Рэп как поэзия современности проект
Исследовательская работа «Реп как музыкальный вкус современной молодёжи
Иссследовательская работа по теме «Реп как музыкальный вкус современной молодёжи»
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Реп как музыкальный вкус современной молодёжи»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Яковлевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Рэп, как музыкальный вкус
Выполнила:Ученица 11 кл.
1. Глава 1. РЭП один из видов молодёжной субкультуры.
1.1. История возникновения РЭПа……………………………………..стр.5-6
2.1. Какова ценность музыки наиболее популярной в среде подростков.
2.2. Оценка музыкальных вкусов подрастающего поколения с позиции пользы и вреда…………………………………………………………….стр.7-10
Список используемой литературы и источников информации…….стр.12
«Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с сотворением мира» так утверждают древние мудрецы.
В отдаленные от нас тысячелетние времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе.
Как известно, музыкальное искусство относится к наиболее чувственным среди искусств. Оно оказывает сильное эмоциональное воздействие, с одной стороны заряжает наши эмоции, обладает способностью вызывать особый подъем чувств, может вызывать непосредственную, не затрагивающую интеллект физиологическую реакцию в виде ритмичного движения тела, с другой – разряжает, способствует очищению, успокоению и умиротворению.
Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей от десяти до двадцати лет живет исключительно ею. Это их страсть. Они не способны всерьез воспринимать что-нибудь другое. В школе, институте или дома они только и ждут возможности подключиться к своей музыке.
Возникают вопросы: «А всегда ли то, что мы слушаем, можно назвать этим прекрасным словом «музыка»? Как музыка воздействует на человека?
Меня заинтересовала эта тема, и я решила узнать, что же ценного в той музыке, которую слушает современная молодежь и подростки.
Актуальность: рэп- один из любимых видов музыки подрастающего поколения.
Проблема: какова ценность музыки, наиболее популярной в среде подростков?
Цель: дать оценку музыкальным вкусам подрастающего поколения с позиции пользы или вреда.
изучить материал о воздействии музыки на человека;
провести исследования музыкальных предпочтений в среде школьников;
подвести итоги исследования.
Объект исследования: процесс формирования музыкальных вкусов подростков.
Предмет исследования: музыкальные вкусы современных подростков и молодежи.
Гипотеза: влияние музыки на подрастающее поколение неоднозначно.
Область применения: классные часы, анкетирование, диспуты.
Глава 1. Рэп один из видов молодёжной субкультуры.
Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура. Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.
Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде.
Участие в субкультуре это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них. Единственно стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения. На данный момент для социологов, маркетологов и социальных психологов стоит насущная проблема — замена социальной модели у молодежи потребительским поведением.
1.1.История возникновения субкультуры рэпа в мире.
Начинать историю рэпа, необходимо с разъяснения определенных нюансов. Рэп или Реп (оба написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом. Я постараюсь отразить наиболее важные события в жизни репа.
«Хип-хоп» («hip hop»), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса включает в себя три разных направления:
Живопись/дизайн — «Граффити» («Graffity» — «нацарапанные») настенные росписи и рисунки;
Танцевальный стиль — «Брейк-данс» («break dance») уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа — спортивной одежды;
Музыкальный стиль — «Рэп» («rap») ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации:
-«быстрый рэп» (один рэпер разговаривает с другим);
— «жизненный» рэп (часто содержит мат);
-«коммерческий рэп» (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).
«DJ» — «диск джокей» или «ди-джей», в их задачу входит программирование ритма на драм-машине, сэмплирование, манипуляции с виниловыми пластинками, т.е. создание музыкального фона;
«МС» — «Microphone Controller» или «Master of Ceremony» непосредственные исполнители рифмы;
Танцоры — различные танцоры, которые дополняют выступление МС.
[1].См. Статью «Современны молодежные субкультуры: скинхеды.»
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Какова ценность музыки наиболее популярной в среде подростков.
Я думаю, что у каждого человека есть свои вкусы и предпочтения в музыке, т.к. она является выражением его эмоций, настроений, мыслей. Это может быть классическая, поп, электронная музыка, блюз, рок, шансон или рэп (хип-хоп).
Учёные разных стран утверждают, что музыка не только способствует интеллектуальному развитию человека, формирует его характер, воспитывает чувства, но и способствует появлению вкуса к жизни. Музыка может быть разной, главное, чтобы она была качественной, понятной слушателю, чтобы человек находил в ней необходимые в данный момент чувства и даже мысли, поддерживала его в минуты отчаяния. Люди старшего возраста чаще всего слушают классическую, джазовую музыку. В настоящее время современные подростки или тинэйджеры больше предпочитают рэп классике. Через рэп подростки реализуют свои стремления, это один из способов самовыражения, высказывания своего отношения к действительности. Бывают и у меня такие моменты, когда моя душа и сердце нуждаются именно в классической музыке, но свое предпочтение я отдаю музыке современной, в частности рэпу. Изначально заинтересовавшись им, я изучил ценность этой музыки его особенности, характерные черты.
Рэп является частью традиции устного рассказа то доморощенный, уличный жанр.Рэп не только является способом самовыражения, он объединяет молодёжь, обладает способом эмоциональной поддержки. Большинство реперов в своём творчестве смешивают различные музыкальные жанры, ищут новые звуковые возможности. Влияние западной культуры, моды, музыки достаточно сильно отразилась на мировоззрении российской молодежи. Но в отличие от Запада, мода на рэп и хип-хоп музыку в России выражается лишь манере молодых людей одеваться, двигаться и определенным образом доносить свои мысли до аудитории зрителей, также как это делали и делают именитые рэперы западной эстрады. В основном речь идет о культуре потребления, а не образе жизни.Рэп в России, по сути, является крупным коммерческим проектом, приносящим рэп-исполнителям и их продюсерам солидные гонорары. Отклик поклонников на творчество артистов, а также личностное и творческое самоутверждение в определенной среде шоу-бизнеса и самореализация вот те силы, которые мотивируют «звезд рэпа» продолжать свое культурное шествие по миру подростков и молодежи.Я считаю, что всякая музыка и всякий труд достоин уважения и трепета. Давайте будем уважать и классику, и рэп ведь это труд, настоящий труд людей, труд наших предков или современников.
2.2.Оценка музыкальных вкусов подрастающего поколения с позиции пользы и вреда.
Основными социальными институтами, которые влияют на духовное развитие современной молодежи являются семья, школа, социум. Поэтому для понимания места и значения музыки в жизни современного молодого человека, необходимо иметь представление о музыкальных вкусах и предпочтения школьника. Именно в раннем возрасте закладываются качества, которые, в последствии, определяют восприятие мира в целом и музыкальной культуры, в частности.
В информационную базу исследования вошли результаты моего авторского анкетирования, проведенной на базе моей школы «МБОУ СОШ с.Яковлевка» обучающихся 8-11кл. Какие же ритмы предпочитают подростки моей школы?Анкета состояла из двух вопросов:
2. Какую музыку ты предпочитаешь?
В 8-11ых классах было опрошено 68 человек. Причем, все отметили несколько видов любимой музыки. В итоге результаты получились следующими:
-на первый вопрос все ответили «Да».
-При ответе на второй вопрос мы получили такие результаты:
-рок предпочитают 21%,
-10% отметили классическую музыку,
-6% слушают народную музыку,
-10% отметили джаз и шансон.
Итоги таковы: большая часть респондентов предпочитает слушать поп-музыку сюда же относится и рэп,
на втором месте по популярности находится рок, причем, без уточнения его разновидности.
Остальные виды музыки оказались в видимом меньшинстве.
Практическая часть №2.
У моего научного руководителя 2 детей 2 мальчика и при чём младшеклассники(1 и 4 класс) и оба слушают рэп, я задала вопрос своему педагогу:
Вопрос: Можно ли считать такие музыкальные предпочтения нормой, и стоит ли родителю переживать по этому поводу?
Ответ: Абсолютно все проходят стадию выбора музыкальных пристрастий, в большинстве случаев идёт выбор не музыки как таковой, а стиля поведения, формы общения, жизненных желаний. Простым языком ребёнок выбрал рэп не потому что он прям сильно его любит, а потому что хочет быть похож на Тимати и быть ближе к его жизни.
Несмотря на большое количество поклонников подобной рэп-музыки, нормой она не является, особенно для детей и подростков. Если ребёнок слушает только такую музыку, то родителю, безусловно, стоит насторожиться и обратить внимание на своего ребёнка. Ведь музыка описывает наше внутреннее состояние, мироощущение, характеризует наше стремление к чему-либо подобному.
Вопрос: А запрещать слушать такую музыку можно? Или это только усугубит ситуацию?
Нецензурная лексика, или попросту мат, в рэпе встречается, мягко говоря, не редко.
-Как по мне, то не важно в сколько лет ты начинаешь слушать рэп, ведь он есть разный. сама люблю слушать рэп в котором положена какая то история, взгляды на жизнь. одним словом что бы был смысл, а не просто набор слов.
Т.О.Вспоминая себя в их возрасте и справедливо полагая, что у каждого поколения есть свои кумиры. С точки зрения педагогики, такой подход можно назвать гуманным. Дети должны иметь право выбора какое направление им по душе. Но мало кто знает, что знаменитые рэпери, чьи имена на слуху — учились в консерваториях. Начиналось-то все с классики.
Исследовательская работа «Рэп — искусство как способ выражения поэтов XXI века»
Автор: Кузнецова Дарья Анатольевна
Место работы/учебы (аффилиация): СОШ №7 г. Ишима Тюменской обл., 7 класс
Научный руководитель: Гелясь Юлия Викторовна
Цель: Мотивация современных подростков к изучению поэтического творчества 18, 19, 20 веков, посредством нахождения общих элементов с современными стихотворными произведениями (рэп-текстами).
Задачи:
Объект исследования: рэп-поэзия 21 века, тексты Ишимских рэперов. Предмет исследования: особенности мотивно-образной системы, языкового своеобразия, интертекстуальность рэпа и поэтических текстов, изучаемых в 9-11 классах..
Практическая значимость. Материалы данной работы будут полезны при подготовке учителей литературы к урокам, а так же школьникам.
Апробация. Данная работа прошла апробацию, часть материалов была использована для проведения урока литературы в 9а классе МАОУ СОШ№7.
Гипотеза: Изучение образцов поэтического искусства параллельно с поэзией современников, обеспечит интерес школьников к классической поэзии при работе на уроках литературы.
Актуальность работы определяется тем, что РЭП, как стиль хип-хоп музыки, всё больше входит в молодёжную среду, влияет на манеру общения, нравы, стиль одежды, во многом определяя мировоззрение современных школьников и студентов. Новизна исследования: обусловлена тем, что в качестве привлекаемого для анализа материала нами будут использованы рэп-тексты современников, а именно рэперов г. Ишима, что до этого не осуществлялось.
Выводы по работе
В данной работе были проанализированы рэп- тексты исполнителей г.Ишима. В ходе исследования мы рассмотрели, как рэп пришел в Россию, и какие черты оригинального жанра в себя вобрал. Это позволило сделать вывод о том, что в России рэп самобытен, но в целом, многое берет с Запада. Как и во всем мире, у нас он на данный момент является самым популярным музыкальным жанром. Все потому, что он удовлетворяет потребностям разных слоев населения. Он разнообразен, постоянно развивается, откликается на повестку дня, что и позволяет ему не терять актуальность. Среди всего этого многообразия нас интересовал тот рэп, который несет в себе не развлекательную цель, а созидательную. Поэтому мы обратились лишь к некоторым текстам современности. Рэп стал одной из форм современной поэзии, недаром в текстах так много общего с современными поэтами в плане формы и языка. По итогам работы сделаны следующие выводы:
Исследовательская работа на тему «Современная ритмическая поэзия»
Выбранный для просмотра документ Исследовательская работа на тему Современная ритмическая поэзия..docx
Исследовательская работа на тему «Современная ритмическая поэзия.
Автор: Бривкольн Илья Валерьевич
Руководитель: Мозговая Ольга Владимировна
МБОУ Борцовская средняя школа №5
Но рэп, согласитесь, все увереннее входит в жизнь молодежи и становится неотъемлемой частью многих субкультурных направлений. Все чаще на вершинах музыкальных чатов оказываются рэперы, а не исполнители поп-музыки. А вместе с рэпом мы чаще заостряем свое внимание на тексте песни, так как доминирующая роль текста в композициях этого музыкального направления очевидна. Поэтому мне в голову пришла идея рассмотреть рэп как направление не просто в музыке, а в искусстве в целом.
Это предопределило тему моего исследования: «Современная ритмичная поэзия».
1) изучить литературоведческий материал о системах стихосложения;
2) установить тождественность понятий «акцентный стих» и «рэп»;
3) доказать, что современная рэп-лирика в полной мере может считаться «последовательницей» традиций классической поэзии;
4) установить творческие параллели в поэзии современных рэп-исполнителей и поэтов 20 века.
Объект исследования: поэтические тексты современных рэп-исполнителей и поэтов 20 века.
I РАЗДЕЛ. Рэп и история его развития.
Почти все рэперы в текстах называют себя поэтами, литераторами, философами, правда, не уточняя деталей: к какому конкретно культурному течению ближе их творчество. Практически рэп, вначале противопоставленный массовой культуре и публичному вкусу, является в наше время чуть ли не единственным «последователем» традиций классической поэзии, которую читают и обожают хотя бы за то, что это классика.
Итак, что же такое рэп?
Рэп — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэ́пером, или более общим термином MC. Рэп — один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп. В рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардрок-музыки. Поп-музыканты и исполнители современного RnB также нередко используют рэп в своих композициях.
Рэп в его современном виде появился в 1970-х годах среди афроамериканцев района Бронкс, куда его «экспортировали» приезжие ямайские диджеи. В частности, родоначальником рэпа называют диджея Kool Herc. Читали рэп изначально не в коммерческих целях, а ради удовольствия и делали это поначалу в основном диджеи. Это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращённые к аудитории.
Распространению рэпа сильно поспособствовало негритянское любительское радио, которое крутило музыку, модную среди чернокожих, и быстро подхватило новый стиль. Слова «рэп» и «рэперы» прочно закрепились за стилем благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight» (1979). Одним из первых людей, которого начали называть «рэпером», был радиоведущий Джек Гибсон по прозвищу Джек-Рэпер. Он организовал один из первых конвентов, посвящённых рэпу.
Исполнение рифмованных речёвок прямо на улицах по сей день остается традицией чёрных кварталов. Кроме того, устраивались так называемые «батлы» — словесные поединки, в которых два рэпера переругивались, сохраняя рифму и ритм. Батлы могут быть не только руганью, это может быть подача зарифмованного текста на определённую тему.
В России рэп появился в 1980-е годы с развитием в СССР дискотек и деятельности дискжокеев. Первый магнитоальбом «Рэп» был записан в 1984 году в Куйбышеве дискжокеем Александром Астровым и группой «Час пик». В том же 1984 году диджей и певец Сергей Минаев сочинил и исполнял на дискотеках песню «Карнавал» с элементами рэпа.
Задолго до появления современного рэпа песня в аналогичном стиле появилась в репертуаре известного итальянского певца и актёра Адриано Челентано. Ещё в начале 1970-х годов Адриано придумал и создал музыкальный номер под названием «Prisencolinensinainciusol», в котором он исполнял речитативом фразы, написанные на вымышленном языке, по звучанию напоминавший смесь английского с итальянским. И только через десять лет этот новый музыкальный стиль перекочевал в США. Сам Челентано на концерте в СССР заявлял, что этим номером он хотел сказать о некоммуникабельности некоторых людей.
Но надо сказать, что наши собственные бабки и дедки умели то же самое: частушки, исполнявшиеся на деревенских “беседах” тоже были чистой импровизацией – никто их заранее не писал. Вообще, частушки, певшиеся по очереди, как вопрос-ответ, удивительно похожи на рэперскую перебранку, а «беседа» мало чем отличалась от гарлемских представлений (С Гарлемом связан подъём афроамериканской музыки в середине 1930-х. виднейшие музыканты того времени выбрали площадкой своих выступлений театр «Аполло» в Гарлеме, в его окрестностях жили Moby, Билли Холидей, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон).
II РАЗДЕЛ. «Рэп» и «акцентный стих».
Акцентный стих — чисто тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются любые, в том числе превосходящие 3 слога. Акцентный стих бывает только рифмованным.
В русской поэзии акцентный стих использовался в народном говорном стихе и в стихах 17 века. В литературе 19 века представлен единичными примерами, ориентированными в основном на народный стих (И. П. Мятлев, Н. П. Огарев и др.). Самостоятельную разработку литературный акцентный стих получает лишь в начале 20 века у Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова, культивируется футуристами и имажинистами; к нему обращаются С. Есенин, М. Цветаева, В. Шершеневич, И. Сельвинский, В. Горянский и др. С 1930-х г. доля акцентного стиха среди неклассических размеров незначительна, обращения к нему в современной русской поэзии редки, но постоянны (Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Слуцкий, И.Бродский).
Вот пример 4-ударного акцентного стиха из поэмы “Владимир Ильич Ленин” В.Маяковского.
1. Армия пролетариев, встань стройна!
2. Да здравствует революция, радостная и скорая!
4. Из всех, какие знала история.
А вот метрическая схема этого четверостишия (буквой «У» обозначаем ударные слоги в строке, значок «-» обозначает количество безударных слогов):
Вот пример хрестоматийного акцентного стиха:
А Балда приговаривал с укоризной:
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
Стих, которым написана «Сказка о попе и работнике его Балде», называют раешным. Это самый старый вариант акцентного стиха, широко использовавшийся в народной поэзии (свадебные приговоры и похоронные причитания, балаганные зазывания). После Пушкина акцентный стих начали активно использовать лишь в начале XX века: «За всех вас, которые нравились или нравятся, хранимых иконами у души в пещере, как чашу вина в застольной здравице, подъемлю стихами наполненный череп». (Маяковский, 1915)
Вот еще примеры: «Не верю, что есть цветочная Ницца! Мною опять славословятся Мужчины, залежанные, как больница, И женщины, истрепанные, как пословица». (Маяковский, 1915)
«Небоскребы трясутся и в хохоте валятся На улицы, прошитые каменными вышивками, Чьи-то невидимые игривые пальцы Щекочут землю под мышками». (Шершеневич, 1914)
И для сравнения приведу отрывки из текстов современных рэперов:
Миша Маваши (рэпер, творчество которого направлено на поддержку здорового образа жизни)
На кулаках живого места не осталось толком,
В глазах уверенность и опыт, смотрит волком.
Усталость дикая, да и ту подальше прячет,
Хозяин слова своего и это много значит.
По поводу этой статьи в июне 1926 года Владимир Маяковский писал, что основа творчества современного поэта (я добавлю – и поэта-песенника также) лежит в социальном заказе. В таких условиях вдохновение приходит не всегда, а писать надо. Поэтому поэту, чтоб идти в ногу со временем, надо стать профессионалом своего дела. Таким же, как профессиональный врач, или, скажем, токарь. Для этого надо освоить современный метод «как писать стихи», то есть их делать, производить. Быть профессионалом, значит по Маяковскому, всегда давать определенную норму качественного продукта. В данном случае – поэзии. Ответ Маяковский на вопрос «как писать стихи» дает однозначный – жить поэзией. Старые способы отвечают не на тот вопрос, который нужен современникам. Книги о ямбах и хореях дают ответ на вопрос, как писали стихи, а не как писать их. Вот почему метод Маяковского до сих пор востребован.
Для отечественного стихосложения Владимир Маяковский был реформатором с большой буквы. Хотя раннее творчество было практически традиционно по форме, в дальнейшем он изобрел свой собственный стиль. Испытав определенное влияние поэзии Артюра Рамбо, Шарля Бодлера и Поля Верлена, Маяковский больше всего впечатлился манерой американца Уолта Уитмена. Маяковский отверг традиционные стихотворные размеры, придумав для своих стихов особый ритм. В ходу была так называемая «лесенка»: способ записи стиха с разрывами строк на определенном слове и продолжением записи с новой строки:
значительно трудней. (В.Маяковский. «Сергею Есенину»)
Благодаря особой ритмике поэта даже можно назвать первым рэпером. Уже в конце двадцатого века и в нынешнем столетии отечественные хип-хоп музыканты взяли эту особенность на вооружение. Петербургская группа Ikambi Gwa Gwa записала композицию «Все на митинг» на стихи Маяковского, а пару-тройку лет назад творческим наследием поэта воспользовался екатеринбургский рэпер Наум Блик (он же Dry Ice из EK Playaz).
Но справедливости ради нужно отметить, что, помимо Маяковского, литературовед В. Ф. Марков, называет ещё двух поэтов, Шершеневича и Большакова, причастных к процессу создания необычного ритма.
Шершеневич в своей книге «Футуризм без маски» назвал одной из важных черт футуристической поэзии преодоление однообразности, закостенелости классических метров и достижение в стихе ритмической свободы: «Ритм – беспокойный, неосторожный, увлекающий, не изнуряющий, изящная папироса, более переменчивый, эластичный». Автор предупреждает о трудностях овладения таким стихом и необходимой подготовке для его восприятия: «Понятно, что при введении в поэзию неровного темпа жизни, футуристы предпочитают пользоваться ритмическим стихом. Трудность пользования ритмическим стихом обусловливает и трудность чтения его, увеличенную еще часто тем, что неподготовленный читатель не всегда может с первого взгляда найти в строке цезуру, необходимую для правильного прочтения».
Расшатывание классического метра, предпринятое Маяковским, Шершеневичем и Большаковым и подхваченное другими поэтами, приобрело такой размах, что Андрей Белый в 1922 г. в предисловии к своей книге, названном «Будем искать мелодии», с неудовольствием отметил: «недавно в Москве все писали одним и тем же расхлябанным размером».
Сравнительный анализ текстов рэп-исполнителей и стихов поэтов
«Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной…» (М. Ю. Лермонтов «Гляжу на будущность с боязнью», 1841 г.)
«Из сел иди, из РОЩ ИДИ К высочайшей лобной плОЩАДИ…» (Игорь Северянин)
и «…Где сосунки НА МЕРИНАХ Имеют НАМЕРЕНЬЯ к бабам…» (Big Black Boots)
Российский рэп продолжает начатое футуристами переосмысление рифмы как непременного атрибута поэзии. Игра слов и звуков время от времени просто не поддается описанию: «Мои слова меняют смысл, Меж строк можешь глядеть Местами слизывать моменты считки…» (Sir-J «М.С. М.С.», 2004 г.); «Соло самой значимой личности С профессией эМСи из сборной Рф С 100 Про гарнизона с Бэд Би в унисоне Эл соло…» (Al Solo «Соло самой значимой личности», 2004 г.).
И, на мой взгляд, беспрецедентный пример умения владения рифмой от Big Black Boots: «…Прямо из гортани хип-хоп для тебя прямо в лоб и ты труп, Так, как будто тебя беломором торкнуло. Проволокой пробей в ухе пробку, попробуй просто выговори Хип-хоп не попросту выговор, это приговор, Это мир для фигур крупнокалиберных…».
Мимо ристалищ, капищ,
Мимо храмов и баров,
Мимо шикарных кладбищ,
Мимо больших базаров,
Мимо Мекки и Рима, синим солнцем палимы, идут по земле
(«Пилигримы») Иосиф Бродский.
Нами неминуемо на кон, были
Выкинуты карты, но масти не те.
Я не намутил, я не был у дел,
Оберегали меня те идеи,
На берегу Невы, седея,
Мне всё по бороде, в игре я крепну,
Как аперитив, всех опередив, мне бы
Перейти на темп быстрее.
Но не только одной ритмикой схожи произведения этих двух литературных течений. Философские размышления Евгения Евтушенко о смысле жизни, о вечности, о жизни и смерти так же перекликаются с творчеством некоторых современных авторов:
Чтоб все это длилось?
(Е. Евтушенко «Нежность»)
Это не просто пустые
Я видел, как его рука
Выжил, выбрал верную из
Он слышал, я просил. я
Ангел мой, пойдём со мной
Сквозь тайгу дремучую,
Как метеорит, как луч
Благослови на путь любой
Как на последний бой,
Благослови меня и тех, кто
Можно ли считать рэп искусством. Социологический опрос.
Чтобы показать не только свое мнение, но и мнение окружающих, я занялся опросом всё в той же социальной сети «Вконтакте». Опрос был на тему: «Считаете ли вы рэп искусством?» и 4 варианта ответа: «Конечно. Сомневаюсь. Смотря какой. Нет.» (см. Приложение №1)
На данный момент в опросе приняло участие 1285 человек. Результаты опроса подтвердили мои ожидания. Общее мнение распределилось таким образом (см. Приложение №2):
1. Конечно – 55,6% (714 чел.)
2. Сомневаюсь – 6,5% (84 чел.)
3. Смотря какой – 30,8% (396 чел.)
Из 1285 человек, которые приняли участие в опросе только 839 человек (см. Приложение №3) из России (остальные представители Украины, Белоруссии, Казахстана, Германии и др.):
1. Конечно – 55,4% (465 чел.)
2. Сомневаюсь – 6,3% (53 чел.)
3. Смотря какой – 31,6% (265 чел.)
Далее мнение лиц, достигших 18 лет, таких участников опроса оказалось 563 (см. Приложение №4):
1. Конечно – 55,4% (312 чел.)
2. Сомневаюсь – 6,2% (35 чел.)
3. Смотря какой – 31,4% (177 чел.)
Так получилось, что среди всех участников опроса, оказалось только 144 девушки, это очень мало, но следует заметить, что среди девушек мнение распределилось уже немного по другому (см. Приложение №5):
1. Конечно – 41% (59 чел.)
2. Сомневаюсь – 6,9% (10 чел.)
3. Смотря какой – 43,8% (63 чел.)
Я также обратился к мнению работников нашей школы, и только один человек из 30 ответил, что рэп не является искусством.
Но я посчитал, что для исследования общественного мнения опроса недостаточно, и поэтому обратился к молодым рэперам с вопросами: «Почему ты стал заниматься рэпом? Что он значит в твоей жизни? И считаешь ли ты это искусством и почему?»
«Привет! Я певец- блогер ( рэп здесь лирический спокойный)- он всегда присутствовать должен в песнях!) Я в 14 лет на сцене пел, теперь видео – клипы ну и рэп- лирика плюс подошла к моей жизни!) Искусство – это талант – а музыка это наша жизнь! Многим нравится рэп, многим нет, у каждой аудитории свой вкус, кого-то можно поставить на верный путь, и он после может сказать спасибо. Нужно делать то, что нравится во-первых тебе, донести это до родителей, друзей и всё. А остальное на данный момент не важно, если это начинает нравится твоим людям – и они рады тебе, то второй шаг это делать для своих людей, своей аудитории. Это жизнь.»
«Долго слушал рэп в детстве. Разных исполнителей. Таких как 2 пак, нотариуса, фифти, эминема. Мне понравилась сама музыка. Построение киков, снэйров. Различные семплы. Из-за сильного желания заниматься этим, я написал текст и из сети скачал минус. Записал на камеру от компьютера. Выложил в интернет. Друзья говорили, что получается, дабы не обидеть. Но это мне дало толчок. И я углубился. Рэп часть моей жизни. Рэп мое искусство. Я считаю, что именно рэп культура проникает до души каждого, кто слушает. Она как библия или другая священная книга.»
(Геворг Gev.O Мартиросян)
«1.Я стал знаменитым рэпером благодаря тому, что поверил в свою мечту и пришел на проект Украина имеет талант, а дальше уже судьи и мои поклонники сделали меня знаменитым, пропуская меня до финала шоу.
2.Именно рэп в моей жизни практически ничего не значит, для меня главное смысл, который я несу своими текстами.
3.Рэп как искусство, бывает и такое, но на мой взгляд очень редко, поскольку большинство не читают а выплёскивают свои понты наружу, тем самым показывая на сколько они круты.»
(Финалист Україна має талант-5, это Украинская минута славы, Дмитрий Масюченко.)
«1.Потому что с детства его слушал и всегда был склонен к музыке.
2.В моей жизни он значит очень многое, не дня без него.
3.Да я считаю это искусством благодаря рэпу меняются люди и к каждому треку человек подходит по своему, есть разный рэп и каждый по своему неповторим.» (Алексей SPITE Смирнов.)
«Привет. Все просто. Рэп – это самая легко доступная музыка в плане исполнения. Не обязательно обладать музыкальными навыками, чтоб ее исполнять. Хотя, чтобы это делать круто, понимать музыкальную теорию необходимо »
«Дело в том, что я не занимаюсь рэпом, я пищу стихи. Рэп – это направление в творчестве. В моей жизни он играет не самую главную роль, но кому-то помогает жить и действовать, и это прекрасно!»
(Ваня Пинж Пинженин – поэт из Санкт-Перербурга)
«Искусство все что угодно, что делается красиво, с душой, и знаниями. Можно бухать алкоголь, а можно понимать ароматы, вкус, чувствовать выдержку, или методы производства. Как и можно варить пиво в подвале в перемешку с димедролом, а можно по всем рецептам, с соблюдением всех правил, и добиваясь непревзойденного вкуса. Если я могу найти искусство в алкоголе, что убивает людей, то в рэпе и подавно.»
«Здравствуй, Илья.
Я начал заниматься рэп музыкой, потому что эта музыка близка мне по духу, именно в ней можно сказать, что ты хочешь, выложить всю душу, в отличие от другой музыки здесь можно многословно писать и излагать то, что у тебя внутри. Я безумно фанател с детства по «EMINEM» и всегда хотел стать таким как он, я подражал ему, пытался повторить за ним, угнаться за его умениями быстро читать и круто рифмовать. Я начал пробовать, и это начало давать свои плоды. Теперь я в деле и рад этому.
Сейчас музыка в моей жизни играет огромную роль, я поставил все на кон. Я не пошел учиться на высшее, я практически не работаю нигде. Все, что я делаю, это постоянно пишу треки, готовлюсь к концертам и прочим мероприятиям. У меня дома постоянные скандалы с родителями из-за того, что я не успешный сын и выбрал этот путь. Но я надеюсь, что свершиться чудо и меня заметят и все изменится.
Да! Рэп это искусство, у каждого свой почерк, свой стиль, свои идеи, и главное душа у всех разная. Как бы кто ни пытался косить под кого-то. Душа у всех разная, и именно из нее исходят многие жизненные истории в песнях. Я пишу лирические или жизненные треки от души, это то, что исходит из меня. У меня не схожий стиль, и это отличает меня от других. Даже если я делаю Бэттл Рэп, то я тоже от чистой души и от чистого сердца могу «послать» человека далеко-далеко.
Рэп не штампуется. Это Искусство (С) ST
И он прав в этом.»
(Валера R1SK Штейнбок, Mancore)
(Артём Lil’Stop Старовойтов, Mancore)
Данная работа способна дать наиболее полное представление о современной ритмичной поэзии, о её особенностях и истории возникновения. Проведенное мной исследование выявило, что рэп является одним из самых популярных музыкальных направлений современности, однако остается лишь надеяться, что большая часть представителей хип-хоп общественности знакомо с творчеством Маяковского не только лишь благодаря строкам «Ешь ананасы, рябчиков жуй…», не считает, что Блок – это человек, который пишет тексты для рекламы мобильной связи. В таком случае окажутся не напрасными не только мои старания, да и старания людей, которые не раз подчеркивали неповторимость рэпа как музыкального направления, доказывая, что рэп – не попросту музыка и уж никак не «гарлемские частушки» (распространенное обывательское мировоззрение), а уникальный симбиоз музыки и поэзии.
Проделанная работа значительно расширила мои знания по русской литературе 19-20 веков, и, быть может, кому-то послужит хорошей основой для создания собственных стихов.
Большое спасибо людям, откликнувшимся «Вконтакте» на мой опрос и мои вопросы.
В нашем современном мире рэп является практически единственным последователем классической поэзии. Теперь я могу уверенно утверждать, что рэп – это искусство.
Русская литература 20 века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [Л. А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е. П. Проснина]; под ред. В. П. Журавлева.-10-е изд.-М,: Просвещение, 2005.-С. 20-26с.
Шершеневич В. Футуризм без маски: Компилятивная интродукция. М., 1913. С. 60-73.