Реле грюнера как работает
Установка силового реле Gruner (грюнер).
Завершаю описание установки лебёдки в УАЗ Патриот, описанием установки силового реле грюнер (артикул мерседосовский A 003 542 18 19). Многим известно это изделие(офф сайт Gruner, где представлено это реле), с ним мы и поработаем.
Монтаж реле производил на левом подкрылке, рядом с АКБ, что бы минимизировать длину перемычки АКБ-реле. Монтаж был произведён на изоляторах. Для их монтажа потребуется снять локер и отогнуть подкрылку, что бы закрутить винты. Можно взять такие изоляторы и раклепать резьбовую заклёпку, но высота изолятора не позволит разместить реле выступающей частью к крылу — дабы ничего не цепляло. Как написано на сайте, ответная часть к реле, это — разъёма модуля зажигания от ВАЗ 2108-09, его можно приобрести почти в любом магазине, дорабатываем разъём согласно инструкции, от себя добавлю, что одел термоусадку на реле, что бы разъём плотно садился.
Для управления была закуплена клавиша стеклоподъёмника ПКЛ-12-1, которую я разместил на тоннеле кпп, аккурат под рацией, случайно её не нажмёшь, а целенаправленно она доступна.
Распиновка кнопки такова:
1 — подсветка кнопки
2 и 5 — вкл/выкл.
3 — «+»
6 — «-«
Обратите внимание контакта №4 НЕТ.
Заводим + на замок зажигания, дабы исключить срабатывание на НЕзаведённом авто, остальные по назначению.
Распиновка самого реле приведена тут, так же там расписаны варианты неисправностей.
Для сигнализации и напоминании того, что реле включено, рядом с МУСом разместил красный светодиод, который запитал + на вывод реле к лебёдке, теперь пока реле в работе — горит красный диод.
Есть ОДИН минус, реле автоматически НЕ размыкается, говоря иначе, при отключении + на замке зажигания мы обесточиваем клавишу вкл/выкл, НО само реле продолжает работу. ИЩУ возможность реализовать АВТОМАТИЧЕСКОЕ отключение реле, при выключении зажигания.
Реле грюнера как работает
1. СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ РЕЛЕ, ДЛЯ ОБЕСТОЧИВАНИЯ ЛЕБЁДКИ ПО (+) ПЛЮСОВОЙ ШИНЕ:
*- так как реле управляется КРАТКОВРЕМЕННОЙ подачей +12V на соответствующие контакты,
в качестве управляющей клавиши рекомендуется использовать НЕФИКСИРУЕМУЮ клавишу стеклоподъёмника.
2. ВНИМАНИЕ! ОПАСНОСТЬ ПЕРЕПЛЮСОВКИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОНТАКТОВ И ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПОДАЧИ УПРАВЛЯЮЩЕГО НАПРЯЖЕНИЯ:
. По паспорту реле переключается за
Эксперимент по установлению длительности подачи напряжения
на управляющие входы электромагнитных катушек реле Gruner 750H,
при которой наступает разрушение лаковой изоляции провода обмотки:
В управляющей колодке (четыре) контакта, пронумерованные подряд 1,2,3,4
Два внутренних 2 и 3 это +12В, два внешних 1 и 4 это масса.
3. ДОРАБОТКА РАЗЪЁМА НА УПРАВЛЯЮЩУЮ КОЛОДКУ РЕЛЕ Gruner 750H:
По количеству контактов и их расположению, к управляюшей колодке силового реле Gruner 750H,
подходит ответная часть 4-х контактного разъёма модуля зажигания от ВАЗ 2108-09, который есть в свободной продаже и выглядит вот так:
Физические размеры этого разъёма полностью совпадают с «папой» на Gruner 750H, необходимы минимальные доработки для полной совместимости:
1. Удаляется уплотняющая разъём резинка, которая мешает полностью вставить разъём в колодку Gruner 750H
2. Удаляется прямоугольный направляющий выступ-ключ (как на снимке), упирающийся в прилив в колодке Gruner 750H
После доработки, разъём от модуля зажигания плотно входит в колодку Gruner (единственным образом),
обеспечивая надёжный контакт по управляющей цепи:
Видеоинструкция по доработке разъёма:
4. ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВКИ И МОНТАЖА РЕЛЕ Gruner 750H:
вот его описание проблемы:
«Поставил себе Gruner тоже. После третьего лебеженья реле заклинило во включенном положении.
. Проблемма именно с реле. Причем явно пригорел немного контакт. Включение-выключение «как бы» срабатывает, лебедка крутит-не крутит, но напряжение на контакте есть. У меня к нему привязана лампочка на выключателе для понимания — включена лебедка или нет. Так вот она еле-еле горит при выключенном реле и нормально горит при включенном…»
Я задал ему вопрос об обстоятельствах поломки реле и схеме подключения, он мне ответил следущее:
«Приветствую!
Схема подключения как положено, 2 провода на массу, 2 на кнопку. Кнопка хелла 3-х позиционная качалка без фиксации. С выхода реле идет провод на светодиод на кнопку для индикации включения.
Ситуация «ломания»: застрял сильно, пытался отлебедиться, не вышло, мощности лебедки не хватило, работала на пределе. Думаю, что это и явилось причиной. Видимо сила тока вышла за пределы возможностей реле. Никаких претензий не имею.»
Blackcatenok закрепил реле одним «ухом» ЖЁСТКО прикрутив его к блоку соленоидов лебёдки, а второй силовой вывод без опоры болтался в воздухе и к нему был подключён силовой кабель «плюса» лебёдки
Выводом всей ситуации стала небольшая инструкция по правильной инсталяции реле GRUNER 750H:
ВАЖНО. При правильной установке реле с жёстким закреплением выводов, такая ситуация возникнуть НЕ МОЖЕТ.
Пожалуйста, проверьте, как установлено реле у вас.
Если оно установлено НЕ ВЕРНО, проблема с выламыванием вывода из корпуса реле рано или поздно возникнет со 100% вероятностью.
В случае НЕВЕРНОЙ установки, настоятельно рекомендую переделать крепление реле, во избежании проблем.
Примеры корректного монтажа реле в автомобиль можно посмотреть по ссылкам на странице:
Реле Gruner 750H + контроллер
Ещё в прошлом году решил, что ручной размыкатель лебёдки сменится на реле Gruner 750H.
Заказал, получил и начал изучать это реле, точнее как им управлять. А управлять нужно короткими импульсами, в противном случае сгорят управляющие катушки. Предлагаемый вариант на сайте продавца мне не понравился — собрал макет и погонял, резистор греется очень сильно. Более того, красивые клавиши включения лебёдки являются обычными клавишами с фиксацией положений «Включно/Выключено». А значит нужно сделать устройсво, которое может формировать управляющие импульсы на включение и выключение реле в зависимости от состояния клавиши включения лебёдки.
Зы. Делал из тех деталей, что были в наличии 😉
Накидал принципиальную схему, как контроллер будет устанавливаться, его функционал (делать так делать:) ):
Т.е. будет некий модуль управления реле, в который будет вложен ещё некий функционал. А именно, функция «незабывайка» — даже забыв обесточить лебёдку после тяжёлых покатушках, модуль сформирует импульс на выключение реле, как только машину заглушат. А если не забыли выключить, то ни чего не выдаст по выходу, ибо модуль будет следить за состоянием реле.
И на выходе получились вот такие вот контроллеры:
Разрыв силовой цепи.Реле Грюнер.Управление из салона.
Итак на повестке дня уже давно стояло следующее техническое задание:
Необходимо в любой момент времени соединить или разорвать силовые цепи питания лебедки спереди Comeup 9,5 и силовой кабель идущий в багажник, питающий двухкиловатный инвертор и мощный компрессор Tmax. При этом разрыв\соединение осуществлять с места водителя и не бегать в багажник или нырять под капот.
При первой инсталляции лебедки, подсоединение происходило напрямую к правому аккумулятору. понимая, что такая силовая цепь под постоянным напряжением не есть хорошо, как плане безопасности, так и в плане разряда аккума, я ее вынужден был регулярно откручивать. На поездках прикручивать, и так до тех пор, пока не было реализовано окончательное решение.
Вот так было в начале.
Затем в машине появилась еще силовое оборудование в багажнике: инвертор и компрессор. Об их инсталляции здесь: Установка инвертора и компрессора стационарно под обшивку
После чего появилось временное подсоединение силовой цепи к аккумулятору через 100А предохранитель.
Решение страдало ненадежностью почти сразу. За счет некачественных соединений возле клеммы, кабель грелся, и каждое третье включение электрочайника заканчивалось перегоревшим предохранителем.
Рассматривал я варианты разрыва цепи путем установки разных прерывателей, однако опыт джиперов говорил, что дешевые прирыватели со временем выгорали при высоких пиковых нагрузках, и могли подвести в самый неподходящий момент. А также несколько фотографий скрученных в бараний рог лебедок с бамперами, когда происходило залипание управляющих соленоидов лебедки.
Полным решением проблемы была установка немецких реле Грюнер с управлением из салона.
Дистанционно управляемое поляризованное (изменение состояния вкл/выкл кратковременной подачей напряжения на управляющий контакт) электромагнитное реле на 12V, коммутирующее в зависимости от необходимости либо плюсовую шину либо массу. Долговременный коммутируемый ток 300A, пиковая кратковременная нагрузка 1000A. Реле выполнено в полностью герметичном корпусе небольшого размера 76х30х20мм, весом 90г. Силовые контакты реле позволяют подключить провода сечением вплоть до 50мм2. Реле изготовлено в Германии компанией GRUNER, занимающей лидирующее положение среди производителей поляризованных реле.
Данное реле было разработано по заказу компании Daimler AG и используется в современных автомобилях этой марки для обесточивания машины при транспортировке и в случае аварии (Мерседесовский партнамбер: A 003 542 18 19 )
Помимо прямого назначения этого реле для выключения массы, либо полного обесточивания и глушения двигателя спортивного авто по требованию техрегламента, есть одна задача (отключение плюсовой шины электрической автомобильной лебёдки), решение которой существующими на рынке аналогами (ЗИЛовские выключатели массы, соленоиды лебёдки, ручные выключатели, сварочные разъёмы и т.д. и т.п.) крайне затруднено либо невозможно в силу конструктивных особенностей аналогов. С помощью реле фирмы GRUNER, данная проблема решается самым правильным и грамотным образом.
Был заказан двойной комплект для установки.Как оказалось, можно было и не все заказывать. Кое что осталось лишним. При установке хотелось максимально исключить дополнительные соединения.
Лишние остатки:
Поэтому одну клемму реле прикручивали непосредственно на клеммы.Вторая клемма должна тоже жестко закреплена.Известны случаи трещины изза того что одна клемма закреплена, а вторая болтается.Поэтому была приварена планка к креплению коробки аккума, а к ней закреплен второй вывод.
Управление включением\выключением питания протянули прямо в салон и задействовали маленький ящичек возле кулисы.
Слева направо:
Включение рабочего света спереди.
Включение принудительно вентилятора кондиционера
Включение рабочего света сзади на бампере
Первые Две кнопки: включение\выключение подачи напряжения на инвертор и компрессор
Вторые Две кнопки: включение\выключение подачи напряжения на лебедку.
И вот в закрытом состоянии:
Теперь не надо включать зажигание, заднюю передачу чтобы активировать заднююдиодную фару, включаем клавишей:
Для того чтобы не бегать вперед, когда работаешь сзади или спишь ( спалка органайзер в планах) предусмотрено включение\отключение инвертора и компрессора сзади в багажнике, ну и розетка 220 вольт с диодной индикацией включения.
Для того, чтобы исключить случайное нажатие, предусмотрена двойная защита. ( а в случае постоянного нажатия на кнопку включения более 5 секунд реле выходит из строя).
В цепь впаяны кажется конденсаторы прекращающие долгую подачу напряжения, а также физически ручной предохранитель-штекер.
Если он вытащен из своего гнезда, то ни одна клавиша включения\отключения реле и компрессора работать не будет. Тем самым в случае полной загрузки багажника несанкционированного включения не произойдет.
Вид изнутри обшивки.
Также был протянут кабель 220 вольт вперед к торпеде для включения разных потребителей в передней рабочей зоне. Розетка врезана в подлокотник.
Решена серьезная проблема зарядки различных гаджетов от всяких 12в китайских зарядок. при использовании смартфона в режиме навигации и видеорегистратора, ни одна из зарядок уже не тянула восьмиядерный самсунг с5. Теперь он заряжается от родной 220В зарядки.
Ну и есть возможность открыть лючок, достать провод и всунуть в розетку 220 вольт в гараже. Инвертор произведет зарядку подсевших аккумуляторов.
PS: Проведена работа над ошибками, и реле все таки перенесено в моторный отсек к аккумуляторам.
Перенос реле в моторный отсек
Установка лебедки и реле Gruner 750H
Собственно лебедка уже больше двух месяцев томилась в гараже и ждала своего часа…
Вот наконец пришло время, когда меня отпустила работа и я до нее добрался )
Лебедка обыкновенный китайский Electric Winch 12000 LBS черенького цвета, купил на одном всем известном УАЗофоруме, на Warn или Come up тратиться уж больно не хотелось ))))
Первым делам лебедка была разобрана и осмотрена на предмет наличия смазки, косяков, и гидроизоляции.
Косяков не нашел, смазка тоже есть и не мало, из гидроизоляции только резиновые кольца…
Китайские провода 25кв.мм в ПХВ обмотке сразу-же заменил на нормальные сварочные провода сечением 50 кв.мм. с двойной изоляцией.
Впихнуть эти провода с наконечниками в блок управления лебедки — та еще задачка… так как места там маловато, пришлось его нещадно пилить и кромсать.
Ручку тормоза тоже пришлось доработать, удлинив и повернув ее на 90 градусов, иначе она упиралась в решетку радиатора.
Волговские дудки переехали жить под капот, рядом с корпусом воздушного фильтра — в слиловике вместе с лебедкой они как-то не уживались)
ну а сама лебедь встала в силовик как родная
Ну и чтобы не парить себе мозг о надежности китайской техники установил на разрыв «+» лебедки Реле Gruner 750H
по информации с сайта продавца:
«Cиловое электромагнитное реле на 12V, коммутирующее в зависимости от необходимости либо плюсовую шину либо массу. Долговременный (неограниченный по времени) коммутируемый реле Gruner 750H ток — 300A, токи порядка 400A-500А 10-15мин, токи порядка 600A-700А 5-7мин, пиковая кратковременная нагрузка 1000А 2-3 мин. Максимальный разрываемый в цепи реле ток 1500A. Реле выполнено в полностью герметичном корпусе небольшого размера 76х30х20мм, весом 90г. Силовые контакты реле позволяют подключить провода сечением вплоть до 50мм2. Реле изготовлено в Германии компанией GRUNER, занимающей лидирующее положение среди производителей поляризованных реле.»
БЛА-БЛА-БЛА… короче заявленные характеристики намного выше всяких ГАЗеловских и ЗИЛловских и прочих выключалок. Взял и купил …
Пришел вот такой комплект
1799 реле + 89 разъём + 199 комплект креплений + 99 кнопка + 69 колодка + 90 RC-комплект + 59 светодиод + 350 почта = 2754 руб
Подготовив все это дело с помощью паяльника принялся его этот самый Грюнер устанавливать
В установке ничего сложного есть простая, понятная и наглядная схема по установке
В салон был протянут четырех жильный кабельс тремя «+» к кнопке и «+» на большой красный светодиод
сигнализирующий о том, что на лебедку подается напряжение. «-» от диода зацепил в салоне под «бородой»
Сама релешка была установлена под капотом в распаячной коробке над крышкой блока предохранителей
Туда же был впихнут RC Комплект (конденсатор 4700мкФ + резистор 100 Ом 2Вт)для защиты катушек реле.
Кнопка и светодиод установил в нише «бороды» которой я все ровно не пользуюсь.
Получилось вроде аккуратно и в глаза не бросается.
все подключил — релешка щелкает, светодиод работает, лебедка мотает… — СЧАСТЬЯ ПОЛНЫЕ ШТАНЫ!
У лягушонка теперь появились хромированные губки, придающие ему солидности )))
Осталось дождаться заднего бампера и багажника и можно открывать сезон охоты и рыбалки )