Сельское хозяйство как индустрия

Сельское хозяйство как бизнес-идея: что важно знать на старте

Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть фото Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть картинку Сельское хозяйство как индустрия. Картинка про Сельское хозяйство как индустрия. Фото Сельское хозяйство как индустрия

Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть фото Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть картинку Сельское хозяйство как индустрия. Картинка про Сельское хозяйство как индустрия. Фото Сельское хозяйство как индустрия

Аграрный бизнес в России сегодня считается одним из самых перспективных и инновационных направлений экономики. Цифровизация отрасли только набирает обороты, но уже сегодня число сельскохозяйственных стартапов увеличилось в 10 раз по сравнению с 2010 годом. Кроме того, в сельском хозяйстве найдется место для любого бизнеса от микропроизводства до агрохолдинга. Неудивительно, что число предпринимателей, желающих развивать бизнес-идеи аграрной отрасли, увеличивается. Рассказываем, что нужно знать и понимать, если задумали реализовать свою бизнес-идею в сельском хозяйстве.

Преимущества сельскохозяйственного бизнеса

Эксперты сходятся во мнении, что в третьем тысячелетии сельскохозяйственная отрасль становится одной из самых выгодных и перспективных. Стимулом к развитию аграрного бизнеса стали экономические санкции, создавшие дефицит в некоторых нишах продуктов питания. За 2020 год рентабельность сельскохозяйственного бизнеса составила рекордные 21%. А прибыль и вовсе увеличилась на 76% и выросла до 625 млрд рублей.

Активному развитию способствовали следующие факторы:

Очевидно, что люди никогда не перестанут есть. Это значит, что важность и перспективность сельскохозяйственных бизнес-идей никогда не снизится. Производство мяса, молока, фруктов, овощей и продуктов из них будет востребовано всегда, какие бы катаклизмы ни бушевали в экономическом мире.

Какой бизнес есть в сельском хозяйстве

Сельский бизнес включает в себя всю цепочку «от земли до прилавка», в него входит не только производство мяса, молока, овощей, фруктов, злаков, но и переработка. К аграрному бизнесу подключены множество смежных отраслей, в частности, разработка и производство сельскохозяйственной техники, удобрений, производственных линий для переработки и упаковки продукции, ветеринария, агрономия.

Топ направлений для развития бизнес-идей на селе

Это далеко не полный перечень направлений сельского хозяйства. В Сибири развиваетсяоленеводство, в средней полосе России — коневодство, все больше фермеров занимаются разведением прежде экзотических для наших широт страусов. Отдельное направление животноводства — пушные фермы, выращивающие животных с ценным мехом.

Важно! Бизнес в селе может быть связан не только непосредственно с производством и переработкой мясного или растительного сырья. Для развития современного села нужна сопутствующая инфраструктура: дороги, школы и детские сады, поликлиники и ФАПы, магазины, досуговые и спортивные учреждения, общественные пространства. Аграрный бизнес вкладывается в развитие территорий, где живут и работают его сотрудники, и можно открыть бизнес, которые станет подрядчиком по реализации этих проектов.

Цифровизация аграрного бизнеса

IT-бизнес пришел и в аграрный бизнес. Предприниматели заняты разработкой новейшего программного обеспечения, поиском каналов интернет-дистрибуции, внедрением контроля качества роста растений с помощью аэросъемки.

Опыт интегрирования новейших научных разработок в сельское хозяйство расширяет горизонты для бизнес-идей малого, среднего и крупного бизнеса. Среди агростартапов есть, например, проекты цифровых ферм: по чипу в ухе теленка аппарат считывает, когда ему нужно дать очередную порцию корма и витаминов, отслеживает даты вакцинации и прирост веса.

Или, например, проекты программирования семенного материала в мясном и молочном животноводстве. В частности, генетики добились, чтобы у фермеров, занятых в молочном животноводстве, более 90% приплода были телочками, а у фермеров мясного животноводства рождалось порядка 90% бычков, которые быстрее набирают массу.

Бизнес-форматы и инвестиции в сельском хозяйстве

Сельскохозяйственный бизнес — не только рентабельный, но и дорогой на старте. Кроме очевидных затрат на закупку техники и сырья, строительство или аренду складских помещений, цехов переработки, ферм для содержания скота, гаражей и МТС, оплату труда, амортизацию и ремонт техники, ГСМ, выплату налогов, есть некоторые специфические траты. В частности, транспортировку работников от населенного пункта к месту труда (в поле), организация проживания и питания сезонных работников, страховка на случай природных ЧС, заболеваний животных, ведущих к уничтожению поголовья (например, африканская чума свиней, птичий грипп).

Формы малого и среднего бизнеса на селеИнвестиции на старте, в рублях (без учета стоимости земли и дома)
Личное подсобное хозяйство (огороды, теплицы)От 100 до 400 тысяч
Крестьянское (фермерское) хозяйствоОт 1,5 до 5 млн небольшой формат
От 10 до 50 млн крупная ферма вроде грибной
Сельское ИП (небольшая пасека или производство крафтового сыра)От 3 до 7 млн
Тепличный комплексОт 11 млн
Агрохолдинг (несколько производящих и перерабатывающих предприятий)От 200 млн

Важно! Но есть и аграрные бизнесы, которые можно начать почти с нуля. Например, реализация бизнес-идеи продажи зеленого лука напрямую потребителю обойдется начинающему фермеру в сумму от 2 000 до 10 000 руб. в зависимости от предполагаемого объема производства. Этот бизнес поможет предпринимателю накопить стартовый капитал и перейти к более масштабной бизнес-идее.

Разбор экономической модели ягодоводства

Разберем затраты и риски в области ягодоводства. Одна из самых рентабельных культур во всем мире — малина. В крупном городе за 100 грамм ягод магазины просят с потребителя от 200 до 750 руб. в зависимости от сезона. Ее охотно покупают не только для продажи в розницу, но и на переработку. Малина неприхотлива в уходе, растет почти по всей территории страны, за сезон плантация в 1 га способна принести до 5 тонн ягод.

Расходы
Плантация в 1 гектар — 2,5 млн руб. Суммарные расходы на уход за кустами (культивирование, удобрение, наем работников на сбор ягод) — 500-750 тыс. руб.

Сколько вырастет
Малина сильно разрастается: в год на плантации появится до 15 000 новых побегов.
Их стоимость на рынке — от 100 до 200 руб. за штуку в зависимости от сорта и насыщенности рынка в определенный сезон. За свою жизнь каждый куст дает до 15 побегов.

Как продавать
Ягоду можно продавать оптом: например, по 400 руб. за килограмм. Можно перетирать с сахаром, увеличив цену продукта до 1 000 руб. за килограмм. Однако себестоимость продукта увеличится: сахар даже оптом сейчас сложно купить дешевле 40 руб./кг, а еще нужно будет позаботиться об упаковке. Выручка составит от 500 тысяч до 2 миллионов руб.

Риски
Созревание ягод зависит от ряда факторов: нужно быть готовым к тому, что из-за природных катаклизмов ягода не вызреет вовремя или окажется побита градом, сорвана ураганом и т.д. Как и любое растениеводство, ягодоводство — бизнес с высокими рисками.

Кроме того, малина — скоропортящийся и сезонный товар. Нужно заранее заключить договоры о поставках покупателям, иначе нежная ягода испортится у вас на складе.

Государственная поддержка бизнес-идей на селе

Развитие всех направлений и форм сельскохозяйственной деятельности — государственный приоритет. Толчок к принятию серьезных мер и программ поддержки малого и среднего бизнеса на селе дала политика импортозамещения. После введения санкций стало очевидно, что отечественная экономика слишком сильно зависела от импорта. В России не производились или производились в недостаточном количестве целые группы товаров от деликатесных сыров до сухих вин, от качественных мясных полуфабрикатов (в частности, сырокопченых и сыровяленых колбас) до кисломолочных продуктов (сливочного масла высокой жирности, натуральных йогуртов).

Важно! В результате планомерных государственных вложений в отрасль ситуация изменилась: в 2020 году Россия впервые за тридцать лет стала нетто-экспортером.

Поддержка начинающих бизнесменов осуществляется с помощью субсидий из федерального бюджета, грантов. Существует 76 региональных программ, которыми могут воспользоваться предприниматели на селе. Расскажем про главные из них.

Гранты для развития бизнес-идей на селе

Доступны только фермерам, уже начавшим работу. Можно получить до 3 миллионов руб. на разведение крупного рогатого скота или до 1,5 миллионов руб. на постройку тепличных производств. Грант выделяется на любую бизнес-идею аграрного направления. Среди условий получения гранта — создание минимум одного рабочего места, реализация проекта максимум за 18 месяцев, софинансирование из собственных средств не менее 10% стоимости бизнес-проекта.

Гранты для семейной фермы

Это гранты, которые выделяются только животноводческим фермам, в хозяйстве которой занято не менее двух родственников и которая работает не менее двух лет. По гранту можно получить до 30 миллионов руб. на реконструкцию или модернизацию фермы, оборудование или покупку животных. По условиям гранта необходимо создать минимум 3 рабочих места и вести сельскохозяйственную деятельность минимум 5 лет с момента получения гранта. Если бизнесмен решит закрыть ферму раньше, ему придется вернуть государству всю сумму гранта.

Грантовая программа «Агростартап»

Грант для владельцев приусадебных хозяйств, которые еще не начали развивать свои бизнес-идеи. Поддержка может составить до 3-4 миллионов руб., предпринимателю нужно будет создать от 1 до 3 рабочих мест. В первую очередь грант выделяют тем, чьи заявки соответствуют приоритетному для региона направлению.

Важно! С 2021 года для сельских предпринимателей дополнительно предусмотрен ряд новых льгот и послаблений. Например, гранты можно получить даже при задолженности по налогам, если она не превышает 10 тысяч руб. С 60% до 70% общей стоимости проекта увеличена доля гранта на развитие семейных ферм. В некоторых грантовых программах смягчено требование по созданию рабочих мест.

Региональные субсидии и гранты кооперативам

Подходят для сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Для них предусмотрена субсидия на покупку необходимого имущества (максимальная сумма поддержки — 3 млн руб.), и техники и оборудования со скидкой в 50% (максимум на 10 млн руб.). Одно из условий выделения гранта — организация по 1 рабочему месту на каждые выделенные 3 миллиона руб.

Господдержка через «Россельхозбанк»

Это кредиты по ставке от 1 до 5% годовых как для производителей, так и для продавцов. Сроки кредитов могут составлять от 1 года до 15 лет. Сумма кредита не ограничивается: банк изучит бизнес-план предпринимателя и примет решение, предоставлять ли кредит в требуемом объеме.

Сельскохозяйственный бизнес — важная для страны отрасль, каждый десятый трудоспособный гражданин России работает в агробизнесе. Сельским бизнесом занимаются мужчины и женщины, зачастую они открывают производство с нуля своими силами, ведут семейное дело или нанимают сотрудников. Заинтересованы сельским бизнесом и инвесторы. Более того, некоторые из них сами переехали в сельскую местность в поисках лучшей экологической обстановки и более гармоничной жизни. И именно сейчас — лучшее время для того, что открыть свой бизнес именно в сельском хозяйстве. Нужно только выбрать лучшую бизнес-идею.

Источник

Органическое сельское хозяйство России: как построить миллиардную индустрию

Автор | Яков Любоведский, эксперт Национальной ассоциации квалифицированных производителей, Руководитель проекта «Органичное сообщество» (Программа органической сертификации и торговли), член Экспертного совета Национального аграрного агентства.

Идея о том, чтобы оказывать государственную поддержку производителям органической продукции (коих в стране пока единицы), вызвала серьезную дискуссию в нашей стране.

Основная проблема в том, что в России ещё незрелая и даже слабая Национальная система гарантий качества органической продукции, она всё ещё неэффективна, не отлажен механизм сертификации, нет четких единых правил, много бессистемного. Поэтому меры в любой форме прямой финансовой господдержки, в таких условиях действительно будут профанацией, скорее похожей на разбазаривание бюджета.

Что же такое «органик»?

Определение от International Federation of Organic Agriculture Movements – «Мы определяем органическое сельское хозяйство как производственную систему, которая поддерживает здоровье почв, экосистем и людей; опирается на экологические процессы, биоразнообразие и циклы, адаптированные к местным условиям, уход от использования ресурсов с неблагоприятными последствиями. Органическое земледелие сочетает традиции, инновации и науку в интересах общей окружающей среды и поощрения справедливых отношений, а также повышение качества жизни для всех участников». © IFOAM

Само органическое движение берет свои истоки с начала прошлого века в Европе (Альберт Говард, Эвелин Барбара Бальфур, Рудольф Йозеф Лоренц Штайнер и др.). Именно в Европе сформировались основополагающие принципы органической системы производства, на которых сегодня основываются все современные стандарты.

Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть фото Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть картинку Сельское хозяйство как индустрия. Картинка про Сельское хозяйство как индустрия. Фото Сельское хозяйство как индустрия

Ключевым различием между российским и европейским законодательством регулирования является наличие в ведущих странах Европы развитой системы общественных институтов (социальных систем) управления: влиятельные кооперативы, ассоциации, различные профессиональные сообщества (PGS), а также организованные сообщества покупателей (CSA). Это можно выразить как движение от частного к общему. Надзорные и регуляторные функции часто выполняют специализированные организации, сформировавшиеся из профессиональной среды. Это дает возможность ассоциациям органического земледелия выступать в качестве органа сертификации, либо в качестве регистрационного органа.

Далее это уже встраивается в практику международных институтов системы гарантии качества. Как пример:

• Международная организация по стандартизации www.iso.org

• Международный Регистр Сертифицированных Аудиторов www.irca.org

• Международная Служба Органической Аккредитации www.ioas.org и др.

Швейцария, европейский пример

В Швейцарии есть так же органы федерального уровня, такие как Bio-inspecta и ProCert, они не вмешиваются в дела фермерских сообществ без «приглашения». Организации федерального уровня выступают в роли арбитражного судьи (в случае спорных ситуаций), они же рассматривают, принимают и отрабатывают жалобы, а продукцию или на проводимую сертификацию, на качество продукции или услуги, а также организуют обучающие мероприятия, проводят исследования и гармонизацию стандартов между сообществами и т.д. Федеральные органы власти несут ответственность перед наделяющими их властью, то есть перед представителями гражданского общества. Никак не вмешиваются в работу добросовестных участников рынка.

А как в Америке

В США так же, как и в Европе, сильно развито органическое движение, социальные институты регулирования, частные и кооперативные стандарты. Впервые юридические основы для organic food (органические продукты) были заложены в 1990 году, но Национальная органическая программа США (NOP USDA) начала работать лишь с 2002 года. Она направлена на развитие национальной системы сертификации и поддержку бизнеса через продвижение продукции с маркировкой NOP. Отличительной чертой требований к органической системе производства в США является допущение гидропонных технологий выращивания (что не принимается, к примеру, в европейском сообществе), а также возможность указывать долю органического сырья в продукте при национальной маркировке. Например, продукция ORGANIC USDA может быть на 70%, 95% и 100% произведена из органического сырья.

В условиях пандемии COVID 2020 года, темпы роста продаж органической продукции выросли ещё больше. На международном органическом рынке самыми распространёнными знаками, гарантирующими органическое качество, являются маркировки по Регламенту ЕС и Национальной органической программе США. В международной торговле органической продукции используются в основном эти маркировки. Свыше 95% всего мирового рынка органической продукции имеет хотя бы одну из них.Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть фото Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть картинку Сельское хозяйство как индустрия. Картинка про Сельское хозяйство как индустрия. Фото Сельское хозяйство как индустрия

Несмотря на то, что наибольшее число органических сельхозугодий и производителей органической продукции находится за пределами стран ЕС и США, эти два региона совокупно дают 81% мировой экономики органической продукции. Именно это определяет, почему органическая сертификация по нормам Евросоюза и США является своего рода market-maker, и они задают общие тренды на мировом рынке органической продукции.

Структура продаж органической продукции по странам мира в 2018 году (%)

Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть фото Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть картинку Сельское хозяйство как индустрия. Картинка про Сельское хозяйство как индустрия. Фото Сельское хозяйство как индустрия

Восточный опыт

У Китая есть три национальные системы гарантии.

Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть фото Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть картинку Сельское хозяйство как индустрия. Картинка про Сельское хозяйство как индустрия. Фото Сельское хозяйство как индустрия

В 2003 AQSIQ выпустила регламент, регулирующий деятельность по сертификации и обороту органических продуктов в КНР «Методы управления сертификацией органических продуктов» (Приказ №67). С 2004 года были организованы и начали работу местные отделы сертификационного надзора за органами органической сертификации. Весной 2005 года AQSIQ выпускает «Национальный стандарт органических продуктов» и «Правила сертификации органических продуктов». Появляется национальный логотип органической продукции. Отличительной чертой Национальной системы качества Китая является возможность специальной маркировки продукции, которая находится в переходном периоде, то есть еще не имеет статус organic, но уже производится по органическим технологиям.

Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть фото Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть картинку Сельское хозяйство как индустрия. Картинка про Сельское хозяйство как индустрия. Фото Сельское хозяйство как индустрия

В марте 2012 года вступил в силу обновленный Национальный стандарт органической продукции КНР (GB/T 19630-2011), действующий по настоящее время. По характеру регулирующих документов в Китае был взят курс на защиту собственных внутренних рынков. Согласно «Методу управления сертификации органических продуктов», импортируемые органические продукты обязаны соответствовать законодательству Китая, административным и отраслевым правилам, а также Национальному стандарту органических продуктов. Продукты, не сертифицированные по нормам и требованиям Китая, не могут быть отмечены вышеупомянутыми знаками на упаковке. На внутреннем рынке национальная сертификация стала обязательной, иначе рекламная информация расценивается властями как вводящая в заблуждение. Темпы роста продаж органической продукции на внутреннем рынке у Китая стали самые высокие в мире, с 2012 года ежегодный прирост составляет более 1 млрд. евро.

Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть фото Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть картинку Сельское хозяйство как индустрия. Картинка про Сельское хозяйство как индустрия. Фото Сельское хозяйство как индустрия

Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть фото Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть картинку Сельское хозяйство как индустрия. Картинка про Сельское хозяйство как индустрия. Фото Сельское хозяйство как индустрия

А что у нас

• Во-первых, у нас есть определенный конфликт интересов в секторе, а поэтому даже при желании отдельных коллег, институционально зарубежные организации никогда не станут нам реально помогать, так как это может мешать достижению их собственных интересов.

• Во-вторых, весь международный опыт показывает, что распространяемые европейским и американским бизнес-сообществом тренды, вся их зарубежная активность в сфере органик, служит лишь развитию влияния их собственного капитала. По-моему это всем ясно и, вообще говоря, вполне логично.

Движущей силой развития производства экологически чистой продукции и продукции органического производства в России является внутренний рынок. Но этот потенциал абсолютно не реализован, и по-прежнему находится в серой зоне экономики страны. По данным NeoAnalytics, емкость российского рынка экологической продукции оценивается в 300 млрд. руб. Рынок заполнен лишь на 2% и имеет большой потенциал для роста.

Характер российской модели рынка «экопродуктов» [презентация]:

Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть фото Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть картинку Сельское хозяйство как индустрия. Картинка про Сельское хозяйство как индустрия. Фото Сельское хозяйство как индустрия

Экономика России позволяет создать условия бизнесу для развития экологичных и органических производств. По различным оценкам, внутренний рынок «здоровой еды» в России оценивается примерно в 900 млрд. рублей. Экспортный потенциал не меньше. Несмотря на сильную конкуренцию со стороны Украины и Казахстана, Россия смело может выйти на экспорт органической и экологичной продукции в 1-3 млрд. долларов. Нужны условия для бизнеса. Масштаб новой экономики (цивилизованного рынка органик в России нет) можно смело оценивать как минимум примерно в 15 тысяч сертифицированных сельхоз производителей, 3-5 тысяч сертифицированных предприятий переработки, торговли и т.п. Для России это должно послужить созданием новых рабочих мест с высоким уровнем дохода в селе, условием для притока капитала в сельские населенные пункты, на развитие сельских территорий и для роста малого и среднего бизнеса в сегменте переработки, логистики и торговли.

Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть фото Сельское хозяйство как индустрия. Смотреть картинку Сельское хозяйство как индустрия. Картинка про Сельское хозяйство как индустрия. Фото Сельское хозяйство как индустрия

Рецепт развития отечественного органического движения, органической экономики в России.

Необходимо развивать инструменты коллективной сертификации (через кооперативы, консорциумы, трасты и т.п.), нам необходима общероссийская методология системы гарантии качества органическим сообществом, по аналогии с Participatory Guarantee Systems (PGS). Дальнейшее признание этой системы гарантии качества в IFOAM как PGS-Russia. Система гарантий сообществ позволит по аналогии с Европой и США (в частности Швейцария) выстраивать взаимоотношения между региональными трендмейкерами органического и экологического движения в России. Нам будут задавать тренды либо чужеземцы, либо отечественные региональные общественные и профессиональные организации. Что выберут федеральные органы власти, к сожалению, пока остается загадкой.

Должна быть организована работы от частного к общему в усиление национальной стандартизации и для местных систем гарантий качества в пользу отечественного производителя. Главная роль в этом за региональными объединениями по типу PGS и CSA. России нужна сильная структура, способная продвигать качество органической продукции. Например, РОСКАЧЕСТВО может быть в роли координирующего субъекта управления вопросами, систем гарантий органического качества в России. Де-факто, только РОСКАЧЕСТВО сегодня и может выступить консолидирующим партнёром для самых различных региональных и специализированных органических сообществ РФ.

Под предлогом экспорта дальше продолжать заигрывать с иностранными организациями бесполезно и даже вредно. Пока мы топчемся на месте, мы теряем рынки сбыта. Китай экспортирует примерно на 1 млрд.евро органической продукции в год, невзирая на все экономические конфликты и давление со стороны США и Европы. Для экспорта нужно не «дружбу водить», а дать выгодное коммерческое предложение, отвечающее требованиям заказчика. Поэтому попытки подстроить российских сельхозпроизводителей под иностранные нормы производства (словно мы в колониальной провинции) лично для меня выглядит как минимум дико, а порой и как предательство интересов страны.

По аналогии с КНР и США, господдержку лучше всего направить на развитие благоприятного имиджа органической продукции и продукции с улучшенными экологическими характеристиками. Проведение на системной основе обучающих мероприятий, организации социальной рекламы в поддержку отечественного органического производства, проведение бесплатной квалификационной оценки и подготовки сельхоз предприятий для перехода на систему органического производства. Единственное, что нужно дотировать, так это сертификацию по Национальной системе качества органик (и, естественно, только российским производителям).

От государства требуется также административная и маркетинговая поддержка на федеральном уровне. Прочую прямую поддержку новой органической экономики России выстраивать лучше уже на региональном уровне в рамках единой федеральной политики развития органического сельского хозяйства. На местах виднее. В каждом регионе работа государственных органов, в направлении поддержки органического производства и рынка сбыта будет отличаться. Это естественно, Российская Федерация огромна и многообразна. Основными партнерами для органического земледелия в регионах являются, конечно, субъекты управления сельским хозяйством и экономического развития. Партнёрами могут выступать представители ассоциаций (например, АККОР, СОЗ, НАКП и др.), а так же региональные центры инжиниринга, инфраструктура поддержки предпринимательства и т.п. Государственный аппарат, который способен эффективно поддерживать органическое сельское хозяйство и продажи органической продукции есть, его не нужно изобретать, не нужны новые чиновники. Хватит. Нужны новые предприниматели.

Необходимо активнее вовлекать бизнес круги, нужна обратная связь органического сообщества, необходимо активнее содействовать формированию профессиональных, квалифицированных производств. Нет смысла оглядываться, что от нас хотят другие страны, как там «в европах и америках». Нам нужно чаще задавать себе вопрос: В чем польза для нашего общества, а значит для России.

Резюмируя.

Государственная поддержка федерального уровня:

• Дотации на сертификацию по ГОСТу 33980. Усилить Национальный знак ОРГАНИК.

• Административная поддержка отечественных производителей. Защита их интересов.

• Региональная работа по консолидации органического производства. (PGS & CSA)

• Маркетинговая поддержка органической продукции на внутреннем рынке.

• Поддержка контрактов на экспорт. Маркетинг. Исследование рынков. Реклама.

• Информационная поддержка. Социальная реклама. Ознакомительные мероприятия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *