Регистрация блога как сми

Закон о блогерах

Регистрация блога как сми. Смотреть фото Регистрация блога как сми. Смотреть картинку Регистрация блога как сми. Картинка про Регистрация блога как сми. Фото Регистрация блога как сми

Недавние нашумевшие законодательные изменения коснулись блогеров.

Они введены Федеральным законом от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.» В СМИ это закон прозвали «законом о блогерах«.

Наше государство в последнее время всерьез взялось за контроль Интернет-пространства, потому что согласно известной фразе «Кто владеет информацией — тот владеет миром».

Сразу стоит оговориться, что не стоит сильно волноваться новым измерениям владельцам небольших интернет сайтов. У нас в Рунете их миллионы. И проследить за каждым просто не возможно. На это не хватит сил и ресурсов. Однако, известным блогерам стоит задуматься и стараться следовать букве закона.

Новые правила для блогеров вступили в силу с 1 августа 2014 года.

Блогер что это такое?

Блогер — это владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет» (ч. 1 ст. 10.2 ФЗ №97).

Из этого понятия видно, что законодатель относит блог к разновидности сайта. В этом есть логика. Поскольку некорректно искать различия «блога» с «сайтом», потому как это разноплановые понятия. Это примерно то же самое, что ставить на одну планку и искать различия между «яблоком» и «фруктом».

Не являются блогерами владельцы сайтов в сети «Интернет», которые зарегистрированы в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевых изданий.

Этим положением (определением) законодатель выделил в отдельную группу пользователей Интернета — блогеров.

Как будет считаться количество посетителей блога?

По заявлению Александра Жарова (руководитель Роскомнадзора) своей методики подсчета посетителей пока нет. Поэтому Роскомнадзор будет пользоваться признанными отраслью публичными счетчиками — OpenStat, «Яндекс.Метрикой», рейтингом Mail.Ru, Liveinternet.

Права и обязанности блогеров

В законе о блогерах предусмотрены определенные права и обязанности. Большинство из них очевидны и продублированы из других законов РФ. Давайте их разберем.

Обязанности блогера:

Комментарий : данные обязанности уже давно лежат на всех жителях РФ. За эти действия предусмотрена уголовная и административная ответственность. И для чего было специально прописывать это в законе о блогерах остается непонятным.

Например, ст. 205.2 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность для всех за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.

2) проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию;

Комментарий : проверка достоверности — это очень спорная обязанность. В современном компьютерном мире понятие достоверности очень размыто. На одно обсуждаемое событие может быть десяток точек зрения. И как определить какая из них является достоверной, а какая нет? Более того, часто официальные органы не владеют достоверной информацией о чем-либо.

3) не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;

Комментарий : снова не ясно для чего вменять эту обязанность именно блогеру, когда в гражданском законодательстве, которое распространяется на всех, имеется такое же точно положение. С таким же успехом данную обязанность можно установить и писателям.

Читаем п. 1 ст. 152.2 Гражданского кодекса РФ: не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.

4) соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;

Комментарий : эти запреты и ограничения уже предусмотрены в законе. Для чего повторять, то что уже есть?

5) соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;

Комментарий : аналогично как и обязанность №4.

6) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.
Комментарий: в гражданском кодексе уже прописана такая обязанность для всех без ограничения. Об этом указано в ст. 152 Гражданского кодекса РФ — Защита чести, достоинства и деловой репутации.

Блогер также обязан разместить на своем сайте свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений.

Блогеру не допускается:

1) использование сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений;

Комментарий : понятия «общественно значимые сведения» и «достоверность» — очень относительные и позволяют судебным органам их вольно трактовать. Если буквально толковать данный пункт, то блогер будет нести ответственность за то, что не написал в своем блоге про какие-то «общественно значимые сведения».

2) распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Комментарий : Читаем основной закон РФ, где в ст. 29 указано не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Теперь рассмотрим права блогера. Их не много. Всего четыре.

Права блогера:

1) свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Комментарий : это право априори предоставлено каждому. Смотрим Конституцию РФ ч. 4 ст. 29: каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

2) излагать на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима;

Комментарий : совершенно абсурдное право, которое высосано из пальца. Конституцией уже давно закреплено право свободно производить информацию (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ).

Более того, в п. 1 ст. 1265 Гражданского кодекса РФ закреплено право автора на имя. Под этим правом понимается использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

3) размещать или допускать размещение на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» текстов и (или) иных материалов других пользователей сети «Интернет», если размещение таких текстов и (или) иных материалов не противоречит законодательству Российской Федерации;

4) распространять на возмездной основе рекламу в соответствии с гражданским законодательством, Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет«.

Процедура регистрации блогера

Законом о блогерах предусмотрена определенная процедура регистрации в реестре Роскомнадзора.

Если Роскомнадзор обнаруживает сайт с посещаемостью более 3000 человек в сутки, то он осуществляет следующие действия:

1. включает сайт в свой реестр.
2. определяет провайдера хостинга;
3. направляет провайдеру хостинга уведомление в электронном виде на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать блогера;
4. фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга.

После получения такого уведомления провайдер в течении 3 рабочих дней обязан предоставить данные, позволяющие идентифицировать блогера. После получения этих сведений Роскомнадзор направляет уведомление блогеру, о том, что он включен в реестр и требования законодательства Российской Федерации, применимых к данным сайту или странице сайта в сети «Интернет».

Чтобы блогеру исключиться из этого реестра, если посещаемость сайта упала ниже 3000 человек в день и это длится 3 месяца, ему необходимо написать соответствующее заявление в Роскомнадзор.

Если на протяжении 6 месяцев посещаемость сайта составляет менее 3000 человек в день, то Роскомнадзор может сам исключить блогерах из реестра.

Блогер — не журналист

Хотя среди прочих обязанностей на блогера возложена обязанность соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации, блогер журналистом не является и не приравнен к журналисту.
Закон о средствах массовой информации на блогера не распространяется, за исключением положений о порядке распространения массовой информации.

Ответственность за комментарии в блоге
Самое интересное, что блогер несет ответственность не только за свои посты (статьи), но и за всю размещенную информацию, в том числе комментарии. В этой связи блогерам, которые получают тысячи комментариев ежедневно будет практически не возможно соблюдать закон.

Организатор распространения информации

Законом о блогерах также вводится понятие «Организатор распространения информации». Это лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет». Иными словами — это организация, предоставляющая услуги хостинга.
На нее возложена обязанность хранить все данные (письменный, аудио, видео и визуальный контент) в течении 6 месяцев. И по запросу государственных органов передавать ее.

Источник

Как открыть своё собственное СМИ

Регистрация блога как сми. Смотреть фото Регистрация блога как сми. Смотреть картинку Регистрация блога как сми. Картинка про Регистрация блога как сми. Фото Регистрация блога как сми

Однажды, довольно длительное время назад, я писал шутливый пост на тему открытия собственного СМИ. Сейчас по просьбам некоторых читателей я расскажу как реально открыть своё СМИ и что может для этого понадобиться.

Итак, захотелось вам влиться в дружное сообщество поставщиков информации и вы вознамерились обзавестись своим собственным информационным ресурсом. В этом посте я опишу основные шаги открытия именно сетевого ресурса, для тех, кто вознамерится открыть бумажное издание, эта информация будет полезной, но неполной.

Ещё до открытия СМИ возникают первые два стула – практика показывает, что не для всех изданий имеется необходимость обзаводиться лицензией. Многие успешно работают на новостном рынке и не получают заветную бумажку. Парадокс? Ничуть. Дело в том, что такие агентства освобождаются от многих проблем зарегистрированных СМИ, например от ответственности в некоторых случаях. Подобные издания дышат свободнее в условиях тотальной и беспросветной цензуры (о ней ниже), но лишены важных для рядовых журналистов плюшек, например они не могут получать аккредитацию на государственные мероприятия и запрашивать информацию у официальных органов.

Регистрация блога как сми. Смотреть фото Регистрация блога как сми. Смотреть картинку Регистрация блога как сми. Картинка про Регистрация блога как сми. Фото Регистрация блога как сми

Если вы всё же решили зарегистрировать своё СМИ, то сначала вам придётся обзавестись юридическим лицом, как правило, это ООО. Важно помнить, что у СМИ очень ограниченные способы заработка, в основном это рекламные публикации и контракты на освещение деятельности.

После того, как юридическое лицо будет зарегистрировано (впрочем, это можно сделать и до регистрации), необходимо открыть свой сайт. На этом этапе вы определяетесь с названием, содержанием, дизайном, направленностью и прочими подобными нюансами, а также набираете штат. Не нужно думать, что вы самостоятельно сможете тянуть на своём собственном горбу роли всех сотрудников редакции (земля пухом таким трудягам), найдите для себя в штат или на удалёнку необходимый минимум среднестатистического издания. По моему опыту программа минимум, это три корреспондента, один фотограф-полёвка, редактор-корректор/цензор, два рекламных менеджера, сммщик и бухгалтер.

Регистрация блога как сми. Смотреть фото Регистрация блога как сми. Смотреть картинку Регистрация блога как сми. Картинка про Регистрация блога как сми. Фото Регистрация блога как сми

Вся котовасия с документами довольно ненапряжная и длится примерно месяц, три дня приём, 3 дня рассмотрение, примерно 25 дней регистрация. Получаете документы и в «подвале» вашего сайта крепите долгожданную плашку, а корреспондентам выдаёте корочки, которые подтверждают, что они не верблюды корреспонденты ИА РИА (нужное подчеркнуть) «Сайт_нейм».

Регистрация блога как сми. Смотреть фото Регистрация блога как сми. Смотреть картинку Регистрация блога как сми. Картинка про Регистрация блога как сми. Фото Регистрация блога как сми

Что важного забыл, пока писал: Лицензия СМИ даёт сайту возможность обнаруживаться новостными агрегаторами (Яндекс, Гугл, Рамблер и тд), кроме того, СМИ с лицензией можно купить и переделать под себя, перерегистрация издания происходит всё в том же РКН, стоит недорого. На моей памяти продавалось много сетевых изданий, как правило, цена у них символическая от 500 000 и выше, ниже цены видел, но эти издания были без лицензии или заштрафованы.

Лицензия СМИ подразумевает, что вы знаете закон о СМИ от корки до корки, ибо за каждую провинность вы будете получать огромные штрафы. Простой, но циничный пример: разыскивается ребёнок, СМИ публикует информацию (фото, возраст, имя, одежда и тд) если ребёнок находится, то СМИ не успевшее удалить данные ребёнка получает за помощь в поиске дитя штраф в размере 150 000 рублей. При мне корреспондент отправлялся к родителям погибшей девочки, чтобы взять с них расписку о разрешении использования личных данных ребёнка. Или, например, упустили сигарету на фото, опубликовали. Штраф 30 000 не взирая ни на какие причины. Так что действенный прием для нарушителей – не хотите палить щи перед журналистами? Держите перед лицом зажженную сигарету.

Надеюсь, инструкция, если её можно так назвать, получилась развёрнутой, пишите в комментариях если возникнут вопросы, постараюсь на все ответить.

Источник

Стоит ли регистрировать сайт в качестве СМИ

Сравнительная таблица отличий между обычным сайтом и сетевым изданием поможет вам принять решение о регистрации сайта в качестве СМИ.

Регистрация блога как сми. Смотреть фото Регистрация блога как сми. Смотреть картинку Регистрация блога как сми. Картинка про Регистрация блога как сми. Фото Регистрация блога как сми

Яндекс с 1 января 2017 г. изменил свои правила: в Топ-5 новостей на главной странице Яндекса, на главной странице Яндекс.Новостей, а также в новостных сюжетах, региональных и тематических рубриках, будет отображаться только информация, полученная от зарегистрированных средств массовой информации.

Логично, что большинство не зарегистрированных как СМИ сайтов озадачилось вопросом о получении такого статуса. Однако не все главреды приняли решение направить заявление в Роскомнадзор, проанализировав и сравнив долю трафика с Я.Новостей с дополнительными требованиями, предъявляемых законодательством к сетевым изданиям.

Частый случай у региональных издателей — уже есть зарегистрированное периодическое печатное СМИ, а сайт администрируется без такой регистрации. Получение еще одного свидетельства для них не всегда оправдано.

Статья 8 Закона РФ «О СМИ» гласит — сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. Соответственно, обязанности регистрировать сайт в качестве СМИ законом не предусмотрено.

Сравнив по различным критериям отличия сайтов-СМИ от сайтов-не-СМИ, я понял, что неправильным будет говорить о плюсах и минусах регистрации сетевого издания. Потому что для каждого издателя такое решение будет разным, основанным на специфике своих ресурсов.

Поэтому я внес в таблицу положения, по которым сетевые издания отличаются от обычных сайтов. Думаю, что такой сравнительный анализ поможет редакторам принять правильное для них решение.

Кстати, как сообщала начальник Управления разрешительной работы Роскомнадзора Татьяна Денискина на совещании в Роскомнадзоре по УрФО, регистрацией сетевых изданий занимаются лишь 3 специалиста центрального аппарата ведомства.

Дополнение: в процессе обсуждения вопросов с коллегами таблица может меняться.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается (ст.3 ФЗ «О СМИ).

Сайт без регистрацииСайт зарегистрирован в качестве СМИ
Если сотрудник выполняет обязанности журналиста для газеты, зарегистрированной в качестве СМИ и для сайта, не имеющего такого статуса, то в первом случае он является журналистом, а во втором нет (ст. 2 ФЗ «О СМИ»). Но есть и другие мнения.Профессиональный статус журналиста распространяется:
– на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;
– на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции (ст. 52 ФЗ “О СМИ”).
Нет редакции.Есть редакция.
Нет ограничений по наличию иностранного капитала для учредителя.ст. 19.1 ФЗ о СМИ предусматривает ограничение в учреждении СМИ иностранным юридическим лицом или российским юридическим лицом с иностранным участием.
Реклама размещается в соответствии с ФЗ «О рекламе».Реклама размещается в соответствии с ФЗ «О рекламе».
Аналогичное требование отсутствует. Применяются общие правила о коммерческом обозначении, товарных знаках и т. п.Название СМИ должно быть уникальным (ст. 14 ФЗ «О СМИ»).
Аналогичного требования нет.Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей (ст. 18 ФЗ «О СМИ»).
Ст. 29 Конституции —гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Аналогичное требование отсутствует.Необходимо иметь устав редакции или договор, его замещающий. Обязаны предоставлять их в Роскомнадзор.
Аналогичное требование отсутствует.При смене местонахождения редакции обязательно уведомление в 30-ти дневный срок.
Аналогичное требование отсутствует.При смене домена обязательно уведомление в 30-ти дневный срок.
Аналогичное требование отсутствует.Изменение периодичности с уведомлением 30-ти дневный срок.
Аналогичное требование отсутствует.Изменение объема с уведомлением 30-ти дневный срок.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”:

Ст. 27 ФЗ О СМИ — необходимо публиковать выходные данные:

зарегистрировавший СМИ орган и регистрационный номер.

Ст. 14 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» — сайт, не зарегистрированный в качестве СМИ, может содержать знак информационной продукции.Рекомендации РКН по применению Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»:

Знак информационной продукции указывается на главной странице сетевого издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категорию информационной продукции, распространяемой в данном выпуске. Знак информационной продукции должен располагаться в верхней части главной страницы, по размеру должен быть не меньше 75% от заголовка второго уровня или не меньше размеров шрифта основного текста с применением полужирного начертания, или не меньше 20% от основной информационной колонки. По цвету знак информационной продукции должен соответствовать или быть контрастным цвету заголовка издания. Новостная лента знаком информационной продукции не маркируется.

Нет такой обязанности.Обязанность уведомлять о получении редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств от иностранных источников (статья 19.2 ФЗ «О СМИ»).
Нет возможности аккредитации.Возможность аккредитации в гос.органах (ст. 48 ФЗ «О СМИ»).
На информационные запросы респондент вправе не отвечать.Возможность делать запросы о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц (ст. 39 ФЗ “О СМИ”). Отказ в ответе допускается только в случаях, предусмотренных законом.
Получение дополнительного финансирования может быть ограничено отсутствием статуса СМИ.Возможность участвовать в конкурсах, получать гранты.
Нет ограничений в предвыборной агитации, предусмотренных для СМИ.Вправе размещать предвыборную агитацию по истечение 1 года с даты регистрации. Иные ограничения, предусмотренные законодательством о выборах.
Нет освобождения от ответственности за недостоверную информацию со ссылкой на другое СМИ.Освобождение от ответственности за недостоверную информацию со ссылкой на другое СМИ (п.2 ч. 1 ст. 57 ФЗ «О СМИ», п. 23 Постановления Пленума Верховного суда № 16 п. 23).
Нет аналогичного законодательного запрета.Нецензурные выражения и мат запрещены (ст. 4 ФЗ “О СМИ”).
Право сохранять в тайне источник информации не предусмотрено.Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом (ст. 41 ФЗ «О СМИ»).
За комментарии читателей может наступить ответственность администратора сайта. Сайт может быть заблокирован без предупреждения.Если на сайте в сети Интернет, зарегистрированном в качестве средства массовой информации, комментарии читателей размещаются без предварительного редактирования (например, на форуме читателей материалов такого сайта), то в отношении содержания этих комментариев следует применять правила, установленные в части 2 статьи 24 и пункте 5 части 1 статьи 57 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации” для авторских произведений, идущих в эфир без предварительной записи.
В случае поступления обращения уполномоченного государственного органа, установившего, что размещенные комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации, редакция указанного средства массовой информации вправе удалить их с сайта либо отредактировать, руководствуясь положениями статьи 42 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации”.
Сайт может быть заблокирован в случаях, предусмотренных законодательством (запрещенные материалы, пиратство и т.п.).Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке административного судопроизводства по иску регистрирующего органа (ст. 16 ФЗ «О СМИ»).
Аналогичного требования нет.Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя (ст. 18 ФЗ «О СМИ»).
Аналогичного требования нет.Редакция обязана опубликовать ответ или опровержение в случае, если нет оснований для отказа (ст. 43-46 ФЗ «О СМИ»).
Выборочный мониторинг.Систематический контроль в виде наблюдения со стороны Роскомнадзора и иных госорганов.
Использование персональных данных ограничено.Дополнительная возможность обработки персональных данных.
Обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных (п. 8. ч. 1 ст. 6 ФЗ “О персональных данных”).

Отвечаю на вопросы в Телеграм-чате. Больше полезной информации в Телеграм-канале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *