Секреты картинга как управлять
Про картинг! Полезные азы)
Не так давно, я очень сильно увлекся еще одним из видов автоспорта, а именно картингом.
Естесственно любое занятие должно иметь не только практическую, но и теоретическую поддержу. И картинг тому не исключение.
На просторах рунета накопал множество статей интересных и не очень… И одной из них (на мой взгляд самой содержательной) хочу поделиться. Статья написана при участии раллиста мирового уровня Евгения Новикова.
В соревнованиях по картингу борьба идет буквально за сантиметры и доли секунд
Советы картингиста европейского уровня Евгения Новикова из столичной команды E-ART наверняка будут полезны и опытным гонщикам, и тем более начинающим.
Секреты Евгения Новикова
Расскажу, как выиграть на прокатном картодроме, но сначала отвечу тем, кто собирается задать самый распространенный вопрос: есть ли в Москве секции для занятия картингом? Таких, как были раньше при домах пионеров, — нет! Бесплатно заниматься картингом ни в Москве, ни в других городах России, ни на Западе не получится. Поэтому очень многое зависит от бюджета, которым располагают родители. А платные секции есть! Найти их очень просто через Интернет.
Однажды Михаэля Шумахера спросили, чем отличается картинг от Формулы-1. Знаете, что он ответил? «Практически ничем, разве что только в Формуле-1 динамика разгона и скорости выше». Вообще, в картинге все происходит молниеносно, пространство и время здесь как бы спрессовано, и мы, гонщики, боремся буквально за сантиметры и сотые доли секунды. Накал борьбы на трассе во время гонки высочайший, битва за позиции разыгрывается нешуточная. Но как это захватывает! Великий немецкий гонщик Манфред фон Брау-хич говорил: «Без борьбы нет победы!» Точнее этой простой формулировки, передающей накал борьбы, до сих пор не существует.
Компьютерные игры «в гонки» картингисту не помешают, но ничего особенного дать не смогут. Это скорее развлечение. А вот чем больше тренироваться на прокатном картинге — тем лучше.
Как я пришел в картинг? Очень просто: попробовал погонять на прокатном картодроме — понравилось. Этот же вопрос часто задавали и задают Михаэлю Шумахеру, гоночная карьера которого началась, как известно, с увлечения картингом. Он ответил так: «Главное — это удовольствие! Если к нему прикладывается еще и талант, то получается настоящий автогонщик». Я полностью согласен с Шумахером и считаю, что если мечтать стать чемпионом мира по автогонкам и для достижения этой цели заняться картингом — ничего не выйдет. Если вам по-настоящему нравятся гонки, и вы получаете ни с чем не сравнимое удовольствие за рулем прокатного карта, контролируя его в экстремальных режимах, вы получаете шанс добиться хороших результатов. Вот несколько моих фирменных секретов техники езды на прокатном карте.
Во-первых, надо управлять корпусом, перемещая вес тела, отклоняться в повороте наружу, а не вовнутрь, что на первый взгляд кажется не логичным. Делается это для того, чтобы дополнительно загрузить внешние колеса, чтобы они меньше скользили. В повороте карт должен не скользить, а идти как по рельсам! Так будет действительно быстро
Во-вторых, надо стараться не снижать оборотов двигателя и избегать лишних скольжений, особенно на выходе из поворота. Скольжение пусть и выглядит со стороны очень эффектно, но, по сути, это всегда тормоз! Кроме того, следует выбирать самую короткую траекторию в повороте, то есть стараться ехать как можно уже, сокращая длину своего круга. Главное, найти правильный компромисс, чтобы не пострадала скорость в повороте.
Еще одна хитрость заключается в умении выбрать быстрый карт. Посмотрите, кто в предыдущих заездах показал лучшее время (само собой разумеется, среди тех, кто умеет ездить), и смело садитесь именно на этот освободившийся карт. Если подобной информации нет, советую вежливо спросить представителя персонала о том, какой карт действительно быстрый? Вероятно, вы получите ответ, что все, мол, одинаково хороши. Спокойно поясните, что вы имеете в виду. Вопрос в том, на каком карте удавалось показывать хорошее время. Скорее всего, вам назовут номер этого карта. Кстати, плохо-управляемый карт, а на прокатных картодромах такие, увы, встречаются, очень хорошо демонстрирует, что на практике означают неудачные настройки. Точно так же в Формуле-1 мучаются пилоты, не попавшие в правильные настройки. Ездить на таком карте — сущая мука, и о хорошем времени круга надо просто забыть. А если у вас завязались дружеские отношения с персоналом, они наверняка откликнутся на ваше пожелание проконтролировать давление в шинах. Это очень важно, если вы хотите получить максимум удовольствия и показать отличное время круга.
Михаэль Шумахер сказал как-то, что он не представляет, что кому-то может не понравиться ездить на карте. Полностью присоединяюсь к нему и в этом. Скажу больше. Внутри автогонок самое серьезное это картинг. Хотя мне судить, может быть, еще рано, но так подсказывает интуиция. Успехов на трассах!
Еще раз о технике пилотирования
От торможений зависит и прохождение поворотов, и, понятное дело, время прохождения круга. Как это ни покажется парадоксальным, но практически все водители делают одну и ту же ошибку — слишком рано и плавно тормозят. Ничего удивительного — это рефлекс, выработанный повседневной ездой в обычных условиях уличного движения. А надо по-другому: держать газ до последней доли секунды, а затем тормозить крайне жестко, вплоть до блокировки колес. Но не блокировать их на юз! Надо стараться смоделировать работу АБС: тормозить так, чтобы колеса все-таки катились, но значительно медленнее, чем не заторможенные передние. Они на большинстве картов не оснащены тормозами. А их можно и нужно также заставить тормозить! Делается это так: одновременно с описанным здесь способом торможения, надо повернуть руль в сторону поворота, выражаясь на гоночном сленге, слегка «поставить» карт. На входе в поворот карт начнет скользить передней осью. Скольжение шины — это торможение. Следовательно, в торможении участвуют уже все четыре колеса, и его эффективность возрастает на 20%. Это первое, чему следует научиться за рулем карта. Те, кто освоит этот прием, будут еще долго удивляться, насколько позже можно тормозить, чем им казалось раньше. Особенно эффективен он в борьбе за позицию на входе в поворот.
Размашистые эффектные скольжения в повороте не улучшают, а ухудшают результат. Однажды трех-
кратный чемпион мира Ники Лауда сказал: «Несмотря на то что о траекториях написаны в книгах целые главы, все гонщики едут по одной и той же траектории, просто гоночный автомобиль «хочет» по ней ехать…» Для болидов Формулы-1, которыми управляют настоящие асы, это может быть и справедливо. А относится лиат*, к картингу? ‘Устроит’ли картинговых трасс как бы умышленно делают их в некоторых местах слишком широкими, провоцируя новичков на ошибки. И все же Ники Лауда прав: найти оптимальную траекторию несложно — по ней машина быстрее всего проходит поворот. Главный совет таков: нельзя рассматривать ни один поворот в отрыве от трассы. Если поворот является частью комбинации, то проходить его надо так, чтобы как можно правильнее попасть в следующий поворот. Значит, надо учиться проезжать некоторые повороты медленнее, чем ты можешь это сделать, чтобы следующий, ведущий на прямой отрезок, пройти быстрее! А это совсем не просто. Еще очень полезно понаблюдать за быстрым картингистом, как он едет, что делает с картом в поворотах?
Азбука идеальных траекторий
Классический 90-градусный поворот важно проехать на одном дыхании, чтобы обороты двигателя ни в коем случае не упали на выходе. Вход в поворот снаружи, затем вовнутрь и на выходе снова наружу поворота, как можно шире.
Поворот на 180 градусов или разворот. Вход широко снаружи, затем внутрь и в вершине поворота снова полный газ. Очень важно на входе не поворачивать колеса до упора, а лишь слегка подруливать. Карт должен поворачивать как бы сам, инерцией вращения, заложенной на входе в поворот.
Классический 90-градусный поворот
Комбинация из правого и левого поворотов. На этом примере понятно, что имеют в виду автогонщики, когда говорят, что из поворотов надо делать прямые. Чередование внешних и внутренних заходов позволяет максимально спрямлять траекторию и выйти из связки поворотов с наибольшим ускорением.
Поворот на 180 градусов с короткой прямой посередине. Его можно рассматривать как два 90-градусных поворота. На выходе из первого поворота, который проходится как классический 90-градусный, надо «распустить» карт наружу, чтобы зайти в следующий поворот, выход из которого должен быть опять максимально широким наружу.
Но самый быстрый способ тот, при котором карт поворачивает как можно плавне, а сам гонщик и машина подвергаются наименьшим боковым нагрузкам.
Все органы управления и узлы карта, включая двигатель, крепятся на раме. Рама карта изготовлена из стальных труб диаметром порядка 30 мм. Конфигурация труб зависит от количества опорных подшипников, типа двигателя и класса шасси.
Задняя ось, изготовленная также из стали в виде полой трубы с наружным диаметром 35—40 мм. Ось крепится к раме на уровне опор подшипников. В зависимости от модели шасси, подшипников 2, но чаще всего их 3 штуки. Задние колеса крепятся на концах оси при помощи ступиц. Ступицы на оси крепятся тангенциальным зажимом, а от проворачивания блокируются шпонкой.
Картинг: как проезжать повороты и управлять заносом
Картинг — это гонки на автомобилях без кузова. Такие автомобили называются картами. Они бывают одноместными или двухместными.
Чем карт отличается от обычного автомобиля
Карт весит меньше 100 кг. Обычные болиды, на которых вы покатаетесь в любом картинг-клубе, развивают скорость до 60 км/ч. Существуют и более быстрые карты, которые участвуют в профессиональных гонках. Они могут разгоняться до 260 км/ч.
Карт устроен намного проще, чем легковой автомобиль. У карта нет амортизирующей подвески: будьте готовы к тому, что вас изрядно потрясёт. Колёса болида хорошо сцепляются с дорогой, что даст вам почувствовать себя гонщиком «Формулы 1».
В переводе с английского, cart означает «тележка»
Кого допустят к заезду
Вас пустят на картинг, если ваш рост больше 120 см, а вес — меньше 120 кг. Если по состоянию здоровья противопоказаны удары и тряска, то лучше выбрать другое развлечение.
На взрослый картинг не пускают детей младше 12 лет. Но есть детские школы картинга:
Дети младше 12 лет занимаются на мини-картах только в присутствии тренера. Обучение в школах включает в себя не только практические занятия, но и теорию. Иногда перед реальными заездами дети тренируются на симуляторах.
Как подготовиться к заезду на карте
Поиграть в симулятор. Если вы ни разу не были на картинге и совсем не представляете, что это, поиграйте в симулятор. В играх KartKraft и Kart Racing Pro физика максимально схожа с реальными гонками на картинге. С помощью симулятора вы поймете, как карт ведет себя на поворотах и научитесь выбирать подходящую траекторию в разных ситуациях. В Kart Racing Pro вы сможете устроить онлайн-гонки с другими игроками.
Заезд в игре Kart Racing Pro. Скрин: Steam
Выбрать подходящую одежду. В картинг-центрах обычно предлагают специальные костюмы для заездов. Они уберегут одежду от пятен, которые может оставить смазка и жжёная резина.
Так выглядят комбинезоны, которые выдают на картодромах
Если в клубе экипировку не выдают, приходите в удобной и немаркой одежде. Обувь во время гонки обычно не пачкается, но она должна быть максимально удобной. Девушек на каблуках вряд ли допустят к заезду, поэтому есть резон подумать о сменных кроссовках.
Выбрать правильный шлем. Каждый участник гонки на картинге должен быть в шлеме. На картодроме предложат шлемы разного размера. Выберите тот, который плотно сидит на вашей голове, но не сдавливает её. Если шлем будет хотя бы немного велик, вы почувствуете дискомфорт во время гонки. Такой шлем будет болтаться и отвлекать.
Как вести себя на трассе и на картодроме, чтобы не получить травму
Картинг ассоциируется с гонками на настоящих автомобилях, а они действительно опасны. Но картинг — это другое. Самые распространенные травмы на картинге — это ушибы или ссадины, но при соблюдении техники безопасности даже их получить трудно. Карт оборудован бамперами со всех сторон, которые поглощают энергию во время столкновения. Поэтому если вы врежетесь в борт или в другого гонщика, вы всего лишь почувствуете резкий толчок.
Если вы участник заезда, следуйте инструкциям работников картодрома, чтобы избежать травм. Наденьте шлем перед поездкой. Начинайте движение только с разрешения инструктора. Двигайтесь только по ходу движения и останавливайтесь в специально отведенных для этого карманах. Не создавайте преграду для остальных участников гонки. Если намеренно врезаться в других гонщиков, вас, скорее всего, исключат из заезда.
Если вы зритель, не мешайте участникам заезда и не отвлекайте их. Не выходите на трассу во время заезда — это опасно. Нельзя садиться в карт и трогать его без разрешения персонала.
Как управлять картом
Как и за рулем обычного автомобиля, на карте нужно правильно сидеть. Сядьте в кресло болида, выпрямите спину и поставьте ноги на педали. Корпус должен быть слегка отклонен назад.
Когда вы держитесь за руль, руки должны быть вытянуты практически во всю длину
Если карт ещё не заведён, понажимайте на педали. Убедитесь, что ступни не соскальзывают с них, а вы не чувствуете дискомфорта.
Представьте, что руль — это циферблат часов. Во время гонки ваши руки должны держать его на цифрах 2 и 10. Покрутите рулем в обе стороны. Это поможет понять, сколько усилий потребуется для поворота, а также сколько вращений руля допускает карт. Перед заездом работники картинга проведут подробный инструктаж, как себя вести на трассе.
Как начать движение на карте
У карта есть две педали: правая — газа и левая — тормоза. Не нажимайте их вместе — это может вывести болид из строя. Чтобы начать движение, нужно нажать на педаль газа.
Перед тем как начать движение, дождитесь взмаха флажка либо разрешающего сигнала светофора
Если вы видите трассу впервые, сделайте пару пробных кругов. Так вы привыкнете и к карту, и к трассе. При прохождении поворотов отмечайте для себя сложные места.
Как тормозить на картинге
Тормозить можно двумя способами: нажав педаль тормоза или отпустив газ.
Если нужно полностью остановить карт, нажмите на педаль тормоза. Карт затормозит очень резко, зато тормозной путь будет минимальным. Если вы резко тормозите во время прохождения поворота, будьте готовы к неконтролируемому заносу.
Если нужно лишь притормозить, но не остановиться полностью — — тормозите двигателем, отпустив педаль газа. Это удлинит тормозной путь, зато карт будет более управляемым.
Как входить в поворот на картинге
Главная задача при проезде поворота — выбрать максимально прямую траекторию. Чем плавнее будет линия движения, тем быстрее вы проедете сложный участок.
Перед вхождением в поворот бывалые гонщики заранее намечают траекторию движения
Поворот состоит из трёх этапов:
Как управлять заносом на картинге
Вас может занести по двум причинам — слишком быстрая скорость и слишком резкое торможение. Чтобы занос стал управляемым, сделайте две вещи:
Что делать, если врезался в ограждение на картинге
У карта нет задней передачи. Если вы врезались в ограждение, дождитесь работника картодрома. Он развернёт карт и вы продолжите гонку.
Где покататься на картинге
Картинг-клубы есть почти в каждом городе. Самый зрелищный картодром Москвы — Black Star Karting. Здесь можно покататься на электрическом карте по двухуровневой трассе с мостами и тоннелями. Благодаря футуристичным световым инсталляциям во время гонки вы почувствуете себя в компьютерной игре. Побывать в Black Star Karting можно и в Санкт-Петербурге.
Сетевые картинг-клубы есть и в других городах: в Новосибирске — это картодромы K-54. В Екатеринбурге можно покататься в картинг-центрах Kart-Start. Погонять можно и на море — клуб картинга Forza Karting есть в Сочи.
Узнайте картинг-центре, надо ли бронировать заезд заранее или можно дождаться его в порядке живой очереди.
Сколько стоит заезд на картинге
Заезд обычно длится десять-пятнадцать минут. Стоимость десятиминутного заезда в нескольких картинг-клубах Москвы:
Black Star Karting — 1200 ₽ в будни, 2000 ₽ в выходные.
Forza Karting — 1000 ₽ в будни; 1200 ₽ в выходные.
Lemans Karting — 1000 ₽ в будни; 1200 ₽ в выходные.
Картинг «Серебряный дождь» — 800 ₽ в будни; 850 ₽ в выходные и вечернее время.
Sky Karting — 900 ₽ в будни; 1000 ₽ в выходные.
Главное о картинге
Карт — это одноместный или двухместный автомобиль без кузова.
Карт весит меньше 100 кг и предназначен для езды по ровному покрытию.
Вас пустят на картинг, если ваш рост больше 120 см, а вес — меньше 120 кг. Дети младше 12 лет катаются только с тренером.
Если вы собрались на картинг, позвоните в картинг-клуб и забронируйте заезд. Приходите не позже чем за 15 минут до его начала в удобной одежде и обуви. Кататься на карте можно только в шлеме. Перед заездом внимательно слушайте инструктаж работников картодрома.
У карта есть две педали: газ и тормоз. Чтобы начать движение, нажмите педаль газа. Чтобы остановиться, нажмите тормоз. Чтобы уменьшить скорость, отпустите педаль газа. Чтобы быстро пройти поворот, постарайтесь выбрать наиболее прямую траекторию.
Чтобы занос стал управляемым, отпустите педаль, которая его вызвала, и поверните руль в сторону заноса.
Что такое картинг, рекомендации и секреты управления картом
Картинг – что это?
Картинг – это разновидность гонок на специальных приземистых автомобилях с маленькими колесами под названием «карт», по предназначенной именно для них трассе. Цель: финишировать первым, обойдя всех соперников на отведенной дистанции.
История картинга достаточно бесхитростна и началась она примерно в 1930-х. Американские ребята, жаждущие скорости и развлечений, любили съезжать на тележках с гор, кстати, отсюда и название «карт» (cart), что в переводе с английского «тележка».
Следующим этапом развития послужили времена Второй Мировой войны. Военные пилоты из США, желая ускорить процесс перевозки авиабомб, устанавливали на тележки моторы от газонокосилок, а затем устраивали развлекательные гонки в промежутках между полетами.
И уже в 1956 году бывший летчик Арт Инглс, работая в компании, производящей гоночные машины, создал первый карт. А официальное признание, как вид спорта, картинг получил в 1960 году.
Один из первых картов
Спустя время, картинг приобрел два направления: спортивный и прокатный (любительский).
Спортивный, или иначе профессиональный, предназначен для специально подготовленных и опытных участников гонок, автомобили оснащены мощным двигателем и коробкой переключения передач. Прокатный же является развлечением, доступным каждому желающему. Любительские карты более простые по составу, в них нет КПП и они обладают менее мощным двигателем.
Как управлять картингом
Важно понимать, что карт хоть и является вариацией автомобиля, но управление им обладает некоторыми отличиями. Их понимание поможет избежать ошибок и последнего места на финише.
Меры безопасности
Казалось бы, вождение миниатюрного авто, какие могут быть трудности, но и здесь есть свои противопоказания:
Перед посадкой в карт требуется заправить длинные волосы, свободные части одежды, вынуть из карманов твердые и острые предметы, гаджеты, кошельки, все ценные вещи, которые потенциально могут выпасть из кармана во время заезда.
Категорически запрещены следующие маневры:
Если Вы застряли, ни в коем случае нельзя выходить из авто, нужно дождаться инструктора, который поможет Вам продолжить гонку.
Особенности картинга
Ключевыми особенностями картинга, в отличие от других видов гонок, являются его сравнительная безопасность, бюджетность и низкий порог возрастного ограничения (картингом можно заниматься даже детям, начиная с 5 лет).
Но удовольствие прокатного картинга достаточно мимолетно, так как зачастую один сеанс рассчитан на 10-15 минут.
Стоимость одного сеанса колеблется от 450 до 1500 рублей, в зависимости от времени и дня заезда. Зачастую, более высокая цена заявлена в периоды праздничных и выходных дней, а также в вечернее время после 18:00.
Подводя итог, можно отметить, что картинг отличный способ как провести время с семьей или друзьями и снять стресс, так и посвятить свою жизнь профессиональным гоночным соревнованиям на скорость. Наряду с этим, гонки позволяют получить определённую дозу адреналина и почувствовать вкус скорости. Изобилие мощностей автомобилей и трасс позволит приблизиться к этому виду спорта и почувствовать себя чемпионом Формулы-1.
Основы управления картом
Илюхин Александр Анатольевич. Родился в 1965 году в Москве. Мастер спорта по автомотоспорту, вице-чемпион СССР, двукратный вице-чемпион Москвы, двукратный ре-кордсмен России.
«Я не могу себе представить, что кому-то может не понравиться ездить на карте».
В последние годы значительно возрос интерес к занятию автоспортом, и в частности картингом. Некоторым людям достаточно прокатиться один раз на автомобиле «карт», чтобы понять прикладное значение этого вида спорта.
К большому сожалению уже более 15 лет мне не удается доказать нашим чиновникам, что занятия картингом необходимо включить в программу общеобразовательных школ. Занятия картингом в детстве помогут многим познакомиться с психофизиологическими особенностями своего организма и осознать некоторые аспекты в управлении автомобилем. Многим детям станет понятнее, что пешеходу проще сделать шаг назад, на тротуар, чем водителю остановить автомобиль. Для занятий картингом каждой школе не обязательно обзаводиться специальной кар- тинговой техникой. Достаточно того, чтобы школьный автобус в определенное время доставлял учеников на кар- тодром и, по окончании занятий, обратно в школу. Конечно, для занятий картингом в школах потребуется финансовая поддержка со стороны государства и меценатов. Но тем самым частично решится проблема большой аварийности на дорогах России.
Картинг (kart) — гонки на картах, микроавтомобилях без подвески. Трассы картинга в Москве отличаются сложной конфигурацией, обладают большим числом правых и левых поворотов разных (преимущественно малых) радиусов. Длина их от 400 до 1200 м, ширина от 6 до Юм, длина прямого участка не более 100 м. Большое распространение как «прокатное мероприятие» картинг получил в России в конце прошлого века. В Москве существуют частные школы картинга, и в основном они работа-ют по своим собственным программам. Перед началом практических занятий необходимо ознакомиться с основами управления картом.
Требования, которым должен соответствовать водитель
Многие считают, что картинг — это развлечение, а сесть за руль карта и привести его к победе может каждый, у кого есть хорошая машина. Такое утверждение ничем не обосновано. Водитель карта должен отвечать множеству требований, которые не касаются водителя автомобиля или мотоцикла.
Рассматривая эту проблему, надо четко представлять себе основные различия между условиями спортивных гонок вообще (и картинга особенно) и обычной прогулки на автомобиле. Принципиальная разница — в цели. Цель гонок — как можно быстрее проехать данную трассу, обогнать своих со-перников. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможности, те, что были известны перед стартом (например, возможности техники), и те, что появлялись во время соревнований. Одновременно всегда надо помнить о границах этих возможностей, которые никогда нельзя переходить.
Прокатные карты развивают скорость до 100 км/ч, гоночные — намного больше. Сколь же быстрой должна быть реакция гонщика, чтобы на таких скоростях в группе конкурентов не потерять контроль над картом. В таких условиях необходимо преодолеть множество поворотов, управлять мощностью двигателя и постоянно осознавать, что нельзя ошибиться, нельзя допустить малейшей неточности, любая ошибка может стать решающей, может даже привести к возникновению опасной ситуации. И все это под рев двигателей, в напряженной обстановке гонок, на глазах зрителей.
Примечательны слова, сказанные однажды чемпионом Польши по автогонкам, который попробовал свои силы в картинге. Он заметил, что на карте все происходит намного быстрее. Карт быстрее реагирует на малейшее движение руля, нажатие педали газа или тормоза. Расстояние всего несколько сантиметров между картами во время гонки только усиливает ощущение, что ни одно движение не должно быть случайным, вышедшим из-под контроля водителя.
Чтобы отлично управлять спортивным картом, желательно иметь талант. Под этим определением следует понимать полный набор особых психофизических качеств, которые не всегда можно оценить и измерить. Прежде чем решиться сесть за руль спортивного карта в качестве водителя, надо здраво взвесить собственные склонности. Правильно оценив свои возможности, можно избежать многих разоча-рований.
Первое условие — безупречное состояние здоровья. Трудно себе представить безукоризненное управление картом человеком, у которого болят суставы, ноет зуб или которого донимает желудок, не говоря уже о более серьезных физических недостатках или психической неуравновешенности.
Основная физическая черта водителя — это достаточная быстрота реакции.
Водитель карта должен иметь хорошее зрение, находиться в хорошей физической форме.
Езда на карте, вопреки ее кажущейся простоте, довольно утомительна. Выдержать несколько заездов в день, особенно на трассе с множеством виражей, нелегко. Картингист должен обладать хорошей выносливостью, чтобы сохранить реакцию и силы во время многочасовых гонок. Здесь надо говорить об устойчивости совокупности факторов, вызывающих усталость, среди которых немаловажную роль играют шум и вибрация, возбуждение, напряжение и т. п.
Водитель карта должен быть смелым, но и выдержанным, уметь ездить без лишнего риска. Он должен безошибочно оценивать ситуацию на трассе на протяжении всей гонки и тотчас определять свою тактику. Кроме того, он должен знать, интуитивно чувствовать, как вести себя в каждой конкретной ситуации.
Картингист обязан отлично владеть техникой скоростной езды, знать свой карт, его сильные и слабые стороны, его поведение в различных дорожных ситуациях. Кроме того, водитель карта должен отлично знать конструкцию и «характер» двигателя и других механизмов карта, предохранять их от перегрузки или повреждения, чтобы суметь довести карт до финиша.
Настоящий картингист должен иметь страсть к спортивной борьбе, быть стойким в ней, нельзя опускать руки после первой же неудачи. Надо помнить, что, пока гонка продолжается, пока борьба не кончилась, можно добиться успеха, ибо никогда не известно, что ждет едущих впереди.
Обязательным условием занятий картингом является соответствующая материальная и техническая база. Самый лучший гонщик не сможет добиться хороших результатов на плохой технике, но и водитель, не обладающий всеми необходимыми качествами, также не сможет их достичь. Только сплав мастерства в широком понимании этого слова и отличной техники могут привести к победе.
Водитель, обладающий всеми упомянутыми выше психофизическими качествами, будет хорошим гонщиком. Но, чтобы стать выдающимся гонщиком, необходима еще одна черта, которую невозможно однозначно определить. При управлении картом необходимо чутье, врожденное «шестое чувство», благодаря которому водитель интуитивно ощущает ситуацию, умеет максимально использовать представившуюся ему возможность.
Водители картов, особенно в прокатных категориях, слишком мало внимания уделяют своей экипировке. А хорошая экипировка играет большую роль и может оказать влияние на результат гонки.
Обязательными предметами личной экипировки гонщика являются защитный шлем, комбинезон, ботинки и перчатки.
Основной предмет экипировки гонщика — это защитный шлем.
Очень важно, чтобы шлем хорошо держался на голове. Бывали случаи тяжелых травм из-за того, что при опрокидывании карта слетал небрежно застегнутый шлем.
Спортсмены гоночных категорий в обязательном порядке пользуются специальным комбинезоном. Комбинезон должен быть хорошо подогнан и не сковывать движения.
Обувь для картинга подбирается достаточно высокая, обязательно закрывающая щиколотки. Ботинки должны быть тщательно зашнурованы, чтобы шнурки не могли за что-либо зацепиться. Не следует пользоваться обувью с высоким рельефом на подошве или с подошвой из скользкого материала (второе особенно важно при езде в зимний период).
Использование перчаток обязательно для безопасности и удобства. Перчатки предохраняют руки от травм, ожогов и т. п. Благодаря перчаткам потные руки водителя не скользят по рулевому колесу.
Некоторые гонщики, защищаясь от шума, затыкают уши пористой резиной или ватой. Это можно рекомендовать лишь в гонках на большие дистанции, когда сильный шум способствует наступлению физической и нервной усталости. В гонках, время заезда в которых не превышает 30 минут, применение затычек для ушей нецелесообразно, так как мешает оценивать на слух работу двигателя, что особенно необходимо при отсутствии тахометра.
Водитель карта, принимающий участие в соревнованиях, должен подогнать машину по своему телу. Такую подгонку нетрудно сделать, если на карте предусмотрена регулировка положения рулевого колеса и сидения водителя. Когда такая регулировка не предусмотрена, надо провести конструктивные доработки, исходя из того, что правильная посадка гонщика на карте имеет первостепенное значение.
Водитель в карте должен сидеть свободно и удобно. Туловище должно быть отклонено слегка назад. Руки вытянуты, ладони держат рулевое колесо в положении «десять» и « два» по циферблату часов. Ноги слегка согнуты в коленях, пятки оперты таким образом, чтобы ноги лежали свободно, с расслабленными мышцами.
Педалям необходимо придать такую форму, чтобы их можно было нажимать свободно, без усилия. Очень важно, чтобы при тряске ноги не соскальзывали с педалей.
На картах, позволяющих занять правильное положение, некоторые гонщики этой возможности не используют. Часто можно видеть ссутулившихся, наклонившихся вперед гонщиков, судорожно вцепившихся в верхнюю часть рулевого колеса. В таком положении трудно держаться на поворотах, быстро наступает усталость и совершенно невозможно как следует управлять картом.
На трассе иногда полезно слегка упереться руками в руль, откинувшись одновременно на спинку сидения. Это не сказывается на управлении, но избавляет водителя от смещений при тряске.
Применяемые на картах тахометр и индикатор температуры охлаждающей жидкости должны быть хорошо видны. На тахометре целесообразно отметить диапазон ЧВ, в котором должен работать двигатель.
От торможения зависит само прохождение поворотов и время прохождения круга. Как это ни покажется парадоксальным, но практически все водители автомобилей делают одну и ту же ошибку — слишком рано и плавно тормозят. Ничего удивительного — это привычка, выработанная повседневной ездой на автомобиле в обычных условиях уличного движения. На спортивных трассах необходимо держать газ до последней доли секунды, а затем тормозить крайне жестко (экстренное торможение), вплоть до блокировки колес. Но не блокировать их на юз. Желательно стараться смоделировать работу АБС. Грамотный разгон и правильное торможение — это первое, чему следует научиться, сев за руль карта.
Размашистые эффектные скольжения в повороте не улучшают, а ухудшают результат. Боковое скольжение — это дополнительный тормоз. Когда-то трехкратный чемпион мира Ники Лауда сказал: «Несмотря на то что о траекториях написаны в книгах целые главы, все гонщики едут по одной и той же траектории, просто гоночный автомобиль хочет по ней ехать». Для болидов Фор-мулы-1, которыми управляют настоящие асы, это может быть и справедливо. Но относится ли это к картингу?
Устроители картинговых трасс как бы умышленно делают их в некоторых местах слишком широкими, провоцируя новичков на ошибки. И все же найти оптимальную траекторию несложно — по ней карт быстрее всего проходит поворот. Главный совет таков: нельзя рассматривать ни один поворот в отрыве от всей трассы. Если поворот является частью комбинации, то проходить его надо так, чтобы как можно правильнее попасть в следующий поворот. Значит, надо учиться проезжать некоторые повороты медленнее, чем ты можешь это сделать, чтобы следующий поворот, ведущий на прямой отрезок, пройти быстрее. А это совсем не просто. Еще очень полезно понаблюдать за лучшим картингистом, как он проходит дистанцию.
Азбука идеальных траекторий
Классический 90-градусный поворот важно проехать на одном дыхании, чтобы обороты двигателя ни в коем случае не упали на выходе. Вход в поворот снаружи, затем вовнутрь и на выходе снова наружу поворота — как можно шире.
Поворот на 180 градусов, или разворот, делается следующим образом. Вход широко снаружи, затем внутрь к вершине поворота (апекс) и плавный газ. Очень важно на входе не поворачивать руль до упора, а лишь слегка подруливать. Карт должен поворачивать как бы сам, инерцией вращения, заложенной на входе в поворот.
На примере комбинации из правого и левого поворотов становится понятно, что имеют в виду автогонщики, когда говорят, что из поворотов желательно делать прямые. Чередование внешних и внутренних заходов позволяет максимально спрямлять траекторию и выйти из связки поворотов с наибольшим ускорением.
Поворот на 180 градусов с короткой прямой посередине можно рассматривать как два 90-градусных поворота.
На выходе из первого поворота, который проходится как классический 90- градусный, надо «распустить» карт наружу, чтобы зайти в следующий поворот, выход из которого должен быть опять максимально широким наружу.
На трассе не может быть одного рецепта на все случаи жизни, при разных обстоятельствах возможны различные траектории прохождения поворотов. Но самый быстрый способ — тот, при котором карт поворачивает как можно плавнее, а сам гонщик и машина подвергаются наименьшим нагрузкам.
Никогда не забывайте, что первичным является техника управления картом, а только потом — тактика.
Многие родители, занимаясь образованием и воспитанием своих детей, задаются вопросом: «В каком возрасте целесообразнее приобщать ребенка к занятиям автоспортом?» Специалисты считают, что чем раньше начать «автомобильное образование», тем легче, быстрее и лучше оно дается. При этом многие сложные элементы управления автомобилем ребенок осваивает как ув-лекательную игру.