Россия как суверенное государство

РФ – суверенное государство

Декларация о правительственном суверенитете

Конституция Российской Федерации устанавливает помимо народного суверенитета государственный суверенитет Российской Федерации. Государственный суверенитет Российской Федерации провозглашен Декларацией о правительственном суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 года Первым съездом народных депутатов РСФСР. В соответствии с декларацией РСФСР стала суверенным государством, после нескольких десятилетий фактического несуверенного вступления в СССР (по Конституции РСФСР, как и другие союзные государства СССР признавались суверенными).

В значение правительственного суверенитета Конституция РФ вкладывает классические признаки суверенности правительственной власти: верховенство, независимость и полноту власти правительства на всей ее территории.

Утверждение о том, что Россия – суверенное государство, означает главенство верховной власти на всей территории страны, возведение в приоритет общественных отношений в сравнении со всеми другими вопросами внешнюю и внутреннюю политику, принятие законов. В соответствии со статьей 4 части 1 Конституции Российской Федерации, суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию: земельные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России. Также на объекты с государственными символами Российской Федерации, например, коммерческие воздушные суда и т. д.

Российская Федерация гарантирует целостность и неприкосновенность своей территории (часть 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации). Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют силу на всей территории России (часть 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации). Однако, верховенство правительственной власти не означает абсолютно неограниченное всевластие, как и в других демократиях, его рамки ограничены волей народа и закона.

Независимость означает самостоятельность в решении вопросов внутренней и внешней политики по отношению к другим государствам. Российское правительство самостоятельно защищает свою конституционную систему, независимость и целостность, обеспечивает законность и правопорядок. Ни одно другое правительство на территории России не имеет право присваивать и противопоставлять функции высшей суверенной власти что-либо иное. Россия, как суверенное государство, обладает абсолютной международной правосубъектностью, т.е. правом самостоятельно решать вопросы войны и мира, вступать в международные сообщества и профсоюзы, заключать межправительственных договора и соглашения.

Как и любое, по-настоящему независимое, свободное государство, Российская Федерация обладает всей полнотой власти в границах своей территории.

Признаки полноты правительственной власти, характерные для суверенного правительства:

Советская правовая доктрина

В советском конституционном праве существовала концепция разделения правительственного суверенитета между союзной властью и союзными республиками. Некоторые современные авторы, в том числе приверженцы конституционного строя, все еще верят в признание делимости суверенитета, и поэтому говорят о «разделении суверенитета», «долях суверенитета» и т. д. Эта позиция противоречит конституционному пониманию единого и неделимого государственного суверенитета. Согласно доводам авторов, речь идет не о разделении правительственного суверенитета, а о разграничении обязанностей, прав и полномочий.

Независимость России в современное время ограничена, прежде всего, принципами конституционного строя, которым должна следовать правительственная власть. Это положения о том, что народ является источником правительственного суверенитета (часть 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации); человек, его права и свободы – высшая ценность (статья 2). Субъекты Российской Федерации сохраняют за собой все государственные полномочия за пределами юрисдикции Российской Федерации и полномочия Российской Федерации по вопросам общей юрисдикции (статья 72). Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно решает вопросы местного значения (ст. 12) и т. д.

Государственный суверенитет Российской Федерации также ограничен внешними факторами. Общепризнанные принципы и нормы межнационального права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью внутреннего права. Если международным договором Российской Федерации установлены иные нормы, отличающиеся от законодательных положений государства, то применяются правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Права и свободы людей и граждан признаются и гарантируются в России на основании Конституции и в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права (часть первая статьи 17 Конституции Российской Федерации). В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждый вправе обратиться в межправительственные органы по защите прав и свобод человека после исчерпания всех доступных внутренних средств юридической защиты (часть третья статьи 46 Конституции Российской Федерации).

Российская Федерация может участвовать в межправительственных объединениях и передавать им некоторые свои полномочия в соответствии с международными договорами при условии, что это не влечет за собой ограничения прав и свобод граждан и не противоречит основам конституционного строя Федерации (статья 79 Конституция Российской Федерации).

В настоящее время существуют некоторые внешние ограничения, связанные с членством России в ООН, СНГ, ОБСЕ, Совете Европы и некоторых других экономических, экологических и других международных организациях, связанных с заключением международных договоров, которые поддерживают волю каждого участника, для того, чтобы координировать и укреплять межгосударственные взаимосвязи. Поэтому вступление России в Совет Европы и ее присоединение к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 года и ряду протоколов к ней потребовало пересмотра некоторых положений Закона о правах и свободах, предложений о продолжении этой работы. В соответствии с Конвенцией созданы условия, при которых граждане могут обращаться в Европейский суд по правам человека и т. д.

Интеграционные группировки

В связи с созданием интеграционных групп на различных уровнях сотрудничества в рамках СНГ, включая формирование межправительственных органов для управления интеграционным процессом, главы государств и правительств СНГ всегда подчеркивали необходимость добровольного сохранения суверенитета этих стран, право на свободный выход из интеграционных групп и из стран СНГ. В то же время следует отметить, что интеграция в СНГ в определенной степени развивается по разным направлениям, что связано с ограничением суверенных прав членов СНГ.

Так, президенты России, Белоруссии и Казахстана 27 ноября 2009 года на встрече в Москве в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) приняли решение перейти к более глубокой форме экономической интеграции, используя те же механизмы регулирования экономики на основе рыночных принципов и применения единых правил и юридически норм. ЕЭП предусматривает устранение торговых барьеров, создание общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы и согласованную денежно-кредитную политику. Создание правовой базы для ЕЭП было завершено 9 декабря 2010 года. Был подписан пакет из 17 базовых соглашений, которые вступили в силу 1 января 2012 года и послужили началом функционирования Единого экономического пространства.

Следующим этапом интеграции в евразийском пространстве является создание Евразийского экономического союза. Об этом, в частности, говорится в Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года. Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года и вступил в силу на территории Таможенного союза с 1 января 2015 года

Другим примером современной политики нашей страны по добровольному ограничению своего суверенитета является Договор Российской Федерации и Республики Беларусь о создании Союзного государства. Два государства, которые хотели бы продолжить процесс интеграции, заключили 8 декабря 1999 года межправительственный договор о союзе России и Беларуси. Реализация договора повлекла за собой значительное перераспределение правительственной власти в пользу нового Союза.

Источник

Россия – суверенное государство: приобретения и потери

Суверенитет – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами. Рост национального самосознания людей. Чеченский конфликт, действия, причины и итоги.

РубрикаПолитология
Видэссе
Языкрусский
Дата добавления30.11.2015
Размер файла19,8 K

Россия как суверенное государство. Смотреть фото Россия как суверенное государство. Смотреть картинку Россия как суверенное государство. Картинка про Россия как суверенное государство. Фото Россия как суверенное государство

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Россия суверенное государство: приобретения и потери

Однако, будучи единственной властью подобного рода, государственная власть не может быть неограниченной. По крайней мере можно указать на два ее ограничения. Первым является воля народа, которую он выражает в процессе формирования представительной власти или при принятии решений на референдумах. Вторым ограничителем выступает право, которое распространяется не только на подвластных, но и на саму государственную власть.

Попробуем определить какие же потери понесла Россия. Во-первых, она утратила статус сверхдержавы, может быть временно, но все-таки это произошло. Как следствие утрата авторитета в мировом сообществе. Во-вторых, нарушились экономические, политические и родственные связи на территории бывшего Союза. Постепенно они восстанавливаются, но далеко не везде.

Теперь о приобретениях. Самое основное, на мой взгляд, это рост национального самосознания людей. Если раньше они были одним из «братских» народов, и часто вынуждены были жертвовать своим интересами, то теперь народы России стали более значимы, хотя бы в своих глазах. Во-вторых, Россия как суверенное государство получила возможность проводить более последовательную экономическую и политическую политику.

В буквальном смысле роль в охране государственного суверенитета принадлежит и гарантии суверенитета России. Особо важное значение имеют экономические предприятия и имущество, находящееся в управлении федеральных органов, осуществляется Президентом и Правительством России, а также самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять состояние, обычно кратковременное, которое может быть расценено не иначе.

Россия в начале ХХI в.

Новые явления в экономическом развитии России.

Распад СССР поставил перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.

21 января 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». В нем он объявил о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в двухпалатное Федеральное Собрание, а также выборов Президента России в июне 1994 г. Существует два противоположных взгляда на события начала октября 1993 г. Противники Президента Б.Н. Ельцина считают, что Президент совершил преступление: разогнал законно избранный Верховный Совет, использовал в борьбе с ним и другими силами оппозиции вооруженные армейские части, санкционировал убийство сотен граждан России. Сторонники же Президента полагают, что он расправился с антидемократической, прокоммунистически настроенной оппозицией, вставшей на путь мятежа.

Второй этап (1992-1993 гг.) обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е. Гайдар, А. Чубайс, А. Шохин и др.) стремились вытеснить государство, прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, создание институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих банков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов и вызвать соответствующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство. В социальной сфере государство оставляло за собой поддержку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно было обеспечивать продвижение реформ, формируя для них правовое пространство, обеспечивая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны. В политической сфере он был ознаменован противостоянием Верховного Совета и президента, роспуском Съезда народных депутатов и прекращением деятельности советской власти. На третьем этапе (1994-1998 гг.) выявилась иллюзорность намерений реформаторов ограничить вмешательство государства в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствовал о том, что государство не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы. Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия, как для государства, так и для общества.

Государственные институты, отказавшись от функций директивного управления и непосредственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, активно влияли, прежде всего, на процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой для сращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников, сопровождавшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновением номенклатурно-олигархических кланов, стремившихся подчинить государство своим интересам.

Государство, лишившись значительной части своей собственности, не имея возможности собирать налоги в размере, необходимом для выполнения своих важнейших функций, само оказалось в ситуации острого кризиса.

Этот кризис проявился в неспособности государства консолидировать общество, в котором резко усилилась социальная поляризация, противостояние власти и оппозиции, приобретавшее порой чрезвычайно острые формы; в невыполнении важнейших социальных функций, о чем свидетельствует кризис системы здравоохранения, образования, науки, культуры, пенсионного обеспечения; в неэффективной деятельности органов правопорядка, не сумевших остановить вал нараставшей преступности, вызванный переделом собственности; в деградации Вооруженных Сил России, теряющих свою боеспособность; в перманентных кризисах правительства; в падении внешнеполитического престижа и влияния российского государства; в неопределенности перспектив экономического сотрудничества России с развитыми государствами, которая особенно усилилась после дефолта.

Пятый этап (2000-е гг.) начался с приходом к власти В. Путина и характеризуется усилением вертикали власти, повышением роли государства в социально-экономической сфере, сменой приоритетов в региональной политике, попыткой создания действенной судебной системы. Не отказываясь от либеральных преобразований в экономической сфере, государство проводит активную социальную политику путем перераспределения ресурсов в пользу проигрывающих слоев общества (бюджетники, пенсионеры, молодежь). Политические преобразования носят в значительной степени авторитарный характер, но не вызывают резких протестов основной части общества. Президентом определен курс на создание сильного государства посредством проведения эффективной экономической политики при реализации принципа верховенства права. В своих президентских посланиях глава государства акцентирует внимание на взаимосвязи сильного государства и защиты гражданских, политических и экономических свобод. Усиление государства связывается с достижением эффективности во всех сферах жизнедеятельности общества.

Источник

Россия как суверенное государство. Смотреть фото Россия как суверенное государство. Смотреть картинку Россия как суверенное государство. Картинка про Россия как суверенное государство. Фото Россия как суверенное государство Россия как суверенное государство. Смотреть фото Россия как суверенное государство. Смотреть картинку Россия как суверенное государство. Картинка про Россия как суверенное государство. Фото Россия как суверенное государство Россия как суверенное государство. Смотреть фото Россия как суверенное государство. Смотреть картинку Россия как суверенное государство. Картинка про Россия как суверенное государство. Фото Россия как суверенное государство Россия как суверенное государство. Смотреть фото Россия как суверенное государство. Смотреть картинку Россия как суверенное государство. Картинка про Россия как суверенное государство. Фото Россия как суверенное государство

Россия как суверенное государство. Смотреть фото Россия как суверенное государство. Смотреть картинку Россия как суверенное государство. Картинка про Россия как суверенное государство. Фото Россия как суверенное государство

Россия как суверенное государство. Смотреть фото Россия как суверенное государство. Смотреть картинку Россия как суверенное государство. Картинка про Россия как суверенное государство. Фото Россия как суверенное государство

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости.

В буквальном смысле слово «суверенитет», происходит от латинского слова «supro», означает то свойство власти, в силу которого она является «высшей», т.е. её верховенство. Верховенство государственной власти проявляется в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории страны конституции и других законов, издаваемых высшими органам государственной власти.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть. Эти органы охватывают все полномочия, необходимые для осуществления всех функций государства.

Независимость государственной власти, которая проявляется в сфере международных, межгосударственных отношений, означает самостоятельность в отношениях с другими государствами и равноправие с ними.

Сказанное позволяет выделить основные признаки государственного суверенитета.

К ним относятся:

1) полновластие в области внутренне и внешней политики;

2) независимость государственной власти от других властей в осуществлении функций государства;

3) равноправие с другими участниками международных отношений;

4) реальные гарантии полновластия государства в лице высших представительных органов: законодательно установленный порядок их отношений с другими государственными органами и общественными организациями, экономические гарантии.

1) Россия является много национальным государством, поэтому носителем суверенитета и единственным источником власти является её многонациональный народ (ч. 1 ст. 3);

2) народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3);

4) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей на всей территории России (ч. 2 ст. 4);

5) РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4);

6) Российская Федерация является равноправным членом международных организаций (ООН, Совет Безопасности, ЮНЕСКО);

7) Российская Федерация добровольно ограничивает свои полномочия при вступлении в межгосударственные союзы (например, СНГ).

Суверенитет государства должен обеспечиваться определенными гарантиями. Такие гарантии были предусмотрены Декларацией «О государственном суверенитета РСФСР», принятой 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Декларация провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Декларация предусматривала политические, экономические и правовые гарантии суверенитета РСФСР.

Россия как суверенное государство. Смотреть фото Россия как суверенное государство. Смотреть картинку Россия как суверенное государство. Картинка про Россия как суверенное государство. Фото Россия как суверенное государство

Вывод: Россия обладает государственным суверенитетом, т.е. независимостью решений внутренней и внешней политики. Суверенитет реализуется высшими государственными органами в законодательной, распорядительной и исполнительной деятельности.

Россия определяет свой путь экономического развития: рыночная экономика, существование различных видов собственности, многоукладность хозяйственной деятельности.

РФ. самостоятельно решает вопросы о правоохранительной системе (прокуратура, суд, милиция), о вооруженных силах, о развитии образования, науки культуры, об отношениях между различными народами, населяющими нашу страну.

РФправовое государство

Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное государство и как светское государство. Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т. к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.

Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

РФсоциальное государство

Принципы демократического, правового, федеративного государства и республиканской формы правления, суверенитета народа, так или иначе, отражают взаимосвязь государственной власти с народом, т.е. обществом в целом, производность власти от общества, подчинение его потребностям.

Для нормального развития общества нужно, чтобы свободно развивалась личность. К признанию этого человечество шло очень долго. Если не защищена личность, то и государство может погибнуть, т. к. личность с помощью силовых мер будет освобождаться от угнетения. Признание этого нашло свое отражение в ряде международных конвенций, которые регулируют отношения человека, общества и государства. В них подчеркнуто, что личность имеет такой суверенитет независимо от того, в каком государстве он находится и от статуса этой территории.

Такая деятельность государства, направленная на создание условий достойного существования каждого человека, осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального размера оплаты труда, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, безработных за счет систем социальных служб, государственных пенсий, пособий и др.

Понятие «социальное государство» ново для российского законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.

Принцип социального государства тесно связан с другими основами конституционного строя России, в особенности с тем, что она является демократическим правовым государством, а также с равенством прав граждан (ст. 1 и 19 Конституции).

В социальном государстве демократические формы власти должны строиться с учетом ее социального предназначения. Высокоразвитая правовая система как важнейший признак правового государства должна непременно включать в себя гарантии социальных прав. Связанность всех государственных органов, общественных объединений и лиц нормами права предполагает закрепление в них социальных гарантий.

Таким образом, социальным называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.

РФсветское государство

Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского государства. Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

Отделение религиозных объединений от государства (это более четкая формула, чем отделение церкви от государства), закрепленное частью второй ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.

Религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Вместе с тем религиозные объединения могут принимать участия в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений. Указанные положения содержатся в ст. 8 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий» Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”..

Статья 9 Закона «О свободе вероисповеданий» называется «Светский характер системы государственного образования». Она устанавливает, что обучение в государственных и национальных образовательных учреждениях носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. В то же время в негосударственных образовательных учреждениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативах (по желанию граждан) во всех учебных заведениях преподавание вероучений и религиозное воспитание допускается. Указанное положение нельзя путать, как это часто бывает, с возможностью включения в официальное обучение программы государственных и муниципальных образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование несовместимо с этим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *