Россия как государство доклад
Доклад-сообщение «Россия»
окружающий мир, страны
Россия является самым большим государством мира. Находится в Северном полушарии и располагается на значительной части Евразии. Имеет общую границу с 18-ю государствами. По морю соседствует с Японией и Америкой.
Россия имеет одиннадцать часовых поясов.
Население
В России проживает около 143 300 000 человек. Большая часть населения живет на европейской части страны, за Уральским хребтом располагается лишь двадцать процентов населения.
В состав страны входят двадцать одна автономная республика, шесть краев, сорок девять областей, два федеральных мегаполиса, автономная область и 10 АО.
Россия является самым многонациональным государством. В нее входит примерно сто шестьдесят национальностей и народов.
Государственным языком в стране является русский.
Герб и флаг
Россия имеет герб в виде двуглавого орла на красном щите и флаг прямоугольной формы, окрашенный в три цвета – белый, голубой и красный.
На территории страны располагаются двадцать три объекта исторического и культурного значения, которые являются мировым наследием ЮНЕСКО.
Реки и озера
В стране приблизительно 2 800 000 рек. Самыми большими являются Волга, Енисей, Лена, Обь и Амур.
На северо-западе России располагаются два самых больших озера в Европе – Онежское и Ладожское. Помимо этого, здесь присутствует самое большое море мира – Каспийское, и самое большое по глубине – Байкал. Его глубина составляет 1620 метров.
Столицей страны является Москва. В России располагается 1030 городов, 2153 поселка городского типа и большое число сел и деревень.
Примерно на семидесяти процентах территории России располагаются равнины и низменности. Большую площадь занимают Восточно-Европейская равнина и Западно-Сибирская низменность. Их разделяет Уральский хребет.
В южной части России главным образом располагаются горы. Они представлены Кавказом, который имеет самую высокую гору в стране – Эльбрус, а также Алтайские и Саянские горы. На севере и востоке Сибири и Дальнем Востоке расположены хребты.
На Курильских островах и Камчатке имеется большое количество вулканов, двадцать пять процентов которых до сих пор являются действующими.
В России довольно много лесов, почти сорок процентов ее площади. Национальные парки и заповедники в большом количестве создаются на их территории. Страна обладает разнообразным животным миром.
На территории России расположено четыре климатических пояса – арктический, субарктический, субтропический и умеренный. В последнем поясе располагается большая часть России.
Россия
Российская Федерация
Российская Федерация — крупнейшее в мире государство, занимающее 1/8 часть суши и расположенное на северо-востоке Евразии. Россия — страна с многовековой историей, богатым культурным наследием и щедрой природой. В России можно найти почти всё то, что встречает путешественник по отдельности в той или иной стране — солнечные пляжи субтропиков и снежные горные вершины, бескрайние степи и глухие леса, бурные реки и тёплые моря.
Сэкономь на путешествии в Россию!
Видео: Россия глазами иностранца
География
Россия занимает территорию площадью в 17 миллионов квадратных километров, что превышает размеры Австралии или Антарктиды. Россия почти в 2 раза больше Канады, США и Китая.
Соседи страны: Китай и Северная Корея на юго-востоке, Азербайджан, Грузия, Монголия и Казахстан на юге, Беларусь, Латвия, Норвегия, Эстония и Финляндия на западе. Российский анклав, Калининградская область, граничит с Литвой и Польшей.
На востоке страна омывается Охотским, Японским, Беренговым морями и Беренговым проливом; на севере — морем Лаптевых, Баренцевым, Чукотским, Карским и Восточно-Сибирским морями; на юге — Азовским и Чёрным морями; на западе — Балтийским морем и Финским заливом.
Крупнейшие российские реки: Обь, Волга, Енисей, Лена и Амур. Самые большие озёра страны: Байкал, Ладожское, Онежское и Каспийское море.
Европейская и азиатская части страны разделены Уральскими горами, самая высокая из которых — гора Народная (1895 метров). От Уральского хребта и до Приморского края расположена Сибирь, разделённая реками Енисей и Лена на три природные области. На юге азиатской части поднимаются Алтайские горы, высочайшая точка которых — гора Белуха (4056 метров). На востоке от Алтайских гор расположены Саяны, Прибайкалье и Забайкалье. Далее, в сторону Тихого океана, начинается горная система Дальнего Востока, наивысшая точка которой и в целом азиатской части — вулкан Ключевская Сопка (4750 метров) находится на полуострове Камчатка. На юге России возвышаются горы Северного Кавказа, венчаемые Эльбрусом (5642 метра), самой высокой точкой не только России, но и Европы.
Территория страны делится на 4 природных пояса и 11 природных зон. Дальний север — зона арктических пустынь. Южнее, в Субарктике, раскинулись тундра и лесотундра. Умеренный пояс больше чем наполовину занят тайгой. На остальной его части находятся зоны смешанных лесов, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. На Черноморском побережье Кавказа расположена субтропическая зона, составляющая всего 0,05% от площади страны.
В России создано более 100 заповедников, 40 природных и 35 национальных парков.
Российские просторы Тайга
Климат
Осадков больше всего выпадает в горах Кавказа и Алтая, а наиболее засушливое место России — Прикаспийская низменность.
Лето — самый благоприятный сезон для путешествий по России. В это время здесь преобладают положительные температуры — в среднем от 0° на Арктическом побережье до +25° в южных регионах.
Зима продолжается в средней полосе России около пяти месяцев, — снежный покров устанавливается в ноябре, а заморозки продолжаются до конца марта.
Ранняя весна не лучший сезон для поездок по стране. В апреле на городских улицах много слякоти от временами выпадающего снега, а в сельской местности разливаются бурные реки. В мае часто идут дожди, сопровождаемые сильным ветром и грозами.
Начало осени — самый красивый сезон и отличное время для знакомства с Россией. Сентябрьская температура, как правило, не опускается ниже +15°. Кроме того, в начале месяца россиян и гостей страны радует «бабье лето» — потепление до +25°, длящееся от нескольких дней до двух недель. В октябре учащаются затяжные моросящие дожди, температура падает, по ночам бывают заморозки.
Города России
Достопримечательности
Даже за несколько поездок невозможно осмотреть все достопримечательности России, от обилия которых у самого опытного путешественника голова пойдёт кругом. Помочь туристам сориентироваться может Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, 27 мест из которого находятся в России:
Традиционными местами паломничества туристов являются Москва и Санкт-Петербург с их всемирно известными музеями, церквями, монастырями, дворцами и парками. Отправляясь в Санкт-Петербург, не стоит забывать про его прекрасные пригороды: Царское Село, Петергоф, Павловск и Ломоносов. Также из Северной столицы удобно отправиться в поездку по Карелии и на остров Валаам.
Посетив Москву, постарайтесь побывать и в её окрестностях: городах Чехове, Клину и Серпухове, сёлах Абрамцево, Архангельском и Остафьево.
Один из популярных туристических маршрутов — «Золотое кольцо» России, связывающий древнерусские города: Владимир, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Суздаль, Юрьев, Кострому, Ростов и Ярославль.
Русский Север — Архангельская и Вологодская области, где тщательно охраняются образцы национальной деревянной архитектуры и поддерживаются старинные традиции. Здесь находится настоящий заповедник экотуризма — Карелия.
Поволжье — это Нижний Новгород с его Кремлём и памятниками; это река Волга, круизы по которой дают прекрасную возможность увидеть и полюбить красоты средней полосы России.
Деревянная церковь Святого Николая в Суздале Национальный парк Таганай на Урале Национальный парк Таганай зимой В национальном парке Таганай
Урал привлекает туристов живописными ландшафтами и историческими местами. Известные памятники Уральского региона связаны с последними днями жизни царской семьи Романовых — Монастырь в Ганиной Яме и Ипатьевский Дом, где был расстрелян царь Николай II со своей семьёй. Урал — превосходное место для экотуризма, природными достопримечательностями которого являются река Чусовая, ледяные пещеры Кунгура, озеро Увелды, заповедники Тургояк и Ильменский, минеральные источники в Обухово.
Юг России — это курорты Кавказа, достопримечательности Ростова-на-Дону и столицы русского купечества Астрахани. Всё большей популярностью у туристов пользуется Кубань и её столица Краснодар. Новороссийск — один из крупнейших портовых городов страны. Здесь путешественники стремятся побывать на озере Абрау и сфотографироваться с памятником Леониду Брежневу.
Транссиб на карте России. Красной линией на карте обозначена Транссибирская магистраль (исторический маршрут), зелёной — Байкало-Амурская магистраль, синей — северный маршрут, чёрной — промежуток южного пути в Сибири
Города Центральной России: Тула, Калуга, Рязань, Смоленск, Псков, Киров, Тверь, — старинные русские поселения с интереснейшей архитектурой и многовековой историей.
Сибирь подарит путешественникам знакомство с Алтаем, одним из самых красивых и экологически чистых мест России; со степями и лесами Хакасии; с самобытными городами Тобольском и Томском. Желающие могут совершить неповторимое путешествие к месту падения Тунгусского метеорита.
Дальний Восток славится алмазной Якутией, камчатской Долиной Гейзеров, медвежьей рыбалкой, нетронутой природой.
Транссиб — железнодорожная магистраль длиной в 9000 километров, пересекающая Россию с запад на восток и соединяющая Москву и Владивосток. Путешествуя по Транссибу, турист 8 раз переведёт стрелки на своих часах, познакомится с природным разнообразием России, посетит крупные города Поволжья, Урала и Сибири.
Лекция 9. Россия как государство
Введение. Рассматривается характерные особенности России как одного из государств мира. Рассматриваются элементы конституционного строя России.
РФ представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ в настоящее время состоит из 83 субъектов. Это 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Также Россия арендует город Байконур (Казахстан), который имеет статус города федерального значения. В основе федеративного устройства РФ лежат такие принципы, как государственная целостность и единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправие и самоопределение народов России.
Государственная целостность и единство системы государственной власти в РФ выражается в наличии единых федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, действии федерального законодательства и иных федеральных актов на всей территории РФ, едином государственном строе субъектов Федерации. Конституция РФ исчерпывающим образом устанавливает предметы ведения РФ и её субъектов.
К исключительному ведению РФ отнесены вопросы, необходимые для установления или защиты суверенитета страны либо требующие единообразного решения на всей территории России: 1) защита Конституции и федеральных законов; 2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; 3) правовые вопросы создания единой общенациональной экономики и рынка; 4) основы федеральной политики и среднесрочных программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; 5) полномочия, связанные с обороной и внешней политикой; 6) отрасли законодательства, призванные обеспечивать равенство всех граждан независимо от места их проживания, национальности и иных обстоятельств.
В совместном ведении РФ и её субъектов находятся следующие вопросы:
1) обеспечение соответствия конституций, уставов, законов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, установление общих принципов налогообложения и др.;
2) защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.;
3) вопросы разграничения государственной собственности, владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными и другим природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;
4) отношения в сфере образования, науки, культуры, спорта, защиты семьи, регулирование которых требует учета местных условий, традиций и обычаев отдельного региона;
5) отрасли права: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное, а также законодательство о недрах и охране окружающей природной среды;
6) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.
Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус же края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми законодательными (представительными) органами названных субъектов Федерации.
Новая Конституция РФ определила политический режим страны как демократический и в этих целях установила систему прав и свобод личности и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права. Основное отличие системы прав и свобод, закрепленных новой Конституцией РФ, от ранее действовавшей системы состоит не столько в совокупности устанавливаемых прав и свобод, сколько в методах и гарантиях их реализации в конкретных отношениях. Едва раза повышена квота голосов, необходимая для постановки перед Президентом РФ вопроса о проведении референдума.
В современных условиях свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Но Конституция закрепляет ряд специальных мер по улучшению материального положения населения страны: 1) борьба с безработицей; 2) установление минимального размера оплаты труда; 3) гарантированность общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе – бесплатности высшего образования; 4) обеспечение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; 5) сохранение бесплатного пользования библиотечными фондами, сравнительно низкой платы за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры. Но деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной.
Контрольные вопросы к лекции:
1.Какие признаки России как федеративного государства?
2.Как определяется Россия как государство по Конституции?
3.Что находится в совместном ведении России в целом и ее субъектов Федерации?
1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)
1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с.
Лекция 10. Механизм государства. Государственные органы (институты).
Введение. В лекции рассматривается понятие механизма государства, рассматривается соотношение понятия «власть» и государство. Рассматриваются государственные органы (институты) власти.
Понятие механизма государства.
В юридической литературе понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» употребляются как синонимы. Однако понятие «механизм государства» шире, чем понятие «государственный аппарат».
Механизм государства представляет собой систему специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Механизм государства включает в себя следующие структурные компоненты: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.
Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительную и судебную функции.
Государственные учреждения как организации осуществляют практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции.
Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечении прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.
Через систему органов и учреждений политические силы реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом.
Отдельные авторы в структуру механизма государства включают государственных служащих, занимающихся управленческой деятельностью. Государственные служащие – это особый слои людей, известный под различными названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы, призванные выполнять функции государственного управления. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма.
В механизме государства воплощается материальная сила власти, он внутренне един. На государственный механизм оказывают воздействие состояние экономики, соотношение политических сил, функции государства и его задачи. Системные связи в механизме государства.
Механизм государства – это не только совокупность органов, но и сложная система взаимосвязанных органов. Каждая система – это целое, единое, но состоящее из частей. Поэтому механизму государства как системе органов присущи системные связи, без которых невозможно единство и взаимодействие органов государства. Наличие этих связей придает множеству элементов единство и целостность.
Важное значение в государственном механизме имеют вертикальные, горизонтальные и контрольные связи.
Вертикальные связи – это иерархические связи, в основе которых лежит подчинение одних органов другим. Этот вид связи обеспечивает прямое и обратное общение между вышестоящими и нижестоящими органами. Нарушение вертикальных связей ведет к разрушению механизма государства, и в конечном счете – к угрозе существования самого государства.
Горизонтальные связи – это параллельные связи, в основе которых лежит координация действий для выполнения общих задач.
Контрольные связи – это связи между контрольно-надзорными и поднадзорными органами, обусловленные надзором за соблюдением и исполнением законов и иных решений иерархически высших органов.
Вышеназванные связи между элементами механизма государства носят информационно-правовой характер, поскольку они осуществляются в рамках права.
Понятие государственного органа (государственного института).
Структурная организация государства.
Под структурно и организацией государства следует понимать государственный аппарат и его органы.
Государственный аппарат – это сложный механизм управления обществом, представляющий собой систему государственных органов, посредством которых функционирует государство.
Структурными компонентами этого механизма являются государственные органы. Понятие орган государства используется в двух значениях: в широком смысле орган государства есть орган власти; в узком смысле – это орган, выполняющий определенные задачи и функции.
Государственный орган как часть государственного аппарата имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетенцию (строго определенные полномочия). Государственный орган реализует свою компетенцию путем издания предписаний общего характера (нормативных актов) и правовых предписаний индивидуального характера (актов применения) в форме постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, решений.
Органы государственного аппарата имеют определенную структуру, полномочия, задачи и цели и действуют в строго определенных рамках. Государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для его образования. Органы государства должны располагать материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций.
Для органов государственного аппарата характерны следующие отличительные признаки: правовая основа их деятельности;
наличие властных полномочий; осуществление действий от имени государства; издание обязательных для исполнения нормативно-правовых и правоприменительных актов; работа служащих в государственных органах на профессиональной основе.
Классификация государственных органов и принципы их функционирования.
Органы государства можно классифицировать по различным основаниям:
1.По способу формирования различают представительные и назначаемые органы. Представительные органы избираются непосредственно населением, например, Государственная Дума. Назначаемые органы формируются уполномоченными органами государства. Это – Правительство, министерства, комитеты и другие управленческие структуры.
2.По иерархии органы подразделяются на федеральные, республиканские и местные. Федеральные органы действуют в общегосударственном масштабе, республиканские и местные – в масштабах субъекта федерации.
3.По принципу разделения властей органы государства подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные.
4.По правовым формам деятельности различают правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.
5.По характеру компетенции выделяют органы общей компетенции. Правительство и специальной компетенции – министерства.
6.По порядку осуществления компетенции органы могут быть единоличными (Президент) и коллегиальными (Федеральное Собрание).
7.По с рокам полномочий государственные органы делятся на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока действия, временные – для достижения краткосрочных целей.
К принципам, на основе которых функционируют государственные органы, относятся:
• законность – исполнение конституций, законов и нормативно-правовых актов;
• приоритет прав, свобод и законных интересов личности, соблюдать и защищать которые призваны все органы государства;
• гласность, то есть информирование о практической деятельности государственного органа;
• профессиональная деятельность государственных органов.
Контрольные вопросы к лекции:
1.Что такое «механизм государства»?
2.Что такое государственный орган?
3.Какова классификация государственных органов?
1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)
1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с.
2. Политология. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с.
3. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проспект; Трикста, 2009, 560 с.
4. Абакумова О. Г. Социология управления. М.: «Приор-издат», 2006, 160 с.
Лекция 11. Прогнозирование, планирование и программирование в государственном управлении.
Введение. В лекции рассматриваются понятия прогнозирования, планирования и программирования в государственном управлении. Приводится понятие и классификация государственных программ.
Выполнение органами государственной власти функций прогнозирования, планирования и программирования предполагает четкое определение таких способов воздействия государства на хозяйствующие субъекты и таких способов использования имеющихся в обществе ресурсов, которые позволили бы достичь поставленных целей за максимально короткое время.
Прогнозирование – это обоснованное предвидение развития ситуации. В процессе государственного управления складываются условия, когда факторы неопределенности и неуправляемости препятствуют разработке перспективных государственных планов, программ; тогда прогнозирование приобретает особую значимость, в определенной мере заменяя и планирование, и программирование.
Прогнозирование в государственном управлении – научно обоснованное представление о развитии общественных процессов и отношений, о сроках и характере их изменений. Процесс прогнозирования не ограничен жесткими временными рамками, ранее принятыми решениями, носит предварительный характер. Прогнозы являются источником информации в первую очередь о тех объектах государственного управления, которые существенным образом влияют на ход социально-экономических событий и при этом частично поддаются (или не поддаются) воздействию со стороны государства. В качестве слабоуправляемых (или неуправляемых) факторов выделяются, как правило, природно-климатические, демографические, военно-политические, научно-познавательные, торгово-конъюнктурные.
В деятельности органов государственной власти используются следующие виды прогнозов: социально-экономические; Демографические; прогнозы трудовых ресурсов и рабочей силы; прогнозы в отношении природных ресурсов; социальные макроэкономические прогнозы; макроэкономические прогнозы конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков; прогнозы в научно-технической сфере; военно-политические; внешнеэкономические прогнозы. По временной характеристике выделяют кратко-, средне-, долгосрочные прогнозы, предметами которых соответственно могут выступать валютные курсы, курсы акций, цены и т. д.; создание и предоставление новых видов услуг или продукции, реализация целевой программы, национального проекта и т. д.; демографическая ситуация в стране, социально-экономические трансформации общества и т. п.
Фундаментальным элементом государственного прогнозирования стали сводные макроэкономические прогнозы, связанные с определением ожидаемого состояния экономики страны и с выявлением тенденций динамики основных ее параметров – ВВП, объема промышленного и сельскохозяйственного производства, объема инвестиций в основной капитал, реальных денежных доходов населения и т. д. Макроэкономическое прогнозирование сопряжено с разработкой пессимистического, оптимистического и реалистического прогнозов. Макроэкономические прогнозы составляются посредством различных методов прогнозирования.
Метод экстраполяции основан на том, что траектория будущего развития является продолжением траектории прошлого развития. Экстраполяционное прогнозирование применяется в отношении инерционно протекающих процессов. Метод факторного прогнозирования предполагает выявление факторов, влияющих на предмет прогноза, определение типа зависимости искомых показателей от факторов (может быть линейная или степенная) и расчет значений прогнозируемых показателей. Метод модельного прогнозирования представляет собой средство прогнозирования на базе экономико-математических моделей. В практике государственного управления он широкого применения не получил в силу сложности построения макроэкономических моделей, соответствующих моделируемому объекту. Органы государственной власти в последние годы чаще стали обращаться к методу экспертного прогнозирования как наиболее универсальному, когда эксперт дает прогноз, опираясь на опыт, аналогии, интуицию.
Плановая деятельность – естественная и необходимая функция субъекта управления. В системе государственного управления планирование носит всеобщий характер. План – это не только желаемый результат, но и способы его достижения, и в этом состоит главное отличие планирования от прогнозирования. Планирование как процесс складывается из разработки, составления, контроля за ходом выполнения и корректировки плана. Планы разрабатываются на какой-либо временной период. Краткосрочные планы ориентированы на период до одного года. Среднесрочные планы составляются, как правило, на период времени от одного года до пяти пет. Долгосрочные планы разрабатываются на период 5-20 лет.
Различные типы разработки планов характерны для дискретного планирования и для непрерывно-скользящего планирования. В первом случае планы разрабатываются «встык», по мере завершения одного плана он сменяется другим. Во втором случае план периодически продляется еще до его завершения. Процесс планирования имеет уровневый характер, поэтому различают: международное планирование (совместная политическая, экономическая и иная деятельность стран); государственное планирование; отраслевое планирование; территориальное планирование; планирование территорий хозяйствующих субъектов. По объекту планирования и применяемым показателям выделяют социальное планирование (распространяется на процессы и объекты социальной природы); производственно-экономическое планирование на макроуровне (нацелено на экономический рост); государственное финансовое планирование (связано с формированием государственных бюджетов, фондов).
Для современной России актуально развитие следующих форм государственного планирования: 1) плановой концепции с обязательным ее утверждением на государственном уровне; 2) государственных директивных плановых установок долгосрочного характера; 3) индикативного планирования через разработку и принятие на государственном уровне индикативных планов; 4) государственных целевых программ; 5) государственного планового заказа; 6) формирования государственного бюджета как финансового плана государства; 7) принятия государственных планов и программ приватизации и использования государственного имущества; 8) государственных инвестиционно-инновационных проектов.
Государственное программирование часто используют как термин, равнозначный программно-целевому планированию. Программно-целевой метод – основной способ решения крупных социально-экономических проблем посредством разработки и реализации органами государственной власти и управления взаимосвязанных программных мер, направленных на решение задач в различных сферах жизнедеятельности общества. Специфическими чертами программно-целевого планирования являются: четкие формулировки и систематизация целей («дерево целей и задач»); обусловленность реализуемых мероприятий поставленными целями (система целереализующих действий); изначальное установление средств и ресурсов осуществления программных мероприятий; системный подход к управлению программой и контроль за реализацией мер со стороны органов управления.
Процесс разработки целевой программы складывается из следующих стадий: целевая установка программы; научно-проектная разработка программы (обоснование способов ее осуществления); структурная разработка (формирование разделов, построение исполнительной структуры программы, обоснование программных мероприятий); ресурсная разработка (обоснование объемов и источников ресурсов, необходимых для реализации программы). Унифицированного алгоритма содержания методов разработки государственных программ не существует в силу того, что разработка целевой программы – это не линейный, а циклический процесс.
Классификация государственных программ возможна по следующим основаниям:
1. По функциональной сфере государственной программы;
· социально ориентированные (социальные);
· программы обеспечения национальной безопасности, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
2. По объекту реализации государственных программ: