Семидесятка машина как выглядит
Toyota Land Cruiser 70-й серии
В разные годы для некоторых стран под одними и теми же индексами в названии модели шли ну совершенно непохожие «крейсеры». Они отличались не только длиной колесной базы, салоном и внешностью, но и моторами, подвесками и трансмиссией.
Конвейер, на котором с середины 80-х годов собирают автомобили «семидесятой» серии, ни разу не останавливали. Однако ближе к концу тысячелетия «семидесятки» выпускали мелкими партиями, в основном по заказам международных гуманитарных организаций. Однако лет пять назад в Toyota Motor, вероятно, поняли, что конкурент у их брутального внедорожника по сути один – Land Rover Defender, и всерьез взялись за свои утилитарники. Land Cruiser слегка подретушировали (что прежде всего заметно по передней части с новыми фарами, решеткой и крыльями), и его продажами занялся холдинг Toyota Gibraltar, имеющий, кстати, представительно и в США. Что касается официальных продаж в салонах европейских и российских дилеров, то их не было, нет и не предвидится. Чем-то это похоже на ситуацию с нуворишем, который благодаря деньгам попал в высшее общество и теперь стесняется своих сестру-доярку и брата-тракториста.
ЦИРК НА КОЛЕСАХ
Какие же из свежих «семидесятых» «крейсеров» есть на нашем вторичном рынке? Больше всего было привезено автомобилей 76-й модели (HZJ76). Она – классический пятидверный внедорожник с десятью (!) заявленными посадочными местами. Не ломайте голову, как такое возможно. Похоже, что эти цифры рассчитывались с использованием акробатов. Четверо на откидных лавках в багажнике, трое на заднем диване и еще трое спереди. Но это еще что: в HZJ78, где всего три двери, максимальная вместимость составляет 13 человек! Вот уж где цирк на колесах. Поэтому не удивляйтесь, увидев в документах автобусную категорию D. Тем не менее существовали и законные пути оформления таких «автобусов» в легковые категории, хотя назвать легковым автомобилем вроде бы современный внедорожник, где нет вообще ни одной подушки безопасности и никакой шумоизоляции, тяжеловато. Правда, в эту картинку не вписывается кондиционер, имеющийся на большинстве экземпляров. Кстати, поняв, что устойчивый спрос на этих «динозавров» существует, Toyota в 2010 году провела модернизацию. Наконец-то появились фронтальные подушки, из-за чего поменяли руль и переднюю панель. В ряду «семидесяток» есть еще и пикап с короткой кабиной HZJ79, но у нас он экзотика.
ТА САМАЯ «ШЕСТЕРКА»
Мотор у «гибралтарок» один-единственный – классическая дизельная рядная «шестерка» 1HZ объемом 4.2 литра и мощностью, по разным данным, примерно в 135 л. с. Учтите, турбодизельные версии не предлагали нигде, кроме Австралии. Есть еще арабские модификации с бензиновыми моторами, но их к нам не везли. Причина – никакой экономии топлива и небольшой запас хода. Кроме того, не все из них подходят под евронормы по чистоте выхлопа, в отличие от дизеля, увешанного экологичными девайсами.
Дизель 1HZ, конечно, уже не тот, что двадцать лет назад, но не в плане выносливости и долговечности. Просто «тойотовцы» не стоят на месте и в проверенных и отточенных, казалось бы, до идеала узлах и агрегатах все равно что-то регулярно меняют. А оборачивается это отсутствием унификации запчастей.
Что касается эксплуатационных особенностей, то… да нет там ничего хитрого: лей нормальное топливо, меняй масло с фильтрами и зевай от скорости разгона. Разве что если зимой мотор не догревается, можно поставить «зимний» термостат в систему охлаждения.
КСТАТИ, ВСТРЕЧАЮТСЯ КОМПЛЕКТАЦИИ
для холодного климата с двумя аккумуляторами и двумя печками, а так же с подогревом топливного фильтра. Любителям путешествий полезно знать, что в двигателе стоит высотный компенсатор – значит, на горных перевалах мощность не будет пропадать в неизвестном направлении. Стоит обратить внимание и на то, что в списке оригинального дополнительного оборудования значится второй топливный бак на 90 литров.
Трансмиссия конструктивно та же, что и на первых Land Cruiser: подключаемый в раздаточной коробке передний мост и понижающая передача. Колесные хабы с ручным приводом могут как наличествовать, так и отсутствовать. Во втором случае начинка моста крутится всегда, но до включения режима 4WD вхолостую, без нагрузки. Есть версии с заводской блокировкой дифференциалов.
Проблемы с агрегатами трансмиссии известны только у «трофистов». Хотя стоит отметить, что качество и долговечность сальников стали хуже, чем десять–пятнадцать лет назад. В 90-х годах текущий сальник на трехлетней машине был событием крайне редким… Впрочем, и трава раньше была зеленее, и небо голубее.
ЭКОНОМИЯ НА СПИЧКАХ
А что еще раньше было лучше? Хотите – верьте, хотите – нет, но кузовное железо и качество его окраски. С микрометром никто толщину кузова не измерял, однако по крыше и капоту современных «семидесяток» ходить не рекомендуется: могут появиться необратимые вмятины. Крупный град также имеет шансы оставить свои следы. Но самое печальное – то, что большинство машин белого цвета после пары российских зим обзаводятся рыжими «веснушками». И это без нарушения лакокрасочного покрытия. Правда, машины, окрашенные красками «металлик», с подобной неприятностью не засветились.
В номинации «Лучший экспедиционный автомобиль» современный Land Cruiser 70-й серии в лидерах. Да, мы в курсе, что существуют похожие внедорожники, но ведь главное в автономном плавании – надежность и простота конструкции средства передвижения. А с этим у «семидесятки» все отлично, особенно с простотой.
Юрий, Land Cruiser 76, 2008 г. в., 4.2 л, МКПП
Это не первый мой Land Cruiser, много лет назад у меня была 73-я модель. А настоящий внедорожник мне необходим, поскольку я живу за городом… Однажды, листая рекламу, я увидел в продаже новую 76-ю и сразу решил: «Беру!».
Я человек без претензий, но отсутствующая шумоизоляция на колесных арках удивила. В остальном же все нормально. Рулится, тормозит, разве что разгоняется медленно, зато ест всего около 10 литров солярки. В мороз ниже минус 15 °С стрелка температуры не желала сдвигаться с нижней отметки. Сделал времянку из картонок перед радиатором – помогло. Через год на моей белой машине появилась ржавчина на стыках задних панелей. Пришлось сделать антикор.
При пробеге 60 тыс. км загудел передний ступичный подшипник. Рановато для легендарной машины, на которой я практически не езжу по серьезному бездорожью. А в остальном – никаких недостатков. Трактор, он хоть в Африке, хоть в России – трактор.
Toyota Land Cruiser 70 2021 года: почему внедорожник вышедший в 80-х годах всё еще производится новым?
Весной 2021 года название Land Cruiser стало самой упоминаемой моделью внедорожника в различных интернет-СМИ, заслугой чему выступило ожидание презентации автомобиля нового поколения – Toyota Land Cruiser 300. «Крузак» остается машиной, почитаемой автолюбителям многих стран, поэтому неудивительно, что к такому, как смена поколения, событию приковывается столько внимания.
Автолюбители из разных стран дотошно изучают шпионские фотографии нового 300-го Land Cruiser и активно обсуждают измененные формы воздуховодов на бамперах или новый декор на радиаторной решетке. Это в очередной раз доказывает, что японская модель обладает статусом культовой. Настолько, что производитель, например, никак не может снять с производства версию Land Cruiser 70, которая впервые вышла в далеком 1984 году!
На странице все подробности о легендарном рамном внедорожнике – Тойоте Ленд Крузер 70:
Почему столько лет в строю
Легендарная «семидесятка» или Toyota Land Cruiser 70 фактически стала родоначальником Prado, которая с 1997-го стала развиваться как самостоятельная модель. Ее выпускают и в 2021 году, причем в комплектациях, не сильно отличающихся от тех, что пользовались спросом в 80-90-е гг.
Подвеска Land Cruiser 70 2021 модельного года представлена двумя неразрезными мостами. Спереди демпферами выступают пружины, сзади – рессоры, поэтому ломаться в таком шасси нечему, а при необходимости ремонт становится предельно простым и недорогим. Платформой на этом внедорожнике выступает надежная рама, а в гамме доступных моторов представлены сплошь самые надежные агрегаты Тойота.
При этом покупатель может отдать предпочтение двигателю «из 90-х» – рядной «шестерке» 1FZ-FE, которую заслуженно называют «миллионником» или вполне современному 4.0-литровому дизельному 1VD-FTV, который продолжает ставиться на Land Cruiser 200 2021 модельного года.
Экстерьер и интерьер
Глядя на внешний дизайн этого автомобиля, напрашиваются мысли о «классике, которая не устаревает», к тому же стильный экстерьер – это не совсем то, что требуется от настоящего внедорожника, который эксплуатируется в самых сложных условиях.
В свое время угловатость кузова «Крузака» стала отличительной чертой 70-ки, ведь вслед за ней стали появляться версии с более плавными кузовными линиями. Внутри же Land Cruiser 70 исключительно практичен: здесь нет сверхмягких пластиков или дорогой кожи, зато есть все, что могло бы пригодиться в длительной и неутомительной поездке по бездорожью. А еще этот «японец» по-своему высокотехнологичен, пусть и без сенсорных дисплеев на передней панели, но со всеми свойственными относительно комфортному автомобилю бортовыми системами.
Технические характеристики и начинка
Новые и б/у внедорожники Land Cruiser 70 можно встретить с самыми разными двигателями. Помимо рядной «шестерки» и современного турбодизеля V8 объемом 4.5 литра (207 л. с.), на семидесятку ставятся бензиновые моторы 1GR-FE (V6 4.0, 231 л.с.) и старинные дизеля 1HZ (4.2 л, 131 л. с.) Подавляющее большинство модификаций идет с механической «пятиступкой», реже можно встретить внедорожники с трансмиссией 4-АКПП. К слову, оба варианта надежны и при должном обслуживании не доставляют хлопот на протяжении минимум 200 тыс. км. пробега. Разумеется, здесь же и все атрибуты настоящего вездехода, включая «понижайку» и блокировку дифференциала.
Тойота Ленд Крузер 70: Цены в России
Модель Toyota Land Cruiser 70 2021 года широко представлена в продаже, поэтому при желании обзавестись настоящей легендой останется лишь выбрать между новым и б/у автомобилем. Средняя стоимость «семидесятки» с символическим пробегом в 100-200 км. сегодня составляет 5,5-6,5 млн. рублей. Для сравнения, экземпляры подержанные, на одометре которых отображаются цифры в 80-150 тыс. км., можно купить за 2-3 миллиона. При этом год выпуска автомобиля может варьироваться от 2008-го до 2019-го.
Вечная машина в 21 веке: стоит ли покупать Toyota Land Cruiser 70 за 4 миллиона рублей
Странный вопрос и странный ответ – уже в заголовке, не правда ли? Семидесятая серия Land Cruiser появилась в середине восьмидесятых – и за такого динозавра предлагается заплатить сумму, за которую можно взять «двухсотку»? Конечно, почти все знают, что Land Cruiser 70 выпускается по сей день, и потому легко догадаться, что мы будем вести речь о почти новых машинах. И все же, в чем смысл такой покупки, и почему за неприглядные квадратные внедорожники с механической коробкой передач просят 4 миллиона рублей, а то и более?
О говоримся сразу: обозначенный нами бюджет в 4 миллиона предполагает покупку практически нового автомобиля с пробегом от нескольких сотен до нескольких тысяч километров. И конечно же, присматриваться к «семидесятке» можно и имея гораздо меньший запас денег – но мы поговорим не о «настоящих» экземплярах родом из восьмидесятых, а о «рестайлинговых» машинах, которые отсчитывают возраст с 2007 года. Впрочем, и их нельзя назвать «бюджетными» или «народными»: предложение здесь начинается с двух миллионов рублей, а за ухоженные варианты с небольшим пробегом и/или набором дополнительного оборудования все равно просят под три. Так что четыре миллиона за машину без пробега – это не то чтобы удивительно – это логично. Ну, по крайней мере, в отрыве от автомобильного прогресса и рыночной реальности. Ведь суть Land Cruiser 70 в 2019 году – как раз в максимальном отказе от прогресса и уходе от этой самой реальности. И сейчас мы вкратце разберемся, почему.
Toyota Land Cruiser (J76) ‘2007–н.в.
Выбор машины мы традиционно начинаем с кузова, а в случае рамного внедорожника – еще и с рамы. Свежие «семидесятки» не очень типичны с точки зрения выбора подержанной машины: в подавляющем большинстве случаев их приобретают как рекреационные автомобили, а не машину на каждый день. Из этого следует то, что многие более-менее регулярно бывают на серьезном бездорожье или ездят в экспедиции туда, куда Макар телят не гонял, но при этом неплохо обслуживаются и качественно моются. О новых и двух-трехлетних машинах и говорить нечего, но даже образцы возрастом в семь-десять лет выглядят очень хорошо, во многом именно благодаря хорошему уходу.
Кузову он, кстати, весьма пригодится: ведь всем известно, что «раньше было лучше», и современное ЛКП мягче, а потому сдается под напором легче: достаточно вспомнить нынешние «крузаки», владельцы которых жалуются, что машину можно поцарапать ногтем. Тем не менее, масштабную коррозию найти вряд ли удастся, но вот точечные повреждения на машинах возрастом от трех лет будут почти наверняка. Важно своевременно обрабатывать и подкрашивать сколы, чтобы машина не выглядела слишком уж брутально, а заодно не теряла репутацию «вечной» в глазах окружающих. То же самое актуально и для рамы и днища: наверняка, потратив два-три миллиона на свежий внедорожник, владелец озаботится вопросом антикора и качественной мойки, но осмотреть низ машины, чтобы оценить, так ли это, стоит обязательно. Если же речь идет о «старой» машине года этак 2012, то осмотр должен быть более придирчивым: нарекания и на качество окраски, и на коррозионную стойкость рамы встречаются чаще, чем можно было бы ожидать.
Сюда же стоит отнести и осмотр подвески, которая у «семидесятки» ожидаемо простейшая. Два неразрезных моста, передний подвешен на пружинах, а задний – на рессорах, так что в мелочах ломаться тут просто нечему. Встречаются отдельные недовольства тем, что рессоры имеют нижнее крепление, проходя под мостом, что несколько ухудшает проходимость, но с точки зрения ремонта и содержания здесь все просто и надежно. При покупке машины с пробегом убедиться стоит разве что в целостности креплений и в том, что коррозия исключительно поверхностная, а также проверить любовь к машине предыдущих владельцев, послушав мосты и проверив масло в них. Забитые сапуны и водомасляная эмульсия – явный признак того, что владелец считал машину действительно «необслуживаемой» и «неубиваемой», на самом деле планомерно ее убивая.
Было бы странно, если бы японцы ставили под капот такого утилитарного внедорожника проблемные или капризные моторы, так что здесь не только есть возможность выбора, но и практически нет шанса ошибиться. Бензиновый мотор в свежем Land Cruiser 70 – это безальтернативный V6 с индексом 1GR-FE: здесь 4 литра объема и около 230 л.с. мощности. Мотор этот родом из начала двухтысячных и знаком чуть ли не по всем внедорожникам и пикапам марки от популярных у нас Land Cruiser Prado 120 до FJ Cruiser и американских Tacoma и Tundra. Пробег в 300 тысяч для него практически гарантирован, а при условии хорошего обслуживания с должным вниманием к смазке и охлаждению можно без особых проблем намотать и полмиллиона.
Toyota Land Cruiser (J76) ‘2007–н.в.
Если вы выбираете машину не из салона, а со вторичного рынка, под капотом можно встретить рядную «шестерку» 1FZ-FE. Она еще проще и еще надежнее: мотор появился еще в девяностые, и его запас прочности позволяет даже причислить его к «миллионникам». Разумеется, его тоже нужно обслуживать: как минимум цепной ГРМ и привод клапанов без гидрокомпенсаторов намекают на то, что не стоит переоценивать ресурс «железа». Однако если вам хочется получить именно простой и надежный бензиновый мотор, это лучший вариант – вот только беспробежных машин с ним не найти.
Схожая ситуация – и с «ископаемым» дизелем 1HZ: от него японцы не отказывались, но новая «семидесятка» с таким мотором на момент написания в продаже была всего одна. Тем не менее, если Land Cruiser 70 для вас – это способ по-настоящему смачно плюнуть в лицо техническому прогрессу, то вы просто обязаны купить внедорожник именно с рядным 4,2-литровым 6-цилиндровым дизелем 1HZ. Этот цельночугунный мотор появился с девяностые и с тех пор не изменил себе ни на йоту. Никакого наддува, никакого непосредственного впрыска и никакой электроники – только два клапана на цилиндр, один распредвал в ГБЦ, механический ТНВД с приводом шестерней от коленвала и вихрекамеры на впуске. Привод распредвала – ременной, и этот ремень лучше менять регулярно, хотя бы раз в сто тысяч, ну а в остальном конструкция столь же надежна, сколь и стара. Заправляться в крайнем случае можно тем, что удалось выменять на деньги в ближайшей деревне – правда, если делать так регулярно, ресурс ТНВД порадует чуть меньше. Помимо недешевого, но редкого ремонта ТНВД огорчить может только мощность: 130 сил – это запас «по нижнему пределу» для двухтонной машины, хотя почти 300 Нм момента вполне хватает, если не увлекаться большими колесами.
Toyota Land Cruiser (J76) ‘2007–н.в.
Однако большая часть новых дизельных машин на рынке оснащается современным четырехлитровым дизелем 1VD-FTV – почти таким же, какой стоит в нынешних Land Cruiser 200. На «двухсотках» он имеет двойной наддув, а на «семидесятки» ставится версия с одной турбиной: здесь около 200 сил против 250-280, и момента ощутимо поменьше, около 430 Нм против 650. Впрыск, конечно, уже непосредственный, а турбина имеет изменяемую геометрию. Тем не менее, мотор вполне проверенный, а с учетом меньшей форсировки ресурс обещает быть очень приличным. Правда, грядущие вложения в топливную систему, а также в турбину никто не отменял – но до этого пройдет не один год.
Почти все машины, предлагаемые сейчас с минимальными пробегами, оснащены пятиступенчатой механической коробкой передач. Естественно, их ресурс не вызывает сомнений – но и имеющиеся в продаже «пробежные» варианты с четырехступенчатыми автоматами Aisin тоже не разочаруют: коробки простые и ресурсные, и при условии замены масла раз в 40-50 тысяч легко пройдут более 200.
Toyota Land Cruiser (J76) ‘2007–н.в.
Подытоживая разницу между выбором новой машины за 4 миллиона и слегка подержанной за 2-3, стоит отметить необходимость проверки документов и прошлого. У нас, несмотря на все планы и раздумья японцев, «семидесятки» официально не продавались – то есть, они все приехали с зарубежных рынков в частном порядке. На практике это означает не только вариативность выбора кузова от пикапа с однорядной кабиной до 13-местных машин «автобусной» категории, а также разные особенности вроде дополнительного отопителя, штатных блокировок в мостах или ступичных хабов, но и возможность выяснить, в каком состоянии и когда автомобиль прибыл в страну, и сколько он по ней проехал. Для новых машин стоит проверить аукционный лист и прочие ввозные документы, а для тех, что имеют пробег по России, можно добавить к этому стандартные проверки по базам данных, таким как Автотека, чтобы выяснить историю ДТП и пробега. Вероятность того, что машину ввозили битой, невелика, а вот смотанный пробег у «экспедиционника» – вариант вполне возможный. И пусть ресурс у машины огромен, знать настоящий пробег стоит.
С учетом всего того, о чем мы говорили выше, логичным выбором при покупке Land Cruiser 70 можно считать вот такой: пятидверный дизельный внедорожник с механической коробкой передач и без пробега. Но помимо таких вариантов для обеспеченного энтузиаста на рынке есть и более дешевые предложения, да еще и с более простым дизелем вместо современного V8 или бензиновым V6 – в общем, те, кто располагает достаточной суммой и желанием, наверняка найдут вариант по душе. Пусть даже найти понимание у окружающих им вряд ли удастся.
Toyota Land Cruiser 70-series. Концентрат Мыслей.
Массовое помешательство брутальных мужчин на современной «олдскульной семидесятке» у меня вызывает лишь снисходительную улыбку. Мне близко преклонение пред простой и неприхотливой утилитарной техникой, но в данном случае скепсиса больше чем оптимизма, и вот почему.
Речь в данном Концентрате пойдет исключительно про серию Heavy Duty, производящуюся по сей день, и каким-то серым чудом попавшую на отечественный рынок. Все что я напишу ниже, не имеет никакого отношения к версии Light, снятой с производства 22 года назад.
Так часто бывает, автопроизводители по только им ведомым причинам перестают выпускать действительно удачные модели, а им на смену выводят не самые совершенные новинки или модификации. Так произошло и с «легендарной Семидесяткой». Легенды относятся к той, легкой серии, к TLC73 или 78, с мотором 1KZ. Легким, крепким, пружинным, мостовым внедорожникам, которым до сих пор нет равных там, где нет дорог, не смотря на возраст. Увы, легендарная 70-ка ушла в историю без малого четверть века назад. Главный козырь нынешних версий Toyota Land Cruiser HZJ76/78/79 — исчезающе малое число прямых конкурентов.
Объективности ради, хочу отметить, что на тяжелой серии я никогда не ездил, не тестировал её, и весь Концентрат построен на анализе увиденного в ходе многочисленных экспедиций, услышанного от знакомых мне владельцев, подсмотренного в сервисах, где 70-ки висели на соседних подъемниках. Это, конечно, не дело, но взять такую машину на тест банально негде. В России машин достаточно мало, все они в руках не бедных людей, практически всегда на правах любимой игрушки и как минимум второй машины в семье.
У каждого владельца будет своя история, своё мнение, свое обоснование данного приобретения, и я не рассчитываю на поголовное согласие. Есть чем возразить или дополнить сказанное? Для этого созданы комментарии. Не молчите.
Очень веселят эпитеты «вечная» или «неубиваемая», применимые к любому современному автомобилю Toyota, и в частности к 70-й серии. Это, конечно же не так. Возможно, так было в вашем дальневосточном детстве, когда ваш папа купил себе праворукий Toyota Crown, который прошел без замены масла и колодок двадцать лет и три миллиона километров, а сломался лишь потому, что на него упал балкон с рассадой и велосипедами. Да, Семидесятка бесспорно крепкая машина, но… скажем, Land Cruiser 80 был крепче. Да и 100-ка была хороша, и нынешняя 200-ка тоже не промах. У всех свои недостатки, но в целом, это не позор-позор. И, что очень важно, все они будут проходимее грузовой TLC70 в средних российских условиях.
Грузовая версия Семидесятки не даром не продается в северных странах, ареал обитания этого внедорожника — степи, грейдеры, каменные пустыни. По направлениями TLC76-79 и правда валит очень хорошо. У меня был опыт следования за такими Тойотами при движении в одной колонне по Казахстану и Алтаю, и даже вопросов нет, машина рождена для таких покрытий. Скажем, Land Rover Defender, не так давно ушедший в историю, на подобных грунтах терял заклепки от вибрации и рассыпался на глазах. Nissan Patrol Y60/Y61 может конкурировать со стоковой TLC76 лишь на стравленных колесах или после замены подвески. Рессорный же 70-й Land Cruiser в полном стоке «поливает» по направлениям — только шуба заворачивается. Не удивительно, что Семидесятка вчистую выжила Дэф в Африке.
Так что же не так в грузовых Семидесятках, спросите вы? Да все не так, ребята! Все эти машинки хороши и замечательны пока они ездят там и их не начинают строить очумелые ручки здесь. Если же вы её привезли в Россию и решили юзать в хвост и в гриву, вас ждет масса разочарования. Одно из первых — цена вопроса. Средняя цена на auto.ru на сегодняшний день колеблется в районе 4.200.000 рублей. Четыре миллиона двести тысяч рублей. Осознали? Норм. Дизельный TLC200 в базе стоит от 4 млн. рублей. Но едем дальше.
В целом, с учетом «легендарной надежности» и случившейся отмены пенсий, каждый из нас, наверное, хотел бы иметь машину «на века». Так что, допустим, 4,2 миллиона в проекции на эксплуатацию в течении трех десятков лет, это разумно. Что же мы получаем за эти деньги и до гробовой доски? Правильно, усы, лапы и хвост. Мы получаем пустую как барабан Тойоту, в которой нет ни-че-го, к чему так привыкли люди, у которых лежат в тумбочке 4,2 ляма. И не надо рассказывать, что в этом и есть скромное очарование рабоче-крестьянской утилитарной техники, и что именно о таких спартанских креслах вы и мечтаете, когда стоите в пробке в своем банальном черном S-class. Моя статистика показывает, что абсолютно все владельцы 76-79 серии не выезжают дальше ближайшего поля, пока не разберут половину автомобиля в гайки и не проведут следующие работы:
— Полный внешний и внутренний антикор, потому что его нет совсем. Если вы покупаете б/у машину и антикора нет, разворачивайтесь и ищите другой вариант.
— Полная шумоизоляция, потому что её нет совсем
— Замена смазки на более «северную» в ступицах, в агрегатах
— Установка музыки — потому что её тоже почти совсем нет
— Замена передних сидений — потому что на штатных невозможно ездить более получаса
— Обычная операция — отодвигание заднего дивана на 10-13 см назад, потому что за неяпонцами поместиться могут только дети гномов.
Так же, все владельцы отмечают что кузовной металл очень тонкий, гнется пальцами и легким градом.
Сами понимаете, эти операции прилично добавляют к цене автомобиля, примерно 200-300 тыс.рублей. Итого, цена уже 4,5 млн.
Конечно, где-то в Красной Книге записано, что в природе существует версия для холодного климата, с двумя аккумуляторами и двумя печками, и даже с подогревом топливного фильтра. Наверно это так, но к нам преимущественно приходят машины, собранные для Арабских Эмиратов, а это значит, что вам предстоит установить второй аккумулятор, поставить более мощный генератор, и, обязательно, европейский термостат, иначе машина не прогреется никогда. Возможно и это не поможет мотору прогреться как следует, тогда есть еще один шанс поправить ситуацию. Говорят, на «арабах» идет другая прокладка ГБЦ, там все отверстия рубашки охлаждения сквозные, а на версиях для северных регионов прокладка сделана с перекрытием, замедляя тем самым циркуляцию охлаждающей жидкости. Возможно это утка, не знаю.
Так же, если вы живете в холодных регионах, доктор вам пропишет автономный обогреватель салона, фен. и так как объем обогреваемого воздуха почти как у микроавтобуса, слабеньким отопителем не обойтись. Вот и еще 100-150 тысяч как с куста, и ваш TLC76 стоит уже 4,6 млн.
Но это только ягодки. Первое, что вгонит вас в тоску — динамика. Дизельная рядная «шестерка» 1HZ объемом 4.2 литра, с которой бегает львиная доля проданных в РФ машин, не впечатляла и двадцать лет назад, а в наши дни ваше место за троллейбусом в городе и за фурой на трассе. Конечно, не все так плохо, ведь человек привыкает ко всему, а максималка у Тойоты в районе 160 км/ч, можно рассчитать и разогнаться с горы! Но… человек, отдавший 4,6 млн обычно не очень хочет чтобы его обгоняли арбузные фуры на пути к Черному Морю. А значит, меняем мотор!
Новенький 1HZ убираем под верстак, и покупаем на новую машину б/у «контрактный» 1HDT или еще лучше 1HD-FT. Ставим, и вуаля, Семидесятка начинает соответствовать современным понятиям о динамике! Расход топлива приятный, 10-12 литров, катайся не хочу! Только вот незадача… очень быстро осыпается коробка передач R151… Быстро, это до 100 тыс.км, на минуточку. Что же делать?
На помощь, как всегда приходит рынок б/у запчастей от TLC80, снятой с производства совсем недавно, 21 год назад. Сперва их дербанили чтобы тюнинговать TLC105, затем Стопятка ушла в историю, и теперь объектом активного скрещивания стала 70-я серия.
И так, нашли на рынке сильно б/у коробку H150 или H151, поставили, выдохнули. Так может стоило и раздатку от TLC80 поставить, с постоянным полным приводом? Раз уже полезли, стоит поставить. Ищем, ставим, и теперь у нас «почти Восьмидесятка» только в новом кузове! Правда, в кошельке еще минус 0,5 миллиона, по минимуму, а цена нашей Семидесятки перевалила за 5 миллионов.
Ну и хрен с ним, один раз живем, гулять так гулять. За то у нас теперь автомобиль мечты, правда, с асфальта на нем съехать нельзя, но это не беда, сейчас что-нибудь придумаем. Без лифта и труда в грузовую Семидесятку встают 33″ колеса, машинка начинает органично смотреться и не пасовать перед дачным бездорожьем. У штатной TLC76-79 под картером моста 23 сантиметра дорожного просвета даже на штатных колесах, что не дурно, но вот под задними рессорами… у пикапа всего 14 см! Как у Hyundai Getz! На дворе XXI век, а гениальные инженеры Toyota не придумали ничего лучше, как заднюю подвеску оставить рессорной, а сам «плуг» пустить по мостом. Это решение почти изжитое в 80-х годах стучится к вам в дверь обеими руками в наши суровые дни, вместе с старорежимными барабанными тормозами. Что же делать?
Отступать некуда, надо идти вперед. Есть два «дешевых» пути и один «дорогой»:
1. Ставить лифт-комплект за 80 тыс.рублей, и вкатывать 35″ колеса, чтобы хоть как-то компенсировать исчезающе малый клиренс
2. Перекидывать рессоры поверх моста, лифтуя компонентами только переднюю пружинную подвеску. Колеса при этом можно смело ставить 35-36″, так как машина поднимается на 15 см. Очевидно, что с устойчивостью к опрокидыванию у нас начинаются проблемки, но мы пока об этом можем только догадываться, ведь машина по сути еще никуда всерьез не выезжала.
Кстати говоря, надо еще и проставочки подкупить, заднюю колею расширить, которая по задумке инженеров Toyota или по случайности оказалась на 9 сантиметров уже передней. И съемник задних тормозных барабанов хорошо бы прикупить, ведь даже на новой машине для замены задних колодок барабан кувалдой и такой-то матерью не снять, к нему интеллигентный подход нужен.
Все хорошо, но это полумеры. От рессор хорошо бы вовсе отказаться, и переделать заднюю подвеску на пружинную. Это и есть «дорогой» путь. Что для этого надо? Владельцы нынешних J76, J78 и J79 вновь берутся за обзвон окрестных разборок, разыскивают передние продольные рычаги от пружинных Семидесяток, далее Кулибины делают рукотворный крепеж на раму, все это комплектуется пружинами и амортизаторами от TLC 80. Еще спустя тучу времени обновленный Land Cruiser 76-79 выезжает из ворот мастерской в конфигурации, близкой к идеалу. Почти как TLC80 четверть века назад, только в салоне поуже.
В кассах различных организаций и частных лиц осталось 5,5 миллионов, но вот он, почти нулевый Крузак мечты! Надо бы еще внедорожного тюнинга добавить. Блокировки, допустим, достались штатные (не во всех комплектациях) но бампера, калитки на две запаски, лебедки, багажники, защиты, увеличенные баки — ставить надо, как без них на Памирский тракт то ехать?
Жестко слишком? Зад просел? Давайте переделаем, это же не заводская машина, здесь всё методом проб и ошибок… Еще соточку занесите в магазин, и полтинничек мастеру, да… А пневмоподушки попробовать не хотите ли, все помягче должно быть. Пробовал ли кто? Нет, не пробовал, но вот фуры ездят, и все нормально, значит и Семидесятка поедет так как еще ни у кого не ехала! Ах, прохудилась подушка… давайте другие попробуем? На карточку сороковничек закиньте только, завтра же приступим…
Начинаем выезжать в окрестные леса, кататься по городу, и даже, о Боже, немного путешествовать, без экстрима. За первые четыре года эксплуатации и непрерывного тюнинга наш легендарный TLC76-79 пробежал 40 тысяч километров и у него ничего не сломалось! Всегда довозил до дома сам, никаких эвакуаторов, очень люблю свою машину, она такая классная, старая школа, сейчас таких не делают, вот оно, настоящее японское качество!
Что-то хрустнуло… звоним Кулибину.
— Вась, что это было?
— Передний редуктор тогось…
— Он же новый!
— Так он слабый… Колеса ведь 35″… не рассчитан он…
— Как не рассчитан? Ладно… везем к тебе, заказывай детали, экспедиция горит! Вась! А как усилить то?
— Никак… раз в 100 тыс.км. полная переборка моста, а раз в 200 переборка с заменой ШРУСов…
— Что-то со связью, я перезвоню, Вась!
В нескольких строках я вам поведал про весь блеск и нищету Ленд-Круйзера 70 серии, в народе прозванного «Охотник». В 2017 году на пикапе (79-й) стал доступен гораздо более интересный силовой агрегат, 1VD-FTV, по сути это тот же мотор, который ставится на TLC200, только с одной турбиной, дефорсированный до 200 л.с. С таким сердцем весь этот цирк с конями, наверное, уже не актуален. Если вовремя вырезать всю экологию. У него даже ABS и система стабилизации есть, кто бы мог подумать, счастье то какое! Но рессоры остались на месте, как мы в России любим, под мостами, а значит любая отечественная колея для Семидесятки по прежнему фатальна, и чуть что — надо идти за трактором для трактора.