Религия как социокультурное явление

Религия как социокультурное явление

Понятие религиозной культуры. Идейная позиция и практическое отношение религиозных организаций по тем или иным вопросам жизнедеятельности общества и отдельных людей. Мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, а также интегрирующая функция религии.

РубрикаСоциология и обществознание
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления22.10.2015
Размер файла31,4 K

Религия как социокультурное явление. Смотреть фото Религия как социокультурное явление. Смотреть картинку Религия как социокультурное явление. Картинка про Религия как социокультурное явление. Фото Религия как социокультурное явление

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Религия как социокультурное явление

религиозный культура общество

Религиоведение сегодня ориентируется все больше на цивилизационный подход к осмыслению религиозных феноменов. Религия с точки зрения данного подхода рассматривается как социокультурное явление, как важнейший духовный фактор цивилизационного развития.

РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей между ними: сознание со своими специфическими чертами и уровнями, внекультовые и культовые отношения, и деятельность учреждения для организации деятельности в религиозной и внерелигиозной областях. Следовательно, для анализа роли религии в обществе необходимо учитывать и идейную позицию, и практическое отношение религиозных организаций по тем или иным вопросам жизнедеятельности общества и отдельных людей.

В современном обществе религия выполняет ряд важных социальных функций мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, интегрирующую, культурно-транслирующую и легитимирующую.

Свою мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенной системы взглядов на мир в целом, на человека и на его место в этом мире.

В силу этого религия выстраивает систему ответов на вопросы,которые волнуют каждого человека. Среди них и ответы на вопросы о сущности миропонимания (объяснение мира в целом и отдельных процессов и явлений в нем), миросозерцания (отражение мира на уровне ощущений и восприятий), мирочувствования (эмоциональное приятие и отвержение), мироотношения (этическая оценка). Религиозное мировоззрение задает человеку и группе людей определенные критерии, с точки зрения которых осмысливается мир обеспечивается заданность смысла и цели человеческого существования. Придание смысла бытию предоставляет человеку возможность вырваться за пределы ограниченности его бытия, поддерживает надежду на «светлое будущее», на избавление от страданий, горя, одиночества, морального падения.

Религия, обеспечивая устойчивое общение среди верующих выполняет коммуникативную функцию. Общение между людьми складывается как в религиозной, так и в нерелигиозной деятельности. В процессе обмена информацией и взаимодействия верующий человек получает возможность контактировать с людьми по установленным правилам,которые облегчают процесс общения и вхождения в определенную социальную среду. Требования к общению между верующими,принятые практически во всех известных конфессиях, нередко помогают наполнить атмосферу взаимодействия между верующими людьми гуманистическим содержанием, духом дружелюбия и уважения.

Регулятивная функция религии осуществляется с помощью определенных идей, ценностных установок, стереотипов, мышления, традиций и институтов, которые управляют развитием сознания, деятельностью и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система религиозной морали и нравственных установок. Религия обладает определенной системой контроля за выполнением своих моральных заповедей. В современных христианских конфессиях на территории России основой такой системы является исповедь. По ее результатам, а также по характеру поступков, которые совершались явно назначается мера наказания и поощрения.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культурнотранслирующую функцию. Но при этом религиозные организации накапливают охраняют и развивают только те ценности,которые имеют отношение к религиозной культуре.

Легитимирующая функция религии означает узаконивание некоторых общественных порядков, институтов (государственных политических и правовых) отношений, норм образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности некоторых из них.

При анализе социальной роли религии современном российском обществе необходимо исходить из определенных методологических установок. В современных условиях социальную роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает большое влияние на экономические отношения и другие сферы жизни общества. Религиозный фактор влияет на экономику, политику межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп организаций санкционируя определенные взгляды и действия. Но и взгляды, и деятельность верующих во всех областях общественной жизни подвергаются обратному влиянию объективных факторов развития экономики, политики, культуры. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

Степень влияния религии на жизнедеятельность человека и общества изменяется в процессе сакрализации и секуляризации. Сакрализация означает, что в сферу контроля со стороны религиозных организаций входит все больше институтов, которые определяют действия, сознание, отношения индивидов и групп людей. Таким образом, в ходе сакрализации религия может оказывать влияние на все большее количество людей в их частной и общественной жизни. Секуляризация означает ослабление влияния религии и религиозных организаций на общественное и индивидуальное сознание ограничение возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности.

Каждая религиозная конфессия стремится к положению единственного общественного арбитра присваивая себе роль высшего судьи в делах морали. Это происходит потому, что моральные нормы светского общества чаще поддаются модификации в процессе исторического развития, чем религиозные принципы.

Содержание религиозной морали задается религиозным сознанием и имеет сложное строение. Существенной особенностью религиозной морали является «удвоение» нравственных обязанностей. Основные установки религиозной морали ориентируют человека на два объекта, на две группы ценностей: человеческие и сверхчеловеческие. При этом задачи человеческого существования оказываются, подчинены задачам религиозного служения. С религиозной точки зрения, истинно нравственным поведением будет то, которое соответствует религиозным догмам. Но даже внутри религиозного вероучения всегда немало противоречий определяемых условиями и временем возникновения.

К сильным сторонам религиозной морали можно отнести внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы, твердое обоснование критериев нравственных ценностей, идеалов и требований, их своеобразную целостность и упорядоченность. Готовые ответы, которые имеются в системе религиозной морали, способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность людей. К сильной стороне религиозной морали можно отнести и постановку проблемы ответственности человека за совершенные им деяния.

Всевышний наделил человека такой сущностью, что выявляет свое присутствие в каждом от самого рождения. Она учит тому, как приспособиться под среду, в которой живет человек. Однако ей дана и другая сила, чье развитие происходит параллельно с физическим развитием каждого. Эта сила, что действует как «внутренний пророк» человека, называется «ум». Взаимодействие этих двух сил порождает силу мышления, что ведет человека в направлении самоусовершенствования и развития. С другой стороны, у человека есть речь, с помощью которой он научился говорить. Есть у него и уши, чтобы слышать. Сочетание способностей говорить и слушать позволяет человеку вести диалог. Если же взять во внимание совокупность всех перечисленных выше качеств, то мы получим такое явление, как «интеллектуальный диалог».

К сожалению, иногда сущность и ум человека противостоят друг другу, что наносит непоправимый вред его мышлению. В такой ситуации, даже если и начнется диалог, он не будет иметь осмысленного, интеллектуального характера, что в свою очередь может нарушить мир. Именно следствием такого противостояния между человеческой сущностью и умом можно считать и распространенное в настоящее время понятие конфликта. Следовательно, в диалоге имеет значение именно поддержка равновесия между интеллектуальными силами человека, то есть власть логики над языком и принятие логического языка.

Одним из важнейших факторов в сфере культуры является высокая оценка роли элиты общества. В наши дни интерес к изучению элиты какого-нибудь культурного сообщества проявляется особенно ярко. Этот интерес возник из-за страха перед негативными последствиями господства недостойных людей в обществе. Но подобное господство видим на разных этапах истории культуры. В упомянутую группу могли входить представители разных социальных групп.

Среди целей религии можно выделить установление определенных моральных ценностей. Историк не может утверждать, какая религия права, а какая нет, для него важно понять, какие общественные факторы стали причиной возникновения определенной религии, насколько религия смогла цивилизировать нецивилизованных людей, дать им надежду и веру, вывести их из состояния отчаяния и безверия; насколько религия содействовала развитию человеческого сознания, поиску воли; какое влияние она оказала на историю.

Если поиски определения религии все же не приносят полного удовлетворения тем, кто спрашивает, что есть религия, то достаточно определенно можно указать элементы, из которых она складывается, и ее место в социальной системе и культуре, т.е. что представляет собой религия как социокультурный феномен.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность понятия «религиозность», формулирование подходов к данному явлению. Исследование изучения мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в настоящее время, определение показателей. Анализ сложившейся религиозной ситуации.

курсовая работа [989,8 K], добавлен 10.11.2010

контрольная работа [32,5 K], добавлен 15.01.2013

Ознакомление с содержанием теории общественного поведения людей; описание рациональных основ религии. Изучение взаимосвязи религиозности и поведения человека. Исследование социологических взглядов по вопросам религии немецкого философа Макса Вебера.

курсовая работа [57,2 K], добавлен 16.10.2011

Религия как социальное явление. Уровни социального изучения религий. Научное изучение религии. Современная религиозная ситуация в Казахстане. Аспекты роста религиозности. Нетрадиционные религии. Роль и место религии в системе общественных отношений.

курсовая работа [29,2 K], добавлен 28.03.2009

Предмет и объект социологии религии. Различные подходы к определению религии. Основные социологические теории религии. Социальные проявления и функционирование религии в обществе. Процесс сакрализации норм и ценностей общества посредством религии.

курсовая работа [41,4 K], добавлен 11.06.2011

Источник

Религия как социокультурный феномен

Религия как социокультурное явление. Смотреть фото Религия как социокультурное явление. Смотреть картинку Религия как социокультурное явление. Картинка про Религия как социокультурное явление. Фото Религия как социокультурное явление Религия как социокультурное явление. Смотреть фото Религия как социокультурное явление. Смотреть картинку Религия как социокультурное явление. Картинка про Религия как социокультурное явление. Фото Религия как социокультурное явление Религия как социокультурное явление. Смотреть фото Религия как социокультурное явление. Смотреть картинку Религия как социокультурное явление. Картинка про Религия как социокультурное явление. Фото Религия как социокультурное явление Религия как социокультурное явление. Смотреть фото Религия как социокультурное явление. Смотреть картинку Религия как социокультурное явление. Картинка про Религия как социокультурное явление. Фото Религия как социокультурное явление

Религиоведение: предмет и структура

Религиоведение сегодня ориентируется все больше на цивилизационный подход к осмыслению религиозных феноменов. Религия с точки зрения данного подхода рассматривается как социокультурное явление, как важнейший духовный фактор цивилизационного развития.

Религиоведение как отрасль знания и учебная дисциплина содержит ряд разделов, основными из которых являются: философия религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, история религии.

Религия как социокультурное явление. Смотреть фото Религия как социокультурное явление. Смотреть картинку Религия как социокультурное явление. Картинка про Религия как социокультурное явление. Фото Религия как социокультурное явление

Особый вклад в изучение религии с социологических позиций внесли немецкий мыслитель М.Вебер (1864–1920) и французский мыслитель Э.Дюркгейм (1858–1917). Для Вебера религия представляет интерес как особый вид мотивации социального поведения людей. Для Дюркгейма религия связана с функционированием в социальном взаимодействии священных объектов. Различие в социальной жизни двух различных областей – мирской и священной является, по Дюркгейму, главным признаком религии.

Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: социология религии изучает социальные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, специфику обратного влияния последних на религию. Заслуги социологического подхода несомненны. Благодаря его применению стали понятны функции религиозных верований и религиозных институтов в различных обществах и в различные исторические эпохи. Стал понятен социальный смысл многочисленных культов и ритуалов. Значительный прогресс достигнут как в понимании социальной (и социально-экономической) детерминации развития религии на разных этапах ее истории (в том числе и в рамках конкретных конфессий), так и в изучении влияния религиозного фактора на те или иные социальные и социокультурные процессы (достаточно упомянуть только классическое исследование М.Вебера о роли протестантской этики в формировании капиталистических отношений).

феноменология религии складывается в XX в. Значительный вклад в разработку проблем феноменологии религии внесли немецкий философ и теолог Р.Отто (1869-1937), немецкий философ и социолог М.Шелер (1874-1928), англо- и франкоязычный философ и историк М.Элиаде (1907-1986) и др. Большое влияние на развитие феноменологии религии оказали феноменологическая философия немецкого философа Э.Гуссерля (1859-1938) и экзистенциализм немецкого философа М.Хайдеггера (1889-1976).

В отличие от других разделов религиоведения феноменология религии пока еще в меньшей мере конституировала себя в качестве относительно самостоятельной дисциплины; шли и идут дискуссии о ее предмете, о взаимоотношениях феноменологии с теологией, с историей и философией религии. И все же центральные узлы предметного поля постепенно высвечивались. Ныне считается, что главными понятиями феноменологии религии являются такие, как «священное» в отличие от «профанного» («священный предмет», «священное число», «священное пространство и время»), «нуминозное» и др. Можно высказать следующую гипотезу о предметном поле феноменологии религии: она соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся религиозных значений и смыслов, на этой основе достигает понимания явлений религии, дает их систематическое описание, разрабатывает их классификации с помощью сопоставления и сравнения. Есть, однако, серьезная причина эмпирического свойства, почему нам следует культивировать недоказуемые мысли. Дело в том, что человеку обязательно требуются идеи и убеждения, придающие смысл его жизни и позволяющие найти свое место во вселенной. Он преодолеет самые невероятные испытания, будучи убежденным в том, ради чего он это делает. Роль религиозных символов как раз и заключается в том, чтобы сделать жизнь людей осмысленной. Вот что пишет по этому поводу основатель глубинной психологии К.Г.Юнг: «Индейцы пуэбла верят, что они сыновья Отца-Солнца, и эта вера придает их жизни наполненность (и целеустремленность), выходящую далеко за рамки их скудного бытия. Это дает им широкий простор, чтобы состояться как личностям, и обеспечивает им полнокровную и полноценную жизнь. Их положение в этом смысле бесконечно нормальнее, чем у человека, живущего в наши цивилизованные дни, который сознает, что он лишь неудачник, жизнь которого лишена всякого смысла (и останется таковой).

история религии как раздел религиоведения, подобно философии религии, начал формироваться раньше, чем три других названных его раздела. Начиная с XIX в. история религии становится областью деятельности многих исследователей. К ним, прежде всего, относятся: английские историки и этнологи Э.Б.Тейлор (1832-1917), Дж.Фрэзер (1854-1941), немецкий историк Ю.Вельгаузен (1844-1918), немецкий историк и философ А.Древе (1865-1935), австрийский теолог, этнограф и лингвист В.Шмидт (1868-1954), российские историки Ф.И.Щербатский (1866-1942), В.В.Бертольд (1869-1930), А.Б.Ранович (1885-1948), Р.Ю.Виппер (1859-1954), богослов и историк А.В.Карташов (1875-1960) и многие другие.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Изучаются происхождение религии, ранние формы верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.). Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий.

Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии

Из приведенных определений с очевидностью следует, что религия является сложнейшим, многоаспектным явлением и, что самое главное, с религией связана духовная активность человека, его стремление к выходу за пределы собственного конечного существования. Явлениями духовной жизни являются вера, любовь, страдание, смысл жизни и т.д. Решаемые религией проблемы являются фундаментальными или вечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа.

Сегодня существует многообразие исследовательских подходов (богословско-теологический, философский, социологический, психологический, феноменологический и др.) к изучению природы и сущности религии, в рамках которых предлагается разнообразие определений религии. Все эти подходы можно сгруппировать в следующие два типа: богословско-теологический и религиоведческий.

Богословско-теологический подход основывается на признании бытия Бога, на стремлении понять религию «изнутри» на основе соответствующего религиозного опыта, многообразия религиозных переживаний. Наиболее полное и всестороннее определение религии может быть дано только на основе религиозного опыта и религиозных переживаний, считают авторы данного подхода. Важнейшей и исходной составной частью религиозного опыта является усвоение священных текстов (Откровения). Именно «религиозные переживания» удостоверяют человека в реальности духовного начала, Бога. Идея богообщения раскрывает суть религии согласно богословско-теологической точке зрения.

Для богословско-теологического подхода к пониманию сущности религии характерно ее истолкование как особого, сверхприродного явления, результата сверхъестественной связи человека с Богом. Таким образом, религия с позиции теологии получает надприродный, надчеловеческий, надобщественный статус. Характерной для богословско-теологического религиоведения является концепция религии, представленная в книге известного православного богослова и священнослужителя Александра Меня (см. «История религии» М., 1994г.), изданная от его имени по материалам публикаций и рукописей его ближайшими друзьями и единомышленниками.

Основы христианской «теологии религии» были заложены Аврелием Августином: религия есть связь человека с Богом, установленная Богом; ее сущность раскрывается человеку только в Откровении Бога, и, следовательно, только человек, исповедующий истинную веру, может составить представление о том, что есть религия, тогда как для внерелигаозного сознания она недоступна.

Религиоведческий подход к пониманию сущности религии сформировался в русле развития светского гуманитарного знания и интегрировался в особую гуманитарную дисциплину «религиоведение». В рамках этой дисциплины складывается взгляд на религию как бы «извне», т.е. предпринимается попытка максимально объективно исследовать религию как социокультурный феномен. Научный подход все больше доминирует в осмыслении религии. Активно используются разнообразные методы познания религии: диалектика, системный метод, структурно-функциональный, феноменологический, сравнительно-исторический (корпоративный) и др. Религиоведение представляет собой комплексную дисциплину, изучающую возникновение, развитие и функционирование религии как социокулътурного явления. Это особая разновидность гуманитарного знания, изучающая религиозное поведение человека по отношению к трансцендентальному, Богу или богам.

Религия является сложной системой. Она включает в себя такие важнейшие элементы как: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация.

Религиозное сознание (вера). Современные исследователи выделяют существенные особенности религиозного сознания (причем интегративной чертой религиозного сознания, является религиозная вера) характерные для любой религии. Основой религиозного сознания является религиозная вера (особенно для христианства). Последователей Христа апостолы называли «верующими». В исламе, исповедующие эту религию называются «правоверными». Вера приводит к уверенности в истинности тех или иных положений. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Библия).

Важнейшими элементами религиозного сознания являются:

религия предполагает существование чувства зависимости от объектов религиозного поклонения, ибо общение человека с Богом «неравноправно». Формы осознания этой зависимости могут быть различны: от чувства страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения, понимаемого как осознание собственного несовершенства.

Религиозное сознание неоднородно, оно имеет, по меньшей мере, два уровня: массовое религиозное сознание, в котором, как правило, центральное место занимает эмоциональный комплекс, и рационально оформленное сознание (вероучение, религиозная идеология), предполагающее освоение содержания вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания – богословие, или теология, которое не только осваивает вероучение, но и транслирует его, защищает от ересей, интерпретирует согласно требованиям времени.

Религиозная деятельность по существу сводится к религиозному культу (лат. cultus – уход, почитание).

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священнические облачения). Важнейшим средством является культовое здание. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в ситуации, отличной от иных жизненных ситуаций. Благодаря этому внимание посетителей сосредоточивается на предметах, действиях, образах, символах, знаках, произведениях религиозного искусства, имеющих религиозный смысл и значение.

Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы), так и более сложных (жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники).

Религиозные организации. Чрезвычайно сложную проблему для современного религиоведения представляет проблема типологии религиозных организаций и их критериев. На основе изучения христианства выделены следующие типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация.

1) предмет христианской веры (мистическое тело Христово);

2) тип религиозной организации, присущий только христианству;

3) здание, в котором проводится христианское богослужение (литургия), христианский храм;

Русская православная церковь в нынешнем виде сложилась к 1448 г. Она разделена на несколько (15) автокефальных Церквей. Богословские основы православной церкви определились в Византии в IX-XI вв. В Российской Федерации, как и в Республике Беларусь, православные составляют большую часть верующих.

Церковь сыграла неоценимую роль в развитии европейской культуры. На основе церковной жизни развивались иконопись, песенное искусство. Приходская общность при церкви была первой в истории духовной общностью людей. Церковный календарь в традиционном обществе определял весь уклад жизни мирян, чередование праздников и будней, труда и отдыха. Церковный пастырь служил духовным наставником и учителем жизни.

Необходимо отметить, что церковь представляет собой сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каждого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Во многих церквях члены делятся на духовенство и мирян.

Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на «обращении», предшествующем членству. Историческая судьба сект неодинакова. Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование. Другие с течением времени превращаются в иные типы религиозных организаций.

Деноминация может развиваться из других типов объединений или складываться с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, культовые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя акцент на «избранности» членов, она признает возможность духовного возрождения для всякого верующего. Изоляция от «мира» и замкнутость внутри религиозной группы не считается обязательным признаком «истинной» религиозности. Хотя и выдвигается принцип постоянного и строго контролируемого членства, в соответствии с которым предписывается активность, прежде всего, в религиозной деятельности, наблюдается тенденция к соединению с «миром», последователи призываются к активному участию в жизни общества. Деноминации присуща четкая организация, как по горизонтали, так и по вертикали.

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Выделяется следующие наиболее значимые функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующая. В ряде учебных пособий приводятся и некоторые другие функции религии.

Мировоззренческую функцию религия реализует, благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, Абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение «светлого будущего», на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения.

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения:

1) верующих друг с другом;

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражаний), контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных и обещаемых в посмертном существовании).

В религиоведении сложились разные классификации религий по тем или иным критериям, признакам. С учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяют ранние (родо-племенные, первобытные), национальные и мировые религии. Родоплеменные религиозные верования сложились в условиях первобытно-общиннного строя. Они стихийно вырастали из условий жизни рода и племени.

Национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Они отражали условия жизни народности, а затем и нации, сакрализовывали эти этносы, их государства, глав этих государств. Их носителями являются в основном представители данного этноса. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил и т.д.), специфическая обрядность, строгая система предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этнорелигиозных общностей. Из ныне существующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство и др.

Итак, в наиболее распространенной классификации религий выделяют ранние (первобытные или родоплеменные религии), национальные (национально-государственные религии) и мировые религии.

В последующих лекциях они станут предметом нашего рассмотрения. Причем сразу подчеркнем, что особое внимание в нашем курсе будет уделено мировым религиям, сыгравшим важнейшую роль в формировании современного облика человеческого общества и явившимся духовной основой современных цивилизаций.

Последователями «нетрадиционных религий» является преимущественно молодежь, поскольку именно ей присущ обостренный поиск смысложизненных ориентаций и именно молодежь тяготеет в силу ей присущих социально-психологических особенностей ко всему новому, таинственному, непознанному. Феномену нетрадиционной религиозности будет посвящена отдельная лекция.

Подводя итоги первой лекции, можно констатировать, что религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности, она через систему культовых действий организует повседневную жизнь, с помощью освоения вероучения структурирует мировоззрение, заставляет задуматься об основах и смысле собственной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *