Русский как иностранный уровни

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 апреля 2014 г. N 255 г. Москва «Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним»

Комментарии Российской Газеты

Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 июня 2014 г.

Регистрационный N 32701

В соответствии с абзацем десятым пункта 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4571; 2004, N 1, ст. 16; 2006, N 45, ст. 4670; 2007, N 31, ст. 4020; 2008, N 29, ст. 3476; 2009, N 34, ст. 4170; N 43, ст. 5049; 2011, N 43, ст. 6025; 2012, N 23, ст. 2991; N 38, ст. 5074; N 50, ст. 7016; N 53, ст. 7869; 2013, N 52, ст. 7146), приказываю:

1. Утвердить уровни владения русским языком как иностранным языком и требования к ним согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 463 «Об утверждении федеральных государственных требований по русскому языку как иностранному языку» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2009 г., регистрационный N 15585).

Уровни владения русским языком как иностранным языком и требования к ним

базовый для трудящихся мигрантов (ТБУМ/А1);

2. К элементарному уровню (ТЭУ/А1) владения иностранными гражданами русским языком как иностранным языком устанавливаются следующие требования.

2.1. Уметь читать и понимать простые предложения, в частности, в объявлениях, на плакатах, понимать основную и дополнительную информацию небольшого адаптированного текста.

2.2. Уметь написать текст о себе, друзьях, семье, рабочем дне, своем свободном времени (не менее 7 фраз по предложенным вопросам).

2.3. Уметь понимать основную информацию (тему, основное содержание и коммуникативные намерения) коротких диалогов и монологов в ситуациях повседневного общения.

2.4. Уметь участвовать в диалогах в ситуации повседневного бытового общения, уметь поддерживать беседу, в частности, о себе, друзьях, семье, рабочем дне, свободном времени.

2.5. Использовать грамматические и лексические навыки оформления высказываний в соответствии с намерениями в ограниченном наборе бытовых ситуаций.

Объем лексического минимума должен составлять до 780 единиц.

3. К базовому уровню для трудящихся мигрантов (ТБУМ/А1) владения иностранными гражданами русским языком как иностранным языком устанавливаются следующие требования.

3.1. Уметь читать короткие простые тексты из разных источников (в частности, названия журналов и газет, вывески, надписи, указатели, объявления), определять темы текстов.

3.2. Уметь строить на основе прочитанного или прослушанного текста письменное монологическое высказывание с элементами продукции в соответствии с коммуникативной установкой или поставленными вопросами (например, изложение с элементами сочинения, изложение с творческим заданием).

3.3. Понимать на слух основную информацию (то есть основное содержание, коммуникативные намерения), содержащуюся в кратких монологах и диалогах социально-бытового характера.

3.4. Уметь самостоятельно создавать связные, логичные высказывания в соответствии с коммуникативной установкой; понимать содержание высказываний собеседника, определять его коммуникативные намерения в ограниченном наборе ситуаций бытового характера.

3.5. Использовать грамматические и лексические навыки оформления высказываний о своих намерениях в ограниченном наборе ситуаций бытового характера.

Объем лексического минимума должен составлять до 850 единиц.

4. К базовому уровню (ТБУ/А2) владения иностранными гражданами русским языком как иностранным языком устанавливаются следующие требования.

4.1. Уметь прочитать короткие тексты, взятые из разных источников (журналы, газеты, вывески, надписи, указатели, объявления), понимать основную и дополнительную информацию адаптированных текстов страноведческого, информационного и социально-бытового характера.

4.2. Уметь написать короткое письмо, записку, поздравление и другое, изложить основное содержание текста-источника (не менее 15 фраз по предложенным вопросам).

4.3. Понимать основную информацию (в частности, тему, указание места, времени, причины), представленную в отдельных диалогах и монологах социально-бытового и социально-культурного характера.

4.4. Уметь инициировать диалог в бытовых ситуациях, поддерживать беседу, в частности, о себе, друзьях, семье, учебе, работе, изучении иностранного языка, рабочем дне, свободном времени, родном городе, здоровье, погоде, а также построить собственное высказывание на основе прочитанного текста.

4.5. Использовать грамматические и лексические навыки оформления высказываний в соответствии с намерениями в ограниченном наборе социально-бытовых ситуаций.

Объем лексического минимума должен составлять до 1300 единиц.

5. К первому уровню (ТРКИ-1/В1) владения иностранным гражданином русским языком как иностранным языком устанавливаются следующие требования.

5.1. Уметь читать небольшие тексты из газет, журналов и книг, понимать общее содержание прочитанного, а также отдельные детали, выводы и оценки автора.

5.2. Уметь писать текст не менее чем из 20 предложений в рамках ситуативно-тематического минимума, уметь письменно передать основное содержание прочитанного или прослушанного текста информационно-публицистического, социально-культурного или социально-бытового характера.

5.3. Понимать диалоги в письменной и устной речи, уметь извлекать фактическую информацию (тема, время, характеристика объектов, цели, причины) и выражать свое отношение к высказываниям и поступкам говорящих, понимать зафиксированные на аудионосителях объявления, новости, информацию социально-культурного характера.

5.4. Уметь участвовать в диалогах в широком круге ситуаций повседневного общения, уметь начинать, поддерживать и завершать диалог, вести беседу на различные темы (в частности, о себе, работе, профессии, интересах, стране, городе, вопросах культуры), формулировать собственное высказывание на базе прочитанного текста социально-культурного характера.

5.5. Использовать грамматические и лексические навыки оформления высказываний в соответствии с намерениями, возникающими в ситуациях общения в рамках ситуативно-тематического минимума.

Объем лексического минимума должен составлять до 2300 единиц.

6. Ко второму уровню (ТРКИ-II/В2) владения иностранным гражданином русским языком как иностранным языком устанавливаются следующие требования.

6.1. Уметь читать различные публицистические и художественные тексты описательного и повествовательного типа с элементами рассуждения, а также смешанные типы текстов с выраженной авторской оценкой.

6.2. Уметь писать планы, тезисы, конспекты на основе услышанного и прочитанного, писать собственные письменные тексты информативного характера в форме личного или официального делового письма, а также тексты делового характера, включая заявления, запросы, объяснительные записки.

6.3. Понимать диалоги и коммуникативные намерения говорящих, радионовости, рекламные объявления, диалоги из художественных фильмов и телевизионных передач.

6.4. Уметь поддерживать диалог, реализуя предложенную тактику речевого общения: выступить инициатором диалога-расспроса, рассказать об увиденном, выразить собственное мнение и дать оценку увиденному, анализировать проблему в ситуации свободной беседы.

6.5. Уметь воспринимать и употреблять лексические и грамматические средства языка, обеспечивающие правильное языковое оформление высказываний.

7. К третьему уровню (ТРКИ-III/С1) владения иностранным гражданином русским языком как иностранным языком устанавливаются следующие требования.

7.1. Понимать и уметь интерпретировать тексты, относящиеся к социально-культурной (с достаточно высоким уровнем содержания известной информации) и официально-деловой (представленной текстами нормативных правовых актов, официальными сообщениями) сферам общения, а также читать и понимать произведения художественной литературы на русском языке.

7.2. Уметь писать реферат, формальное и (или) неформальное письмо, сообщение на основе услышанного и прочитанного, демонстрируя способность анализировать и оценивать предложенную информацию, а также уметь написать сочинение, статью или эссе на свободную или предложенную темы.

7.3. Полностью понимать содержание аудиотекста, демонстрировать способность оценивать услышанное, в том числе, радио- и телепередачи, кинофильмы, записи публичных выступлений, и оценивать отношение говорящего к предмету речи.

7.4. Выступать инициатором диалога-беседы, уметь поддерживать диалог, используя разнообразные языковые средства: строить монолог-рассуждение на морально-этические темы, в ситуации свободной беседы отстаивать и аргументировать собственное мнение.

7.5. Уметь продемонстрировать полное знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка, в том числе стилистическими и эмоционально-экспрессивными, необходимыми для адекватного восприятия и выражения разнообразных коммуникативных намерений.

8. К четвертому уровню (TPKИ-IV/C2) владения иностранным гражданином русским языком как иностранным языком устанавливаются следующие требования.

8.1. Понимать и уметь интерпретировать неадаптированные тексты на любую тематику (включая абстрактно-философские, профессиональной ориентации, публицистические и художественные, а также тексты с подтекстовыми и концептуальными смыслами).

8.2. Свободно владеть письменной формой речи, уметь писать развернутые тексты во всем многообразии жанрово-стилистических характеристик.

8.3. Максимально полно понимать содержание, в частности, радио- и телепередач, кинофильмов, телеспектаклей, пьес, записей публичных выступлений, свободно воспринимая социально-культурные и эмоциональные особенности речи говорящих, интерпретируя фразеологизмы, известные высказывания и скрытые смыслы.

8.4. Уметь достигать поставленные цели коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения.

8.5. Уметь продемонстрировать полное знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка во всем многообразии лексико-грамматических, стилистических, синонимических и структурных отношений.

Источник

Русский как иностранный уровни

Тестирование по русскому языку как иностранному языку основано на единой сертификационной системе определения уровня владения практическим русским языком и построено с учетом целей его использования, навыков и умений в употреблении языковых средств для реализации определенных тактик речевого поведения в основных видах речевой деятельности.

Информация о ТРКИ на английском языке доступна здесь / Information about the TORFL is availiable here

Тестирование делится на 6 уровней общего владения русским языком:

Элементарный уровень (ТЭУ / A1)

При успешном прохождении теста элементарного уровня выдается соответствующий сертификат, подтверждающий общее владение русским языком как иностранным и свидетельствует, что кандидат способен удовлетворить элементарные коммуникативные потребности в ограниченном числе ситуаций бытовой, социально-культурной и учебной сфер общения. Сертификат данного уровня свидетельствует о наличии необходимой и достаточной базы для дальнейшего изучения русского языка.

Базовый уровень (ТБУ / A2) и базовый уровень для приёма в гражданство РФ

При успешном прохождении теста базового уровня выдается соответствующий сертификат, подтверждающий общее владение русским языком как иностранным и свидетельствует, что кандидат способен удовлетворить основные (базовые) коммуникативные потребности в социально-бытовой, социально-культурной и учебной сферах общения. Сертификат данного уровня свидетельствует о наличии необходимой и достаточной базы для дальнейшего изучения русского языка. Наличие сертификата базового уровня владения русским языком необходимо для приема в гражданство Российской Федерации.

Первый сертификационный уровень (ТРКИ-I / B1)

При успешном прохождении теста первого уровня выдается соответствующий сертификат, подтверждающий общее владение русским языком как иностранным и способность кандидата удовлетворить основные коммуникативные потребности в социально-бытовой и социально-культурной сферах общения. Этот уровень обеспечивает необходимую коммуникацию в условиях языковой среды (работа, учеба, отдых). Наличие сертификата первого уровня владения русским языком необходимо иностранным абитуриентам для обучения в российском вузе.

Второй уровень (ТРКИ-II / B2)

При успешном прохождении теста второго уровня выдается соответствующий сертификат, подтверждающий общее владение русским языком как иностранным и свидетельствует о достаточно высоком уровне коммуникативной компетенции во всех сферах общения. Этот уровень позволяет кандидату вести профессиональную деятельность на русском языке в качестве специалиста гуманитарного, инженерно-технического, и естественнонаучного профилей. Наличие сертификата второго уровня владения русским языком необходимо для получения диплома бакалавра и/или магистра по окончании российского вуза.

Третий уровень (ТРКИ-III / C1)

При успешном прохождении теста третьего уровня выдается соответствующий сертификат, подтверждающий общее владение русским языком как иностранным и свидетельствует о высоком уровне коммуникативной компетенции во всех сферах общения. Этот уровень позволяет кандидату вести профессиональную деятельность на русском языке в качестве специалиста-филолога, переводчика, редактора, журналиста, дипломата; вести профессиональную деятельность в русскоязычном коллективе. Наличие сертификата третьего уровня владения русским языком необходимо для получения диплома бакалавра, специалиста, магистра и кандидата наук перечисленных выше специальностей.

Четвертый уровень (TРКИ-IV / C2)

При успешном прохождении теста четвертого уровня выдается соответствующий сертификат, подтверждающий общее владение русским языком как иностранным и свидетельствует о высоком уровне владения русским языком, близким к уровню носителя языка. Наличие сертификата четвертого уровня владения русским языком необходимо для получения диплома специалиста и магистра филолога-русиста, кандидата филологических наук, а также кандидата педагогических наук для ведения преподавательской и научно-исследовательской деятельности в сфере русского языка

Онлайн-тестирование

Инструкция по прохождению тестирования онлайн

Вы будете допущены до тестовой сессии в случае отправки на указанный адрес электронной почты весь пакет документов за несколько дней до тестовой сессии!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ТЕСТИРОВАНИЯ:

Во время тестирования ведется видеонаблюдение.

В случае нарушения правил, вы будете дисквалифицированы с тестовой сессии, а Ваши результаты аннулированы!

Стоимость

Уровень
Стоимость тестирования, руб.
Стоимость онлайн-тестирования, руб.

Элементарный уровень (ТЭУ / A1)

Базовый уровень (ТБУ / A2), в том числе для приема в гражданство РФ

Первый уровень (ТРКИ-I / B1)

Второй сертификационный уровень (ТРКИ-II / В2)

Третий сертификационный уровень (ТРКИ-III / C1)

Четвертый сертификационный уровень (ТРКИ-IV / C2)

Источник

Описание сертификационных уровней

Если Вы учите русский язык и хотите:

Мы принимаем сертификационные экзамены по русскому языку как иностранному повседневного общения с 1995 года. За 17 лет экзамены по русскому языку повседневного общения (все уровни) сдали около 20 000 человек более, чем из 45 стран мира.

Система уровней владения РКИ разрабатывалась под эгидой Совета Европы и в соответствии с рекомендациями «Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of reference. Council for Cultural co-operation, Educational committee, Strasbourg, 1996», а также с учетом рекомендаций ALTE.

Экзамены по содержанию, сопоставимому с принятыми в Совете Европы уровнями владения иностранными языками, и по форме (тестовая) соответствуют аналогичным экзаменам по иностранным языкам в Европейском образовательном пространстве.

Экзамены проводят специалисты Института, что гарантирует Вам максимально объективную и беспристрастную оценку Вашего уровня владения русским языком.

Система сертификационных уровней
владения русским языком

A1 Уровень Элементарного Общения (Breakthrough Level)

Кандидат может устанавливать и поддерживать социальные контакты в стандартных ситуациях повседневной жизни; владеет минимумом языковых средств. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 60-80 часов.

A2 Предпороговый (базовый) Уровень (Waystage Level)

Кандидат может решать практические задачи в стандартных ситуациях повседневной жизни, устанавливать и поддерживать межличностные контакты; владеет типовыми языковыми средствами. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 160-200 часов.

В1 Пороговый Уровень (Threshold Level)

Кандидат может решать практические задачи в типичных ситуациях повседневной жизни(в том числе в профессиональной и учебной сферах), поддерживать социально-деловое взаимодействие. Кандидат владеет основами русской языковой системы. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 400-480 часов.

B2 Постпороговый Уровень (Vantage Level)

Кандидат может решать задачи социально-делового и межличностного взаимодействия, свободно понимать информацию из СМИ; пользоваться различными стилями языка. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 560-680 часов.

С1 Уровень Компетентного Владения (Effective operational proficiency Level)

Кандидат может свободно решать задачи в типичных ситуациях в социально-бытовой, социокультурной и профессиональной сферах общения, пользуясь средствами русского языка разных стилей речи и распознавая скрытые компоненты значений. Кандидат может говорить без подготовки в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений, и активно участвовать в полемическом общении. Гибко и эффективно использовать язык в учебе и профессиональной деятельности.

С2 Уровень Носителя Языка (Mastery Level)

Кандидат может легко понимать все услышанное и прочитанное, говорить на сложные темы спонтанно с высоким темпом и высокой степенью точности, подчеркивая оттенки значений, а также письменно составлять связные тексты, опираясь на несколько устных и письменных источников, включая в свое изложение обоснования и пояснения к теме. Может вести преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность в сфере русского языка.

Экзамен на уровни А1 – В2 состоит из пяти частей: «Чтение», «Письмо», «Лексика. Грамматика», «Аудирование», «Говорение». На уровень С1 экзамен состоит из четырёх частей: «Чтение+Письмо», «Аудирование+Письмо», «Лексика. Грамматика», «Говорение». На уровень С2 экзамен состоит из трёх частей: «Чтение+Письмо», «Аудирование+Письмо», «Говорение».

Продолжительность экзамена зависит от уровня (от 3-х до 5 часов). Экзамены всех уровней проводятся в один день.

Чтобы успешно сдать экзамен, нужно набрать 65 и более процентов по каждой части теста. Если Вы не набрали необходимое число баллов, то вы получите справку об участии в тестировании с указанием оценки по каждой части теста. В случае если Вы не набираете необходимых баллов только по одной или двум частям, Вам предоставляется возможность пройти повторное тестирование только по данным частям сертификационного экзамена в течение года. По другим частям экзамена засчитываются баллы, полученные во время первого тестирования.

Формат экзамена по русскому языку повседневного общения

УРОВЕНЬ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ОБЩЕНИЯ (A1)

ТестЦельТип заданияРусский как иностранный уровни. Смотреть фото Русский как иностранный уровни. Смотреть картинку Русский как иностранный уровни. Картинка про Русский как иностранный уровни. Фото Русский как иностранный уровниТест 1. Чтение35 мин.полное понимание содержания (биографический текст, историческая справка, диалог, записка).

выбор соответствия предложенных вариантов ответа к тексту (да/нет);

выбор одного из трёх вариантов реакции на 11 реплик диалога.

заполнение бланка или анкеты.

выбор соответствия предложенных вариантов ответа к 4 диалогам на бытовую тематику;

множественный выбор (прогноз погоды).

ответить партнеру в заданной ситуации;

начать диалог в соответствии с заданной ситуацией;

ПРЕДПОРОГОВЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ (A2)

полное понимание (диалог, реклама, объявления, анонс, справка, прогноз погоды, отзыв, рекомендация);

выбор одного варианта ответа из трёх;

(25 заданий)Русский как иностранный уровни. Смотреть фото Русский как иностранный уровни. Смотреть картинку Русский как иностранный уровни. Картинка про Русский как иностранный уровни. Фото Русский как иностранный уровниТест 2. Письмо30 мин.

ответ на полученное письмо по программе;

(2 задания)Русский как иностранный уровни. Смотреть фото Русский как иностранный уровни. Смотреть картинку Русский как иностранный уровни. Картинка про Русский как иностранный уровни. Фото Русский как иностранный уровниТест 3. Лексика. Грамматика30 мин.

структура предложения (субъектно-предикативная);

выбор одного варианта из трёх.

(60 заданий)Русский как иностранный уровни. Смотреть фото Русский как иностранный уровни. Смотреть картинку Русский как иностранный уровни. Картинка про Русский как иностранный уровни. Фото Русский как иностранный уровниТест 4. Аудирование20 мин.

полное понимание бытовых диалогов;

выбор одного варианта из трёх (2 диалога, 4 текста).

(20 заданий)Русский как иностранный уровни. Смотреть фото Русский как иностранный уровни. Смотреть картинку Русский как иностранный уровни. Картинка про Русский как иностранный уровни. Фото Русский как иностранный уровниТест 5. Говорение15 мин.

ответить партнеру в заданной ситуации;

начать диалог в соответствии с заданной ситуацией;

ПОРОГОВЫЙ УРОВЕНЬ (B1)

понимание основного содержания (справочники, путеводители, проспекты курсов, объявления об услугах, информационные статьи);

выбор одного варианта из четырёх.

(25 заданий)Русский как иностранный уровни. Смотреть фото Русский как иностранный уровни. Смотреть картинку Русский как иностранный уровни. Картинка про Русский как иностранный уровни. Фото Русский как иностранный уровниТест 2. Письмо45 мин.

свободно конструируемый ответ по заданной программе и ситуации.

(2 задания)Русский как иностранный уровни. Смотреть фото Русский как иностранный уровни. Смотреть картинку Русский как иностранный уровни. Картинка про Русский как иностранный уровни. Фото Русский как иностранный уровниТест 3. Лексика. Грамматика45 мин.

выбор одного варианта из четырёх.

(75 заданий)Русский как иностранный уровни. Смотреть фото Русский как иностранный уровни. Смотреть картинку Русский как иностранный уровни. Картинка про Русский как иностранный уровни. Фото Русский как иностранный уровниТест 4. Аудирование25 мин.

понимание выборочной информации (анонсы радио и телепередач, телефонная информация, реклама, прогноз погоды;

выбор одного правильного варианта из четырёх.

(20 заданий)Русский как иностранный уровни. Смотреть фото Русский как иностранный уровни. Смотреть картинку Русский как иностранный уровни. Картинка про Русский как иностранный уровни. Фото Русский как иностранный уровниТест 5. Говорение20 мин.

решение задачи (беседа с партнером);

ответы на вопросы экзаменатора;

ПОСТПОРОГОВЫЙ УРОВЕНЬ (B2)

· соотнесение интенции и высказывания.

УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЛАДЕНИЯ (C1)

понимание основного содержания текстов типа проблемной статьи;

понимание выборочной информации текстов полемического характера;

выбор одного варианта из четырёх (15 заданий);

понимание звучащих художественных текстов (фильмы, мультфильмы, спектакли т.п.);

понимание дискуссии, интервью;

выбор одного варианта из четырёх;(10 заданий)

знание лексики (употребление однокоренных слов разных словообразовательных моделей, омофонов, близких по значению слов и т.п.);

употребление видов глагола в императиве, управление глаголов, формы существительного, местоимения, прилагательного, числительного;

глаголы с приставками, видо-временные формы глагола в тексте;

выбор одного варианта из трех;

альтернативный выбор нужного слова из заданного списка (однокоренных глаголов с разными приставками, паронимов);

множественный выбор нужного средства связи из предложенных;

альтернативный выбор нужного слова и вписывание в правильной грамматической форме.

(90 заданий)Русский как иностранный уровни. Смотреть фото Русский как иностранный уровни. Смотреть картинку Русский как иностранный уровни. Картинка про Русский как иностранный уровни. Фото Русский как иностранный уровниТест 4. Говорение25 мин.

взаимодействие и / или воздействие на собеседника при общении на бытовые темы;

диалог по ситуации с другим кандидатом;

УРОВЕНЬ НОСИТЕЛЯ ЯЗЫКА (С2)

понять и восстановить текст по контексту и / или по предлагаемым опорам;

полное понимание проблемной статьи и обобщение и выделение ключевых идей на основе текстового материала в письменной форме;

вписывание недостающего слова в нужной грамматической форме, образовав его от предложенного однокоренного слова (10 пунктов);

понимание звучащей информации (видеоролик);

полное понимание видеофрагмента, посредничество, достижение точного понимания в процессе разъяснения;

определение основной темы фрагмента, точки зрения говорящего, его аргументации;

пересказ содержания фрагмента;
комментирование видеоматериала;

объяснение значений словосочетаний;

О нас

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *