Россия как асимметричная федерация
Россия – асимметричная федерация
Быков Дмитрий Игоревич 205 группа
Тема 6 задания (1-4)
Россия – асимметричная федерация
Одной из важных характеристик любой страны федеративного строя является ее симметричность или асимметричность. Равноправие между отдельными субъектами федерации оказывает больше влияние на развитие страны в целом и отдельные регионы в частности. В материале, изложенном ниже, подробно рассмотрим эти два типа федераций. Разберем, в чем они отличаются, в чем заключается неравенство, и почему Россия – асимметричная федерация. Признаки федерации Федерация – это объединение нескольких государственных образований, именуемых субъектами. Они не обладают государственным суверенитетом, но у них имеются довольно высокие полномочия на создание своих уставов и законов. Отдельные округа и районы также подчиняются конституции страны, в которой расположены. При этом они могут иметь собственные институты гражданства, столицу, герб и другие элементы правового статуса государства. Важно понимать, что отдельный субъект не может стать участником международных отношений, не покинув состав федерации. Каждый из них представляет собой штат, провинцию, область, край или землю (на манер Германии или Австрии). Итак, федерация имеет следующие характерные признаки: территория федерации делится на отдельные территории (субъекты); законодательная и судебная власть принадлежит государственным органам; в таких государствах существует две палаты парламента. Существуют симметричные и асимметричные федерации. Симметричная федерация. Для начала поговорим о первом типе. Симметричная федерация – это федерация, основной чертой которой является равноправие всех округов, находящихся на ее территории. Отдельные регионы и республики однородны по своей природе и имеют равный статус друг перед другом. Обычно субъекты в стране имеют идентичное название, на пример округ или край. В них работает одна и та же система власти, без каких-либо региональных отличий. Уровень развития субъектов находится примерно на одинаковом уровне, как и отдельные сферы жизнедеятельности. Медицина и образование функционируют на всей территории федерации похожим образом. Большая часть современных государств идет по пути внедрения асимметричных элементов, так как даже исключительно симметричные федерации не могут длительное время существовать в таком виде. Асимметричная федерация существует и противоположный тип стран. Асимметричная федерация – форма государственного устройства, при которой у различных республик, округов или земель действуют неравные права. Отдельные субъекты в таких странах
Примеры асимметричной федерации Типичными примерами асимметричной федерации являются такие страны, как Индия, Танзания, Бразилия и Канада. Отдельные земли и округа этих стран в значительной степени отличаются друг от друга по своему статусу и правам. В число таких государств входят Соединенные Штаты Америки и Россия. По факту обе страны являются федерациями с многоуровневой симметрией федеративного устройства. По крайней мере, так прописано в конституциях. Соединенные Штаты Америки Если глубже ознакомиться с системой государственного устройства США, то ответ на вопрос о том, почему же эту федерацию считают асимметричной, становится более чем явным. Итак, США делится на 55 штатов. Каждый из них имеет равные права, жители этих штатов являются гражданами Америки без каких-либо исключений. Люди, проживающие на территории страны, имеют идентичные права и обязанности. Загвоздка заключается в том, что помимо основных штатов Америка объединяет с ними еще несколько субъектов. Федеральный округ Колумбия, например. Этот регион не входит ни в один штат, а люди, проживающие на его территории, имеют меньшие права. При этом Колумбию никто не представляет в Сенате, а делегат в Палате Конгресса даже не имеет права голоса. К этой же категории можно отнести островные территории, принадлежащие США. Это Виргинские острова, Американское Самоа и Гуам. Часть этих объектов находится под полным контролем со стороны государства, а часть имеет определенные свободы в плане самоуправления. Более того, жители островов даже не являются гражданами США, они их подданные, посему даже не могут участвовать в выборах президента. Канада делится на 10 провинций и 3 территории. Эти типы
субъектов различаются по ряду факторов. Провинции имеют более высокие полномочия, которые были приписаны им конституцией еще в 1867 году. Их права непоколебимы. Изменить их можно, только изменив саму конституцию. Провинции независимы от федерального правительства и друг от друга. Это значит, что если даже в конституционном праве произойдут изменения, они не будут действовать на тот округ, который выразит свое несогласие с принятыми поправками. При этом свою провинциальную конституции они могут изменять в любое время. Независимые территории Канады также могут издавать законы, которые касаются их сферы деятельности, будь то медицина, образование или торговля, но Федеральное правительство со своей стороны может организовать программу проверки отдельного округа на уровень компетенции в той или иной области. Управляющие органы провинции в этом случае также могут отказаться от данной программы. Россия как асимметричная федерация Россия является асимметричной федерацией, несмотря на то, что в конституции государства прописано обратное. Исходя из информации, которая указана в статье 5 Конституции Российской Федерации, все субъекты государства (автономные округа, края, республики) абсолютно равноправны. Независимо от территориальных особенностей. Однако чтобы доказать, что Россия является асимметричной федерацией, достаточно рассмотреть, как функционируют некоторые субъекты, в частности республики. Некоторые из них имеют свои конституции, избирают президентов (например, Чеченская Республика является де-факто отдельным государством). Народы, проживающие на этих территориях, имеют собственную национальность, несмотря на то, что проживают они все еще в пределах России. Иные субъекты федерации такими привилегиями не обладают. Некоторые автономные округа вовсе входят в состав отдельных краев, что провоцирует подчинение одного субъекта другому. Представители страны заключают договора с представителями отдельных округов, республик и краев. В большинстве случаев эти договоры ничем не отличаются друг от друга, но некоторым субъектам предоставляются более широкие полномочия.
Вывод
Из ходя выше перечисленного, Россия не является асимметрическая федерацией, так как Симметричная федерация – это федерация, основной чертой которой является равноправие всех округов, находящихся на ее территории. У нас в стране все подчиненно выше стоящему округу, из ходя уроков разбирая Россия суверенное государство, у каждого округа есть подчиненные и свои руководители, которым докладывают, а они выше
1).Определением от 27 июня 2000 года № 92-0 Конституционный Суд Российской Федерации признал положение Конституции Республики Башкортостан, согласно которому земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Республики Башкортостан являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа (часть первая статьи 10), не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Каким нормам Конституции Российской Федерации не соответствует приведенная статья Конституции Республики Башкортостан?
Решение: В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2). Из приведенных конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. С Российской Федерации и ее субъектов не снимается вытекающая из статьи 9 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 и 72 обязанность по охране и обеспечению использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Однако это не означает, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы. Следовательно, субъект Российской Федерации не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается суверенитет Российской Федерации. Противоречие статьям 4 (части 1 и 2), 9, 15 (часть 1), 36, 72 (пункты «в», «г» части 1) и 76 (части 2 и 5) Конституции РФ.
2.) Решением суда отказано в удовлетворении жалобы заявителя о признании недействительной нормы Конституции субъекта Российской Федерации, согласно которой президентом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин, владеющий русским языком и государственным языком
этого субъекта Российской Федерации. При этом суд сослался на ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции РФ, устанавливающие, что государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык, а республики вправе устанавливать свои государственные языки.
Обосновано ли решение суда?
Решение: Субъекты РФ вправе устанавливать свои государственные языки, так как об этом говорится в Конституции РФ (ч.2 ст. 68), и это не будет являться противоречием Конституции РФ (п. а ч. 1 ст. 72). Исходя из этого, я считаю, что суд вынес правильное из ходя законов Конституции РФ решение.
Асимметрия российского федерализма: конституционно-правовой аспект
Рубрика: 4. Теория политических систем. Внутренняя политика
Дата публикации: 21.05.2015
Статья просмотрена: 8040 раз
Библиографическое описание:
Тимченко, Д. В. Асимметрия российского федерализма: конституционно-правовой аспект / Д. В. Тимченко. — Текст : непосредственный // Вопросы политической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/conf/polit/archive/160/8195/ (дата обращения: 18.12.2021).
Проблема симметрии и асимметрии в территориальном (прежде всего в федеративном) устройстве государства привлекает внимание правоведов и политологов уже несколько десятилетий, но по-прежнему остается актуальной.
Мировая история не знает примеров существования симметричных государств. В любом государстве существует правовое или фактическое неравенство территориальных образований, входящих в его состав, что предопределяется объективными основаниями, которые могут быть связаны со спецификой национального состава населения, лингвистическим и конфессиональным разнообразием, с диспропорциями в социально-экономическом развитии местностей, с особенностями климатических условий и иными фактическими обстоятельствами. Рассмотрение государства в контексте равенства его субъектов становится важной характеристикой не только формы его государственно-территориального устройства, но и политического режима.
Анализ практики функционирования современных федеративных государств позволил ввести в научный оборот термин «асимметричный федерализм», который означает федеративные отношения, основанные на неравенстве единиц, составляющих федерацию, в политических, административных, финансовых и иных сферах и допускающие вариативность во взаимоотношениях субъектов Федерации с федеральным центром [7].
Главная заслуга в популяризации терминов «симметрия» и «ассиметрия» применительно к отечественной конституционно-правовой материи принадлежит В. Е. Чиркину, предложившему три параметра асимметрии федераций [6, с. 151]:
1) наличие в составе федерации помимо ее субъектов иных территориальных образований,
2) неравенство конституционного статуса субъектов федерации,
3) «скрытую асимметрию» (выражающуюся, в частности, в неравном представительстве субъектов федерации в верхней палате федерального парламента).
Несмотря на объективную обусловленность, правовая асимметрия регионов — весьма неоднозначное явление. В частности, следует признать наличие хотя и нечетких, но все же реальных пределов такой асимметрии, за которыми становится ощутимой опасность дезинтеграции государства. И поскольку асимметричность территориального устройства ассоциируется с угрозами сепаратизма, в юридической и политологической литературе она чаще всего оценивается негативно. В то же время определенные угрозы государственному единству можно усмотреть и в излишнем стремлении к полной правовой симметрии регионов многонационального, поликонфессионального, лингвистически и (или) культурно неоднородного государства.
На основании анализа социально-экономических показателей и политического процесса современные исследователи делают вывод о том, что Российская Федерация с позиции асимметрии прошла три этапа развития федерализма [1, c. 8–15].
Первый этап характеризовался (1990–2000 гг.) стихийным движением в направлении асимметричной модели федерации. Слабость центральной власти вынудила ее оставить право выбора формы реализации принципа федерализма за субъектами Федерации, часть которых предпочла движение в сторону асимметричной модели. Стихийный, нерегулируемый характер выбора асимметричной модели реализовался в тенденциях, аналогичных тем, которые запустили процесс распада СССР. Это не могло не наложить отпечатка и на процессы, происходившие после принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации. Вместе с тем в рассматриваемый период, как и до него, федеральный Центр оказался неспособен сдержать стремление ряда регионов (особенно национальных республик) к произвольному расширению круга собственных полномочий. Наиболее ярко это стремление проявилось в двустороннем договорном процессе между Федерацией и ее субъектами.
Альтернатива угрожающему единству страны и общества стихийному движению в сторону асимметричной модели была предложена в рамках второго этапа (2001–2010 гг.) формирования основ российской федеративной государственности, который характеризуется регулируемым переходом к симметричной конфигурации федеративной модели государственно-территориального устройства.
Федеральный Центр сконцентрировался на укреплении «единой исполнительной вертикали власти», помимо прочего обеспечивающей формирование симметричной модели федеративной государственности. Признание в 2001–2003 гг. нелегитимности двусторонних договоров и соглашений и их отмена разрушили экономическую основу «войны суверенитетов». Был введен контроль деятельности исполнительной и законодательной ветвей власти субъектов Федерации. Был более четко отрегулирован механизм исполнения полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, предложена относительно прозрачная модель бюджетного федерализма. Такое регулирование постепенно приобретало все более явные черты управления унитарным государством.
С 2011 года начался третий этап формирования основ российской федеративной государственности, который характеризуется утверждением инновационной модернизации экономики в качестве стратегической цели. Предполагается, что на этом этапе центру и регионам удастся найти сочетание симметричной и ассиметричной модели федерации, которое позволит максимально реализовать положительные стороны этих форм федерации.
Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. На неравенство субъектов Федерации указывают такие факторы, как существование регионов с льготными, особыми режимами природопользования, хозяйствования и налогообложения, территориальная дезинтеграция Российской Федерации, наличие «сложносоставных» субъектов Федерации, экономическая неравномерность развития регионов [2, с.114].
В подобной специфической обстановке обозначился реальный федерализм, который характеризовался соединением типичных признаков организации большинства федеративных государств с такими особенностями, как: статусная асимметрия; акцентированная национальная «окрашенность»; неупорядоченность конструкции; несбалансированность потребностей и собственных ресурсов для реализации статусных полномочий органов власти субъектов РФ; чрезмерная персонифицированность реальных федеративных отношений и соответствующая возможность нарушений общего порядка взаимоотношений в политической, бюджетно-финансовой, национально-этнической сферах [8, c. 86].
Правовая асимметрия Российской Федерации заложена в Конституции Российской Федерации и в Конституциях (Уставах, Основных Законах) её субъектов. Эта асимметрия основана на правовой неопределенности статуса субъектов РФ, выраженного в Конституции РФ. Проблемы и сложности с конституционно-правовым равенством субъектов имели большое значение на первом этапе развития федерализма, когда конституционная неопределенность давала возможность «параду суверенитетов». В настоящее время, имеющиеся различия носят только формальный характер и не могут рассматриваться как действительная конституционно-правовая асимметрия. В настоящее время правовая асимметрия определяется через сферу налогового, бюджетного законодательства, регионального развития и иные специальные сферы.
Авторы рассматривают в качестве асимметрии в конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации определенную Конституцией возможность формирования сложносоставных — «матрёшечных» субъектов. Отдельно выделяется проблема особого «привилегированного» конституционно-правового статуса республик [5], которая, по нашему мнению, в настоящее время в большей степени утратила свою актуальность по следующим причинам:
1) обозначение республики как государства в части 2 статьи 5 Конституции РФ [3]. Данное обозначение преследовало политические цели и в настоящее время, по сути, не имеет юридико-регулятивного значения, поскольку содержание понятия «государство в составе Российской Федерации» Конституция РФ не раскрывает. Конечно, республики, как и иные субъекты РФ, не являются государствами в международно-правовом смысле и суверенитетом не обладают;
2) обозначение в Конституции Российской Федерации Основных Законов республик как Конституций в противоположность Уставам других субъектов РФ. Этимологически эти категории весьма близки, а на практике отмеченная противоположность оказывается чисто номинальной. Из Конституции Российской Федерации не следует наличие качественно иного содержания или иной юридической силы конституций в сравнении с уставами. Конституция особо оговаривает лишь способ принятия устава: согласно части 2 статьи 66 Конституции [3] он принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ (для конституций республик такое ограничение не предусмотрено;
3) закрепление права республик устанавливать собственные государственные языки в части 2 статьи 68 Конституции РФ [3]. Отличие республик сводится к обладанию правом именовать иные языки, помимо русского, государственными. В то же время правом устанавливать гарантии прав и свобод личности в дополнение к федеральным гарантиям (в том числе гарантии, относящиеся к использованию языков проживающих на его территории народов в официальном делопроизводстве) обладает каждый субъект РФ;
4) отнесение к совместному ведению РФ и ее субъектов обеспечения соответствия Конституции РФ и федеральным законам только конституций и законов республик, тогда как в отношении краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов указывается на обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам не только уставов и законов, но и иных нормативных правовых актов этих субъектов. Представляется, что указанные ограничения предопределялись политической конъюнктурой при подготовке текста Конституции РФ. В настоящее время региональное законодательство любого субъекта должно соответствовать нормам федерального законодательства.
Таким образом, о действительной конституционно-правовой асимметрии говорить не приходится. В существующих условиях правовая асимметрия определяется исследователями через анализ сфер налогового, бюджетного законодательства, регионального развития и иных специальные сфер, которые развивают общие положения Конституции РФ и других системообразующих норм федерального законодательства.
1. Асимметрия в Российской модели Федеративных отношений / Под рук. С. Д. Валентея. — М.: Институт экономики РАН, 2012. — 57 с.
2. Иванов, А. М. Асимметрия как феномен федеративного устройства России // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — № 5. — С. 114–117.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21 июля 2014 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2014. 23 июля.
4. Лексин, И. В. Правовая асимметрия в территориальном устройстве государства: теория и практика // Государственное управление. Электронный вестник. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/35_2012leksin.htm.
5. Семин, С. В. Асимметрия субъектов как черта конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» — 2013. — № 1(1).
6. Чиркин В. Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ. // Государство и право. 1994. № 8–9. С..150–158.
7. Щупленков, О. В. Проблемы взаимодействия гражданского общества и государства в современной России / О. В. Щупленков, Н. О. Щупленков // NB: Вопросы права и политики. — 2013. — № 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://e-notabene.ru/lr/article_585.html.
8. Ю, М. С. Специфические особенности становления российского федерализма / М. С. Ю, И. М. Соломко // Современные наукоемкие технологии. — 2005. — № 7. — С. 86–87.
Похожие статьи
Федерализм и Конституция Российской Федерации
Российская Федерация, Камчатский край, Конституция РФ, субъект, государственная власть, автономный округ, субъект Федерации, Конституционный Суд, совместное ведение, округ. Асимметрия российского федерализма.
О некоторых особенностях российского федерализма с позиции.
В основу Российской Федерации положено несколько фундаментальных принципов, определенных Конституцией РФ.
‒ юридическая и фактическая асимметрия субъектов федерации, экономическая (в том числе бюджетная), социальная и политическая.
Клерикализация современного российского государства.
Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство.
Конституционное право и конституционное законодательство.
Основным назначением конституционного (уставного) законодательства субъекта РФ заключается в том, что оно, по мнению автора, «облачает» территориальный коллектив в правовую форму субъекта Федерации.
Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия.
Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство.
Российский федерализм на современном этапе | Молодой ученый
Ключевые слова: Федерация, федерализм, субъекты РФ, государство, Конституция.
Асимметрия российского федерализма.
Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.
Сравнительно-правовое исследование организации.
конституционный контроль, государственный контроль, Конституция РФ, акт, орган, Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, Конституционный Суд РФ, акт органов.
О форме государственного устройства России в широком.
Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство.
Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет.
Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение, российский федерализм, округ. Суверенитет в сфере федеративных взаимоотношений между.