Россия как государство доклад

Доклад-сообщение «Россия»

окружающий мир, страны

Россия как государство доклад. Смотреть фото Россия как государство доклад. Смотреть картинку Россия как государство доклад. Картинка про Россия как государство доклад. Фото Россия как государство докладРоссия является самым большим государством мира. Находится в Северном полушарии и располагается на значительной части Евразии. Имеет общую границу с 18-ю государствами. По морю соседствует с Японией и Америкой.

Россия имеет одиннадцать часовых поясов.

Население

В России проживает около 143 300 000 человек. Большая часть населения живет на европейской части страны, за Уральским хребтом располагается лишь двадцать процентов населения.

В состав страны входят двадцать одна автономная республика, шесть краев, сорок девять областей, два федеральных мегаполиса, автономная область и 10 АО.

Россия является самым многонациональным государством. В нее входит примерно сто шестьдесят национальностей и народов.

Государственным языком в стране является русский.

Герб и флаг

Россия имеет герб в виде двуглавого орла на красном щите и флаг прямоугольной формы, окрашенный в три цвета – белый, голубой и красный.

На территории страны располагаются двадцать три объекта исторического и культурного значения, которые являются мировым наследием ЮНЕСКО.

Реки и озера

В стране приблизительно 2 800 000 рек. Самыми большими являются Волга, Енисей, Лена, Обь и Амур.

На северо-западе России располагаются два самых больших озера в Европе – Онежское и Ладожское. Помимо этого, здесь присутствует самое большое море мира – Каспийское, и самое большое по глубине – Байкал. Его глубина составляет 1620 метров.

Столицей страны является Москва. В России располагается 1030 городов, 2153 поселка городского типа и большое число сел и деревень.

Примерно на семидесяти процентах территории России располагаются равнины и низменности. Большую площадь занимают Восточно-Европейская равнина и Западно-Сибирская низменность. Их разделяет Уральский хребет.

В южной части России главным образом располагаются горы. Они представлены Кавказом, который имеет самую высокую гору в стране – Эльбрус, а также Алтайские и Саянские горы. На севере и востоке Сибири и Дальнем Востоке расположены хребты.

На Курильских островах и Камчатке имеется большое количество вулканов, двадцать пять процентов которых до сих пор являются действующими.

В России довольно много лесов, почти сорок процентов ее площади. Национальные парки и заповедники в большом количестве создаются на их территории. Страна обладает разнообразным животным миром.

На территории России расположено четыре климатических пояса – арктический, субарктический, субтропический и умеренный. В последнем поясе располагается большая часть России.

Источник

Россия

Российская Федерация

Россия как государство доклад. Смотреть фото Россия как государство доклад. Смотреть картинку Россия как государство доклад. Картинка про Россия как государство доклад. Фото Россия как государство доклад

Россия как государство доклад. Смотреть фото Россия как государство доклад. Смотреть картинку Россия как государство доклад. Картинка про Россия как государство доклад. Фото Россия как государство доклад

Россия как государство доклад. Смотреть фото Россия как государство доклад. Смотреть картинку Россия как государство доклад. Картинка про Россия как государство доклад. Фото Россия как государство доклад

Российская Федерация — крупнейшее в мире государство, занимающее 1/8 часть суши и расположенное на северо-востоке Евразии. Россия — страна с многовековой историей, богатым культурным наследием и щедрой природой. В России можно найти почти всё то, что встречает путешественник по отдельности в той или иной стране — солнечные пляжи субтропиков и снежные горные вершины, бескрайние степи и глухие леса, бурные реки и тёплые моря.

Сэкономь на путешествии в Россию!

Видео: Россия глазами иностранца

География

Россия занимает территорию площадью в 17 миллионов квадратных километров, что превышает размеры Австралии или Антарктиды. Россия почти в 2 раза больше Канады, США и Китая.

Соседи страны: Китай и Северная Корея на юго-востоке, Азербайджан, Грузия, Монголия и Казахстан на юге, Беларусь, Латвия, Норвегия, Эстония и Финляндия на западе. Российский анклав, Калининградская область, граничит с Литвой и Польшей.

На востоке страна омывается Охотским, Японским, Беренговым морями и Беренговым проливом; на севере — морем Лаптевых, Баренцевым, Чукотским, Карским и Восточно-Сибирским морями; на юге — Азовским и Чёрным морями; на западе — Балтийским морем и Финским заливом.

Крупнейшие российские реки: Обь, Волга, Енисей, Лена и Амур. Самые большие озёра страны: Байкал, Ладожское, Онежское и Каспийское море.

Европейская и азиатская части страны разделены Уральскими горами, самая высокая из которых — гора Народная (1895 метров). От Уральского хребта и до Приморского края расположена Сибирь, разделённая реками Енисей и Лена на три природные области. На юге азиатской части поднимаются Алтайские горы, высочайшая точка которых — гора Белуха (4056 метров). На востоке от Алтайских гор расположены Саяны, Прибайкалье и Забайкалье. Далее, в сторону Тихого океана, начинается горная система Дальнего Востока, наивысшая точка которой и в целом азиатской части — вулкан Ключевская Сопка (4750 метров) находится на полуострове Камчатка. На юге России возвышаются горы Северного Кавказа, венчаемые Эльбрусом (5642 метра), самой высокой точкой не только России, но и Европы.

Территория страны делится на 4 природных пояса и 11 природных зон. Дальний север — зона арктических пустынь. Южнее, в Субарктике, раскинулись тундра и лесотундра. Умеренный пояс больше чем наполовину занят тайгой. На остальной его части находятся зоны смешанных лесов, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. На Черноморском побережье Кавказа расположена субтропическая зона, составляющая всего 0,05% от площади страны.

В России создано более 100 заповедников, 40 природных и 35 национальных парков.

Российские просторы Тайга

Климат

Осадков больше всего выпадает в горах Кавказа и Алтая, а наиболее засушливое место России — Прикаспийская низменность.

Лето — самый благоприятный сезон для путешествий по России. В это время здесь преобладают положительные температуры — в среднем от 0° на Арктическом побережье до +25° в южных регионах.

Зима продолжается в средней полосе России около пяти месяцев, — снежный покров устанавливается в ноябре, а заморозки продолжаются до конца марта.

Ранняя весна не лучший сезон для поездок по стране. В апреле на городских улицах много слякоти от временами выпадающего снега, а в сельской местности разливаются бурные реки. В мае часто идут дожди, сопровождаемые сильным ветром и грозами.

Начало осени — самый красивый сезон и отличное время для знакомства с Россией. Сентябрьская температура, как правило, не опускается ниже +15°. Кроме того, в начале месяца россиян и гостей страны радует «бабье лето» — потепление до +25°, длящееся от нескольких дней до двух недель. В октябре учащаются затяжные моросящие дожди, температура падает, по ночам бывают заморозки.

Города России

Достопримечательности

Даже за несколько поездок невозможно осмотреть все достопримечательности России, от обилия которых у самого опытного путешественника голова пойдёт кругом. Помочь туристам сориентироваться может Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, 27 мест из которого находятся в России:

Традиционными местами паломничества туристов являются Москва и Санкт-Петербург с их всемирно известными музеями, церквями, монастырями, дворцами и парками. Отправляясь в Санкт-Петербург, не стоит забывать про его прекрасные пригороды: Царское Село, Петергоф, Павловск и Ломоносов. Также из Северной столицы удобно отправиться в поездку по Карелии и на остров Валаам.

Посетив Москву, постарайтесь побывать и в её окрестностях: городах Чехове, Клину и Серпухове, сёлах Абрамцево, Архангельском и Остафьево.

Один из популярных туристических маршрутов — «Золотое кольцо» России, связывающий древнерусские города: Владимир, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Суздаль, Юрьев, Кострому, Ростов и Ярославль.

Русский Север — Архангельская и Вологодская области, где тщательно охраняются образцы национальной деревянной архитектуры и поддерживаются старинные традиции. Здесь находится настоящий заповедник экотуризма — Карелия.

Поволжье — это Нижний Новгород с его Кремлём и памятниками; это река Волга, круизы по которой дают прекрасную возможность увидеть и полюбить красоты средней полосы России.

Деревянная церковь Святого Николая в Суздале Национальный парк Таганай на Урале Национальный парк Таганай зимой В национальном парке Таганай

Урал привлекает туристов живописными ландшафтами и историческими местами. Известные памятники Уральского региона связаны с последними днями жизни царской семьи Романовых — Монастырь в Ганиной Яме и Ипатьевский Дом, где был расстрелян царь Николай II со своей семьёй. Урал — превосходное место для экотуризма, природными достопримечательностями которого являются река Чусовая, ледяные пещеры Кунгура, озеро Увелды, заповедники Тургояк и Ильменский, минеральные источники в Обухово.

Юг России — это курорты Кавказа, достопримечательности Ростова-на-Дону и столицы русского купечества Астрахани. Всё большей популярностью у туристов пользуется Кубань и её столица Краснодар. Новороссийск — один из крупнейших портовых городов страны. Здесь путешественники стремятся побывать на озере Абрау и сфотографироваться с памятником Леониду Брежневу.

Транссиб на карте России. Красной линией на карте обозначена Транссибирская магистраль (исторический маршрут), зелёной — Байкало-Амурская магистраль, синей — северный маршрут, чёрной — промежуток южного пути в Сибири

Города Центральной России: Тула, Калуга, Рязань, Смоленск, Псков, Киров, Тверь, — старинные русские поселения с интереснейшей архитектурой и многовековой историей.

Сибирь подарит путешественникам знакомство с Алтаем, одним из самых красивых и экологически чистых мест России; со степями и лесами Хакасии; с самобытными городами Тобольском и Томском. Желающие могут совершить неповторимое путешествие к месту падения Тунгусского метеорита.

Дальний Восток славится алмазной Якутией, камчатской Долиной Гейзеров, медвежьей рыбалкой, нетронутой природой.

Транссиб — железнодорожная магистраль длиной в 9000 километров, пересекающая Россию с запад на восток и соединяющая Москву и Владивосток. Путешествуя по Транссибу, турист 8 раз переведёт стрелки на своих часах, познакомится с природным разнообразием России, посетит крупные города Поволжья, Урала и Сибири.

Источник

Лекция 9. Россия как государство

Введение. Рассматривается характерные особенности России как одного из государств мира. Рассматриваются элементы конституционного строя России.

РФ представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ в настоящее время состоит из 83 субъектов. Это 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Также Россия арендует город Байконур (Казахстан), который имеет статус города федерального значения. В основе федеративного устройства РФ лежат такие принципы, как государственная целостность и единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправие и самоопределение народов России.

Государственная целостность и единство системы государственной власти в РФ вы­ражается в наличии единых федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, действии федерального законодательства и иных федеральных актов на всей территории РФ, едином государственном строе субъектов Федерации. Кон­ституция РФ исчерпывающим образом устанавливает предметы ведения РФ и её субъектов.

К исключительному ведению РФ отнесены вопросы, необходимые для установления или защиты суверенитета страны либо требующие единообразного решения на всей территории России: 1) защита Конституции и федеральных законов; 2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; 3) правовые вопросы создания единой общенациональной экономики и рынка; 4) основы федеральной политики и среднесрочных программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; 5) полномочия, связанные с обороной и внешней политикой; 6) отрасли законодательства, призванные обеспечивать равенство всех граждан независимо от места их проживания, национальности и иных обстоятельств.

В совместном ведении РФ и её субъектов находятся следующие вопросы:

1) обеспечение соответствия конституций, уставов, законов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, установление общих принципов налогообложения и др.;

2) защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.;

3) вопросы разграничения государственной собственности, владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными и другим природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;

4) отношения в сфере образования, науки, культуры, спорта, защиты семьи, регулирование которых требует учета местных условий, традиций и обычаев отдельного региона;

5) отрасли права: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное, а также законодательство о недрах и охране окружающей природной среды;

6) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус же края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми законодательными (представительными) органами названных субъектов Федерации.

Новая Конституция РФ определила политический режим страны как демократический и в этих целях установила систему прав и свобод личности и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права. Основное отличие системы прав и свобод, закрепленных новой Конституцией РФ, от ранее действовавшей системы состоит не столько в совокупности устанавливаемых прав и свобод, сколько в методах и гарантиях их реализации в конкретных отношениях. Едва раза повышена квота голосов, необходимая для постановки перед Президентом РФ вопроса о проведении референдума.

В современных условиях свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Но Конституция закрепляет ряд специальных мер по улучшению материального положения населения страны: 1) борьба с безработицей; 2) установление минимального размера оплаты труда; 3) гарантированность общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе – бесплатности высшего образования; 4) обеспечение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; 5) сохранение бесплатного пользования библиотечными фондами, сравнительно низкой платы за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры. Но деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной.

Контрольные вопросы к лекции:

1.Какие признаки России как федеративного государства?

2.Как определяется Россия как государство по Конституции?

3.Что находится в совместном ведении России в целом и ее субъектов Федерации?

1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)

1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с.

Лекция 10. Механизм государства. Государственные органы (институты).

Введение. В лекции рассматривается понятие механизма государства, рассматривается соотношение понятия «власть» и государство. Рассматриваются государственные органы (институты) власти.

Россия как государство доклад. Смотреть фото Россия как государство доклад. Смотреть картинку Россия как государство доклад. Картинка про Россия как государство доклад. Фото Россия как государство доклад

Понятие механизма государства.

В юридической литературе понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» употребляются как синонимы. Однако понятие «механизм государства» ши­ре, чем понятие «государственный аппарат».

Механизм государства представляет собой систему специальных органов и учре­ждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Механизм государства включает в себя следующие структурные компоненты: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительную и судебную функции.

Государственные учреждения как организации осуществляют практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечении прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.

Через систему органов и учреждений политические силы реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом.

Отдельные авторы в структуру механизма государства включают государствен­ных служащих, занимающихся управленческой деятельностью. Государственные служащие – это особый слои людей, известный под различными названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы, призванные выполнять функции государ­ственного управления. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма.

В механизме государства воплощается материальная сила власти, он внутренне един. На государственный механизм оказывают воздействие состояние экономики, соотношение политических сил, функции государства и его задачи. Системные связи в механизме государства.

Механизм государства – это не только совокупность органов, но и сложная система взаимосвязанных органов. Каждая система – это целое, единое, но состоящее из частей. Поэтому механизму государства как системе органов присущи системные связи, без которых невозможно единство и взаимодействие органов государства. Наличие этих связей придает множеству элементов единство и целостность.

Важное значение в государственном механизме имеют вертикальные, горизон­тальные и контрольные связи.

Вертикальные связи – это иерархические связи, в основе которых лежит подчи­нение одних органов другим. Этот вид связи обеспечивает прямое и обратное об­щение между вышестоящими и нижестоящими органами. Нарушение вертикальных связей ведет к разрушению механизма государства, и в конечном счете – к угрозе существования самого государства.

Горизонтальные связи – это параллельные связи, в основе которых лежит координация действий для выполнения общих задач.

Контрольные связи – это связи между контрольно-надзорными и поднадзорными органами, обусловленные надзором за соблюдением и исполнением законов и иных решений иерархически высших органов.

Вышеназванные связи между элементами механизма государства носят информационно-правовой характер, поскольку они осуществляются в рамках права.

Понятие государственного органа (государственного института).

Структурная организация государства.

Под структурно и организацией государства следует понимать государственный аппарат и его органы.

Государственный аппарат – это сложный механизм управления обществом, представляющий собой систему государственных органов, посредством которых функционирует государство.

Структурными компонентами этого механизма являются государственные органы. Понятие орган государства используется в двух значениях: в широком смысле орган государства есть орган власти; в узком смысле – это орган, выполняющий опреде­ленные задачи и функции.

Государственный орган как часть государственного аппарата имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетенцию (строго определенные полномочия). Государственный орган реализует свою компетенцию путем издания предписаний общего характера (нормативных актов) и правовых предписаний индивидуального характера (актов применения) в форме постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, решений.

Органы государственного аппарата имеют определенную структуру, полномочия, задачи и цели и действуют в строго определенных рамках. Государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для его образования. Органы государства должны располагать материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций.

Для органов государственного аппарата характерны следующие отличительные признаки: правовая основа их деятельности;

наличие властных полномочий; осуществление действий от имени государства; издание обязательных для исполнения нормативно-правовых и правоприменительных актов; работа служащих в государственных органах на профессиональной основе.

Классификация государственных органов и принципы их функционирования.

Органы государства можно классифицировать по различным основаниям:

1.По способу формирования различают представительные и назначаемые органы. Представительные органы избираются непосредственно населением, например, Государственная Дума. Назначаемые органы формируются уполномоченными органами государства. Это – Правительство, министерства, комитеты и другие управленческие структуры.

2.По иерархии органы подразделяются на федеральные, республиканские и местные. Федеральные органы действуют в общегосударственном масштабе, республиканские и местные – в масштабах субъекта федерации.

3.По принципу разделения властей органы государства подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные.

4.По правовым формам деятельности различают правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.

5.По характеру компетенции выделяют органы общей компетенции. Правительство и специальной компетенции – министерства.

6.По порядку осуществления компетенции органы могут быть единоличными (Президент) и коллегиальными (Федеральное Собрание).

7.По с рокам полномочий государственные органы делятся на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока действия, временные – для достижения краткосрочных целей.

К принципам, на основе которых функционируют государственные органы, отно­сятся:

• законность – исполнение конституций, законов и нормативно-правовых актов;

• приоритет прав, свобод и законных интересов личности, соблюдать и защи­щать которые призваны все органы государства;

• гласность, то есть информирование о практической деятельности государст­венного органа;

• профессиональная деятельность государственных органов.

Контрольные вопросы к лекции:

1.Что такое «механизм государства»?

2.Что такое государственный орган?

3.Какова классификация государственных органов?

1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)

1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с.

2. Политология. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с.

3. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проспект; Трикста, 2009, 560 с.

4. Абакумова О. Г. Социология управления. М.: «Приор-издат», 2006, 160 с.

Лекция 11. Прогнозирование, планирование и программирование в государственном управлении.

Введение. В лекции рассматриваются понятия прогнозирования, планирования и программирования в государственном управлении. Приводится понятие и классификация государственных программ.

Выполнение органами государственной власти функций прогнозирования, планирования и программирования пред­полагает четкое определение таких способов воздействия государства на хозяйствующие субъекты и таких способов использования имеющихся в обществе ресурсов, которые позволили бы достичь поставленных целей за максимально короткое время.

Прогнозирование – это обоснованное предвидение развития ситуации. В процессе государственного управления складываются условия, когда факторы неопределенности и неуправляемости препятствуют разработке перспективных государственных планов, программ; тогда прогнозирование приобретает особую значимость, в определенной мере заме­няя и планирование, и программирование.

Прогнозирование в государственном управлении – научно обоснованное представление о развитии общественных про­цессов и отношений, о сроках и характере их изменений. Про­цесс прогнозирования не ограничен жесткими временными рамками, ранее принятыми решениями, носит предварительный характер. Прогнозы являются источником информации в первую очередь о тех объектах государственного управления, которые существенным образом влияют на ход социально-экономических событий и при этом частично поддаются (или не поддаются) воздействию со стороны государства. В качестве слабоуправляемых (или неуправляемых) факторов выделяются, как правило, природно-климатические, демографические, воен­но-политические, научно-познавательные, торгово-конъюнктурные.

В деятельности органов государственной власти использу­ются следующие виды прогнозов: социально-экономические; Демографические; прогнозы трудовых ресурсов и рабочей силы; прогнозы в отношении природных ресурсов; социаль­ные макроэкономические прогнозы; макроэкономические прогнозы конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков; прогнозы в научно-технической сфере; военно-политические; внешнеэкономические прогнозы. По временной характери­стике выделяют кратко-, средне-, долгосрочные прогнозы, предметами которых соответственно могут выступать валют­ные курсы, курсы акций, цены и т. д.; создание и предостав­ление новых видов услуг или продукции, реализация целевой программы, национального проекта и т. д.; демографическая ситуация в стране, социально-экономические трансформации общества и т. п.

Фундаментальным элементом государственного прогно­зирования стали сводные макроэкономические прогнозы, связанные с определением ожидаемого состояния экономики страны и с выявлением тенденций динамики основных ее параметров ВВП, объема промышленного и сельскохозяй­ственного производства, объема инвестиций в основной ка­питал, реальных денежных доходов населения и т. д. Макроэкономическое прогнозирование сопряжено с разработкой пессимистического, оптимистического и реалистического прогнозов. Макроэкономические прогнозы составляются по­средством различных методов прогнозирования.

Метод экстраполяции основан на том, что траектория будущего развития является продолжением траектории прошлого развития. Экстраполяционное прогнозирование применяется в отношении инерционно протекающих про­цессов. Метод факторного прогнозирования предполагает вы­явление факторов, влияющих на предмет прогноза, опреде­ление типа зависимости искомых показателей от факторов (может быть линейная или степенная) и расчет значений прогнозируемых показателей. Метод модельного прогнози­рования представляет собой средство прогнозирования на базе экономико-математических моделей. В практике госу­дарственного управления он широкого применения не по­лучил в силу сложности построения макроэкономических моделей, соответствующих моделируемому объекту. Органы государственной власти в последние годы чаще стали обра­щаться к методу экспертного прогнозирования как наиболее универсальному, когда эксперт дает прогноз, опираясь на опыт, аналогии, интуицию.

Плановая деятельность – естественная и необходимая функция субъекта управления. В системе государственного управления планирование носит всеобщий характер. План – это не только желаемый результат, но и способы его дости­жения, и в этом состоит главное отличие планирования от прогнозирования. Планирование как процесс складывается из разработки, составления, контроля за ходом выполнения и корректировки плана. Планы разрабатываются на какой-либо временной период. Краткосрочные планы ориентирова­ны на период до одного года. Среднесрочные планы составля­ются, как правило, на период времени от одного года до пяти пет. Долгосрочные планы разрабатываются на период 5-20 лет.

Различные типы разработки планов характерны для дис­кретного планирования и для непрерывно-скользящего пла­нирования. В первом случае планы разрабатываются «встык», по мере завершения одного плана он сменяется другим. Во втором случае план периодически продляется еще до его завершения. Процесс планирования имеет уровневый харак­тер, поэтому различают: международное планирование (со­вместная политическая, экономическая и иная деятельность стран); государственное планирование; отраслевое планиро­вание; территориальное планирование; планирование тер­риторий хозяйствующих субъектов. По объекту планирования и применяемым показателям выделяют социальное планиро­вание (распространяется на процессы и объекты социальной природы); производственно-экономическое планирование на макроуровне (нацелено на экономический рост); государ­ственное финансовое планирование (связано с формирова­нием государственных бюджетов, фондов).

Для современной России актуально развитие следующих форм государственного планирования: 1) плановой концеп­ции с обязательным ее утверждением на государственном уровне; 2) государственных директивных плановых установок долгосрочного характера; 3) индикативного планирования через разработку и принятие на государственном уровне ин­дикативных планов; 4) государственных целевых программ; 5) государственного планового заказа; 6) формирования го­сударственного бюджета как финансового плана государства; 7) принятия государственных планов и программ приватиза­ции и использования государственного имущества; 8) государ­ственных инвестиционно-инновационных проектов.

Государственное программирование часто используют как термин, равнозначный программно-целевому планирова­нию. Программно-целевой метод – основной способ решения крупных социально-экономических проблем посредством разработки и реализации органами государственной власти и управления взаимосвязанных программных мер, направлен­ных на решение задач в различных сферах жизнедеятельности общества. Специфическими чертами программно-целевого планирования являются: четкие формулировки и системати­зация целей («дерево целей и задач»); обусловленность реали­зуемых мероприятий поставленными целями (система целереализующих действий); изначальное установление средств и ресурсов осуществления программных мероприятий; си­стемный подход к управлению программой и контроль за реа­лизацией мер со стороны органов управления.

Процесс разработки целевой программы складывается из следующих стадий: целевая установка программы; научно-проектная разработка программы (обоснование способов ее осуществления); структурная разработка (формирование раз­делов, построение исполнительной структуры программы, обоснование программных мероприятий); ресурсная раз­работка (обоснование объемов и источников ресурсов, не­обходимых для реализации программы). Унифицированного алгоритма содержания методов разработки государственных программ не существует в силу того, что разработка целевой программы – это не линейный, а циклический процесс.

Классификация государственных программ возможна по следующим основаниям:

1. По функциональной сфере государственной программы;

· социально ориентированные (социальные);

· программы обеспечения национальной безопасности, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2. По объекту реализации государственных программ:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *