как искусственно конструируемое образование, включающее часть какого-либо пространства (экономического, социального, природного).

Существует большое разнообразие признаков, положенных в основу определения региона в территориальном подходе: национально-культурные, географические, социально-экономические, территориальные, специализация и наличие экономических связей и т.д.

С позиций социальных связей, связующим звеном между людьми и регионом рассматривается чувство места. На основе сочетания физических и социальных характеристик региона, его истории формируются психологические узы, определяющие идентичность населения конкретной территории. Концепция чувства места предполагает, что люди, населяющие регион, пережили определенный коллективный опыт, на основе которого формируются общие устремления, интересы, цели и ценности. Со временем такой опыт трансформируется в некое общественное единение людей, живущих в пределах данной единицы пространства. На основе данного подхода формируется трактовка региона Ф. Броделя: регион является аналогом особого «мира» с присущим только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением.

В Декларации о регионализме в Европе (4 декабря 1996 г.) регион представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства».

Таким образом, понятию «регион», присуще свойство полисемии, так как его содержание зависит от того, какой конкретный срез жизни в регионе актуализируется той или иной наукой. Поскольку феномен региона изучается различными дисциплинами, то различие в подходах к исследованию проявляется не только в рамках этих дисциплин, но и в рамках одной науки. Проблема определения понятия региона, обусловлена сложностью и многоаспектностью этого явления и предполагает системный подход, включающий различные аспекты и уровни его анализа.

Следует отметить, что территориальная структура региона является базисом формирования функциональных блоков, а множественность региональной структуры обусловливает целостность развития территории, адаптирование и взаимосвязанность функционирования всех подсистем и их элементов, что приводит к выработке основных черт, характеризующих регион как самостоятельную, сбалансированную систему. Среди основных признаков, характеризующих регион, выделяют:

— сложный состав элементов, относящихся к разноуровневым функциональным блокам, начиная от природно-ресурсного до духовного;

— территориальную целостность развития региона, существенно укрепляющуюся в процессе саморазвития и самоуправления;

— открытость, выражающаяся в рыночных товарно-денежных отношениях и новых формах территориального разделения и интеграции труда, капитала, благ, информации и т. д. (прямые и обратные связи между регионами);

— наличие границ и упорядоченности в виде районов разного таксономического ранга;

— стремление к сбалансированности функционирования всех подсистем, повышающая экономическую, социальную и экологическую эффективность регионального развития целостной системы;

— формирование региональной общности людей на основе учета национальных и этнических особенностей.

С учетом вышеизложенного элементами структуры региональной системы являются:

1. Физико-географическая структура региона. В экономической географии понятие «регион» (от лат. regionis – область) означает то же, что и район; территория (акватория), часто очень значительная по своим размерам, не обязательно являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения.

2. Экономическая структура. В экономике под регионом понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической, производственной и социальной инфраструктурой.

3. Политико-административное деление территории. Центральное положение политической подсистемы в региональном хозяйстве определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Именно политическая система в регионе регламентирует отношения между обществом и государством, определяет протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, характеризует состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституционализированных политических отношений.

4. Социокультурная структура. Является детерминантой общественного развития: во-первых, большинство действующих в социальной системе факторов представляют собой специфически человеческие способы деятельности, т.е. феномены культуры; во-вторых, все факторы, действующие в обществе или воздействующие на него, опосредованы общественной психологией. Культуру можно понять как ядро, в котором отображается мотивация деятельности людей. Культура многослойна, иерархична, внутренне противоречива. Наиболее важное место в ней занимает программа деятельности субъекта.

5. Институционально-правовая сфера. Хозяйственная деятельность в регионе подлежит правовому регулированию; законотворчество в региональной области имеет большое значение для его нормального функционирования, а взаимодействие центральной и региональной законодательных властей может выступать катализатором как конфликтов, так и позитивных направлений развития. Так же необходимо учитывать целостную, упорядоченную совокупность политических институтов, ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества в регионах, подчиненных принятым в конкретном обществе политическим, социальным, юридическим, идеологическим, культурным нормам, историческим традициям и установкам политического режима.

В связи с наличием большого количества значимых характеристик региона рассматривается одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения и социальной организации общества, и как социально-экономическая система управления.

Таблица – 3. Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Субъекты федерации сгруппированы в 8-мь федеральных округов, 11-ть экономических районов, 14-ть географических районов, 4-е военных округа, 9-ть часовых поясов. Помимо этого, существует ряд зарубежных территорий, относящихся к Российской Федерации. Например, город Байконур, находящийся на территории Казахстана, но вместе с комплексом космодрома Байконур арендованый Россией на период до 2050 года. Байконур наделен статусом города федерального значения и на его территории действует российское законодательство. Также, согласно Шпицбергенскому трактату 1920 года Россия осуществляет экономическую деятельность на архипелаге Шпицберген (Баренцбург, Пирамида и Грумант).

Источник

Субъекты РФ – что это такое, какие они бывают, и как узнать код субъекта Российской Федерации

«Части», которые вместе составляют Российскую Федерацию.

Регион как субъект рф. Смотреть фото Регион как субъект рф. Смотреть картинку Регион как субъект рф. Картинка про Регион как субъект рф. Фото Регион как субъект рф

Российская Федерация – самая большая по занимаемой площади страна в мире на сегодняшний день. Она простирается почти на три тысячи километров с севера на юг и девять тысяч километров с запада на восток. Охватывает 11 часовых поясов. Для сравнения: Канада, вторая по площади страна, меньше России в 1,7 раза.

По численности населения наша страна уступает государствам с меньшей территорией. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (росстата), здесь постоянно проживают 146,88 млн человек. Это девятое место в мире в соответствующем перечне.

Как же осуществляется управление такой огромной страной? Какова роль субъектов РФ в ее политической и правовой структуре? Об этом в сегодняшней статье.

Что такое субъекты РФ и для чего они нужны

Как следует из самого названия, наше государство является федерацией, что переводится с латыни как союз, консолидация. Федеративное устройство подразумевает объединение различных территориальных образований, каждое из которых наделено политической и юридической самостоятельностью. При этом они не имеют государственного суверенитета, а подчиняются федеральным органам власти.

Территориальные группирования, части одного целого, называются субъектами союзного государства. Таким образом, субъекты РФ – это составные части единой страны, которые, по принятой структуре деления, относят к территориальным единицам высшего уровня. Их также называют регионами.

Каждый из субъектов федерации наделен правом учреждать собственные признаки государственности: устав (конституцию), герб, флаг, законодательную и исполнительную власти. Представители всех субъектов страны формируют совет Федерации (палату регионов), где обсуждается единый порядок существования, основанный на принципе равноправия. Выход из состава федерации с обретением полного суверенитета не предусмотрен.

Данная форма государственного устройства, в отличие от унитарной, является наиболее разумной и эффективной, учитывая огромные размеры и многонациональность страны.

Какие бывают субъекты РФ и сколько их

В соответствии с Основным Законом РФ (конституцией) в состав нашего государства входят 85 субъектов. Все они отмечены на карте.Регион как субъект рф. Смотреть фото Регион как субъект рф. Смотреть картинку Регион как субъект рф. Картинка про Регион как субъект рф. Фото Регион как субъект рф

Какова структура органов власти в регионах

Система государственной власти субъектов РФ включает в себя:

Субъекты РФ сами определяют название ЗакС, его структуру, количество сотрудников (депутатов), срок их полномочий. Помимо прочего, формируют бюджет, разрабатывают и реализуют программы социального и экономического развития, проводят выборы в местные парламенты, устанавливают локальные налоги, осуществляют административное деление принадлежащей им территории.

Региональный ИОГВ подчиняется главе субъекта РФ (высшему должностному лицу), образуя при этом единую ветвь власти в рамках федерации. Глава представляет интересы своего региона на федеральном уровне, отчитывается перед Президентом РФ.

При всей самостоятельности региональных властей следует отметить обязательное главенство федеральных законов страны.

Что такое коды субъектов РФ и где их найти

Для унификации, автоматизации ведения документов, сбора статистических данных, учета налоговых поступлений всем субъектам РФ присваиваются персональные коды. Например, зная государственный номер автомобиля, выданный ГИБДД, можно сразу узнать, из какого он региона, где стоит на учете.

В платежных квитанциях, при заполнении налоговой декларации юридическими, физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями дополнительно указывается код ОКТМО. Расшифровка такая: общероссийский классификатор территорий муниципальных образований.Регион как субъект рф. Смотреть фото Регион как субъект рф. Смотреть картинку Регион как субъект рф. Картинка про Регион как субъект рф. Фото Регион как субъект рф

Полный перечень кодов субъектов РФ можно найти в Википедии.

История развития территориального деления России

Киевская Русь была поделена на волости (от слова “власть”). Это был аналог современных областей. В каждой правил наместник – княжеский сын, получавший часть земель от отца в удел. Так, постепенно, к середине 12 века, волости сменились удельными самостоятельными княжествами (землями), что фактически привело к распаду древнерусского государства.

Сохранившиеся экономические связи между родственниками, а также усиление влияния княжества Московского привели в 15 веке к постепенному объединению Руси. Появилась новая территориальная единица – уезд (местность, которую объезжал сборщик дани). В состав уезда могли входить станы (места остановок, отдыха) и волости.

В начале 18 века Петр I разделил Русь на губернии с входящими в их состав провинциями и уездами (первоначально дискритами). А к середине 18 века Екатерина II учредила наместничества, наряду с губерниями и областями. Со временем часть губерний стала называться земствами (это административные единицы с местным самоуправлением).

В первой половине 20 века губернии сменились краями и областями, с делением на районы, автономные области и округа. Впервые было заявлено о федеративном государственном устройстве Российской Республики.

Дальнейшие укрупнения, переименования территорий привели к возникновению республик, городов федерального значения. Согласно конституции 1993 года все крупные административные образования страны получили статус субъектов Российской Федерации.

Заключение

Подведу итог вышесказанному. Россия – государство с федеральной формой правления, составными частями которого являются субъекты РФ (регионы страны). Их общее количество – 85. Это республики, округа, края, области, города федерального значения и одна автономная область. Каждому субъекту присвоен уникальный код.

Субъекты наделены правами и обязанностями, не противоречащими Основному Закону страны. Внутренние границы территориальных образований могут меняться по взаимному согласию, выход из состава федерации не предусмотрен.

Друзья, интересуетесь ли вы историей нашей страны? Была ли вам полезна статья? Оставляйте свое мнение в комментариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *