Реклама в телеграмме как делать
Реклама в Telegram: практическое руководство
Что и как рекламируют в Telegram
Закупка медийной рекламы на каналах
Реклама в ботах
Реклама на сайтах
Какой вид рекламы лучше
Как размещать рекламу
В каком статусе лучше работать фрилансеру: ИП, самозанятость или без регистрации Статья
12 лучших фильмов про маркетинг и рекламу Статья
Что такое Яндекс.Взгляд и как с ним правильно работать Статья
Почему важно провести и проанализировать тестовую рекламную кампанию: мнение эксперта Статья
25 сервисов для SMM от сбора аудитории до создания креативов Статья
Как провести розыгрыш в Instagram: пошаговый план Статья
6 способов привлечь трафик в интернет-магазин Статья
Квиз-лендинги для привлечения лидов: кейс Lion Target в сфере рынка недвижимости Статья
Как провести розыгрыш в Instagram: пошаговый план Статья
Рекламные кампании в Telegram: гайд от MIGEL AGENCY
18 июня 2020 года Telegram официально разблокировали на территории Российской Федерации. За период блокировки количество пользователей увеличилось вдвое. Сейчас Telegram считается одной из самых удобных и безопасных площадок для общения. Все чаще можно заметить рекламные размещения крупных брендов в тематических каналах. Команда коммуникационного агентства MIGEL AGENCY подготовила гайд для вашего бизнеса по эффективному рекламному размещению в Telegram. Также этот гайд будет особенно полезен для администраторов, редакторов каналов.
По данным Statista.com количество пользователей Telegram достигло 400 млн в апреле 2020 года, это в два раза больше, чем в марте 2018 года.
В половом соотношении больше мужчин (67%), чем женщин (33%).
Основная аудитория мессенджера в России сосредоточена в крупных городах: Москва (35%), Санкт-Петербург (13%), Свердловская область (3%), Московская область (3%) и т.д.
Ссылки на источники:
У вас есть бренд, проект, курс или мероприятие, которым нужна информационная поддержка, но вы не знаете или сомневаетесь, какой канал коммуникации для продвижения вам выбрать?
Если данные по статистике Telegram вам подходят, очень советуем воспользоваться этой площадкой для ваших целей.
Построить рекламную кампанию на этой площадке довольно просто, но, как и везде, есть свои нюансы.
Собрать подборку каналов для рекламного размещения;
Есть несколько способов, как сделать качественную подборку, которая поможет не слить бюджет на рекламу:
Этот способ простой и удобный, но подходит не для всех подборок. Это поиск основывается исключительно на ключевых словах из названий каналов, а далеко не все каналы отражают главную тему своего блога в названии.
Например, “Топ лучших каналов про дизайн в Telegram”. Этот способ обеспечит быстрый и качественный поиск релевантных каналов. Но также есть и свои минусы. Во-первых, в старых подборках много нерабочих/проданных каналов, которые уже неактуальны. Во-вторых, не под все тематики делают подборки. Если Вам нужен узкопрофильных пул каналов про ящериц, например, то этот способ явно не для вас.
Этот сайт еще не раз будет упомянут в этой статье. В нем вы найдете распределение топовых каналов по странам, по тематикам и даже по языкам. Но опять же, если Вам нужна подборка на очень узкую тематику, этот ресурс может вам не помочь.
Часто каналы рекламируют друг друга, а порой даже публикуют целые подборки в рамках взаимного пиара. Этот способ довольно долгий, но порой там можно найти каналы с эксклюзивным авторским контентом.
Ссылки на нужные вам Telegram-каналы вы сохранили, теперь нужно их проанализировать и определиться: в каких лучше публиковаться, а в каких лучше не стоит.
На этой площадке абсолютно бесплатно предоставляют информацию по основным показателям каналов: количество подписчиков, прирост подписчиков за определенное время (день, неделя, месяц), дневной охват публикаций, охват одной публикации, среднее количество публикаций на канале за один день, индекс цитирования канала и процент заинтересованности/вовлеченности (ERR).
К сожалению, этот проект имеет свои минусы: данные по статистике обновляются раз в сутки и по приватной ссылке поиск канала может быть затруднительным. Советуем пользоваться этим ресурсом для проверки каналов на накрутку.
Если кратко, это как Медиалогия, но исключительно для Telegram. На этом сайте можно отслеживать все упоминания бренда/имени в социальной сети, данные по статистике, а также определять пересечение аудиторию именно вашего канала.
Также этот ресурс имеет своего бота в Telegram @telemetrmebot, который предоставляет статистику по Telegram-каналам в таком формате:
Из явных плюсов: данные по статистике обновляются каждый час, а вот из минусов: для полного доступа ко всем функциям этой платформы нужна платная подписка. Советуем воспользоваться этим сайтом для аналитики рекламной кампании по ее завершению.
При переговорах также необходимо узнать, как именно можно забронировать временной слот для выпуска публикации. Многие редакторы и менеджеры Telegram-каналов работают по полной предоплате за размещение, если это сразу не выяснить и договориться на время, слот можно потерять.
Также обязательно уточняйте время нахождения рекламной публикации в ленте. В каких-то каналах рекламные посты остаются навсегда, а в каких-то (как показала наша практика по большей части это каналы с рецептами) удаляются через сутки или даже через несколько часов. Для того, чтобы в дальнейшем проследить эффективность поста, нужно сделать скриншот или записать количество просмотров перед удалением, а лучше проанализировать публикацию на сервисах, которые мы обсуждали ранее.
Если эти вопросы с редактором вы обсудили, нужно обговорить текст и визуал для рекламного размещения. Опять же, здесь все индивидуально. Есть каналы, которые не занимаются редактурой текста рекламных публикаций и просто размещают в том же виде, в котором прислал заказчик. Для таких каналов нужно изучить несколько постов и подстроить язык коммуникации (TOV) под привычный для аудитории формат. Предупреждаем, что существуют каналы, которые любят писать только от определенного лица или вообще обезличенно, это тоже нужно выяснить и учесть в рекламном тексте.
Самые прекрасные редакторы Telegram-каналов заинтересованы в написании текста рекламной публикации под формат стилистики канала. Если вам посчастливилось поработать с такими, можете не переживать за успех поста (уточнение: почти не переживать). Большая часть из них предпочитает делать рекламу максимально нативно: такие размещения выглядят очень органично и не вызывают негативных эмоций у аудитории. Если работать с Telegram-каналами крупных медиа, они могут даже дизайн картинки сделать в их стилистике.
К сожалению, тексты, которые предлагают редакторы Telegram-каналов, не всегда бывают хорошими и качественными: иногда там встречаются орфографические, пунктуационные и/или даже фактические ошибки. Тексты обязательно нужно перепроверять перед публикацией.
Картинка, видео или гифка в рекламной публикации должны привлекать внимание пользователей. В то же время не стоит делать что-то максимально экстравагантное и неподходящее под формат канала, визуальная составляющая рекламы должна гармонично подходить в ленту канала. На креативе отразите основную суть проекта в нескольких словах.
Для администраторов Telegram-каналов настоятельно советуем подключить Controller Bot к каналу. Он поможет публиковать длинные тексты и прикреплять к ним картинки или видео в одном посте. Если его не использовать, Telegram ставит ограничение на количество символов, при котором визуал не прикрепляется. Также через этот бот можно подключать кнопки на внешние ссылки и создавать отложенные посты.
Telegram очень удобная площадка еще тем, что в каждый пост можно добавить сколько угодно ссылок на внешние ресурсы: их можно “зашить” в слова, а можно добавить кнопку сразу после публикации (если Controller Bot подключен, конечно). Мы не советуем оставлять длинные и не очень красивые ссылки на виду, лучше их скрыть и аккуратно оформить.
Для отслеживания аналитики по переходам к рекламного поста советуем добавлять в ссылки UTM-метки.
Под разные цели рекламной кампании нужны разные показатели по аналитике. Если нужно собрать как можно больше переходов по ссылке в рекламной посте, нужно проанализировать статистику по UTM-меткам. Если же это больше имиджевая и охватная история, следует подсчитать общее количество просмотров всех рекламных публикаций. В целом, еще на этапе просмотра статистики по Telegram-каналам, можно предсказать среднее количество просмотров будущей публикации.
Рекламные возможности Telegram
Мессенджеры стали неотъемлемой частью жизни как продвинутых интернет-пользователей, так и новичков.
Сами по себе мессенджеры представляют собой веб-сервисы и/или программные продукты для мгновенного обмена информационными сообщениями.
В 2017 году наиболее популярными в России являются «Viber» (34%), «WhatsApp» (31%), «Telegram» (13%), «Skype» (9%).
С точки зрения темпов роста, самые значимые результаты наблюдаются в «Telegram». Всего за один год его аудитория возросла в 4 раза, что говорит о высоком потенциале денного мессенджера в ближайшем будущем.
В текущем году «Телеграмм» признан самым скачиваемым бесплатным мобильным приложением по версии платформы «AppStore».
Логично предположить, что столь резкий рост интереса интернет-пользователей повлиял и на появление рекламных возможностей в «Telegram». Прежде чем перейдем к изучению всех возможных способов по ведению рекламы в мессенджере, рассмотрим особенности программного продукта и проанализируем основную целевую аудиторию пользователей.
Особенности «Telegram»
Главное преимущество мессенджера – использование особого секретного протокола для обмена данными, за счёт которого обеспечивается высокая скорость обработки, передачи информации и ее защиты. Руководство объявило огромный денежный приз тому, кто сможет произвести взлом «Телеграмма» и извлечь конфиденциальные сведения пользователей и переписку.
На текущий момент, согласно официальным источникам, этого никому так и не удалось сделать. Есть ещё одна удобная опция для людей, желающих сохранить конфиденциальность переписок – таймер самоуничтожения. Установив его, в зависимости от настроек, переписка может очищаться через какой-то определенный период времени или автоматически удаляться сразу же после прочтения.
Мессенджер позволяет осуществлять обмен информацией, среди которой могут быть текстовые сообщения и любой другой вид данных (видео, фото, музыка, архивы, таблицы Excel, документы Word и многие другие).
Есть три возможных варианта использования «Телеграмма»:
на смартфоне, работающем на любой из существующих платформ («Android», «iOS», «Windows Phone»);
на персональных компьютерах и ноутбуках с помощью десктопной версии, требующей установки;
в браузере в виде онлайн-версии.
Если использовать несколько способов работы с программным продуктом одновременно, то происходит автоматическая синхронизация данных между всеми версиями. Например, если «Telegram» стоит на мобильном телефоне, планшете и ПК, получаемые и отправляемые сообщения, будут отображаться одновременно на всех устройствах.
В мессенджере существует возможность создания групп, объединяющих до 200 контактов для мгновенной отправки какой-либо информации.
Можно создать отдельный чат и включить в него до 5000 собеседников.
Единственное, чего не хватает «Телеграмм» по сравнению со своими популярными конкурентами, – отсутствие видеосвязи. Однако, с точки зрения общения пользователей и бизнеса, данная опция не является сильно востребованной.
Рекламные возможности представляют собой групповые чаты и каналы, в том числе и секретные, которые мы детально разберем в дальнейшем.
Виды рекламы в «Телеграмм»
Рекламные возможности в мессенджере появились не так давно и представлены лишь использованием ботов, каналов, групповых чатов. Рассмотрим каждый из видов более детально.
Боты являются универсальными роботами-помощниками для пользователей мессенджера и способны выполнять различные функции, самые популярные из которых:
прослушивание и скачивание своих аудиозаписей из социальной сети «Вконтакте»;
получение и отправка сообщений «ВК»;
изучение иностранных языков;
поиск и выдача анекдотов, приколов и других видов юмористической информации;
подбор фильмов и сериалов;
сборник инструкций и описаний к лекарствам;
ежедневная рассылка гороскопа;
Это не все возможные функциональные возможности ботов, каждый день появляются новые разновидности.
На примере радио-бота, покажем принцип подключения «Radio FM», для чего переходим и находим в программе с помощью окна поиска «@oneradiobot».
Выбираем необходимый для подключения бот и нажимаем «Старт»/ «Start».
В отобразившемся списке выбираем интересующую нас категорию.
Работа с помощником выстраивается следующим образом: вы осуществляете какое-либо действие, бот отвечает выдачей информации.
На примере видно, как открывается канал интернет-радио, прослушивание которого производится в режиме реального времени.
Любой существующий бот монетизируется посредством размещения рекламы. Таким образом, каждый желающий может стать рекламодателем, для чего достаточно воспользоваться услугами специальных бирж.
Наиболее популярные биржи-сервисы для подбора бота для размещения рекламы:
Большинство бирж позволяют не только производить размещение рекламного содержимого в ботах, но и на различных тематических каналах.
Стоимость рекламы сильно разнится и зависит от размера и качества аудитории, тематики. Узкоспециализированные боты и каналы стоят значительно дороже из-за сложной специфики набора активных участников и подписчиков. Отдельно оговаривается временной интервал, в течение которого будет доступен рекламный материал.
Есть и другой вариант – создать свой собственный бот. Если Вы обладаете техническими навыками (знаете языки программирования) и можете произвести процесс разработки, настройки и раскрутки своего робота, то данный вариант окажется наиболее эффективным. Главное следовать принципу: робот-бот должен быть максимально полезным для целевого пользователя и содержать минимальное количество рекламного материала. Сильная «заспамленность» может навредить его популярности и актуальности, что приведет к массовым отпискам и удалениям.
Каналы
Одним из самых эффективных способов рекламы будет являться создание собственного канала в мессенджере. Его может сделать любой желающий: для этого достаточно выбрать в меню соответствующий пункт («New Channel»). Придумываем подходящее название, задаём описание. После чего нажимаем кнопку «Create».
Далее «Телеграмм» предложит выбрать какой тип канала будет использоваться (публичный или секретный) и придумать название ссылки, ведущей на него.
При использовании секретного типа у подписчиков будет отсутствовать возможность комментирования.
Как только канал создан, начинаем набирать подписчиков. На первом этапе можно использовать свой список контактов. Желательно осуществить первичное наполнение контентом, сделав до 10-ти постов.
После окончания процесса по созданию, переходим к самому сложному и важному, – продвижению и набору новых подписчиков. Есть бесплатные и платные варианты.
К первой категории относятся: взаимопиар с другими каналами, размещение в специальных профильных рубрикаторах (в конце данной статьи приведен список полезной информации). Если у вас есть группы и официальные страницы в социальных сетях, можно вести распространение и через них. Аналогично можно поступить со сбором подписчиков на своём сайте.
К платным способам следует отнести: закупку рекламы в других каналах и ботах (удобнее всего через биржу), ведение контекстной рекламной кампании в поисковых системах или таргетинговой в социальных сетях. Существует и масса сервисов, позволяющих произвести накрутку подписчиков на канал, при этом оплата берется из расчёта за 1 нового участника. Как правило, качество такого подхода желает лучшего и подходит только для первоначального запуска, когда очень важно показать количество, а не качество.
Можно отметить и крупные «телеграмм-каталоги», попадание в которые возможно только за определенную плату.
Можно сделать и ещё более смелый шаг, разработав отдельную посадочную страницу (лендинг), посвященную вашему каналу в «Telegram» и его продвижению. Главное, чтобы цель оправдывала средства.
В любом случае, самое важное, что следует соблюдать, – качество информации. Нельзя допускать заспамленность, неуместные материалы, данные, несущие противозаконную информацию. Размещаемые рекламные материалы должны гармонично вписываться в общую стилистику, не вызывать навязчивости и раздражения.
Если по определенным причинам вы не хотите связываться с процессом разработки своего канала и его дальнейшим продвижением, стоит сосредоточиться только на закупке рекламы на наиболее подходящих вам по тематике и аудитории. Требования к материалам у всех источников разные и могут сильно варьироваться.
Групповой чат
В какой-то мере данный вариант можно считать частным случаем канала. Объединяет меньшее количество клиентов и создаётся преимущественно для общения, чем для распространения какой-либо информации рекламного характера. Отлично подходит бизнесу для проведения опросов среди наиболее интересующих участников (клиентов компании), выявления общественного мнения, маркетинговых исследований.
Используя обычный групповой чат, можно наладить одновременную связь клиентов с менеджерами и другими специалистами.
К примеру, при разработке веб-сайта, в моменты возникновения вопросов по дизайну, лучше всего было бы подключить к процессу исполнителя-дизайнера, так как менеджер не сможет ответить на большую часть поставленных вопросов по возможности реализации/редактирования тех или иных нюансов.
В некоторых случаях, может выполнять функции канала, что даёт те же рекламные возможности.
Чтобы создать группу, выбираем пункт меню «New Group» и вводим её название.
После этого добавляем участников в группу из списка контактов.
Отслеживание эффективности рекламы
Ручной способ, основанный на анализе количества просмотров публикаций, пересчете приростов за определенные периоды времени. Помогает бегло оценить эффект без использования специализированного средства аналитики.
Использование utm-меток, позволяющих определить источник, канал, содержание, кампанию и передать значения в систему аналитики («Google Analytics» и «Яндекс Метрику»). Рекомендуется использовать при продвижении через контекстную рекламу.
Воспользоваться специальными сервисами и ботами.
а) @ChannelAnalyticsBot – популярный бот, позволяющий отслеживать статистику по своему каналу.
Принцип взаимодействия заключается в подключении данного робота, указания, необходимого для отслеживания канала и регулярного получения ежедневной статистику по нему. О том, как подключить бот-помощника мы уже рассказывали в данной статье ранее.
Позволяет наблюдать за изменением числа подписчиков и количества просмотров.
Пользование ботом бесплатно.
б) tgstat.ru – отражает рейтинги российских каналов с точки зрения размещения на них рекламных материалов
Позволяет узнать прирост, общее число подписчиков, охват размещаемого поста в течение суток, эффективность (показатель вовлеченности), индекс цитируемости, количество положительных отметок («лайков»).
Есть возможность отобразить и динамику по заданным параметрам в течение определенного периода времени.
Проект некоммерческий и потому использование сервиса осуществляется бесплатно.
в) @TGStat_Bot – бот, выдающий статистику канала в виде графика. Измеряет все те же показатели, что и предыдущий сервис за исключением эффективности.
Возможно осуществление поиска по тексту с упоминанием в других источниках.
Пользование ботом также не требует какой-либо оплаты.
г) «Telemetr» – онлайн-сервис, для пользования которым необходимо будет авторизоваться через любую социальную сеть.
Каких-либо существенных отличий, кроме визуализации и более приятного интерфейса, по сравнению с tgstat нет.
Пользование платное и составляет 1500 рублей в месяц. Бесплатный тариф хоть и предусмотрен, но функционал настолько сильно урезан, что кроме, как оценить возможности сервиса ни для чего не подходит.
Также существует возможность отслеживания эффективности каналов, ботов на самих рекламных биржах. Все популярные ресурсы обладают данным функционалом и позволяют ознакомиться со статистикой ещё до начала момента публикации.
Полезные источники информации
Если Вас заинтересовали возможности «Телеграмм» для вашего бизнеса, вам могут помочь при работе следующие источники.
Как я зарабатываю в Телеграме
Как создать канал и продвинуть его
Автор телеграм-каналов с общей аудиторией 150 тысяч человек рассказал о работе, процессе и заработке.
Наш герой стоит за каналами «Мастриды», Slang Bang, «Маствотч», Your Career, Your Job и God, No. Мы знаем его настоящее имя, но в этой статье он попросил называть себя Мастридером. Ему слово.
Юра, читай внимательно!
Юра! В этой статье — личный опыт Мастридера. Опыт Мастридера может не совпадать с твоим, Юра. Если у тебя тоже есть опыт раскрутки каналов в Телеграме, ты продавал или покупал на них рекламу или ты просто хочешь рассказать о своем ремесле и заработке — дай о себе знать: journal@tinkoff.ru. И если ты не Юра, тоже дай знать.
Вокруг Телеграма продолжается ажиотаж. Как писал его основатель Павел Дуров, число пользователей Телеграма в России давно превысило 10 миллионов. Если в России есть платежеспособный средний класс, то он сидит в Телеграме.
Изначально Телеграм был просто приложением для чатов, но постепенно в нем появились каналы. Каналы — это чаты «в одну сторону», как радиостанции или СМИ. Любой человек может делиться своими мыслями и новостями с любыми другими людьми, которым это интересно. Если тебе интересно, ты подписываешься на канал и получаешь уведомление, когда в нем что-то выходит.
Портрет аудитории Телеграма, vc.ru
Первые каналы были уютными блогами без намека на монетизацию. Потом появилась мысль: если на канал подписано много человек, можно продавать в нем рекламу. Автор канала на 20—30 тысяч человек сегодня может зарабатывать 100 тысяч рублей в месяц. И это не предел: например, выручка от продажи рекламы в четырех моих каналах в августе была 270 тысяч, в сентябре — 350 тысяч, в октябре — 435 тысяч рублей.
Рекламная выручка за октябрь в телеграм-каналах Мастридера — 435 000 Р
«Мастриды» | Your Job | Your Career | «Маствотч» | |
---|---|---|---|---|
Число читателей | 44 000 | 11 000 | 19 000 | 26 000 |
Число рекламных постов | 12 | 15 | 10 | 3 |
Средняя стоимость поста | 17 000 Р | 7000 Р | 9000 Р | 12 000 Р |
Выручка | 204 000 Р | 105 000 Р | 90 000 Р | 36 000 Р |
В этой статье я расскажу, как создавал и раскручивал свои каналы и как на них зарабатывал. Даже если вы думаете создать телеграм-канал не ради денег, советы помогут сделать канал популярным и вкладывать деньги от рекламы в его раскрутку. Я делаю именно так: трачу деньги с рекламы на раскрутку и продвижение канала.
Тема канала
Первые два канала я создал, не особо задумываясь над темой. Я постоянно читаю крутые статьи и смотрю много видео — вот и решил делиться самым интересным с друзьями в «Мастридах» и «Маствотче». Это важный момент: тема должна быть интересной автору, а работать с ней должно быть легко.
Изначально канал был просто страничкой для своих, но за несколько месяцев, благодаря сарафанному радио, я набрал 1000, потом 5000, а потом и 10 000 подписчиков. И только после этого я начал заниматься осознанным продвижением и рекламой.
в среднем стоил рекламный пост в канале «Мастриды» в октябре 2017 года
В начале бума телеграм-каналов многое получилось у меня потому, что я был одним из первых. Свою роль сыграло сарафанное радио и поддержка моих подписчиков из Вконтакте.
Следующие каналы я создавал осознанно. Когда у меня уже были популярные каналы, я решил вместе с друзьями сделать еще один. Мы подошли к вопросу рационально: провели мозговой штурм, чтобы определить, в каких сферах мы действительно разбираемся и какой контент может быть востребован в Телеграме.
Вот к каким выводам мы пришли:
Мы отбросили много идей, не связанных с карьерой. Канал с мемами решили не создавать, потому что их и так уже достаточно. Да и в Телеграме более востребован авторский контент. Канал о любимых сортах односолодового виски тоже не создали из-за слишком маленькой целевой аудитории. Идею канала с авторскими комментариями к политическим новостям отбросили из-за недостаточного уровня нашей экспертности.
А вот идея с каналом о карьере оказалась отличной. Так мы запустили Your Career.
Основываясь на кейсе Your Career, выделю три основных фактора, которые нужно учитывать при создании канала.
Экспертность. Вы должны разбираться в теме как минимум лучше 95% ваших потенциальных подписчиков.
Размер целевой аудитории. Важно, чтобы тема касалась не только ваших ближайших друзей, но и как минимум десяти тысяч русскоязычных читателей. Исследования древнеэльфийского языка, микропайка или история авторского кино Югославии — это увлекательные темы, но они интересны очень небольшому числу читателей.
Конкуренция. Чем меньше каналов на такую же тему, тем лучше. Это не значит, что наличие хотя бы одного конкурента — причина не создавать канал. Просто лучше не соваться в области, где и так уже избыток контента.
Как найти конкурентов
Погуглите каналы по фразе «каналы в Telegram о…». Так вы найдете массу подборок и сразу увидите, что, например, каналов о маркетинге, криптовалютах и каналов с подборками лонгридов уже и так намного больше, чем нужно даже самому заядлому фанату этих тем.
Проверьте каталоги каналов. В них уже чаще всего проводится разделение по тематикам. Это могут быть как сайты-каталоги (самый крупный — Tlgrm.ru), так и каналы-каталоги. Самый крупный из качественных и удобно структурированных каналов — «Каталог Telegram».
Название канала
Телеграм в первую очередь мобильное приложение, и ориентироваться нужно на мобильный экран. Название канала не должно быть слишком длинным, иначе оно не поместится на экране, читатели его не запомнят и бренд канала будет менее узнаваем. А еще название должно четко отражать содержание канала.
Названия большинства популярных каналов соответствуют этим критериям: Daily English, «Мастриды», OneDay — OneStory, «Интернет-аналитика» и так далее.
Ссылка
У каждого Телеграм-канала есть адрес-ссылка. Желательно придумать такое название канала, чтобы оно полностью соответствовало адресу. Так люди легко смогут найти канал, зная только его название. Например, Your Career — t.me/yourcareer.
Альтернативный вариант: если название на русском языке сложно или неуклюже транслитерируется, можно использовать в ссылке английский эквивалент вашего русского названия. Этот вариант хуже, потому что создает путаницу в названиях и люди могут в поисках вашего канала попасть на чужой. Например, на канал «Мастриды» кто-то будет пытаться пробиться по ссылкам @mastridy или @mustridi.
я заработал на канале Your Career в октябре
Недавно в Телеграме появился поиск по каналам, но и он не гарантирует, что ваш канал найдут. Попробуйте, например, ввести в поисковой строке «каталог Телеграм» — вы увидите несколько совершенно некачественных каталогов и всего два крупных, хотя на самом деле крупных много:
Логотип
У любого канала есть логотип — по нему читатели узнают вас в списке чатов. Он должен быть запоминающимся и без мелких деталей, чтобы все было хорошо видно в мелком круглом аватаре Телеграма.
Для «Мастридов» и «Маствотч» мне бесплатно нарисовали логотип благодарные читатели. Для Your Career и God, No я привлек знакомого дизайнера и заплатил ему за логотипы 2000 и 3000 рублей. В крайнем случае скачайте бесплатную картинку из интернета — даже это лучше, чем отсутствие логотипа.
Учитывайте, что все логотипы в Телеграме круглые. Квадратные изображения обрезаются. Лучше сразу проектировать круглый логотип.
я заплатил дизайнеру за логотипы для двух своих каналов
Итак, вы выбрали название, логотип и ссылку. Теперь можно нажимать кнопку «Создать канал».
Готово, вы восхитительны.
А фирменный стиль нужен сразу?
Некоторые считают, что уже на старте телеграм-канала нужно придумать хэштеги, особое оформление, фирменный стиль для каждого поста и брендированный контент. На мой взгляд, делать все это можно, но не обязательно.
Создание контента
Сейчас в Телеграме работает хороший авторский контент. Аудитория Телеграма, с которой я встречался, кажется мне более продвинутой, чем во Вконтакте, Одноклассниках и на Ютубе. Большинство подписчиков каналов — жители крупных городов с высшим образованием и доходом выше среднего (по крайней мере сейчас).
Вторичный и низкокачественный контент, который бы сошел с рук администратору паблика во Вконтакте, не взлетит в Телеграме. Контент должен быть уникальным и качественным.
Каждый новый пост в канал должен приносить пользу читателю. Либо это ссылка на интересный лонгрид по тематике канала, который вы нашли в интернете; либо это ваш авторский комментарий к какой-либо актуальной новости, благодаря которому читатель узнает новую информацию; либо ваш авторский текст, в котором вы делитесь знаниями. Просто перепечатывать проходные кликбейт-тексты из интернета можно, но раскручивать такой канал будет сложнее.
До того как начать вкладывать силы и деньги в продвижение канала, вы должны опубликовать хотя бы 4—5 постов. Тогда потенциальный подписчик, перейдя по ссылке к вам на канал, увидит, что здесь качественный и полезный контент. При этом в первых нескольких постах лучше показать все разнообразие контента канала.
минимум надо опубликовать, перед тем как заниматься продвижением
Например, в первых постах на Your Career мы с друзьями сделали вот что:
Недавно один мой друг, большой фанат чая и чайных церемоний, попросил у меня советов о том, какой контент публиковать на его канале. Я за одну минуту придумал ему идеи для нескольких первых постов:
Уверен, если вы эксперт в теме, по которой создаете канал, идеи для первых постов придут к вам за несколько минут.
После того как на канале появился первоначальный контент, можно приступать к продвижению.
Как быть с воровством контента?
Телеграм — это Дикий Запад. Увы, вы никак не сможете защититься от воровства контента. Точнее, сможете, если вы будете активно и целенаправленно продвигать ваш канал. Раз уж вы придумали интересный контент, который плагиатят другие, значит, вы умнее их и, скорее всего, при желании сможете эффективнее, чем ваши подражатели, заниматься пиаром.
Альтернатива созданию канала: покупка канала
Вместо того чтобы создавать свой канал, можно купить существующий. Так я поступил с каналом Slang Bang, у которого на момент сделки уже было 37 000 подписчиков. Сумма сделки составила менее миллиона рублей, хотя я уверен, что рыночная стоимость этого канала намного выше — просто его основатель устал от своего детища и захотел поскорее «выйти в кэш». А мне всегда нравился этот канал, и я с радостью принял предложение о покупке. Теперь продаю там рекламу от 12 000 рублей за пост и планирую окупить инвестиции за несколько месяцев.
Но мало какие авторы достойных каналов выставляют их на продажу. Случай со Slang Bang скорее исключение. Например, мне неоднократно предлагали продать «Мастриды» (сначала за 1 миллион, затем за 2 миллиона и недавно за 3 миллиона рублей), но я каждый раз отказывался: во-первых, этот проект я воспринимаю в первую очередь как социально-просветительский, а не коммерческий и, во-вторых, я оцениваю свой канал дороже.
мне предлагали за продажу канала «Мастриды». Я не продал
Продвижение: первые шаги
Каким бы замечательным ни был ваш контент, без осознанного продвижения популярным вы не станете.
Вот основные способы, которыми сейчас пользуются для продвижения каналов:
Итак, вы создали канал и заполнили его первоначальным контентом. Потом попросили подписаться на него родственников, друзей и знакомых. Сделали пост в Фейсбуке и других соцсетях о том, что у вас теперь есть канал. Обычно так набираются первые 100 подписчиков, если, конечно, вы не супермедийная личность. Что дальше?
Дойти до тысячи
Основная проблема любого создателя канала в Телеграме — как набрать первую тысячу подписчиков. Малое число подписчиков ведет к двум проблемам.
минимальное число подписчиков канала, начиная с которого можно заниматься рекламой. До этого занимайтесь только контентом
Первая проблема: как показывает практика, на маленький канал люди при прочих равных подписываются менее охотно. Наверное, потому что более популярные ресурсы вызывают больше доверия. Закупать рекламу есть смысл, если у вас не 50, а хотя бы 500 подписчиков.
Вторая проблема: ни один крупный канал не согласится на предложение о взаимном пиаре с каналом, у которого нет хотя бы тысячи подписчиков.
Я советую начинать продвижение с каталогов и других нестандартных и низкозатратных способов продвижения.
Добавьтесь во все бесплатные каталоги телеграм-каналов, которые найдете. В недорогие платные тоже можно. Это и веб-каталоги (основные — Tlgrm.ru, Tgstat.ru), и каталоги каналов в самом Телеграме, ценник за публикацию в которых не превышает пары тысяч рублей: @catalogtelegram, @catalogchannels, @worldchannels, @rulist и другие.
Постарайтесь попасть в бесплатные подборки маленьких каналов, которые бескорыстно публикуют авторы некоторых крупных каналов (например, @smmrus и @free_edu). Условия публикаций читайте в этих каналах: обычно для этого нужно написать в личные сообщения админу.
Заявите о своем канале за пределами Телеграма. Например, выступите на тематической конференции, представившись как автор канала, и дайте в начале и конце выступления ссылку на него. Или напишите статью для крупного интернет-издания, подписавшись как автор канала.
Продвижение: платная реклама
В чем суть: вы платите админам раскрученных каналов и предлагаете им прорекламировать ваш канал у себя.
Админы большинства каналов продают рекламу. За схожесть тематики вам могут сделать скидку: такая тематическая реклама не вызывает раздражения у подписчиков. Например, на «Мастридах» я всегда с удовольствием рекламирую образовательные проекты, особенно связанные с чтением: и у рекламодателей конверсия отличная, и мои подписчики довольны — они получают интересные для них рекомендации, хоть и оплаченные.
Чтобы найти похожие на вас каналы, смотрите каталоги и подборки в СМИ. Еще советую ввести в строке поиска Телеграма ключевые слова по вашей теме канала («наука», «книги», «мемы») — так вы получите ссылки на каналы с этими же словами в названии.
Админы всех каналов — обычные люди, которые зарабатывают деньги. С ними можно торговаться и вести переговоры. Если вас не устраивает цена на старте, попросите скидку или предложите какой-нибудь бартер. Суммы небольшие, договориться реально.
Обращайте внимание на качество контента на канале, периодичность и тематику рекламы, которая уже там опубликована. Если канал рекламирует казино, финансовые пирамиды и порносайты, наверняка это «мусорный» ресурс, подписчики которого уже давно игнорируют все рекламные посты и не переходят ни по каким ссылкам.
Если публикации на канале написаны с примитивными орфографическими ошибками, вряд ли стоит заказывать там публикацию о канале про философию постструктурализма. Но вы это и сами почувствуете.
Сколько стоит платный подписчик
Многие считают выхлоп от рекламы в Телеграме исходя из средней стоимости приобретенного подписчика: цену рекламного поста делят на число подписавшихся. Эта средняя стоимость может быть как 5 рублей (для каналов с мемами для школьников), так и 100 рублей (для каналов про ICO и криптовалюты).
в среднем стоит один подписчик в телеграм-канале с хорошим авторским контентом
С моих каналов люди получали подписчиков и по 3 рубля, и по 200 рублей, но чаще всего по 20—30 рублей. При этом, если ЦА рекламируемого канала совпадала с моей, результаты всегда были отличные, а если нет — чаще всего стоимость подписчика была в разы выше. Та же картина и у всех моих знакомых авторов каналов.
В качестве «средней температуры по больнице» обычно называют сумму 30 рублей за подписчика в хороших авторских каналах.
Продвижение: взаимный пиар
Взаимный пиар — это та же реклама, только вместо денег в обмен на рекламную публикацию вы получаете такую же публикацию на канале, который рекомендуете. Поэтому основной совет тот же, что и с рекламой: выбирайте каналы с похожей на вашу тематикой и качественной аудиторией.
Вот еще несколько рекомендаций, общих для взаимного пиара и рекламы.
Заранее договаривайтесь об условиях: тексте, продолжительности пребывания поста в ленте, удалении поста. Вам нужно опубликовать вместе с текстом картинку? Скажите об этом заранее. Хотите, чтобы ваш пост вышел не просто в определенную дату, а в определенное время? Договоритесь заранее.
Когда публиковать. По моим наблюдениям, лучшие дни для публикации рекламы или взаимного пиара — вторник, среда и четверг, время — 18—19 часов по московскому времени. Худшее время — вечер пятницы или выходные.
Осторожно с каналами из Узбекистана. Так сложилось, что в этой стране повсеместно пользуются Телеграмом, поэтому каналы там играют роль публичных страничек Вконтакте. Большинство узбекистанцев подписаны на десятки, а то и сотни каналов, поэтому редко открывают каждый из них — а значит, конверсия будет низкой. В России пока что в среднем подписываются на 5—25 каналов, поэтому внимание читателя меньше рассеивается, а отклик лучше.
Наконец, самый надежный способ — проконсультироваться с сообществом других авторов. Напишите сообщение в чат авторов и попросите совета. Так вы сможете узнать, что почти все крупнейшие русскоязычные каналы на 100 000 и более подписчиков — проекты из Узбекистана, а подписчики там в основном боты или люди, которых автоматически подписывает на такие каналы неофициальное приложение-клиент Телеграма.
Как попасть на вечеринку
К сожалению, в большинство чатов с админами телеграм-каналов может добавить лишь другой их участник. Поэтому, если у вас есть качественный канал, пишите мне: mazdrid@gmail.com — я добавлю вас в основные открытые чаты.
Подборки в СМИ
Один из неожиданных, но эффективных способов продвижения — попадание в подборки телеграм-каналов, которые многие СМИ публикуют на правах рекламы, а некоторые и бесплатно. Чтобы попасть в такую подборку, нужно либо знать сотрудников СМИ лично и договориться с ними о написании подборки, либо включиться в подборку, которую совместно готовят другие авторы.
Обсуждения новых подборок обычно происходят в чатах авторов каналов.
Монетизация канала
Основной способ заработка, конечно, продажа рекламы. Чем больше у канала читателей и чем они внимательнее изучают материалы, тем лучше коммерческий эффект — и для вас, и для вашего клиента.
Формула «50 копеек за человека» очень условна: на моих каналах цена примерно такая, но я знаю каналы, где реклама в десять раз дороже. И есть каналы, где реклама продается в десять раз дешевле. Все зависит от вашей аудитории, тематики, частоты постов и жадности.
Монетизация каналов бывает не только от продажи рекламы. Некоторые продают свои услуги через канал, например репетиторы, психоаналитики, адвокаты, маркетологи, косметологи, хакеры. Я собрал среди подписчиков деньги на съемки документального фильма про русский баттл-рэп. Знаю автора канала @psychostory: девушка пишет в канале о своих психических расстройствах и издает книгу по мотивам постов.
Как продавать рекламу
Начинать монетизировать канал можно уже после первой тысячи подписчиков. Полученные доходы сразу вкладывайте в закупку рекламы, чтобы выросло число ваших подписчиков, а с ним и ценник.
Обязательно укажите в описании канала ваш контакт или контакт ответственного за рекламу члена вашей команды. Многие рекламодатели будут находить вас именно так.
Контакт в описании должен быть именно контактом в Телеграме. Я указал контакт своей ассистентки. Когда в описании была только моя почта, мне писало меньше потенциальных клиентов. Удобнее отправить сообщение не выходя из Телеграма.
Станьте своим рекламным агентом или наймите такого человека. Пусть он мониторит групповые чаты авторов каналов, предлагает там рекламу на ваших площадках всем желающим и целенаправленно пишет тем, кто пришел в такие чаты с сообщениями: «Привет, а где лучше купить рекламу для моего нового канала?» По моему опыту, не меньше половины заказов можно получить с помощью таких холодных продаж.
Включитесь во все биржи рекламы и добавьте туда ценники ваших каналов. Самая известная сейчас биржа — Combot.click.
Не забывайте делать много качественного контента для подписчиков — больше, чем рекламного. Иначе каждый рекламный пост будет приводить лишь к отпискам недовольных читателей. В конце концов, они подписались на вас не для того, чтобы читать рекламу.
Всегда вкладывайте хотя бы часть доходов в продвижение. Телеграм стремительно растет. По данным канала @tgmarketing, с начала года ежемесячный рынок рекламы в мессенджере вырос с 3 до 20 миллионов рублей и продолжает расти. Чтобы не опоздать на этот поезд хайпа, не забывайте подбрасывать в его печь топливо в виде рекламы, ВП и прочих методов продвижения.
Никаких секретов в продвижении и заработке в Телеграме нет. Как любит говорить мой ментор, для успеха необязательно делать сверхсложные вещи — достаточно регулярно, с постоянством и целеустремленностью делать много простых, но важных вещей.