Семья как микрофактор социализации

“Семья как микрофактор социализации”

Семья как микрофактор социализации.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

Всеобъемлющее влияние семьи на ее младших членов, содержание и ха­рактер этого влияния связаны с рядом психологических механизмов социализа­ции ребенка в семье, среди которых И.С. Кон рассматривает следующие:

Другим механизмом является идентификация. Ребенок подражает родителям, ориентируется (соз­нательно и неосознанно) на их пример. Зная внутренний мир ребенка, отклика­ясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя и то и другое, родители тем са­мым формируют его самосознание и личность в целом. Таким образом, семья всегда играет кардинальную роль в социализации детей. Американский писатель Торнтон Уайлдер замечал: «Семейная жизнь подобна зале с превосходной аку­стикой. Подрастающие дети не только слышат слова (и в большинстве случа­ев приучаются пропускать их мимо ушей), они различают мысли и намерения, скрывающиеся за этими словами. И главное, они узнают, что их родители дей­ствительно любят, а что действительно презирают».

В связи с вышеизложенным становится ясно, что работа педагога с роди­телями его воспитанников приобретает особое значение. Необходимы знание ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ни­ми в воспитании ребенка.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педаго­гической позиции родителей. Правильно организованная работа носит скрытый обучающий характер. Педагог опирается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяет, использует в воспитательном процес­се для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Кон­такт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к про­цессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.

Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применять­ся в комплексе.

При изучении семьи педагога, прежде всего, интересуют сле­дующие данные:

Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппиро­ванности семей по принципу возможности использования их нравственного по­тенциала для воспитания своего ребенка. В связи с этим семьи де­лят на 5 типов:

1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здо­ровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определен­ном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность воспитания детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном вос­питании нет и речи, все пушено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездухов­ность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь по­колений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную пси­хологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семь­ями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Источник

Семья как важнейший микрофактор социализации личности

Роль и значение социального взаимодействия, общения и деятельности в формировании и становлении личности, а также ее отдельных структур. Сущность и основные факторы социализации личности, семья как начальный этап данного процесса, тенденции ее развития.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления21.03.2017
Размер файла24,5 K

Семья как микрофактор социализации. Смотреть фото Семья как микрофактор социализации. Смотреть картинку Семья как микрофактор социализации. Картинка про Семья как микрофактор социализации. Фото Семья как микрофактор социализации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Семья как важнейший микрофактор социализации личности

Введение


Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов социализации. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. [2]


Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, иначе семья.


Роль семьи в социализации личности является актуальной темой в настоящее время. Иными словами, семья является важнейшим микрофактором социализации личности. Это связано с тем, что основную информацию об окружающем мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.


Целью работы является анализ роли семьи в социализации личности. Для этого были проанализированы научные работы по соответствующей теме. С учетом поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

· Определить понятие семьи и её функции

· обосновать, что семья является начальным этапом социализации

· проанализировать тенденции развития современной семьи;

Данная работа очень полезна для студентов старших вузов, преподавателей, а также других ученых, заинтересованных в роль семьи в социализации личности. В особенности работой заинтересуются родители, ведь тема непосредственно касается их ребенка, его социализации и формирования личности.

1. Понятие и функции семьи

семья социализация личность

Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции. Выделяются следующие основные функции семьи [4]:

· Экономическая и хозяйственно-бытовая. Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т.д.

· Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья, в которой переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей, является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка.

· Рекреационная и психотерапевтическая. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т.д.

К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.

2. Семья как основной фактор, влияющий на становление личности

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. [3]


Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многие индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием.


В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. [6]


К разновидности авторитарного стиля может быть отнесена и опека. Во благо ребенка родители не дают ему шага шагнуть, постоянно подсказывая, что и как ему необходимо делать. Так воспитываются «мамины сыночки и дочки», которых потом родители вынуждены нянчить всю жизнь.


Стиль «невмешательства» характерен для семей, где отсутствует четкая система воспитания, нет лидеров, родители не пользуются у ребенка авторитетом, дети часто предоставлены сами себе. Воспитательные мероприятия осуществляются от случая к случаю. Дети и взрослые в семье живут как бы сами по себе. При таком «воспитании» дети не приучены к дисциплине, они склонны к анархии, отсутствует уважение к взрослым, интерес к учебе, часты правонарушения.


Демократический стиль взаимоотношений имеет в своей основе сотрудничество, взаимопонимание детей и родителей, взаимоуважение. С мнением ребенка считаются, с ним советуются. Ему взрослые доверяют. Относятся к нему как к личности, умеющей отвечать за свои поступки перед другими членами семьи. Детей и родителей объединяют общие дела, общие интересы. Они часто бывают вместе. Существует теплота отношений, дружеского участия. В таких условиях воспитывается личность с чувством собственного достоинства, уважающая и других людей, готовая прийти на помощь, если в ней кто-то нуждается. Именно такими должны быть отношения в семьях.


Заключение


От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает человека к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения, формируя в конечном итоге зрелую, социально-компетентную личность. Поэтому родителям следует более серьезно относиться к воспитанию ребенка. Неопытные родители могут поучаствовать в семейном и общественном воспитании детей, изучить психолого-педагогическую литературу, проконсультироваться у специалистов и самостоятельно внедрить их рекомендаций и советы в процессе семейного воспитания.


Список использованной литературы

2. Мудрик А.В. Социализация человека: Пособие для студ. высш. учеб. заведений: 2-е изд. М., 2006.

5. С.И. Гессен. Основы педагогики, 1995.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Определения понятия «социализация». Рассмотрение особенностей процесса присвоения человеком социального выработанного опыта. Описание семьи как важнейшего института социализации личности. Роль родителей в социализации детей. Виды и стили воспитания.

контрольная работа [28,1 K], добавлен 20.02.2015

Понятие семьи в современном обществе. Роль семьи в жизни ребенка и формировании его как личности. Стадии социализации человека. Влияние поведения родителей на мировосприятие их детей. Благоприятные условия для формирования ценных качеств личности.

реферат [34,5 K], добавлен 06.08.2014

Проблематика социальной психологии личности. Понятие о социализации. Сферы, этапы и институты социализации. Ролевое поведение как механизм социализации, а также взаимозависимость качеств личности и групп. Идентичность личности: социальная и личностная.

реферат [34,3 K], добавлен 03.02.2009

Понятие и основные этапы социализации общества, психологическое обоснование и значение данного процесса, критерии оценки ее эффективности. Основные институты социализации личности и их значение, существующие проблемы и перспективы их разрешения.

курсовая работа [63,0 K], добавлен 20.12.2015

Рассмотрение особенностей семейного воспитания детей дошкольного возраста. Социальное развитие как один из важных аспектов социализации личности ребёнка. Знакомство с функциями современной семьи. Анализ факторов, влияющих на процесс социализации ребенка.

дипломная работа [595,1 K], добавлен 01.05.2013

Источник

Семья как микрофактор социализации человека

Семья-это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Эмоциональная привязанность супругов, родителей и детей друг к другу-сравнительно недавнее приобретение человечества. Вот как описывал русский историк Н. Костомаров атмосферу семьи в XVI-XVII столетиях: «Между родителями и детьми господствовал дух рабства. Покорность детей была более рабская, чем детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм. Домострой запрещал даже смеяться и играть с ребенком».

Особое внимание обращается на такое понятие как интимность представляет собой сочетание интимности:

· эмоциональной (сходство переживаемых чувств);

· социальной (общие друзья и социальные связи);

· интеллектуальной (диапазон допустимых тем для обсуждения);

Трудности в реализации и достижении ожидаемого от семейной жизни ведут к конфликтам, разочарованиям, разводам. В любом случае эти трудности осложняют жизнь семьи, мешают ей стать фактором позитивной социализации супругов, а затем и их детей.

Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает,на смену ему приходит авторитет личности родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, чем родители; они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Родительские запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми,

Социализация человека в семье осуществляется благодаря действию традиционного механизма, т.е. неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье.

Стиль семейной социализации тесно связан с национальными традициями, культурой общества.

Психологические механизмы социализации ребенка в семье:

2.Идентификация:ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно или неосознанно) на их пример.

В целом можно определить следующие функции семьи в процессе социализации:

1. физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, к-я не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.

2. формирование психологического пола человека. В первые 3 года жизни реб-ка это влияние определяющее, в семье ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола, к-е содержат личностные хар-ки, особенности эмоц-х реакций, а также различные установки и вкусы, связанные с мужественностью или женственностью. Решающее значение в этом имеет отец.

3. ведущая роль в умственном развитии ребенка(американский исследователь Б.Блум выявил, что различие в коэфф. умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.

4. овладение человеком социальными нормами. Выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, к-е сами в детстве подвергались депривации или к-м не удалось успешно решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

5. формирование фундаментальных ценностных ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления и планы, и способы их достижения.

6. социально – психологическая поддержкачеловека, от чего зависят его самооценки, уровень его самоуважения, мера самопринятия, эффективность самореализации.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1442 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Микрофакторы социализации: семья, соседство, микросоциум.

Семья это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены кот. связаны общностью быта, взаимной моральной ответ-тью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Социализирующие функции семьи. Это выражается в том, что:1) семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. 2) семья влияет на формирование психологического пола ребенка. Ребенок усваивает атрибуты приписы­ваемого ему пола: набор личностных харак-тик, особенности эмоц.-ых реакций, различные установки, вкусы, поведенче­ские образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). 3) семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. 4) семья имеет знач. в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится карди­нальным. Важен хар-р общения в семье, атмосфера и взаимоотношениями

Соседство и воспитание. Принятие в расчет влияния соседства может оказаться полез­ным для определения необходимости и направления индивиду­альной помощи детям и подросткам. Учитывая осо­бенности соседства, педагоги определяют необходимость и воз­можность использовать его позитивные потенции.

Функциональная структура пространства микросоциума: наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения не­больших групп и т.д. Демографическая структура, т.е. состав его жителей: их этническая принадлежность, однородность или неоднородностьи т.д. Культурно-рекреационная инфраструктура нали­чие и кач-во работы учебно-воспитательных учреждений, кино­театров, клубов, спортзалов, бассейнов, музеев, теат­ров, библиотек; наличие местных средств информации и т. п.

Микросоциум влияет на социализацию чел., важно какой сложился в нём социально-психологический климат.

Микроклимат определяется уровнем образования жителей, стилем жизни, наличием криминогенных се­мей и групп, криминальных структур, качеством работы воспита­тельных, культурных, спортивных и других организаций.и т.д

Источник

“Семья как микрофактор социализации”

Семья как микрофактор социализации.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

Всеобъемлющее влияние семьи на ее младших членов, содержание и ха­рактер этого влияния связаны с рядом психологических механизмов социализа­ции ребенка в семье, среди которых И.С. Кон рассматривает следующие:

Другим механизмом является идентификация. Ребенок подражает родителям, ориентируется (соз­нательно и неосознанно) на их пример. Зная внутренний мир ребенка, отклика­ясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя и то и другое, родители тем са­мым формируют его самосознание и личность в целом. Таким образом, семья всегда играет кардинальную роль в социализации детей. Американский писатель Торнтон Уайлдер замечал: «Семейная жизнь подобна зале с превосходной аку­стикой. Подрастающие дети не только слышат слова (и в большинстве случа­ев приучаются пропускать их мимо ушей), они различают мысли и намерения, скрывающиеся за этими словами. И главное, они узнают, что их родители дей­ствительно любят, а что действительно презирают».

В связи с вышеизложенным становится ясно, что работа педагога с роди­телями его воспитанников приобретает особое значение. Необходимы знание ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ни­ми в воспитании ребенка.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педаго­гической позиции родителей. Правильно организованная работа носит скрытый обучающий характер. Педагог опирается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяет, использует в воспитательном процес­се для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Кон­такт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к про­цессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, не менее важная задача педагога заключается в вооружении се­мьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятель­ности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Воспитатели и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжела­тельность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании од­ни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контроли­рующую и др. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает:

Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.

Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применять­ся в комплексе.

При изучении семьи педагога, прежде всего, интересуют сле­дующие данные:

Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппиро­ванности семей по принципу возможности использования их нравственного по­тенциала для воспитания своего ребенка. В связи с этим семьи де­лят на 5 типов:

1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здо­ровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определен­ном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность воспитания детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном вос­питании нет и речи, все пушено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездухов­ность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь по­колений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную пси­хологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семь­ями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *