Семья как субъект образования

Семья как субъект образовательных отношений: на пути к доверительному общению

Семья как субъект образования. Смотреть фото Семья как субъект образования. Смотреть картинку Семья как субъект образования. Картинка про Семья как субъект образования. Фото Семья как субъект образования Егорова Татьяна
Семья как субъект образовательных отношений: на пути к доверительному общению

Современное законодательство закрепляет ответственность за жизнь, воспитание и образование ребенка за родителями (законными представителями). Перед образовательной организацией, в свою очередь, ставятся задачи педагогической поддержки семьи в вопросах всестороннего развития, охраны физического и психического здоровья детей, повышения родительской компетентности.

Рассматривая Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) как основу для оказания адресной помощи семье в воспитании детей дошкольного возраста, следует подчеркнуть, что вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО является одним из основных условий эффективности сотрудничества семьи и педагога в становлении гармоничной личности дошкольника. Субъектная позиция родителей в образовательном процессе способствует оптимальной социальной ситуации развития детей.

Субъектную позицию мы понимаем как целостную характеристику активной жизненной позиции родителей по отношениюк процессу становления личности ребенка и степени участия в данном процессе: а) семьи;

б) специалистов дошкольной образовательной организации.

Что касается определения субъектной позиции самих педагогов ДОО, мы трактуем ее как готовность специалистов к равноправному сотрудничеству с родителями, основанному на адресной психолого-педагогической поддержке семьи в вопросах формирования личности, охраны физического и психического здоровья, содействия развитию интересов и способностей детей на протяжении всего периода дошкольного детства.

Дошкольник как субъект образовательного процесса является центральным его звеном, а его активная жизненная позиция проявляется в ходе взаимодействия с родителями, педагогами и сверстниками через удовлетворение основной потребности ребенка – в общении (прежде всего, в

любви и внимании, которая выражается и как познавательная активность.

Таким образом, задача педагога ДОО – обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, выстроить отношения взаимного доверия и сотрудничества, необходимые для становления гармоничной личности, обеспечения всестороннего развития и социализации дошкольника, воспитания здорового и счастливого ребенка.

В соответствии с современными требованиями педагог образовательной организации должен обладать личностными качествами и профессиональными компетенциями, необходимыми для формирования детско-взрослых сообществ, эффективного сотрудничества с родителями.

Однако, как показывает практика, данное направление профессиональной деятельности является для воспитателя одним из самых сложных. По данным поросов и анкетирования, проведенных нами за последний год в педагогических коллективах ДОО Белгорода и Белгородской области, вопросы партнерства с семьей и вовлечения родителей в совместную деятельность являются для них особенно трудными. В качестве причин, как правило, называют нежелание родителей идти на контакт, высокую степень их занятости, завышенные требования семьи по отношении к педагогам, конфликтность, а подчас и агрессивность родителей.

Данные причины можно назвать объективными, но даже в этом случае профессиональные и должностные функции педагога остаются обязательными для выполнения, а значит, необходимо найти пути преодоления указанных трудностей.

Исследования ценностных ориентаций родителей, уровня воспитательного потенциала современных семей свидетельствуют о готовности последних к сотрудничеству и партнерству в вопросах развития и образования детей. К примеру, проведенный исследователями Института социологии образования РАО анализ ценностных ориентаций современных отцов и матерей показал, что более 80% из них нацелены на воспитание детей; в качестве приоритетных направлений в семейном воспитании дошкольников более 75% выделяют воспитание доброты и отзывчивости, более 42% формирование волевых качеств, более 45% воспитание уважения к старшим.

Налицо противоречие, о котором ученые в педагогических,психологических и социологических исследованиях говорят на протяжении нескольких десятилетий: партнерство и сотрудничество необходимы, но удаются лишь в единичных случаях.Причин этого много: недостаточный уровень психологической подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций; отсутствие единого понимания целей и задач семейного и общественного образования родителями и педагогами; недоверие по отношению к педагогу со стороны родителей и др.

Одной из первоочередных проблем, на решение которой необходимо направить усилия, является создание обстановки взаимного доверия между педагогами, дошкольниками и родителями. Основа взаимного доверия – общение, в котором наиболее значимым является отношение к человеку как к партнеру-исполнителю и как к источнику информации. Причем аспекты эти необходимо рассматривать в качестве обязательных как для педагога, так и для родителей.

Зададим себе простой вопрос: «Какому человеку мы можем доверять Что при этом для нас важно? Безусловно, его ценностные ориентации, представления об общечеловеческих нормах. Можно выделить более конкретные параметры, которые будут определять возможности взаимного доверия:

— ценности современного семейного и общественного воспитания;

— цели и задачи образования подрастающего поколения;

— понимание собственной роли в реализации этих целей и решении

Первым этапом должно стать знакомство. Педагогу необходимо изучить семью воспитанника, а семье – познакомиться с педагогом, который станет в период посещения ребенком детского сада значимым для него человеком.

В современной психолого-педагогической науке существует немало способов знакомства с семьей: опрос, анкета, наблюдение, всевозможные проективные методики. Приведем несколько примеров.

Устоявшейся в практике современных педагогов формой первичного знакомства с семьей является анкетирование,позволяющее получить важные сведения:

— о составе и типе семьи, ее образовательном и социально-экономическом уровне, о воспитательном потенциале родителей;

— об особенностях развития ребенка;

— о приоритетных взглядах родителей на вопросы воспитания и образования своего ребенка;

— об ожиданиях по отношению к образовательной организации.

Более нетрадиционным и менее формальным является использование такой формы знакомства с семьей, как родительское сочинение на тему «Мой ребенок». На одной из первых встреч воспитатель может предложить мамам и папам написать сочинение в свободной форме, не предъявляя особых требований к его форме, объему и содержанию.

Содержание сочинений, безусловно, будет представлять ценную информацию, благодаря которой воспитателю легче понять особенности ребенка, взгляды родителей на многие вопросы воспитания и развития, а возможно, и выявить некоторые проблемы.

Следует помнить и о такой форме знакомства с семьей,как наблюдение в различных ситуациях:

— как общаются родители с ребенком в утренние часы, когда приводят его в группу;

— как проходит встреча ребенка с родителями вечером;

— как общаются родители со своими детьми в процессе совместных мероприятий, организуемых педагогом (праздники, развлечения, конкурсы, соревнования, акции и др.).

Для таких родителей следует предусмотреть возможность анонимной подачи информации, например, так называемый почтовый ящик, в котором родители могут оставить вопросы, мнения, замечания, пожелания. Такая информация также является ценным информационным материалом для воспитателя, заинтересованного в доверительном контакте.

Существуют и интерактивные приемы получения диагностической информации, которые можно применять в ходе непосредственного общения с родителями на мероприятиях.Приведем несколько примеров:

Круг шеринга (от англ. sharing – деление, разделение) – форма быстрого получения обратной связи в неформальной обстановке. Данная форма заимствована из технологии психологического тренинга и предполагает проговаривание в кругу своих вопросов, ожиданий или переживаний. Кроме того, круг шеринга способствует созданию более неформальной обстановки, к примеру, перед началом родительского собрания;

Игра «Ассоциации». Педагог может получить ценную для себя информацию по интересующей теме, поиграв, к примеру, в ассоциации на тему «Дошкольник»;

Игру «Скульптура семьи» можно провести в начале встречи с родителями в качестве разминки и способа снятия эмоционального зажима. Воспитатель предлагает разделиться на подгруппы (по 3-4 человека) и подготовить задание на тему «Скульптура семьи», не озвучивая при этом особых требований или ограничений; единственное требование –

«скульптура» не говорит, т. е. показывая её, участники ничего не озвучивают.

Вариант: показать ситуацию типичного семейного конфликта;

Педагог. Дорогие папы и мамы, начинается учебный год, в течение которого мы с вами вместе будем заниматься воспитанием и обучением наших детей. У всех нас могут быть разные представления о том, что важно в этом процессе, на что следует обратить больше внимания. Давайте попробуем сейчас сформулировать все это. А чтобы нам было интереснее, сделаем это в игре – представим, что пришли в супермаркет. Чтобы ничего не забыть, составим список «покупок», за которым мы пришли. Как вариант, можно ранжировать список, выделив в нем самое важное, важное, второстепенное.

Родителям – о педагоге. В начале статьи мы сказали о взаимном доверии как непременном условии эффективного сотрудничества педагога с семьей. Следовательно, и родитель должен иметь возможность познакомиться с педагогом, который работает с его ребенком. Узнать его ценностные установки, понимание целей и задач воспитания дошкольников. Рассмотрим наиболее приемлемые формы самопрезентации педагога.

Персональный сайт или страничка педагога в интернете примерно с таким же содержанием. Преимущество данной формы в том, что на сайте педагога может быть создана страница для обсуждения каких-либо вопросов (чат, форум); форма для вопросов или отзывов (обратная связь).

И наконец, применяя перечисленные выше приемы знакомства с семьей, педагог сам не должен быть только наблюдателем, оценивающим происходящее со стороны. В ходе игр нужно проявлять заинтересованность, активность и желание сотрудничать. Например, в игре «Ассоциации» после того, как выскажутся все родители,добавить: «А вот у меня возникла такая ассоциация…»; или, после сбора родительских записей в ходе составления списка «покупок», зачитать свой список. Такой подход, безусловно, поможет педагогу создать атмосферу взаимного доверия, направить сотрудничество в нужное русло, а значит, избежать недопонимания, конфликтов и других деструктивных проблем.

Список использованной литературы:

1. Крылова, Н. М. Детский сад –Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности. 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО / Н. М. Крылова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 125 с.

2. Леви, В. Л. Нестандартный ребенок, или Как воспитывать родителей / В. Л. Леви. – М. : Книжный клуб. – 2017. – 234 с.

3. Собкин, В. С. Социология дошкольного детства / В. С. Собкин, К. Н. Скобельцина, А. И. Иванова, Е. С. Верясова // Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. – М. : Институт социологии образования РАО, 2013. – С. 231-235.

4. Холостова, Е. И. Социально-психологическая устойчивость семьи в современной России / Е. И. Холостова, Т. В.Шинина: Монография. – М. : Дашков и К., 2017. – 256 с.

Семья как субъект образования. Смотреть фото Семья как субъект образования. Смотреть картинку Семья как субъект образования. Картинка про Семья как субъект образования. Фото Семья как субъект образованияВзаимодействие ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «Семья — детский сад» Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А. С. Макаренко.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Источник

Педагогика: конспект лекций.

ЛЕКЦИЯ № 90. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка.

Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.

Концепции семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления, включают:

1) формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие;

2) бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него.

Целями семейного воспитания являются:

1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;

2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.

Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.

Значение воспитания детей в семье:

1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;

2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;

3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

В современных условиях дети нуждаются в воспитании:

1) разумной практичности;

2) делового расчета;

3) честной предприимчивости.

Вначале всем этим должны овладеть родители.

Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негативным последствиям:

1) смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство;

2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.

Родители для детей – это жизненный идеал. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса:

В зависимости от количества детей современные семьи делятся на:

По своему составу они могут быть:

1) однопоколенными (только супруги);

2) двухпоколенными (родители и дети);

3) межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей.

Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной семьи является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак.

В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю. П. Азаров делит семьи на три типа:

3) негативная, или скандально-раздражительная.

М. И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семей:

По Д. Фримену к основным функция м семьи можно отнести:

1) обеспечение выживания человека;

2) воспитание детей;

3) обеспечение безопасности;

4) создание и поддерживание факторов и предпосылок (социальных, эмоциональных, экономических и др.) для полноценного индивидуального развития человека;

5) обеспечение социального контроля общего поведения людей в обществе в рамках принятых норм поведения.

К второстепенным функциям семьи относят:

1) передача следующим поколениям традиций, ценностей общества, народности;

2) поиск и поддержание собственного «Я»;

3) удовлетворение потребностей в материнстве и отцовстве;

4) самореализация в последующем поколении;

5) формирование разносторонней деятельности членов семьи.

Значение семьи в воспитательном процессе имеет огромное значение, поскольку именно семья способна удовлетворить практически все потребности человека в развитии и сохранении личности.

Каждая эпоха характеризуется соответствующими моделями (стилями) воспитания ребенка. Выбор стиля воспитания во многом зависит от требований общества к личности человека. Стиль воспитания – это наиболее значимые виды отношений родителей к ребенку, которые используются в качестве непосредственных методов педагогического воспитания (учитывается вербальное и невербальное общение).

Существуют следующие стили семейного воспитания: состязательный, попустительский, рассудительный, предупредительный, гармоничный, сочувствующий, контролирующий.

Формирование стилей семейного воспитания ребенка происходит в результате действия разных факторов (объективных или субъективных). На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние следующие факторы:

1) общественное мнение;

2) уровень нравственности семьи;

3) степень доверия научно-педагогической литературе;

4) темперамент родителей и близких родственников;

6) межличностные отношения родителей.

В процессе воспитания в рамках семьи ребенок имеет возможность нормально развиваться: своевременно усваивать правила общения с окружающим миром, учиться распознавать положительные и отрицательные нормы поведения, формировать личные идеалы. Отсутствие семейного воспитания не дает возможности ребенку корректно сформировать собственные жизненные критерии, выбрать самостоятельную линию поведения. В неполных семьях чаще всего формируется однобокое восприятие мира и общественных, межличностных отношений. Семья как субъект педагогического воспитания несет большую ответственность за воспитание будущих полноценных членов общества.

Ребенок перенимает поведение и мировоззрение своих родителей (воспитателей), но только разностороннее общение делает процесс воспитания полноценным.

Источник

Консультация для родителей: «Семья как субъект воспитания и образования».

Семья как субъект образования. Смотреть фото Семья как субъект образования. Смотреть картинку Семья как субъект образования. Картинка про Семья как субъект образования. Фото Семья как субъект образования вероника нитченко
Консультация для родителей: «Семья как субъект воспитания и образования».

Образование и воспитание является основным источником, от которого зависит будущее человека и всего поколения.

У человека начинается жизнь в семье. Где и зарождаются основы характера у ребенка. Это первые уроки любви, веры, милосердия. Здесь открываются главные источники будущего счастья и несчастья. Родители должны не только дать жизнь ребенку, но и открыть своим детям путь к любви и вере. Таким образом, организация семейного воспитания зависит от правильного устроения самой семьи.

Для этого педагогу необходимо знать основы устроения семьи:

1. необходимо воспитывать и обучать детей в образовательных учреждениях совместно с родителями. При этом педагог должен иметь представление о принципах устроения семьи и развития отношений в них;

2. воспитывать у детей развитие правильного отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родными и по мере взросления дать детям представление о том, что такое семья и для чего она существует.

Проблема воспитания детей в семье является главной проблемой педагогического воспитания. Педагогическая система раскрывает основные принципы, методы и средства, которые могут достигнуть высоких результатов в трудном деле воспитания. Но при этом необходимо учитывать правила и принципы устроения семьи в целом, исполнения своих обязанностей. Очень многое зависит от того, какие взаимоотношения между всеми членами семьи, а также насколько они могут помогать друг другу. И первый пример – это родители. Ребенка связывает строй жизни в семье, общие беды и радости, совместные праздники, семейные традиции. Главное в семье это духовные и его ценностные представления. От того, какими вырастут дети, какими их воспитают в семье – во многом зависит их жизнь, облик общества, в котором им суждено жить и трудиться.

Образование и воспитание в семье помогут усовершенствовать нравственные идеи, укрепить семейные устои, уклад жизни общества в целом.

«Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и образования» Дети — это наша жизнь, смысл нашего существования. Ради них мы живём, радуемся каждому новому движению, слову, высказыванию. Какие все они.

Консультация для педагогов и родителей на тему «Опыт семейного воспитания» Столкнувшись с трудностями в воспитании ребенка-дошкольника, я занялась изучением детской психологии и хотела бы поделиться рекомендациями.

Консультация для родителей «Общая характеристика нравственного воспитания дошкольников» «Общая характеристика нравственного воспитания дошкольников» Воспитатель Иванова Наталья Анатольевна. Формирование основ моральных качеств.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка зависит от воспитания» Консультация для родителей «Безопасность ребенка зависит от воспитания». Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации,.

Консультация для родителей «О методах воспитания» В последнее время часто можно слышать, видеть и наблюдать такую картину, когда родители кричат, дают оплеухи своему ребёнку за то, что тот.

Консультация для родителей «Система здоровьесберегающего образования в ДОУ» Цель: знакомство родителей с основами методик Русской Азбуки – Зарядки (РАЗ, «Гимнастики мозга», точечный массаж по А. А. Уманской Обучение.

Консультация для родителей «Стили воспитания родителей» Консультация для родителей «Стили воспитания родителей» Для решения нелегкой воспитательной задачи существует четыре стиля воспитания.

Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического.

Источник

Доклад «Семья, как субъект педагогического взаимодействия»

«Семья как субъект педагогического взаимодействия »

Воспитатель 1 категории

Малышева Елена Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3

1. Содержание воспитания в семье………………………………………..5

2. Стили взаимоотношений в семье……………………………………. 11

3. Координация педагогической деятельности………………………….12

4.Методы и средства воспитания в семье………………………………13

5. Основные задачи родителей в семейном воспитании…………. …..16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………. 19

В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности. В определенные периоды к семейному воспитанию могут привлекаться няни, репетиторы, домашние учителя и гувернеры. Следовательно, семейное воспитание – это более или менее осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Одновременно семейное воспитание рассматривается как составная часть относительно контролируемой социализации человека в современном цивилизованном обществе. Оно осуществляется в неразрывной связи с другими видами социального воспитания – школьного и общественного.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

1. Содержание воспитания в семье

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейному воспитанию предполагает его осуществление по нескольким относительно самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям. Их содержание можно свести к следующим позициям[4].

Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирования личности ребенка, как будущего активного участника межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.

Интеллектуальное воспитание – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении.

Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о Прекрасном, существующем в жизни.

Физическое воспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание организма и др.

Трудовое воспитание закладывает основу будущей самостоятельной жизни – профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи.

Это лишь основные направления семейного воспитания. В разных семьях они в той или иной мере дополняются экономическим, политическим, экологическим, половым и другими направлениями воспитательного взаимодействия детей и взрослых, реализуемого в системе внутрисемейных отношений.

Считается, что внутрисемейные отношения являются ведущим компонентом семейного воспитания, поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. К тому же естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них семья также включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и другие связи. Внутрисемейные отношения также взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В обобщенном виде именно семья аккумулирует в себе всю их совокупность.

Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того, в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего включения ребенка в их систему [6; 18].

Ведущая роль семейных отношений в воспитании заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей.

Степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и семья переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитие детей. Сравнительные исследования, проведенные в разных странах, выявили, что демократический тип семьи обладает более высоким воспитательным потенциалом. Установлено, в частности, что в таких семьях значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из семей с более низкой степенью демократизации отношений.

Воспитание ребенка во многом зависит и от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.д. Им свойственно более адекватное осознание «Я – образа» (самого себя в системе межличностных отношений), его целостность, развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников[5; 10].

В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми. Следовательно, сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в семейном воспитании.

Известно, что отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они ими или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре — последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к социальному педагогу или психологу, как правило, по поводу уже возникшей «вчера» или «неделю назад» тревожной ситуации. То есть они преимущественно видят не процесс формирования и развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный поступок ребенка.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Понятие «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. Однако, как заметил Л.Н.Толстой, все счастливые семьи похожи друг на друга, а вот каждая несчастливая семья несчастлива по-своему [1; 14].

1. Невысокий материальный уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей расходуется на добывание средств к существованию.

2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, неуверенность в завтрашнем дне, постоянная угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие родителей в состояние повышенного эмоционального напряжения.

3. Двойная нагрузка на женщину в семье – работа на производстве и решение задач по обеспечению повседневного функционирования семьи (приготовление пищи, стирка, уборка помещений и др.).

4. Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых, моральных и нравственных причин, обусловливающий достаточно большое количество так называемых «неполных семей».

5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Объявленная законом равная ответственность родителей за воспитание детей на практике лишь декларируется.

6. Обострение конфликта между поколениями на уровне родителей и детей, вызванное неконтролируемым воздействием СМИ на сознание молодого поколения несоответствующих российскому национальному менталитету моральных и нравственных ценностей.

7. Разрыв между воспитательной деятельностью семьи и школы[3; 8].

Особое место в перечне причин формирования в семьях неблагоприятной воспитательной среды занимает так называемый «кризис отцов». Сегодня он проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешенности отца от семьи. Социальные педагоги это явление объясняют рядом объективных и субъективных причин. Во-первых, педагогическая несовместимость родителей. В типичном варианте такие родители во взаимодействии с ребенком преследуют разные педагогические цели, используют противоположные методы и средства. Во-вторых, это методы крайне жесткого воспитания, в результате чего дети начинают презирать, боятся и даже ненавидеть отца и любыми путями спасаться от него. Здесь на смену нормальному взаимодействию приходит полное отчуждение, зачастую порождающее в семье конфликтные ситуации[9; 11].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *